Научная статья на тему 'Развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования'

Развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / THEORETICAL BASES / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / DEVELOPMENT OF ECONOMIC THINKING / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHOREOGRAPHIC FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Юрьевна

В статье рассматривается сложный процесс развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования. Объектом экономического мышления учащихся является система рыночных отношений с составляющими их ядро законами. Оно нацелено на познание основополагающей, базисной сферы общества. Субъектом экономического мышления в хореографических училищах является педагог, поэтому мышление его не может ограничиться одним лишь познанием.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article difficult process, development of economic thinking in pupils of the senior classes in educational institutions of choreographic formation is considered. Object of economic thinking of pupils is, system of market relations with laws making their kernel. It is aimed at knowledge of basic, basic sphere of a society. The subject of economic thinking in choreographic schools is the teacher, therefore its thinking can't be limited to only one knowledge.

Текст научной работы на тему «Развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования»

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Ю. Васильева

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается сложный процесс - развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования. Объектом экономического мышления учащихся является система рыночных отношений с составляющими их ядро законами. Оно нацелено на познание основополагающей, базисной сферы общества. Субъектом экономического мышления в хореографических училищах является педагог, поэтому мышление его не может ограничиться одним лишь познанием.

Ключевые слова: теоретические основы, развитие экономического мышления, хореографическое образование.

In article difficult process, development of economic thinking in pupils of the senior classes in educational institutions of choreographic formation is considered.

Object of economic thinking of pupils is, system of market relations with laws making their kernel. It is aimed at knowledge of basic, basic sphere of a society.

The subject of economic thinking in choreographic schools is the teacher, therefore its thinking can't be limited to only one knowledge.

Key words: theoretical bases, development of economic thinking, choreographic formation.

Развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования - сложный процесс. Мышление учащегося старших классов представляет собой вынужденное и в известных пределах правомерное упрощение деятельности коры головного мозга, ответственной за формирование психических процессов в сложной многоуровневой системе развития творческих способностей будущих артистов балета, где особое значение имеет единство сознания и действия, внутренней и внешней деятельности. Поэтому уровень экономического мышления у учащихся хореографических образовательных учреждений можно зафиксировать

авторитарно: в виде примеров, ритуалов поведения, жизненных ориентаций, которые учащийся воспринимал как абсолютные образцы. В начале исследования экономического мышления учащихся все больше проявлялось критическое и самостоятельное отторжение к реально бытовавшей потребности и, соответственно, кдействительности.

Следует иметь в виду, что мышление как естественный процесс протекает только в голове учащегося, и в этом смысле сам акт мышления строго индивидуализирован. Однако природа экономического мышления такова, что его результаты через деятельность учащихся в учебных заведениях хореографического обра-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 189-192

190 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

зования постоянно переходят из идеального состояния в материальные формы, «кристаллизируясь » в плодах этой деятельности - продуктах материальной и духовной культуры.

Возвращение к исходным предпосылкам, приемам, способам мышления, к истории их становления мы считаем целесообразным, и в то же время существенной стороной воспитания экономического мышления, по нашему мнению, является хореографическое творчество. Это свидетельствует о социально-культурной природе экономического мышления, содержание которого преломляется через призму учебно-творческого процесса. Мышление, как отмечал еще С.Л. Рубинштейн, является регулятором в системе «субъект - объект», связано, как мы говорим теперь, с объективной действительностью по принципу обратной связи.

Существенно, что экономическое мышление, в частности, у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования предполагает выход за пределы биологической ситуации, то есть предполагает способность к абстрактному мышлению. На первый взгляд, возникает порочный круг: экономическое мышление есть результат общественного труда, а такой труд, в свою очередь, предполагает изготовление орудий труда и, следовательно, экономическое мышление. Если учесть трехплановость отражения этого процесса, следует иметь в виду, что внешняя предметная деятельность постепенно со временем привела на основе совершенствования сигнализации к выработке системы идеальных значений к появлению способности абстрактно мыслить, так что любой трудовой акт впоследствии стал предварительно формироваться в голове учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования как идеальная «модель потребного будущего». Постепенно учащийся научился мысленно воспроизводить структуру своей деятельности (а через нее и структуру самих объектов), практический анализ становился умственным: повторяясь миллиарды раз, практика фокусировалась, концентрировалась в формулах логики (2).

Экономическое мышление - это всегда

знаковая деятельность, которая в конечном счете является результатом интериоризации внешней предметной деятельности в сокращенном и свернутом виде (7, с. 95). А такая деятельность в силу некоторой самостоятельности по отношению к отображаемой конкретной ситуации часто продолжительное время осуществляется без каких-либо видимых действий со стороны мыслящего субъекта.

Понятие «экономическое мышление» впервые ввел в научный оборот К. Маркс (3, с. 181). Создавая политическую экономию, он глубоко исследовал многие стороны мышления в целом и экономического в частности в своем главном труде «Капитал». Экономическое мышление является одним из определяющих компонентов экономического сознания, важной составной частью духовной деятельности людей (о соотношении экономического сознания и мышления см.: 5, с. 144). Его характерная особенность заключается в том, что оно является особой формой отражения у старшеклассников окружающего мира. Специфика этого отражения заключается в его активности, целенаправленности, опосредованности и обобщенности. Экономическое мышление есть отражение старшеклассником закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее, в их определенной системе, логической связи. Поскольку экономическое мышление есть по своей природе социальный процесс; оно возникает и развивается в ходе совместной практической деятельности людей. «Производство идей, представлений, сознания, - подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, - первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей» (4, с. 24).

