Научная статья на тему 'Развитие и регулирование отечественного продовольственного рынка в условиях ресурсных ограничений'

Развитие и регулирование отечественного продовольственного рынка в условиях ресурсных ограничений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ТОВАР / ЦЕНА / КОНФИГУРАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Т.Г.

Разработка и корректировка механизмов формирования и регулирования отечественного продовольственного рынка в условиях резкого изменения объемов импортно-экспортных операций требует решения ряда теоретических вопросов, связанных с изменением инфраструктурных элементов, их функций, поддержания конкурентной среды и пр. Отправным моментом в решении проблемы является рассмотрение продовольственного рынка как экономической категории с присущими ей информационной, ценообразующей, регулирующей, санирующей и другими функциями, а также как сложной системы взаимодействия рыночных агентов и контрагентов: покупателей, производителей продовольствия и сырья, субъектов производственной и сбытовой инфраструктуры, государства в лице региональных и местных органов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and adjustment of mechanisms of formation and regulation of the domestic food market in the conditions of a sharp change of volumes of import and export operations requires solving a number of theoretical issues related to the change in infrastructure elements, their functions, maintain the competitive environment, etc. The starting point in solving the problem is to consider the food market as an economic category with its information, pricing, regulating, insulating and other functions, as well as a complex system of interaction of market agents and counterparties: buyers, manufacturers of food and raw materials, the subjects production and distribution infrastructure, state, regional and local authorities

Текст научной работы на тему «Развитие и регулирование отечественного продовольственного рынка в условиях ресурсных ограничений»

спрашивать, участвовать в опросах. В результате происходит более глубокое взаимодействие с целевой аудиторией, нежели в случае с традиционной рекламой.

Необходимо отметить, что большинство из директ-маркетинговых мероприятий хозяйствующих субъектов реализуется не посредством физических носителей, а с использованием современных электронных способов распространения информации. Исследование рынка и целевой аудитории сможет дать ответ на вопрос - готовы ли клиенты к современным методам электронной коммуникации или же печатная продукция даст более весомый результат.

Следует подчеркнуть, что методы директ-маркетинга регулируются Российским Кодексом практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Данный этический кодекс в сфере коммуникаций - соглашение, уникальное для российской практики; его целью является установление единых этических стандартов для отрасли коммуникаций в целом и для всех ее участников в частности. Содержание Кодекса охватывает практически все направления коммуникаций: создание и описание стандартов для всех видов коммуникаций во всех каналах распространений, от взаимодействия со СМИ и госорганами до внутренних связей и взаимоотношений с конкурентами в публичном поле. Кодекс как общенациональный регулятор продолжает развиваться; готовятся новые разделы, в том числе расширенные блоки, посвященные коммуникациям в социальных СМИ и отношениям с персоналом.

Литература

1. Беквит Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг. -М.:Альпина Паблишер, 2016. - 220 с.

2. Москалёв С.М. Медиарилейшнз как инструмент наращивания конкурентного потенциала//Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2015.-№39.-С. 215-217.

3. Москалёв С.М., Темченко Е.И. Маркетинговые инструменты в интернет-СМИ - фактор повышения рыночной активности хозяйствующих субъектов//Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2016. - №43. - С. 161-164.

4. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник, 5-е изд., перераб. и доп. -СПб:Питер, 2008. - 368 с.

5. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. - М.:Манн,Иванов и Фербер,2016. - 240 с.

6. Российский Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akamssia.rn/download/rrk.pdf.

УДК 339.138

Канд. экон. наук Т.Г. ВИНОГРАДОВА

(СПбГАУ, (ёутГс/уапасх.ш)

РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Продовольственный рынок, товар, цена, конфигурация, импортозамещение, конкуренция

Продовольственный рынок по своей сущности определяется совокупностью экономических отношений в сфере купли-продажи сельскохозяйственной продукции и сельхозпроизводителем производящего свою продукцию. Аспектами функционирования рынка являются спрос и предложения на товары, услуги, отношения между ценой и спросом и конкуренция. Субъектами рынка выступают сельхозпроизводители, потребители и инфраструктурное обеспечение, что и определяет содержание отечественных продовольственных рынков. В структурированной системе взаимосвязанных рынков продовольственному рынку отводится завершающее звено (рис.1), а его стабильное

функционирование и насыщение являются одной из первоочередных задач Российского аграрного сектора.

