Научная статья на тему 'Развитие гуманитарного образования в Томском инженерно-строительном институте на примере деятельности кафедры марксизма-ленинизма (1954 1958 гг. )'

Развитие гуманитарного образования в Томском инженерно-строительном институте на примере деятельности кафедры марксизма-ленинизма (1954 1958 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (КПСС) / COMMUNIST PARTY OF THE SOVIET UNION (CPSU) / ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / TOMSK STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND BUILDING / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / POLITICAL ECONOMY / POLITICAL-TEACHING WORK / MARXISM AND LENINISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фадеев Константин Викторович

В статье рассматривается участие кафедры марксизма-ленинизма в развитии учебно-воспитательного процесса в техническом вузе на фоне изменений, происходивших в СССР после XX съезда КПСС. Главное внимание уделяется истории кафедры и установлению имен всех ее сотрудников, которые внесли свой вклад в развитие вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN EDUCATION AT TOMSK CONSTRUCTION INSTITUTE REVEALED BY THE EXAMPLE OF the Department OF MARXISM AND LENINISM (1954 1958)

The paper focuses on the participation of the Department of Marxism and Leninism in the development of teaching and educational process in a Higher Technical School against the background of changes occurring in the USSR after the XX congress of CPSU. The main attention is paid to the history of the Department and revising the names of all the staff members who made contribution to the development of higher school education.

Текст научной работы на тему «Развитие гуманитарного образования в Томском инженерно-строительном институте на примере деятельности кафедры марксизма-ленинизма (1954 1958 гг. )»

ИСТОРИЯ СИБИРИ

УДК 930:37.69

РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОМ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА (1954 - 1958 гг.)

К. В. Фадеев

DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN EDUCATION AT TOMSK CONSTRUCTION INSTITUTE REVEALED BY THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF MARXISM AND LENINISM (1954 - 1958)

K. V. Fadeev

В статье рассматривается участие кафедры марксизма-ленинизма в развитии учебно-воспитательного процесса в техническом вузе на фоне изменений, происходивших в СССР после XX съезда КПСС. Главное внимание уделяется истории кафедры и установлению имен всех ее сотрудников, которые внесли свой вклад в развитие вузовского образования.

The paper focuses on the participation of the Department of Marxism and Leninism in the development of teaching and educational process in a Higher Technical School against the background of changes occurring in the USSR after the XX congress of CPSU. The main attention is paid to the history of the Department and revising the names of all the staff members who made contribution to the development of higher school education.

Ключевые слова: Томский государственный архитектурно-строительный университет, образование, учебный процесс, марксизм-ленинизм, политическая экономия, Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), политико-воспитательная работа.

Keywords: Tomsk State University of Architecture and Building, education, educational process, Marxism and Leninism, political economy, Communist party of the Soviet Union (CPSU), political-teaching work.

В 2013 г. кафедре истории России и политологии ТГАСУ исполнилось 60 лет. Кафедра имеет длительную и непростую историю становления и развития, в деятельности которой отразилась сложная и противоречивая судьба нашей страны в XX в., т. к. она теснейшим образом была связана с теми политическими и социально-экономическими преобразованиями, которые в ней происходили. Родоначальницей гуманитарного образования в техническом вузе стала кафедра марксизма-ленинизма, созданная в 1953 г. в числе первых кафедр института и с этого времени ведет отсчет своей истории коллектив кафедры истории России и политологии.

В соответствии с этим, исходя из понимания кафедры как учебного подразделения, автор главным мерилом деятельности ее сотрудников ставил их участие в учебно-воспитательном процессе. Главной задачей стало изучение истории кафедры и установление имен всех ее сотрудников, которые внесли свой вклад в развитие вузовского образования. Началом этого исследования послужило формирование очередного сборника «Хозяйственное и культурное развитие Урала и Сибири в XIX - XXI вв.», посвященного юбилею кафедры.

