Научная статья на тему 'Развитие гражданской компетентности будущих специалистов-гуманитариев'

Развитие гражданской компетентности будущих специалистов-гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРКОММУНИКАЦИЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОДУКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCY / INTERCOMMUNICATION / CIVIC CONSCIOUSNESS / DIDACTIC PRODUCTIVE ACTIVITY IN CLASSES / PRODUCTIVE PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галаганова Людмила Егоровна, Леванова Альбина Егоровна

Статья рассматривает особенности формирования у будущих специалистов гражданской ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к социальному партнерству с применением иноязычных профессионально-ориентированных компетенций для успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда в условиях социально-экономической мобильности и расширения межкультурных контактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галаганова Людмила Егоровна, Леванова Альбина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CIVIL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF HUMANITIES

The paper considers the issue of developing civic consciousness of future specialists in the field of history and international relations and some pedagogical methods and techniques used in the teaching process for productive professional communication.

Текст научной работы на тему «Развитие гражданской компетентности будущих специалистов-гуманитариев»

ИСТОРИЯ РОССИИ

УДК 378.017.4:[378.016:81 ’243]

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

Л. Е. Галаганова, А. Е. Леванова

DEVELOPMENT OF CIVIL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF HUMANITIES

L. E. Galaganova, A. E. Levanova

Статья рассматривает особенности формирования у будущих специалистов гражданской ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к социальному партнерству с применением иноязычных профессионально-ориентированных компетенций для успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда в условиях социально-экономической мобильности и расширения межкультурных контактов.

The paper considers the issue of developing civic consciousness of future specialists in the field of history and international relations and some pedagogical methods and techniques used in the teaching process for productive professional communication.

Ключевые слова: компетентность, интеркоммуникация, гражданственность, профессионально значимые ситуации, продуктивная профессиональная деятельность.

Keywords: competency, intercommunication, civic consciousness, didactic productive activity in classes, productive professional communication.

В условиях глобализации социальных и экономических процессов открываются новые возможности, виды и формы профессионального общения и взаимодействия, главным условием эффективности которых, с нашей точки зрения, являются компетентность, инициативность, адекватное прогнозирование последствий деятельности, готовность к продуктивному взаимодействию; устойчивая мотивация к защите интересов кооперации с учетом взаимопонимания, уважения к культуре деловых партнеров по интеркоммуникации, учитывая и осознавая ценности, проблемы и достояния как своего государства, своей Родины, так и позитивные возможности конструктивной кооперации. Воспитание культуры интернациональных отношений и гражданственности вновь является частью государственной политики современной России [12;

6].

Мы разделяем точку зрения В. А. Михалина, который подчеркивает, что основной целью современного российского образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированного в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способного к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое,

правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов и проведения внеурочной работы [11].

В университете студент получает определенную сумму знаний, корректирует ценностные предпочтения, приобретает определенные личностные и профессионально-значимые качества. Важными этапами этой работы можно считать развитие и реализацию навыков гражданского аналитического мышления и поведения, завершение формирования гражданских компетенций. Именно они позволяют человеку-спе-циалисту успешно справляться с социальной ролью гражданина, выполнять свой гражданский долг, проявлять свою гражданскую ответственность, использовать свои гражданские права и свободы. Анализ специальной литературы позволяет нам в обобщенном виде сформулировать, что гражданская компетентность для студентов как будущих специалистов это:

- научные представления об отношениях между гражданами, гражданином и обществом, гражданином и государством;

- оправдавшие себя способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, приемлемые в обществе и адекватные личностным предпочтением;

- гражданские ценностные ориентиры и, прежде всего, ценности, связанные с отношением к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, утверждающие гражданский мир и согласие, исторически сложившееся государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость и другие;

- опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества;

110

Л. Е. Галаганова, А. Е. Леванова, 2014

ИСТОРИЯ РОССИИ

- степень сформированности гражданственности, т. е. понимания общего и особенного в развитии России и конкретного региона Российской Федерации;

- социальная ответственность личности, реализующаяся через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;

- наличие профессиональных знаний, умений и навыков для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач в условиях конкретных проблем развития региона на основе личного опыта жизнедеятельности учащегося;

- наличие стартового опыта решения адаптационных задач социализации личности в специфических условиях региона и умений решать профессиональные задачи в условиях региональной системы образования и рынка рабочей силы.

