Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала в Тамбовской области'

Развитие человеческого капитала в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (ИРЧП) / ИНДЕКС ИРЧП / HUMAN DEVELOPMENT INDEX (HDI) / SYSTEM OF INDICATORS / HDI INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубева Лидия Филипповна

Целью экономического развития общества является переход от уровня жизни к качеству жизни населения. Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL IN THE TAMBOV REGION

The purpose of economic development of society is a transition from standard of living to quality of life of the population. As the generalizing social and economic category includes quality of life not only a consumption level of material benefits and services, but also level of satisfaction of spiritual needs, health, life expectancy, environment conditions, moral and psychological climate, peace of mind.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала в Тамбовской области»

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. Ф. ГОЛУБЕВА

Целью экономического развития общества является переход от уровня жизни к качеству жизни населения. Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

Ключевые слова: система показателей, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс ИРЧП.

В Конституции записано РФ, что Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Еще у древних римлян одним из главных девизов было «Благо народа - высшая цель». Благополучие народа и есть показатель прогресса. В социально-экономической литературе достойная жизнь и свободное развитие человека чаще всего характеризуются уровнем жизни. При этом под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей. В свою очередь, благосостояние - это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. С целью количественного описания уровня жизни населения к настоящему времени предложено несколько систем показателей:

- система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г.;

- система показателей для оценки хода экономической реформы в России, разработанная Министерством экономики РФ и Госкомстатом России в 1993 г.;

- унифицированная система показателей, характеризующих муниципальное образование (Постановление Госкомстата России от 9.01.1998 г. N° 2).

Несмотря на достаточно большой спектр частных показателей уровня жизни населения, представленный в этих системах, вопрос об интегральном показателе уровня жизни остается от-

крытым. Отсутствие общепризнанного интегрального показателя не позволяет дать обобщенную оценку состояния страны (региона) с точки зрения уровня жизни населения, что, следовательно, делает невозможным комплексное исследование социально-экономического развития страны (региона) [5].

Представление о том, что производство все большего количества товаров и услуг является наилучшим путем повышения уровня жизни и решения других социально-экономических задач, является в определенной степени односторонним. Уровень жизни может быть относительно низким при высоких показателях экономического роста. Следовательно, традиционные макроэкономические показатели не являются адекватными характеристиками развития во всем их многообразии.

Исследованиями источников роста материального богатства, проведенными в наиболее развитых странах, установлено, что совокупность знаний и квалификации населения (человеческий фактор) является принципиально важным источником такого роста. Следовательно, образование, наука, здравоохранение должны рассматриваться не как потребляющие и непроизводственные сферы, а как совокупность отраслей экономики, состояние которых является важнейшим фактором социально-экономического развития. Исходя из признания роли человеческого фактора и благополучия самого человека в качестве цели экономического развития, от уровня жизни следует перейти к качеству жизни. Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, про-

должительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт [7].

В качестве интегрального показателя качества жизни в работе выбран индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный группой исследователей ООН.

Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития. Индекс развития человеческого потенциала -расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия - средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т. п.) в данный календарный год, т. е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

Премьер-министр В. В. Путин в ежегодном отчете о работе правительства от 20 апреля 2011 г. сообщил депутатам Госдумы, что на реализацию демографической политики в ближайшие пять лет будет выделено около 1,5 трлн руб. «Мы приступили к реализации второго этапа концепции де-

мографической политики, рассчитанного на 20112015 годы», - сказал премьер [4].

Глава кабинета министров подчеркнул, что к 2015 г. правительство рассчитывает на рост средней продолжительности жизни до 71 года, повышение уровня рождаемости на 25-30 % по сравнению с 2006 г. и снижение уровня смертности.

Глава правительства отметил, что вопросы демографии отражают качество жизни, моральнонравственный климат в обществе и состояние важнейших социальных отраслей.

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %.

Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества. Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор ба-

зового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленную собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т. д. Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других - все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя [8].

В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем - реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития -те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность при прочих равных условиях уточнить приоритетность соответствующих программ

человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях [8].