Рис. 1. Логическая схема производства продовольственных товаров и сырья

Неоднородность структуры продовольственного рынка делит его по следующим признакам:

- территориальным признакам и охвату;

- субъектам рыночных отношений (оптовые, розничные);

- товарным группам (ассортименту);

- конъюнктурному развитию;

- экономическому и правовому стимулу (регулируемые, нерегулируемые, официальные, неорганизованные, теневые);

- доступности и достаточности;

- уровню продовольственной независимости и безопасности.

Развитие продовольственного рынка на современном этапе должно опираться на комплексную систему государственного регулирования, построенную на стимулировании внутреннего спроса и поддержке отечественного производителя. Корректировка механизмов формирования и регулирования отечественного продовольственного рынка в условиях резкого изменения объемов импортно-экспортных операций требует решения ряда теоретических вопросов, связанных с изменением инфраструктурных элементов, их функций, поддержания конкурентной среды и пр.

Отправным моментом в решении проблемы является изучение данного рынка с экономической точки зрения включая информационную, ценообразующую, регулирующую и другие необходимые функции, вместе со сложной системой взаимодействующих рыночных агентов и контрагентов, т.е. покупатели и производители, субъекты производственной инфраструктуры и субъекты сбытовой инфраструктуры, региональных и местных органов управления.

Для развития рыночной инфраструктуры необходимо создание целостной системы функционирования продовольственных рынков, включающей в себя финансовый рынок, потребительский рынок, рынок средств производства, рынок труда, рынок недвижимости, рынок информации и др.

Следовательно, можно рассматривать необходимость существования продовольственного рынка как интегрированной системы, насыщенной хозяйствующими субъектами и посредниками, как разнообразие протекающих процессов социально-

экономического значения, больших объемов всевозможной информации и увеличением отношений и связей участников рынка и др.

К основным системным свойствам рынка можно отнести такие свойственные ему характеристики, как обособление, структурирование, деление и динамичность.

Выделенные свойства позволяют исследовать продовольственный рынок не как набор хозяйствующих субъектов, функционирующих в границах определенной территории, а как формирующуюся систему, способную адекватно реагировать на организационно-управленческие внутренние и внешние воздействия [1].

Данное исследование подводит к тому, что целесообразным будет разделение продовольственного рынка на два основных вида регулирования.

Первый вид регулирования будет базироваться на соответствии спроса и предложения, определяющихся в результате равновесия цен товарного ассортимента и обеспечения решения задач при стабильном состоянии рынка или его оперативного регулирования. Второй вид представляет собой предположение комплексного многоуровневого воздействия на рынок с использованием целевых программ и прогнозированием объемов, структуры и характерных для рынка изменений спроса на продовольственные товары. Такой подход создаст необходимые условия для внедрения программного регулирования.

Региональный рынок охватывает все виды сделок.

Субъектами рынка являются сельхозпроизводители, потребители и инфраструктурное обеспечение, они и определяют содержание региональных продовольственных рынков.

Реализация продовольствия и сырья для его производства представляют собой экономическую систему реализации товарообмена между продавцом товара (предложение) и покупателем (платежеспособный спрос), обслуживание которых осуществляется с помощью рыночной инфраструктуры, создающей условия для нормального функционирования.

Положительным ориентиром в формировании сельскохозяйственной продукции рынка в регионах считается активизированное создание инфраструктуры, которая методично разрастается за счет увеличения деятельности региональных рынков, организации оптовых продаж, агропромышленных выставок-ярмарок, комплексов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Для развития рыночной инфраструктуры необходимо создание целостной системы функционирования продовольственных рынков, включающей в себя финансовый рынок, потребительский рынок, рынок средств производства, рынок труда, рынок недвижимости, рынок информации и др., где приоритетным направлением развития региональных продовольственных рынков и создания прочной платформы экономики может стать широкое использование прогрессивных технических средств и новых технологий на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности.