Совершенно понятно, что этика гражданственности естественным образом связана с понятиями «гражданин» и «гражданское общество». Если первый является носителем и «исполнителем» норм и требований этики гражданственности, то последнее выступает основным институциональным условием ее формирования и полем ее реализации.

Мы понимаем, что условия жизни радикально изменили и расширили часть задач, стоящих и перед современным образованием. Перед высшей школой, например, встает задача подготовить будущих специалистов к культурному и профессиональному общению и взаимодействию с представителями стран с иными социальными традициями, общественным строем и языковой культурой.

Считается, что конкурентоспособность любой страны мира в ближайшие десятилетия будет определяться ее умением интегрироваться в глобальное мировое социально-экономическое пространство; ведущая роль в этом процессе будет принадлежать креативным профессионалам с их технологиями продуктивной деятельности - knowhow (ноу хау) и проектами общения в диалоге культур.

С начала 90-х годов российское общество живет в условиях перехода от одной социально экономической системы к другой. Данный переход связан как с изменениями привычного уклада жизни, так и с изменениями в духовной сфере и переоценкой ценностей. В непрерывно изменяющейся современной России значима профессиональная компетентность специалистов, актуален вопрос о реальной самореализации конкурентоспособного специалиста с учетом его личностных карьерных амбиций и задач государства и общества в условиях интеркооперации рынка труда.

Показателями значимости компетентности являются изменения в сфере общественного сознания в различные периоды истории, которые свидетельствуют о том, что именно в компетентности заключены большие возможности развития и стабильности общества, поскольку они могут служить основанием для снятия конфликтов между поколениями и способствовать адаптации для эффективности процесса социализации личности и т. п.

Современная ситуация общественного развития актуализировала понятия «компетентность специалиста», «компетентность» и «компетенции». Среди под-

ходов к определению этого понятия можно выделить у зарубежных исследователей - «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» и т. д. В отечественной науке профессиональную компетентность рассматривают, например, как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно», как обладание человеком «способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [11]; как «наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудицией и как постоянное повышение своей научнопрофессиональной подготовки» [14]; как «профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности» [1]; как «потенциальную готовность решать задачи со знанием дела» [15; 6]. В качестве показателей профессиональной компетентности выделяют: общую совокупность объективно необходимых знаний, умений, навыков; умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций; знание и программирование возможных последствий определенных действий; практический позитивный опыт эффективной деятельности в избранной сфере или смежных сферах; результаты труда специалиста; способность к композиционности и гибкость используемых технологий и методик; критичность и креативность мышления; профессиональная позиция в решении социально и личностно значимых проблем; индивидуально-психологические качества.

А. К. Маркова выделяет следующие виды компетентности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная [10].

Е. В. Попова, исследуя компетентность как «интегральную характеристику», подчеркивает «большую значимость психологических качеств личности», которые «дополняются умениями («техниками»)», и, соответственно, на этапе формирования компетентности главная роль принадлежит задачам и технологиям совершенствования самой личности [13].

Н. В. Кузьмина расширяет этот перечень и в качестве отдельных видов педагогической компетентности выделяет следующие компоненты:

- специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

- методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся;

- психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;

- дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

- рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность [8].

Как видим, исследуя компетентность, одни ученые отдают предпочтение общим и специальным знаниям, другие - усвоению профессиональных умений, третьи - дополняют необходимые знания и умения определенными психологическими качествами, четвертые подчеркивают в содержании профессиональной компетентности личностные свойства.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 111

ИСТОРИЯ РОССИИ

К. А. Абульханова придает большое значение конкретно-предметным знаниям специалиста, ибо, по ее мнению, «именно они выступают первоосновой формирования всей профессиональной компетентности», и поэтому система подготовки специалиста должна обеспечивать, прежде всего, освоение соответствующих знаний, поскольку они являются необходимой предпосылкой для реализации процесса труда [14].

