Научная статья на тему 'Развитие физических качеств у детей 12-13 лет'

Развитие физических качеств у детей 12-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22808
1181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филяков А. И.

В статье рассматриваются возрастные особенности детей 12-13 лет, развитие физических качеств и двигательных способностей юных спортсменов. В данной работе отражены материалы исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств у детей 12-13 лет»

Тарева Елена Генриховна, доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный лингвистический университет.

Tareva Elena Genrihovna, dr. of pedagogical sci., professor, Moscow State Linguistic University.

Россия, 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38 , e-male: elenatareva@mail.ru

УДК 37.037.1

ББК 74.200.54 А.И. Филяков

Развитие физических качеств у детей 12-13 лет

В статье рассматриваются возрастные особенности детей 12-13 лет, развитие физических качеств и двигательных способностей юных спортсменов. В данной работе отражены материалы исследований.

Ключевые слова: возрастные особенности, двигательные способности, двигательная функция, развитие физических качеств детей.

A.I. Filyakov

Development of physical qualities of children of 12-13 years

The article deals with the age features of children of 12-13 years, development of physical qualities and impellent abilities of young sportsmen. In thisework materials of researches are reflected.

Key words: age features, impellent abilities, impellent function, development of physical qualities of children.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу изучения возрастных особенностей двигательной функции, развития физических качеств юных спортсменов посвящено много работ [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей, особенно скоростных и координационных способностей длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной и большой интенсивности. Развитие двигательных способностей осуществляется по двум основным направлениям - стимулирующее и направленное. Стимулирующее развитие осуществляется в процессе формирования двигательных умений и навыков и связано с обучением детей основам управления движениями. Направленное развитие проявляется в повышении функциональных возможностей организма и обеспечивается путем выполнения хорошо освоенных упражнений в условиях изменения величины тренировочной нагрузки [6, 7].

Под двигательной функцией понимается совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений детей, подростков и взрослых. В тоже время двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие условиям внешней среды [4, 5, 8].

О том, что наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции занимающихся происходит до 13-14 лет, свидетельствуют работы многих авторов [1-8]. Формирование двигательного анализатора детей подчиняется закономерностям возрастного развития и осуществляется на протяжении ряда лет. С 7 до 14 лет происходит активное развитие двигательной функции детей и подростков, которое уже к 13-14 годам достигает высокого уровня. Дальнейшее же развитие функций сенсорных систем организма идет менее интенсивно. Следовательно, уже к данному возрасту морфологическое и функциональное созревание двигательной сенсорной системы человека в основном завершается.

Формирование двигательной функции у детей определяется не столько созреванием опорнодвигательного аппарата (ОДА), сколько степенью зрелости высших центров регуляции движения. В период между 7 и 11 годами координация произвольных упражнений у детей значительно улучшается, движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают плавность и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, вовремя затормаживать их и обходиться без ненужных сопутствующих движений. Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия.

У детей 6-13 лет, занимающихся спортом, развитие организма происходит интенсивнее, поэтому функциональные перестройки в этом возрасте создают благоприятные предпосылки для развития двигательных качеств.

Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека. Структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в ОДА, центральной и периферической нервной системе,

во внутренних органах. Следовательно, уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций.

Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены быстрота движений, мышечная сила и особенно выносливость.

Детский возраст является важным этапом многолетнего физического развития и благоприятным для начала спортивной подготовки.

По данным нашего исследования, у детей и подростков, систематически занимающихся спортом, в отличие от их сверстников, которые ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, развитие физических качеств происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне. Показатели развития двигательной функции у занимающихся спортом детей 11-13 лет могут изменяться в диапазоне от 5 до 25 % в зависимости от использования различных средств физического воспитания.

У регулярно занимающихся спортом подростков, прирост показателей развития физических качеств в течение 3 лет в два раза превышает средние величины прироста, характерные для учащихся, не занимающихся спортом систематически.

По нашим данным, во всех случаях, когда объем двигательного режима школьников достигает 1,5-2 часов в день, физические качества развиваются значительно активнее.

Исходя из данных научно-методической литературы развитие физических качеств у детей школьного возраста имеет свои возрастные особенности: происходит гетерохронно, величина годовых приростов неодинакова в различные возрастные периоды и отличается относительными величинами при сравнении прироста двигательных качеств; у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических качеств различны по своему уровню (например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем развития динамической выносливости); специальная тренировка, проводимая одним и тем же методом при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке, позволяет сопоставить данные детей различного возраста, пола, физического развития, дает различный педагогический эффект - более высокий в период естественного повышения (сенситивный период) уровня развития физических качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом; уровень развития физических качеств в каждом возрасте отличается у занимающихся различными видами спорта.

Рассмотрение возрастных особенностей имеет важное значение для развития и совершенствования физических качеств в процессе функциональной подготовки юных спортсменов на начальном этапе.

