Научная статья на тему 'Развитие идей гуманизации в историкопедагогических трудах русских просветителей конца ХIХ начала ХХ в'

Развитие идей гуманизации в историкопедагогических трудах русских просветителей конца ХIХ начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маяцкая Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие идей гуманизации в историкопедагогических трудах русских просветителей конца ХIХ начала ХХ в»

Принцип равных возможностей. Образова-ниеявляется целостной подсистемой общества как целостности. И то, и другое не могут иметь полнокровного развития, если к образованию нет равного доступа для "первоклеточки" данных целостностей - человека. Это тем более важнодля России, избравшей путьдемократи-ческого развития. В цивилизованном обществе каждый гражданин должен иметь доступные возможности получения образования, как общего, так и профессионального, на соответствующем уровне качества образовательных услуг Естественно, социальное происхождениеуча-щегося и географическое расположение его жительства (город, район, станица, аул и др.) по-прежнему имеют свое значение. Но это не должно проявляться в такой степени, чтобы создавались непреодолимые барьеры для получения всех уровней образования для всех граждан. Поэтому и стоит на сегодня задача создания такой системы образования, которая предоставит равный доступ, невзирая на социальное и материальное положение, место про-живаниячеловека.

Принцип управления и самоорганизации. Данный принцип с необходимостью предполагает решение двуединой задачи в образовании: создатьсистемууправляющих воздействий на все элементы структуры и одновременно способствовать проявлению инициативы и творчества действующих субъектов образования. Современная практика со всей очевидностью подтверждает, что без разумного управления

не может образование "покоиться" на самоорганизации. Какнаоборот, если системауправ-ления выстраивается как система императивов без учета инициативы и творчества субъектов образовательных процессов - такая система нежизненна.

Принцип вариативности и сотрудничества. Принцип вариативности в образовании предполагает наличие "многоукладности" в функционировании образовательных учреждений, многообразие образовательных программ, форм и методов обучения, дифференциации и индивидуализации общего и профессионального образования. Все это невозможно осуществлять без сотрудничества между образовательными учреждениями всех видов и типов, педагогами и управленцами.

Принцип культуросообразности требует создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации.

Принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

Реализация выделенных принципов развития образования требует большой и напряженной работы от всего общества и его основных звеньев и структур управления.

Тш

147

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗАЦИИ В ИСТОРИКО- УДК 37.017.924

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ РУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КОНЦА Х1Х - НАЧАЛА ХХ В.

В связи с реформированием высшей школы и поиском путей об- © В.А. Маяцкая

новления системы образования видоизменяются взаимоотношения педагогов и студентов. На первый план выдвигается количественный показатель научной деятельности, что серьезно снижает ее качественные характеристики. В погоне за количественным показателем утрачивается главная направленность научного поиска: его глубина, содержательность, новизна. Качествонаучнойиучебной работытеряется в результате участия успешных студентов во всех научных объединениях. В итоге нарушается гуманистическая сущность отношений в учебном процессе, которая должна привести к профессиональному становлениюличности. Всвязисэтим, возникает необходимостьрас-смотрения истоков и развития идей гуманизма.

Мы обращаемся к первым первых учебных пособиях по истории педагогики концаХ1Х - началаХХ в. А.Н. Острогорского, М.И. Демко-ва, П.Ф. Каптерева.

В своих трудах русские просветители уже сделали попытку определить основные этапы развития отечественной школы, где идея гуманизма раскрывается через понятия "нравственность", "гражданственность", "христианство". Так, еще в 1899 г. М.И. Демков в своих учебниках по истории "русской педагогии" впервые свел воедино "раз-

0

X

г

о

ГГ-

о

148

МАЯЦКАЯ

Валентина

Александровна,

кандидат

педагогических наук, доцент кафедры "Теория и история педагогики",

ГОУ ВПО

"Ставропольский

государственный

педагогический

институт",

Ставрополь

бросанные факты" из истории отечественного воспитания и образования. Автором отмечается, что русская педагогика зарождается со времени принятия христианства (988 г.). "Византия дала нам веру, гражданственность и литературу, - объясняет он, - и, в общем, имела благотворное влияние на Древнюю Русь [1, 307]. Далее ученый показывает развитие "русской педагогии" отXI в. до XVIII в.