Анализ существующих научных исследований вопросов воспитания культуры интернациональных отношений показывает, что эта проблема при преподавании дисциплин гуманитарного цикла рассмотрена в научной литературе в достаточной степени. Однако потенциал занятий по иностранным языкам в воспитании культуры интернациональных отношений (у нас - составляющая гражданственности) не получил всестороннего рассмотрения [4]. Учителя иностранного языка испытывают затруднения по реализации возможностей своего предмета в воспитании гражданственности и культуры интернационального общения [7].

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации сегодня выступает компетентность молодежи в вопросах гражданственности. Постсоветский период в истории России привел к серьезным изменениям в ценностных ориентациях всех слоев населения. В сознание части молодых людей стали проникать эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм; распространилось ощущение неполноценности статуса россиянина, даже было и есть у ряда россиян мнение, что в современной России пока гордиться нечем.

Современные специалисты с гуманитарным образованием в век высоких информационных технологий (по их собственной оценке) обладают качественными знаниями в профессии, ИТ и широким кругозором. Необходимо также указать, что часть студентов проявляют себя как прагматики, реализуя свои амбиции, отодвигая на перспективу тот опыт, который традиционно относился к категории общественно-полезного и целесообразного с позиции государства и его структур на местах, так как проблемы, где возможна и нужна их гражданская позиция, выходят за рамки их личных интересов. Часть из них по-прежнему пассивны и равнодушны к общественно-политическим проблемам, критически оценивая их как ошибки и просчеты конкретных специалистов и номенклатурных работников, а что касается социокультурного опыта как опыта конструктивного общения, то часть студентов так и испытывают затруднения при выборе как окружения, так и способов поведения в той или иной социально значимой ситуации.

Сказалось и еще сказывается отсутствие отлаженной системы воспитания, адекватной задачам и времени как со стороны государственных, так и семейных институтов. Это стало одной из причин популярности воззрений националистического, шовинистического и даже фашистского толка; искаженного толкования понятий «Отечество», «гражданственность как жизненная позиция», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «космополитизм» и т. п. в не-

которых регионах на начальных этапах развития самой РФ [17]. В столь непростой ситуации в социуме новой страны появились реальные показатели поэтапного формирования «российской гражданственности», где гармонично сочетаются конструктивные традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития нашего и мирового социумов. Этими показателями оказались Олимпийские Игры в Сочи 2014, возвращение Крыма в состав России, армия волонтеров самых разных направлений: поиск военных захоронений ВОВ, реконструкция исторических реалий разных эпох и этапов становления Руси и России, шаги по восстановлению православия в новой России, восстановление памятников культуры и исторических событий предшествующих этапов России и т. п.

Возвращение государства к проблемам системнообразующих качеств личности через специально организованное воспитание связано с обозначением его приоритетных направлений - главное средство укрепления единства и целостности РФ. Важным этапом на пути возрождения стала разработка новых стандартов образования (3-е поколение) на всех этапах обучения и воспитания для всех типов школ и профессиональных учебных заведений России и Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации в XXI веке» (далее - Программа), в которой гражданское и патриотическое воспитание определяются как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. Как указано в Программе, состояние проблемы и необходимость ее решения программно-целевыми методами вызвано происходящими в России позитивными процессами, связанными со стабилизацией общественной жизни, социальноэкономического положения людей, модернизацией образования. Это создает благоприятные условия для интенсивного развития в стране социального института воспитания, повышения его социального статуса и воспитательного потенциала, достижения качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающих поколений.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

