Научная статья на тему 'Развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников средствами игры в условиях преемственности и непрерывности обучения в прогимназии'

Развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников средствами игры в условиях преемственности и непрерывности обучения в прогимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Надежда Сергеевна

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности развития духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности. Автором создана модель духовно-нравственного развития младшего школьника, доказано, что в младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности, духовного развития ребенка в контексте культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников средствами игры в условиях преемственности и непрерывности обучения в прогимназии»

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ...

УДК 34.05(03)

Киселева Надежда Сергеевна

Учитель - логопед МОУ Прогимназия г. Видное Московской области, аспирант кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института, [email protected], Видное

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОГИМНАЗИИ

Kiseleva Nadezhda Sergeevna

The teacher - logopedist MOU the Programmar school Visible to Moscow Region, the postgraduate student of chair of pedagogics and psychology of the Moscow regional social and economic institute, [email protected], Vidnoe

DEVELOPMENT OF SPIRITUALLY-MORAL VALUES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE BY MEANS OF GAME IN THE CONDITIONS OF CONTINUITY AND A TRAINING CONTINUITY IN A PROGRAMMAR SCHOOL

Актуальность статьи обусловлена тем, что российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. В условиях деформации нравственных идеалов у части учащейся молодежи, снижения у них престижа знаний, и, в связи с этим, роста негативных явлений возрастает значение образования и воспитания в целом, а также нравственной, эстетической и экологической подготовки молодого поколения, овладения им ценностями культуры.

В условиях существенной перестройки системы общего образования, зарождающегося многообразия типов школ (обычная школа, с профильным обучением, гимназия, лицей, колледж), функционирования самостоятельных учебных заведений начальной, базовой и профильной школы особое внимание необходимо уделить проблеме развития ценностных ориентаций у детей на этапе начального школьного образования. Решению этой проблемы с общих позиций уделено большое внимание в работах отечественных ученых в области педагогики и психологии: А. М. Архангельского, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревской, М. Н. Болдырева, А. В. Кирьяковой,

А. С. Макаренко, Н. И. Непомнящей, и др. Несомненен научный вклад в изучение ценностных ориентаций личности зарубежных ученых: М. Рокича, М. Шварца, Э. Шпрангера и др.

Как показывает практика, наиболее успешно этот процесс может проходить в раннем возрасте. Значение и функции начального общего образования

определяются неповторимой ценностью этих ступеней становления и развития личности ребенка, организации процессов, обеспечивающих, с одной стороны, качество различных форм и типов обучения, с другой - условия для разработки и осуществления собственно образовательных форм.

Изучение массовой практики деятельности общеобразовательных учреждений показало, что применение современных методов, форм и средств не находит широкого применения, в частности, при развитии духовно-нравственных ценностей средствами игры. Наше исследование показало, что наиболее благоприятные условия в этом плане предоставляет прогимназия, как один из видов инновационных учебных комплексов, объединяющих учреждения дошкольного образования и начальную школу. Подобные комплексы обеспечивают непрерывность содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса, а также создают условия для поиска и экспериментальной проверки новых педагогических технологий. Одной из целей современной прогимназии является не только предоставление оптимального спектра возможностей для индивидуального развития личности, но и поддержка доминирующих интересов детей к определенным сферам знаний. Именно в условиях гимназического образования возможна наиболее полная и всесторонняя реализация таких форм обучения, как игровые ситуации,тренинги.

По нашему мнению, игра является одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей, так как она обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Применение игр оказывает положительное влияние не только на овладение общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, ценностно-ориентаци-онной и этикетной. С другой стороны общение делает возможным дальнейшее развитие ребенка, как в сфере познания, так и в сфере духовно-нравс-твенных ценностей.

В нашей работе развитие духовно-нравственных ценностей осуществляется в процессе включения детей в игровую деятельность, поэтому здесь необходима организация такой системы занятий, которая основывалась бы на свободной форме общения, на возможности проявления как физической, так и творческой активности и в то же время способствовала развитию познавательных способностей.

Исходя из этого, нами разработана обобщенная организационно-содержательная модель развития духовно-нравственных ценностей младших школьников в условиях прогимназии, в которой отражены этапы, структура, формы, методическое, психолого-педагогическое и научное обеспечение (рисунок).

