Научная статья на тему 'Развитие эпистолярного жанра в английской литературе эпохи Просвещения'

Развитие эпистолярного жанра в английской литературе эпохи Просвещения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1216
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМА / ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР / ПИСАТЕЛИ / АНГЛИЙСКИЙ / ЛИТЕРАТУРА / НАУКА / КОРРЕСПОНДЕНТ / СИНТЕЗ / ТЕНДЕНЦИЯ / ПАРЛАМЕНТ / ВОСПИТАНИЕ / ЖУРНАЛ / КОМПОЗИЦИЯ / РЕЦИПИЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тесцов Сергей Валентинович

В статье исследуются проблемы изучения английской эпистолярной литературы XVIII века. Противоречивость художественного процесса в Англии в эпоху Просвещения привела к существованию различных литературных направлений, в том числе просветительского классицизма, просветительского реализма, сентиментализма и предромантизма, что нашло свое отражение в «частных посланиях» писателей той эпохи. Письма английских писателей привлекают внимание зарубежных историков литературы как источник сведений о творчестве этих авторов, об их политических и эстетических взглядах. Они помогают нам более точно воспроизвести литературную атмосферу того времени. В эпоху Просвещения письма литературных персонажей стали чаще появляться в произведениях английских писателей. Реальные частные письма авторов этих произведений также были наделены эстетической функцией. Изучение художественного своеобразия писем поможет выявить не только индивидуальные черты эпистолярного стиля английских писателей, но и особенности, присущие многим образцам эпистолярного жанра данного периода. В связи с этим изучение частных писем писателей XVIII века в их информационной и эстетической функциях сегодня является актуальной литературоведческой задачей, т. к. они отображали не только общественную и духовную жизнь образованных людей Англии, но также давали представление об индивидуальных стилистических особенностях авторов этих посланий. В них мы можем найти отражение сложных политических процессов, а также теорий, концепций и проблем, которые оказывались в центре литературных дискуссий того времени. В письмах английских авторов XVIII века мы можем наблюдать постоянный поиск возможностей языка выражать новый культурный уровень жизни общества, описывать не только интересные события, но и мысли об искусстве, истории и политике. К этим задачам мы можем добавить изображение внутреннего мира личности. Как литературный жанр частная переписка могла отражать столкновение различных литературных течений. Благодаря переписке Горация Уолпола, мы можем представить себе живописную панораму английской культурной жизни XVIII века. Эта переписка знакомит читателя с интересными людьми, а также позволяет лучше узнать характер, философские и эстетические взгляды Уолпола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эпистолярного жанра в английской литературе эпохи Просвещения»

УДК 821.111

С. В. Тесцов

Развитие эпистолярного жанра в английской литературе эпохи Просвещения

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье исследуются проблемы изучения английской эпистолярной литературы XVIII века. Противоречивость художественного процесса в Англии в эпоху Просвещения привела к существованию различных литературных направлений, в том числе просветительского классицизма, просветительского реализма, сентиментализма и предромантизма, что нашло свое отражение в «частных посланиях» писателей той эпохи. Письма английских писателей привлекают внимание зарубежных историков литературы как источник сведений о творчестве этих авторов, об их политических и эстетических взглядах. Они помогают нам более точно воспроизвести литературную атмосферу того времени. В эпоху Просвещения письма литературных персонажей стали чаще появляться в произведениях английских писателей. Реальные частные письма авторов этих произведений также были наделены эстетической функцией. Изучение художественного своеобразия писем поможет выявить не только индивидуальные черты эпистолярного стиля английских писателей, но и особенности, присущие многим образцам эпистолярного жанра данного периода. В связи с этим изучение частных писем писателей XVIII века в их информационной и эстетической функциях сегодня является актуальной литературоведческой задачей, т. к. они отображали не только общественную и духовную жизнь образованных людей Англии, но также давали представление об индивидуальных стилистических особенностях авторов этих посланий. В них мы можем найти отражение сложных политических процессов, а также теорий, концепций и проблем, которые оказывались в центре литературных дискуссий того времени. В письмах английских авторов XVIII века мы можем наблюдать постоянный поиск возможностей языка выражать новый культурный уровень жизни общества, описывать не только интересные события, но и мысли об искусстве, истории и политике. К этим задачам мы можем добавить изображение внутреннего мира личности. Как литературный жанр частная переписка могла отражать столкновение различных литературных течений. Благодаря переписке Горация Уолпола, мы можем представить себе живописную панораму английской культурной жизни XVIII века. Эта переписка знакомит читателя с интересными людьми, а также позволяет лучше узнать характер, философские и эстетические взгляды Уолпола.

