Научная статья на тему 'Развитие дистанционных технологий обучения как одно из условий преодоления барьеров социализации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Развитие дистанционных технологий обучения как одно из условий преодоления барьеров социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIALIZATION OF CHILDREN / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / DISTANCE LEARNING / E-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородова Н. С., Пихтовников С. В., Ханипова Л. Ю.

В статье рассматривается актуальная проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной идей данной статьи является следующее: современное образование должно быть ориентировано на развитие вариативности образовательных программ; обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования для каждого, расширение возможности развития «разного ученика» в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Для эффективной социализации детей с особыми образовательными потребностями необходимо обеспечение непрерывного сопровождения детей с учётом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей; оснащение образовательных учреждений различного уровня интерактивным оборудованием; развитие информационно-коммуникативной образовательной среды; широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения; формирование идеологии и стратегии развития электронного образования; формирование смарт-общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белобородова Н. С., Пихтовников С. В., Ханипова Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AS A CONDITION FOR OVERCOMING THE BARRIER OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article deals with the actual problem of socialization of disabled children. The main idea of this article include these tasks: modern education should be focused on the development of the variability of educational programs; ensuring the availability of high-quality school and after-school education for everyone; expansion of opportunities for the development of “a different student”, including students with disabilities. For the effective socialization of children with special educational needs it is necessary to provide: continuous support of children with regard to their features, individual needs and strengths; educational interactive equipment at various levels; development of information and communication learning environment; wide introduction of distance learning programs, digital and electronic media training of the new generation; formation of the ideology and strategy of development of e-learning; forming of a kind of a smart-society.

Текст научной работы на тему «Развитие дистанционных технологий обучения как одно из условий преодоления барьеров социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Н.С. Белобородова, д-р пед. наук, проф., зам. директора по воспитательной работе и социальным вопросам Бирского филиала Башкирского гос. университета, г. Бирск, E-mail: belo-nelya@yandex.ru; С.В. Пихтовников, канд. хим. наук, доц. Бирского филиала Башкирского гос. университета, г. Бирск; Л.Ю. Ханипова, доц. Башкирского гос. педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: belo-nelya@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается актуальная проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной идей данной статьи является следующее: современное образование должно быть ориентировано на развитие вариативности образовательных программ; обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования для каждого, расширение возможности развития «разного ученика» в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Для эффективной социализации детей с особыми образовательными потребностями необходимо обеспечение непрерывного сопровождения детей с учётом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей; оснащение образовательных учреждений различного уровня интерактивным оборудованием; развитие информационно-коммуникативной образовательной среды; широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения; формирование идеологии и стратегии развития электронного образования; формирование смарт-об-щества.

Ключевые слова: социализация детей, дети с особыми образовательными потребностями, дистанционное обучение, электронное образование.

В настоящее время в России происходят значительные изменения в реформировании социальной системы, которые создают предпосылки для многовариантных моделей адаптационного поведения молодого поколения, способов вхождения их в социум и устройства жизни. Однако возникающие альтернативы приводят к обострению барьеров социализации личности, среди них: выбор наиболее «правильного» жизненного пути, препятствия в принятии новых социальных норм и ценностей, трудности органичного «встраивания» в новые условия жизни, сложности вхождения индивида в данную социокультурную среду до полной включенности в жизнь общества. Решающим инструментом успешного преодоления барьеров социализации личности выступает система образования, действенность, эффективность которой определяется такими функциями социализации: передача подрастающему поколению ценностей, образцов и норм поведения, включение их в реальное повседневное участие в жизни общества, формирование и развитие личности, ее самосовершенствование. К сожалению, наиболее уязвимой ступенью с точки зрения возникновения барьеров социализации является дети, имеющие особые образовательные потребности.

Именно поэтому важнейшим направлением решения проблемы социальной адаптации учащихся, по нашему мнению, являются реализация специальных программ обучения в рамках основного и дополнительного образования, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшую их социализацию.