При работе над статьей были использованы документы, хранящиеся в Государственном архиве Томской области (ГАТО) и архиве ТГАСУ. Так, основные данные о деятельности кафедры и учебно-методического кабинета содержатся в частично сохранившихся отчетах и рабочих планах [11 - 13; 15; 17; 19; 21]. Обо всех изменениях штатного состава можно проследить по «Приказам ректора института по основной деятельности и по личному составу» и «Контрольным спискам преподавательского состава рабо-

чих и служащих» [1; 2; 6; 8 - 10]. Одновременно использованы исследовательские [21, с. 6 - 11, 103 -106] и публицистические работы [22], посвященные истории ТГАСУ, хотя большинство публикаций трудно отнести к разряду научных исследований, т. к. в них содержатся неточные, а иногда и ошибочные данные. Кратко характеризуя источники, следует сказать, что часть документов, необходимых для реконструкции деятельности кафедры, безвозвратно утрачена, а некоторые из имеющихся документов содержат неполную информацию. Поэтому целью этой статьи является систематическое описание истории кафедры с момента ее основания с опорой на архивные источники.

Приказом МВО СССР от 5 июня 1952 г. № 928 на основании постановления Совета Министров СССР от 19 января 1952 г. Главное управление строительных вузов с 1 сентября 1952 г. открывает Томский институт инженеров по строительству элеваторов на базе Томского политехникума Министерства заготовок СССР в составе одного строительного факультета [3, л. 1, 2]. Гуманитарная составляющая в открываемом институте отводилась кабинету основ марксизма-ленинизма и самостоятельной дисциплине «Основы марксизма-ленинизма» и осуществлялась силами двух преподавателей. Кандидат исторических наук, старший преподаватель, работающий по совместительству, А. Т. Макаева читала лекции по дисциплине, а А. Т. Шабалин, работая в должности заведующего кабинетом, фактически выполнял обязанности ассистента, проводя семинарские занятия со студентами по основам марксизма-ленинизма [1, л. 2, 3].

В 1953/1954 учебном году институт был переименован в Томский инженерно-строительный институт

К.В. (Фадеев:, 52014-

249

ИСТОРИЯ СИБИРИ

и вновь вошел в структуру МВО СССР. В этот же период была образована кафедра марксизма-ленинизма, а при ней функционировал учебно-методический кабинет [4, л. 152, 163; 20, л. 23]. Штат кафедры состоял из четырех человек - заведующая кафедрой А. Т. Макаева, старший преподаватель, работающий по совместительству Н. И. Печёных, преподаватель А. Т. Шабалин и заведующий кабинетом Б. И. Семаев. Формы и методы работы кафедры соответствовали политической и идеологической ситуации того времени. На нее были возложены задачи политической, идеологической и воспитательной работы не только среди студенческой молодежи, но и среди сотрудников института, трудящихся города и области. Постепенно кафедра становится центром идеологической работы в вузе.

В процессе подготовки инженеров-строителей в техническом вузе важнейшее место принадлежит преподаванию гуманитарных и социально-экономических дисциплин, призванных формировать у слушателей фундаментальные мировоззренческие знания и ценности, широкий политический кругозор, умение грамотно решать поставленные перед ними задачи. Кроме того, эти дисциплины ориентированы на воспитание у слушателей патриотизма, порядочности, честности и справедливости, чувства гордости и ответственности за избранную профессию. Все эти задачи решались кафедрой марксизма-ленинизма.

В течение двух последующих учебных лет -1954/1955 и 1955/1956 - на кафедре выдерживался стиль работы, заложенный ее руководителем А. Т. Ма-каевой. За это время в высшей школе структурно видоизменяются учебные дисциплины, когда к читавшемуся курсу «Основы марксизма-ленинизма» добавляется преподавание политической экономии, а в 1956 г. вводится марксистско-ленинская философия. Все это приведет в дальнейшем к кадровым перестановкам, когда на кафедру придут более опытные преподаватели, имеющие научные степени и звания и решающие поставленные временем проблемы в духе эпохального события - XX съезда КПСС - повлиявшего на развитие советского государства и общества. Ну а пока же учебный процесс и функционирование кафедры в институте шло своим чередом.

В конце 1953/1954 учебного года из института выбыло несколько сотрудников кафедры - Н. И. Печёных и А. Т. Шабалин. Однако с 1 сентября 1954 г. ее ряды пополнили молодые преподаватели, окончившие аспирантуру или вузы г. Томска. В их числе кандидат экономических наук, старший преподаватель И. А. Ветчинов, защитивший кандидатскую диссертацию при Саратовском экономическом институте; старший преподаватель З. А. Плясова, окончившая в 1954 г. аспирантуру при кафедре марксизма-ленинизма ТГУ без защиты, но продолжавшая работать над кандидатской диссертацией; преподаватель Б. И. Семаев, разрабатывавший кандидатскую диссертацию «Борьба Коммунистической партии за индустриализацию Дальнего Востока в 1926 - 1929 гг.»; преподаватель Г. К. Цехина, работавшая над кандидатской диссертацией «Разработка В. И. Лениным тактических основ марксистской партии (1905 -1907 гг.)». (Прим. автора: Видимо темы не были

