Научная статья на тему 'Развитие денежно-кредитного регулирования на современном этапе'

Развитие денежно-кредитного регулирования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2020
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ / ПОЛИТИКА ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК / РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воеводская Е. О.

Рассмотрены основные методы проведения денежно-кредитной политики. Показано, что повышая или понижая нормы обязательного резервирования, центральные банки способствуют расширению или свертыванию кредитной активности коммерческих банков и тем самым воздействуют на мультипликативный процесс увеличения депозитов и создания денег. В 2009 году Банк России впервые ввел коэффициент усреднения обязательных резервов. Эта мера способствовала увеличению ликвидности банковской системы и оказала позитивное влияние на кризисные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие денежно-кредитного регулирования на современном этапе»

Таблица 2 - Динамика по казателей про граммы сельскохо зяйственно го страхо вания в США

« о 1-І Заключено до го воро в, тыс. Застрахованная пло щадь по сево в, млн. акр В % от о бщей пло щади Страхо вая сто имо сть, млн. д л. Страховые премии, млн. д л. Субсидии, млн. д л. Премии, уплаченные страх вате-лем, млн. д л. Субсидии в % т премий Выплаты, млн. д л.

1981 416.8 45.0 12.3 5981.2 376.8 47.0 329.8 12.5 407.3

1990 893.7 101.3 31.0 12818.2 835.5 215.1 620.4 25.7 1033.6

1993 679.2 83.7 25.8 11353.4 755.7 200.1 555.6 26.5 1655.5

1995 2034.3 220.5 68.8 23728.5 1543.3 889.5 653.8 57.6 1567.7

2000 1323.2 206.5 62.4 34443.8 2540.2 1365.8 1174.4 53.8 2594.8

2003 1241.1 217.4 66.8 40643.6 3430.6 2041.7 1388.9 59.5 3226.5

2009 2047.7 264.8 82.5 79568.9 8948.9 5425.7 3523.2 60.6 5157.9

В среднем за 1981-1993 547.1 62.5 18.3 8452.9 540 130.2 409.8 24.1 821

В среднем за 1994-2003 1342.3 193.6 59.5 29766.5 2214.1 1229.2 984.9 55.5 2161.5

В среднем за 2004-2009 1971.9 259.3 80.5 66197.2 6778.3 3991.9 2786.4 58.9 4650.9

Источник - Агентство по управлению рисками при МСХ США - http://www3.rma.usda.gov/apps/sob/

Таким о бразо м, для со временно й системы агрострахования США присущи следующие основные характеристики: мно жество программ и вовлечения в них максимально возмо жного количества

производителей; достаточно высокий уровень актуарной эффективности (суммы со бранных и аккумулир ванных страх вых премий б лее чем достаточны для покрытия страховых выплат); в влечения в пр граммы частных страх вых к мпаний, г т вых взять на себя тветственн сть за осуществление сбора премий, оценки ущерба и выплат страх вых в змещений; эффективн е разделение сопряженных с программой рисков между г сударств м и частными страх вщиками посредством соглашения о перестраховании рисков.

Литература

1. Diaz-Caneja, M.B. Risk Management and Agricultural Schemes in Europe [Text]/ M.B. Diaz-Caneja, C.G. Conte, F.J. Gallego-Pinilla, J. Stroblmair, R. Catenaro, C. Dittman. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities,

2009. - 30 pp.

2. USDA Crop policies and pilots. USDA, June

2010. [Электронный ресурс]. - Washington,

D.C.: USDA, 2010. - Режим доступа:

http://www.rma.usda.gov/policies/

3. Hardaker, J.B. Stochastic Efficiency Analysis with Risk Aversion Bounds: A Simplified Approach [Text]/ J.B. Hardaker, J.W. Richardson., G. Lien., K.D. Schaumann // The Australian Journal of Agricultural and Resource Economics. - 2006. - № 2. - pp. 253-270.

