Научная статья на тему 'Развитие физических качеств путем спринтерской специализации у студентов Ангарской государственной технической академии'

Развитие физических качеств путем спринтерской специализации у студентов Ангарской государственной технической академии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
633
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ярошевич Ирина Наумовна

На основании проведенных исследований выявили наиболее эффективные средства по легкой атлетике, создали научно-обоснованную программу с использованием контрольных испытаний по спринтерской специализации, позволяющих решить поставленные задачи в улучшении физического состояния и повышения физической работоспособности, а также для улучшения спортивных результатов, организации интересного досуга студентов ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ярошевич Ирина Наумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of physical GRADES by the way of sprint specialization among the students of Angarsk Technical High School

The urgency of this work is concluded in the necessity of the revealing of the most efficient facilities of track-and-field athletics; in the creation of the scientifically motivated program using different forms of running with sprint specialization, which are allowed to solve the delivered tasks of the improvement of physical condition and of increasing of physical working capacity; for the improvement of the athletic results and also for the organization of the interesting leisure for the high schools' students.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств путем спринтерской специализации у студентов Ангарской государственной технической академии»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

В заключение следует отметить, что педагогическое наблюдение показало: использование метода проектов, при изучении учебного предмета «физическая культура», позволяет повысить интерес к данной области через учет индивидуальных особенностей школьников. Направленные на решение проблем в области физической культуры и спорта учебнопознавательная, творческая и игровая деятельность позволили повысить творческую активность школьников, культуру их поведения и общения, взаимодействия с людьми. Защита проекта может также применяться на итоговой аттестации. Хочется надеяться, что разработанные нами положения, указанные сложности и достоинства использования метода проекта помогут учителям физической культуры в успешном его внедрении, а на традиционных научно-практических конференциях школьников значительно вырастет количество работ по направлению «физическая культура».

Библиографический список

1. Макарова О.С. Олимпийское образование, президентские тесты, игра, спорт, диалог в спартианском движении./ О.С. Макарова , А.А.Чунаев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1, с. 46-49.

2. Зубовский В.Г. Гуманитарно-ориентированный подход в физкультурном образовании школьников /В.Г.Зубовский //Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых.- Омск: Изд-во СибГУФК, 2006.- с.24.

ЗУБОВСКИЙ Вадим Георгиевич, преподаватель кафедры общей и социальной педагогики.

Дата поступления статьи в редакцию: 29.01.2007 г.

© Зубовский В.Г.

УДК 378 172 И. Н. ЯРОШЕВИЧ

Ангарская государственная техническая академия

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПУТЕМ СПРИНТЕРСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ АНГАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

На основании проведенных исследований выявили наиболее эффективные средства по легкой атлетике, создали научно-обоснованную программу с использованием контрольных испытаний по спринтерской специализации, позволяющих решить поставленные задачи в улучшении физического состояния и повышения физической работоспособности, а также для улучшения спортивных результатов, организации интересного досуга студентов ВУЗов.

Физическое воспитание в ВУЗе — неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. В системе физического воспитания лёгкая атлетика, как учебная дисциплина, занимает одно из ведущих мест в процессе подготовки специалистов в ВУЗе. [1,4] Известно, что студенты, занимающиеся профессионально лёгкой атлетикой, отличаются высоким уровнем разносторонней физической подготовки, они овладевают необходимыми двигательными умениями и навыками, снижая негативное влияние недостатка двигательной активности [2, 6, 7, 8, 16] .

Однако, в современных социально-экономических условиях для достижения успеха результатов по легкой атлетике в процессе физического воспитания студентов, необходимо изучать передовой опыт науки и практики, творчески осмысливать и использовать в практической деятельности. [1, 3, 5, 9, 10].

