Научная статья на тему 'Развитие и экология духовно-нравственной сферы молодежи в информационно-просветительской деятельности'

Развитие и экология духовно-нравственной сферы молодежи в информационно-просветительской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ / УРОВНИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / НРАВСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ДУХОВНОСТЬ / ECOLOGY OF SPIRITUAL MORAL SPHERE / LEVELS OF SPIRITUAL MORAL DEVELOPMENT / MORAL STRUCTURE OF THE PERSON / INFORMATIVE-EDUCATIONAL ACTIVITY / THE POLYCULTURAL APPROACH / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аркин Эдуард Ефимович

В статье рассматриваются социально-культурные аспекты развития и экологии духовно-нравственной сферы молодежи в процессе информационно-просветительской деятельности. На основе поликультурного подхода к анализу духовного развития молодежи исследуются закономерности инновационного поведения в контексте уровней духовно-нравственного развития как стадий возвышения личности, отражающихся в нравственной структуре личности, определяющей, в свою очередь, компоненты информационно-просветительской деятельности, которая обладает определенными свойствами и некоторыми принципами передачи культуротворческого начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and ecology of spiritual moral society of youth in informative-educational activity

In article welfare aspects of development and ecology of spiritual moral sphere of youth are considered during informative-educational activity. On the basis of the polycultural approach to the analysis of spiritual development of youth laws of innovational behavior in the context of levels of spiritual moral development as stages of an eminence of the person are investigated, reflected in moral structure of the person determining in turn components of informative-educational activity which has the certain properties and has some principles of transfer creative cultural the beginnings.

Текст научной работы на тему «Развитие и экология духовно-нравственной сферы молодежи в информационно-просветительской деятельности»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Программа позволит существенно повысить вовлеченность вычислительной техники в образовательный процесс и облегчить работу преподавателей, предоставляя учебный материал, возможность пошагового решения задач как самим пользователем, так и программой, а также подробные пояснения на каждом шаге решения, что позволяет более быстро и полно освоить необходимый материал.

Библиографический список

1. Левинская, М.А. Продукционная модель интерактивной компоненты обучающей системы [Текст] // Математика. Компьютер. Образование : сб. науч. тр. — Москва — Ижевск : Науч.-изд. центр «Регулярная и хаотическая динамика», 2003. — Вып. 10, часть 1. — С. 81—93.

УЛЬТАН Александр Ефимович, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной информатики в экономике Сибирской автомобильно-дорожной академии.

УЛЬТАН Светлана Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. РОМАНАШИН Борис Сергеевич, аспирант кафедры прикладной информатики в экономике Сибирской автомобильно-дорожной академии.

Email: nord_volk@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 01.06.2009 г.

© Ультан А.Е., Ультан С.И., Романашин Б.С.

УДК 37 / 034 Э. Е. АРКИН

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РАЗВИТИЕ И ЭКОЛОГИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЦИОННОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются социально-культурные аспекты развития и экологии духовнонравственной сферы молодежи в процессе информационно-просветительской деятельности. На основе поликультурного подхода к анализу духовного развития молодежи исследуются закономерности инновационного поведения в контексте уровней духовно-нравственного развития как стадий возвышения личности, отражающихся в нравственной структуре личности, определяющей, в свою очередь, компоненты информационно-просветительской деятельности, которая обладает определенными свойствами и некоторыми принципами передачи культуротворческого начала.

Ключевые слова: экология духовно-нравственной сферы, уровни духовно-нравственного развития, нравственная структура личности, информационно-просветительская деятельность, поликультурный подход, духовность.

Постижение духовного мира культуры молодыми людьми помогает понять менталитет народа, его характер, обычаи и нравы. Этот процесс начинается с «чувственного познания родного духа, души народа, и далее — постижения народов мира» [1]. Таким образом, через духовное наследие России реализуется поликультурный подход в духовно-нравственном развитии молодого поколения. Бездуховность прочно вошла в быт, а вместе с ней безнравственность, пошлость, непристойность. Все это неизбежно приводит к распаду различных сообществ, разрушению культуры, духовности. Снижается вера в духовные идеалы добра, справедливости, красоты. Причины этих явлений в процессах, связанных со сменой ценностей в сознании народов.

