Наши интервью
I РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ -ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В современной экономике решающую роль играет обладание интеллектуальной собственности. Сегодня знания в области технологий, программных продуктов, изобретения стоят гораздо дороже материальных объектов: машин, материалов, помещений. Для широкого круга людей будет понятным такое сравнение: в здравоохранении Российской Федерации нет недостатка томографов, но уже несколько лет не удается ликвидировать дефицит специалистов, умеющих правильно интерпретировать результаты томографического обследования больного. Сегодня впору вспомнить лозунг первых пятилеток СССР: кадры решают все. Проблему импортозамещения невозможно решить без реиндустриализации страны, ибо параметры выпускаемой продукции на имеющейся станочной и технологической базе уже не отвечают потребностям времени. Пока еще России, живет на интеллектуальном запасе идей советского периода, и он настолько был велик, что, например, самолетостроение мы можем сравнительно быстро поднять (если решим кадровую проблему), если начнем уважительно относиться к собственным инженерным и научным кадрам, восстановим микроэлектронику, а вот новых собственных идей в космонавтике уже недостаточно. Однако обновить одномоментно всю производственную базу России тяжело, но за счет развития интеграции и специализации с государствами Евразийского экономического союза, развития внутри Союза экспортно-импортных операций мы сможем смягчить остроту проблемы для всех стран ЕЭС.
Эта проблема представляется нам настолько актуальной и важной, что мы решили собрать мнения видных организаторов и руководителей Евразийского экономического союза. На наши вопросы согласился ответить заместитель директора Департамента развития предпринимательской деятельности Европейской экономической комиссии Алиев Самат Бикитаевич, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН.
Вопросы задавал шеф-редактор, заместитель Главного редактора журнала «Правовая информатика» Макаренко Григорий Иванович.
Г.М.: Самат Бикитаевич, какую роль Вы отводите аспекту интеллектуальной собственности в развитии торгово-экономических отношений стран ЕАЭС?
Алиев С.Б.: Современная экономика строится сегодня практически целиком на интеллектуальной собственности. Все без исключения предприятии имеют свое фирменное наименование, свои клиентскую и партнерскую базы данных, они пользуются лицензионными бухгалтерскими программами для осуществления своей учетной, налоговой политики и составления отчетов для налоговых органов. Поэтому все предприятия и все предприниматели уже работают с интеллектуальной собственностью. Средние и крупные предприятия имеют десятки и сотни объектов интеллектуальной собственности, извлекают с их помощью дополнительные доходы для себя и пополнения бюджетов своих стран.
Но наиболее успешные предприятия уже давно и все более жестко конкурируют друг с другом на мировом рынке, используя собственные технологии, свои средства индивидуализации и программные продукты.
В каждом из государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) есть своя законодательная база по интеллектуальной собственности. Чтобы успешно совместно развиваться на основе инноваций и бороться с контрафактом совместными усилиями, нам необходимо гармонизировать наши законы и другие нормативные акты. Это позволит каждой стране-участнице ЕАЭС, как минимум, на несколько процентов повысить ВВП наших стран. Поэтому роль интеллектуальной собственности здесь весьма высока. Более того, в будущем эта роль будет только возрастать, учитывая мировые тенденции.
Г.М.: Сегодня много говорят о конкурентоспособности национальных экономик, об экономике знаний. Будет ли интеллектуальная собственность в развитии экономических отношений между странами-участницами ЕАЭС «яблоком раздора», или средством интеграции экономик?
Алиев С.Б.: Разумеется, спорные вопросы будут, но они существуют также и внутри каждой страны между национальными предприятиями. Современный этап развития мировой экономики наглядно показывает, что конфликты в этой среде не уменьшаются, но только инновационный путь на основе интеллектуальной собственности является гарантией устойчивого экономического роста любого государства. Разработка современной техники на основе патентов и ноу-хау, внедрение современных технологий, создание производств с высокой добавленной стоимостью способствуют стабильному росту конкурентоспособности национальных экономик, продвижению товаров на зарубежные рынки, развитию смежных отраслей и появлению новых подотраслей.
