Научная статья на тему 'Развитие андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики'

Развитие андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1948
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ANDRAGOGY / ADULT EDUCATION SYSTEM / ADVANCING EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подобед Владимир Иванович, Марон Аркадий Евсеевич

Представлены основные положения доклада для Бюро отделения профессиональной педагогики РАО, проанализировано состояние развития андрагогики, ее научных и социально-прикладных функций, имеющих актуальное значение в современный период, приводится решение бюро по данному докладу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of andragogy as an area of pedagogical and vocational knowledge and a social practice

In this paper the main theses of a report prepared for the Bureau of the Russian Academy of Education Professional Pedagogy Department are stated. The state of andragogy, as well as its scientific and social functions having a practical value are analyzed. The Bureau's opinion is provided

Текст научной работы на тему «Развитие андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики»

КТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Подобед, А. Е. Марон

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ АНДРАГОГИКИ КАК ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Представлены основные положения доклада для Бюро отделения профессиональной педагогики РАО, проанализировано состояние развития андрагогики, ее научных и социально-прикладных функций, имеющих актуальное значение в современный период, приводится решение бюро по данному докладу

Значимость исследования андрагоги-ческих проблем обусловлена новыми требованиями к системе подготовки кадров в условиях кризиса и в посткризисный период, когда цели и практика образования взрослых все более носят опережающий характер, ориентированы на конкретные социальные группы населения и конкретные социальные отношения.

Утверждение самостоятельного статуса андрагогики как области научного знания, учебной дисциплины, специальности высшего профессионального образования дано в работах С. Г. Вершловского, М. Т. Громковой, С. И. Змеева, И. А. Колесниковой, сотрудников ИОВ РАО, основывается на концепции человекознания Б. Г. Ананьева, исследованиях Ю. Н. Кулют-кина, Г. С. Сухобской, А. В. Даринского, В. Г. Онушкина, В. И. Подобеда, Е. П. Тонконогой, Г. Д. Глейзера, Т. Г. Браже, В. В. Горшковой, Е. И. Добринской, П. И. Юнацкевича и др.

Историко-педагогический анализ категории «андрагогика» позволил охарактеризовать ее как науку и научную дисциплину о теории и методике образования взрос-

лых в контексте непрерывного становления личности, область профессионально-педагогического знания и социальной практики.

Выделяют несколько этапов становления андрагогики как науки: введение понятия «андрагогика» (К. Капп, 1833 г.); формирование науки андрагогики как направления педагогики (40-60 гг. ХХ столетия); признание андрагогики как самостоятельной науки и одновременно возрастающая социокультурная ее значимость (конец ХХ века); усиление прикладной направленности и опережающих функций (XXI век).

Андрагогика рассматривается как самостоятельная отрасль педагогики, описывающая образовательные системы различных категорий взрослых (безработные, уволенные в запас военные, инвалиды, мигранты, осужденные, учащиеся вечерних школ и др.).

Объектами изучения андрагогики являются: последипломное образование, переподготовка кадров, внутрифирменное образование, последипломное образование различных категорий кадров, обучение в

ресурсных центрах предприятий, в вечерних школах, экстернатах, система дистанционного обучения и др.

Современная андрагогика как междисциплинарная наука об образовании взрослых включает:

1. Философско-методологический и культурологический аспект андрагогики: объект и предмет андрагогики, взрослый как субъект образовательной деятельности, цели и смыслы образования человека, непрерывное образование как андрагоги-ческий процесс, истоки и принципы андра-гогики, позиция сторонников «педагогики взрослых», андрагогика как «наука об обучении взрослых», новое понятие взрослости как определение своего пути в жизни, понимание качества жизни (работы В. И. Подобеда, С. Г. Вершловского, С. И. Змеева, Л. Н. Лесохиной, Н. П. Литвиновой, В. Г. Онушкина, Е. И. Огарева, В. В. Горшковой).

2. Социально-психологический аспект андрагогики: этапы жизненного и профессионального становления взрослого человека, концепция Б. Г. Ананьева «индивид ^ личность ^ субъект ^ индивидуальность», психофизические закономерности развития взрослых, кризисы развития личности взрослого и пути их преодоления, профессиональная социализация взрослых на этапах вхождения в профессию, индивидуального стиля деятельности и социо-нально-профессиональной зрелости. Наиболее глубоко теоретически и экспериментально эти вопросы представлены в работах Б. Г. Ананьева, С. Г. Вершловского, Г. А. Ключарева, Л. Н. Лесохиной, Г. С. Су-хобской, Д. И. Фельдштейна, В. В. Горшковой.