Ключевые слова: письма, эпистолярный жанр, писатели, английский, литература, наука, корреспондент, синтез, тенденция, парламент, воспитание, журнал, композиция, реципиент.

DOI 10.25587/SVFU.2018.67.18662

ТЕСЦОВ Сергей Валентинович - к. филол. н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail: s.v.testsov@mail.ru.

TESTSOV Sergey Valentinovich - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Russian and Foreign Literature, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

S. V. Testsov

Development of Epistolary Genre in the English Literature during the Enlightenment Age

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The problems of studying the English epistolary literature of the Eighteenth century are analyzed in this article. The discrepancy of artistic process in England during the Age of Enlightenment led to rise of different literary trends including Neo-classicism, realism, sentimentalism and pre-Romanticism, which were reflected in «the private epistles» of the writers of that epoch. The letters of the English writers draw the attention of the foreign literature historians as a source of creative work of these authors, as well as their political and aesthetic views. These letters help us to reproduce more exactly the literary atmosphere of that time. During the Age of Enlightenment the letters of literary characters appear more often in the works of the English writers. Personal letters of these works' authors were also endowed by the aesthetic function. Study of the artistic peculiarity of these letters will help to reveal not only individual features of the epistolary style of the English writers, but also distinctive features of the epistolary genre's many patterns from the given period. In this connection, the study of the Eighteenth century writers' personal letters in their informational and aesthetic functions can be considered today as an actual task for the literary criticism. These letters reflect not only the public and spiritual life of France and England's educated people, but also represent the individual stylistic peculiarities of the authors. There we can find the reflection of complicated political processes, theories, concepts and problems, found in the centre of literary discussions of the time. In the letters of the Eighteenth century English authors we can observe constant search for opportunities of language to express new levels of social life, to depict not only interesting events, but ideas and views on art, history and policy. To this task we can add the description of an individual's inner life. Personal correspondence as a literary genre could reflect a collision of various literary trends. Thanks to Horace Walpole's correspondence we can observe a picturesque panorama of the Eighteenth century English cultural life. This correspondence acquaints the reader with interesting personalities and lets them get closer to the personality, as well as to philosophical and aesthetic views of Horace Walpole.

Keywords: letters, epistolary, writers, English, literature, science, correspondent, synthesis, tendency, parliament, education, magazine, composition, recipient.

Введение

Письма английских поэтов и прозаиков XVIII века привлекают внимание российских и зарубежных историков литературы как бесценный источник сведений о творчестве этих авторов, об их политических симпатиях и эстетических взглядах. Эти письма помогают более точно воспроизвести литературную атмосферу того времени. В эпоху Просвещения бытовое письмо начало активно вторгаться в литературу, в частности, в формирующуюся прозу. В этом случае письма некоторых авторов оказывались наделенными эстетической функцией. В связи с этим изучение «частных посланий» писателей XVIII века в их информационной и эстетической функциях является актуальной историко-литературной задачей.

В связи с переосмыслением культурных ценностей, которое можно наблюдать в российском литературоведении последних десятилетий, в нашей стране возросла потребность в новых фактологических материалах, помогающих более объективно воссоздать духовную атмосферу английского общества XVIII века. Данная статья имеет своей целью проанализировать эпистолярное наследие некоторых английских писателей эпохи Просвещения, а также рассмотреть отдельные события в культурной и общественно-политической жизни Англии в этот сложный период, когда в стране не смолкали бурные политические дебаты, возникали новые эстетические теории.

Английская эпистолярная литература первой половины XVIII века

Литературные документы отдаленной от нас эпохи вызывают особый интерес у современного читателя в тех случаях, когда в них отражаются напряженные драматические периоды в истории страны и ее народа, если автор не только очевидец тех событий, но и непосредственный их участник, имевший возможность наблюдать эти события изнутри. Этим характеристикам полностью соответствует «Дневник для Стеллы», который состоит из шестидесяти пяти частных писем знаменитого писателя Д. Свифта к г-же Э. Джонсон.