Духовный вакуум сопровождается разрушением лучших черт российского менталитета, отсутствие

системного подхода к руководству социально-культурной деятельностью молодежи серьезно сказывается на их духовно-нравственном развитии, связанном с формированием культурной идентичности. Благодаря системе ценностей, формирующей духовно-нравственный и культурный потенциал молодежи через фольклор, классическое искусство и литературу, педагог создает условия понимания другими своего народа, формирует чувстве глубокого уважения к культурно-историческому и нравственному наследию своего народа через общечеловеческие принципы, ценности, категории.

В контексте духовности поколений происходит становление духовного мира личности. В современных условиях духовное состояние молодежи оставляет желать лучшего по причине кризиса социальных институтов, снижается мера моральной ответствен-

ности друг перед другом. Рост беспризорности, отказ от детей, отчуждений от образования создает благоприятную почву вторжения низкой, массовой культуры, насилия и жестокости. Становление внутреннего духовного мира молодого человека не оттор-женного от семьи, личностного окружения. Следует согласиться с мнением Л.С. Зориловой, что «в основе духовного мира человека всегда лежит чистота мыслей, действий, отношений, поведения» [2].

Необходимость установления граней добра и зла, отход от гедонизма сегодня становится требованием времени. В этом смысле актуализируется духовное развитие личности, направленное на возврат к ценностям, имеющим истинный жизненный смысл. Ведь духовность — это не только стремление с совершенствованию, но и готовность сопереживать, соучаствовать, быть общественно полезным, сливаясь в своих душевных порывах с помыслами и стремлением народа. Потеря духовности тесно связана и с национально-культурным обезличиванием, с одной стороны, и кризисом общественных идеалов и ценностей — с другой. Выход из этого состояния — в придании «культурной системе качеств органической целостности и аутентичности» [3], т.к. духовность тесно связана с нравственностью, то она во многом и определяет поведение человека. Отход от коммунистической нравственной традиции (годы коллективизма) привел к влиянию на нравственное развитие через культивирование определенных поступков. Идеализированный характер нравственных действий определяет тип мышления, характер веры, возможности одухотворения, соответствующие требованиям определенной культурной традиции.

Усиленное внимание общественности и правительства к молодежной субкультуре связано с новым отношением к ней как к человеческому капиталу, обладающему талантами, продвинутостью, профессиональной состоятельностью. Создание пространства инновационного поведения молодых людей привело к обновлению нравственного отношения в обществе. Инновационное поведение связано с наличием лидерско-предпринимательских компетенций, профессиональной состоятельности, позитивного имиджа. Требуется повышение внимания к высоким нравственным ценностям, способствующих личностному росту и самореализации, современные требования к молодежи требуют не только интеллектуальной развитости и коммуникабельности, но и профессионализма, креативности, стремления к инновациям гуманистической ориентации. Возвращается престиж гражданского долга, волонтерства, действенных инициатив, добровольческого труда, формируются новая этика донорства различных видов, в том числе и культурного, спонсорства, пожертвования, меценатства.

Появилась новая номинация — «социальное лидерство» под которой понимается повышенный статус реализованных общественных инициатив, связанных с добрыми делами, благотворительностью, благоустройством, поддержкой народных традиций и национального творчества. Большой популярностью у молодежи пользуются формы социально значимой деятельности, культурно-генеалогической реконструкции семейных и досуговых традиций, что имеет важное социализирующее значение: формирование иерархии отношений регламентированных и свободных осложнено в связи с тем, что среди молодежи присутствует приоритет второго типа отношений. В результате формируется дистанция между участниками социально-культурных объединений и педагогами, формируется диалоговое пространство

субъект-объектной репрезентации. При этом духовно-нравственные отношения обретают своеобразный моральный резонанс[4], когда на первом плане оказываются недирективность, неповторимость личности молодого человека.

Нравственное развитие всегда связывается с социальным воспитанием на основе разных кругов общения и ближайшего воздействия. При этом обретается духовность человека на основе его различных способов трансляции культурных ценностей, который несет характер нравственных императивов. Между тем благодаря наследованию некоторого ряда социальных идеалов, молодежь создает желаемый образ человека. В связи с этим вполне очевидно, что намечается связь интериоризации нравственности в русле собственной активности личности, усваивающей, создающей ценности и стереотипы норм нравственности исключительно в процессе самовоспитания и самореализации. Неотрывность нравственного воспитания от процесса духовного формирования личности определяется возможностями социальнокультурной среды, которая задает логику и формирует стиль своеобразного имидже-ориентированного поведения молодежи.