Сегодня продовольственный рынок как никогда нуждается в опытных специалистах, талантливых руководителях, в предсказуемом управлении и в принятии стратегических решений для эффективного функционирования региональной экономики.

Одним из важных механизмов в развитии региональных продовольственных рынков для обеспечения потребностей населения является согласование экономических интересов производителей и потребителей произведенной продукции.

В связи с этим при экономической оценке продовольственного рынка (области, края, республики) необходимо изучение тенденций развития региональных продовольственных комплексов как источника товарных ресурсов продовольствия и сырья для его производства, взаимосвязи с условиями их реализации. Это требует учета реальной экономической ситуации и анализа основных факторов, прямо или косвенно влияющих на состояние рынка продовольствия. К последним можно отнести: формирование эффективного экономического механизма хозяйствования; совершенствование государственного регулирования продовольственного рынка при четком разграничении экономических функций между федеральными и региональными органами управления АПК; формирование и стабилизацию основных секторов многоукладной экономики того или иного региона.

К основным элементам продовольственного рынка относятся спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция.

При этом в товарном производстве спрос на продукцию определяется не потребностью вообще, а основанном на наличии соответствующих финансовых ресурсов платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос на рынке продовольствия выражает совокупную потребность в товарной продукции при данном уровне рыночных цен и определяется на основе анализа динамики объемов и структуры товарной продукции и исчисления среднего уровня цен.

Конкуренция является основой системы рыночного хозяйства и взаимоотношений между производителями с установлением цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкурентная борьба - это своего рода динамический процесс, позволяющий лучше обеспечить рынок товарами.

К основным функциям конкуренции относятся следующие функции:

- аналитическая, которая включает изучение рынка, потребителей, структуру фирмы, структуру товара, анализ среды предприятия;

- производственная, которая подразумевает производство новых товаров и разработку новых технологий; организацию материально-технического снабжения и управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;

- продаж т.е., организацию системы продвижения и движения товара, организацию обслуживания или сервиса, организация систем формирования спроса и сбыта, проведение товарной политики и ценовой политики;

- контроля и управления - организация стратегического и оперативного планирования фирмы, информационное обеспечение для управления маркетинговой средой на предприятии, организация систем коммуникаций и контроля.

Качество и конкурентоспособность товаров и услуг формируют новые подходы. Для конкурентоспособности товара необходимо проводить исследование еще в стадии их разработки. Для оценки конкурентоспособности товаров, как правило, используют экономические критерии и потребительские. Конкурентоспособной считается продукция, имеющая на установленном сегменте рынка одно или больше потребительских качеств, которые лучше, чем у аналогичных товаров.

Предложение на рынке продовольствия представляет собой совокупность продовольственных товаров, которая при данном уровне рыночных цен может быть предъявлена к реализации всеми товаропроизводителями, включая возможный ввоз из других регионов страны и импортные поставки [2,3].

Исследование продовольственного рынка дает возможность контролировать процесс формирования основных видов сырья и продукции продовольственных рынков; оказывать помощь в стимулировании производства основных производственных зон, повышать конкурентоспособность и уровень товарной продукции с применением наиболее прогрессивных форм ее реализации, которые смогут обеспечить удовлетворение спроса и обеспечить защиту экономически выгодных интересов как товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия.

Оценка рынка включает количественную и качественную характеристики товарной продукции, источники поступления, выявляет потребителей и объемы ее потребления в регионах, определяет особенности спроса и предложения по основным видам продукции с учетом их качества, ассортимента и цен реализации. Также оценка включает анализ спроса и предложения отдельных видов продукции, уровень потребления продукции, обеспечение данного региона продовольствием, сформировавшиеся внутри региона, а также межрегиональные продовольственные связи и межгосударственные при учете издержек на производство и расходов на логистику.

Проводя диагностику рынка, следует придерживаться определенной последовательности, включая производство продукции, ее хранение, переработку, логистику и реализацию продукции, в совокупности взаимосвязанных между собой производственных

объектов, предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, оптового распределения продовольствия и розничной торговой сети. Оценка уровня развития продовольственного рынка должна опираться, прежде всего, на объективный анализ тенденций функционирования продовольственного комплекса и его отраслей, изменений экономических условий хозяйствования.

