Научная статья на тему 'Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования'

Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1398
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕНТИФИКАТОР ОДАРЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова Людмила Хамбертовна

В условиях дополнительного образования проведена работа по внедрению педагогической поддержки в целях выявления и развития одаренности детей младшего школьного возраста, результаты которой отразили положительную динамику готовности к творческому саморазвитию одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.1

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

®2012 Азизова JI.X.

Центр координации работы с одаренными детьми

В условиях дополнительного образования проведена работа по внедрению педагогической поддержки в целях выявления и развития одаренности детей младшего школьного возраста, результаты которой отразили положительную динамику готовности к творческому саморазвитию одаренности.

In the conditions of the additional education the author carried out the work on the pedagogical support implementation to identify and develop the primary schoolchildren’s gifts. Its results reflected the positive dynamics of the readiness for the creative self-development of talent.

Ключевые слова: одаренность, дополнительное образование,

идентификатор одаренности, педагогическая поддержка.

Keywords: talent, additional education, giftness identifier, pedagogical support.

Социальный заказ общества на формирование творчески одаренной личности обусловил повышение требований к качеству образования, что нашло отражение в «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2015 года», в которых развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных целей. Результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий также доказали, что для выявления и развития одаренных учащихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения, необходимо создавать условия [1. С. 17]. К таковым относится дополнительное образование, особенность которого в том, что оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ независимо от

возраста и осваиваемой ими основной образовательной программы. На сегодняшний день механизмы его реализации отсутствуют, что обусловлено: постоянно возникающими педагогическими и психологическими трудностями по причине разнообразия проявлений одаренности; множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию; декларативностью вариативности современного образования; чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми [9. С. 12].

Психолого-педагогические исследования проблем одаренности связаны с именами многих российских ученых, таких как Н. С. Лейтес (концепция возрастного подхода к феномену детской одаренности), В. Д. Шадриков (интегративный подход в исследовании одаренности), Д. Б. Богоявленская, А. Я. Пономарев, О. К. Тихомиров (исследования творчества и творческого мышления), А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин (разработка системы проблемного обучения), В. Н. Дружинин (анализ взаимосвязей между творческими способностями и интеллектуальным развитием), Д. В. Ушаков и Я. А. Пономарев (использование интуитивного опыта), Л. С. Выготский (динамическая теория одаренности) и др.

В 2011 году в русле новой образовательной парадигмы и результатов психолого-педагогических исследований была доработана «Рабочая концепция одаренности» 1998 года, в которой были систематизированы исследования российских ученых за последние десятилетия и представлена единая теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: ее определения, видов, путей идентификации ит. д.

Анализ практики педагогического университета показывает, что базовая теоретическая подготовка специалистов по психологии и педагогике детской одаренности отсутствует; целенаправленная профессиональная подготовка учителей, воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с одаренными детьми не ведется; в реестре педагогических специальностей нет такой профессии «педагог по работе с одаренными детьми»; научной дисциплины «педагогика одаренности» в спектре педагогических наук пока не существует.

Признаки одаренных детей ученые называют «ключевыми идентификаторами или индикаторами» видов одаренности [2]. В исследовании В. М. Рафиковой проведена систематизация всей обширной номенклатуры признаков - идентификаторов академической одаренности по основаниям: направленность личности, мотивация, темп и стиль

деятельности, личностные качества, предпочтения, поведенческие особенности и др. [8. С. 16].

Одаренность младших школьников, чьи возможности и потребности не обнаруживаются и не реализуются в существующей системе школьного образования, часто называют скрытой, поскольку ее выявление вызывает трудности, даже при использовании диагностических процедур. Однако, как отмечает Е. И. Щебланова, «при квалифицированном психологическом обследовании и (или) при изменении условий обучения потенциал таких детей может проявиться достаточно отчетливо. Наиболее часто одаренность детей младшего школьного возраста недооценивается окружающими, если они недостаточно хорошо успевают в школе» [13. С. 103].

Согласно Г. В. Тарасовой [12], при рассмотрении проблемы выявления и развития потенциала одаренного, необходимо акцентировать в первую очередь внимание на качества самого педагога. Мы полагаем, что качества педагога должны быть дополнены его умениями: прогнозировать действия

одаренного ученика и его развитие в целом; проводить контрольные и диагностические действия с анализом развития одаренного ученика и целями работы с ним; планировать свою деятельность и учить ученика планированию; находить и оценивать «положительное» даже в неправильных решениях одаренного школьника.

