Научная статья на тему 'Развитие и современное состояние транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий и организаций в Украине'

Развитие и современное состояние транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий и организаций в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2048
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортно-экспедиционное обслуживание / этапы развития / современное состояние
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of forwarding service conceptual maintenance change has been carried out in view of the country"s social and economic development features. Problems arising at the present stage of forwarding service development have been pointed out.

Текст научной работы на тему «Развитие и современное состояние транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий и организаций в Украине»

УДК 656.788

РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В УКРАИНЕ

Е.В. Нагорный, профессор, д.т.н., В.С. Наумов, доцент, к.т.н., ХНАДУ

Аннотация. Проведен анализ изменения понятийного содержания транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) на территории Украины с учётом особенностей социально-экономического развития страны. Выделены проблемы, возникающие на современном этапе развития ТЭО.

Ключевые слова: транспортно-экспедиционное обслуживание, этапы развития, современное состояние.

Введение

Развитие транспортно-экспедиционной деятельности связано с развитием транспорта, поэтому и появление данного вида деятельности можно отнести к появлению первых транспортных компаний. В [1] отмечается, что сервис транспортно-агентских услуг появился в средние века в связи с развитием торгового мореплавания, а экспедиторских -с середины XIX столетия. В [2] указывается, что во Франции первая транспортно-экспедиционная компания («Мори-Шарбон») появилась уже в 1797 г. В Украине наиболее динамичное развитие форм ТЭО приходится на период с начала ХХ века. Детальный анализ развития ТЭО имеет большое значение для определения перспективных направлений развития данного вида деятельности в нашей стране.

Анализ публикаций

Вопросу развития ТЭО уделено достаточное внимание в учебных изданиях [1, 3, 4] и научных работах [2, 5, 6].

В [1] рассматривается процесс развития транспортно-агентских и транспортно-экспедиционных услуг в мировом масштабе, при этом не анализируется этапность данного процесса. В [3] выделены этапы развития ТЭО, кроме того, рассмотрены задачи, решаемые транспортно-экспедиционными пред-

приятиями (ТЭП), обоснованы тип управления на каждом из этапов и направленность деятельности ТЭП. В [4] рассматривается развитие ТЭО на отдельно взятом виде транспорта - железнодорожном.

Сравнительный анализ особенностей осуществления транспортно-экспедиторской деятельности в нашей стране и зарубежных странах, проведенный в [2], позволили автору сформулировать перспективные направления развития ТЭО. Однако данная работа относится к 1964 г. и приведенные результаты исследований не могут быть использованы в настоящее время.

В работе [5] проведен анализ понятийного аппарата транспортной экспедиции. Авторы указывают на наличие в литературе принципиально различных точек зрения на транспортно-экспедиционную деятельность и предлагают собственные определения транспортно-экспедиционной операции, транспортно-экспедиционной услуги, а также транспортного и экспедиционного обслуживания.

В [6] автор рассматривает историю развития транспортно-экспедиторской деятельности на территории Украины с указанием функций и значимости ТЭО, при этом не уделяется внимания анализу перспектив данного вида деятельности и обобщению изложенного материала.

Цель и постановка задачи

Целью данной работы является выявление особенностей развития ТЭО предприятий и организаций на территории Украины и определение перспектив развития этого вида деятельности. Объектом исследования является процесс развития ТЭО на территории Украины, а предметом - особенности данного процесса.

Задачей, решаемой в данной работе, является анализ понятийного содержания ТЭО на всех этапах его развития в Украине.

Исторические особенности развития ТЭО в Украине

Исторически на территории Украины датой начала развития транспортно-экспедиторской деятельности можно считать 1 ноября 1851 года - в этот день в царской России была открыта двухколейная железнодорожная магистраль [4, 6]. Коммерческие агентства, которые работали на железных дорогах,

выполняли в основном функции местной экспедиции, занимались выдачей кредитов, привлечением грузов к перевозкам, посредническими операциями в торговле и работали в интересах транспортных предприятий (железных дорог). Кроме того, транспортно-экспедиторской деятельностью занимались специализированные акционерные общества, которые работали в интересах грузовладельцев. Эти предприятия занимались подвозом грузов к станциям и портам, а также вывозом грузов собственным или привлечённым транспортом.

