УДК 656.788
РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В УКРАИНЕ
Е.В. Нагорный, профессор, д.т.н., В.С. Наумов, доцент, к.т.н., ХНАДУ
Аннотация. Проведен анализ изменения понятийного содержания транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) на территории Украины с учётом особенностей социально-экономического развития страны. Выделены проблемы, возникающие на современном этапе развития ТЭО.
Ключевые слова: транспортно-экспедиционное обслуживание, этапы развития, современное состояние.
Введение
Развитие транспортно-экспедиционной деятельности связано с развитием транспорта, поэтому и появление данного вида деятельности можно отнести к появлению первых транспортных компаний. В [1] отмечается, что сервис транспортно-агентских услуг появился в средние века в связи с развитием торгового мореплавания, а экспедиторских -с середины XIX столетия. В [2] указывается, что во Франции первая транспортно-экспедиционная компания («Мори-Шарбон») появилась уже в 1797 г. В Украине наиболее динамичное развитие форм ТЭО приходится на период с начала ХХ века. Детальный анализ развития ТЭО имеет большое значение для определения перспективных направлений развития данного вида деятельности в нашей стране.
Анализ публикаций
Вопросу развития ТЭО уделено достаточное внимание в учебных изданиях [1, 3, 4] и научных работах [2, 5, 6].
В [1] рассматривается процесс развития транспортно-агентских и транспортно-экспедиционных услуг в мировом масштабе, при этом не анализируется этапность данного процесса. В [3] выделены этапы развития ТЭО, кроме того, рассмотрены задачи, решаемые транспортно-экспедиционными пред-
приятиями (ТЭП), обоснованы тип управления на каждом из этапов и направленность деятельности ТЭП. В [4] рассматривается развитие ТЭО на отдельно взятом виде транспорта - железнодорожном.
Сравнительный анализ особенностей осуществления транспортно-экспедиторской деятельности в нашей стране и зарубежных странах, проведенный в [2], позволили автору сформулировать перспективные направления развития ТЭО. Однако данная работа относится к 1964 г. и приведенные результаты исследований не могут быть использованы в настоящее время.
В работе [5] проведен анализ понятийного аппарата транспортной экспедиции. Авторы указывают на наличие в литературе принципиально различных точек зрения на транспортно-экспедиционную деятельность и предлагают собственные определения транспортно-экспедиционной операции, транспортно-экспедиционной услуги, а также транспортного и экспедиционного обслуживания.
В [6] автор рассматривает историю развития транспортно-экспедиторской деятельности на территории Украины с указанием функций и значимости ТЭО, при этом не уделяется внимания анализу перспектив данного вида деятельности и обобщению изложенного материала.
Цель и постановка задачи
Целью данной работы является выявление особенностей развития ТЭО предприятий и организаций на территории Украины и определение перспектив развития этого вида деятельности. Объектом исследования является процесс развития ТЭО на территории Украины, а предметом - особенности данного процесса.
Задачей, решаемой в данной работе, является анализ понятийного содержания ТЭО на всех этапах его развития в Украине.
Исторические особенности развития ТЭО в Украине
Исторически на территории Украины датой начала развития транспортно-экспедиторской деятельности можно считать 1 ноября 1851 года - в этот день в царской России была открыта двухколейная железнодорожная магистраль [4, 6]. Коммерческие агентства, которые работали на железных дорогах,
выполняли в основном функции местной экспедиции, занимались выдачей кредитов, привлечением грузов к перевозкам, посредническими операциями в торговле и работали в интересах транспортных предприятий (железных дорог). Кроме того, транспортно-экспедиторской деятельностью занимались специализированные акционерные общества, которые работали в интересах грузовладельцев. Эти предприятия занимались подвозом грузов к станциям и портам, а также вывозом грузов собственным или привлечённым транспортом.
Таким образом, на данном этапе (с момента появления и до революции 1917 г.) ТЭО можно определить как совокупность (но не комплекс) услуг по привлечению грузов к перевозкам магистральными видами транспорта (водным и железнодорожным), подвозу и вывозу, а также выполнению ряда других посреднических операций коммерческого характера. В [3] обращается внимание на то, что на данном этапе существовало два типа транспортно-экспедиционных предприятий (ТЭП), действующих разрозненно - в интересах грузовладельцев и транспортных компаний соответственно. Данное положение определяло сравнительно недостаточную
эффективность транспортно-экспедиторской деятельности.