Сам Свифт никогда не собирался публиковать эти письма, относящиеся к самому длительному его пребыванию в Англии - с 1710 по 1713 гг. Более того, они ни в коем случае не предназначались для посторонних глаз и сохранились лишь благодаря г-же Джонсон, которая трепетно хранила каждое его послание. Название «Дневник для Стеллы» также придумано не Свифтом, а его издателями. Лишь после публикации этих писем отдельной книгой в 1784 г. началась история этого живого свидетельства своей эпохи как настоящего литературного шедевра.

В марте 1726 года английский премьер-министр Роберт Уолпол (1676-1745) получил письмо из Дублина от своего друга, дублинского архиепископа Хью Боултона, в котором говорилось, что декан Свифт намеревался в ближайшее время выехать в Лондон, где мог представить в дурном свете друзей короля, живших в Ирландии. Священник считал, что необходимо проследить за всем, что писатель предпримет в Англии [1]. Свифт в то время собирался приехать в Лондон, так как он закончил работу над своей книгой «Путешествия Гулливера» и хотел лично заняться ее изданием.

Лондонскими корреспондентами Свифта были его немногочисленные друзья. Свифту нравилось помогать Джону Арбетноту, Джону Гею и Александру Поупу в редактировании сатирических заметок, писать новые в таком же стиле, с тем чтобы потом опубликовать все это как «Записки Мартина Скриблеруса». Члены «Клуба Мартина Скриблеруса» ставили перед собой задачу осмеять все виды педантизма, схоластики, невежества и бездарности в науке и литературе. Были случаи, когда Гей и Поуп писали совместные письма своему ирландскому другу.

Из всех представителей «Клуба Мартина Скриблеруса» следует также особо выделить А. Поупа как превосходного мастера эпистолярного жанра. Будучи знаменитым поэтом, Поуп оставил солидное прозаическое наследие, основную долю которого составляют более полутора тысяч писем. Среди его корреспондентов, помимо членов «Клуба Мартина Скриблеруса», можно назвать писателя Д. Аддисона с его вигским окружением, Г. Кромвеля (родственника Оливера Кромвеля), а также активных членов антиуолполов-ской оппозиции - виконта Болингброка, лидера «сельской партии» Д. Литтлтона и многих других.

В письмах А. Поупа отразились не только сложные социально-политические процессы, происходившие в Англии после компромиссной революции 1688-1689 гг., но и те теории, концепции и проблемы, которые оказались в центре литературно-теоретических дискуссий того времени. Характерные для Поупа синтез этических и эстетических воззрений, его приверженность концепциям «подражания природе» и «золотой середины», его позиция в «споре древних и новых» соответствовали господствующим тенденциям английской классицистической просветительской мысли. Переписка Поупа проливает дополнительный свет на сложный процесс формирования его политических взглядов. Многие идеи сначала формулировались в его письмах и лишь затем высказывались в произведениях.

Большой интерес в эпистолярном наследии Поупа представляет также его переписка с леди Мэри Уортли Монтэгю (1689-1762). Эта английская писательница еще при жизни пользовалась литературной славой и как поэтесса, и как прозаик. Она была также известна своими переводами с латыни. Однако особую известность ее имя приобрело

лишь в 1763 г., когда посмертно были опубликованы ее письма, в том числе и «турецкие», отразившие впечатления леди Мэри от путешествия из Лондона в Константинополь и пребывания там в качестве жены английского посла. Эти письма привлекли читателя прежде всего тем, что в них нашли отражение нравы и обычаи восточных народов. Дело в том, что письма леди Мэри представляли разительный контраст с письмами путешественников XVII века, которые часто представляли собой анекдоты о странных обычаях Востока [2].

О большом интересе леди Мэри к эпистолярному искусству свидетельствует тот факт, что в ее личной библиотеке имелись издания писем Геза де Бальзака, Вуатюра и маркизы де Севинье. Письма последней многие современники леди Мэри считали образцом для нее. Хотя сама леди Мэри никогда не стремилась высказать свое восхищение письмами г-жи де Севинье.

Говоря о стилистических особенностях писем леди Мэри Уортли Монтэгю, К. Л. Атарова отмечала, что тон и содержание этих писем изменялись в зависимости от адресата [3]. В отличие от г-жи де Севинье, для леди Мэри был характерен более сдержанный, ясный и вместе с тем достаточно живой стиль. Она старалась избегать лишних эпитетов, довольно часто встречавшихся у г-жи де Севинье. Леди Мэри старательно редактировала свои письма, тогда как г-жа де Севинье просто описывала свои непосредственные чувства и мысли.