Современное состояние производственных отраслей определяются уровнем их развития в соответствии с общественными потребностями в основных видах продукции; а также выявляются предпосылками, основными тенденциями, вопросами или задачами, требующих приоритетных решений, потенциальных резервов и других необходимых условий для роста производства и повышения эффективности.

Национальный продовольственный рынок следует классифицировать на вывозящую и ввозящую продовольственную продукцию, и сырье в принадлежащих ему регионах.

Региональные производители, вывозящие продукцию, с учетом спроса федерального рынка при снабжении им региональных рынков, определяют структуру производимой ими конкурентоспособной продукции, ее ассортимент и направления товарных потоков. Производители, ввозящие продовольствие регионов, выделяют с учетом своего производственного потенциала и конъюнктуры рынка отрасли, которые целесообразно развивать для самообеспечения продовольствием. Снабженческие структуры ввозящих регионов при участии государственных органов управления через экономический механизм рыночных отношений изыскивают наиболее эффективные пути удовлетворения спроса и недостающие виды продукции за счет поставок из вывозящих регионов страны или закупки импортного продовольствия и сырья для его производства [1].

Важное средство формирования рыночных ресурсов продовольствия - создание федерального и региональных фондов продуктов питания и сырья для их производства. Данные фонды могут частично удовлетворять потребности населения и в крупных городах, и в отдаленных районах крайнего севера, а также и других потребителей. Создание страховых запасов сырья и продовольствия для использования при экстремальных ситуациях, а также и при осуществлении товарных интервенций, обеспечивая тем самым стабильность рыночных цен, будет также возможным при создании вышеупомянутых фондов.

Успешное функционирование рынка на федеральном и региональном уровне возможно лишь при заинтересованности хозяйствующих субъектов и прочно установленных взаимовыгодных связей для удовлетворения своих потребностей. Для этого рыночным структурам необходимо в самые сжатые сроки реагировать на изменение условий и обеспечивать координирование между хозяйствующими субъектами продовольственного рынка.

Вместе с тем необходимо государственное регулирование объемов товарной продукции, системы цен преимущественно с помощью экономических мер воздействия санкций за несоблюдением установленных показателей и правил рыночной деятельности и ДР-

Одной из первоочередных задач для формирования и развития регионального рынка должно быть создание действующего стимулирования его субъектов, оно включает:

- предоставление реальной экономической самостоятельности всем хозяйственным субъектам продовольственного рынка и создание нормальной рыночной среды для конкуренции между ними, ликвидация всех препятствий на пути движения товарных потоков по всей территории страны;

- изменение порядка формирования государственных продовольственных ресурсов;

- переход преимущественно на экономические меры государственного регулирования продовольственного рынка;

- формирование и развитие производственной, особенно рыночной, инфраструктуры.

Рассмотрим механизмы регулирования на примере рынка молочной и мясной

продукции[1,2 ].

Прирост реализации отечественного молока и сокращение импортной молочной продукции стимулировало увеличение выпуска ее на российских предприятиях на 2,0%, в том числе цельномолочной продукции - на 1,2%, сыров и сырных продуктов - на 17,1%. В результате удельный вес отечественного молока и молокопродуктов в общем объеме их ресурсов (с учетом структуры переходящих запасов) в 2015 г. достиг 81,2%, превысив значение этого показателя в 2014 г. на 4,2 п.п., однако он был ниже, чем предусматривалось Государственной программой (81,9%) и Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (90%).

Вместе с тем сохранение отечественного производства молока в 2015 г. на уровне 2014 г. не смогло компенсировать снижение его импорта, что привело к сокращению общих ресурсов молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) на 2015,7 тыс. т, или на 4,8% (табл. 1).