После революции и гражданской войны в 1922 г. было создано первое специализированное ТЭП - государственное акционерное общество «Транспорт». Чуть позже появилось несколько других предприятий, имеющих более узкую специализацию, которые действовали в интересах соответствующих ведомственных организаций. Каждое из предприятий имело сеть контор, обеспечивающих транспортное обслуживание населения и производственных предприятий.
ТЭО в постреволюционный период представляло собой услуги по обеспечению вспомогательных операций при доставке грузов конкретным видом транспорта (а в некоторых случаях - и конкретных видов грузов). В данный период управление ТЭО имело выраженный децентрализованный характер [3], что в условиях развивающейся экономики страны нельзя оценить положительно - организационные функции ТЭП по повышению эффективного использования подвижного состава и технических средств были ограничены.
В 1930 г. на базе АО «Транспорт» и других ведомственных организаций в системе Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) было создано Всесоюзное объединение складского и транспортно-экспедиторского дела «Союзтранс», которое объединило всю материальную базу (гужевой и автомобильный транспорт, склады). Управление ТЭО в этот период было выраженно централизованным, что имело такие существенные преимущества, как возможность перераспределения объёмов перевозок между различными видами транспорта, согласование работы видов транспорта в транспортных узлах, возможность выбора рациональных технологических схем доставки грузов и их реализации, согласование работы складских систем различных ведомств и др.
ТЭО на данном этапе можно определить как деятельность не только вспомогательную, обеспечивающую выполнение транспортировки, но и деятельность организационного характера, позволяющую рационализировать процесс доставки грузов.
Однако «Союзтранс» имел недостаточно эффективную и гибкую организационную
структуру [6]. Это привело к тому, что с ростом объёмов транспортной работы данная организация перестала удовлетворять потребности народного хозяйства в перевозках грузов. Ещё одной причиной неэффективной деятельности «Союзтранс» можно назвать отсутствие научно-обоснованных методов управления ТЭО, что обуславливалось низким уровнем развития науки о транспорте вообще.
В 1936 г. объединение «Союзтранс» было разукрупнено, а транспортно-экспедиторская деятельность была передана организованным в отдельных областях страны автогужевым трестам, чуть позже появилось Объединение транспортно-экспедиторских контор (ОТЭК), которое функционировало в соответствии с принципами хозрасчёта. Линейные конторы ОТЭК занимались организацией контейнерных перевозок, осуществляли коммерческие операции с повагонными отправками, завозили в транспортные узлы и вывозили из них грузы собственным автотранспортом.
Как видим, в данный период ТЭО является комплексом технологических и коммерческих операций по обслуживанию транспортных узлов (преимущественно железнодорожных) и обеспечению контейнерных перевозок.
К 1950 г. в связи с расширением функций ТЭО и развитием контейнерных перевозок ОТЭК было реорганизовано в Управление контейнерных перевозок и транспортно-экспедиторских операций (УКПТЭО). Распространение транспортно-экспедиторских услуг осуществлялось через сеть отделений, агентств и филиалов, а также через организованные на всех железных дорогах конторы контейнерных и транспортно-экспедиторских операций. УКПТЭО сосредоточило свою деятельность в основном на организации ТЭО перевозок грузов мелкими отправками и в контейнерах и практически не координировало повагонные отправки.
Таким образом, в период деятельности УКПТЭО под ТЭО понимаются вспомогательные операции по осуществлению перевозок грузов мелкими отправками и в контейнерах.
В 1956 г. УКПТЭО было ликвидировано, а транспортно-экспедиторские функции пере-
даны Главному грузовому управлению Министерства путей и сообщений, грузовым службам, отделениям и станциям железных дорог. Такое решение было обосновано отечественной транспортной наукой, и практика показала, что выполнение транспортноэкспедиционных операций подразделениями железных дорог стало наиболее рациональной формой ТЭО [6]. Кроме того, в более поздних работах речь идет о том, что «транспортно-экспедиционная деятельность ... ближе всего относится к железнодорожному транспорту» и «идеальной системой организации транспортно-экспедиционной деятельности является предоставление в распоряжение железных дорог автомобильного парка»
[7].
