Научная статья на тему 'Развитие делового туризма в дестинации как поддержка экономики региона'

Развитие делового туризма в дестинации как поддержка экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1248
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / МИРОВОЙ КРИЗИС / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / REGION''S ECONOMY / TOURISM / BUSINESS TOURISM / TOURIST DESTINATION / ECONOMICAL STABILITY / WORLD CRISIS / TOURISM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коршунова У. Н.

Деловой туризм рассматривается с позиции одного из самых молодых и перспективных направлений современной туриндустрии. Показано влияние мирового кризиса на сектор делового туризма. Перечислен список организационных мероприятий и услуг делового туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business tourism development in tourist destination as a factor of region’s economy support

Business travel from the perspective of one of the youngest and the most promising areas of modern tourism industry is considered. The impact of global crisis on business tourism sector is shown. Organizational and business travel services are listed.

Текст научной работы на тему «Развитие делового туризма в дестинации как поддержка экономики региона»

BEС77IHKPMAT'2* 2011

туристской организации (ЮНВТО) и Ор- жеру туризма формировать информаци-ганизации Объединенных Наций (ООН), онную базу и повышать эффективность принципов построения вспомогательного управления деятельностью туристского счета в туризме (ВСТ) позволят менед- предприятия.

ЛИТКРЛТУРА

1. Экономика фирмы и микростатистика : учебник С. Д. Ильенкова и др.: под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика. 2007. 384 с.

2. Ронова Г. II, Попова С. Е„ Слепунин В. Л. Финансовый анализ : учебно-практ. пособие. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2007. 211 с.

3. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: практикум. 3-е изд. М. : НКЦ «Дело и сервис», 2008. 144 с.

4. Соболева Е. А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. 160с.

5. Палий II. А. Прикладная статистика: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004. 176 с.

У. Н. КОРШУНОВА

РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА ВДЕСТИНАЦИИ КАК ПОДДЕРЖКА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

УДК 338.486:711.2

Деловой туризм рассматриваемся с позиции одного т самых молодых и перспективных направлений современной туриндустрии. Показано влияние мирового кризиса ни сектор делового туризма. Перечислен список организационных мероприятий и услуг делового туризма.

Ключевые слова: туризм, деловой туризм, туристские дести нации, экономика региона, экономическая стабильность, мировой кризис, развитие туризма.

Business trawl from the perspective of one of the youngest and the nmst promising areas of modem tourism industry is considered Hie impact of global crisis on business tourism sector is shown. Organizational and business travel services are listed

Key words: tourism, business tourism, tourist destination, region's economy, economical stability, world crisis, tourism development.

В условиях финансового и экономического кризиса, который с 2008 г. затронул экономику многих стран, и в том числе России, необходимо находить нестандартные решения развития туризма.

И одним из таких решений может быть развитие делового ту ризма.

Деловой туризм - одно из самых молодых и перспективных направлений современной туриндустрии. которое с каждым годом получает стремительное развитие более чем в 150 государствах. Например. в Великобритании деловой туризм приносит ежегодно около 11,7 млрд фунтов стерлингов в казну Объединенно-

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

го Королевства, т. е. больше, например, чем поступления от сельского хозяйства. Отсюда отрасль получает солидную политическую и экономическу ю поддержку государственной власти, а британская индустрия встреч была и остается одной из веду щих в мире [3].

До наступления мирового кризиса сектор делового туризма обеспечивал ежегодно около 600 млн деловых поездок, почти 300 млрд долл. финансового оборота и существование 2,4 млн рабочих мест. По мнению зарубежных экспертов, к 2020 г. количество международных деловых поездок возрастет в три раза -с 564 млн до 1,6 млрд в год. При этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз - с 300 млрд долл. США до 2,0 трлн. а увеличение оборота в этой сфере на 1 млрд долл. приведет к созданию 100 тыс. новых рабочих мест [2|

Деловой ту ризм выделяется как вид туризма при классификации видов туризма по цели путешествия. Специалисты, работающие в сфере деловых поездок, по-разному называют деловой туризм. В английском языке, который является международным языком не только бизнеса. но и туризма, термин «tourism» в сфере делового туризма не применяется. Для этого существует отдельное понятие -«business travel».