Таблица 1. Баланс ресурсов и использования молока и молокопродуктов в РФ, тыс. т (в пересчете на молоко)

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015

I. РЕСУРСЫ Запасы на начало года 1866 1995 2032 1982 2120

Производство 31 646 31 756 30 529 30 791 30 781

Импорт 7938 8516 9445 9155 7011

Всего 41 450 42 267 42 006 41 928 39 912

II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Производственное потребление 3622 3919 3742 3482 3079

Потери 30 29 32 36 22

Личное потребление 35 189 35 642 35 632 35 661 34 348

Внутреннее потребление - всего 38 841 39 590 39 407 39 178 37 449

Экспорт 614 645 628 629 602

Всего 39 455 41 622 40 035 39 807 38 051

Запасы на конец отчетного периода 1995 2032 1971 2120 1861

В 2015 году потребление молока на душу населения, по предварительной оценке, составило 235 кг при рекомендованной норме 320-340 кг, или меньше на 9 кг, чем было в 2014 г., что связано как со снижением общих ресурсов молока и молокопродуктов, так и удорожанием молочной продукции в условиях сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения.

Экспорт молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в 2015 г. составил 602 тыс. т, что на 4,4% меньше, чем в 2014 г. Основными странами, импортёрами российских молочных продуктов, являются Казахстан, Абхазия, Таджикистан, Азербайджан.

Динамика цен на рынке молока, как и в предыдущие годы, характеризовалась для сельскохозяйственных товаропроизводителей тенденцией их сезонного понижения - в мае-октябре цена была ниже уровня декабря предыдущего года.

Цены производителей молока питьевого и потребительские цены на молоко цельное в сезон «большого молока» были достаточно стабильными. Среднегодовая цена сельскохозяйственных товаропроизводителей на молоко в 2015 г. возросла до 20,65 тыс. руб./т, или лишь на 4,1% по сравнению с ее уровнем в предыдущем году, что значительно меньше уровня инфляции. При этом среднегодовая цена производителей молока питьевого пастеризованного возросла на 9,3%, потребительская цена молока питьевого цельного пастеризованного 2,5-3,2% жирности - на 10,8%.

Прирост производства скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий на 4,2% позволил увеличить реализацию этой продукции в 2015 г. до 11,7 млн т, или на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. В сельскохозяйственных организациях при росте производства на 7,2% реализация увеличилась до 9,7 млн т, или на 6,7%. Основной прирост

реализации скота и птицы был достигнут за счет высоких темпов развития свиноводства и птицеводства. Реализация в сельскохозяйственных организациях увеличилась по мясу свиней - на 9,1%, мясу птицы - на 8,2% при сокращении по мясу крупного рогатого скота на 5,8%. В структуре реализации мяса основную долю (более 80%) занимают сельскохозяйственные организации.

Увеличение реализации скота и птицы способствовало наращиванию объемов выпуска мясной продукции, в том числе мяса и субпродуктов на 10,8% (до 6566,2 тыс. т), мясных полуфабрикатов - на 5,2% (2886,5 тыс. т). Изменяется и их ассортимент в структуре. В частности, отмечается снижение выработки колбасных изделий - на 1,9%, мясных и мясорастительных консервов - на 11,3%.

Функционирование рынка проходило в условиях сокращающегося импорта. По данным ФТС России, с учетом торговли со странами ЕАЭС импорт мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в 2015 г. по сравнению с уровнем 2014 г. сократился до 1,3 млн т, или на 32,3%, в том числе: говядины - 435,3 тыс. т (меньше на 31,2% к аналогичному периоду 2014 г.), свинины - 304,5 тыс. т (на 18,2% меньше), мяса птицы - 253,4 тыс. т (на 44,2% меньше). Доля Республики Беларусь в общем объеме импорта мяса и мясопродуктов составила: мясо крупного рогатого скота охлажденное - 89,5%, мясо птицы - 47,1%, колбасы - 97,2%, консервы из мяса - 45,4%.

Рост отечественного производства и значительное снижение импорта способствовали тому, что, по оценке Минсельхоза России, удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов в общем объеме его ресурсов (с учетом структуры переходящих запасов) составил в 2015 г. 87,4%, или на 5,5 п.п. выше уровня предыдущего года. При этом целевой показатель Государственной программы на отчетный год (80,9%) был перевыполнен, а пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности впервые превышено.

В то же время значительное сокращение импорта (на 631,2 тыс. т, или 32,3%), даже при более высоком уровне производства мяса и мясопродуктов, привело к сокращению их общих ресурсов на 291,1 тыс. т, или на 2,4% по сравнению с предыдущим годом (табл. 2).

