РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ...
УДК 34.05(03)
Киселева Надежда Сергеевна
Учитель - логопед МОУ Прогимназия г. Видное Московской области, аспирант кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института, kgm65@yandex.ru, Видное
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОГИМНАЗИИ
Kiseleva Nadezhda Sergeevna
The teacher - logopedist MOU the Programmar school Visible to Moscow Region, the postgraduate student of chair of pedagogics and psychology of the Moscow regional social and economic institute, kgm65@yandex.ru, Vidnoe
DEVELOPMENT OF SPIRITUALLY-MORAL VALUES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE BY MEANS OF GAME IN THE CONDITIONS OF CONTINUITY AND A TRAINING CONTINUITY IN A PROGRAMMAR SCHOOL
Актуальность статьи обусловлена тем, что российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. В условиях деформации нравственных идеалов у части учащейся молодежи, снижения у них престижа знаний, и, в связи с этим, роста негативных явлений возрастает значение образования и воспитания в целом, а также нравственной, эстетической и экологической подготовки молодого поколения, овладения им ценностями культуры.
В условиях существенной перестройки системы общего образования, зарождающегося многообразия типов школ (обычная школа, с профильным обучением, гимназия, лицей, колледж), функционирования самостоятельных учебных заведений начальной, базовой и профильной школы особое внимание необходимо уделить проблеме развития ценностных ориентаций у детей на этапе начального школьного образования. Решению этой проблемы с общих позиций уделено большое внимание в работах отечественных ученых в области педагогики и психологии: А. М. Архангельского, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревской, М. Н. Болдырева, А. В. Кирьяковой,
А. С. Макаренко, Н. И. Непомнящей, и др. Несомненен научный вклад в изучение ценностных ориентаций личности зарубежных ученых: М. Рокича, М. Шварца, Э. Шпрангера и др.
Как показывает практика, наиболее успешно этот процесс может проходить в раннем возрасте. Значение и функции начального общего образования
определяются неповторимой ценностью этих ступеней становления и развития личности ребенка, организации процессов, обеспечивающих, с одной стороны, качество различных форм и типов обучения, с другой - условия для разработки и осуществления собственно образовательных форм.
Изучение массовой практики деятельности общеобразовательных учреждений показало, что применение современных методов, форм и средств не находит широкого применения, в частности, при развитии духовно-нравственных ценностей средствами игры. Наше исследование показало, что наиболее благоприятные условия в этом плане предоставляет прогимназия, как один из видов инновационных учебных комплексов, объединяющих учреждения дошкольного образования и начальную школу. Подобные комплексы обеспечивают непрерывность содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса, а также создают условия для поиска и экспериментальной проверки новых педагогических технологий. Одной из целей современной прогимназии является не только предоставление оптимального спектра возможностей для индивидуального развития личности, но и поддержка доминирующих интересов детей к определенным сферам знаний. Именно в условиях гимназического образования возможна наиболее полная и всесторонняя реализация таких форм обучения, как игровые ситуации,тренинги.
По нашему мнению, игра является одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей, так как она обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Применение игр оказывает положительное влияние не только на овладение общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, ценностно-ориентаци-онной и этикетной. С другой стороны общение делает возможным дальнейшее развитие ребенка, как в сфере познания, так и в сфере духовно-нравс-твенных ценностей.
В нашей работе развитие духовно-нравственных ценностей осуществляется в процессе включения детей в игровую деятельность, поэтому здесь необходима организация такой системы занятий, которая основывалась бы на свободной форме общения, на возможности проявления как физической, так и творческой активности и в то же время способствовала развитию познавательных способностей.
Исходя из этого, нами разработана обобщенная организационно-содержательная модель развития духовно-нравственных ценностей младших школьников в условиях прогимназии, в которой отражены этапы, структура, формы, методическое, психолого-педагогическое и научное обеспечение (рисунок).
Цель: развитие духовно-нравственных ценностей младших
школьников
Задачи:
- развитие эмоционально-чувственной сферы младших
школьников; ..
