Научная статья на тему 'Развитие эмоционально-аффективной сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра специальными средствами физического воспитания'

Развитие эмоционально-аффективной сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра специальными средствами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
869
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) / ЭМОЦИОНАЛЬНО-АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА / СТРАХИ / АГРЕССИВНОСТЬ / САМОАГРЕССИЯ / AUTISTIC SPECTRUM DISORDER (ASD) / SPECIAL MEANS OF PHYSICAL TRAINING / EMOTIONAL-AFFECTIVE SPHERE / FEARS / AGGRESSION / SELF-AGGRESSION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломко Алла Дмитриевна

Вводится понятие «специальные средства физического воспитания» как система средств и методов развивающего психолого-педагогического воздействия на ребенка с растройствами аутистического спектра, направленная на формирование совокупности психических новообразований, приближенных к возрастным психологическим нормам. Приводятся основные компоненты программы физического воспитания в коррекционно-развивающей работе с аутичными детьми 3-7 лет; дается анализ результатов формирующего эксперимента, подтверждающие ее научно-методическую обоснованность и практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соломко Алла Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper introduces the concept of special means of physical training denoting a system of means and methods for development of psychological-pedagogical influence on the child with the autistic spectrum disorder. These means and methods are aimed at forming a set of the new mental growths approached to the age psychological norms. The author describes basic components of the program of physical training in correctional-developing work with the autistic children, aged 3-7 years, as well as gives the analysis of results of the forming experiment, confirming its scientifical-methodical validity and the practical importance.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционально-аффективной сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра специальными средствами физического воспитания»

УДК 159.922.76 ББК 88.484 С 60

А.Д. Соломко

Аспирант кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; Е-mail: alla-solomko@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-АФФЕКТИВНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА С

РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СПЕЦИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Вводится понятие «специальные средства физического воспитания» как система средств и методов развивающего психолого-педагогического воздействия на ребенка с растройствами аутистического спектра, направленная на формирование совокупности психических новообразований, приближенных к возрастным психологическим нормам. Приводятся основные компоненты программы физического воспитания в коррекционно-развивающей работе с аутичными детьми 3-7 лет; дается анализ результатов формирующего эксперимента, подтверждающие ее научнометодическую обоснованность и практическую значимость.

Ключевые слова: специальные средства физического воспитания, расстройства аутистического спектра (РАС), эмоционально-аффективная сфера, страхи, агрессивность, самоагрессия.

A.D. Solomko

Post-graduate student of Psychology Department of the Kuban State Uiversity of Physical Training, Sports and Tourism; Е-mail: alla-solomko@mail. ru

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL-AFFECTIVE SPHERE OF THE CHILD WITH THE AUTISTIC SPECTRUM DISORDER BY SPECIAL MEANS OF PHYSICAL

TRAINING

Abstract. The paper introduces the concept of “special means of physical training” denoting a system of means and methods for development of psychological-pedagogical influence on the child with the autistic spectrum disorder. These means and methods are aimed at forming a set of the new mental growths approached to the age psychological norms. The author describes basic components of the program of physical training in correctional-developing work with the autistic children, aged 3-7 years, as well as gives the analysis of results of the forming experiment, confirming its scientifical-methodical validity and the practical importance.

Keywords: special means of physical training, autistic spectrum disorder (ASD), emotional-affective sphere, fears, aggression, self-aggression.

Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, снижена способность к общению, социальному взаимодействию. Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о возрастании частоты проявления детского аутизма: сегодня он встречается в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, причем аутизм, определяемый методами психологической диагностики, по мнению многих авторов, возрастает до более высоких цифр: 21-26 из 10 тысяч детей [1]. Формирование расстройств аутистического спектра происходит к 2,5-3 годам. К этому возрасту становятся более заметными не только отставание и своеобразие в развитии речи ребенка, моторики, отсутствие внимания к близким, интереса к детям и избегание контакта с ними, трудности произвольного сосредоточения, но и особенности его поведения, которые, нарастая, превращаются в мощные психологические барьеры развития личности. Среди основных