Английские эпистолярные писатели второй половины XVШ века

Классическим образцом английской эпистолярной прозы эпохи Просвещения считаются также «Письма к сыну» Филипа Дормера Стенхопа, графа Честефилда -писателя, философа, историка, которого при жизни больше знали как видного государственного деятеля, дипломата, великолепного оратора, одного из лидеров оппозиции в верхней палате английского парламента.

Его внебрачный сын Филип Стенхоп, родившийся в 1732 году, воспитывался вдали от отца, который взял на себя материальные заботы о его воспитании, подыскал ему хороших учителей и внимательно следил за его развитием. Честерфилд начал писать свои знаменитые письма, когда юному Стенхопу не исполнилось еще десяти лет, сочиняя их на трех языках - по-английски, по-французски и по-латыни - чтобы даже от их простого чтения могла быть дополнительная учебная польза. Как отмечал М. П. Алексеев, это был своеобразный педагогический эксперимент, в котором наставник сначала чувствовался сильнее, чем отец [4].

Отношение Честерфилда к своему сыну было сложным, оно менялось в зависимости от возраста сына. С годами советы и наставления, которые Честерфилд давал юноше, становились все более серьезными, настойчивыми и пространными; они касались порой как будто мелочей, словно писались отцом только для того, чтобы создать иллюзию оживленной беседы с сыном, находившимся во Франции. Однако временами эта беседа была посвящена несколько вольным, хотя и столь же непринужденно изложенным советам, как следует юноше держаться в обществе, и из писем данного рода могло даже создаться впечатление, что отец учил сына вещам, которые противоречат не только педагогическим нормам, но и элементарной этике.

Сам Честерфилд был очень тесно связан с Францией. В своих письмах 1749 г. он рекомендует сыну читать произведения французских поэтов и драматургов XVII века, знакомит его с французскими обычаями и манерами поведения, часто сравнивая французский жизненный уклад с английским. Еще будучи молодым человеком, Честерфилд в течение нескольких лет жил во Франции. Пребывание в Париже оставило в его памяти глубокие следы. Получивший полуфранцузское воспитание и владевший французским языком как своим родным, он мог на собственном опыте сделать сопоставление двух соседних культур - английской и французской.

Говоря об эпистолярной прозе Англии XVIII века, нелишне будет упомянуть о некоторых талантливых писателях, чья переписка не была ориентирована на будущего читателя, но тем не менее была очень высоко оценена критикой и в конечном итоге тоже была опубликована. Весьма интересными для историка литературы, изучающего английскую литературную критику XVIII века, являются письма эссеиста и лексикографа Сэмюэла Джонсона (1709-1784). Длинный перечень его корреспондентов включает в себя представителей различных слоев общества, среди которых можно встретить немало таких известных имен, как, например, Томас Перси (1729-1811) или Элизабет Монтэгю (1720-1800).

Письма С. Джонсона и его корреспондентов сочинялись по самым разным поводам. Эти письма демонстрировали многие стороны жизни писателя и его окружения. Послания, в которых Джонсон ведет разговор о своих сочинениях, сравнительно немногочисленны. К литературно-критическим можно отнести группу ранних писем Джонсона 1730-х гг., адресованных основателю лондонского журнала «Джентльменс мэгэзин» Э. Кейву. Полвека спустя эти письма были опубликованы в этом же журнале.

Из писем Джонсона другим издателям - У Стрэхэну, Э. Миллару, Т. Кэделлу -можно получить представление о работе над созданием «Словаря английского языка». Особый интерес представляет переписка Джонсона с Д. Уортоном (1722-1800), которого он привлек к работе над «Словарем» и сотрудничеству в журнале «Искатель приключений», который он издавал совместно с Д. Хоксуортом.

Как и у многих других писателей, можно отметить зависимость манеры письма Джонсона от личности тех людей, которым были адресованы его послания. Некоторые его корреспонденты - такие как художник Д. Рейнолдс (1723-1792) или актер Д. Гаррик (1719-1779) - были особенно близки ему по характеру и по эстетическим взглядам. К ним Джонсон писал в более доверительном тоне. Его письма к Д. Босуэллу (1740-1795) носили характер дискуссий и отличались пылкими увещеваниями и богатством аргументации [5].