Под уровнями духовно-нравственного развития нами понимаются три стадии возвышения личности молодого человека. Во-первых, формирование нравственного самосознания и постижение морального пространства личности в контексте значимого окружения. Нормативная регуляция действий человека в обществе отражается в нравственности как характеристика человека, согласующего массовые действия в общих правилах поведения. Также правила лежат в сущности культуры межчеловеческих и межличностных взаимоотношений. Их гуманистический характер связан с тем, что человек является основной целью отношений и конечным пунктом всякой цели, но никоим образом не может быть средством осуществления некоторой деятельности. В последнем случае игнорируются интересы, запросы, потребности, достоинство человека, его внутренние императивы. Вследствие этого в данном контексте следует говорить о нравственной потребности как мотивированной исключительно из человеческих предпосылок стремление к благополучию других людей через добро, справедливость, честность, правдивость и другие нравственные категории [5].

В процессе становления и развития личности важным становится расстановка духовных и нравственных приоритетов. С точки зрения В.С. Соловьева, духовность — это стыд, милосердие, благоговение перед добром [6].

Нравственность можно определить как индивидуальную духовно-практическую сферу свободного бытия и саморазвития человека, добровольный выбор им поступка в соответствии с целеполаганием по критериям добра, гуманности, совести и личной ответственности на основе актуальных личности системы ориентиров [7].

Во-вторых, это создание предпосылок духовности личности, то есть системы отношений к окружающим, к миру, обществу с позиции социально-значимых ценность. Третий уровень означает достижение стадии, глубокого осмысления духовно-нравственных категорий и проявления этого в истинной интеллигентности, которая, по мнению Д.С. Лихачева, является следствием и фундаментом развитой человечности как неотъемлемой черты высокогуманной и толерантной личности. Этот уровень опирается на тот факт, что знания играют важную роль, как при

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Рис. 1. Нравственная структура личности

организации, деятельности, так и при ее осмыслении, в результате чего происходит формирование взглядов, убеждений, мировоззрения. В этой связи следует иметь в виду основные парадигмы экологии культуры как ценностного бытия, имеющей непреходящее социально культурное значение. Данные позиции хорошо просматриваются в концепциях Д. С. Лихачева, Л. Н. Гумилева, академика В. И. Вернадского.

Рассматривая нравственное развитие как процесса, можно увидеть в нем определенный характер нравственной структуры личности, которая включает в себе: определенную иерархию мотивов, волевых качеств, нравственного сознания и поведения. Нравственная мотивация служит своеобразным психологическим механизмов запуск нравственного поведения на основе определенных ситуаций и многообразием установок нравственного сознания. Определенную роль играют и навыки нравственной деятельности, которые слиты с сознанием, мотивацией и целью. Эти три последних компонента нравственной структуры личности действуют в строгом соподчинении. В этом случае противоречивость поведения и нравственного сознания объясняется слабым развитием последнего, которое в идеале должно носить волевой характер. Кроме того, следует отметить, что ключевым содержательным компонентом нравственной структуры личности является ориентация на определенные социальные идеалы..

Действие вышеописанного процесса представляется в виде рис. 1.

Таким образом, можно наглядно представить двус-торонность связи ориентации на структуру личности с целью деятельности: настолько, насколько определенная ориентация, базируясь на навыках нравственной деятельности, определяет цель, настолько и цель, в свою очередь, влияет на становление новых социальных идеалов, структура которых ценностно предопределена и находится в постоянном изменении.

Большое значение в функции нравственности имеет нравственная потребность, которая определяется, как бескорыстное стремление к добру, благополучию и справедливости. В его основе лежит высокое отношение к общественным интересам и моральным. нормам, достойным человека. Из этой особенности формируется гуманность, человечность как доми-

нирующая черта, стимулирующая общественную активность и ориентирующая поведение личности на внутреннюю мотивацию соотносить личные интересы с общественными ценностями.

Процесс духовно-нравственного развития молодежи не отъемлем от духовно-нравственной компетентности, которая, в свою очередь, формируется в процессе информационно-просветительской деятельности. Как часть социально-культурной деятельности, информационно-просветительская имеет определенную структуру. В зависимости от компонентов этого содержания различают основные направления информационно-просветительской деятельности (далее — ИПД): 1) политическое, 2) историко-культурное,

3) экономическое, 4) духовно-нравственное, культурно-экологическое, 5) художественно-эстетическое. При этом следует заметить, что как на содержание, так и на направления этой деятельности оказывает влияние и социально-культурная ситуация в обществе.