УДК 336.713+330.322

Е.О. Воеводская, аспирант Академия бюджета и казначейства Министерства финансо в Ро ссийско й Федерации

РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Рассмотрены основные методы проведения денежнокредитной политики. Показано, что повышая или понижая нормы обязательного резервирования, центральные банки способствуют расширению или свертыванию кредитной активности коммерческих банков и тем самым воздействуют на мультипликативный процесс увеличения депозитов и создания денег. В 2009 году Банк России впервые ввел коэффициент усреднения обязательных резервов. Эта мера способствовала увеличению

ликвидности банковской системы и оказала позитивное влияние на кризисные процессы.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика,

центральные банки, политика процентных ставок, резервные требования, операции на открытом рынке.

Составной частью экономической политики

государства является денежно -кредитная политика центрального банка. Основное влияние на

формирование предло жения денег в денежной системе страны оказывает ее центральный банк -государственный орган, который уполномочен проводить денежно -кредитную политику в стране.

Денежно-кредитная политика - проводимый правительств м страны курс и существляемые меры

The basic methods of carrying out of a monetary and credit policy are considered. It is shown that raising or lowering norms of obligatory reservation, the central banks promote expansion or curling of credit activity of commercial banks and by that influence multiplicate process of increase in deposits and creation of money. In 2009 the Bank of Russia has entered for the first time factor of averaging of obligatory reserves. This measure promoted increase in liquidity of bank system and has made positive impact on crisis processes.

Key words: monetary and credit policy, central banks, policy of interest rates, reserve requirements, operations in the open market.

в области денежного обращения и кредита, направленные на о беспечение устойчивого,

эффективного функцио нирования экономики,

поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Методы проведения (планирование и осуществление) денежно-кредитной политики могут различаться в зависимости от уровня развития экономики и финансового рынка в стране. При

пр ведении денежн -кредитн й п литики

вырабатывается ее стратегия.

Попытки подвести современные стратегии центральных банк в разных стран п д традици нные к нцепции денежн -кредитн йп литики п казывают, чт ни м нетаризм, ни те рии г сударственн г регулирования в чистом виде не воздействуют на эк н мику страны, днак те или иные их мет ды применяются д стат чн активн .

Разработка стратегии денежно-кредитно й

политики предполагает два осно вных этапа [5]:

- определение её конечной цели;

- определение промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы мо нетарным властям.

Эти этапы взаимосвязаны, но требуют выработки иерархии стратегии.

Стратегия денежн -кредитн й п литики, как правил , выражается в двух катег риях количественных целей: количестве денег и объеме кредит в.

После того, как уточнена стратегия денежно -кредитной политики, установлены её цели, чрезвычайно важно определить тактику её осуществления монетарными властями. Под тактикой мы по нимаем выбор и применение предпочтительных для достижения о жидаемых результатов инструменто в денежно-кредитно го регулирования.

В основу выбора инструментария большинство исследователей вкладывают принцип

"компенсационного регулирования", который

предполагает использование двух противоположных комплексов мер в зависимости от эко но мической конъюнктуры путем затруднения или о блегчения доступа к кредиту. Когда экономика сталкивается с безработицей и снижением цен, прибегают к "политике дешевых денег". В её задачи входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, что бы увеличить о бъем со во купных расходов.

Кредитная экспансия спосо бствует о живлению эко но мики и расширению занято сти населения за счет расширения кредитования и поощрения инвестиций. При этом, нао борот, процентные ставки снижаются, изменяются в сторону уменьшения нормы о бязательных резерво в. На открытом денежно м рынке центральный банк выступает по купателем государственных ценных бумаг, создает более льготные условия для предо ставления кредитов хо зяйствам и населению.

В том случае, когда излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали, используют "политику дорогих денег", её цель - ограничить предло жение денег для то го, чтобы по низить расходы и сдержать инфляцио нное давление. Эта политика о беспечивается путем повышения процентных ставок за пользование кредитом и воздействия на банко вскую ликвидно сть.

Сдержанность центрального банка в рефинансировании коммерческих банков вынуждает последних осуществлять жесткую политику кредитования. При недостаточности экономических методов центральный банк вводит административные

ограничения: понижает показатель максимально й

величины предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита.