Конкурентоспособность современных
высокоразвитых стран основана, главным образом, на научно-технических и технологических преимуществах. Сегодня в этих государствах наблюдается опережающий рост рынка интеллектуальной собственности по сравнению с ростом ВВП. По оценкам экспертов, за последние 10 лет доходы от экспорта интеллектуальной собственности в странах с высоким уровнем доходов на душу населения увеличились в 3,1 раза при росте ВВП в 2,1 раза.
Развитие «экономики знаний», глобализация рынков, усиливающаяся конкуренция в производстве наукоемких товаров стали ключевыми факторами, обусловливающими необходимость активизации интеграционного сотрудничества государств Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Г.М.: Сегодня мы можем отметить какие-либо успехи такой интеграции?
Алиев С.Б.: До сих пор интеграция происходила на основе проекта и ряда программ. Первые итоги реализации ранее утвержденного сторонами проекта евразийской экономической интеграции подтвердили его востребованность и жизнеспособность. Одним из важных показателей, подтверждающих этот вывод, то, что Россия, Казахстан и Беларусь, создавшие ТС и ЕЭП, еще до
введения санкций, продемонстрировали опережающие темпы роста взаимного товарооборота по сравнению с общими темпами своей внешней торговли. В результате взаимный товарооборот России, Казахстана и Беларуси за первые три года функционирования проекта о создании Таможенного союза вырос на 45% по сравнению с общим ростом их внешней торговли за тот же период на 36%.
Следует отметить, что введенные против России санкции эти темпы немного снизили. Вместе с тем пока остается неизменной структура взаимной торговли и пропорции товарообмена наших стран. Следует также подчеркнуть, что государства ТС и ЕЭП фактически обмениваются либо сырьевыми товарами, удельный вес которых в общей структуре товарооборота в 2013-2014г.г. составляли чуть больше 30 процентов, либо наукоемкой продукции, созданной на основе технологий третьих стран. Совершенно очевидно, что инновационная политика государств Таможенного союза должна быть ориентирована на разработку и освоение принципиально новой собственной продукции, основанной на внедрении современных технологий. Здесь нам предстоит ставить новые, более амбициозные задачи перед Академиями наук наших стран.
Г.М.: Очевидно, чтобы успешно интегрироваться должны ли быть экономики наших стран диверсифицированы?
Алиев С.Б.: Да, действительно, лидеры наших стран сегодня перед Кабинетами министров своих стран ставят важные задачи по модернизации и диверсификации национальных экономик, по созданию производств с высокой добавленной стоимостью. Это должно способствовать повышению качества экономического роста наших стран. Большое значение имеет принятие мер но развитию технологической кооперации, научного и, прежде всего, научно-технического сотрудничества, корпоративной интеграции. Мы уже начали разрабатывать меры по стимулированию инновационной деятельности экономических субъектов, разработке стратегических концепций промышленного развития, реализации политики освоения экономиками стран ЕЭП производств, основанных на пятом и шестом технологических укладах.
Одним из краеугольных камней любой инновационной системы является система охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности. В связи с этим актуальное значение приобретает взаимодействие государств ТС
и ЕЭП в сфере разработки единой наднациональной стратегии по охране, защите и использованию интеллектуальной собственности в рамках единого рынка товаров и услуг. Далее на повестке дня стоят задачи по разработке нашими странами долгосрочной стратегии научно-технологического развития, единой промышленной политики, нацеленной на инновационный прорыв, перелом неблагоприятных тенденций и повышение конкурентоспособности, в том числе в условиях присоединения к ВТО всех стран Таможенного союза вслед за Киргизией и Россией. Диверсификация экономик будет происходить на основе особенностей природных, промышленных и интеллектуальных потенциалов наших стран.
Г.М.: Планируется ли создание Единой системы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности в ЕАЭС?
Алиев С.Б.: Безусловно, этот вопрос ставится, обсуждается и уже готовятся решения на проектном уровне. Важнейшим элементом реализации этой стратегии должна стать разработка Единой системы охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности с учетом норм и правил международных конвенций, Всемирной организации интеллектуальной собственности и ВТО, действующих на основе Соглашения ТРИПС. Но всё это следует проводить с учетом национальных интересов государств - членов ТС и ЕЭП.