окончательно утверждены, поэтому в документах фигурируют несколько рабочих вариантов их названия.). Состав кафедры также пополнился учебновспомогательным персоналом в лице лаборанта Е. В. Огур и новой заведующей кабинетом К. Ф. Ма-лыхиной, работавшей над кандидатской диссертацией «Генеральная линия компартии в области внешней политики 1922 г.» [2, л. 15 - 18, 82, 83; 11, л. 8, 9].

Согласно отчету по научно-исследовательской работе на 1 января 1954 г. преподавательский состав института состоял всего из 40 чел. и в основном молодых педагогов. При этом отсутствовали штатные высококвалифицированные научные сотрудники, что накладывало отпечаток на научно-исследовательскую работу вуза [11, л. 1]. Естественно, что кафедры, находясь в стадии становления, не могли разрабатывать научные темы проблемного или комплексного характера. Однако работа в этом направлении велась. Так, на кафедре марксизма-ленинизма совместным обсуждением была принята общая научно-практическая тема, над которой будут работать все работники кафедры: «Борьба городской партийной организации за поднятие производительности труда».

Целью разработки этой темы, по мнению кафедры, является, во-первых, обобщение опыта партийных организаций города по борьбе за поднятие производительности труда, во-вторых, оказание помощи Горкому КПСС в распространении положительного опыта одних предприятий на другие. Планировалось собрать материалы по предприятиям города и к декабрю 1958 г. опубликовать брошюру объемом в 5 печатных листов, на основе которой, по согласованию с Райкомом КПСС, провести в дальнейшем лекционные собрания на предприятиях Вокзального района [13, л. 53, 75; 19, л. 10, 11].

Кроме общей темы каждый преподаватель имеет план научно-исследовательской работы. Так, А. Т. Ма-каева подготовила к печати монографию «Развитие внутрипартийной демократии в РКП(б) в период восстановления народного хозяйства (1921 - 1925 гг.)».

З. А. Плясова должна подготовить к защите кандидатскую диссертацию; ассистенты Б. И. Семаев и Г. К. Цехина готовились к сдаче кандидатского минимума по истории КПСС и работали над сбором материала по своим диссертациям [11, л. 1, 2; 13, л. 53]. Также преподавателями кафедры сформирован сборник научных статей под редакцией А. Т. Макаевой, посвященный 50-летию первой русской революции 1905 - 1907 гг. Техническим редактором была назначена ассистент К. В. Волкова. Планировалось, что стоимость сборника составит 300 - 500 руб. после того, как статьи будут напечатаны на машинке и переплетены [13, л. 1, 48, 49, 54, 75].

Первые годы существования кафедры были нелегкими. Не хватало высококвалифицированных специалистов, учебников, методических пособий, нередко они перепечатывались на пишущей машинке или переписывались от руки. В тот период коллектив кафедры занимался не только преподаванием, но и решал задачи по воспитанию студенчества на революционных, боевых и трудовых традициях народа, а также вел активную общественную работу, руководя системой партийного просвещения, помогая в органи-

250 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2

ИСТОРИЯ СИБИРИ

зации политического просвещения кафедрам всего института. Несмотря на сложности периода становления, сотрудники кафедры смогли обеспечить необходимый уровень преподавания общественных дисциплин.

В 1954 г. учебный год в институте начался позже в виду отъезда студентов в колхозы для оказания помощи по сбору сельскохозяйственной продукции. Общее число студентов составляло 640 чел., распределявшихся по курсам следующим образом: на I курсе - 304 чел., II курсе - 206 чел., III курсе - 130 чел. Обучались они по учебным планам, утвержденным МВО СССР в 1951 г., и согласно которым с III курса вводилась новая дисциплина - «Политическая экономия», что привело к увеличению штата кафедры за счет привлечения преподавателей с экономическим образованием [12, л. 1; 13, л. 16а; 16, л. 24, 25; 18, л. 23, 23 об., 27, 28].