Кредитная рестрикция является основным методо м в антиинфляцио нно й политике. Она также используется для предотвращения утечки капиталов за границу. В усло виях ро ста неплатежеспо со бных клиентов и банкротства предприятий кредитная рестрикция снижает риск дефолта банко в.

Оба вида воздействия - денежное, в первом случае, кредитное, во втором, взаимосвязаны, именно поэтому речь мо жет идти об инструментах денежно -кредитной политики. Например, инструменты, предназначенные для ко нтроля над количество м денег в о бращении влияют одновременно на структуру портфеля банков и косвенно на уровень и структуру процентных ставок. Используя процентную политику, Банк Ро ссии влияет на ликвидно сть денежно го рынка.

Основными инструментами денежно-кредитной политики о бщепризнанно являются:

- процентные ставки, устанавливаемые центральным банком;

- существующие в ко нкретный период времени резервные требо вания;

- операции центрального банка на открытом рынке, то есть продажа или покупка по заранее установленному курсу ценных бумаг.

Остановимся на практике применения инструменто в денежно -кредитно й политики, про анализиро вав ее за по следние неско лько лет [6].

Политика процентных ставок предусматривает главным о бразом три цели: благоприятствовать росту экономики путем умеренно низких процентных ставок на кредиты, сдерживать инфляцию, о беспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках путем умеренно повышенных про центных ставо к.

Регулирующие функции процентных ставок осуществляются через их уровень и динамику, в которых, со бственно, и получает свое выражение процентная политика. Уровень и динамика процентных ставок показывает степень деловой активности в стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка и воздействие внешних факторов, если эко номика является открытой. Величина и динамика процента отражаются в движении нормы процента. Норма ссудного процента, как правило, характеризуется изменчивостью, амплитуда которой иногда не поддается обычному представлению. Чрезмерно высокий уровень процентных ставок вызывает целый ряд негативных процессов: ослабление инвестиции производственного назначения, существенное снижение деловой активности, сокращение занятости.

В настоящее время существует мно жество видов процентных ставок в зависимости от характера и длительности ссуды, о бъекта кредитования, платежеспосо бности заемщика и т.д. Различают о фициальную диско нтную ставку, ставку денежного и финансового рынка, процент на банковский кредит, дебиторские и кредиторские ставки и т.д.

Регулиро вание с "по мо щью" про центных ставо к не следует смешивать с регулированием самих процентных ставок. Между различными видами процентных ставок имеется определенная связь и взаимозависимость. В частности, ставки денежного рынка на краткосрочные ссуды отражаются непосредственно на базовой банковско й ставке, на основе которой все банки рассчитывают стоимость предоставляемых ссуд дифференцированных по видам заемщико в.

Изменение ставок на денежном рынке зависит от проводимой денежно-кредитной политики. Например, Центральный банк страны мо жет выступать на этом рынке в качестве заемщика кредитных ресурсов в о бъеме, нео бходимом для того, чтобы оказать давление на соотношение спроса и предло жения и, таким образом, повлиять на уровень процентных ставо к рынка.

Используя политику о бязательных резервов, Центральный банк усиливает зависимость кредитных учреждений и ужест чает к нтр ль за их ликвидностью. Так, нами были про анализиро ваны ретр спективные ряды пр центных став к и нек т рые бъемные п казатели денежн г рынка за ряд лет [14].

Приведенный анализ показал, что в период с января 2006 года по апрель 2008 года регулятор понижал ставку рефинансирования и повышал ставку о бязательных резерво в. Ставка однодневных кредито в на рынке межбанко вско го кредито вания (МБК) имела тенденцию к синхр нн му с ставк й ф нда обязательных резервов (ФОР) увеличению. В рассматриваемый период Банк России возо бновил проведение аукционов прямого РЕПО на срок до 90 дней и начал регулярно проводить аукционы на сроки 6 и 12 месяцев. Таким о бразо м, регулятор в этот пери д стремился к с кращению денежн й массы. Ставка по инструменту РЕПО не менялась.

