УДК 159.9 ББК Ч 426-268.4
ГСНТИ 14.23.01, 15.81.21
Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Максимова Людмила Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии, конфликтологии и управления, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмоции; эмоциональная сфера; виртуальная образовательная среда; дети раннего и дошкольного возраста.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные особенности эмоционального развития детей раннего и дошкольного возраста, на основании которых автор предлагает рекомендации по организации виртуальной образовательной среды для эмоционального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Maksimova Liudmila Alexandtovna,
Candidate of Psychology, Associate professor, Head of the Chair of Social Psychology, Conflictology and Management, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
DEVELOPMENT OF EMOTIONAL SPHERE OF PRE-SCHOOLERS BY MEANS OF VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
KEY WORDS: emotions; emotional sphere; virtual educational environment; children of pre-school age.
ABSTRACT. Main peculiarities of emotional development of pre-schoolers are discussed, on the basis of which the author gives recommendations of how to organize virtual educational environment for emotional development of children in a pre-school educational establishment.
П!
' ризнание обществом самоценно. сти детства, государственная демографическая политика, широкое внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий предполагают обновление содержания дошкольного образования.
Актуальность исследования использования возможностей виртуальной среды для эмоционального развития ребенка обусловлена тем фактом, что, согласно психо-лого-педагогическим подходам, среда, наследственность, воспитание - это факторы развития личности. В XXI веке ребенок с рождения оказывается «втянут» в виртуальное пространство: работающий в комнате телевизор, светящийся экран монитора домашнего компьютера, активная реклама на уличных экранах и т. д. В результате окружающая ребенка среда приобретает новые характеристики. Большинством детских дошкольных образовательных учреждений активно приобретаются и используются современные информационнокоммуникационные средства: интерактивные доски, компьютеры с выходом в Интернет и т. д. Однако их использование в большей степени остается стихийным и в основном подчинено задачам когнитивного развития дошкольников. Педагоги и родители ориентированы в большей степени на интеллектуальное развитие ребенка, на формирование с раннего возраста навыков счета и чтения, игнорируя закономерности становления личности ребенка, возрастные особенности каждого периода детства.
Несмотря на наличие большого объема публикаций на тему влияния виртуальной среды на психику ребенка в целом и эмоциональную сферу в частности, значительная их часть посвящена анализу негативных сторон такого воздействия: порождение страхов, агрессии и т. п. При этом отмечается недостаточность исследований о воспитательном потенциале виртуальной среды для обеспечения полноценного эмоционального развития ребенка.
На исключительное значение развития эмоций как центрального фактора психологического развития и адаптации детей в обществе указывали многие отечественные и зарубежные ученые (А. Валлон, Л. С. Выготский, У. Джемс, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Э. Эриксон и др.). Возникая в результате столкновения с новыми сторонами действительности, эмоции оказывают стимулирующее влияние на формирование психических процессов, повышение физиологической жизнедеятельности организма и психической активности, способствуют развитию креативности детей.
Развитие эмоций, происходящее в процессе общения и деятельности, органично включено в целостный процесс психологического развития ребенка и понимается не как стихийное «разворачивание» природных задатков, а как целенаправленный педагогический процесс. Следует отметить, что важную роль в воспитании эмоций играет амплификация (обогащение), а не акселерация (ускорение) развития ребенка. Это связано с тем, что каждый возрастной
© Максимова Л. А., 2013
этап жизни ребенка должен быть прожит в адекватном ему темпе, без неоправданных ускорений.
Эмоциональный опыт приобретается ребенком с момента рождения. При этом чрезвычайно важную роль в развитии ребенка играет тип привязанности ребенка ко взрослому, который, формируясь на первом году жизни, сохраняется в течение многих лет жизни индивида и оказывает влияние на целый ряд особенностей эмоциональной сферы и социального поведения. Автором теории привязанности считается Джон Бо-улби, который попытался объединить психоаналитические представления о страхе отделения с этологическими исследованиями поведения детенышей животных в условиях потери матери и наблюдениями за развитием детей, лишенных родителей (1; 2).
Важнейшей стороной развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте является появление эмпатии и других социальных эмоций. С точки зрения психологии развития корни просоциального и альтруистического поведения также могут быть найдены в отношениях ранней привязанности между матерью и ребенком. Некоторые виды эмоций активируются только с развитием самосознания. Эмоции, связанные с самосознанием (стыд, презрение, вина) не могут переживаться младенцем в возрасте 1 месяца, т. к. ребенок еще не отделяет себя от других людей. По мнению ученых, занимающихся проблемой эмоционального развития детей, к раннему возрасту относится появление эмоций самосознания, таких как: смущение, зависть, сочувствие, гордость, стыд, чувство вины (3; 6).