В течение учебного года на кафедре проводилась учебно-методическая работа. Так, в целях обмена опытом и оказания помощи преподавателям в повышении качества читаемых студентам лекций и проводимых семинарских занятий было организовано взаимопосещение с последующим обсуждением на заседаниях кафедры. Обсуждение открытых лекций давало возможность вскрывать недостатки как в содержании, так и в методике изложения материала, что способствовало улучшению качества читаемых лекций.

Большое внимание уделялось семинарам. С этой целью Б. И. Семаев разработал методику семинарских занятий, учитывая опыт работы преподавателей, ведущих семинарские занятия. Его доклад вызвал на кафедре большой интерес и активное обсуждение. Также на кафедре неоднократно обсуждались вопросы организации самостоятельной работы студентов над произведениями классиков марксизма-ленинизма. Преподавателем Г. К. Цехиной была разработана методика конспектирования первоисточников. Ее доклад сначала был заслушан на кафедре, а затем прочитан студентам I и II курсов.

В результате, как отмечалось в отчете о деятельности кафедры, «Живее и интереснее проходили семинарские занятия в большинстве групп всех курсов особенно по материалам XX съезда КПСС. Большинство студентов серьезно относились к изучению марксистско-ленинской теории» [13, л. 74, 76; 19, л. 1, 3 -

5].

Объем политико-воспитательной работы был огромным. Принимаемые в институте планы по воспитательной работе в основном состояли из мероприятий, за которые отвечали преподаватели кафедры. Формы их проведения были разные: теоретические конференции, лекции, студенческие доклады и т. д. Например, по инициативе и под руководством кафедры была организована и проведена теоретическая конференция с самостоятельно изучающими марксистско-ленинскую теорию на тему: «50 лет первой русской революции 1905 - 1907 гг.», в рамках которой работники кабинета подготовили книжные выставки и фотовыставку, посещавшиеся студентами и преподавателями.

Одновременно велась общественно-политическая работа в городе и области, когда все работники ка-

федры участвовали в общественной жизни института и в работе городской и районной партийной организации. Так, А. Т. Макаева являлась членом партбюро и ответственной за постановку пропагандистской работы в институте, а также консультантом для самостоятельно изучающих марксистско-ленинскую теорию. Была внештатным лектором и руководила секцией историков и философов при Горкоме КПСС. З. А. Плясова была парторгом на кафедре и депутатом городского совета депутатов трудящихся, внештатным пропагандистом Райкома КПСС. Г. К. Цехина выполняла отдельные поручения Райкома КПСС по линии пропагандистской работы и являлась консультантом для самостоятельно изучающих историю КПСС. Помимо этого руководила кружком служащих института по изучению материалов XX съезда КПСС, а также секцией студенческого исторического кружка при кафедре [13, л. 76, 77; 19, л. 7, 8, 9].

О проделанной преподавателями работе можно судить по итогам зачетной и экзаменационной сессии. Итак, по результатам сессии можно утверждать, что по курсу основ марксизма-ленинизма и политической экономии большинство студентов овладели материалом программы. Ряд студентов показали не только серьезные и глубокие знания по основам марксизма-ленинизма и политической экономии, но и умение связать теоретический материал с практикой и задачами коммунистического строительства, умение ориентироваться в событиях современности.

В отчете о деятельности кафедры А. Т. Макаева пишет: «Анализ причин, не сдавших зачет..., показывает, что не сдали. именно те студенты, которые в течение семестра плохо или совсем не занимались по основам марксизма-ленинизма и политической экономии... Поэтому не случайно, что такие студенты не могли освоить материал, пройденный за семестр в один-два дня, которые отводили на подготовку к зачету» [19, л. 13, 14].

История высшего образования второй половины 1950-х гг. проходила под влиянием демократизации общества, связанной с ликвидацией культа личности И. В. Сталина. Начались изменения в преподавании общественных наук, когда постепенно менялось и содержание преподаваемых предметов. После ХХ съезда КПСС был издан приказ МВО СССР В. Елютина, в котором отмечалось, что программа курса основ марксизма-ленинизма по преимуществу ограничивалась кругом вопросов, освещенных в «Кратком курсе истории ВКП(б)» со всеми имевшимися в нем недостатками. В вузах страны вместо основ марксизма-ленинизма вводилось преподавание самостоятельного курса истории КПСС. Так, в соответствии с указанием МВО СССР на IV и V курсах всех факультетов ТИСИ в осеннем семестре 1956/1957 учебного года вводится преподавание истории КПСС и новой дисциплины «Диалектический и исторический материализм» в объеме 42 и 36 часов соответственно с принятием зачета по окончании курса [6, л. 156, 172; 19, л. 34].