Таким образом, на данном этапе (с момента появления и до революции 1917 г.) ТЭО можно определить как совокупность (но не комплекс) услуг по привлечению грузов к перевозкам магистральными видами транспорта (водным и железнодорожным), подвозу и вывозу, а также выполнению ряда других посреднических операций коммерческого характера. В [3] обращается внимание на то, что на данном этапе существовало два типа транспортно-экспедиционных предприятий (ТЭП), действующих разрозненно - в интересах грузовладельцев и транспортных компаний соответственно. Данное положение определяло сравнительно недостаточную

эффективность транспортно-экспедиторской деятельности.

После революции и гражданской войны в 1922 г. было создано первое специализированное ТЭП - государственное акционерное общество «Транспорт». Чуть позже появилось несколько других предприятий, имеющих более узкую специализацию, которые действовали в интересах соответствующих ведомственных организаций. Каждое из предприятий имело сеть контор, обеспечивающих транспортное обслуживание населения и производственных предприятий.

ТЭО в постреволюционный период представляло собой услуги по обеспечению вспомогательных операций при доставке грузов конкретным видом транспорта (а в некоторых случаях - и конкретных видов грузов). В данный период управление ТЭО имело выраженный децентрализованный характер [3], что в условиях развивающейся экономики страны нельзя оценить положительно - организационные функции ТЭП по повышению эффективного использования подвижного состава и технических средств были ограничены.

В 1930 г. на базе АО «Транспорт» и других ведомственных организаций в системе Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) было создано Всесоюзное объединение складского и транспортно-экспедиторского дела «Союзтранс», которое объединило всю материальную базу (гужевой и автомобильный транспорт, склады). Управление ТЭО в этот период было выраженно централизованным, что имело такие существенные преимущества, как возможность перераспределения объёмов перевозок между различными видами транспорта, согласование работы видов транспорта в транспортных узлах, возможность выбора рациональных технологических схем доставки грузов и их реализации, согласование работы складских систем различных ведомств и др.

ТЭО на данном этапе можно определить как деятельность не только вспомогательную, обеспечивающую выполнение транспортировки, но и деятельность организационного характера, позволяющую рационализировать процесс доставки грузов.

Однако «Союзтранс» имел недостаточно эффективную и гибкую организационную

структуру [6]. Это привело к тому, что с ростом объёмов транспортной работы данная организация перестала удовлетворять потребности народного хозяйства в перевозках грузов. Ещё одной причиной неэффективной деятельности «Союзтранс» можно назвать отсутствие научно-обоснованных методов управления ТЭО, что обуславливалось низким уровнем развития науки о транспорте вообще.

В 1936 г. объединение «Союзтранс» было разукрупнено, а транспортно-экспедиторская деятельность была передана организованным в отдельных областях страны автогужевым трестам, чуть позже появилось Объединение транспортно-экспедиторских контор (ОТЭК), которое функционировало в соответствии с принципами хозрасчёта. Линейные конторы ОТЭК занимались организацией контейнерных перевозок, осуществляли коммерческие операции с повагонными отправками, завозили в транспортные узлы и вывозили из них грузы собственным автотранспортом.

Как видим, в данный период ТЭО является комплексом технологических и коммерческих операций по обслуживанию транспортных узлов (преимущественно железнодорожных) и обеспечению контейнерных перевозок.

К 1950 г. в связи с расширением функций ТЭО и развитием контейнерных перевозок ОТЭК было реорганизовано в Управление контейнерных перевозок и транспортно-экспедиторских операций (УКПТЭО). Распространение транспортно-экспедиторских услуг осуществлялось через сеть отделений, агентств и филиалов, а также через организованные на всех железных дорогах конторы контейнерных и транспортно-экспедиторских операций. УКПТЭО сосредоточило свою деятельность в основном на организации ТЭО перевозок грузов мелкими отправками и в контейнерах и практически не координировало повагонные отправки.

Таким образом, в период деятельности УКПТЭО под ТЭО понимаются вспомогательные операции по осуществлению перевозок грузов мелкими отправками и в контейнерах.

В 1956 г. УКПТЭО было ликвидировано, а транспортно-экспедиторские функции пере-

даны Главному грузовому управлению Министерства путей и сообщений, грузовым службам, отделениям и станциям железных дорог. Такое решение было обосновано отечественной транспортной наукой, и практика показала, что выполнение транспортноэкспедиционных операций подразделениями железных дорог стало наиболее рациональной формой ТЭО [6]. Кроме того, в более поздних работах речь идет о том, что «транспортно-экспедиционная деятельность ... ближе всего относится к железнодорожному транспорту» и «идеальной системой организации транспортно-экспедиционной деятельности является предоставление в распоряжение железных дорог автомобильного парка»

[7].