Нами была поставлена задача экспериментально проверить эффективность педагогической поддержки (ПП) по выявлению и развитию одаренности младших школьников в учреждениях дополнительного образования (УДО). Научные исследования [2, 6, 11] подтверждают, что педагогическая поддержка личности учащегося в целом и одаренного младшего школьника в частности является функциональным компонентом в условиях дополнительного образования.

Педагогическая поддержка детей - это «... превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)» [4. С. 112]. Полагаем, что педагогическая поддержка одаренных младших школьников - процесс создания педагогом условий для того, чтобы в той или иной учебной или жизненной ситуации одаренный ребенок смог сознательно и самостоятельно осуществить адекватный выбор поведения и/или источников информации, не противоречащий ни его личностно-значимым ценностям, ни культурным традициям, чтобы он мог самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора даже при встрече с каким-либо затруднением.

Работа по выявлению одаренных детей в УДО предусматривала: выяснение мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, особенностях личностного развития их ребенка; индивидуальную оценку педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через учебную, творческую, исследовательскую деятельность; психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребенка; экспертную оценку продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей и др.).

Эксперимент проводился в течение 2007-2011 гг. и включал четыре этапа. На диагностирующем этапе исследовались условия эффективности работы педагога по выявлению и развитию творческого потенциала одаренного школьника в МБОУДО «Дворец детского творчества» г. Буйнакск (охвачено 29 педагогов) и прогимназии № 42 г. Махачкала (22 педагога). Выявилось, что 86% педагогов и 95% педагогов прогимназии эффективность выявления и развития связывали с компетентностью самого педагога. Критерий нацеленности на поиск новых методик по выявлению выделили 68% и 81%, а умения прогнозировать действия одаренного младшего школьника и способность находить «положительное» в ошибках не выделил никто из педагогов. Данные результаты свидетельствуют о неготовности педагогов, работающих в этих учреждениях, к выявлению и развитию одаренности младших школьников.

Для определения признаков, отражающих направленность личности, была проведена предварительная диагностика младших школьников Дворца детского творчества (30 детей) и прогимназии № 42 (30 детей). Анализ ее результатов показал, что 43,0% учащихся МБ О УД О и 50,0% учащихся

прогимназии № 42 стремились к опережению в изучении материала, нехватку информации восполняли при помощи педагога соответственно 86,6% и 83,6% детей, а стремление проникать в суть вещей и явлений -соответственно 10,0% и 6,6%.

На основе критериев, отличающих младших школьников с признаками одаренности от «отлично» успевающих в школе, получены следующие результаты: поисковая активность характерна 23,0% детей МБОУДО и 10,0% прогимназии № 42; потребность в разнообразной деятельности - 30,0% детям МБОУДО и 36,6% прогимназии № 42. Большинство - 96,6% и 76,6% соответственно стремились к похвале и признанию, 73,0% и 86,6% -соответствовать требованиям педагогов и родителей. То есть у младших школьников налицо характерные признаки «отличников».

Изучение диагностических методик, применяемых в настоящее время для выявления детской одаренности, позволило разработать программу диагностики на основе комплексного подхода, который наряду с тестированием учитывает склонности и интересы детей, экспертную оценку их личностных особенностей и продуктов творческой деятельности педагогами (работающие с ребенком в школе и УДО), родителями, самими детьми младшего школьного возраста. Проведенная нами работа с родителями предполагала индивидуальные и групповые консультации и беседы, в которых объяснялась роль семьи в развитии творческого роста детей, задачи родителей, особенности одаренных детей младшего школьного возраста. Диагностика включала традиционные тесты «Робинзон», «Поиск причин», матрицы Д. Равена и др., также использовались специально адаптированные тесты для выявления музыкальных и художественных способностей («Классификация признаков», «Знаешь ли ты музыкальные инструменты», «Найди применение предмету» Н. В. Хазратовой и В. Н. Дружинина), креативность оценивалась через тесты «Круги» в интерпретации А. А. Марцинковской. Диагностика личностных проявлений включала методики на самооценку Т. Дембо-Рубинштейн «Лесенка», «Какой я?», «Социоматрицу» Д. Морено, «Карта интересов и склонностей» А.И. Савенкова и др. [4. С. 203-214; 7. С. 29-34; 12. С. 78].

