Научная статья на тему 'Развитие горнолыжного туризма как эле- мент регионального маркетинга'

Развитие горнолыжного туризма как эле- мент регионального маркетинга Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
439
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рабаданова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие горнолыжного туризма как эле- мент регионального маркетинга»

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Рабаданова Калимат Асадовна

Развитие горнолыжного туризма как элемент регионального маркетинга

40.

преподаватель кафедры «Маркетинг». ДГИНХ, г. Махачкала

Аннотация: в статье обосновывается актуальность регионального маркетинга в современных условиях, раскрывается значимость туризма в социально-экономическом развитии региона, создании благоприятного инвестиционного климата и позитивного имиджа региона

Ключевые слова: региональный маркетинг, туристско-рекреационный комплекс, горнолыжный туризм

Rabadanova K.A. Development of Alpine tourism as an element of regional marketing

The article explains the importance of regional marketing in modern conditions, revealed the importance of tourism in socio-economic development of the region, creating a favorable investment climate and a positive image of the region

Key words: regional marketing, tourism and recreational complex, ski tourism

Становление и развитие регионального маркетинга в условиях перехода страны к рыночной системе хозяйствования способствует экономическому развитию территорий (регионов). Региональный маркетинг является инструментом формирования внутренних преимуществ региона, привлечения инвестиций и факторов экономического развития, повышения привлекательности территории в целом.

В качестве основных целей регионального маркетинга могут выступать: повышение занятости, рост доходов населения и качества жизни, формирование благоприятной демографической структуры, социальный и культурный прогресс, сохранение природной среды и улучшение экологической обстановки;

выгодная для региона реализация ресурсного потенциала; повышение конкурентоспособности предприятий региона;

привлечение в регион новых предприятий и инвесторов из других регионов и стран; создание благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса; привлечение в регион новых потребителей для товаров и услуг региона; создание известности и положительного имиджа региона в стране и за рубежом; внутренний маркетинг, направленный на создание корпоративной культуры региона, системы ценностей и самоидентификации территории, ее жителей и хозяйствующих субъектов, развитие социального капитала региона.

Конкурентная направленность маркетинга региона выражается в создании лучших в сравнении с другими регионами условий для инвестиций, ведения бизнеса, обучения, туризма, проживания, т.е. обеспечения инвестиционной, рекреационной, образовательной, финансовой привлекательности, способствующих притоку в регион разных групп потребителей (включая инвесторов). В этой связи развитие туризма в регионе является достаточно актуальным и перспективным направлением. Особо следует выделить горнолыжный туризм, ввиду его возрастающей популярности у россиян за последние годы. Так, по оценкам Ростуризма, в докризисные годы темпы роста этого вида отдыха составляли 15-18% против 8-10% прироста туристического рынка в целом. Общая численность любителей катания на горных лыжах или сноуборде в России превысила 2,5 млн. человек. Подавляющее их большинство — жители городов и мегаполисов.

Судя по последним заявлениям руководства страны основные ставки в направлении развития СКФО сделаны на туризм. Планируется создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в рамках горно-туристического кластера в пяти субъектах Северного Кавказа: Матласе (Дагестан), Архызе (Карачаево-Черкесия), Мамисоне (Северная Осетия), на Эль-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале брусе (Кабардино-Балкария) и в Лагонаки (Адыгея и Краснодарский край). По предварительным оценкам, общий объем инвестиций в создание кластера может составить 400 млрд. рублей, в том числе предполагается 60 млрд. рублей в виде господдержки.

Республика Дагестан имеет исключительно благоприятные природно-климатические, культурно-исторические и географические условия для развития туризма и базы отдыха. Однако долгое время разговоры о туризме оставались лишь благими пожеланиями. Бизнесмены, даже дагестанские, проявляли недоверие и не спешили вкладывать средства в развитие инфраструктуры туризма. И в этой ситуации строительство горнолыжной базы «Чиндирчеро» стало первой ласточкой в создании современного туристско-рекреационного комплекса республики. В этом немаловажное значение сыграло формирование регионального маркетинга. Среди 11 дагестанских проектов, которые должны войти в стратегию развития Северо-Кавказского федерального округа, пять туристических: строительство молодежно-туристического центра, санаторно-курортного комплекса на 450 мест на побережье в селе Дарваг-чай, круглогодичного рекреационного комплекса «Чиндирчеро», горнолыжного курорта «Матлас» и туристско-рекреационного комплекса европейского класса на побережье Каспийского моря.

Для Дагестана курорт «Чиндирчеро» имеет большую социально-экономическую и общественную значимость - ведь благодаря нему в республике появились дополнительные рабочие места, увеличилась налоговая база, улучшился социальный климат. На сегодня этот инвестиционный проект считается одним из крупнейших в республике, поэтому республиканским Агентством по туризму делается все возможное для продвижения этого туристского продукта на российский и международные туристские рынки. В год база принимает до 60 тыс. любителей разных видов активного отдыха. Снег в горах Восточного Кавказа бывает далеко не всегда. И потому на базе будут стоять собственные снеговые пушки, прокладывается нитка водовода, строится огромный резервуар для воды. Предполагается, что на базе можно будет отдохнуть не только летом, но и в любое время года. Весной или летом здесь, к примеру, можно будет покататься на горном велосипеде, спуститься на параплане или дельтоплане, заниматься скалолазанием, совершать походы на конях, совершать отсюда познавательные экскурсии и многое другое.

До сих пор республике остро недоставало инвестиций частного бизнеса в инфраструктуру туризма, и огромный туристический потенциал оставался невостребованным. Но вот теперь эффективность сотрудничества государства и бизнеса уже доказана на практике, и проект успешно работает. Что касается строительства нового горнолыжного проекта в Матласе, то общая площадь курорта составит около 150 кв. км, а протяженность горнолыжных трасс — 100 км. Для реализации проекта будет построено два новых поселения, таким образом, «Матлас» станет своего рода градообразующим курортом. Для увеличения количества туристов у населенного пункта Матлас, что в 10 км от курорта, будет построен региональный аэропорт (удаленность от махачкалинского международного аэропорта — около 180 км). Что касается планируемого числа туристов, то пропускная способность курорта составит 18500 человек в день, на первом этапе в отелях «Матласа» могут быть размещены до 6800 человек. Строительные работы планируется завершить к 2020 году.

Строительство нового горнолыжного курорта в Матласе и развитие туризма в Дагестане, на наш взгляд, позволит путем создания новых рабочих мест снизить уровень социальной напряженности в регионе, увеличить налоговую базу, создать благоприятный инвестиционный климат, тем самым создать позитивный имидж республики в России и зарубежом.

Литература:

1. Багомедов М.А., Аббасова Х.У. Туристско-рекреационный комплекс как новая специализация региона // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2010, №4, с. 52-55

2. Багомедов М.А. Маркетинговые перспективы Дагестана в XI-м веке. // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2010, №3, с.11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.