Однако автомобильный транспорт в основном был передан автотранспортным организациям, а для увеличения объёмов централизованного завоза-вывоза из транспортных узлов централизованные перевозки грузов были также переданы автотранспорту общего пользования. Очевидно, это обосновывалось более предпочтительными показателями территориальной универсальности автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным. Таким образом, на станциях железных дорог были созданы транспортноэкспедиторские конторы и организован централизованный завоз-вывоз грузов автомобильным транспортом. В системе автотранспорта общего пользования ТЭО осуществлялось специализированными организациями под управлением областных автотрестов и непосредственно автотранспортными организациями.

В [1] указывается, что начавшийся с 60-х годов процесс научно-технической революции непосредственно отразился на ТЭО. Этот процесс проявился в повышении грузоподъёмности и специализации транспортных средств, а также в контейнеризации перевозок. Последнее привело к тому, что на складах грузовладельцев открылись филиалы транспортно-экспедиционных контор и пункты с обменным парком контейнеров.

В 1980 г. в системе Министерства автомобильного транспорта УССР создана специализированная организация «Укртрансэкспе-диция», которая решала задачи комплексного ТЭО предприятий и организаций народного хозяйства до 1990 г.

Начиная с 90-х годов, в силу политико-экономических изменений, произошедших после распада СССР, транспортно-экспедиционные операции осуществляются отдельными предприятиями и частными лицами, которые работают в качественно новых условиях - условиях рыночных отношений. Кроме того, как отмечается в [1], с 90-х годов произошло коренное изменение роли экспедиторских услуг (и их состава и номенклатуры вообще) в организации процесса перевозки грузов, что обусловлено контейнеризацией грузовой массы и переходом на мультимодальные технологии организации перевозок.

27 сентября 1994 г. по инициативе более чем 100 транспортно-экспедиционных организаций Украины была создана Ассоциация международных экспедиторов Украины (АМЭУ), основными направлениями деятельности которой являются:

- помощь в становлении экспедирования как новой отрасли рыночной экономики в Украине;

- обобщение мирового опыта экспедиторской деятельности;

- подготовка профессиональных кадров и повышение квалификации специалистов экспедиторских организаций в соответствии со стандартами FIATA;

- научно-методическое и правовое обеспечение транспортно-экспедиторской деятельности и др.

В соответствии с Директивами ЕС по отделению инфраструктуры от перевозочной деятельности, в период с 1996 по 2000 г. в Украине были созданы следующие коммерческо-технологические предприятия [6]:

- Украинский государственный центр по содержанию и эксплуатации специализированного подвижного состава «Укрспецвагон», который, в частности, занимается ТЭО при перевозках экспортно-импортных, транзитных и других грузов;

- Украинский государственный центр железнодорожных рефрижераторных перевозок «Укррефтранс», который принимает участие в развитии железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы;

- Государственное ТЭП ЗАО «Интертранс», главным направлением деятельности которо-

го является комплексное ТЭО перевозок транзитных и экспортно-импортных грузов по территории стран СНГ, Балтии и Европы;

- Украинский государственный центр «Лиски», который со временем приобрел статус логистического центра по обеспечению контейнерных и контрейлерных перевозок грузов, и др.

В данный период деятельность отечественных экспедиторов существенно осложнялась наличием неопределенности в законодательных и нормативных актах, а также их несоответствием современным международным требованиям и стандартам.

Современное состояние ТЭО в Украине

Современное состояние транспортно-экспедиторской деятельности в Украине характеризуется, в первую очередь, наличием правовой базы. Отношения, которые возникают при транспортном экспедировании грузов всеми видами транспорта, кроме трубопроводного, регулируются Законом Украины № 1955-ГУ «О транспортно-экспедиторской деятельности», приняты 1 июля 2004 г.

В [8] выделен ряд проблем, характерных для современного этапа развития ТЭО. Среди них наиболее существенными проблемами технологического характера являются:

- низкий уровень организации коммерческой эксплуатации транспорта по причине недостатков в организации экспедиторской деятельности;

- применение при ТЭО научно необоснованных и, как следствие, неэффективных и неконкурентоспособных технологий обслуживания заказчиков;

- отсутствие системы информационно-аналитической поддержки операторов экспедиторских компаний.