В связи с этим весьма интересным представляются наши ожидания по уже начатой в 2015 году разработке Концепции развития системы охраны, использования и защиты прав интеллектуальной собственности в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В 2014 году разработка Концепции такой стратегии в рамках Евразийской экономической комиссии проводилась совместно с Институтом экономических стратегий (ИНЭС) и Международным институтом Питири-ма Сорокина — Николая Кондратьева (МИСК). В частности, авторами тогда были сформулированы предложения по формированию единой системы охраны ИС в рамках ТС и ЕЭП, осуществлению единой политики и правоприменительной практики в области авторских и смежных прав, а также по содействию коммерциализации и использованию результатов интеллектуальной деятельности. На заключительном этапе к этой работе активно подключился Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (ЗАО «СОИС»). Сегодня этот институт демонстрирует свою компетентность практически
во всех аспектах управления и эффективного использования интеллектуальной собственности.
В конце этого года мы сможем детально изучить и проанализировать предложения авторов по созданию наднационального института, главными задачами которого должны стать охрана, использование и защита промышленной собственности, прежде всего изобретений и ноу-хау, лежащих в основе технологий инновационного прорыва. Нам важно заложить фундамент формирования новых поколений техники и технологий шестого технологического уклада. Также предполагается, что данный наднациональный институт интеллектуальной собственности будет предназначен для расширения разных форм коммерциализации и новых направлений использования интеллектуальной собственности. Одной из весьма важных функций будущего наднационального института, по нашему мнению, должна стать научно-образовательная работа, обеспечивающая повышение роли науки в деятельности ТС и ЕЭП и расширение подготовки квалифицированных кадров для этой сферы. Но первейшей задачей общей стратегии интеллектуальной собственности должна стать гармонизация законодательных норм, правил и процедур работы с интеллектуальными активами на всей территории действия Таможенного союза.
Г.М.: Очевидно, Вы ожидаете расширять список участников этой грандиозной работы?
Алиев С.Б.: Разумеется, по мере расширения масштабов работы будут появляться новые участники. Мы вправе ожидать, что реализация разработанных авторами предложений в сфере охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности стран ТС и ЕЭП внесет большой вклад в формирование нормативно-правовой базы интеграционного сотрудничества государств Евразийского экономического союза. Наши нынешние усилия, надеемся, оценят специалисты и предприниматели наших стран. Эффект должен быть существенным.
Г.М.: Самат Бикитаевич, Вы можете пояснить сам региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, о котором много говорят?
Алиев С.Б.: Статьей 13 Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 года на территориях государств-членов установлен региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, согласно кото-
рому не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории государств Сторон непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия. Его лучше показать на схеме.
В рамках кодификации договорно-правовой базы ТС и ЕЭП Комиссией проведена работа по обсуждению необходимости сохранения регионального принципа исчерпания в ходе заседаний подгруппы «Интеллектуальная собственность».
Основываясь на принципах охраны исключительных прав на товарный знак, которые закреплены в национальных законодательствах государств-членов, сохранен региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак (раздел V, приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Кроме того, региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак распространен на товарный знак Евразийского экономического союза.
Достигнутые договоренности подтверждают стремление государств-членов к дальнейшему развитию инновационных отраслей, содействию коммерциализации интеллектуальной собственности, поддержке использования полученных отечественных технологий, формированию единого эффективного рынка интеллектуальной собственности, а также повышению конкурентоспособности товаров государств-членов.
Защита рынка от несанкционированного правообладателем импорта обеспечивает инвестиционную привлекательность для создания правообладателями рабочих мест и размещения на территории государств-членов производства товаров известных торговых марок.
Г.М.: С какими проблемами по интеллектуальной собственности сталкиваются таможенные службы наших стран?
Алиев С.Б.: В целях таможенной защиты исключительных прав правообладатели регистрируют товарные знаки в национальных таможенных реестрах государств-членов для недопущения поступления на территорию государства-члена товаров, обозначенных товарным знаком без согласия правообладателя.
Однако существующая разница в наполнении национальных таможенных реестров создает вероятность беспрепятственного ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной соб-
ственности, на территорию одного из государств-членов, в котором они не защищаются таможенными органами и с учетом отсутствия внутренних таможенных границ их дальнейшего распространения на территории иных государств-членов.