С. Джонсон не претендовал на роль эпистолярного писателя, но его письмам также были присущи такие качества, как гармония языка и мысли, остроумие и воображение. Несмотря на то, что его письма вряд ли могут разрушить запечатленный многими современниками образ С. Джонсона, они добавляют новые штрихи к этому образу.

Английский поэт и ученый Томас Грей (1716-1771) внес свой вклад в эпистолографию. Его письма содержат большое количество фактов его биографии и могут поведать немало сведений о характере, эстетических взглядах и отношениях поэта с другими людьми. Эти письма варьировались по общему тону в зависимости от того, кому они были адресованы. Будучи молодым человеком, он сочинял восторженные, нередко остроумные, доверительные письма своим друзьям - Г. Уолполу (1717-1797) и Ричарду Уэсту (ум. 1742). Все письма этого периода (1734-1742) читаются легко, с гораздо большим интересом, нежели те, что относятся к последним двадцати годам жизни поэта.

Письма Т. Грея не были стабильны и равноценны. Поэтому, даже прочитав его полную переписку, современный читатель сможет получить неполное представление о характере этого поэта. Наиболее интересные ранние письма Грея были более тщательно продуманы и прекрасно окрашены стилистически. Например, когда осенью 1739 г. Уолпол и Грей совершали паломничество в Гранд Шантрез, Уолпол сразу же под впечатлением увиденных в пути сцен и картин неоднократно делал подробные описания, которые были немедленно отправлены в Англию их общему другу Ричарду Уэсту. Грей не торопился высказывать на бумаге свое мнение. Лишь шесть недель спустя, когда они приехали в Турин, он начал описывать Уэсту эту же самую поездку в ущелье на пути в Гранд Шантрез, которую за месяц до этого уже описал Уолпол [6].

Позже Грей начал серьезно изучать кельтскую поэзию. Однако в его письмах очень редко можно встретить более или менее подробный анализ как своих, так и чужих стихотворений. Когда он посылал свои новые впечатления Уолполу, он обычно писал

о них просто как о «вещах», которые он обещал послать, или как о работах, которые отняли у него некоторое время.

Если говорить о стилистических достоинствах писем Грея, то можно сказать, что они заметно уступают не только ответным письмам Уолпола, но и посланиям других его корреспондентов. А. Литтон Селлз также считает, что настоящую ценность для эпистолярной литературы, если говорить о художественных качествах, может иметь лишь небольшое количество писем Грея, которые он в юности посылал Р. Уэсту, а позже - Томасу Уортону [7]. Но поскольку Грей был большим знатоком истории литературы, Уолпол нередко обращался к нему за советом по самым различным вопросам, касающимся этого предмета [8].

Эпистолярное наследие Горация Уолпола

Писатель, поэт, историк и антикварий Гораций Уолпол по праву считается одним из лучших мастеров эпистолярного жанра в Англии XVIII в. Анализ его переписки может помочь исследователям определить его этические и эстетические взгляды, что, в свою очередь, позволит более глубоко осмыслить философские и общекультурные проблемы европейского Просвещения.

Старинный род Уолполов известен в Англии с давних времен. По преданию, их предки были землевладельцами в графстве Норфолк еще с XI в. Гораций Уолпол был шестым и самым младшим сыном Роберта Уолпола и Кэтрин Шортер. Отец писателя в 1721 г. занял пост премьер-министра Англии, мать была дочерью богатого торговца из графства Кент, а ее дедушка, сэр Джон Шортер, еще в 1688 г. занимал пост лорд-мэра Лондона.

К тому времени, когда Г. Уолпол внес свою лепту в развитие эпистолярного искусства в Англии, «частное послание» из сугубо личного или официального документа превратилось в исторически складывающийся тип литературного произведения, характеризующийся тематической свободой, имеющий различную тональность, свободный объем и свободную композицию.

Благодаря переписке Уолпола мы можем сегодня наблюдать живописную панораму английской жизни XVIII в. Эта переписка знакомит читателя с многими интересными людьми, а также позволяет лучше узнать характер, философские и политические взгляды самого Уолпола. У читателя писем Уолпола возникает яркий образ автора - человека, который не имел ничего против монарха, если, конечно, последний не будет являться амбициозным тираном. По своим религиозным убеждениям Уолпол был наиболее близок к деистам, хотя он старался никогда не спорить по данному вопросу со своими корреспондентами. Он не питал больших иллюзий в отношении человеческого прогресса и не разделял веру отдельных политиков в усовершенствование мира с помощью военных переворотов.