В период с января 2008 года по январь 2009 года регулят р действ вал разн направленн : увеличение ставки рефинансирования наблюдалось с января 2008 г да п начал декабря 2008 г да, в мае 2009 г да начал сь п след вательн е снижение ставки рефинансир вания.

Тенденция увеличения ставки на рынке МБК пр д лжилась на ф не незначительн г увеличения ставки ФОР. В этот период регулятор принял решение о постепенном увеличении ставки РЕПО, что сп с бств вал значительн му увеличению ставки МІЛКЯ на рынке МБК. Снижение ликвидности на денежн м рынке и пасения в связи с этим деф лт в тдельных кредитных рганизаций, п треб вал т регулят ра значительн г снижения ставки п

бязательным резервам, днак эти действия не привели к желаемым результатам в жидаем м

интервале времени, и увеличение ставки денежн г рынка пр д лжил сь д тех п р, п ка регулят р не

начал п след вательн е снижение ставки п

операциями РЕПО и ставки рефинансирования, после чег пр из шл увеличение ликвидн сти и снижение про центно й ставки денежно го рынка.

Исследование показало, что в рассматриваемый пери д времени действия регулят ра с п м щью инструмент в пр центн й п литики, на наш взгляд, было достаточно хаотичным.

Более значительное влияние на банковскую ликвидн сть, как п казывает практика, казывают ф рмируемые размеры бязательных резерв в:

- при п вышении центральным банк м став к

о бязательного резервирования, совокупная

банко вская ликвидно сть уменьшается.

- при снижении центральным банк м став к

бязательн г резервир вания, ликвидн сть

коммерческих банков увеличивается. Нео бходимо тметить перативн сть эт г инструмента стерилизации денежно й массы.

При проведении рестриктивной денежной п литики увеличение резервных став к принуждает кредитные институты п ддерживать д п лнительные резервы для вып лнения п вышенных бязательных резервных требований. Вследствие этого спрос на ликвидность со стороны ко ммерческих банков растет, в т время как предл жение денег на денежн м рынке уменьшается.

Это мо жет приводить к ро сту ставок денежного рынка в случае, если кредитные институты не имеют в зм жн сти п лучить д п лнительные средства в центральн м банке п действ вавшей ранее ставке рефинансирования. По этой причине одновременно с п вышением став к бязательн г резервир вания центральный банк п вышает ставки п п ст янн действующим механизмам и п перациям ткрыт г рынка.

Таким о бразо м, по вышение ставо к минимальных резерв в стимулирует спр с кредитных институт в на ресурсы центральн г банка, к т рые

пред ставляются п п вышенным ставкам. Происходит сдвиг по направлению к верхней границе ставо к денежно го рынка, что со здает во змо жно сть для их р ста.

Так же, как правило, кредитные институты реагируют на уменьшение св ей ликвидн сти с кращением бъема пред ставляемых кредит в. Эт , в св ю чередь, прив дит через пределенный временн й пр межут к к уменьшению денежн й массы, т.к. в с тветствии с ф рмул й денежн г мультипликат ра сп с бн сть банк в существлять мультипликацию кредит в и деп зит в нах дится в братн й зависим сти т ставки бязательн г резервир вания.

При экспансионистской политике о бязательных резерв в в принципе имеют мест пр тив п л жные тенденции. Если центральный банк снижает ставки бязательн г резервир вания, имеют мест пр тив п л жные в здействия: предл жение на

денежн м рынке увеличивается, ставки денежн г рынка снижаются, с тветственн , ставки п банк вским кредитам также м гут снижаться, денежный мультипликатор растет.

Например, в 2009 году были внесены изменения в механизм о бязательно го резервиро вания. Банк Ро ссии пред ставил кредитным рганизациям прав при расчете суммы бязательных резерв в, п длежащих

депонированию в Банке России, не включать в состав резервируемых бязательств бязательства перед государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее - АСВ) и/или

бязательства перед инвест рами, не являющимися кредитными рганизациями, в зникающие в рамках казания финанс в й п м щи п планам участия АСВ в предупреждении банкр тства в с тветствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах для укрепления стабильн сти банк вск й системы в период до 31 декабря 2011 года».