- развитие представлений об окружающей действительности; Целеполаг аюшик
- развитие навыков познавательного и личностного общения компонент
со сверстниками и взрослыми;
- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам.
Психолого-педагогические основы:
- познавательные;
- эмоционально-оценочные;
- художественно-творческие. педагогический
Психолого-
!дагогическ!
компонент
- Содержание дисциплин, разделы которых направлены на развитие художественно-творческих, познавательных
способностей и личностных качеств младших школьников (чтение, Содержательный
русский язык, рисование, музыка и т.д.); ;■
- Программа « Духовно-нравственные ценности в культуре компонент
общения»
Условия:
- свобода самовыражения,
- открытость,
- активность,
- удовлетворенность деятельностью.
Формы:
- тренинги,
практические занятия, Процессуальный
- игра;
Методы: компонент
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- художественно-творческий;
Средства:
- слово,
- образ,
действие..^. .....................-........ . ■ - ~
Диагностика:
- наблюдение,
- тестирование.
Критерии сформированности:
- владение основными коммуникативными способностями; Контоольно-
- соблюдение правил речевой культуры;
- изложение собственных мыслей в свободной творческой оценочный
интерпретации. компонент
Уровни сформированности:
- низкий,
- средний,
- высокий.
- Категории развития ценностей; Результативный
- методические рекомендации. компонент
Модель развития духовно-нравственных ценностей младших школьников
Представленная модель позволяет предположить, что целенаправленный процесс взаимодействия познавательных, педагогических и творческих факторов на основе развития культуры речи и общения создает благоприятные условия для развития духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
При разработке модели мы включили использование следующих методов обучения: репродуктивный; частично-поисковый; художественно-творчес-кий. Репродуктивный метод включает задания на воспроизведение полученных знаний, работу по образцу, например, упражнение «Шаги» на развитие речи и этических ценностей. При этом в качестве образца выступает приведенный педагогом пример выполнения упражнения. Частично-поисковый метод включает задания на заданную тематику с предложенным вариантом выполнения и описанием работы, например, «Рассказ по картинке». Художественно-творческий метод включает задания на заданную тематику без дополнительной информации, например, различные виды драматизации, сочинение сказок, рассказов и т. д.
В соответствии с предложенной классификацией методов развития духовно-нравственных ценностей младших школьников слово, образ, действие выступают как средства.
В предложенной модели ведется многоплановая работа со словом. К пониманию его роли в составе предложения развитие речи детей происходит от части к целому (от звука к слову, от слова к предложению). Слово становится своеобразным эпицентром развития не только речи, но и мышления. Образ является еще одним необходимым условием развития речи ребенка. Благодаря образам воображение ребенка способно представить объект своего труда и различные варианты своих действий, а затем приступить к его созданию (составление предложения, сочинение рассказа, сказки, рисование, лепка и т. д.).
Действие - процесс взаимодействия с каким-либо предметом, образом, в котором достигается заранее определенная цель. В рамках разработанной нами модели основными действиями младших школьников являются: исполнительные (при выполнении заданий по образцу), умственные (при выполнении познавательных, творческих заданий) и коммуникативные (при участии в тренингах и играх) действия.
При создании модели мы учитывали:
- общедидактические принципы, способствующие приобретению новых знаний, прочности их усвоения, вызывающие познавательную и творческую активность обучаемых, оказывающие положительное эмоциональное воздействие и способствующие успешному развитию развивающих, практических, образовательных и воспитательных задач;
- данные психологии, методики развития духовно-нравственных ценностей;
- опыт педагогов.
Мы выделяем следующие существенные компоненты обобщенной организационно-содержательной модели развития духовно-нравственных ценностей младших школьников:
- целеполагающий;
- психолого-педагогический;
- содержательный;
- процессуальный;
- контрольно-оценочный;
- результативный.
Рассмотрим кратко каждый из компонентов.
Составляющие целеполагающего компонента - цель и задачи. Целыо является желаемый конечный результат. В разработанной нами модели основной целью является развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников. В соответствии с целью были определены основные задачи, решение которых будет способствовать не только развитию духовно-нравственных ценностей детей, но и основных коммуникативных навыков (культуре общения, речевому этикету).