112 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2

ИСТОРИЯ РОССИИ

Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Сегодня гражданская компетентность идентифицируется с такими личностными качествами, как позитивное отношение к проблемам большой и малой Родины, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность (религиозная и национальная), общественно значимое гражданское поведение в преобразующей профессиональной деятельности. В этой связи воспитательный потенциал курсов гуманитарных дисциплин в вузе опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом РФ «Об образовании», федеральными программами развития образования, документами государственных органов управления образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации), а «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к нравам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» определены доминантными. Современные стратегии гуманитарного образования выдвигают интеллектуальное становление юношества, как и владение иностранным языком, на одно из первых мест в развитии интеркоммуникации в системе социокультурных компетенций будущих специалистов. Многие педагоги и методисты сходятся во мнении, что не всегда реализуют возможности учебных предметов (в данном случае - иностранных языков) по формированию гражданской компетентности, поэтому мы специально останавливаемся на языковом образовании на гуманитарном факультете. Как свидетельствуют результаты проведенных исследований и передовая педагогическая практика в реализации задач воспитания гражданственности и патриотизма с использованием потенциала всех учебных курсов, иностранные языки имеют специфические аспекты в дидактике и методике как инструмент общения в диалоге культур.

Анализ исходных материалов, определяющих на сегодня требования к уровню и набору компетенций в работе будущих специалистов гуманитарного цикла («историк»), с материалами на иностранном языке показывает, что в наши дни дифференциация дидактических материалов становится своего рода акцентуацией в построении ситуаций деятельности студентов на занятиях. Основной социальный посыл к таким специалистам сегодня оформляется в терминологии компетенций и компетентности, чтобы подчеркнуть комплекс слабо реализуемых возможностей вуза и самой личности, которые позволяют быть адекватным требованиям рынка труда для осуществления результативной профессиональной коммуникации (через устные и печатные средства). Задачи высшей школы определены новым стандартом по специальности «историк» уровня «бакалавр», где

при необходимости учета всего комплекса требований для преподавателей иностранного языка значимыми в их специфичности, в частности, признаются многие направления работы, а вот компетенции социокультурного порядка, связанные с развитием личности специалиста и гражданина своей Родины, не обозначены отдельно ни в прямом директивном варианте, ни подтекстом, а их, как нам представляется, следовало бы определить как доминантные. Мы подчеркиваем, что эти маркированные для развития компетенций студентов указатели в государственном документе и потенциал вуза сегодня позволяют преподавателям иностранного языка сосредоточиться на актуальных требованиях в подготовке специалистов названных профилей.

В содержании основного учебного материала как специальных, так и общепрофессиональных дисциплин зафиксированы: социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления и т. п.; и при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании таких базовых личностных и профессиональных качеств, как: современного научного мировоззрения, убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры и др. По нашему мнению, изучение гуманитарных дисциплин стимулирует и обеспечивает результативность в виде важных качественных изменений в социально-нравственном и общекультурном развитии, освоение основных личностно значимых методик саморазвития и самореализации.

Получается, что и качество содержания учебников, в особенности с точки зрения реализации их воспитательных функций, нейтрализации негативного влияния на молодежь СМИ стали составляющими в работе с проблемами высшей школы в целом и занятий по иностранному языку, в частности.

Нами сделана попытка раскрыть потенциальные возможности занятий по иностранным языкам в воспитании гражданской компетентности в высшей школе.

Мы провели анализ ряда УМК, используемых для преподавания английского языка, чтобы выявить их воспитательные возможности по формированию гражданственности и культуры интеркоммуникации. Мы рассматривали аутентичные материалы учебников издательств Longman, Macmillan, Oxford University Press. Эти учебники на российском рынке получили широкое распространение благодаря своим многочисленным лингвистическим и дизайнерским достоинствам и как альтернатива отечественным учебникам. Однако, несмотря на свою привлекательность, эти УМК обладают недостатками, которые не оказывают позитивного влияния на воспитание требуемых качеств в структуре гражданственности средствами иностранных языков.