В наше учебное заведение приходят учиться студенты, имеющие низкий уровень физической

подготовленности в связи, с чем одной из задач является совершенствование всех сторон подготовки учебно-тренировочного процесса. В настоящее время в развитии легкой атлетики накоплен достаточно обширный экспериментальный материал, который обуславливает возможность более основательной и детальной разработки этой актуальной проблемы. Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту и выносливость, и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни, лучше формируют комплекс двигательных навыков [11, 12, 13, 14, 15]. Спортивная тренировка и соревновательная деятельность дают возможность студентам проявить себя как личности, сформировать характер и оптимально воздействовать на психическую сферу занимающихся [3,12,15, 18].

В настоящее время остро встает вопрос о необходимости разработки системы педагогического

Примерный годичный объем занятий физической нагрузки для студентов

Параметры объема Объем нагрузки по периодам Всего

Зимн. подгот. Зимн. соревн. Весен, подгот. Летний соревн. Переход.

Количество занятий 1г.об. 6ч/2 г. об.10 ч 54/90 24/40 27/45 39/65 12/20 156/260

Количество часов 108/180 48/80 54/90 78/130 24/40 312/520

ОФП час 28/56 3/3 16/32 7/13 16/32 70/136

Теория час 15/15 1/1 7/7 8/8 31/31

В оссгановительные мероприятия -/- 2/4 21- -/7 -/- 4/11

Спринт с интенс. 96-100% 1100/2500 400/1000 1600/3200 1800/2700 -/- 3900/9400

Спринт с интенс. 91-95% 1600/3200 900/1800 1400/2800 1200/2000 -/- 5100/9800

Спринт с интен. 91% 3400/10000 1000/2000 3000/2000 1000/1600 800/1600 9200/22200

Прыжковые упр-я (кол-во отталк.) 400/90 150/300 350/700 100/200 155/280 1155/2380

Упр-я с отягощ (число ПОЕТ.) 18/36 -/- 20/30 -/- 6/6 44/72

Контр опьн. переводные 1/1 1/1 -/- -/- -/- 2/2

Мед. обследов. 1/1 1/1 1/1 3/3

руководства с использованием средств физической культуры в различных учебно-оздоровительных программах при условии обязательного выполнения базисной основы образовательного стандарта по физической культуре. [2,9,19]

Методы и организация исследования. Целью педагогического исследования явилось развитие физических качеств путем спринтерской специализации у студентов Ангарского технического вуза. Нами разработана экспериментальная программа, для учета эффективности учебно-тренировочных занятий. Первичной информацией явился антропометрический метод (длина и масса тела, обхват грудной клетки, индекс Кетле); функциональные методы (ЧСС, ЖЕЛ, МПК, АД-систолическое, АД-дистолическое, систолический объем крови, коэффициент выносливости, Проба Штанге — максимальная задержка дыхания на вдохе, Проба Генчи — максимальная задержка на выдохе, кардиораспираторный индекс Скибинс-кой, оценка физических качеств — выносливости, быстроты, силы, с использованием корреляционного анализа). В исследовании приняли участие 55 студентов кибернетического факультета. Первую группу

— контрольную составили 30 человек, занимающихся по общей программе, вторую — экспериментальную 25 человек, которые тренировались по разработанной нами программе. Особенностью ее было включение 14-ти тестов на развитие спринтерской специализации. Исследование проводилось на базе физкультурно-оздоровительного комплекса АГТА и легкоатлетического манежа стадиона "Ангара". Для обеих групп занятия проводились в первый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа в учебное время, и дополнительно 3 раза в неделю по 2 часа. Второй год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа и дополнительно 5 раз в неделю по 2 часа. Экспериментальная программа составляла 3 рабочих этапа: общий, специальный и заключительный.

Программа тестирования была составлена исходя из результатов собственных исследований с использованием технических средств (секундомер, измери-

тельная рулетка, легкоатлетическая тумба высотой 50 см, гимнастическая палка, гриф 20 кг).

Содержание тестов было следующим:

1-5. Бег 50м с/х; 100м н/с; 150м с/х; 200м н/с; 250м с/х.