поведенческих проблем аутичных детей особое место занимают расстройства эмоциональноаффективной сферы: страхи, негативизм, неконтролируемые влечения, агрессия и

самоагрессия и др. При этом агрессивные тенденции, так же, как и страхи, имеют неоднозначную психологическую оценку. С одной стороны, они могут отражать разлаженность поведения ребенка, его расторможенность, проявляться в форме влечений, нести функцию психологической защиты от непереносимых воздействий, исходящих от окружения. Но, с другой стороны, могут свидетельствовать и о положительном росте активности ребенка, представляя собой спонтанные попытки преодоления страха, выхода на контакт с другим. Это обусловливает необходимость соблюдения строго индивидуального подхода к психолого-педагогической работе с ребенком, что, в частности, находит отражение в составлении индивидуальных «маршрутов» его развития.

В последние годы в России получила развитие сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) комбинированного вида. В них, наряду с группами детей, развивающихся в пределах возрастных психофизиологических норм и получающих дошкольное образование по типовым программам, созданы группы детей с нарушениями развития, в частности, с нарушениями аутистического спектра. Научно обоснована и методически обеспечена целесообразность психолого-педагогического воздействия развивающего вида на ребенка в условиях ДОУ. Разработаны комплексные программы, реализация которых предусматривает включение в коррекционно-образовательный процесс педагогов, психологов, дефектологов, медицинских работников [2]. В обосновании этих программ отмечается, что для поддержания психофизического тонуса, снятия эмоционального напряжения, страхов, негативизма, агрессии и самоагрессии аутичному ребенку необходимы постоянные физические нагрузки [1, 3, 4]. Однако до сих пор не разработаны специальные программы физического воспитания этих детей в условиях ДОУ, направленные, в частности, на развитие эмоционально-аффективной сферы ребенка. Таким образом, имеет место определенное противоречие между сложившимися и признанными медицинским, психологопедагогическим сообществом концепциями РАС, с одной стороны, и недостаточностью научно-методологического обоснования комплексных психолого-педагогических средств развивающего воздействия на развитие ребенка, с другой. В частности, актуальной является проблема влияния специальных средств физического воспитания на динамику эмоционально-аффективной сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра, что и определено нами в качестве предмета исследования.

Под специальными средствами физического воспитания мы понимаем систему средств и методов развивающего психолого-педагогического воздействия на ребенка с расстройствами аутистического спектра, применяемых в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида для целенаправленного формирования совокупности психических новообразований, приближенных к возрастным психологическим нормам.

Цель проводимого исследования состоит в выявлении развивающего потенциала специальных средств физического воспитания, направленных на формирование психических новообразований у ребенка с расстройствами аутистического спектра, воспитывающегося в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Эмпирическая гипотеза определена в виде предположения: применение в условиях дошкольного

образовательного учреждения специальных средств физического воспитания в процессе психолого-педагогической работы с ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра, позволяет повысить эффективность развивающего воздействия и способствует оптимизации процесса системного формирования ряда психических и личностных новообразований. В рамках данной публикации мы остановимся на анализе данных, отражающих динамику эмоционально-аффективной сферы, полученных в результате двух трехлетних циклов формирующего эксперимента (2005/06-2007/08 уч. гг. и 2008/09-2011 уч. гг.).

Методы и инфраструктура исследования. Экспериментальное исследование

проведено на базе «МДОУ ДС № 214 комбинированного вида» г. Краснодара На начальном этапе был разработан протокол наблюдения «Диагностика агрессивного поведения», состоящий из двух частей: поведение ребенка, приносящее вред самому себе; поведение ребенка, приносящее вред окружающим. Наблюдение велось в двух видах активности ребенка: в условиях коррекционно-развивающих занятий и в игровой деятельности. Поведение, приносящее вред окружающим, оценивалось по 55 параметрам, а самоагрессия -по 15 параметрам, выделенным по результатам анализа методической литературы [5]. Для оценки каждого параметра применена 4-балльная шкала, которая определяла степень выраженности агрессии (1 балл - не выражена; 2 балла - слабо выражена; 3 балла - средне выражена; 4 балла - ярко выражена). Для качественного анализа эмпирических данных дополнительно включена шкала уровней агрессивности. Средний балл в диапазоне от 1 до 1,99 рассматривался как низкий уровень агрессии; от 2 до 2,99 - средний; от 3 до 4 баллов -высокий.