При рассмотрении уровня самооценки младшего школьника мы исходили из мотивации, при этом выяснилось, что среди охваченных экспериментом детей МБОУДО ожидают неудачи 33,0%, надеются на успех 27,0%, занимаются творчеством ради интереса 40,0% Среди учащихся прогимназии № 42 ожидают неудачи - 41,0%, надеются на успех 21,0%, занимаются творчеством ради интереса 38,0% .

Формирующий этап эксперимента проходил в условиях функционирования начальной школы (прогимназия № 42, г. Махачкала) и МБОУДО («Дворец детского творчества», г. Буйнакск) и включал следующие организационные мероприятия: подбор экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) групп для исследований в начальных школах, учреждениях дополнительного образования. В ЭГ вошли дети 2004 года рождения, обучающиеся в МБОУДО «Дворец детского творчества» г. Буйнакск и прогимназии № 42 г. Махачкала; в КГ -дети 2003 года рождения.

Выявление одаренности младших школьников с целью не отбора, а дальнейшего развития их способностей предполагало введение в разных группах (ЭГ и КГ) разных педагогических условий и применение различных педагогических средств, форм, методов для проверки эффективности ПП.

Перед педагогами, работающими с ЭГ, была поставлена задача формирования у младших школьников нацеленности на «поиск и открытие»

информации, которая приводит к самостоятельности и развитию «самопонимания» своих способностей. В КГ педагоги продолжали проводить объяснительное обучение, поощряли у младших школьников стремление к похвале и признанию, соответствие требованиям взрослых и исполнительные качества обучаемых. Задания в ЭГ требовали применения различных способов мышления, развивающих у младшего школьника логику и интуицию, логический и образный тип мышления, при этом использовались новые информационные технологии. Младшим школьникам в увлекательной форме с применением занимательного дидактического материала рассказывалось о возможностях музыкальных, графических редакторов, издательских систем, гипертекстов, веб-страниц.

Реализация педагогической поддержки в Дворце детского творчества и прогимназии № 42 позволила осуществить внутреннюю дифференциацию обучения с учетом индивидуальных особенностей младших школьников, при этом использовались когнитивные («вживания», образного и символического видения), креативные («Сочини..», «Придумай..», «Если бы..»), деятельностные (цель, планирование, контроль и т. п.) и другие методы, способствующие формированию и развитию интереса и мотивации к творческой музыкальной и художественной деятельности, закреплению потребности в ней.

В результате реализации ПП на этапе формирующего эксперимента, значительно увеличилась у обучаемых уверенность в себе, в своем успехе в той или иной сфере деятельности: среди учащихся ЭГ прогимназии № 42 надеются на успех 45,0% (было - 21,0%); занимаются творчеством ради интереса - 26,0% (38,0%); ожидают неудачи - 29,0% (41,0%). Школьники ЭГ Дворца детского творчества смелее участвовали в разных конкурсах городского и республиканского уровня и чаще побеждали, чем соперники из прогимназии № 42, особенно в конкурсах по живописи, музыке, языкознанию. Так, на успех в деятельности этой группы уже ориентировались 69,0% (было 27,0%); ожидали неудачу - 10,0% (33,0%), 21,0% (40,0%) продолжали заниматься только ради интереса.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования учащихся прогимназии №42 и МБ ОУДО, показал стабилизацию потребности в высоких достижениях у детей ЭГ, дальнейшее развитие мотивов и потребностей после завершения опытно-эксперименталь-ной работы (табл.).

Таблица

Достижения детей в начале и в конце эксперимента

Достижения одаренного ребенка

Содержание МБОУДО Прогимназия № 42 Результат МБОУДО Прогимназия №42

Олимпиады, конкурсы 83%-25д-83%-25д 43,3%-1 Зд-70%-21 р Участник 83%-25д-83%-25д 43,3%-1 Зд-70%-21 Р

Общешкольные конкуры 33,3%-10д-80%-24д 33,3%-10д-60%-18д Победитель 16,6%-5д -50%-15д 10%-Зд-43,3%-1 Зд

Общегородские конкуры 33,3%-10д-80%-24д 6,66%-2д- 23,3%-7д Лауреат 10%-Зд-10%-7д 3%-1р-33,3%-10р

Республиканские конкурсы 16,6%-5д-40%-12д 3%-1р-10%-3 д Призер 6,6%-2д-26,6%-8д 6,6%-2д-13,3%4д

Концерты и выставки 6,66%-2д-23,3%-7д 0%-3% Солист 3%-1р-16,6%-5р 0%-3%-1р

Всероссийские олимпиады, конкурсы 3%д-23,3%-7д 0%-3% Стипендиат 0%-10%-Зд 0%-3%-1р

Индивидуальный 3%д-33,3%-10д 0%-3%

образовательный маршрут

Известно, что современные дети не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой (телевизором, компьютером и т. п.), ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, как следствие, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обццы. Нами был осуществлен анализ социальной контактности детей со сверстниками. Выяснилось, что если до эксперимента 60,0% учащихся прогимназии № 42 был характерен низкий уровень социальной контактности со сверстниками, то после апробации ПП этот показатель снизился до 41,0%. 42,0% воспитанников МБ ОУДО так»« отличались низким уровнем социальной контактности, после эксперимента - 23,0%.