Кр ме т г , в целях п ддержания ликвидн сти кредитных рганизаций Банк Р ссии пред ставил во змо жно сть испо льзо вать до 01.03.2010 усреднение бязательных резерв в кредитным рганизациям

независим т классификаци нных групп,

присв енных им в результате ценки их эк н мическ г п л жения в с тветствии с треб ваниями н рмативных акт в Банка Р ссии.

В 2009 году Банком России были изменены сроки пери да усреднения бязательных резерв в с тем, чт бы ег к нчание не с впадал с м мент м

наиб льшей п требн сти кредитных рганизаций в

ликвидн сти в дни уплаты нал г в в бюджеты, а также ск рректир ваны ср ки регулир вания бязательных резерв в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из вышесказанного мо жно сформулировать вывод, чт п вышая или п нижая н рмы бязательн г

резервир вания, центральные банки сп с бствуют расширению или свертыванию кредитн й активн сти к ммерческих банк в и тем самым в здействуют на мультипликативный пр цесс увеличения деп зит в и с здания денег. Применяя указанный инструмент, центральный банк м жет ск мпенсир вать резкие к лебания ур вня д верия к банк вск й системе, о казать влияние на кризисные явления.

Однак центральные банки не м гут с всей определенностью предвидеть размеры последующего прир ста или с кращения предл жения денег с ст р ны банк вск й системы, т.е. в зм жна не пределенн сть денежн й стабильн сти ввиду неоднозначности взаимосвязи политики о бязательных резерв в центральн г банка и динамики денежных агрегат в.

Заметную роль в системе инструментов рефинансир вания в 2009 г ду занимали перации Банка Р ссии п пред ставлению кредит в без о беспечения, проводимые с октября 2008 года. За 2009 г д бъем средств, пред ставленных посредством данного инструмента составил 3,4 трлн. Рублей [14]. Задолженность банковского сектора по кредитам без беспечения Банка Р ссии в феврале 2009 года до стигла уро вня - 1,92 трлн. рублей, однако к концу года в условиях нормализации о бщей ситуации с банк вск й ликвидн стью снизилась более чем в 10 раз - до 0,19 трлн. рублей.

Ломбардный список Банка России был расширен за счет включения в нег следующих вид в ценных бумаг:

- акции и о блигации эмитентов, входящих в Перечень систем бразующих рганизаций,

утвержденный Правительственн й к миссией п

п вышению уст йчив сти развития р ссийск й эк н мики, выпуски ценных бумаг к т рых вх дят в к тир вальный спис к, п крайней мере, дн й ф нд в й биржи, действующей на террит рии Российской Федерации (в том числе ценных бумаг д черних структур систем бразующих

рганизаций);

- блигаций с ип течным п крытием, выпущенных в с тветствии с Федеральн м зак н м «Об ипотечных ценных бумагах», при условии, что бязательства эмитента п указанным блигациям о беспечены солидарным поручительством ОАО «АИЖК».

На 01.01.2010 ко нтрагентами Банка Ро ссии по перациям рефинансир вания п д беспечение ценными бумагами из Ло мбардного списка Банка Р ссии были 469 кредитных рганизаций - на 46 банко в больше, чем на 01.01.2009.

Объем ломбардных кредитов, предоставленных на аукци нн й и фиксир ванн й сн ве, увеличился в 2009 г ду п сравнению с предшествующим г д м в

1,5 раза - до 0,3 трлн. рублей. По отдельным перациям рефинансир вания кредитных

организаций, проводимым Банком России, были увеличены ср ки пред ставления ликвидн сти.