Однако автомобильный транспорт в основном был передан автотранспортным организациям, а для увеличения объёмов централизованного завоза-вывоза из транспортных узлов централизованные перевозки грузов были также переданы автотранспорту общего пользования. Очевидно, это обосновывалось более предпочтительными показателями территориальной универсальности автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным. Таким образом, на станциях железных дорог были созданы транспортноэкспедиторские конторы и организован централизованный завоз-вывоз грузов автомобильным транспортом. В системе автотранспорта общего пользования ТЭО осуществлялось специализированными организациями под управлением областных автотрестов и непосредственно автотранспортными организациями.
В [1] указывается, что начавшийся с 60-х годов процесс научно-технической революции непосредственно отразился на ТЭО. Этот процесс проявился в повышении грузоподъёмности и специализации транспортных средств, а также в контейнеризации перевозок. Последнее привело к тому, что на складах грузовладельцев открылись филиалы транспортно-экспедиционных контор и пункты с обменным парком контейнеров.
В 1980 г. в системе Министерства автомобильного транспорта УССР создана специализированная организация «Укртрансэкспе-диция», которая решала задачи комплексного ТЭО предприятий и организаций народного хозяйства до 1990 г.
Начиная с 90-х годов, в силу политико-экономических изменений, произошедших после распада СССР, транспортно-экспедиционные операции осуществляются отдельными предприятиями и частными лицами, которые работают в качественно новых условиях - условиях рыночных отношений. Кроме того, как отмечается в [1], с 90-х годов произошло коренное изменение роли экспедиторских услуг (и их состава и номенклатуры вообще) в организации процесса перевозки грузов, что обусловлено контейнеризацией грузовой массы и переходом на мультимодальные технологии организации перевозок.
27 сентября 1994 г. по инициативе более чем 100 транспортно-экспедиционных организаций Украины была создана Ассоциация международных экспедиторов Украины (АМЭУ), основными направлениями деятельности которой являются:
- помощь в становлении экспедирования как новой отрасли рыночной экономики в Украине;
- обобщение мирового опыта экспедиторской деятельности;
- подготовка профессиональных кадров и повышение квалификации специалистов экспедиторских организаций в соответствии со стандартами FIATA;
- научно-методическое и правовое обеспечение транспортно-экспедиторской деятельности и др.
В соответствии с Директивами ЕС по отделению инфраструктуры от перевозочной деятельности, в период с 1996 по 2000 г. в Украине были созданы следующие коммерческо-технологические предприятия [6]:
- Украинский государственный центр по содержанию и эксплуатации специализированного подвижного состава «Укрспецвагон», который, в частности, занимается ТЭО при перевозках экспортно-импортных, транзитных и других грузов;
- Украинский государственный центр железнодорожных рефрижераторных перевозок «Укррефтранс», который принимает участие в развитии железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы;
- Государственное ТЭП ЗАО «Интертранс», главным направлением деятельности которо-
го является комплексное ТЭО перевозок транзитных и экспортно-импортных грузов по территории стран СНГ, Балтии и Европы;
- Украинский государственный центр «Лиски», который со временем приобрел статус логистического центра по обеспечению контейнерных и контрейлерных перевозок грузов, и др.
В данный период деятельность отечественных экспедиторов существенно осложнялась наличием неопределенности в законодательных и нормативных актах, а также их несоответствием современным международным требованиям и стандартам.
Современное состояние ТЭО в Украине
Современное состояние транспортно-экспедиторской деятельности в Украине характеризуется, в первую очередь, наличием правовой базы. Отношения, которые возникают при транспортном экспедировании грузов всеми видами транспорта, кроме трубопроводного, регулируются Законом Украины № 1955-ГУ «О транспортно-экспедиторской деятельности», приняты 1 июля 2004 г.
В [8] выделен ряд проблем, характерных для современного этапа развития ТЭО. Среди них наиболее существенными проблемами технологического характера являются:
- низкий уровень организации коммерческой эксплуатации транспорта по причине недостатков в организации экспедиторской деятельности;
- применение при ТЭО научно необоснованных и, как следствие, неэффективных и неконкурентоспособных технологий обслуживания заказчиков;
- отсутствие системы информационно-аналитической поддержки операторов экспедиторских компаний.