Кроме того, необходимо отметить, что сфера деятельности современных ТЭП - организация преимущественно международных грузовых автоперевозок; фактически - экспедиционные предприятия выполняют функции организационного модуля в системе международных перевозок. Сосредоточение деятельности ТЭП лишь на сегменте рынка международных перевозок не может положительно отразиться на состоянии внутреннего рынка транспортного обслуживания населе-

ния и организаций. Современные автотранспортные организации не выполняют в полной мере функции по координации и управлению транспортным обслуживанием в соответствующих регионах. Перевозки осуществляются множеством мелких предприятий, и их деятельность не координируется с позиций минимизации суммарных затрат на доставку и общего времени простоев производственных предприятий из-за сбоев в поставках (т.е. не обеспечивается выполнение в полной мере основных принципов логистики).

В свою очередь, сложившаяся практика транспортного экспедирования при международных грузовых перевозках имеет ряд недостатков.

ТЭП, осуществляющие оформление документации и разработку маршрутов движения транспортных средств в международном сообщении, работают в условиях острой конкуренции. Ввиду отсутствия научно обоснованных методик выбора оптимальных стратегий поведения на рынке их деятельность хаотична и, как следствие, недостаточно эффективна.

Анализ ГШете^источников показал, что, несмотря на наличие программного обеспечения по оформлению транспортной и таможенной документации, практически отсутствуют программные продукты для принятия оптимальных технологических решений (по причине отсутствия соответствующей научной базы).

Выводы

Анализ развития понятийного содержания ТЭО в Украине позволяет сделать вывод, что данный вид деятельности в значительной мере определяется социально-экономическим уровнем развития страны, а также наличием научной и правовой базы.

С начала 1990-х годов ТЭО развивается в качественно (и количественно, если говорить о соответствии изменения объёмов ТЭО изменению объёмов грузовой работы) новых условиях. Поэтому, несмотря на наличие известных научно обоснованных подходов к организации ТЭО, необходима разработка новых и адаптация к условиям рыночных отношений существующих методов и моделей. Решение этих задач позволит создать науч-

ную базу для обеспечения эффективного ТЭО предприятий и организаций в Украине.

Литература

1. Плужников К.И. Транспортное экспедиро-

вание. - М.: РосКонсульт, 1999. - 576 с.

2. Ситник М.Д. Транспортно-экспедици-

онное дело в некоторых зарубежных странах. - М.: ЦИНТИПЖТ, 1964. - 47 с.

3. Нагорний С.В., Рибанов Г.Л., Чер-

ниш Н.Ю. Основи транспортно-експе-дицшного обслуговування шдприемств, оргашзацш та населення: Навч.

поабник. - Харюв: ХНАДУ, 2002. - 106 с.

4. Бондарев В.С., Ефименко Ю.И., Ры-

бин П.К., Уздин М.М. Возникновение и развитие экспедиторского дела на железных дорогах. - СПб.: Информ. центр «Выбор», 2001. - 184 с.

5. Радаева В.Я., Пиньковецкий С.У. К вопро-

су о понятийном аппарате транспортной экспедиции // Совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания народного хозяйства: Сб. научн. тр.

- М.: НИИАТ, 1980. - С. 28 - 36.

6. Левченко О. Розвиток транспортно-експе-

дицшно! дiяльностi в Укра!ш: Зб. наук. пр. Кшв. ун-ту екон. i технол. тр-ту: Сер. «Економша i управлiння». - К.: КУЕТТ. - 2005. - Вип. 7. - С. 93 - 97.

7. Повороженко В.В. Формы транспортно-

экспедиционной деятельности в СССР и за рубежом // Вопросы совершенствования транспортно-экспедиционного обслуживания в СССР. - Матер. науч.-техн. сетевого совещания в БИИЖТ. -Минск: Изд-во Мин-ва высш., средн. спец. и проф. образования БССР, 1963. -С. 5 - 17.

8. Нагорный Е.В. Современное состояние

украинского рынка транспортно-экспедиционных услуг и пути его реформирования // Вестн. Харьк. нац. автомоб.-дор. ун-та: Сб. науч. тр. - Харьков. - 2003. -Вып. 23. - С. 39 - 42.

Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 10 марта 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.