В последующие годы все эти мероприятия привели к изменению и увеличению учебной нагрузки и привлечению новых преподавателей на кафедру, т. к. институту нужны были не просто педагогические, а высококвалифицированные кадры. С середины

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 251

ИСТОРИЯ СИБИРИ

1950-х гг. ее основу составляли преподаватели-фронтовики. В общей сложности за исследуемый период на кафедре работало 17 штатных преподавателей, 5 из которых имели научные степени кандидатов наук и звания доцентов (Прим. автора: При этом нужно учитывать, что в 1957 г. на многих кафедрах института имелось лишь по одному доценту или кандидату наук, а на кафедрах высшей математики и гидротехники таковые и вовсе отсутствовали. [7,

л. 148]): А. Т. Макаева, И. А. Ветчинов, Л. В. Малы-хин, В. А. Зибарев, Б. И. Лещинер, который 10 июля

1956 г. сменил А. Т. Макаеву, заняв должность заведующего кафедрой [5, л. 321; 6, л. 215; 19, л. 20]. Некоторые из них имели опыт работы в партийных органах, другие же пополняли преподавательский состав после окончания высших учебных заведений и аспирантуры. Это И. М. Шапоренко, Г. П. Ковалевская, М. А. Кочуров, В. З. Дозморов, А. А. Белобородов.

В это время все сотрудники кафедры активно занимались научно-исследовательской работой, о чем свидетельствует «План научно-исследовательской работы и работы по повышению квалификации на 1956/1957 учебный год» [19, л. 39, 40, 41]. Так, Б. И. Лещинер готовил к печати статью «Борьба КПСС за последовательное осуществление принципа коллективного руководства в партийных организациях (1946 - 1954 гг.)». В. А. Зибарев к февралю 1957 г. подготовил к печати статью «Освобождение малых народов Дальнего Востока Великой Октябрьской социалистической революцией», а в течение учебного года занимался сбором архивных материалов к вопросу о социалистических преобразованиях коренного населения Нарымского края. Л. В. Малыхин работал над статьей «Крестьянские Комитеты взаимопомощи на Дальнем Востоке (1924 - 1925 гг.)».

Старшие преподаватели занимались кандидатскими диссертациями. Так, И. М. Шапоренко нужно было в течение первого семестра оформить к защите диссертацию, а к февралю 1957 г. подготовить к печати статью «Основной экономический закон социализма и его действие в послевоенный период (1945 -1955 гг.)». К январю 1957 г. Г. П. Ковалевской предоставить на обсуждение кафедры главу диссертации «Принцип материальной заинтересованности и подъем материального благосостояния советского народа в пятой пятилетке» и продолжать сбор фактического материала к последующим главам диссертации. З. А. Плясова должна была до апреля 1957 г. написать первую главу диссертации «Партийно-политическая работа партийных организаций Западной Сибири по дальнейшему организационно-хозяйственному укреплению колхозов в 1938 - 1941 гг.», а к маю - июлю

1957 г. обработать вторую главу [16, л. 6, 7, 8].

Учебная нагрузка на кафедре распределялась следующим образом. Лекции по дисциплине «История КПСС» на I курсе читал кандидат исторических наук, старший преподаватель Л. В. Малыхин (семинарами руководили Л. В. Малыхин и ассистент Г. К. Цехина); на II курсе: лектор - старший преподаватель З. А. Пля-сова (семинарами руководили З. А. Плясова и кандидат исторических наук, ассистент В. А. Зибарев). На вечернем отделении лектор Л. В. Малыхин, а семина-

ры за В. А. Зибаревым. Лекции по дисциплине «Политическая экономия» на II и III курсе читала старший преподаватель Г. П. Ковалевская, а семинары за ней проводили ассистенты К. В. Волкова и В. А. Зи-барев; на IV курсе лекции и семинары были закреплены за старшим преподавателем И. М. Шапоренко. По дисциплине «Диалектический и исторический материализм» на IV и V курсе читает лекции и ведет семинары заведующий кафедрой Б. И. Лещинер [19, л. 42].