- развитие эмоционально-чувственной сферы младших школьников;
- развитие представлений об окружающей действительности;
- развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;
- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам.
Модель развития духовно-нравственных ценностей включает в себя пси-
холого-педагогический основы, которые, в свою очередь, делятся на познавательные, эмоционально-оценочные и художественно-творческие. Познавательные основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников предполагают развитие внимания, памяти, мышления, навыков исследовательской деятельности. Эмоционально-оценочные основы предполагают развитие творческой активности, наблюдательности, воображения, фантазии, эмоционально-чувственное отношение к выполнению заданий, развитие навыков объективной оценки и самооценки, развитие опыта переживаний в результате выполнения заданий. Художественно-творческие основы предполагают организацию самостоятельной творческой и художественно-творческой деятельности, умение самостоятельно добывать и применять новые знания на практике.
В организационно-содержательной модели представлен процессуальный компонент, состоящий из ряда условий, форм, средств и методов, при соблюдении которых развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников будет наиболее эффективным. Основными условиями реализации модели являются:
- свобода самовыражения (стимулирование стремления к индивидуальной заинтересованности и самовыражению);
- открытость (создание на занятиях атмосферы созидания, непринужденности; гарантия защищенности, свободы; ориентация на адекватное восприятие окружающей действительности и развитие своего внутреннего мира);
- активность (мобилизация интеллектуальных и эмоциональных сил учащихся; ориентация на поиск и самостоятельность; использование активных форм деятельности, актуализация игровых, творческих ситуаций);
- удовлетворенность деятельностью (наличие положительных переживаний, «ситуаций успеха», похвалы со стороны учителя, друзей).
Выдвинутые условия реализации модели предполагают нестандартные формы организации занятий. Нами были предложены такие основные формы, как тренинги и практические занятия. Через тренинги дети учатся анализировать и контролировать свою деятельность и поведение. Это четко проявляется, когда учащиеся общаются в тренинге и что-то делают своими руками. Важным компонентом тренинга является сознательная постановка цели достижения успеха.
В предложенную нами модель мы включили развивающие (развивают способности присоединяться друг к другу, слушать и слышать ответы других, определять значимые для себя ценности, например, тренинг «Что важнее в дружбе?») и обучающие (развивают умения, приобретают навыки и получают знания, прививается культура общения, например, тренинг «Сказка-урок житейской мудрости») тренинги.
Параллельно с тренингами проводятся практические занятия, которые включают в себя выполнение упражнений (на развитие дыхания, слуха, грамматических навыков и т. д.), игры (дидактические, сюжетно-ролевые), художественно-творческую деятельность (рисование, лепка).
Практика показала, что разработанная методическая система, основанная на координации заданий по культуре речи, включение игровых ситуаций, позволяет успешно решать задачи развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Библиографический список
1. Андреева, Л. А. Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. А, Андреева - Краснодар, КубГУ, 2003.-47 с.
2. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности [Текст] / Л. А. Венгер // Вопросы психологии. - 1978. - № 3. - С. 163-165.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник [Текст] / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова - М.: МГОПУ; АНОО НОУ, 1999. - 256 с.
4. Дубровина, И. В. Об индивидуальных особенностях школьников [Текст] / И. В. Дубровина - М.: Наука, 1975. - С. 12-24.
5. Каргопольцева, О. И. Игра на уроках английского языка, как средство развития коммуникативных способностей учащихся [Текст] / О. И. Каргопольцева -Боровичи, МОУ СОШ № 1, 2003. - 28 с.
6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина,
В. Н. Колюцкий - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 462 с.
7. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А. А. Реана. -СПб, 2001.-247 с.
8. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие [Текст] / Е. Ф. Рыбалко - Л.: ЛГУ. - 1990. - 339 с.
9. Шмаков, С. А. Учимся играя: методическое пособие [Текст] / С. А. Шмаков // Изд-во Центр гуманитарной литературы РОН. - М. - 2007. - 127 с.
10. Эльконин, Д. Б. Психология игры. - М, 1978. - 168 с.