Кроме того, необходимо отметить, что сфера деятельности современных ТЭП - организация преимущественно международных грузовых автоперевозок; фактически - экспедиционные предприятия выполняют функции организационного модуля в системе международных перевозок. Сосредоточение деятельности ТЭП лишь на сегменте рынка международных перевозок не может положительно отразиться на состоянии внутреннего рынка транспортного обслуживания населе-
ния и организаций. Современные автотранспортные организации не выполняют в полной мере функции по координации и управлению транспортным обслуживанием в соответствующих регионах. Перевозки осуществляются множеством мелких предприятий, и их деятельность не координируется с позиций минимизации суммарных затрат на доставку и общего времени простоев производственных предприятий из-за сбоев в поставках (т.е. не обеспечивается выполнение в полной мере основных принципов логистики).
В свою очередь, сложившаяся практика транспортного экспедирования при международных грузовых перевозках имеет ряд недостатков.
ТЭП, осуществляющие оформление документации и разработку маршрутов движения транспортных средств в международном сообщении, работают в условиях острой конкуренции. Ввиду отсутствия научно обоснованных методик выбора оптимальных стратегий поведения на рынке их деятельность хаотична и, как следствие, недостаточно эффективна.
Анализ ГШете^источников показал, что, несмотря на наличие программного обеспечения по оформлению транспортной и таможенной документации, практически отсутствуют программные продукты для принятия оптимальных технологических решений (по причине отсутствия соответствующей научной базы).
Выводы
Анализ развития понятийного содержания ТЭО в Украине позволяет сделать вывод, что данный вид деятельности в значительной мере определяется социально-экономическим уровнем развития страны, а также наличием научной и правовой базы.
С начала 1990-х годов ТЭО развивается в качественно (и количественно, если говорить о соответствии изменения объёмов ТЭО изменению объёмов грузовой работы) новых условиях. Поэтому, несмотря на наличие известных научно обоснованных подходов к организации ТЭО, необходима разработка новых и адаптация к условиям рыночных отношений существующих методов и моделей. Решение этих задач позволит создать науч-
ную базу для обеспечения эффективного ТЭО предприятий и организаций в Украине.
Литература
1. Плужников К.И. Транспортное экспедиро-
вание. - М.: РосКонсульт, 1999. - 576 с.
2. Ситник М.Д. Транспортно-экспедици-
онное дело в некоторых зарубежных странах. - М.: ЦИНТИПЖТ, 1964. - 47 с.
3. Нагорний С.В., Рибанов Г.Л., Чер-
ниш Н.Ю. Основи транспортно-експе-дицшного обслуговування шдприемств, оргашзацш та населення: Навч.
поабник. - Харюв: ХНАДУ, 2002. - 106 с.
4. Бондарев В.С., Ефименко Ю.И., Ры-
бин П.К., Уздин М.М. Возникновение и развитие экспедиторского дела на железных дорогах. - СПб.: Информ. центр «Выбор», 2001. - 184 с.
5. Радаева В.Я., Пиньковецкий С.У. К вопро-
су о понятийном аппарате транспортной экспедиции // Совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания народного хозяйства: Сб. научн. тр.
- М.: НИИАТ, 1980. - С. 28 - 36.
6. Левченко О. Розвиток транспортно-експе-
дицшно! дiяльностi в Укра!ш: Зб. наук. пр. Кшв. ун-ту екон. i технол. тр-ту: Сер. «Економша i управлiння». - К.: КУЕТТ. - 2005. - Вип. 7. - С. 93 - 97.
7. Повороженко В.В. Формы транспортно-
экспедиционной деятельности в СССР и за рубежом // Вопросы совершенствования транспортно-экспедиционного обслуживания в СССР. - Матер. науч.-техн. сетевого совещания в БИИЖТ. -Минск: Изд-во Мин-ва высш., средн. спец. и проф. образования БССР, 1963. -С. 5 - 17.
8. Нагорный Е.В. Современное состояние
украинского рынка транспортно-экспедиционных услуг и пути его реформирования // Вестн. Харьк. нац. автомоб.-дор. ун-та: Сб. науч. тр. - Харьков. - 2003. -Вып. 23. - С. 39 - 42.
Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 10 марта 2008 г.