Результаты экспериментальной работы по внедрению ПП демонстрируют существенный рост и показателей самореализации по всем критериям, что доказывает эффективность ПП и ее позитивное влияние на характер самореализации одаренных детей. Основываясь на этих данных, можно констатировать, что одаренные дети младшего школьного возраста в результате реализации ПП начинают обладать: способностью к анализу собственных действий и связанной с этим способностью нести ответственность за них и их последствия; презентационными навыками, то есть умением отвечать на вопросы, умением выделять главное и не отходить от сути своего исследования при защите своей работы, умением привлечь внимание общественности во время выступления, свободно интерпретировать излагаемый материал; коммуникативными способностями, что является, безусловно, важным личностным ресурсом одаренного младшего школьника; навыками самоконтроля и способностью к рефлексии (дети понимают цель и задачи своей творческой деятельности; способны проанализировать свою деятельность, вьщелигь и осознать возникающие трудности).

На заключительном этапе завершалась серия экспериментов, диагностика экспериментальных групп, обобщались результаты эксперимента за 2007-2011 гг. Эксперимент способствовал возрастанию профессионального уровня педагогов в развитии одаренности младших школьников. При Центре координации работы с одаренными детьми (г. Махачкала) проводились методико-технологи-ческие практикумы, спецкурсы по выявлению и развитию одаренности детей младшего школьного возраста и т. д. Работа с педагогами способствовала изменению их сознания, деятельности, отношения к проблеме, обогатила их творческие знания и умения, способы применять их на практике.

В целом анализ результатов эксперимента отразил положительную динамику изменений, рост уровней готовности детей младшего школьного возраста к творческому саморазвитию одаренности. В результате экспериментальной работы дети младшего школьного возраста более уверенно стали побеждать на самых престижных конкурсах города и республики, а также и за ее пределами.

Таким образом, выявление и развитие одаренных младших школьников в учреждениях дополнительного образования требует оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации (педагоги, родители, окружение и сам ребенок) и охватить как можно более широкий спектр его способностей. При оценке реального поведения ребенка в реальной ситуации необходимо применение методов психодиагностики, таких как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и родителей, естественный эксперимент. Наблюдение за поведением одаренного школьника следует проводить в тех сферах деятельности, которые в максимальной

мере соответствуют его склонностям и интересам. При этом обязательна идентификация одаренности, которая должна быть длительной и осуществляться в разных ситуациях.

Примечания

1. Гуляев В. Н. Педагогическое обеспечение преемственного развития детской одаренности в учреждениях общего и дополнительного образования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 24 с. 2. Кларк М. Технология образования или педагогическая технология?//Перспективы: Вопросы образования ЮНЕСКО. 1983. №

2. С. 77-92. 3. Крушельницкая О. Б.Одаренный школьник в глазах своих сверстников и педагогов // Школа здоровья. 1999. № 1. С. 73-80. 4. Кулемзина А. В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. М. : КМК-пресс, 2004. 264 с. 5. Ландау

3. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 144 с. 6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : избр. тр. / Н. С. Лейтес ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд., испр. и доп. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2008. 478 с. 7. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-34. 8. Мочалова Н. М., Рафикова В. М. Выявление и развитие одаренности. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся / Сборник 1. Уфа, 2002. 66 с. 9. Парц О. С. Педагогические условия самореализации одаренных детей (на материале дополнительного образования): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 21 с. 10. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д. В. Ушакова. М. : ПЕР СЭ, 2000. 80 с. 11. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.

: Сентябрь, 2001. 208 с. 12. Тарасова Г. В. Организационно-педагогические условия

готовности учителя к работе с одаренными детьми: Автореф. дисс...... канд. пед.

наук. Казань, 2005. 171 с. 13. Щебланова Е. И. Трудности в обучении одаренных школьников // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 133.

Статья поступила в редакцию 06.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.