Легче измерить доходы государства, нежели развитие человека. И многие экономисты будут доказывать, что национальный доход представляет собой хороший показатель человеческого благополучия. Хотя между первым и вторым явно существует тесная связь, так как экономический рост является важным средством развития человека, второе не зависит лишь от экономического роста и уровня национального дохода. Оно также зависит от того, как используются эти ресурсы -на вооружение или производство продуктов питания, строительство дворцов или обеспечение чистой водой. А результаты деятельности людей, такие как демократическое участие в процессе принятия решений и равные права мужчин и женщин, не зависят от доходов. По этим причинам Доклад о развитии человека представляет большой перечень показателей по важным результатам деятельности человека, достигнутым в странах мира [2].

Несмотря на то, что этот перечень показателей служит основанием для оценки прогресса в развитии человека во многих его измерениях, политики также нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, нежели на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человека с самого начала публиковали индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека [3].

Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются другими показателями. ИРЧП не является всеохватывающим параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь, и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию. Недоучет этого измерения развития человека в ИРЧП стал очевиден со времени первых Докладов о развитии человека и способствовал разработке в 1991 г. индекса человеческой свободы, а в 1992 г. - индекса политической свободы. Ни один из параметров не

просуществовал и года с момента их введения, что послужило свидетельством сложности подобного количественного измерения таких комплексных аспектов развития человека.

ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов. Методика расчета ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов [8]:

- дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;

- образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

- долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Рассмотрим ИРЧП для населения Тамбовской области [1].

1. Индекс продолжительности жизни равен 0,682, что несколько выше среднего Индекса продолжительности жизни по России. Но средняя продолжительность жизни в Тамбовской области все равно остается удручающей - 65,9.

В своем выступлении глава администрации Тамбовской области О. И. Бетин на заседании Тамбовской областной Думы 29 апреля 2011 г. сказал, что за прошедший период реализован первый этап ранее разработанных в области мероприятий по улучшению демографической ситуации. За последние пять лет рождаемость выросла на 17 %, в 2010 г. она увеличилась на 3,2 %. Наметилась тенденция снижения смертности. Младенческая смертность в Тамбовской области одна из самых низких в стране. Результатом работы службы родовспоможения стало отсутствие в 2010 г. материнской смертности от акушерских причин. Вместе с тем, сохраняется демографический спад. Современные параметры рождаемости в 1,8 раза меньше, чем требуется для замещения поколений.

Но дело не только в рождаемости, но и в сохранении народонаселения. Это сегодня является ключевым фактором.

Состояние здоровья и уровень смертности отражаются на показателе продолжительности жизни, который постепенно увеличивается и составил в 2010 г. 68,8 года (Российская Федерация -68,98). У мужчин он в среднем на 18 % ниже, чем у женщин, соответственно 62,3 года и 75,6 лет.

В структуре причин смертности населения преобладают болезни системы кровообращения (62,1 %), новообразования (14,5 %), несчастные случаи, травмы и отравления (8,7 %).

В 2010 г. область вошла в Федеральную программу по снижению смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний мозга и инфаркта миокарда. На ее реализацию было выделено 393 млн руб., из них 157 млн руб. - из областного бюджета.

2. Индекс достигнутого уровня образования (Индекс образованности). Данный индекс составляет 0,898, что является ниже общероссийского, равного 0,919. Общий процент грамотности населения равен 99,7 %, что выше по сравнению с общероссийским - 99,3 %. Тем не менее, 0,3 % неграмотных людей (которые не могут прочитать, понять и написать простой текст, касающийся их повседневной жизни) довольно-таки большой процент для современного высокоразвитого общества.

3. Индекс ВВП (ВРШ) является довольно низким и составляет 0,635 (общероссийский -0,716), что говорит о невысоком экономическом развитии Тамбовской области.

Из этих трех индексов выводится общий индекс ИРЧП, который для Тамбовской области составляет 0,738, определяя ее лишь на 47 место из 84 регионов (для таких нефтедобывающих регионов как Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий АО Госкомстат считает расчеты душевого ВВП (ВРП) некорректными, а по Чеченской республике данных пока нет), т. е. можно сказать, что по ИРЧП Тамбовская область занимает срединное место среди российских регионов.