Уолпол был одним из первых влиятельных пропагандистов «Готического Возрождения» в Англии, которое можно было наблюдать в архитектуре и литературе страны во второй половине XVIII века. Уолпол считался знатоком английской архитектуры, и даже в этой области он являлся сторонником готического стиля. В четвертом томе своих «Трудов», опубликованных посмертно в 1798 году, он отмечал, что любой готический собор поражает зрителя как образец высокой поэзии, а собор Святого Павла (построенный в классическом стиле) воспринимается просто как хорошая проза [9]. Он был одним из самых компетентных антиквариев и ценителей произведений искусства в Англии того времени. Эстетические взгляды Уолпола порой были противоречивы, иногда они со временем менялись. Однако в целом, поддерживая многие эстетические идеи предромантиков, он выступал за разумный компромисс между вольной дикостью природы и естественным стремлением человеческого разума изменять эту природу в соответствии с классическими образцами.

Говоря о стилистических достоинствах писем Уолпола, адресованных его близким друзьям, можно сказать, что в этих письмах обнаруживаются самые различные оттенки

настроения их автора, который умело использовал богатый арсенал образных средств, органически сочетающихся с живой и доверительной манерой изложения.

Как эпистолограф Уолпол, без сомнения, выделяется из всех английских писателей эпохи Просвещения, среди которых было немало подлинных мастеров эпистолярного жанра. Когда он посылал друзьям ранние юношеские послания, А. Поуп и Д. Свифт еще продолжали сочинять свои несравненные письма. Последние же письма Уолпола были отправлены всего за год до публикации поэтами «Озерной школы» У Вордсвортом и С. Т. Колриджем их знаменитых «Лирических баллад» (1798).

В отличие от многих других авторов, так или иначе проявивших себя в эпистолярном искусстве, Уолпол был «профессиональным» эпистолярным писателем в том смысле, что он прекрасно понимал, что его «газетки» (как он сам называл свои письма) будут представлять огромный интерес для историков будущих поколений. Он знал, что его увлечения и обстоятельства его жизни давали ему уникальную возможность изобразить реальную панораму культурной и светской жизни того времени. Его сообщения были точными, правдивыми и увлекательными.

Уолпол опередил свою эпоху во взглядах на жизнь и на искусство. Его открытия не сразу и не в полной мере были оценены современниками. Однако, несмотря на слухи, связанные с трагической гибелью поэта Т. Чаттертона, а также сплетни о светских похождениях Уолпола, его репутация была настолько высокой, что даже в следующем столетии такие известные романтики, как Д. Г. Байрон и В. Скотт защищали его в выражениях, которые сегодня кажутся излишними. Если сейчас попытаться определить роль Уолпола в истории английской литературы, она может показаться далеко не такой заметной, как роль С. Джонсона или Д. Свифта. Конечно, потомки восхищались бы Уолполом гораздо больше, если бы он мог, подобно Д. Юму или Э. Берку, совмещать оригинальность мышления с большой пользой для науки и для общества своего времени. Но Уолпол, судя по некоторым его высказываниям, не претендовал на роль учителя или пророка. Он был лишь внимательным наблюдателем, смотревшим на мир глазами гуманиста - человека, который сам жил богатой духовной жизнью и при этом никогда не старался закрывать глаза на несправедливость и жестокость, которые можно было часто встретить в том «просвещенном» веке.

Конечно, иногда, особенно в письмах, в которых очень подробно обсуждались различные вопросы антиквариата, Уолпол мог показаться скучным для читателя, не проявляющего большого интереса в этой области познания. Некоторые критические высказывания Уолпола по литературным проблемам сегодня представляются спорными. Однако все это отнюдь не умаляет значение его эпистолярного наследия [10-16].

Заключение

В письмах английских авторов XVIII века можно наблюдать постоянный поиск возможностей языка выражать новый культурный уровень жизни общества, описывать не только интересные события, но и мысли об искусстве, истории и политике. К этому прибавилась обусловленная временем задача изображения внутреннего мира личности.