Осмысление гуманистических идей прослеживается и в педагогической хрестоматии А.Н. Острогорского (1907 г.), в которой были представлены прогрессивные статьи того времени, связанные с образованием, воспитанием и развитием человека. Автор считал, что "вошедшие в хрестоматию статьи представляли собой руководящие идеи по вопросам образования, о которых педагогам отнюдь нелишне подумать" [4, введение].

В первом разделе А.Н. Острогорский объединяет труды авторов, раскрывающие понятия "гуманность", "национальность", "альтруизм". Так, в статье "Новоселье лицея" Н. Пирогов отмечает, чтобы быть человеком нужны "серьезный взгляд на жизнь, полное сознание нравственной необходимости воспитания, содействие духовное и материальное, теплая вера в вечную истину и добро" [4, 3].

Данная проблема находит отклик в сочинении В. Белинского, который пишет: "Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное... Нравственное образование делает вас просто человеком, т.е. существом, отражающим в себе отблеск божественности, и потому высоко стоящим над миром животным" [4, 3]. "Сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, - уточняет автор, - а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу", следовательно, "в этих отношениях и больше нигде должно искать приметы нравственного или безнравственного человека, а не в том как человек рассуждает о нравственности" [4,4].

Продолжая разговор о нравственном воспитании, А.Н. Острогорский использует в хрестоматии статью Незнамова "Добро и его формулы" (Рус. Слово. 1903 г., № 304). В ней отмечается: "Уродливости как бы они многочисленны не были, все таки остаются уродливостями... Какое бы нравственное уродство кругом нас ни было, как бы оно часто не встречалось, сколько бы люди не творили насилия,. - все это уродство, искажение, отступление от общего правила, а не естественный закон" [4, 5].

В. Модестов в статье "О гуманности" ("Новости" 1-го октября 1885 г., № 270) рассуждает: "В моих глазах не подлежит ни малейшему сомнению, что гуманность есть важнейшая из добродетелей человеческих, такая добродетель без которой все другие не имеют полного значения" [4, 9]. Автор сравнивает гуманность в философском и общественном смысле с любовью в христианском: "Но в тоже время как христианская любовь есть идеал, осуществление которого выше сил человеческих, гуманность есть добродетель так сказать земная и вполне доступна человеку с добрым сердцем и просвещенным разумом" [там же].

К.Д. Ушинский в статье "О народности в общественном воспитании" утверждает: "Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, это идеал, представляемый нам христианством. Все чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении" [4,15].

Продолжая разговор о просвещении, В. Стоюнин в "Заметках о русской школе" отмечает: ".что мы должны разуметь под истинным просвещением. Этот признак сближения со светом, все кругом освещающим, согревающим, оживляющим" [4, 29].

Иванцов в статье "Гексли, как представитель современного научного миросозерцания" (Вопросы философии. Кн.12), рассуждая о воспитании, отмечает: "Никакая система воспитания не может претендо-

вать на устойчивость, если она не признает той истины, что воспитание имеетдве великие цели, которым все остальное должно быть подчинено, - одна из них - увеличить знания, другая -развить любовь к справедливости и ненависти к несправедливости" [4,22].

С. Трубецкой, как бы предчувствуя надвигающуюся угрозу разрушений, в статье "Лишние люди и герои нашего времени" (1904) отмечает: "Лучшие люди становятся "лишними", героями дня являются сегодняшние герои, завтрашние мстители и разрушители. Разрушение и ненависть становятся лозунгом" [4,24].

Анализ данных статей позволил нам проследить попытку русских просветителей выделить и решить проблемы, касающиеся нравственности, альтруизма и национальности. Автор показал разносторонность взглядов авторов на эти проблемы, глубину и содержательность их решения.