Кроме того, для обозначения деловых поездок специалисты используют следующие понятия: «индустрия встреч» (Meetings industry), «индустрия встреч и событий» (Meeting and event industry), «инду стрия конгрессов и инсентив-меро-приятий» (Congress/Convention and incentive industry), «индустрия встреч, корпоративных и инсентив-событий» (Meeting, event and incentive industry), «индустрия событийного менеджмента и инсентив-мероприятий» (Event management and in-

centive industry), «индустрия MICE», «event-туризм» и др.

Следует отметить, что английская аббревиатура «М1СЕ» точно отражает структуру этого вида туризма, где: М -Meetings (встречи). I - Incentives (поощрительные, стимулирующие мероприятия или поездки коллектива определенной компании), С - Conferences (также Conventions) (конгрессы/конференции), Е - Events (событийные мероприятия) [ 11.

Таким образом, можно подытожить: «деловой туризм» - общее понятие, сегмент рынка, a «business-travel» и «М1СЕ» - это термины, которые обозначают виды деятельности, входящие в понятие делового ту ризма.

Однако все эти понятия подразумевают одно - как эффективно и квалифицированно в зависимости от поставленных целей организовать какое-либо мероприятие:

• успешное у частие в между народной выставке или конгрессе,

• выездной семинар или деловую встречу,

• развлекательное мероприятие с целью у крепления коллективных отношений на горизонтальном и вертикальном у ровнях для достижения в конечном итоге повышения производительности труда, развития корпоративной этики и гордости за свою компанию.

Под деловым ту ризмом подразу мевают следующие организационные мероприятия и у слуги:

• организацию и проведение конференций, семинаров, деловых встреч, переговоров, обеспечение участия в выставках. ярмарках и других мероприятиях:

• подбор подходящего помещения для мероприятия (конференц-зал, зал для презентаций, выставочные площади):

ВЕСТНИК РМА Т12 • 2011

♦ обеспечение мероприятия соответствующим оборудованием, оргтехникой, канцелярскими и расходными материалами:

♦ разработку и предложение вариантов постконгрессного обслуживания (экскурсии по городу и области, фольклорные программы, пикники и т. д.);

♦ оказание содействия в организации инсентив-мероприятий и тимбилдинго-вых программ;

♦ организацию питания участников (кофе-брейки, бизнес-ланчи, фуршеты, банкеты, кейтеринг);

♦ подбор и обеспечение оптимальных вариантов проживания участников мероприятия в гостиницах, домах отдыха, пансионатах и других средствах размещения;

♦ обеспечение участников мероприятия автотранспортом, железнодорожными и авиабилетами:

♦ обеспечение услугами переводчиков, переводчиков-синхронистов и секретарей:

♦ встречу/проводы сопровождающими гидами, трансферы, аренду транспорта:

♦ организацию рекламной и PR-компаний. освещение мероприятия в СМИ;

♦ визовое обслуживание.

Многообразие делового туризма и услуг, предоставляемых в рамках этого вида деятельности, требующего ежедневной работы, необходимой для ведения успешного бизнеса, является одним из доказательств, что сфера делового туризма действительно устойчива к любым экономическим спадам и кризисам.

Кроме того, нужно отметить, что именно деловой туризм обладает и рядом других преимуществ, выгодно отличающих сферу MICE от дру гих видов туризма.

□ Во-первых, деловой туризм является дорогостоящим и. следовательно, доход-

ным. Стоит отметить, что ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. Как правило, для таких ту ристов бронируются высококлассные отели, заказывается питание в дорогих ресторанах, бронируется перелет бизнес-классом, организуется VI Р-обслуживание в аэропортах и трансфер с первоклассным обслуживанием. Кроме того, деловые поездки организуются, как правило, с полной культурно-экскурсионной программой, у частникам предоставляются такие услуги. как аккредитация на выставку или входные билеты, услуги гидов, переводчиков и многое другое, что может быть необходимо на том или ином мероприятии.

□ Во-вторых, многие деловые путешествия совершаются в не самый загруженный для туристской дестинации период, поэтому там всегда могут рассчитывать на бизнес-гостей независимо от сезонности. Таким образом, преиму ществом делового туризма перед другими видами путешествий является также возможность использовать материальную базу в периоды межсезонья или в нсссзон. а бронирование мест для у частников конгрессов осуществляется задолго до проведения мероприятия.