6-9. Прыжок в длину с места; тройной прыжок с места; пятерной прыжок с места; десятерной прыжок с места.

10-11. Подъем на легкоатлетическую тумбу, высотой 50 см за 30с. с грифом весом в 20 кг на плечах попеременно — на левую и правую ногу. Это упражнение оценивается по 5-ти балльной шкале: 24-26 подъемов — 4; 19-20 подъемов — 3; 15-17 подъемов

— 2; 10-12 подъемов — 1.

12. Полное приседание на пятки с грифом в 20 кг на плечах за 10с. Упражнение также оценивается по 5-ти балльной шкале: 9 приседаний — 5; 7-8 приседаний — 4; 5-6 приседаний — 3; 4-3 приседания — 2; 2 приседания — 1.

13. Прыжок вверх через гимнастическую палку на высоте 60 см за 30с (20 с прыжок без учета времени + 10с на результат). Упражнение оценивалось по 5-ти балльной шкале: 9-10 прыжков — 5; 7-8 прыжков

— 4; 5-6 прыжков — 3; 3-4 прыжка — 2; 1-2 прыжка

— 1.

14. Кросс 1000м.

Результаты и их обсуждение. Для студентов контрольной группы и экспериментальной был составлен примерный годичный объем занятий при 6-ти часовой и 10-ти часовой нагрузке.

Сентябрь — декабрь — подготовительный период; январь-февраль — зимний соревновательный период; март-апрель — подготовительный период; май-июнь

— летний соревновательный период; август — переходный период.

Тестирование для студентов проводилось два раза в год осенью и весной по 14-ти разработанным показателям (Табл. 1).

Полученные нами данные (Табл. 2) свидетельствуют, что показатели скоростной работы после эксперимента достоверно увеличились по всем

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

Результаты тестирования физических качеств у студентов за период первого учебного года

И/И Контрольные упражнения Контрольная группа (30 чел) Экспериментальная группа (25 чел) до эксперимента Контрольная группа (30 чел) Экспериментальная группа (25 чел) после эксперимента 1. Р