Таблица 2. Баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов в РФ (в пересчете на мясо), тыс. т.

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015

I. РЕСУРСЫ Запасы на начало года 802 791 838 870 807

Производство 7520 8090 8545 9070 9473

Импорт 2707 2710 2480 1952 1321

Итого 11 029 11 591 11 863 11 893 11 601

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Производственное потребление 36 57 51 56 56

Потери 17 23 19 18 16

Личное потребление 10 109 10 546 10 812 10 876 10 643

Внутреннее потребление, всего 10 163 10 626 10 882 10950 10 715

Экспорт 76 128 117 135 143

Итого 10 239 10 753 10 999 11 085 10 859

Запасы на конец отчетного периода 791 838 864 807 743

В условиях снижения общих ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) их потребление в расчете на душу населения в 2015 г. также уменьшилось и составило 73 кг при рекомендованном уровне потребления 70-75 кг в год.

Экспорт мяса и мясопродуктов в 2015 г. вырос по сравнению с 2014 г. на 6,0% (143,4 тыс. т), в том числе мяса птицы - на 19,6% (68,6 тыс. т), свинины - на 19,0% (4,4 тыс. т), мясных субпродуктов - на 11,1% (16,1 тыс. т). Основными странами-импортерами являлись Вьетнам, Гонконг, Абхазия, СНГ. В 2015 г. неоднозначные тенденции в функционировании

экономики отразились на ценовых соотношениях на рынке мясной продукции. С одной стороны, произошло сокращение предложения на рынке и снижение реальных денежных доходов населения, с другой - производители находились под давлением удорожания материально-технических ресурсов для производства, в том числе закупленных по импорту (премиксы, соевые шроты, вакцины, племенная продукция, упаковка и другие импортные компоненты, используемые при производстве мяса), что существенно влияло на ценовую ситуацию.

Для успешного выхода на федеральный и региональный рынок производитель должен разработать соответствующую товарную политику и постоянно ее совершенствовать, что позволит ему обеспечить постоянный сбыт и стабильную прибыль. Успешное функционирование рынка возможно лишь при заинтересованности хозяйствующих субъектов и прочно установленных взаимовыгодных связях для удовлетворения своих потребностей. Для этого рыночным структурам необходимо в самые сжатые сроки реагировать на изменение условий и обеспечивать координирование между хозяйствующими субъектами продовольственного рынка.

Вместе с тем необходимо государственное регулирование объемов товарной продукции, системы цен преимущественно с помощью экономических мер воздействия санкций за несоблюдением установленных показателей и правил рыночной деятельности и ДР-

Первоочередные меры, способствующие формированию и развитию регионального продовольственного рынка, исходят из условий, необходимых для хозяйственной и предпринимательской деятельности и создания действенного стимулирования для его субъектов [4].

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

2. Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 3 июля 2014 г. № 1215-Р-

3. Виноградова Т.Г., Семилетова Я.И. Основные задачи комплексного развития территории региона //Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования: Сб. науч. трудов по материалам международной научно-практической конференции ППС -СПб., 2014. С. 340-342.

4. Копеин В.В., Филимонова Е.А. Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности // Российское предпринимательство. -2015. - Том 16. - № 18. - С. 2947-2956.

УДК 339.138

Ст. преподаватель Я.И. СЕМИЛЕТОВА (СПбГАУ, net-pk@mail.ru)

ПАРТНЕРСКИЙ МАРКЕТИНГ В РАЗВИТИИ ВЗАИМОВЫГОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЫНОЧНЫМИ ИГРОКАМИ

Партнерский маркетинг, партнеры, сотрудники, потребители, партнерское взаимодействие

Взаимоотношения с сотрудниками, дилерами, потребителями, поставщиками и розничными продавцами являются очень важными для получения прибыли компании и успешного ведения любого бизнеса. В зависимости от отрасли предпринимательской деятельности, каждый бизнесмен определяет необходимое количество сотрудников, задействованных в цепочке, посредством которой происходит продажа товаров, именно поэтому отношения, возникающие здесь чрезвычайно важны, причем любой механизм выполняет свою функцию только при гармонично слаженной работе, не вызывающей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.