Так, в 2009 году Банк Ро ссии увеличил до 12 месяцев ср к пред ставления кредит в без обеспечения кредитным организациям. Стали пр в диться л мбардные аукци ны на ср ки 6 и 12 месяцев и пред ставляться кредиты, беспеченные нерын чными активами или п ручительствами, на срок от 181 до 365 дней. В 2009 году Банк России начал проведение операций прямого РЕПО на Фондовой бирже ММВБ с акциями, входящими в Ло мбардный списо к Банка Ро ссии.

Совокупный о бъем предоставленных посредством операций прямого РЕПО средств за 2009 год составил 30,1 трлн. рублей, что на 39,8% выше по казателя 2008 года. В 2009 году средний о бъем задолженности по данным операциям на конец дня составил 220,2 млрд. рублей против 94,3 млрд. рублей в 2008 году.

Задолженность по ломбардным кредитам и кредитам п д «нерын чные» активы или п ручительства, кредитам без беспечения.

С начала 2010 года в российской экономике наблюдал сь в сстан вление пр изв дства п сле спада в 2009 году. Увеличение производства тмечал сь в б льшинстве сн вных вид в экономической деятельности. Во II квартале 2010 г да сн вным ег факт р м стал р ст внутреннег спр са: уск рил сь увеличение п требительск г

спро са, начался ро ст инвестиций в о сно вно й капитал.

В условиях значительного избытка банковской ликвидно сти в апреле 2010 года средства кредитных рганизаций на деп зитных счетах и в блигациях Банка России увеличивались, в то время как о бъемы пераций и зад лженн сть п инструментам рефинансиро вания снижались.

Основные операции Банка России (млрд. руб.)

““Средства на счетах обязательного резервирования в Банке России

® Облигации Банка России

Н

“ Средства на депозитных счетах в Банке России

^ Задолженность по кредитам овернайт и операциям прямо го РЕПО

Рисуно к 1 - Динамика о сно вных о пераций Банка Р оссии

В I квартале 2010 года среднедневные о бязательства Банка России перед кредитными рганизациями п инструментам абс рбир вания ликвидн сти увеличились примерн с 1030 млрд. рублей до 1575 млрд. рублей во II квартале и 1680 млрд. рублей в июле 2010 года. В их структуре стали преобладать о бязательства по о блигациям Банка России. Среднедневные требования Банка России к кредитным рганизациям п инструментам пред ставления ликвидн сти с кратились

приблизительно до 160 млрд. рублей во II квартале и до 100 млрд. рублей в июле, в то время как в I квартале с ставляли 480 млрд. рублей.

Положительные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей и индикаторов уст йчив сти банк вск г сект ра, а также бщее сокращение системных рисков позволили Банку Р ссии принять решения, направленные на граничение в зм жн стей кредитных рганизаций п привлечению кредит в без беспечения и их п степенн е замещение традици нными

инструментами предоставления ликвидности. В этих целях в январе-июле 2010 года Банк России не снижал ставки п кредитам без беспечения и дважды ужест чал лимиты п кредитн му риску, а также бъявил при стан влении выдачи д лг ср чных кредит в без беспечения с 01.10.2010 и выдачи всех кредито в без о беспечения - с 01.01.2011. Кроме то го, Банк Р оссии с марта 2010 года не проводит аукционы прям ого РЕПО на сро к 12 месяцев, а с апреля - на срок 6 месяцев. С 30.04.2010 были приостановлены л мбардные кредитные аукци ны на ср к 12 месяцев и выдача кредит в п д «нерын чные» активы или п ручительства на ср к т 181 д 365 дней.

Проведенный анализ указывает на взаимовлияние основных денежных показателей и на временную зависимость передачи регулятивных воздействий на денежный рыно к.

Нео бходимо отметить, что действия регулятора в период конца 2008 года и начала 2010 года были достаточно эффективны, а позитивные воздействия инструменто в денежно -кредитно й политики, спосо бствовали наметившейся стабилизации в денежной сфере.

Литература

1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Г арант». - Режим до ступа: http://www.garant.ru/.

2. Федеральный зако н от 02 декабря 1990г. -№ 395-1 «О банках и банко вско й деятельно сти». [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим до ступа:

http://www.garant.ru/.