В дошкольный период ребенок учится описывать свои эмоции. Это происходит во многом таким же образом, как и приобретение навыков рассказывать о множестве других предметов, интересующих детей и вызывающих у них любопытство. Слова, обозначающие эмоции, появляются в речи большинства детей в возрасте около 18 месяцев. Между 18 и 36 месяцами дети учатся, во-первых, относить к какой-либо категории свои эмоции и эмоции других людей; во-вторых, ссылаться на прошлые и будущие эмоции и, в-третьих, обсуждать причины и последствия эмоций (6).
Развитие языка и познания, несомненно, связано с появлением у ребенка способности контролировать эмоции и следить за ними. Несмотря на то что ученые трактуют этот термин по-разному, понятие регуляции эмоций обычно употребляется для обозначения процессов, посредством которых дети контролируют и регулируют свои эмоциональные состояния и выражения этих
состояний при адаптации к различным социальным ситуациям и требованиям. В таком смысле этот термин отражает как изменения в результате созревания ребенка, так и специфические эффекты социализации, которые могут различаться между культурами и внутри них.
В отечественной психологии теория аффективной регуляции была разработана в школе К. С. Лебединской, В. В. Лебединского, О. С. Никольской (1990, 2000) на модели раннего детского аутизма.
Авторы представляют структуру базовой аффективной регуляции в виде четырех уровней. На первом уровне (уровне «аффективной пластичности») решается вопрос об адаптации организма к внешней среде. Это наиболее примитивный уровень, определяющий контакт со средой и обеспечивающий организму чувство безопасности и эмоционального комфорта. Второй уровень (уровень «аффективных стереотипов») в раннем возрасте играет важную роль в формировании приспособительных реакций организма (пищевых, защитных и пр.). Третий уровень (уровень «аффективной экспансии») помогает организму выработать навыки овладения новой, потенциально опасной ситуацией. Важнейшим содержанием данного уровня становится получение опыта положительных переживаний в случае преодоления трудностей, избавления от опасных ситуаций, и, как следствие, формирование адекватной оценки границ своих возможностей. Задачей четвертого уровня (уровень «эмоционального контроля») является присвоение социальных норм и правил эмоционального поведения, формирование навыков контроля над своими эмоциями в процессе общения с окружающими людьми. В процессе раннего онтогенеза постепенно формирующиеся уровни аффективной регуляции становятся базой для успешной социализации ребенка (7; 10).
Наиболее сензитивным для развития эмоциональной сферы ребенка является ранний и дошкольный возраст, так как именно в этот период наиболее интенсивно формируется его психика, закладываются основные личностные образования и когнитивные характеристики, восприятие окружающего носит непосредственный эмоциональный характер.
Анализ рекомендаций и образовательных программ для дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что эмоциональная сторона развития ребенка осознается авторами программ и методических пособий для дошкольного воспитания, но не является приоритетной в организации жизнедеятельности детей раннего воз-
раста. А рекомендаций, связанных с использованием виртуальной образовательной среды для эмоционального развития ребенка, практически нет.
Остановимся на определении возможностей использования виртуальной образовательной среды для эмоционального развития детей раннего и дошкольного возраста. Выделение этих возможностей опирается на проведенное автором в 2007 году изучение психолого-педагогических условий эмоционального развития детей (9).
Виртуальная среда часто является весьма привлекательной и, как бы взрослые ни старались оградить ребенка от ее влияния, достаточно естественной для современных детей. Поэтому психолого-педагогической задачей становится необходимость создания образовательного пространства адекватного возрастным особенностям детей, в том числе с использованием виртуальной среды.
В практике дошкольного образования принято использовать термин «предметноразвивающая среда», что ориентирует на предметное содержание среды как на средство развития и образования. Создание виртуальной образовательной среды придает предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения новые характеристики, которые необходимо учитывать.
При создании виртуальной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении следует помнить о таком явлении эмоциональной жизни ребенка, как эмоциональный тон ощущений, когда одни события и элементы окружающей ребенка среды вызывают удовольствие, имеют положительный эмоциональный тон, другие -неудовольствие, отрицательный эмоциональный тон. Эмоциональный тон состоит из отдельных жизненно важных воздействий (температурных, зрительных, слуховых и др.). В эмоциональном тоне отражаются как положительные, так и отрицательные факторы внешней среды. Значит, необходима целенаправленная работа по созданию и сохранению благоприятных и устранению неблагоприятных воздействий виртуальной среды. Виртуальная среда, организованная сообразно доминантам возрастного и индивидуально-типологического развития ребенка, помогает обеспечить полноценное развитие ребенка и создать эмоционально комфортную атмосферу в группе.