□ В-третьих, путешественники, совершающие деловые поездки, меньше дру гих ту ристов связаны с окружающей средой. Большую часть времени они проводят на заседаниях, обсу ждениях, поэтому у них остается маю времени на посещение пляжей, зон отдыха, лыжных трасс и др.. что естественно способствует сохранению окру жающей среды.

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

□ В-четвертых, часто гости, посещающие ту ристский центр для участия в конференциях или выставках, а также совершающие иисентив-путешествия. - это известные люди, чье мнение может существенно повлиять на формирование имиджа туристской дестинации. Этим объясняется заинтересованность местных властей в привлечении как можно большего количества деловых гостей в свой город или район. Осуществляя такие мероприятия, местные власти надеются на то, что их деловые гости расскажу т об их городе, районе и стране своим родственникам. друзьям и коллегам по работе, а также на то, что они приедут еще раз уже в качестве отдыхающих или откроют здесь филиал своего бизнеса.

В связи с этим в условиях экономического кризиса и в посткризисный период для выживания на рынке туризма необходимо уделить внимание развитию именно делового туризма. К тому же Псков и Псковская область обладают всеми предпосылками для его развития.

Псковская область является очень привлекательной территорией для туристов с точки зрения расположения, экологической обстановки и культу рно-историче-ского наследия, служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ.

Главной особенностью экономического и географического положения Псковского региона является ее приграничное расположение. Псковская область имеет границы с Новгородской, Ленинградской. Тверской и Смоленской областями Российской Федерации, а также границы с Белоруссией, Эстонией и Латвией. Это дает возможность изучать историческое наследие отмеченных выше областей и стран, делиться своими достижениями

в области развития ту ризма, а также поддерживать с ними деловые и культурные контакты.

Псковская область обладает уникальным туристским и оздоровительным потенциалом. Климатические условия позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды отдыха и туризма. Природные рекреационные ресурсы области дополняются многочисленными культу рно-историческими памятниками.

Природные рекреационные ресурсы области дополняются многочисленными культурно-историческими памятниками. На ее территории находится 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия.

Данные обстоятельства создают перспективу для развития в области практически всех видов туризма: познавательного, событийного, экологического, лечебного, оздоровительного, спортивного, делового, что сможет удовлетворить туристов практически любого направления.

В настоящее время в области достаточно и предприятий размещения, питания, предприятий сферы развлечения, чтобы полностью удовлетворить спрос туристов. Псковская область располагает мощной транспортной инфраструктурой, развитой сетью автомобильных и железных дорог, здесь открыт международный аэропорт, есть речной порт, который способен связать область с приграничными странами.

Все это создает необходимые условия для позиционирования нашего города и области как места деловых встреч, проведения выставок, конференций. Псков также является идеальным местом для поощрительного туризма (инсентив-ту -

ВЕСТНИК РИА T'j• іюн

ризма): здесь есть что посмотреть, где который, в свою очередь, может положи-

отдохнуть, где развлечься [ 1}. тельно повлиять на привлечение туристов

Темпы экономического развития в Псковский регион, а также на оздоров-

Псковской области должны стать катали- ление экономики и развитие Псковской

затором для развития делового туризма, области.

ЛИТЕРАТУРА и электронные ресурсы

1. Псковский регионологический журнал. 2. URL: http://www.eup.ru Псков: ПГПУ, 2005. N° 1. 172 с. 3. URL: http://www.rspp.ru

П. П. СИМОНЕНКО

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ТУРИСТСКОГО ВУЗА

УДК 378.1:338.48+316.334.52

Турит рассматривается как способ перехода к повой инновационной экономике и новому уровню социально-экономического развития. Перечислены особенности программноцелевого подхода к развитию тури зма.

Ключевые слова: туризм, программно-целевой подход, социальное партнерство, высшее образование, туристские услуги, региональное развитие, проблемы развития туризма, качество образования.

Tourism as a way to a new innovation-based economy anti a new level of sociul-eamomic develop-ment is considered The features ofprogram-target approach are listed

Key words: tourism, program-target approach, social partnership, higher education, tourist services, regional development, tourism development problems, education quality.

Стату с любого продукта в условиях ры- трсбованностью потребителями. На рыночных отношений определяется его вое- ночное позиционирование услуг, оказы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.