Гражданско-политическое просветительство является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга. Оно направлено на активизацию познания, направленного на привлечение населения к участию в государственной и общественной деятельности, сознательное использование закономерностей внутренней и внешней политики.

Основными задачами историко-культурного направления являются: привлечение населения для участия в охране культурно-исторического наследия, сохранения исторической памяти народа и воспитания молодежи на образах культурно-значимых личностей, учитывая их достижения и вклад в развитие культуры.

Экономическое и маркетинговое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления, навыков предпринимательства, маркетинговых отношений.

Особенности духовно-нравственного просвещения является поиск ненасильственного развития личности и возвращения человека к идеалам добра, справедливости и милосердия. Сущность этой сферы составляет направленность информационного содержания на экологию культуры личности с позиций нравственных смыслов и социальных идеалов.

Художественно-эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и составляет основу экологии красоты в жизни и искусства, сохранение и развитие условий для консервации, пропаганды художественных ценностей и приобщение к ним.

Ведущую роль в информационно-просветительской деятельности играет экологическое и валеологи-ческое просвещение и воспитание, сущность которых заключается в поддержании равновесия с природной средой, развитии здорового образа жизни, формировании бережного и разумного отношения к природе.

Новым аспектом информационно-просветительской деятельности является выделение из последнего культурно-экологического просвещения. Его суть заключается в формировании бережного, предупреждающего отношения к социальным аспектам бытия: личности, таланту, искусству; духовности, нравственности, гражданскому самосознанию, этнокультурным ценностям. В этом аспекте важно формирование специфического этнокультурного самосознания, которое пронизывает все сферы социально-культурной деятельности, отражаясь в стратегиях и программах, проектах, направленных на развитие традиций, установление отношений между поколениями и направленности на диалог культур в контексте истории, изучение культурно-экологических пластов отечественной и зарубежной культуры.

Особую роль в информационно-просветительской деятельности играет этнокультурное просвещение, в котором явственно проступают знания, образцы и ценности национально-культурного характера. Здесь заложены традиции народной культуры и народного творчества, особенности национально-культурной политики, направленные на формирование этнокультурной идентичности в пространстве диалога культур и народов.

Следует отметить, что социально-культурной информации присущи следующие характеристики:

— актуальность, своевременность;

— возможность использования сочетательных средств (устное и печатное слово, печатные и электронные иллюстрации, театрализация, художественные и публицистические средства);

— потребности в культурной рефлексии общественного мнения в русле частной (локальной), общей или глобальной инициативы.

Это подтверждается положением о том, что значение социальной информации в обеспечении не только преемственности культур, но и способности «нового поколения» к развитию, инновациям, к саморазвитию и прогрессу.

Ярким примером формирования многоканальнос-ти социально-культурной информации является упор на элементы традиционной культуры, которая является своеобразной системой жизнеобеспечения, так как она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции с опорой на социально-историческую память, культурно-исторические слои и пласты, имеющие непреходящую социальную значимость.

При этом следует иметь в виду, что существуют принципы передачи социально-культурной информации:

1) преемственность, то есть естественное включение молодежи в общественную культурно значимую деятельность;

2) целостность — то есть разнообразные виды культурной деятельности: познание, игра, отдых, свободное общение и творчество;

3) духовно-нравственная компетентность — то есть наличие сочетаемости в формах, методах и средствах передачи культурных ценностей.

Следует отметить, что коммуникационная значимость социально-культурной информации также определяется этнокультурной доминантой традиционной культуры, которая, по мнению Л. В. Полатуги-ной, как коммуникационное явление обеспечивает духовную связь между поколениями, организует взаимодействие систем «природа — социум — человек» и одновременно выполняет функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности, этнического потенциала; при этом обладает высокой устойчивостью.

Кроме того, следует отметить, что социальнокультурная информация обладает следующими свойствами:

1) наличием содержательной и культурной ценностно-смысловой структуры;

2) духовной емкостью и относительной независимостью от плана содержания и плана выражения;

3) кумулятивностью (накоплением, концентрацией и способностью к уплотнению);

4) дискретностью, то есть прерывностью информационных потоков, выражаемой в определенном социальном и культурном ритме.