Для полноценного психического развития ребенок должен получать достаточное количество ощущений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга. Следовательно, для эффективного развития эмоциональной сферы необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей. Со-
временные информационно-коммуникационные средства помогают обеспечивать такие зрительные и визуальные раздражители, которые трудно обеспечить в «реальной» среде дошкольного образовательного учреждения. Например, можно создать иллюзию посещения леса, высокогорья и пр. Механизм обогащения эмоциональной сферы через получение сенсорного опыта заключается в том, что регулируемый педагогом поток сенсорной информации от виртуальной среды постепенно пробуждает, обостряет ощущения ребенка. А уже ощущения с присущим им эмоциональным тоном вызывают гамму эмоциональных реакций, становятся побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы.
Психолого-педагогической проблемой использования виртуального пространства могут выступать индивидуальные различия в предпочтениях детей, особенностях формирования базовой аффективной регуляции, описанные выше. Уровни аффективной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека. Часть детей может иметь дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды. Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (напомним, что этот уровень определяет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечивает эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности сенсорных стимулов - цвету, звуку, к изменению внешнего пространства. В этой ситуации воспитателю следует избегать излишнего перенасыщения виртуального пространства яркими и интенсивными стимулами (слишком яркие и быстро меняющиеся картинки, громкий звук и т. п.). В исследованиях А. И. Захарова были исследованы страхи детей раннего и дошкольного возраста. Например, чаще всего у детей раннего возраста встречался страх неожиданных звуков (у 52% детей) (5). Также дети могут бояться неожиданных изменений в пространстве, сказочных героев и пр. При этом часть детей с гиперфукцией данного уровня, наоборот, нуждается в интенсивных сенсорных впечатлениях, частом изменении внешней среды. Воспитатель, организуя виртуальное пространство группы, должен учитывать и их потребности, обеспечивая интенсивные сенсорные впечатления.
При использовании виртуальной среды для эмоционального развития дошкольников перед педагогом встает необходимость для проводимых в группе занятий ставить
специфические образовательные задачи, соотнося их с задачами эмоционального развития ребенка: накопления, амплификации эмоционального опыта ребенка и своевременного «отыгрывания» эмоций, эмоционального возбуждения и расслабления и т. д.
Лучшей формой организации эмоционального поведения детей является игра, поэтому целенаправленное использование различных игр является обязательным условием создания виртуальной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. В игре активно формируются высшие психические процессы, закладывается база для других видов деятельности. В свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты. Возможности виртуальной среды помогают ребенку изменять игровое пространство и тем самым почувствовать себя «творцом». В процессе игры он может выбирать партнеров, в том числе и вымышленных или находящихся далеко, или играть в одиночку.
Необходимо помнить об эстетической стороне предлагаемых детям визуальных материалов. Тем самым педагоги способствуют формированию высших эмоций: получение удовольствия от созерцания предметов искусства, музыки пр.
Эмоциональное воздействие становится сильнее, когда предъявляемые детям образы находятся в движении, сопровождаются звуком. Появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности (8).
Кроме игровой деятельности активизируют и насыщают эмоциональное развитие ребенка различные сюрпризные моменты, яркие эмоционально окрашенные события и ситуации (театральные постановки, детские фильмы и мультфильмы и пр.). Радостные переживания благотворно влияют на организм человека. Клинические исследования показывают, что отсутствие радостных переживаний может вызвать серьезные психические и физические нарушения. Но очень часто даже детские фильмы и мультфильмы оказываются не продуманными с точки зрения ритма. Они либо подчинены взрослому ритму, который намного медленнее, чем ритм жизни детей, либо задают слишком интенсивный ритм, поддерживаемый на протяжении всего времени.
Педагоги и родители часто забывают о том, что дети нуждаются в регуляции эмоции радости, так как радостное переживание может быть достаточно интенсивным и при продолжительном воздействии вместо расслабления и повышения энергии привести к психическому и физическому исто-
щению. Поэтому воспитатели должны постоянно наблюдать за состоянием детей.
Не следует считать, что дети должны получать только положительные эмоции. Длительное переживание одинаковых эмоций приводит к привыканию, снижает их значимость для ребенка. Кроме того возникновение отрицательных переживаний может служить мотивом к их преодолению.
Важной педагогической задачей при работе с дошкольниками является формирование навыков эмоциональной регуляции. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. В раннем и дошкольном возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Еще Л. С. Выготский писал, что «насущной педагогической задачей ... является овладение эмоциями.» (4, с. 107). Опытный педагог не стремится подавлять возникновение «нежелательных» эмоций, а регулирует их интенсивность и частоту возникновения через включение ребенка в различные виды деятельности, в которых эмоции формируются и проявляются.
