Научная статья на тему 'Развитие автономии у студентов лингвистики в контексте реализации многоязычного международного проекта «Seagull»'

Развитие автономии у студентов лингвистики в контексте реализации многоязычного международного проекта «Seagull» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие автономии у студентов лингвистики в контексте реализации многоязычного международного проекта «Seagull»»

ИНФОРМАЦИЯ

РАЗВИТИЕ АВТОНОМИИ У СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОЯЗЫЧНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «SEAGULL»

Качественная профессиональная подготовка современного специалиста возможна только при формировании полноценной личности студента, ее успешной социализации в обществе. На современном этапе важное значение приобретает активное иноязычное общение и взаимодействие студентов БФУ им. И. Канта с зарубежными партнерами, в процессе которого необходимо отстаивать свою личностную позицию, уметь ее обосновывать и защищать, проявлять способность к рефлексии, обладать внутренней мотивацией, во многом обеспечивающей самостоятельность и независимость личности. Для того чтобы сформировать комплекс перечисленных выше качеств, можно использовать различные методы и приемы. Одно из них — тандем-метод как основа развития личной и образовательной автономии в процессе освоения иностранного языка.

Тандем-метод — модификация коммуникативного метода само- и взаимообучения иностранным языкам. Он основан на принципе слаженного и равноправного взаимодействия, подобного катанию двух людей на тандем-велосипеде, нацеленного на решение коммуникативных задач, сформулированных и принятых тандем-партнерами по обоюдному согласию. В зависимости от характера задач вырабатывается конкретная тактика их решения. Так, например, если тандем-партнеры интересуются совершенствованием только лексико-грамма-тической стороны общения, то все внимание уделяется, прежде всего, этому аспекту работы. Другой тандем основывается на интересах к страноведению — тогда общение направлено на расширение страноведческих знаний. Представляемый в данной статье международный проект «SEAGULL» нацелен на совершенствование устно-речевого общения студентов, в процессе которого происходит обмен мнениями, точками зрения на тот или иной вопрос, проблему, сравнение и сопоставление фактов и поведения в реальных ситуациях, поиск ответов на проблемные вопросы. Иными словами, студенты учатся отстаивать свои взгляды, выражать независимые суждения и обосновывать их правомерность, защищать свою позицию, что, несомненно, способствует развитию их самостоятельности в процессе иноязычного общения.

Проект SEAGULL (Smart Educational Autonomy through Guided Language Learning) — «Развитие образовательной автономии на основе управляемого изучения / преподавания иностранного языка. Виртуальная платформа для контролируемой языковой практики» (номер

© Тамбовкина Т. Ю., Рожкова О. Е., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016.

Сер. : Филология, педагогика, психология. № 1. С. 107—109.

проекта: 531211-LLP-1-2012-1-DE-KA2-KA2MP) успешно реализуется в БФУ им. И. Канта на кафедре лингвистики и лингводидактики Института социально-гуманитарных технологий и коммуникации с 15 ноября 2012 г. Основная цель проекта заключается в развитии языжовой и социо-культурной компетенций языжовой личности и образовательной автономии путем овладения иностранным языжом в тандеме на базе виртуальной обучающей языжовой платформы. В консорциум международного проекта SEAGULL входят: Университет Грайфсвальда (Германия), Университет Ростока (Германия), Университет Потсдама (Германия), Институт Конфуция при университете Гамбурга (Германия), Ви-таутас Магнус университет (Литва), Лундский университет (Швеция), Университет Лорэна (Франция), Университет Ататюрка (Турция), Университет Белостока (Польша), Лондонский университет, колледж Квин Мэри (Великобритания), Политехнический университет Мадрида (Испания), Лаборатория дидактических и лингвистических технологий национального заочного университета в Мадриде (Испания), Университет Мартина Лютера в Галле (Германия), Общественная школа Грайфсвальда (Германия), Институт Альберта Ле Гранда (Франция), Университет Бремена (Германия), Университет Франсиско Гарсия Са-линаса (Мексика), Университет Акадиа (Канада), Университет Батна (Алжир), Балтийский федеральный университет им. И. Канта (Россия). Целевую группу проекта составляют студенты вузов и образовательных учреждений различных профилей, в том числе бакалавры-лингвисты и магистры. Отдельно будут разработаны и представлены тематические листы, содержащие информацию о социокультурной специфике стран изучаемого языжа. Целевая группа данного направления — это широкая общественность, люди разного социального статуса, которыым, помимо получения языжовыгх знаний, необходимо ознакомиться со спецификой существования и общения в иноязыычном социуме и расширить свои знания о социокульурных особенностях страны изучаемого языжа.

Разрабатываемый вид тандем-проекта относится к сопровождаемым или поддерживаемым тандем-проектам. Сущность поддержки заключается в том, что организация и проведение проекта предполагает разработку специального методического обеспечения, состоящего из комплектов разноуровневые (А1, А2, В1, В2) тематических листов, на основе которыых происходит иноязыычное общение тандем-партнеров. Тематика создаваемых листов разнообразна и разрабатывалась с учетом уровня развития у тандем- партнеров иноязыгчной коммуникативной компетенции. Все практические материалы для осуществления языковой практики представлены на 11 европейских и азиатских языках. Они размещены на сайте проекта (seagull-tandem. eu) в свободном доступе. Следует отметить, что участие в данном проекте студентов БФУ им. И. Канта не только позволило им повысить свой уровень владения иностранными языками, но и провести ряд научных исследований специфики организации и изучения иностранных языков в тандеме, а также успешно выступить на международных семинарах и конферен-

циях. Всех, у кого возник интерес к представленному международному проекту и желание освоить новый подход к автономному овладению иностранным языком, мы приглашаем принять участие в проекте SEAGULL и оценить преимущества речевой практики на основе тандем-метода.

Т. Ю. Тамбовкина,

д-р пед. наук, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики, руководитель проекта SEAGULL

в БФУ им. И. Канта

О. Е. Рожкова,

канд. филол. наук, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики, координатор проекта SEAGULL

в БФУ им. И. Канта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.