Учитывая дефицит методических аутентичных материалов в наших УМК, преподаватели иностранного языка реализуют такие рекомендации экспертов для работы по развитию чувства гражданственности и культуры интернациональных отношений:

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 113

ИСТОРИЯ РОССИИ

- дополнять аутентичные материалы учебников российскими реалиями за счет материалов из истории (обычаи, традиции, праздники, динамика политических систем, достопримечательности, жизнь выдающихся людей и пр.), показывающих роль и значение России на мировой арене, например, материалы зарубежных авторов из «Moscow News»;

- обсуждать особенности культурных, расовых, национальных отличий во взаимодействии народов России и всего мира;

- подбирать задания-проекты на сопоставление культурных отличий России и стран изучаемого языка, когда можно сравнивать зарубежные и российские проблемы, и реалии для совершенствования технологии интеркоммуникации;

- наполнять фактами о жизни сверстников в других странах, их увлечениях, проблемах, используя предлагаемый аутентичный материал учебников позитивным материалом о разных сторонах жизни в России и за рубежом;

- включать материалы об общечеловеческих ценностях; морально-нравственных проблемах, обсуждая их актуальность для современного мира и нашей страны;

- создавать ситуации для тренировки и формирования навыков межкультурного диалога.

Для понимания важности интеграции России в мировое сообщество используется анализ опыта специалистов других стран на благо своей страны, когда, например, традиции воспитания лучшей части молодежи в России и за рубежом через почитание государственных символов могут обретать характеристики методических материалов (знание отечественной истории, сохранение своих обычаев и традиций, гордость за свою страну, готовность к диалогу с другими нациями и государствами) и позволяют обеспечить, например, акции, проекты для развития потребности студентов в активной деятельности по решению социальных вопросов, стоящих перед нашим обществом; интереса к проблемам страны, их системному анализу, поиску решений, прогнозов на выходы из разных ситуаций через взаимодействие специалистов.

Такие формы, как сюжетно-ролевые, познавательные, соревновательные игры, реализуются через конференции, саммиты, встречи «представителей разных специальностей из разных стран» и т. д.

Например, работа с текстами для самостоятельного чтения из учебника «Английский язык для историков» по теме: «Russia as a Great Power» с последующей подготовкой и проведением диспута по теме: «Cultural Rise in Russia during the Reign of Peter the Great»; тема: «Moscow, the Capital of Russia» с последующим проведением конкурса на лучшее сочинение по теме: «Moscow is the Cradle of the Russian State», по теме: "Portrait of the Empress" с последующей презентацией докладов по темам: "Catherine’s Contribution to the Development of Russia".

- The consequences of Catherine’s rule.

- Russia accepted Catherine as its Empress.

- The struggle of the Russian people against the army of the French invaders.

- Russia as Napoleon’s golden dream.

- The significance of the Borodino battle.

- Тема «Historic Pages» с последующими эссе по темам.

- Causes of the Decembrists’ uprising.

- The influence of the Decembrists’ uprising on the subsequent history of Russia.

- Heroic devotion of women who left a monument to Russian womanhood.

Тема «The Great Patriotic War» с конкурсом на лучшего переводчика аутентичного текста по данной тематике.

На занятиях по иностранным языкам мы стараемся помочь студентам трансформировать их интерес и позитивное отношение к опыту нашего Отечества в актуальную деятельность, и на I - II курсах факультета истории и международных отношений предоставляем выбор тем проектов, исходя из ценностных ориентаций студентов по отношению к историко-культурному наследию России, к истории, культуре, традициям, сохраняя при этом значимость бесспорных общечеловеческих ценностей - родителей, семьи, дома.

На занятиях используется отбор материала - в исторических источниках (на латыни, на европейских языках, на восточных языках в рамках факультативов), зафиксированный на фото, видео и мультимедиа носителях; коллективное чтение первоисточников, написание эссе, монологов, планов и программ проектов и просмотр мультимедиа фрагментов, их обсуждение с экспертной оценкой, индивидуальные доклады, авторские фильмы, конференции, дискуссии, беседы.

Такой же цели подчинена работа с профессионально ориентированными текстами: военная история российского государства, история русской армии и т. д.

Со студентами II курса мы обсуждаем вопросы, связанные с фактами фальсификации отечественной истории. Студенты приводят фактический материал об исторических событиях, свидетельства из архивных документов и средств массовой информации, подтверждающие достоверность исторических событий. Эта форма работы имеет значение для осмысления судьбы изменившегося Отечества, его прошлого, настоящего, будущего. На занятиях, посвященных проблемам современной России, используются материалы периодической печати, тематические тексты.