X ср. ± р Хер. ±р

1 2 3 4 5

6.6 ±1.6 6.0 ± 1.5 1 =3.3

6.0 ± 1.5 5.0 ± 1.3 Р< 0.001

12.3 ±3.0 12.0 ± 2.9 1=г

2 Бег 100 м н/с 12.2 ±3.1 10.6 ± 2.7 Р < 0.05

18.3 ±4.5 18.3 ±4.5 1 = 2.1

3 Бег 150 м с/х 18.9 ±4.8 16.0 ±4 Р < 0.05

26.7 ±6.5 26.0 ± 6.4 1 = 2.5

4 Бег 200 м н/с 26.0 ±6.6 22.0 ± 5.6 Р< 0.05

37.0 ± 9 36.0 ± 8.8 1 = 2.1

Бег 250 м с/х 36.5 ± 9 31.5 ± 8 Р < 0.05

2.25 ±0.6 2.35 ± 0.6 1 = 2.8

6 Прыжок с места 2.40 ±0.6 2.80 ± 0.7 Р<0.01

7.00 ± 1.7 7.10 ± 1.7 1 = 2.2

7 Тройной прыжок с места 7.10 ± 1.8 8.20 ± 2 Р< 0.05

15.73 ±3.8 15.85 ±3.9 1 = 2.5

£ Пятерной прыжок с места 15.20 ±3.9 18.9 ±4.8 Р< 0.05

28.05 ±6.9 27.2 ± 6.7 1 = 2.4

9 Десятерной прыжок с места 29.9 ±7.6 32.15 ± 8.7 Р< 0.05

2.9 ± 0.7 3.2 ±0.8 t = 4

10 Подъем на тумбу, левая нога 3.7 ± 0.9 4.4 ± 1.1 Р< 0.001

3.5 ±0.9 3.7 ±0.9 1 = 3.3

11 Подъем на тумбу, правая нога 3.9 ± 1.0 4.7 ±1.2 Р<0.01

12 Полное приседание на пятки 3.1 ±0.8 3.4 ±0.8 1 = 4

с гриф ом 3.6 ± 0.9 4.6 ± 1.2 Р < 0.001

Прыжок вверх через гимн. 3.2 ±0.8 3.4 ±0.8 1 = 4.3

палку 4.1 ± 1.0 4.7 ± 1.3 Р < 0.001

4.04 ± 1.0 3.50 ± 0.9 1 = 2.2

14 Кросс 1000 м 3.50 ±0.9 3.06 ± 0.8 Р< 0.05

проведенным тестам в экспериментальной группе. При этом темпы прироста возросли в беге на 50 м с/ходу на 8%; в беге на 100 м с/низкого старта на 11%; на - 150 м с/ходу (10%); на — 200 м (12%); в беге на 250 м с/ходу (12,5%). Увеличился результат скоростно-силовых качеств в экспериментальной группе в прыжке с места — на 10%, тройном - на 3,5%, пятерном — на 13%, десятерном — на 9%. Высокий результат силовых качеств в экспериментальной группе доказан в прыжке вверх через гимнастическую палочку, темп прироста составил 6%, приседание с грифом в 20 кг на плечах — 12%, подъем на тумбу с грифом в 20 кг на левую ногу — 5%, на правую ногу

- 10.7%. Кросс на 1000 м не выявил достоверного прироста результата, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

Показатели физического развития (Табл. 3) выявили достоверное увеличение веса в контрольной группе. Более высокие показатели окружности грудной клетки в экспериментальной группе свидетельствуют о положительном влиянии спринтерской программы на состояние дыхательной мускулатуры занимающихся. Доказательством этому являются достоверное урежение частоты сердечных сокращений и увеличение жизненной емкости легких в экспериментальной группе, подтверждающих экономизацию работы кардио-респираторной системы.

Дополняют сведения о тренированности студентов экспериментальной группы результаты шестимомен-тной функциональной пробы сердечно-сосудистой системы (Табл. 4). Этот суммарный показатель не является постоянным, он меняется в зависимости —тШт от состояния здоровья, утомления, уровня трени-12б! рованности. Специальные наблюдения показали,

что эта функциональная проба хорошо отражает степень тренированности. Чем меньше суммарный показатель пульса, тем выше уровень тренированности. У высоко-тренированных — колеблется от 300 — 350, у хорошо тренированных — от 350 до 400, у средне-тренированных — от 400 до 450, а у нетренированных — от 450 до 500 и более.

Заключение. На основании проведенных исследований можно сделать следующее заключение. Недостаточность скоростной подготовленности у большинства студентов, диктует необходимость решения вопроса об эффективности учебно-тренировочных занятий. Одним из главных критериев педагогического эксперимента является рост спортивных результатов, показанных испытуемыми на протяжении всего эксперимента, которые позволили определить основную направленность подготовки спринтерской специализации. При этом основой рациональной методики занятий явилась тренировочная направленность их. Сравнительный анализ, полученных данных говорит об эффективности разработанной методики. Величины показателей тестирования в экспериментальной группе выше, чем контрольной.

Библиографический список

1. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов. Канд. дис. Уфа, 1996.-132 с.

2. Бугаев Г.В. Построение индивидуальных программ тренировки в легкоатлетическом спринтерском беге девушек в соревновательном периоде подготовки на этапе спортивного совершенствования. Автореф. канд. дис. М. 1998. — 25 с.