3. Федеральный зако н от 22 апреля 1996г. - № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

4. Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317).

5. Деньги, кредит, банки: учебник для вузо в [Текст]/ Ред. Г.Н. Бело глазо ва. - М.: Юрайт: Высшее о бразование, 2009. - 620 с.

6. Денежно-кредитная политика: цели,

инструменты, эффективн сть: тема н мера: статьи [Текст]// Банковское дело. - 2009. - № 12. - С. 6-35.

7. Деньги, кредит, банки: Учебник [Текст]/под ред. О.И. Лаврушина. М., 1998.

8. Денежно-кредитная политика: теория и

практика: учебно е по со бие для вузо в [Текст]/

С.Р. Моисеев. - М.: Экономистъ, 2008. - 652 с.

9. Денежн -кредитная система в спр изв дства

эко но мики Ро ссии [Текст]/ О. Л. Ро го ва. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - 302 с. -

(Со циально -эко но мическая стратегия Ро ссии)

10. Кризисная эко но мика со временно й Ро ссии: тенденции и перспективы [Текст]/ Ред. Е.Т. Гайдар. -М.: Проспект, 2010. - 656 с.

11. Макроэко но мика: пер. с англ. [Текст]/ П.Э. Самуэльсо н, В.Д. Нордхаус. - 18-е изд. - М.; С.-Пб.; Киев: Вильямс, 2009. - 592 с.

12. Со временная денежно-кредитная политика: Проблемы и перспективы [Текст]/ А.В. Улюкаев; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - 2-е изд.. - М.: Дело, 2010. - 207 с.

13. Воеводская, Н. Про блемы эволюции

финансо во го рынка [Текст]/ Н.Во еводская

//Эко но мист. - №8. - 2003.

14. www.cbr.ru. Официальный сайт Банка России.

15. www.fcsm.ru. Официальный сайт ФСФР.

16. www.gks.ru. Официальный сайт Федеральной службы го сударственно й статистики.

Вестник Орел Г Ay

№6(27)

декабрь 2010

Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_____________________________________________

Редакционный совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Дегтярев М.Г.

Зотиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецов Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мамаев А.В.

Масалов В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

Попова О.В.

Прока Н.И.

Савкин В.И.

Степанова Л.П.

Плыпун С.А. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)

Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichоgau@yandex.ru Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ 9ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.

Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 16.12.2010 Подписано в печать 28.12.2010 Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Объём 18,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР№021325 от 23.02.1999 г.

Журнал рекомендован ВАК Миноб%науки России для публикаций научных %абот, отражающих основное научное соде%жание кандидатских и докторских диссертаций

8

12

Содержание номера

Научное обеспечение устойчивого развития АПК и сельских территорий Прока Н.И., Полухин А.А., Страшко И.В. Эффективность использования ресурсного

потенциала сельского хозяйства Орловской области....................................... 2

Родионова О.А. Управленческий и эмпирический подходы к интеграции

агропродовольственном секторе экономики.............................................

Ляхова М.О., Сафронов В.В. Диверсификация экономики регионов как фактор их

социально-экономического развития......................................................

Ефименко А.Г., Климова Ю.Е. Оценка коммерческих рисков в организациях АПК............... 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Парахин Ю.Н. Анализ и оценка программ страхования аграрного сектора США................ 20

Воеводская Е.О. Развитие денежно-кредитного регулирования на современном этапе......... 24

Кружкова И.И. Биологические активы как объект российского учета и учета по

международным стандартам............................................................... 29

Ключников П.И. Проблемы и стратегические направления молодежной жилищной политики

в России............................................................................... 33

Волобуева Т.А. Проблемы развития малого бизнеса на селе................................ 35

Уварова М.Н. Развитие кооперации личных подсобных хозяйств на современном этапе........ 39

Кононов В.М., Терновых К.С., Терновых В.К. Формирование автоматизированной системы

бюджетного планирования на сельскохозяйственном предприятии........................... 41

Ловчикова Е.И., Бычкова С.И. Разработка механизма эффективного стратегического

управления региональным АПК на основе кластерного анализа............................... 45