В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для развития быстроты движений. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена веществ, свойственных детскому организму. Передвижение с большой скоростью определяется не только функциональными, но и морфологическими особенностями человека - длиной и массой тела.

Для развития скоростно-силовых качеств мы отдавали предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера. В 12-14 лет за счет развития скоростно-силовых качеств растет и скорость передвижения.

Пространственно-временные показатели ловкости интенсивно нарастают в младшем школьном возрасте, и к 13-14 годам ловкость подростков практически приближается к уровню взрослого человека.

Благоприятные морфологические и функциональные предпосылки для развития силы создаются к 8-11 годам, что связано с ростом мышечной массы, увеличением толщины мышечных волокон, нарастанием в них запасов углеводов, белков, богатых энергией соединений, улучшением нервной регуляции. Развитие силы происходит неравномерно: в возрасте 8-11 лет сила нарастает интенсивно, в 11-13 лет происходит замедление темпов прироста силы в связи с периодом полового созревания, с 14-15 лет она снова бурно растет, достигая к 18-20-летнему возрасту максимальных значений, все это периоды высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям. Статические усилия сопровождаются у школьников 7-10 лет быстрым развитием утомления. Как абсолютная, так и относительная сила у юных спортсменов увеличивается под воздействием двух факторов: естественновозрастных изменений организма и повышения спортивной квалификации.

Позже других физических качеств развивается выносливость, характеризующаяся временем, в течение которого сохраняется достаточный уровень работоспособности организма. С возрастом выносливость как при статических усилиях, так и при динамической работе заметно повышается. У детей в возрасте 3 лет продолжительность статического усилия мышц-сгибателей пальцев составляет 36 с, к 16-18 годам время усилия возрастает в 3-4 раза. Увеличение продолжительности усилия различ-

ных групп мышц неодинаково и по годам неравномерно, возможности развития выносливости строго индивидуальны.

Многие авторы отмечают ведущую роль физических качеств в формировании двигательных навыков. Педагогический эксперимент подтвердил, что при развитии двигательных качеств наиболее эффективной является комплексная тренировка с применением на отдельных занятиях упражнений на быстроту, силу и выносливость из средств ОФП или с преимущественным развитием быстроты и скоростной выносливости. В этой комплексности наиболее эффективен вариант, при котором 35 % времени тренировочного занятия отводится на развитие быстроты, 30 % - на развитие силы и 35 % -на развитие выносливости применительно к подросткам 13-14-летнего возраста, когда наступает период более интенсивного развития быстроты по сравнению с динамикой развития других двигательных качеств.

Между развитием двигательных способностей и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста ограничивают применение силовых упражнений, дети этого возраста лучше переносят нагрузки скоростно-силового воздействия: широко используются упражнения прыжкового характера, акробатические и динамические упражнения на гимнастических снарядах, метания.

Средства развития силы должны способствовать совершенствованию основных мышечных групп пояса верхних и нижних конечностей, мышц туловища (спины, груди и живота). Наибольший эффект в воспитании силовых способностей получается от проведения упражнений, выполняемых с максимальной интенсивностью, которые позволяют комплексно развивать все мышечные группы. Наиболее успешно скоростные способности развиваются в младшем и подростковом возрасте: в этот период целесообразно воспитывать быстроту средствами, которые направлены на повышение частоты движений. В 11-14 летнем возрасте скоростные способности следует повышать главным образом за счет упражнений скоростно-силового характера. Продолжительность выполнения скоростного упражнения для детей и подростков должна быть в пределах 4-6 с, и от занятия к занятию в малых объемах следует увеличивать количество движений за единицу времени.

Упражнения, используемые для выработки быстроты, должны охватывать различные группы мышц, совершенствовать регуляторную деятельность центральной нервной системы, повышать координационные способности занимающихся и не быть при этом однообразными. Перед выполнением упражнений, направленных на воспитание скоростных способностей, следует проводить разминку продолжительностью 15-20 минут, подготовить ОДА к выполнению быстрых движений. Далее используются упражнения силовой направленности и упражнения на выносливость. Очень эффективно происходит развитие быстроты при использовании на занятиях спортивных и подвижных игр.

Мы считаем, что при воспитании быстроты выполнение упражнений должно соответствовать следующим методическим правилам: по технике упражнение не должно быть сложным; упражнения должны быть хорошо освоены занимающимися; продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась из-за утомления; продолжительность скоростных упражнений не должна у детей и подростков превышать 16-17 с; последующие упражнения выполняются в фазе сверхвосстановления; перед повторным выполнением скоростных упражнений следует использовать активный отдых, который может длиться 1-2 минуты; скоростные упражнения выполняются на тренировочном занятии одними из первых.

Способность противостоять усталости развивается тогда, когда во время тренировки организм занимающегося доводится до утомления.