В силу того что по мере развития ребенка механизмы регуляции эмоций становятся более сложными, они все более управляются теми моделями поведения, которые демонстрируют взрослые, окружающие ребенка. Для снижения подверженности ребенка воздействиям окружающей среды он должен усвоить образцы и приемы регуляции эмоций. При этом ребенок при регуляции отрицательной эмоции будет чувствовать возрастающую уверенность в своих силах.
Для поддержания эмоционального комфорта ребенок должен «отыгрывать» свои эмоции - как положительные, так и отрицательные. Холт приводит результаты клинических исследований, указывающие на то, что подавление эмоции гнева может привести к нарушению адаптации человека, появлению различных психосоматических расстройств, таких как артрит, псориаз, язва желудка и др. (5). Помощь воспитателей будет состоять в том, чтобы с использованием умело подобранных сюжетов позволить ребенку испытать разные эмоции.
Воспитателям следует обратить особое внимание на регуляцию эмоции страха. Это закономерный этап развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенку бесполезно объяснять необоснованность его страха и ни в коем случае нельзя не смеяться над ним, лучше вместе с ребенком совершить какие-то действия, которые помогут ему справиться со страхом. Возможности виртуальной среды позволят ребенку выйти из роли статичного зрителя. Ребенок может «волшебной палочкой» (стилетом для управления интерактивной
доской) изменять пространство, воздействовать на героев. Например, можно «стереть» пугающий предмет или страшного героя, можно выстроить защитную стену и т. д.
Задачам тренировки навыков регуляции эмоций наиболее отвечают психогимнастические занятия с детьми. Эти занятия не предусмотрены нормами организации жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, но рекомендованы психологами и медиками. Психогимнастика представляет собой специальные упражнения и игры, имеющие целью развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка. Эти занятия в первую очередь рекомендованы гиперактивным, истощаемым, тревожным детям, но данные занятия в качестве профилактики психоэмоциональных стрессов, эмоциональной разрядки могут быть использованы при работе со здоровыми детьми.
При проведении психогимнастических занятий педагог также может использовать возможности виртуальной среды. Например, можно создать иллюзию пребывания на пляже или возможность выполнять упражнения вместе с любимыми героями.
Важное направление развития эмоциональной сферы у детей раннего и дошкольного возраста - это появление способности различать эмоции других людей и развитие языка эмоций. По свидетельству медиков и психологов, недоразвитие языка эмоций в раннем детстве впоследствии приводит к алекситимии - неспособности осознать и выразить в слове собственные эмоции и чувства, а также неумению понимать переживания других людей.
Для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т. д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений. Дети очень чувствительны к восприятию языка эмоций окружающих его
людей. Теория социального научения говорит о подражании ребенком эмоциональным характеристикам окружающих. Ребенок имитирует эмоции, подражает экспрессивным и речевым средствам выражения чувств, усваивает эффективные или неэффективные паттерны поведения в эмоционально трудных ситуациях. Таким образом, появление способности к словесному выражению своих эмоциональных переживаний является предпосылкой и одновременно индикатором адекватного психологического развития ребенка.
Развивающие возможности виртуальной среды в этом направлении значительны. Например, вместо статичных картинок можно предлагать видео с детьми и взрослыми людьми, находящимися в различных эмоциональных состояниях.
Еще одно важное направление использования виртуальной среды в работе с дошкольниками - коррекционно-развивающая работа. Достаточно известны и распространены специальные компьютерные программы для детей с нарушениями в развитии. Для детей, имеющих эмоциональные нарушения, выявленные в результате наблюдения за ребенком и диагностического обследования, педагогом совместно с психологом и медиком могут быть составлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы с использованием современных информационнокоммуникационных средств.
Таким образом, важнейшим для ребенка фактором, определяющим его эмоциональное состояние, является внешняя среда. Важно, чтобы уже на уровне целеполагания психологи и педагоги дошкольного образовательного учреждения были сориентированы не столько на создание современной, в том числе и «модной», виртуальной среды, а на использование ее возможностей для решения задач эмоционально-личностного развития ребенка как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айнсворт М. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994.
2. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М. : Академический проект, 2004.
3. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М., 2004.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
5. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб. : Союз, 1998.
6. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
7. Лебединский В. В., Никольская О. С, Баянская Е. Р., Либлина М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
9. Максимова Л. А. Педагогические условия создания эмоционально-развивающей среды в группах детей раннего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007.
10. Семаго Н., Семаго М. Диагностика базовой аффективной регуляции // Школьный психолог. 2001. № 5.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. Н. Васягина.