Данные свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации обеспечения духовно-нравственного развития. К примеру, технология «дайджест» — массовое издания с адаптированными анонсами, резюме, сокровенными текстами и материалам. Технология социально-культурных паспортов различных социумов позволяет эффективнее организовать социально-культурное проектирование и прогнозирование, выстраивать социально-культурную деятельность, обеспечивающую духовно-нравственную экологию общечеловеческих ценностей, издание специальной и периодической литературы, осуществлять выпуск теле-, радиопрограмм, содержащих информацию духовно-нравственного содержания.

Социально-культурная информация имеет духовную ориентацию, если она направлена на культивацию образа положительного героя и закладывающая в социальную память новые архетипы современника как стимул для совершенствования (храбрецы, богатыри, рыцари, просвещенные романтики, революционеры). Эти типажи выполняли роли социальных идеалов, концентрированно отражавших социальнозначимую информацию, актуальную, для настоящего времени.

Современная российская социально-культурная ситуация характеризуется сложностью, проблемнос-тью и склонностью к кризисам.. В условиях демократизации и становления гражданского общества наряду со сменой парадигм возможны положительные перемены в ее развитии. Их суть — в активизации культуротворческого начала различных групп населения, расширение жанрово-видового состава мыслительной деятельности. Создаются общественные организации движения. В результате этого процесса социальнокультурная деятельность становится пространством охраны культуры не только в материальном, но и в духовном смысле.

Библиографический список

1. Нестеренко А.В. Этнокультурное образование в Москве // Народная культура: личность, творчество, досуг : сб/

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

материалов Всерос. конф. ; отв. ред. Н.Ф. Хилько. — Омск, 2003. - С.10.

2. Зорилова Л.С. Становление духовного мира личности в современной России // Мир науки, культуры и образования. — 2009. — № 2. — С. 36 — 37.

3. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие / под ред. М. Багдасарова. — М. : Академия, 2002. — С. 88.

4. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика и этос воспитания : научно-публицистическая монография. — Тюмень : НИИ прикладной этики; Центр прикладной этики, 2002. — 256 с.

5. Крутов Н.Н. Нравственные потребности личности. — М. : Знание, 1981. — 64 с.

6. Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия / В.Соловьев. Соч. в 2-х т. — М, 1988. — Т.1 — С. 189.

7. Маркова Н.Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 10. — С. 55.

АРКИН Эдуард Ефимович, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности.

E-mail: eddark@rambler.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 21.09.2009 г.

© Аркин Э.Е.

УДК 378 18 В. А. БУХАРИНА

Челябинский государственный университет

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ______________________________________

В данной статье рассмотрена проблема развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности с позиции системного, аксиологического, личностно-деятельностного и технологического подходов. Данные подходы рассматривают объекты как педагогические системы, обеспечивают включение всех участников педагогического процесса в совместную творческую деятельность и являются необходимым условием для успешного развития и активизации творческих способностей.

Ключевые слова: творческие способности, системный, аксиологический, личностно-деятельностный и технологический подходы.

Современное состояние образовательной системы характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных средств развития творческих способностей студентов. Эти процессы связаны с потребностями общества в развитии творческой личности.

Мы полагаем, что для решения любой исследуемой задачи и получения значимого результата определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, которая наиболее полно может быть отражена в определенных подходах.

В современной науке проблема развития творческих способностей студентов в системе вузовской подготовки нередко решается с позиции конкретного подхода: системного, личностного, аксиологического, деятельностного, культурологического, технологического, дифференцированного и др.

Подробный анализ методологических подходов проведен в ряде педагогических исследований (В. А. Беликова, Е. А. Бондаревской, Ю. А. Конаржев-ского, Э. Г. Юдина, И. С. Якиманской и др.), поэтому мы проанализируем лишь те из них, которые являются наиболее значимыми для нашего исследования.

Мы рассматриваем проблему развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности с позиции системного, аксиологического, личностно-деятельностного и технологического подходов.

Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Так как в практике образовательного процесса вуза преподаватели занимаются проектированием и построением образовательно-воспитательной системы, являющейся одной из разновидностей многочисленного класса социальных систем, то следует дать определение именно такой системы. Мы полагаем, что образовательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию и образованию личности студента.

Целесообразность его применения объясняется следующими причинами:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.