Цель: развитие духовно-нравственных ценностей младших

школьников

Задачи:

- развитие эмоционально-чувственной сферы младших

школьников; ..

- развитие представлений об окружающей действительности; Целеполаг аюшик

- развитие навыков познавательного и личностного общения компонент

со сверстниками и взрослыми;

- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам.

Психолого-педагогические основы:

- познавательные;

- эмоционально-оценочные;

- художественно-творческие. педагогический

Психолого-

!дагогическ!

компонент

- Содержание дисциплин, разделы которых направлены на развитие художественно-творческих, познавательных

способностей и личностных качеств младших школьников (чтение, Содержательный

русский язык, рисование, музыка и т.д.); ;■

- Программа « Духовно-нравственные ценности в культуре компонент

общения»

Условия:

- свобода самовыражения,

- открытость,

- активность,

- удовлетворенность деятельностью.

Формы:

- тренинги,

практические занятия, Процессуальный

- игра;

Методы: компонент

- репродуктивный,

- частично-поисковый,

- художественно-творческий;

Средства:

- слово,

- образ,

действие..^. .....................-........ . ■ - ~

Диагностика:

- наблюдение,

- тестирование.

Критерии сформированности:

- владение основными коммуникативными способностями; Контоольно-

- соблюдение правил речевой культуры;

- изложение собственных мыслей в свободной творческой оценочный

интерпретации. компонент

Уровни сформированности:

- низкий,

- средний,

- высокий.

- Категории развития ценностей; Результативный

- методические рекомендации. компонент

Модель развития духовно-нравственных ценностей младших школьников

Представленная модель позволяет предположить, что целенаправленный процесс взаимодействия познавательных, педагогических и творческих факторов на основе развития культуры речи и общения создает благоприятные условия для развития духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

При разработке модели мы включили использование следующих методов обучения: репродуктивный; частично-поисковый; художественно-творчес-кий. Репродуктивный метод включает задания на воспроизведение полученных знаний, работу по образцу, например, упражнение «Шаги» на развитие речи и этических ценностей. При этом в качестве образца выступает приведенный педагогом пример выполнения упражнения. Частично-поисковый метод включает задания на заданную тематику с предложенным вариантом выполнения и описанием работы, например, «Рассказ по картинке». Художественно-творческий метод включает задания на заданную тематику без дополнительной информации, например, различные виды драматизации, сочинение сказок, рассказов и т. д.

В соответствии с предложенной классификацией методов развития духовно-нравственных ценностей младших школьников слово, образ, действие выступают как средства.

В предложенной модели ведется многоплановая работа со словом. К пониманию его роли в составе предложения развитие речи детей происходит от части к целому (от звука к слову, от слова к предложению). Слово становится своеобразным эпицентром развития не только речи, но и мышления. Образ является еще одним необходимым условием развития речи ребенка. Благодаря образам воображение ребенка способно представить объект своего труда и различные варианты своих действий, а затем приступить к его созданию (составление предложения, сочинение рассказа, сказки, рисование, лепка и т. д.).

Действие - процесс взаимодействия с каким-либо предметом, образом, в котором достигается заранее определенная цель. В рамках разработанной нами модели основными действиями младших школьников являются: исполнительные (при выполнении заданий по образцу), умственные (при выполнении познавательных, творческих заданий) и коммуникативные (при участии в тренингах и играх) действия.

При создании модели мы учитывали:

- общедидактические принципы, способствующие приобретению новых знаний, прочности их усвоения, вызывающие познавательную и творческую активность обучаемых, оказывающие положительное эмоциональное воздействие и способствующие успешному развитию развивающих, практических, образовательных и воспитательных задач;

- данные психологии, методики развития духовно-нравственных ценностей;

- опыт педагогов.

Мы выделяем следующие существенные компоненты обобщенной организационно-содержательной модели развития духовно-нравственных ценностей младших школьников:

- целеполагающий;

- психолого-педагогический;

- содержательный;

- процессуальный;

- контрольно-оценочный;

- результативный.

Рассмотрим кратко каждый из компонентов.