Влияние гуманистических идей на российскую школу также прослеживает и М.И. Демков в исследовании историко-педагогического знания. В учебнике "Старые и новые педагоги" (1912) автор раскрывает вклад "иностранных" и "русских" педагогов в развитие образования их жизнь, мысли и труды. Зарождение гуманистических идей в российском образовании началось еще с принятия христианства, когда возникла потребность в грамотности. По его мнению, "книги св. Писания составили предмет постоянного интереса наших предков". Автор пишет: "В них искали утешение и укрепление своей веры люди, принимавшие христианство, с нихдолжны были начинать свое образование люди, желающие учиться грамоте. Книга явилась внезапным светом, который разом дал почувствовать людям их нравственную слепоту" [2, 7].

В данном учебном пособии ученый отмечает, что наука педагогика берет начало из древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель). Так, по его мнению, "Сократ был не только мудрецом (философом), но и учителем человечества; он углубил сознание всего человечества, - и в этом его величайшая заслуга" [2,14]. "Проникнутый глубокою верою во всеобщую истину, Сократ стремился доказать ее громадное значение, - отмечает Демков, - ее безмерное превосходство над мнимой, относительной истиной, считая, что она больше всех мнений людских, она одна существенна, ее одну следует искать, в пределах, доступных человеку" [2, 14].

В учебнике указано, что Сократ все чаще останавливался на вопросах: "Как познать человека, как определить, что для него благо, что зло?" [2, 17].

Раскрывая идеи Платона автор пишет: "Если Сократ выяснил, что только познание понятий доставляет истинное знания, то Платон перехо-

дит к дальнейшей мысли, что только тому, что мыслится в понятиях, - формам вещей, идеям, свойственно истинное и первоначальное бытие" [2, 21]. Цель природы, по Платону, есть человек, а цель человека - это идея. Платон считает: "Так как Бог есть благо, абсолютная справедливость, то и мы можем походить на него не иначе как справедливостью. Для того чтобы уподобиться божеству, человеку необходимо воспитание" [2,22].

М.И. Демков отмечает, что "в средние века педагоги и педагогика почетом не пользовались, внимание к себе не привлекали, оттого и школы были неблагоустроенны, в них господствовала суровая, порой жестокая дисциплина". "Главным образом, - пишет автор, - учили наи- ^

зусть и нисколько не заботились, чтобы препо- ^

даваемые предметы были усвоены учащимися и проработаны самостоятельно". Против этого, по мнению русского просветителя, вооружился педагог-гуманист Мишель Монтень. "Вооружился, прежде всего, против буквоед- —

ства и отсутствия самостоятельности", - счита-

етон [2,49]. —МС

В эпоху просвещения начинается научный этап развития педагогики, основоположником которого является Я.А.Коменский. Раскрывая идею гуманизации образования, Коменский подчеркивает: "Мудро говорил тот, кто сказал, что 149 школа - мастерская гуманности (человечности), т. к. она без сомнения, содействует тому, чтобы человека действительно сделать человеком" [2, 53].

Раскрывая особенности русской педагогики М.И. Демков, основываясь на "Поучение детям" Владимира Монамаха, подчеркивает: "Главными свойствами человека по понятиям того времени были человеколюбие и трудолюбие, основанные на религиозности и благочестии" [2,100]. "В поучении Мономаха, - отмечает автор, - как бы в зародыше находятся те педагогические начала, которые в последствии предстояло развить, расширить и углубить русской педагогике: страх божий и любовь к человечеству, поставленная в основании добродетели" [2,100].

Автор отмечает вклад Симеона Полоцкого,

Ф.И. Янковича-де-Мириева, Г.С. Сковороды, Архиепископа Евсея и Н.И. Пирогова в решение проблем нравственного воспитания. В частности, они выступали против телесных наказаний. Так, М.И. Демков приводит высказывание Н.И. Пирогова, который "необходимым условием правильной постановки педагогического дела считал взаимное уважение и доверие со стороны учащихся и учителей" [2,128].

Вторая половина XIX в. в России характеризуется широким привлечением общественности к обсуждению и решению проблем воспитания и обучения. В российском образовании ведутся поиски становления и развития народ-

150

ной, русской школы. В учебном пособии М.И. Демкова "Старые и новые педагоги" представлены педагогические идеи К.Д. Ушин-ского, В.Я. Стоюнина, Н.А. Корфа, В.И. Водовозова, Н.Ф. Бунакова, С.И. Миропольского,

С.А. Рачинского по данному вопросу.