Человеческий капитал является наиболее ценным активом, обеспечивающим конкурентоспособность территории в эпоху постиндустриальной экономики. Для Тамбовской области на текущий момент приходится констатировать недостаточно высокий уровень развития человеческого капитала. В основу концепции развития человеческого капитала положено само развитие человека через расширение возможностей выбора, благодаря росту продолжительности жизни, дохода и образования [5]. Система и качество образования Тамбовской области являются локомотивом, который должен поднять уровень развития человеческого капитала, обеспечив тем самым конкурентоспособность области на рынке трудовых ресурсов и опережающее развитие инновационной экономики. Развитая сеть профессиональных образовательных учреждений всех уровней позволяет подготавливать кадры по всем востре-

бованным предприятиями области профессиям и специальностям.

В таблице 1 представлен рейтинг некоторых субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), рассчитанный в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2009-2010 годах» (на основе данных за 2009 г.). Для сравнения указаны ИРЧП и место региона в 2008 г. ИРЧП российских регионов сильнее всего зависит от состояния их экономики, поскольку самым дифференцированным компонентом является ВРП на душу населения [2].

Как следует из нижеприведенных данных, Тамбовская область имеет индекс 0,752 и занимает в России 40-е место. Среди соседних и близлежащих областей наиболее близкий к показателю

0,800 ИРЧП имеет Липецкая область (0,798), за ней следует Белгородская (0,788). Анализ динамики ИРЧП за период 2008-2009 гг. демонстрирует, что ИРЧП вырос во всех анализируемых субъектах, кроме Воронежской области.

Уровень обеспеченности образовательными учреждениями в Тамбовской области является высоким, особенно это касается дневных общеобразовательных учреждений (табл. 2).

Таблица 1

Рейтинг регионов по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 2009 г.

ВВП долл. ППС Индекс дохода ОПЖ Индекс долголе- тия Г рамот-ность Доля учащихся в возрасте 7-24 лет Индекс образо- вания ИРЧП Место в России

Москва 170 91 0,858 70,8 0,763 99,8 100,0 0,999 0.873 1

для сравнения, 2008 г. 0,866 1

Санкт-Петербург 101 33 0,771 67,3 0,706 99,8 93,1 0,976 0,817 3

для сравнения, 2008 г. 0,809 3

Липецкая область 137 32 0,822 65,7 0,678 98,4 71,4 0,894 0,798 6

для сравнения, 2008 г. 0,783 5

Белгородская область 846 4 0,741 68,2 0,720 98,6 74,1 0,904 0,788 9

для сравнения, 2008 г. 0,776 10

Курская область 704 7 0,710 65,0 0,666 98,5 80,0 0,923 0,766 23

для сравнения, 2008 г. 0,754 32

Саратовская область 628 8 0,691 65,6 0,677 99,2 74,5 0,910 0,759 31

для сравнения, 2008 г. 0,756 28

Рязанская область 719 0 0,714 64,1 0,652 98,7 74,7 0,907 0,758 33

для сравнения, 2008 г. 0,750 35

Воронежская область 545 4 0,667 66,1 0,686 98,3 77,1 0,912 0,755 37

для сравнения, 2008 год 0,756 27

Тамбовская область 597 7 0,683 1 65,6 0,676 98,1 72,6 0,896 0,752 40

для сравнения, 2008 г. 0,750 36

Пензенская область 495 8 0,652 65,7 0,679 98,4 73,4 0,901 0,744 49

для сравнения, 2008 г. 0,738 48

Таблица 2

Уровень обеспеченности образовательными учреждениями в Тамбовской области (данные за 2011 г.) на 100 тыс. чел.

Количество дневных общеобразовательных учреждений Количество дошкольных учреждений

Тамбовская область 69,7 26,2

ЦФО 38,1 28,5

РФ 41,8 32,5

Современное региональное образование Первая - обеспечить широкую образован-

должно решать две ключевые задачи. ность и получение профессиональной квалифика-

ции, включая овладение определенным набором компетенций, умений и навыков всеми жителями области, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда.

Вторая задача - выявление, отбор и специальная подготовка наиболее способных, талантливых людей из максимального числа претендентов. Развитие творческих способностей обучаемых касается всех уровней образования и является исключительно важным для реализации инновационной модели развития.