Помимо учебно-методической работы, кафедра всегда вела активную общественно-политическую работу. Так, под руководством старшего лаборанта Л. С. Рожневой, совместно с комитетом комсомола, в период с марта по май 1958 г. были организованы лекции и беседы, посвященные 40-летию ВЛКСМ. В этот же период ассистент К. В. Волкова принимала участие в организации и проведении студенческих вечеров вопросов и ответов. В течение марта - июня 1958 г. кафедра организовала чтение цикла лекций для самостоятельно изучающих философию (лектором на них был Б. И. Лещинер), а в последующем оказывала помощь по подготовке и сдаче кандидатских экзаменов по диалектическому и историческому материализму и истории КПСС [8, л. 233, 244, 332, 335; 9, л. 363; 10, л. 188, 242, 305, 319; 19, л. 51].

В 1957 г. произошло важнейшее для института событие - состоялся первый выпуск студентов, теперь уже дипломированных инженеров. В июне прошла защита дипломов у 110 строителей, а в декабре у 48 гидротехников. И не последнее место в их подготовке сыграли преподаватели кафедры марксизма-ленинизма, сумевшие сформировать у студентов широкий политический кругозор и умение грамотно решать поставленные временем задачи. Все выпускники были направлены на стройки Сибири и Дальнего Востока [22, с. 42 - 46, 177].

Однако нужно отметить, что в силу ряда причин в работе института, в том числе и кафедры, наблюдались недостатки. В областном архиве сохранился приказ министра В. Елютина от 19 июля 1957 г. № 760, в котором напрямую на это указывается: «...в работе института. имеются существенные недостатки в проведении учебного процесса на кафедре марксизма-ленинизма. Так, в лекциях преподавателей кандидата исторических наук Л. В. Малыхина по истории КПСС и И. М. Шапоренко по политической экономии имеются существенные пробелы. В лекциях и на семинарских занятиях. не всегда достигается органическая связь теории марксизма-ленинизма с современной практикой коммунистического строительства. слабо используются наглядные пособия. В целях улучшения работы. ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Директору. института Л. М. Даманскому: а) принять необходимые меры к устранению недостатков в работе института.;

г) усилить политико-воспитательную работу среди студентов.;

з) . оказывать помощь преподавателям института в повышении их научной квалификации» [7, л. 146, 147, 149, 150; 9, л. 133, 134, 135, 136].

На данное распоряжение практически сразу же последовала реакция. В начале 1957/1958 учебного

252 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2

ИСТОРИЯ СИБИРИ

года приказом директора (ректора) ТИСИ от 9 октября 1957 г. № 326 на основании приказа по МВО СССР № 844 от 16 августа 1957 г. преподаватели кафедры марксизма-ленинизма практически в полном составе Б. И. Лещинер, В. А. Зибарев, Л. В. Малыхин, К. В. Волкова, З. А. Плясова, Г. К. Цехина, И. М. Ша-поренко и представитель от партийной организации института старший преподаватель В. Н. Макаренков с 14 по 20 октября были командированы в г. Новосибирск на совещание преподавателей общественных наук [5, л. 286].

После этого в рамках учебно-методической работы на кафедре начинают функционировать предметно-методические комиссии, когда в октябре 1957 г. прошло обсуждение проекта рабочих программ: по политической экономии (разработчик И. М. Шапо-ренко) и по истории КПСС (разработчик Л. В. Малы-хин). Введено стенографирование лекций с их последующим обсуждением. Например, обсуждались лекции Л. В. Малыхина «Ленинская программа по национальному вопросу», Г. П. Ковалевской «Кругооборот и оборот капитала» и т. д. [19, л. 44, 45, 46, 50, 51].

На протяжении рассматриваемого периода в состав кафедры входил кабинет для самостоятельной работы студентов с библиотечным фондом книг по основам марксизма-ленинизма, политической экономии и философии. Основные задачи кабинета заключались в следующем: обслуживание студентов, аспирантов, преподавателей института в их стремлении по изучению марксистско-ленинской теории, а также оказание помощи в научной, педагогической и пропагандистской работе.

В течение 1954/1955 учебного года кабинетом заведовала К. Ф. Малыхина, окончившая в 1952 г. историко-филологический факультет ТГУ и пришедшая на работу в ТИСИ из Томской областной партийной школы. На третьем году работы института приступившая к работе новая заведующая столкнулась с рядом проблем: «Кабинет марксизма-ленинизма к началу учебного года не был готов, не были покрашены полы, стены, не было готово оборудование». Отъезд студентов на месяц в колхоз позволил работникам кафедры благополучно устранить возникшие проблемы, подготовив к занятиям 30 аудиторию и кабинет, и в дальнейшем оказывать студентам помощь в их работе над книгами [12, л. 1; 17, л. 7, 37].