Таким образом, статическую выносливость можно развивать с младшего школьного возраста (хотя дети не отличаются высоким уровнем ее развития), используя медленный бег продолжительностью 8-30 минут, спортивные игры (футбол, регби, ручной мяч) продолжительностью 30-60 минут, бег максимальной интенсивности или подвижные игры такой же направленности, медленный бег по пересеченной местности.

Следовательно, развитие физических качеств у детей и подростков зависит от двух основных факторов: возрастного развития физиологических систем и механизмов их взаимодействия и тренирующего эффекта при регулярной двигательной активности.

Литература

1. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. 324 с.

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4. С. 34-35.

3. Губа В.П., Татаринов Я.С. Контроль за физическими качествами. Смоленск, 1989. 24 с.

4. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-спорт, 2000. 192 с.

5. Николаев А.А. Двигательные навыки и физические качества в онотогенезе // Возрастные особенности становления физиологических функций и их адаптации в условиях мышечной деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. Э.А. Го-родниченко. Смоленск: СГИФК, 2000. С. 54-68.

6. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991.

224 с.

7. Mishenco V., Monogarov V. (1995). Fisiología del deportista. Barselona: Paidotribo. 328 p.

8. Sehilct W., Jonssen J.P., Stork H.M. Der Basis-Fitness Test // Leistungssport. 1984. № 4. Р. 9-12.

Literature

1. Bal’sevich V.K., Zaporozhanov V.A. Physical activity of a person. Kiev, 1987. 324 p.

2. Bal’sevich V.K. Prospects of development of the general theory and technologies of sports preparation and physical training // Theory and practice of physical training. 1999. 4. P. 34-35.

3. Guba V.P., Tatarinov Ya.S. Control behind physical qualities. Smolensk, 1989. 24 p.

4. Lyah V.I. Impellent of ability of pupils: bases of theory and methods of development. М.: Terra-sport, 2000. 192 p.

5. Nikolaev A.A. Impellent skills and physical qualities in ontogenesis // Age features of forming of physiological functions and its adaptation in conditions of muscular activity: manual / ed. by E.A. Gorodnichenko. Smolensk: SGIF^ 2000. P. 54-68.

6. Fomin N.A., Vavilov Ju.N. Physiological basis of impellent activity. М., 1991. 224 p.

Филяков Алексей Игоревич, аспирант отделения физической культуры и спорта, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.

Filyakov Alexey Igorevich, the post-graduate student of branch of physical training and sports, Altay State Technical University named by I.I. Polzunov

Россия, Барнаул, пр. Ленина, д. 46, тел./факс: 8(385-2) 36-79-04.

УДК 37.035.6

бБк 74.200.5 И.К. Хантаева

Педагогические условия формирования толерантной личности школьника в двукультурной среде

В статье определены и научно обоснованы педагогические условия развития этнической толерантности школьников в двукультурной образовательной среде. Особенность проблемы состоит в том, что дети-буряты в смешанных классах не владеют родным языком.

Ключевые слова: этническая толерантность, педагогические условия.

I.K. Khantaeva Pedagogical conditions of formation of pupils’ tolerant personality in bicultural environment

Pedagogical conditions of development of pupils’ ethnic tolerance in bicultural educational environment are defined and scientifically grounded in the article. The particularity of the problem is that buryat children in mixed classes do not speak their native language.

Key words: ethnic tolerance, pedagogical conditions.

Каждый человек в процессе социализации начинает осознавать свою принадлежность к той или иной этнической общности, как правило - к той исторически сложившейся общности, к которой принадлежат его предки. Этническая идентичность связана не только с осознанием, но и c пониманием, оцениванием и переживанием своей этнической принадлежности [1]. Оценивание и переживание своих отношений с этнической группой приводит к позитивной или негативной этнической идентичности. Позитивная идентичность - это состояние удовлетворенности от принадлежности к данному этносу, гордость за свой народ, за право быть его представителем. Негативная этническая идентичность связана с негативными аттитюдами к своей этнической общности, с нежеланием принадлежать ей, с чувством униженности из-за этой принадлежности.

Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность. Еще И.А. Ильин утверждал, что без приобщения к национальной культуре, национальным духовным ценностям не может быть позитивного восприятия другой культуры. Только тот, кто обрел национальную духовность, может приобщиться к другой культуре, сохраняя ценности собственной, свое национальное достоинство.

Полноценная позитивная этническая идентичность может сложиться только при этнокультурном самоопределении на основании ценностей собственной культуры, а этническая (национальная) культура создает новое поколение этноса. Благодаря позитивной этнокультурной самоидентификации появляется возможность межкультурного общения, не ведущего к психологическим травмам и кризисам личности. Однако следует заметить, что позитивная этноидентичность лишь необходимое условие адекватного культурного развития личности в его современном понимании. Фундаментальным фактором межкультурной интеграции личности является толерантность по отношению к другой культуре и ее представителям, этническая идентификация есть элемент этнического самосознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.