Решению первой задачи в Тамбовской области уделяется большое внимание. В рамках реализации комплексного проекта модернизации системы образования Тамбовской области планируется осуществить повышение качества и доступности общего образования за счет введения новой системы оплаты труда работников общего образования, нормативного подушевого финансирования, развития региональной системы оценки качества образования, развития сети образовательных учреждений, развития общественного участия в управлении образованием. Уже сегодня в развитии информационной среды образования произошли значительные изменения: все школы и учреждения начального профессионального образования области подключены к сети Интернет, 70 % образовательных учреждений имеют мультимедийную технику, в том числе 40 % средних школ - интерактивные доски [1].

Вместе с тем, основным фактором, сдерживающим развитие качества образования в Тамбовской области, является состав и уровень педагогических кадров, в том числе старение педагогических кадров, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная укомплектованность педагогическими кадрами образовательных учреждений, отсутствие у учителей стремления к самообразованию. Бесспорно, очевидной причиной такого положения является низкий уровень оплаты труда педагогических кадров, однако нельзя сбрасывать со счетов и необходимость постоянного качественного высокопрофессионального повышения квалификации всех работников образования с целью обучения их владению самыми «продвинутыми» знаниями, технологиями и навыками их постоянного обновления.

Как уже отмечалось, одной из важнейших задач образования является обеспечение экономики области квалифицированными трудовыми ресурсами в соответствии с требованиями регионального рынка труда. Проблема соответствия спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов Тамбовской области состоит в том, что при наличии

возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального и среднего профессионального образования все в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Этому способствуют ориентация общеобразовательных учреждений на поступление выпускников в вузы и низкий престиж рабочих профессий. Один из путей решения этой проблемы, по которому пошли в Тамбовской области, - создание механизма ежегодного формирования региональной потребности на подготовку кадров и конкурсного распределения бюджетных мест на подготовку рабочих и специалистов среднего звена в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Решение в Тамбовской области второй ключевой задачи современного образования - выявление, отбор и специальная подготовка наиболее способных, талантливых людей из максимального числа претендентов - находится в начальной стадии. Как показывает практика, наиболее талантливые и способные кадры, не находя применения своим знаниям и способностям, стремятся уехать из Тамбовской области в Москву и другие регионы. Массовый отток квалифицированных специалистов и молодых ученых вызван отставанием Тамбовской области в инновационном развитии не только от Москвы, но и от некоторых соседних регионов (Белгородская, Липецкая области). Утечка квалифицированных кадров в регионы с большей заработной платой не позволяет в короткие сроки решить кадровые проблемы предприятий области [9].

Неотъемлемым условием роста человеческого капитала, повышения образовательного уровня, преодоления проблем депопуляции, дефицита трудовых ресурсов, ускорения инновационных процессов является формирование единого культурного пространства и обеспечение равного доступа к культурным ценностям всех жителей Тамбовской области.

Литература

1. Выступление главы администрации Тамбовской области О. И. Бетина на заседании Тамбовской областной Думы от 29 апреля 2010 года // Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области. URL: http://prompred.tambov.gov.ru.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ /под общ. ред. Ю. Е. Федорова. М., 1998.

3. Ивашевский С. Л. Власть и наука (к вопросу о развитии культуры и образовательного потенциала) // Политические процессы и практики. 2011. № 3.

4. Ежегодный отчет премьер-министра В. В. Путина о работе правительства Государственной Думе от 20 апреля 2010 года // Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина. URL: http:// premier.gov.ru.

5. Критский М. М. Человеческий капитал в системе экономических отношений. М., 2003.

6. Попов В. Динамика производства при переходе к рынку: влияние объективных условий и экономической политики // Вопросы экономики. 2006. № 7.

7. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: учеб. пособие / под общ. ред. В. П. Колесова и Т. Маккинли. М., 2000.

8. Яковлев А. Структурные деформации как фактор экономических реформ в России // Инвестиционный климат и экономическая стратегия России. М., 2010.

* * *

DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL IN THE TAMBOV REGION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L. F. Golubeva

The purpose of economic development of society is a transition from standard of living to quality of life of the population. As the generalizing social and economic category includes quality of life not only a consumption level of material benefits and services, but also level of satisfaction of spiritual needs, health, life expectancy, environment conditions, moral and psychological climate, peace of mind.

Key words: system of indicators, Human Development Index (HDI), HDI index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.