В исследование включены три группы детей (средний возраст от 3,7 до 7,5 лет): экспериментальная (всего 24 чел.; далее «Пэксп») и две контрольных группы (пк1 23 чел.; и пк2 38 чел.). Экспериментальную и группу пк1 составили дети, относящиеся к 1-й и 2-й группам аутистического дизонтогенеза. В выборку пк2 включены дети 3-й и 4-й групп аутистического дизонтогенеза, посещающие группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (заикание, общее недоразвитие речи) или компенсирующей направленности (ЗПР).

Для детей экспериментальной группы индивидуальные маршруты, разработанные на основе программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания для детей с нарушением интеллекта и с учетом индивидуальных особенностей нарушений развития, были дополнены компонентами программы специального физического воспитания. Программа включает 6 разделов, в которых систематизированы следующие формы и средства физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и паузы, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, средства психогимнастики. Программа прошла экспериментальную проверку на первом цикле формирующего эксперимента (2005/06-2007/08 уч. гг.) и издана в виде методического пособия [6], полностью реализовываясь на втором цикле формирующего эксперимента (2008/09-2011 уч. гг.).

Анализ и интерпретация полученных результатов. По данным предварительной диагностики, сравнительный анализ показателей проявления агрессивного поведения, приносящего вред окружающим в учебной и игровой деятельности, показал, что более половины детей экспериментальной и контрольной-1 групп имеют средневысокие показатели, при этом среди детей контрольной-2 группы среднегрупповые показатели находятся в диапазоне средних и низких значений (см. Таблицу №1).

Таблица №1.

Показатели агрессивного поведения по данным предварительной диагностики

группы вред окружающим вред себе

игровая деят-ть учебная деят-ть игровая деят-ть учебная деят-ть

абс. % абс. % абс. % абс. %

высокий уровень

пэксп 5 20,8 6 25,0 2 8,3 4 16,7

мк. 6 26,1 6 26,1 0 0 5 21,7

пк2 0 0 0 0 0 0 0 0

средний уровень

пэксп 7 29,2 8 33,3 8 33,3 5 20,8

мк, 6 26,1 9 39,1 10 43,5 4 17,4

пк2 3 7,9 0 0 0 0 0 0

низкий уровень

пэксп 12 50,0 10 41,7 14 58,3 15 62,5

мк, 11 47,8 8 34,8 13 56,5 14 60,9

пк2 35 92,1 38 100,0 38 100,0 38 100,0

высокий + средний уровень

мк.

12

52,2

15

62,5

10

43,5

39,1

различия: (высокий + средний уровень)

вред окружающим в учебной деятельности пзксп ^мк] ф*=0,486; р>0,05

вред окружающим в игровой деятельности пзксп ^мк] ф*=0,151; р>0,05

вред себе в учебной деятельности п3ксп ^мк, ф*=0,113; р>0,05

вред себе в игровой деятельности Пэксп ^мк, ф*=0,123; р>0,05

9

Содержательный анализ показывает, что по 12-ти из 55 измеряемых показателей средневысокий уровень проявления агрессии в учебной деятельности обнаружили от 17,4 до 25,0% детей групп мэксп и мк (ни по одному из них различий в долях представленности по выборкам испытуемых различий нет). В учебной деятельности агрессивность проявляется в виде: «Биение руками близких» (мэксп 20,8% и мк, 21,7% детей); «Биение руками педагогов» (мэксп 25,0% и мк 26,1%); «Биение ногами близких» (мэксп 20,8% и мк 21,7%); «Биение ногами педагогов» (мэксп 29,2% и мк, 26,1%); «Биение предметами педагогов» (^ксп 16,7% и мк, 17,4%); «Рвёт учебные пособия» (мэксп 25,0% и мк1 26,1%); «Ломает игрушки» (мэксп 25,0% и мк, 26,1%) и др. В группе мк2 оценки в 4 балла отсутствуют, а оценки в 3 балла имеют 10,5 наблюдаемых детей (4 чел.) по 3-м показателям («Биение ногами близких»; «Щипание педагогов»; «Ломает игрушки»).