Следовательно, способность мыслить, и к тому же мыслить экономически, учащийся учебного заведения хореографического образования получает не от рождения, а приобретает ее постепенно, в процессе социального

Образование в сфере культуры 191

действия и прежде всего в ходе производственной деятельности (о социальной природе человека, его сознании и мышлении подробнее см.: 1). Это составляет сердцевину, основу материалистического понимания природы экономического мышления.

Рассматривая природу экономического мышления, необходимо знать о соотношении объективного и субъективного в ней. Итак, экономическое мышление является процессом идеальным, который совершается в сознании людей. Однако этот очевидный факт не дает основания открывать экономическое мышление от объективных процессов реальности.

Мышление учащихся вторично по отношению к объективной реальности. «... Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (4. с. 25).

Однако ошибочно сводить мышление к механическому отражению в сознании учащихся объективной реальности, недооценивать и приуменьшать в этом процессе роль субъекта. Мышление студента обладает способностью адекватно отражать реальную действительность, что подтверждает исторический опыт познания.

Развитие экономического мышления, о чем свидетельствует практика, позволяет в конечном счете все глубже и точнее познавать закономерности функционирования общественного производства. Вопреки этой очевидной истине в буржуазной философии, как отмечает академик П.Н. Федосеев, нарастают иррационалистические тенденции, согласно которым основным орудием познания объявляется интуиция, чувства, инстинкты, а не мышление (см.: 6, с. 24).

Объектом экономического мышления учащихся является, прежде всего, система рыночных отношений с составляющими их ядро законами. Оно нацелено на познание основополагающей, базисной сферы общества.

Актуально отметить и такой момент. Эко-

номическое мышление 73% учащихся старших классов развивается под воздействием непосредственно окружающих их явлений и процессов экономической жизни, под влиянием микропроизводственной среды - состояния и организации учебного процесса, господствующих взаимоотношений в коллективе, разносторонности развития сферы быта и многого другого.

Субъектом экономического мышления в хореографических училищах является педагог, преобразующий учащегося, поэтому естественно, что мышление его не может ограничиться одним лишь познанием действительности. Знания педагога служат основой для принятия соответствующих практических решений. В обосновании высокоэффективных предложений и рекомендаций заключается главная, определяющая функция экономического мышления учащихся. В мышлении субъектов хореографических училищ познавательные и творческие задачи подчиняются задачам преобразовательным и созидательным.

Актуальная особенность экономического мышления учащихся заключается в том, что оно непосредственно связано с интересами людей, и особенно материальными.

Проведенное нами исследование по выявлению уровня экономического мышления студентов вузов культуры и искусств показало, что главными материальными ценностями для большинства студентов являются: планирование семьи, поддержание и укрепление здоровья, достижение материального благополучия с целью обретения в перспективе собственного.

Есть свидетельства об отторжении у учащихся предметов экономического цикла.

При первом замере превалировало положительное отношение к труду (78%), однако настораживал сравнительно высокий процент (22%) и негативного отношения к труду и экономики.

Однако субъективные оценки собственного мировосприятия обозначаются большинством голосов об экономики как реалистические (40%) и оптимистические (25,6%), что мож-

192 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

но трактовать как завышение субъективных представлений об экономике, так как эти данные расходятся с их ответами в 2 пункте.

Наиболее объективными представляются нам данные 1 и 2 пунктов, где экономику можно понимать двояко: как трезвый, критический, здоровый подход к экономическим познаниям и как максималистическое всеотрицание, неудовлетворенность существующим экономическим мышлением.

Вторичный замер показал динамику трудовых и общих настроений старшеклассников. Позитивная направленность ответов по 1 пункту составила 80%, негативная (15,1%), не от-

ветило 4%. Во 2 пункте: общий тон трудовых настроений имел реалистическую характеристику (57%), субъективные оценки собственного анализа (3 пункт) существенных изменений не имели, (оптимизм - 51%, реалистическое восприятие - 30,5%, скептицизм - 10%, романтика - 9,4%, пессимизм отсутствует).

Поэтому наиболее важным представляется внушение старшеклассникам необходимости избавления от потребительского отношения, не совместимого с рыночной экономикой, но причудливо уживающегося с расточительством, часто выраженным в бессмысленной трате финансовых средств.

Примечания

1. Дубинин, Н. П. Что такое человек / Н.П. Дубинин. - М., 1983.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1985. - Гл. III, § 4.

3. Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 26, ч. III.

4. Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 3.

5. Попов, В. Д. Экономическое сознание: сущность, формирования / В.Д. Попов. - М., 1981.

6. Федосеев, П. Н. Философия и научные познания / П.Н. Федосеев. - М., 1983.

7. Швырев, В. Знак и деятельность / В. Швырев, А. Полторацкий. - М., 1980.

К ВОПРОСУ О МУЛЬТИКОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

М. В. Вахрушев

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается современные представления о компетентностном подходе в общеобразовательной школе. Рассматривается актуализация необходимости изучения и развития мульти-компетентности старшеклассников.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, мультикомпетентность, старшеклассник, компе-тентностный подход в образовании.

The article discusses current understanding of competence approach in secondary school. Actualization of the research and development multkompetence of senior pupils.

Key words: competence, multicompetence, senior pupil, competence model of education.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 192-195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.