Динамика антропометрических и функциональных показателей у студентов

№ п^п Контрольные показатели Контрольная группа (30 чел) Эк сперим енгальная группа (25 чел) до эксперимента Контрольная группа (30 чел) Экспериментальная группа (25 чел) после эксперимента t. Р

X ср. ± р X ср. ± р

1 Рост 189,7 ±46,4 189,7 ±46,4 4 = 0.3

193,2 ±49,2 193,2 ±49,2

Масса 89,2 ± 21,8 92,7 ±22,7 t = 2.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 93 ±23,7 81,2 ±20,7 Р< 0.05

3 Окружность грудной клетки 86,5 ±21,1 89,3 ±22,7 87,0 ±21,3 99,4 ±25 t = 2.07 Р< 0.05

4 ЧСС в покое 76 ± 18,6 74 ± 19,6 74 ± 18 80 ±21,3 t = 2.2 Р< 0.05

ЖЕЛ 4300 4300

4800 5200

Таблица 4

Динамика тренированности у студентов при дозированной физической нагрузке

№ пп Шестимоментная функциональная проба сердечно-сосудистой системы Контрольная группа Экспериментальная группа

1 После 5-ій минутного отдыха лежа сосчитать пульс в течение 1 мин. 100 уд мин 76 уд/мин

2 Простоять 1 мин. и подсчитать пульс в течение 1 мин. 110 уд мин 82 уд /мин

3 Вычислить разницу между пульсом стоя и лежа и умножить эту цифру на 10. 100 уд мин 60 уд/мин

4 15-секундный бег на месте с максимальной скоростью, высоким подниманием бедра, сосчитать пульс в течение всей 1-й мин. 160 уд мин 150 уд мин

5 Сосчитать пульс в течение всей 2-й мин. после бега. 120 уд мин 90 уд/мин

6 Сосчитать пульс в течение всей 3-й мин. 80 уд мин 60 уд/мин

3. Булнаева Г.И. Определение и оценка порога анаэробного обмена у спортсменов в циклических видах спорта. М.1986.5-68 с.

4. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культу-ры.//Теория и практика физ. культуры.1999. №10. 2-5 с.

5. Воробьев А.Н., Чернов К.А. Управление подготовкой спортсменов. Малаховка, 1987, с. 67

6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.Физкультура и спорт, 1980.-136 с.

7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: ФиС. 1966. - 200 с.

8. Кобайский К.Н. Исследование уровня аэробной возможности у квалифицированных легкоатлетов-юношей. М. 1982, 2-12 с.

9. Ковальчук Г.И. Прогнозирование двигательных способностей бегунов на короткие дистанции // Теория и практика физ. культ. 2003. №9, с. 31

10. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физ. культуры 1996, №7, с. 2-5

11. Лазарева Э.А. Взаимообусловленность общей физической работоспособности и типов энергообеспечения мышечной деятельности легкоатлетов - спринтеров и стайеров // Теория и практика физ. культ. 2003, № 9, с. 42.

12. Левченко А.В. Соревновательная деятельность в беге на короткие дистанции: Учеб. пос. — М.:РГАФК, 1996. — 77 с.

13. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М., 1970, с.479

14. Озолин Э.С. Спринтерский бег. М.ФиС.1986.-156 с.

15. Павлова О.И. Перспективы развития легкой атлетики // Теория и практика физ. культ. 2003, № 6, с. 62.

16. Рябинина Т.А. Система отбора перспективных спортсменов в спринтерских дисциплинах легкой атлетики: Автореф. канд. дис. Киев, 1995. — 24.

17. Andersen K.L., Stephard R.J. Fundamentals of exercise testing. — Geneva, WHO, 1971. — p. 124.

18. Halberg F, Reinberg A. Rythmes circadian a rythmes // J. Physiol. 1967. P. 117-202.

19. Hirtz P. Sportmotoric. Grundlagen, Anwendungen. — GSN - V Kassel, 1994. - 336 s.

20. Jagiello W. Dlugofalowy trening judokow. Trening. RCMSzKFIS. Warszawa, 1993, s/ 86-98.

ЯРОШЕВИЧ Ирина Наумовна, доцент кафедры физ-воспитания и спорта.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.12.2006 г.

© Ярошевич И.Н.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.