Развитие технических средств доступа к информации, сети Интернет позволяют по-новому взглянуть на решение проблемы обучения детей вышеуказанной категории. В связи с этим актуальной задачей является развитие дистанционных технологий в обучении на основе сетевой модели, тьютерство, внедрение новейших средств ИКТ в учебный процесс, что также требует разработки новых методик преподавания, повышения квалификации преподавателей, их ИКТ компетентности.

При организации работы с детьми-инвалидами, инвалидами взрослыми в условиях вуза речь должна идти о создании безбарьерной образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления их творческой активности, адаптации в современном обществе и социализации.

В связи с этим необходимо разработка и внедрение программ для обучения людей с ограниченными возможностями с целью реализации социально-образовательной, которые могли бы быть нацелены на развитие:

- условий для поддержки и развития лиц с ограниченными возможностями, их самореализации;

- условий для профессионального самоопределения людей с ограниченными возможностями в соответствии со способностями;

- системы подготовки педагогических кадров для данной категории людей;

- новых методик обучения, в том числе с использованием современных средств ИКТ.

На наш взгляд подобные программы могли бы решить следующие задачи:

- создать эффективную систему для обучения людей с ограниченными возможностями, используя дистанционные технологии, современные средства ИКТ;

- совершенствовать систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- разработать и реализовывать проекты по привлечению студентов к работе с детьми-инвалидами;

- организовать спецкурсы, семинары, и тренинги направленные на работу с инвалидами;

- организовать психолого-педагогическое сопровождение детей и взрослых инвалидов в процессе обучения;

- содействовать постепенной адаптации людей с ограниченными возможностями в обществе;

- организовать в рамках образовательного портала сетевое взаимодействие педагогов общеобразовательных школ, работников центров реабилитации и отделов социальной защиты и обеспечения в работе с инвалидами.

Главным результатом реализации программ по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья должно стать создание условий для обучения в образовательном пространстве региона на основе:

- повышения профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации работы с инвалидами;

- усиления социально-культурного влияния вузов Республики в регионе;

- создания эффективной системы поддержки и развития детей-инвалидов, учитывающая особенности этой категории и требования высокого качества предоставляемых образовательных услуг;

- наличия устойчивой взаимосвязи между школами и вузами Республики Башкортостан;

- развития системы поддержки творческих инициатив по разработке программ дополнительного образования направленных на работу с людьми с ограниченными возможностями;

- наличия эффективной системы взаимодействия академии с образовательными учреждениями республики;

- поиска оптимального соотношения между универсальностью и профильностью образования учащихся;

- достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ дистанционного обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить их дальнейшее развитие.

Психологические барьеры и трудности психологического и социально-психологического характера могут возникать не только у детей имеющих особые образовательные потребности в период их взросления и становления как личности, но и у педагогов в их профессиональной деятельности.

К факторам, определяющим возникновение психологических барьеров в профессионально-педагогической деятельности можно отнести качественные изменения способов выполнения деятельности, неудовлетворенность своим социальным и профессионально-образовательным статусом, социально-экономические условия жизнедеятельности учителя, возрастные психологические изменения личности, недостаточное осознание уровня компетентности и профессионализма, рассогласование отношений в педагогическом сообществе, изменение профессиональной ситуации развития.

Испытывая потребности в получении дополнительного профессионального образования, педагог включается в процесс обучения и сталкивается с комплексом трудностей: отказ от принятия роли «Я-обучаемый», отсутствие свободного времени, финансовые трудности, чрезмерное давление на работе, недостаток методической литературы. Все это может привести к неадекватному поведению в ситуации обучения и/или к образованию психологических барьеров - системных образований, препятствующих выполнению определенной деятельности [1].