В игровой деятельности - в 11 из 55 показателей 25,0% детей экспериментальной группы и 26,1% детей группы мк1 проявляют средневысокий уровень агрессивности в виде щипания, царапания, биения руками педагогов; 16,7% группы мэксп и 21,7% группы мк1 в виде биения руками, царапания близких и незнакомых людей; 20,8% группы мэксп и 21,7% группы мк1 в виде ломания построек и др. В группе мк2 только два показателя («Ломает постройки» и «Ломает игрушки») у 10,5% детей имеют выраженность на уровне оценки в 3 балла.

Высокую и средневысокую выраженность самоагрессии в учебной деятельности на первом этапе эксперимента обнаружили 41,7% детей экспериментальной группы и 43,5% детей группы мкь В группе мк2 эти показатели отсутствуют (Табл. 1). Из 15-ти измерявшихся параметров имели ярко выраженный характер: «кусание своих губ», «биение себя предметами по лицу», «биение себя руками по лицу», «биение себя предметами по голове», «биение себя по рукам», «биение себя по ногам» (25,0-20,8% детей группы мэксп и 26,1-21,7% - группы мк1); «кусание своей руки», «рвет на себе одежду», «биение головой о пол», «щипания самого себя» (16,7 и 13,0% соответственно).

В игровой деятельности высокие показатели самоагрессии проявляли только два ребенка экспериментальной группы. Но средний уровень выраженности аутоагрессии имели 33,3% детей этой же группы и 43,5% детей группы мкь

По завершении трехлетнего курса пребывания в группе ДОУ, сопровождавшегося формирующим экспериментом с включением программы специального физического воспитания, мы констатируем значительную позитивную динамику в развитии эмоционально-аффективной сферы ребенка. Данные наблюдения, проанализированные на завершающем этапе эксперимента, показали следующее. Высокие и средневысокие показатели агрессивного поведения, приносящего вред окружающим, а также в виде самоагрессии в учебной и игровой деятельности у детей экспериментальной группы значительно снизились, а по ряду наблюдаемых проявлений отсутствуют, при этом на статистически достоверном уровне они остаются преобладающими в группе мк1 (Табл. 2; рис. 1). Так, у детей группы мк1 в учебной деятельности фиксируются: «Биение руками педагогов»; «Биение ногами близких»; «Биение ногами педагогов»; «Биение предметами педагогов»; «Рвёт учебные пособия»; «Ломает мебель». В экспериментальной группе эти действия на высоком или среднем уровнях не наблюдаются. У 3-х детей второй контрольной группы (7,9%) остаются более выраженными некоторые проявления агрессивности по отношению к внешнему миру в учебной деятельности («оплёвывание детей» и «бросание в детей различных предметов», «обзывание близких»).

В целом полученные результаты позволяют констатировать более выраженное

позитивное развитие эмоционально-аффективной сферы детей экспериментальной группы, что можно рассматривать как результат включения в образовательный процесс дополнения в виде специальной программы физического воспитания, предполагающей постоянные физические нагрузки в виде утренней гигиенической гимнастики, физкультурных минуток и пауз, подвижных игр, общеразвивающих упражнений, психогимнастики.

Таблица №2.

Показатели агрессивного поведения по данным итоговой диагностики

группы вред окружающим вред себе

игровая деят-ть учебная деят-ть игровая деят-ть учебная деят-ть

абс. % абс. % абс. % абс. %

высокий уровень

мэксп 0 0 1 4,2 0 0 0 0

ик 4 16,7 4 17,4 0 0 3 13,0

0 0 0 0 0 0 0 0

средний уровень

мэксп 3 13,0 3 12,5 2 8,3 1 4,2

мк 4 16,7 7 30,4 8 34,8 3 13,0

мк2 1 2,6 0 0 0 0 0 0

низкий уровень

мэксп 20 87,0 20 83,3 22 91,7 23 95,8

мк1 16 66,7 12 52,2 15 65,2 17 74,0

мк2 37 97,4 38 100,0 38 100,0 38 100,0

высокий + средний уровень

мэксп 3 13,0 5 21,7 2 8,3 1 4,2

мк1 8 33,3 9 37,5 8 34,8 6 26,1

различия:

вред окружающим в учебной деятельности мэксп высокий +средний уровень ф*=2,34; р<0,001; низкий уровень ф*=2,35; р<0,001

вред окружающим в игровой деятельности мэксп ^мк1 высокий +средний уровень ф*=1,69; р<0,04; низкий уровень ф*=1,69; р<0,04

вред себе в учебной деятельности мэксп высокий +средний уровень (не ср. по ограничению критерия); низкий уровень ф*=2,26; р<0,01.

вред себе в игровой деятельности мэксп ^мк1 высокий +средний уровень ф*=2,32; р<0,01. низкий уровень ф*=2,32; р<0,01.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

Расстройства аутистического спектра - это системные нарушения органического генеза, оказывающие негативное влияние на весь процесс развития ребенка, от психофизических до личностных образований. Это обусловливает необходимость постоянного поиска новых, более совершенных и интегрированных средств и методов коррегирующего воздействия. К таковым в условиях дошкольного образовательного учреждения можно отнести специальное физическое воспитание, включающее целенаправленно подобранные и применяемые виды физической активности ребенка (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и паузы, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, средства психогимнастики).

В процессе формирующего эксперимента получила подтверждение эмпирическая гипотеза. Применение в условиях дошкольного образовательного учреждения специальных средств физического воспитания в процессе психолого-педагогической работы с ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра, позволяет повысить эффективность развивающего воздействия и способствует снижению уровня агрессивности, проявляющейся в основных видах активности ребенка.

Наиболее выражен коррегирующий эффект в снижении уровня аутоагрессии как при выполнении учебных заданий, так и в игровой деятельности. В поведении, приносящем вред окружающим, снижается уровень агрессивных действий по параметрам, отражающим

отношение с педагогом и близкими, что свидетельствует о позитивной тенденции развития общения как значимого психического образования ребенка дошкольного возраста.

Рисунок №1. Динамика показателей средневысокого уровня агрессивного поведения в процессе

формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной-1 группах.

Поведение, приносящее вред окружающим: а) - в учебной деятельности; b) - в игровой деятельности.

Самоагрессия: с) - в учебной деятельности; d) - в игровой деятельности.

«*» - р<0,01.

Примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Ба-енская, М.М. Либлинг [и др.]. М.: Теревинф, 2005.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: Просвещение, 2005. 272 с.

3. Бетельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический Проект: Традиция, 2004. 784 с.

4. Соломко А.Д. Развитие восприятия аутичного ребенка средствами адаптивного физического воспитания // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. Вып. 1. С. 261-266.

5. Шоплер Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей от 0 до 6 лет. Программа ТЕАССН. М., 2003.

6. Соломко А.Д. Средства физического воспитания в коррекционно-развивающей работе с аутичными детьми 3-7 лет: учеб.-метод. пособие. Краснодар, Изд-во ФГОУ ВПО КГУФКСТ, 2010. 128 с.

References:

1. Children and teenagers with autism. Psychological support / O.S. Nikolskaya, E.R. Baenskaya, M.M. Libling [etc.]. М.: Terevinf, 2005.

2. Ekzhanova E.A., Strebeleva E.A. The programme of preschool educational institutions of a compensating kind for psychoastenic children. Remedial and developing teaching and education. М.: Education, 2005. 272 pp.

3. Bettelheim B. Empty fortress. Infantile autism and the birth of the self. М.: Academic Project: Tradition, 2004. 784 pp.

4. Solomko A.D. The development of autistic child’s perception by means of adaptive physical education // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and psychology». Maikop, 2009. Issue 1. P. 261-266.

5. Shoppler E. The support of autistic and retarded children at the age of 0-6 years. Programme TEACCH. M., 2003.

6. Solomko A.D. The means of physical education in remedial and developing work with autistic children of 3-7 years: manual. Krasnodar, FGOU VPO KGUFKST Publishing house, 2010. 128 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.