История и победы российского народа в войнах и многонационального советского народа в Великой Отечественной войне (ВОВ) всегда остаются для университета и кафедр источником отбора материала, чтобы чувство сопричастности и гордости за величие русского народа, сохраняемые традиции российского государства обогащали эмоциональный опыт студентов.

Ко Дню Победы нашей Родины как знаковому событию студенты исторического факультета традиционно на иностранных языках проводят конференции, посвященные этой дате, событиям данного периода, местам и людям родного края, пережившим и

114 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2

ИСТОРИЯ РОССИИ

участвовавшим в великих для Родины событиях, например: политические события Германии и СССР накануне ВОВ (планы, стратегия, вооружение); куз-бассовцы на фронтах ВОВ; герои ВОВ; Кузбасс -фронту; победа советского народа в ВОВ; фальсификация истории Второй мировой и ВОВ; историки и версии о BOB; задачи историков; история России, Советского Союза; правдивая история - главная задача специалиста-историка. Особое место в развитии гражданской компетенции на уровне продуктивной деятельности отводится педпрактикам студентов в разных типах школ Кузбасса. Именно в педагогической работе с учащимися 5 - 11 классов студенты организуют, разрабатывают методики подготовки и проведения таких мероприятий самими учащимися, обретая опыт продуктивной профессиональной деятельности, исходя из гражданских убеждений.

На ежегодные конференции, посвященные Дню Победы, студенты приглашают тех ветеранов войны, с которыми работают в течение курса и более, собирая и систематизируя материалы о них, их семьях, о тяготах жизни на войне. Ветераны делятся своими воспоминаниями о войне в целом и отдельных эпизодах. Такова одна из методик развития чувства сопричастности к героическому прошлому страны для получения репродуктивного и (одновременно) продуктивного опыта будущими специалистами-историками.

В воспитании культуры интернациональных отношений как составляющей гражданственности мы разработали следующие задачи по направлениям работы в группах:

- акцентуировать обобщенность в знаниях по вопросам политики, права, экономики, культуры;

- анализировать материалы СМИ для прогнозирования явлений и событий в стране и во всем мире;

- создавать условия для реализации толерантного отношения к поведению представителей других культур в процессе межкультурной коммуникации как на уровне суждений, так и действий;

- показать важность изучения иностранного языка как средства профессионального разрешения многих проблем межкультурного общения и повышения престижа, усиления роли России и россиян-специалистов в мире.

Встречи студентов в форме пресс-конференций или интервью с реальными и квази представителями иных культур важны для процесса формирования языковой компетенции, культуры интернациональных отношений через обсуждение принятых правил и норм поведения, прогнозируя пути развития отношений "своих" государств. Таким встречам предшествует соответствующий отбор мультимедиа материалов о культурных особенностях разных стран, подборки новостей, репортажей, ток-шоу.

Интернет используется нами как один из современных источников информации о культуре интернациональных отношений (тексты, записи, энциклопедии, словари, пресса) и в качестве средства коммуникации (форумы, электронные базы данных библиотек, чаты, блоги, социальные сети, электронная почта).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С нашей точки зрения, важнейшие возможности и условия развития коммуникативных компетенций в работе с материалами на иностранном языке заложены в учебном материале, в его связи с общепрофессиональными и специальными предметами. Позитивная динамика в развитии у студентов опыта осмысления особенностей социально-политической деятельности в государстве, обществе, стране, своем регионе - результат такой работы. Наряду с задачей дальнейшего развития коммуникативных компетенций студентов - будущих специалистов - ставится задача формирования основ языка профессиональной коммуникации через отработку навыков перевода при аннотировании и реферировании текстов по специальности в рамках диалога культур. Приведенные задания готовят сегодня студентов к изучению в литературе на иностранных языках содержания труда и средств реализации профессиональных задач для прогноза динамики спроса и отношений на современном рынке труда.