Стратегии современного образования в отношении повышения качества и эффективности профессиональной деятельности педагога как условие повышения их барьероустойчивости должны быть ориентированы на достижение педагогами такого психологического состояния в труде, которое позволило бы адекватно воспринимать трудности, контролировать свои чувства, поведение и быстро находить конструктивные пути выхода из ситуаций барьера. Для успешного решения проблемы повышения барьероустойчивости педагогов образовательных учреждений необходима разработка программы по развитию способностей конструктивного преодоления психологических барьеров, основными результатами реализации которой будут являться:

- адекватность восприятия педагогом трудных педагогических ситуаций возникающих при работе с детьми с особыми образовательным потребностями;

- готовность педагогов к переосмыслению своих действий, преодоление личного сопротивления сложившимся стереотипам образования;

- отказ от традиционных способов и овладение новыми образцами реализации профессиональной деятельности, интеграция их в сложившиеся личностные и организационные структуры;

- выработка альтернативного поведения в системе взаимодействия «педагог-обучающийся» как в учебной, так и во вне-учебной деятельности, выбор наиболее конструктивной стратегии деятельности;

- поиску новых, нестандартных подходов к профессиональной деятельности и переход на творческий, инновационный уровень ее выполнения;

- усиление терминальных ценностей «продуктивность», «самовыражение», «мастерство», «равноправие», «автономия»;

- одобрение со стороны руководителей, администрации, принадлежность к числу наиболее успешных, эффективных педагогов, уверенность в своих отношениях с коллегами;

- возможность профессионального роста, непрерывное саморазвитие, высокая самооценка личностного потенциала.

Библиографический список

Таким образом, стратегия технологий дистанционного образования может рассматриваться как одно из условий преодоления барьеров социализации обучающегося с особыми образовательными потребностями и педагога, для реализации которой предлагаются следующие группы стратегических задач [2].

1. Стратегические задачи, ориентированные на обучающихся: развитие вариативности образовательных программ; обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования для каждого, расширение возможности развития «разного ученика» (талантливого, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, мигранта, сироты и ребенка из многодетной семьи и др.); обеспечение непрерывного сопровождения детей с учётом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей; создание условий для формирования духовно-нравственной, социально-активной и успешной личности с высоким уровнем гражданских компе-тентностей; создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания здорового образа жизни посредством создания в образовательном учреждении здоровьесози-дающей образовательной среды.

2. Стратегические задачи, ориентированные на образовательную среду учреждения: обеспечение образовательных учреждений различного уровня интерактивным оборудованием; развитие информационно-коммуникативной образовательной среды; широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения; формирование идеологии и стратегии развития электронного образования; формирование смарт-общества.

3. Стратегические задачи, ориентированные на педагогические кадры: разработка системы мер, направленных на формирование высококвалифицированных педагогических кадров; непрерывное развитие потенциала современного педагога; организация регулярного мониторинга по изучению запросов, потребностей и возможностей педагогического сообщества; создание банка данных инновационных продуктов педагогов, образовательных учреждений; внедрение новых подходов к системе подготовки, переподготовке и повышению квалификации кадров для системы образования; разработка и совершенствование механизмов стимулирования педагогического труда до действенных, эффективных; увеличение грантовой поддержки учительства; внедрение и развитие системы наставничества, консультирования, тьюторства в образовательной деятельности.

4. Стратегические задачи, ориентированные на рынок труда: регионально-отраслевое прогнозирование потребностей в кадровых ресурсах и систематический мониторинг «четкого заказа» со стороны работодателей, предпринимательского сообщества; подготовка кадров, действительно востребованных на рынке труда в ближайшей перспективе; создание системы постоянно действующих стажировок на современных предприятиях различных уровней для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин системы НПО-СПО.

5. Стратегические задачи, ориентированные на формирование «открытой школы»: развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных, культурологических проектов, исследования процессов, происходящих в образовании, как формат открытости и гласности; создание инновационного образовательного кластера с участием бизнес-сообщества, науки, культуры и высшей школы для обеспечения согласованного и эффективного механизма по реализации новых направлений развития образования, активного участия в разработке общественных рейтингов и участия в независимых общественно-профессиональных экспертизах; создание в образовательном пространстве сопроводительных служб и реализация системы педагогического аудита и аутсорсинга.

1. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М., 2011.

2. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования. - М., 2005. Bibliography

1. Nikoljskaya, I.A. Informacionnihe tekhnologii v specialjnom obrazovanii: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniyj vihssh. prof. obrazovaniya. -M., 2011.

2. Kukushkina, O.I. Informacionnihe tekhnologii v kontekste otechestvennoyj tradicii specialjnogo obrazovaniya. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 15.04.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.