После ухода из института в сентябре 1955 г. К. Ф. Малыхиной, которая поступила в очную аспирантуру ТГУ, кабинетом в течение 1955/1956 учебного года заведовала Л. С. Рожнева. В этот период кабинет продолжает осуществлять свою деятельность по нескольким направлениям. Например, для оказания

Литература

1. Архив ТГАСУ. Оп. 26. Д. 2.

2. Архив ТГАСУ. Оп. 26. Д. 6.

3. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 2.

4. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 4.

5. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 10.

6. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 12.

7. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 13.

8. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 14.

помощи агитаторам и пропагандистам была подобрана литература и подготовлены выставки: «Июльский Пленум ЦК КПСС», «XX съезд КПСС», напечатаны планы для занятий по изучению данных материалов. Также кабинет осуществлял тесное сотрудничество с комитетом комсомола по проведению экскурсий по революционным местам в городе Томске и посещение в областном краеведческом музее выставки, посвященной 50-летию революции в Томске [17, л. 8; 12, л. 2, 3].

В 1956/1957 учебном году штат кабинета увеличивается за счет новой должности старшего лаборанта, которую занимает Л. С. Рожнева, а заведующим с сентября 1956 г. вновь становится Б. И. Семаев, переведенный на эту должность с ассистента кафедры. Следующие изменения в штате кабинета происходят уже в новом 1957/1958 учебном году, когда после ухода Б. И. Семаева заведующей становится ассистент кафедры Г. К. Волкова (Цехина) и ее приход на длительный период вносит определенную стабильность в работу кабинета [6, л. 127, 128; 9, л. 26, 195]. В это время кабинет принимает участие в работе студенческих научных кружков при кафедре. Регулярно обновляются фотовыставки. Например, к 3 ноября 1956 г. Б. И. Семаевым была оформлена фотовыставка на тему: «Великая Октябрьская социалистическая революция», а Л. С. Рожневой ко 2 декабря на тему: «День Советской конституции». Регулярно оформляется витрина «Новинки литературы по марксистсколенинской теории» [19, л. 47, 48, 52, 53].

Таким образом, деятельность кафедры марксизма-ленинизма как основной составляющей распространения гуманитарного образования в техническом вузе была тесно связана с политическими и идеологическими процессами, происходившими в стране. Однако следует подчеркнуть, что преподаватели кафедры никогда не были слепыми исполнителями указаний, исходящих от вышестоящих партийных органов. Каждый из преподавателей описываемого периода был, прежде всего, воспитателем молодежи, который стремился научить студентов мыслить творчески, стремясь в ходе лекционных и семинарских занятий формировать у студентов умения и навыки самостоятельной работы. Они не только знакомили студенческую молодежь с историей коммунистической партии и положениями коммунистической доктрины, но и прививали интерес к законам эволюции природы и общества, раскрывали ей особенности ключевых этапов развития государства, рассказывали о происходящих событиях в мире, т. е. повышали общеобразовательный уровень студентов, помогая им выработать собственную гражданскую позицию, воспитывали в них честность, порядочность и принципиальность.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 253

I ИСТОРИЯ СИБИРИ

9. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 15.

10. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 17.

11. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 29.

12. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 30.

13. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 32.

14. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 35.

15. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 36.

16. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 43.

17. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 47.

18. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 48.

19. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 51.

20. ГАТО. Ф.Р - 1600. Оп. 1. Д. 99.

21. История ТИСИ - ТГАСУ в документах и материалах: сб. документов. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2002. 132 с.

22. Селиванов Л. И. История Томской государственной архитектурно-строительной академии. Т. 1. ТИСИ. (1952 - 1985 годы). Томск: Изд-во ТГУ, 1993. 188 с.

Информация об авторе:

Фадеев Константин Викторович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и политологии Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ), fadeevk@rambler.ru Konstantin V. Fadeev - Candidate of History, Assistant Professor at the Department of History of Russia and Political Science, Tomsk State University of Architecture and Building.

Статья поступила в редколлегию 31.07.2014 г.

254 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.