Резвяков А.В. Методическое обеспечение процесса регионального стратегического индикативного

планирования............................. ............................................. 49

Аюбов Н.А. Развитие контроля за целевым и эффективным использованием средств в

бюджетных организациях..................................................................53

Полтарыхин А.Л. Реализация кластерного подхода в рамках продуктовых подкомплексов

системы АПК региона.................................................................... 57

Сидоренко О.В., Гуляева Т.И. Прогнозирование урожайности зерновых культур в

Орловской области...................................................................... 64

Сушкова Т.Ю. Законодательное и организационное обеспечение инвестиционной

деятельности в Ульяновской области..................................................... 69

Барбашин А.И., Петрухина М.М. Производственные типы специализированных хозяйств в

региональном картофелеводстве.......................................................... 71

Научное обеспечение развития животноводства Оксанич Н.И., Наумкин А.В. Тенденции и перспективы развития отраслей животноводства Гуляева Т.И., Трясцина Н.Ю. Состояние и перспективы развития молочного скотоводства и

рынка молока.......................................................................

Буяров В.С., Буяров А.В., Ветров А.А. Ресурсосберегающие технологии в молочном

скотоводстве Орловской области......................................................... 85

Шендаков А.И. Оценка эффективности отбора скота чёрно-пёстрой породы по молочной

продуктивности.......................................................................

Самусенко Л.Д. Молочная продуктивность голштинизированных черно-пестрых коров

зависимости от генотипа и линейной принадлежности....................................

Лещуков К.А., Мамаев А.В. Биотехнология прижизненного формирования качества

продуктов животноводства...........................................................

Масалов В.Н., Сеин О.Б., Сеин Д.О. Исследование фолликулогенеза у свиней и коров с

использованием фистул.................................................................. 106

Пискурева В.А., Гнеушева И.А., П авловская Н.Е., Игнатова Г.А. Использование отходов сельскохозяйственного производства для получения белково-углеводных кормовых добавок с

разными функциональными свойствами..................................................... 109

Научное обеспечение развития растениеводства Фесенко А.Н., Фесенко И.Н., Гуринович И.А. «Эволюционный» метод отбора на

повышение устойчивости гречихи посевной к инбридингу................................... 111

Лазарева Т.Н., Бобков С.В. Электрофоретический анализ запасных белков семян в

межвидовых скрещиваниях гороха......................................................... 116

Ковтун В.И., Ковтун Л.Н. Селекция сортов озимой пшеницы разной интенсивности на юге России 119 Макаркина М.А., Янчук Т.В., Князев С.Д. Селекция смородины черной на повышенное

содержание в ягодах растворимых сухих веществ.....................................

Титов В.Н., Дыкань А.В. Агроэкологическая оценка приемов адаптивной технологии

возделывания многолетних овощных культур..........................................

Павловская Н.Е., Г агарина А.Ю. Индуцирование апоптоза в проростках гороха........... 128

Амелин А.В., Кузнецов И.И., Зайцев В.Н. Особенности начального роста у разных

сортотипов сои......................................................................

Эксплуатация се льскохозяйственных машин и безопасность труда в А ПК Котельников В.Я., Мотин Д.В., Овчаров Ю.Н., Котельников А.В. Мониторинг и оценка

технико-экономических показателей сепарирующих машин...................................

Яровой В.Г., Шарапов А.П. Расчет оптимальных упругодемпфирующих параметров шины

как звена силовой передачи трактора...................................................

Пантюхин А.И., Кузнецов А.Л., Баранов Ю.Н. Количественная оценка надежности

человека в системах “человек — машина”.............................................

Черкасов А.Ю. Методика гармонизации системы «оператор-машина-среда» на основе

антропометрического анализа........................................................

Шестаков Ю.Г., Хуснутдинов И.А., Визиренко А.Ф., Лактионов К.С., Зубова И.И., Макеева С.В., Полехина Е.В. Система обучения безопасности труда в АПК.............

74

81

93

101

103

122

125

131

134

136

139

141

145

© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.