Писательские письма продолжают жить и волновать читателей в значительной степени благодаря их стилю. В стиле этих писем, как в зеркале, отражается характер их автора. Говоря об эпистолярном жанре в целом, можно сказать, что письма представляют собой одну из немногих литературных форм, в которой успех в большей степени зависит от стиля.

Письма Д. Свифта к Э. Джонсон, изданные как «Дневник для Стеллы», представляют собой документ глубоко личного, автобиографического характера, но вместе с тем они сыграли заметную роль в становлении и развитии английского просветительского романа. Переписка А. Поупа проливает свет на сложный процесс формирования этико-эстетических воззрений лидера английских просветительских классицистов первой половины XVIII в.

Письма леди Мэри Уортли Монтегю высветили остроту ее ума, обширность эрудиции, стремление познать культуру и обычаи других стран. Они свидетельствовали также о расширении границ творческой свободы, разрушающей господство жанрово-стилевого канона. «Письма к сыну» графа Честерфилда имеют большое значение для истории западноевропейской педагогической мысли. В них сделана попытка свести оригинальные наблюдения автора о воспитании в особую педагогическую систему. Стиль писем Честерфилда свидетельствует о его большом литературном таланте.

По письмам Т. Грея можно проследить направление и эволюцию его литературных интересов. Они проливают свет на подробности его биографии и его взаимоотношения с другими писателями XVIII в.

Письма Г. Уолпола можно рассматривать и как исторический документ, и как литературный памятник эпохи. В них нашли отражение многие аспекты длительного периода английской культурной жизни XVIII в. Эти письма сыграли значительную роль в развитии эпистолярной литературы, что позволило современным исследователям считать Г. Уолпола одним из самых выдающихся представителей жанра «частного послания» в Англии.

Л и т е р а т у р а

1. Левидов М. Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. - М.: Книга, 1986. - 286 с.

2. Сидорченко Л. В. Эпистолярное наследие Алексанра Поупа // «Лирическая проза» в зарубежных литературах / Мемуарная и эпистолярная проза / Межвуз. сб. - СПб.: С.-Петербург. гос. ун-т, 1993. -179 с.

3. Атарова К. Н. Искусство путешествовать // От факта к вымыслу: Сб. на англ.яз. / Сост. Атарова К. Н. / - М.: Радуга, 1987. - 400 с.

4. Алексеев М. П. Честерфилд и его «Письма к сыну» // Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. - М.: Наука, 1978. - 327 с.

5. Johnson S. Selected Letters of Samuel Johnson. - Oxford: Humphrey Milford: Oxford univ. press, 1925. - 268 p.

6. Irving W. H. The Providence of Wit in the English Letter Writers / W. H. Irving. - Durham: North Carolina, 1955. - 359 p.

7. Lytton Sells A. L. Thomas Gray. His Life and Works. - London: Allen and Unwin, 1980. - 293 p.

8. Алилова Д. Г. Томас Грей: поэт и исследователь английского стихосложения. - СПб.: СПбГУ, 2009. - 162 с.

9. Townshend D. The Aestetics of Ruin // Writing Britan's Ruins / Ed. by M. Carter, P. N. Lindfield and D. Townshend /. - London: The British Library, 2017 - 304 p.

10. Тесцов С. В. Философия английского Просвещения и эстетические искания Г. Уолпола // Русский язык и классическая литература в поликультурной среде: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 28-29 марта 2013 г. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - С. 176-179.

11. Тесцов С. В. Проблемы культурной жизни Европы XVIII в. в переписке Г. Уолпола // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (17 мая 2015 г., г. Москва). - М.: РИО ЕФИР, 2015. - С. 144-147.

12. Тесцов С. В. Литературные портреты современников в письмах Г. Уолпола // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. 30 сентября 2015 г.: в 10 ч. (№ 6, часть V.) - Белгород: ИП Ткачева Е. П., 2015. - С. 107-110.

13. Тесцов С. В. Гораций Уолпол - ученый, литератор и коллекционер // Основные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (10 октября 2015 г.). ИЦ РОН. Выпуск II. - Волгоград, 2015. - С. 37-39.

14. Тесцов С. В. Нравственные проблемы в письмах Г. Уолпола // Филология и образование: 80 лет развития русской словесности в Республике Саха (Якутия): материалы Всероссийской научно-

практической конференции с международным участием (Якутск, 9-10 ноября 2015 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 277-280.