Составляющие целеполагающего компонента - цель и задачи. Целыо является желаемый конечный результат. В разработанной нами модели основной целью является развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников. В соответствии с целью были определены основные задачи, решение которых будет способствовать не только развитию духовно-нравственных ценностей детей, но и основных коммуникативных навыков (культуре общения, речевому этикету).

- развитие эмоционально-чувственной сферы младших школьников;

- развитие представлений об окружающей действительности;

- развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;

- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам.

Модель развития духовно-нравственных ценностей включает в себя пси-

холого-педагогический основы, которые, в свою очередь, делятся на познавательные, эмоционально-оценочные и художественно-творческие. Познавательные основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников предполагают развитие внимания, памяти, мышления, навыков исследовательской деятельности. Эмоционально-оценочные основы предполагают развитие творческой активности, наблюдательности, воображения, фантазии, эмоционально-чувственное отношение к выполнению заданий, развитие навыков объективной оценки и самооценки, развитие опыта переживаний в результате выполнения заданий. Художественно-творческие основы предполагают организацию самостоятельной творческой и художественно-творческой деятельности, умение самостоятельно добывать и применять новые знания на практике.

В организационно-содержательной модели представлен процессуальный компонент, состоящий из ряда условий, форм, средств и методов, при соблюдении которых развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников будет наиболее эффективным. Основными условиями реализации модели являются:

- свобода самовыражения (стимулирование стремления к индивидуальной заинтересованности и самовыражению);

- открытость (создание на занятиях атмосферы созидания, непринужденности; гарантия защищенности, свободы; ориентация на адекватное восприятие окружающей действительности и развитие своего внутреннего мира);

- активность (мобилизация интеллектуальных и эмоциональных сил учащихся; ориентация на поиск и самостоятельность; использование активных форм деятельности, актуализация игровых, творческих ситуаций);

- удовлетворенность деятельностью (наличие положительных переживаний, «ситуаций успеха», похвалы со стороны учителя, друзей).

Выдвинутые условия реализации модели предполагают нестандартные формы организации занятий. Нами были предложены такие основные формы, как тренинги и практические занятия. Через тренинги дети учатся анализировать и контролировать свою деятельность и поведение. Это четко проявляется, когда учащиеся общаются в тренинге и что-то делают своими руками. Важным компонентом тренинга является сознательная постановка цели достижения успеха.

В предложенную нами модель мы включили развивающие (развивают способности присоединяться друг к другу, слушать и слышать ответы других, определять значимые для себя ценности, например, тренинг «Что важнее в дружбе?») и обучающие (развивают умения, приобретают навыки и получают знания, прививается культура общения, например, тренинг «Сказка-урок житейской мудрости») тренинги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Параллельно с тренингами проводятся практические занятия, которые включают в себя выполнение упражнений (на развитие дыхания, слуха, грамматических навыков и т. д.), игры (дидактические, сюжетно-ролевые), художественно-творческую деятельность (рисование, лепка).

Практика показала, что разработанная методическая система, основанная на координации заданий по культуре речи, включение игровых ситуаций, позволяет успешно решать задачи развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников.

Библиографический список

1. Андреева, Л. А. Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. А, Андреева - Краснодар, КубГУ, 2003.-47 с.

2. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности [Текст] / Л. А. Венгер // Вопросы психологии. - 1978. - № 3. - С. 163-165.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник [Текст] / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова - М.: МГОПУ; АНОО НОУ, 1999. - 256 с.

4. Дубровина, И. В. Об индивидуальных особенностях школьников [Текст] / И. В. Дубровина - М.: Наука, 1975. - С. 12-24.

5. Каргопольцева, О. И. Игра на уроках английского языка, как средство развития коммуникативных способностей учащихся [Текст] / О. И. Каргопольцева -Боровичи, МОУ СОШ № 1, 2003. - 28 с.

6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина,

В. Н. Колюцкий - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 462 с.

7. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А. А. Реана. -СПб, 2001.-247 с.

8. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие [Текст] / Е. Ф. Рыбалко - Л.: ЛГУ. - 1990. - 339 с.

9. Шмаков, С. А. Учимся играя: методическое пособие [Текст] / С. А. Шмаков // Изд-во Центр гуманитарной литературы РОН. - М. - 2007. - 127 с.

10. Эльконин, Д. Б. Психология игры. - М, 1978. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.