Мы разрабатываем технологию организации занятий по иностранным языкам и их фрагментов в виде профессионально-значимых ситуаций (ПЗС) и проектов как их составляющих:

а) выступления-презентации;

б) презентации модели деятельности с использованием мультимедиа источников;

в) презентации всех этапов проекта и т. п.

В качестве примера можно привести защиту проектов по развитию туризма в регионе, на базе которых студенты развивают общекультурную и речевую компетентность, реализуют свою гражданскую позицию [2].

Результаты опроса и бесед со студентами показали, что будущие специалисты сфер общественной деятельности - историки (92 %) и специалисты в области международных отношений (97 %) осознают значимость профессионально-коммуникативных

компетенций в работе с материалами на европейских и восточных иностранных языках для реального продвижения по карьере.

За основу анализа мы взяли сформулированные особенности процесса подготовки специалиста на современном этапе развития вузовского образования и критерии сформированности профессиональных компетенций как значимые отправные моменты при разработке технологии профессиональной подготовки специалистов, чтобы обеспечить их рациональную позитивную динамику к успеху в производственной деятельности [8].

Технология включает в качестве функциональных структур педагогической доминанты: мотивацию студентов на овладение иностранными языками и сформированность коммуникативных умений; квазипрофессиональную деятельность студентов как содержательно-функциональную базу их лингвокоммуникативных и поведенческих компетенций; систему теоретических курсов по всем компетентно-стным направлениям модели специалиста, обеспечивающих содержание профессионального образования, где гражданственность и социализация - системообразующие факторы.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 115

ИСТОРИЯ РОССИИ

Квазипрофессиональная деятельность студентов (специальности 030701; 430402) рассматривалась нами как необходимое условие эффективного овладения знаниями и способами получения практического успеха в предполагаемой профессиональной сфере. Поэтапное развитие опыта профессиональной активности специалиста-гражданина средствами иностранного языка означает в нашем случае воспитание у студентов таких профессиональных качеств личности, как инициативность в поиске информации, путей и средств для решения социальной проблемы, в подборе и смене способов решения ситуативных задач в связи с проблемой; а также самостоятельность и гражданственность в анализе всех составляющих своей проблемы.

По нашим наблюдениям, для обеспечения результативности в самостоятельной деятельности на этапе профессиональной подготовки студентов вышеуказанных специальностей оказалось необходимым:

- четкое выполнение требований программы с учетом разных уровней подготовленности студентов по иностранному языку «на старте»;

- положительная динамика в развитии умений студентов анализировать события и факты в области общественной и социально-экономической жизни с позиций гражданственности;

- мотивация студентов на самореализацию потенциала;

- опыт и мотивация оценивать результаты индивидуальной деятельности по различным критериям, включая гражданскую позицию;

- интерес к неординарным, социально значимым поступкам и действиям, равно как и суждениям людей.

При наличии таких исходных данных реализация нашей программы по развитию творческой самостоятельной деятельности студентов через ПЗС на занятиях и разработка проектов обеспечивают положительный результат к выпускному курсу на специальности «Международные отношения». Студенты принимают участие в конкурсах проектов по ряду направлений, связанных с их гражданской позицией в анализе действительности:

- общественно-политическое: «Гражданское общество и национальное самосознание», «Что значит быть гражданином России», «Твоя малая Родина», «Проблема международных отношений».

- глобальность проблем планеты и социальных институтов: «Глобальные проблемы планеты и Кузбасс», «Природные и техногенные катастрофы», «Терроризм и угроза терроризма»;

- условия самореализации специалиста и траектория социально-личностного развития: «Как я могу организовать свою жизнь и карьеру на пользу себе и своей малой Родине», «Публичные выступления», «Карьера и дипломатия в практике менеджеров разных уровней», «Создание предприятий малого бизнеса для развития региональной экономики», «Совершенствование системы управления процессами развития социально-экономической инфраструктуры в Кузбассе».

Программа позволяет реализовывать принцип функциональности дидактического материала в процессе подготовки специалиста нового профиля для Кузбасса.