"Народная школа, по мысли Н.Ф. Бунакова не должна ограничивать свою деятельность лишь узкою целью научить детей грамоте и сообщить им известные знания. Она, главным образом, должна воспитательно влиять на учащихся, приготовляя ихкжизни честной, разумной, не отрывая их от родной среды и привычного труда" [2, 170].

В своих педагогических трудах С.И. Миро-польский проводил мысль, что "воспитание должно приучать детей к умеренности, к воздержанности, к победе высших потребностей над низшими, к власти духа над чувственностью и себялюбием" [2,174].

По словам С.А. Рачинского: "Велика и страшна задача русской школы. Школы, отрешенной от церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой церкви, в самом □ широком смысле этого слова, может она при-£1—ступить к ее разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой церкви, и духовных и светских" [2, 182].

П.Ф. Каптерев в "Истории русской педагогии" представляет общий ход развития русской педагогики. В частности, он отмечает:". когда возникают вопросы об образовании и воспитании, когда начинается более или менее серьезная педагогика, тогда уже существуют два могучих учреждения: государство и церковь. Эти учреждения завладевают воспитанием, подчиняют его себе, навязывают свои задачи" [3,2]. Осмысливая высказывания автора об основном предназначении истории педагогики как науки, мы определяем, что педагогика начинается "периодами несамостоятельного бытия", "периодами осуществления извне поставленных ей целей", "она стремиться вырваться из подневольного существования при участии общества и его деятелей в разработке педагогических идей" [3, 2].

0

X

Г

О

ГГ-

О

Развивая идею М.И. Демкова о вкладе русских просветителей в образование, П.Ф. Кап-терев классифицирует их труды по четырём направлениям. В гуманитарном рассматриваются взгляды на образование П.К. Редкина, Н.И. Пирогова, Н.А. Корфа, В.И. Водовозова, Юзефовича, Скворцова, Окольского, В.Я. Стоюнина. В национальном направлении представлены труды К.Д. Ушинского о значении национальности и науки в воспитании и В.Я. Стоюнина о воспитании человека и гражданина, а также характеристика С.А. Рачинским русскихдетей и русской школы. В направлении, посвященном свободному воспитанию и образованию, излагаются педагогическая система Л.Н. Толстого и педагогические взгляды Д.И. Писарева. Завершая классификацию трудов русских просветителей, П.Ф. Каптерев выделяет направление общественно-педагогического движения.

Анализируя учебные пособия по истории русской педагогики конца XIX - начала XX в., можно сделать вывод о том, что русские просветители этого периода раскрывали идеи гуманизации сучетом культурных, национальных, религиозных особенностей России. Авторы связывали гуманистические процессы в образовании с христианскими основами. В учебниках использовались статьи современников о нравственном воспитании, альтруизме, гражданственности, народности. Ученые-педагоги того времени не только выявляли эти проблемы, но и предлагали практические способы их решения. Их идеи на многие десятилетия определили развитие отечественной педагогики.

Примечание:

1. Демков М.И. История русской педагогии. Ч.1

Древнерусская педагогия (Х—Х11 вв.). - СПб., 1 899.

-310 с.

2. Демков М.И. Старые и новые педагоги. - М.,

1912.-182 с.

3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. -

2-е изд. - СПб. : издание О. Богдановой, 1915.

-540 с.

4. Острогорский А.Н. Педагогическая хрестоматия. - СПб., 1907. - 233 с.

УДК37.014.3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ

ПРАВ РЕБЕНКА НА ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

© В.А. Маяцкая Мы живем в информационном обществе, которое развивается по

своим законам и знать их должен каждый человек, или, по крайней мере, хотя бы понимать, какие возможности ему это общество предоставляет и с какими рисками он может столкнуться.

Современная школа стоит перед необходимостью создания государственной программы по обеспечению информационной безопасности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.