15. Тесцов С. В. Проблемы английской живописи в переписке Г. Уолпола // Научные исследования: от теории к практике: материалы X Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 30 октября 2016 г.). № 4 - 2 (10). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 81-85.

16. Тесцов С. В. От «готической» архитектуры к «готическому» роману (к 300-летию со дня рождения Г. Уолпола) // Приоритетные направления развития образования и науки. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 9 апреля 2017 г. В 2 т. Т. 2. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 118-122.

R e f e r e n c e s

1. Levidov M. YU. Puteshestvie v nekotorye otdalennye strany, mysli i chuvstva Dzhonatana Svifta, snachala issledovatelya, a potom voina v neskol'kih srazheniyah. - M.: Kniga, 1986. - 286 s.

2. Sidorchenko L. V. EHpistolyarnoe nasledie Aleksanra Poupa // «Liricheskaya proza» v zarubezhnyh literaturah / Memuarnaya i ehpistolyarnaya proza / Mezhvuz. sb. - SPb.: S.-Peterburg. gos. un-t, 1993. - 179 s.

3. Atarova K. N. Iskusstvo puteshestvovat' // Ot fakta k vymyslu: Sb. na angl.yaz. / Sost. Atarova K. N. / - M.: Raduga, 1987. - 400 s.

4. Alekseev M. P. CHesterfild i ego «Pis'ma k synu» // CHesterfild. Pis'ma k synu. Maksimy. Haraktery.

- M.: Nauka, 1978. - 327 s.

5. Johnson S. Selected Letters of Samuel Johnson. - Oxford: Humphrey Milford: Oxford univ. press, 1925.

- 268 p.

6. Irving W. H. The Providence of Wit in the English Letter Writers / W. H. Irving. - Durham: North Carolina, 1955. - 359 p.

7. Lytton Sells A. L. Thomas Gray. His Life and Works. - London: Allen and Unwin, 1980. - 293 p.

8. Alilova D. G. Tomas Grej: poeht i issledovatel' anglijskogo stihoslozheniya. - SPb.: SPbGU, 2009. - 162 s.

9. Townshend D. The Aestetics of Ruin // Writing Britans Ruins / Ed. by M. Carter, P. N. Lindfield and D. Townshend /. - London: The British Library, 2017 - 304 p.

10. Tescov S. V. Filosofiya anglijskogo Prosveshcheniya i ehsteticheskie iskaniya G. Uolpola // Russkij yazyk i klassicheskaya literatura v polikul'turnoj srede: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 28-29 marta 2013 g. - YAkutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2013. - S. 176-179.

11. Tescov S. V. Problemy kul'turnoj zhizni Evropy XVIII v. v perepiske G. Uolpola // Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (17 maya 2015 g., g. Moskva). - M.: RIO EFIR, 2015. - S. 144-147.

12. Tescov S. V. Literaturnye portrety sovremennikov v pis'mah G. Uolpola // Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij: sbornik nauchnyh trudov po materialam VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 30 sentyabrya 2015 g.: v 10 ch. (№ 6, chast' V.) - Belgorod: IP Tkacheva E. P., 2015. - S. 107-110.

13. Tescov S. V. Goracij Uolpol - uchenyj, literator i kollekcioner // Osnovnye problemy gumanitarnyh nauk: sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (10 oktyabrya 2015 g.). IC RON. Vypusk II. - Volgograd, 2015. - S. 37-39.

14. Tescov S. V. Nravstvennye problemy v pis'mah G. Uolpola // Filologiya i obrazovanie: 80 let razvitiya russkoj slovesnosti v Respublike Saha (YAkutiya): materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (YAkutsk, 9-10 noyabrya 2015 g.). - CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2016. - S. 277-280.

15. Tescov S. V. Problemy anglijskoj zhivopisi v perepiske G. Uolpola // Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike: materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (CHeboksary, 30 oktyabrya 2016 g.). № 4 - 2 (10). - CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2016. - S. 81-85.

16. Tescov S. V. Ot «goticheskoj» arhitektury k «goticheskomu» romanu (k 300-letiyu so dnya rozhdeniya G. Uolpola) // Prioritetnye napravleniya razvitiya obrazovaniya i nauki. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 9 aprelya 2017 g. V 2 t. T. 2. - Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017. - S. 118-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.