На этапах подготовки к работе по социально-значимым проектам арсенал методических приемов преподавателя включал: индивидуальные личностноориентированные консультации для студентов с учетом их уровня умений, интереса и мотивационной готовности к самостоятельной работе с предложенным материалом; личностно ориентированные, профессионально значимые комментарии преподавателя результатов индивидуальной продуктивной деятельности в проектах.

Методика создания ПЗС уже на этапе проектов позволяет преподавателям обеспечить, а студентам получить полноценные фрагменты квазипрофессиональной работы для тренировки ведущих профессиональных умений как составляющих компетенций будущих специалистов, а именно: анализировать материал или социально-значимую ситуацию по методике «Мозговой штурм»; подготовить коллективную версию решения данной ситуации социальноэкономического, виртуального, суггестивного уровня; подготовить рабочий вариант создания модели деятельности специалистов разного уровня в данной ситуации; разработать методику презентации модели или ее фрагментов; обеспечить коммуникацию с членами экспертной комиссии и «потребителями» и т. п.

Это выглядит, как правило, так: предлагаются например, проекты социально-экономической направленностям, «Менеджмент туркомплекса» (лыжная база, горные лыжи, конные маршруты, сплав по горным рекам разной степени трудности, альпинизм), клубы с полным сервисом (прачечная, кухня разных уровней; гостиница, кемпинг, домики, маршруты групповые и индивидуальные, коттеджи для специалистов) для реализации задач области по развитию инфраструктуры; «Менеджмент этнографического Кузбасского музея под открытым небом в местах компактного проживания малочисленных народов» для воссоздания их уклада жизни и быта (мастерские, арт-цеха по производству поделок, национальная кухня, фольклор и т. п.), «Туристические комплексы», «Новые туристические маршруты по Кузбассу»; «Местные лесные ресурсы» для стимулирования производства по переработке всех продуктов природы при лесозаготовках. Экология Кузбасса стала предметом внимания группы «специалистов», и проекты по защите окружающей среды прошли оценку на «совете экспертов».

Сформулированные критерии оценки социальнопрофессиональной коммуникативной компетенции позволили конкретизировать особенности формирования у будущих специалистов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда в условиях социально-экономической мобильности и расширения межкультурных контактов.

116 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2

ИСТОРИЯ РОССИИ

Литература

1. Быков А. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Воспитание школьников. 2005. № 10. С. 2 - 6.

2. Вербицкий А. А. О контекстном обучении // Вестник высшей школы. 1985. № 8. С. 27 - 30.

3. Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен: монография. СПб.: Союз, 2006. 167 с.

4. Зеер Э. Ф., Павлов А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентно-стный подход: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34 - 42.

6. Зникина Л. С. Связь компетентностного подхода и дискретности в обучении иностранному языку // Профессиональное образование и социогуманитарное знание: тенденции и проблемы. Кемерово, 2010. С. 202 - 205.

7. Кадыкова А. В. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений на уроках иностранного языка // ИЯШ. М., 2009. № 5. С. 19 - 23.

8. Кузьмина Н. В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. 1982. № 3. С. 63 - 66.

9. Логова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М.: Союз, 1999. 127 с.

10. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8.

11. Михалин В. А., Михалина О. А. Актуальные проблемы реформирования отечественного образования. Новосибирск: Изо-во НГАУ, 2006. 165 с.

12. Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации в XXI веке». URL: http://www.ikondrashin.narod.ru/rus/grobr/prog.htm

13. Попова Е. В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема // Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. 1. Ростов н/Д., 1999. С. 127 - 136.

14. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. 320 с.

15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002.

16. Слабунова Э. Э. Компетентностный подход в гражданском образовании. URL: http://www.vy-narod.ru

17. Юнусов К. А. Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации // Педагогика. 2007. № 10. С. 47 - 53.

Информация об авторах:

Галаганова Людмила Егоровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений КемГУ, lexis@kemsu.ru.

Lyudmila E. Galaganova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Foreign Languages, Faculty of History and International Relations, Kemerovo State University.

Леванова Альбина Егоровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений КемГУ, levanova@bk.ru.

Albina E. Levanova - Candidate of Philology, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Foreign Languages, Faculty of History and International Relations, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 31.07.2014 г.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.