В связи с этим существует объективная необходимость регистрации товарных знаков в Едином таможенном реестре, которая позволяет защищать права интеллектуальной собственности одновременно на всей таможенной территории Таможенного союза.
Принимая во внимание отсутствие таможенных границ между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, национальные и иностранные инвесторы также крайне заинтересованы в обеспечении таможенной защиты объектов интеллектуальной собственности на внешней таможенной границе государств-членов, а именно в защите их исключительных прав при ввозе продукции на территорию Евразийского экономического союза, в частности «параллельными» импортерами.
В связи с этим, а также с учетом поступления многочисленных запросов от представителей бизнес-сообщества Комиссией проводится работа, направленная на обеспечение практической реализации Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
Г.М.: Как проблематика исчерпания исключительного права на товарный знак связана с «параллельным» импортом?
Алиев С.Б.: Связь здесь самая простая. Под «параллельным» («серым») импортом подразумевается ввоз на таможенную территорию Союза продукции без разрешения правообладателя, которая была легально введена в гражданский оборот вне территории Союза.
С одной стороны, легализация «параллельного» импорта может положительно сказаться на развитии малого предпринимательства в сфере импорта товаров, может привести и к снижению цен на внутреннем рынке.
С другой стороны, защищенность рынка от несанкционированного правообладателем импорта повышает инвестиционную привлекательность для создания правообладателями рабочих мест и размещения производства.
Г.М.: А как на эту проблему реагируют в Казахстане?
Алиев С.Б.: В 2012 году Республика Казахстан перешла на применение регионального принци-
па, то есть ввела запрет на «параллельный» импорт. По информации ТОО TSP - «параллельного» импортера товарного знака «Toyota» таможенные платежи, уплачиваемые компанией в бюджет Республики Казахстан снизились с 240 млн. тенге в 2011 году до 0 в 2014 году, налоги и иные обязательные платежи снизились с 47 млн. тенге в 2011 году до 0 в 2014 году. Количество сотрудников за аналогичный период снизилось со 141 человека до 20 человек. Количество торговых офисов уменьшилось с 14 до 3.
Вместе с тем компания Toyota Motor Corporation (правообладатель) открыла сеть дилерских центров на территории Республики Казахстан, обеспечила строительство и функционирование завода по сборке автомобилей, что привело к созданию большого количества рабочих мест и значительному инвестированию средств в национальную экономику Республики Казахстан.
Наличие положительных и отрицательных последствий применения исключительных прав привело к тому, что мнения экспертов Евразийской экономической комиссии, государственных органов, представителей различных сфер бизнеса во всех государствах-членах разделились.
По проблематике «параллельного» импорта проведено много исследований. Вместе с тем результаты работ отличаются, а иногда и противоречат друг другу, что вызвано сложностями в выборе источников данных, анализируемых сегментов рынка, а главным образом, это зависит от выбранной позиции организации или органа, которые заказы вали исследования.
Г.М.: Как обстоят дела с оценкой состояния экономик стран-членов ЕАЭС, и кто готовит предложения по проблемам с ИС?
Алиев С.Б.: Государства-члены представляют собой страны со смешанной экономикой, где достаточно серьезный интеллектуальный потенциал отдельных конкурентных отраслей промышленности и, соответственно, высокие потребности производителей в защите своих прав на интеллектуальную собственность сочетаются с неконкурен тоспособными отраслями.
Анализ программ импортозамещения, планов стратегического развития отдельных отраслей промышленности государств-членов, предусматривающих привлечение иностранных инвестиций, оснащение производств высокотехнологическим зарубежным оборудованием, приток зарубежных технологий позволит выявить приоритетные области применения на территории государств-членов того или иного принципа исчерпания исключительного права на товарный знак.
Понимая необходимость всестороннего объективного анализа ситуации и прогнозирования социальных и экономических эффектов от выбора принципа исчерпания права, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2014 года № 45 создана Рабочая группа по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности.
В Рабочую группу, возглавляемую Членом Коллегии Министром по экономике и финансовой политике Т.М. Сулейменовым, вошли представители заинтересованных государственных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.
Г.М.: Самат Бикитаевич, спасибо за предоставленное интерью.