В современных условиях важнейшими являются проблемы социального и психологического сопровождения процесса обучения социально незащищенных групп населения - безработных, инвалидов, осужденных, а также обучения молодых людей в вечерних школах.

3. Дидактико-технологический и управленческий аспекты андрагогики: андраго-гические принципы и модели управления качеством обучения взрослых, понятия,

структура, основные особенности технологии обучения взрослых, психолого-андра-гогическая диагностика обучающихся взрослых, выявление характера и профессионального опыта, эмпирические теории и концепции обучения взрослых, модели обучения, отражающие этапы освоения опыта, эмпирический учебный цикл (С. И. Змеев, А. М. Митина, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая, Б. Барнет, Д. Джарвис, Д. Колб и др.).

Проблемы и противоречия, препятствующие созданию эффективной системы образования взрослых и подготовки квалифицированных кадров в современных сложных экономических условиях:

- в связи со структурными экономическими преобразованиями в стране обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации не только молодых специалистов, но и других категорий соискателей рабочих мест;

- в условиях кризиса экономики и вызванной им реструктуризации занятости населения в РФ следует ожидать увеличения активности в сфере краткосрочного переобучения персонала, которое будет осуществляться как государственными структурами и образовательными учреждениями, так и частными компаниями. В успешном переобучении большого числа высвобождающихся работников - один из залогов скорейшего преодоления кризиса;

- переход к рыночной экономике привел к упадку десятилетиями создававшейся системы внутрипроизводственного обучения. При этом к руководству предприятиями пришли новые кадры управленцев. Начиная постепенно осознавать, что персонал необходимо обучать, руководители предприятий зачастую не имеют четкого представления о специфике образования взрослых, системе организации внутрифирменного обучения персонала. Отсутствие методик андрагогической организации внутрифирменного обучения работников в новых рыночных условиях ведет к неэффективности этого процесса;

- существует проблема молодых взрослых-специалистов. Это обусловлено

тем, что, по социологическим данным, более 50% выпускников вузов идут работать не по специальности. Особенно это касается педагогических кадров. Этой категории взрослых для вхождения в рыночную экономику требуется специальная дополнительная подготовка.

Определены социально-экономические факторы, которые обусловили выбор объектов системного анализа и моделирования андрагогических процессов: объекты профессионального образования - учебные центры предприятий, внутрифирменное образование, корпоративные центры подготовки кадров, вузы, Центры дистанционного обучения; объекты социальной практики - вечерние (открытые) школы, Центры обучения безработных, инвалидов, уволенных в запас военных, Центры пенитенциарной педагогики и др.

Результатом научной деятельности ИОВ РАО по данной проблематике явились выделение и анализ андрагогических систем, комплексно реализующихся в социально-профессиональной практике подготовки кадров:

- система непрерывного образования взрослых;

- современные адаптивные системы обучения взрослых;

- системы опережающего образования взрослых;

- открытые системы.

4. Теоретико-прикладные аспекты построения систем опережающего образования специалистов.

Наибольший научный интерес представляет вопросу о предмете опережения, т.е. о содержании опережающего образования. Весьма естественно выглядит стремление предвосхитить в образовании те изменения в науке, технике и общественной жизни, которые с наибольшей вероятностью могут произойти в ближайшее или более отдаленное время. Однако реальность такова, что даже научное предвидение, основанное на всестороннем анализе явлений и путей развития событий, к сожалению, далеко не всегда оправдывается на практике. Понятно, с какими сложностями сталкивается образовательная нау-

ка при попытках построить модель содержания обучения, которое будет востребовано жизнью через несколько лет. Поэтому модель опережающего содержания оправдывается лишь в ограниченном ряде образовательных систем и практик, когда речь идет об уже известном содержании и о высокой вероятности востребования его конкретным контингентом обучающихся (повышение квалификации, ориентированное на освоение новой техники; переобучение на специальности, имеющие явную тенденцию роста востребованности в экономике; изучение иностранных языков и информационных технологий «впрок»; адаптационное обучение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и т.п.).

В андрагогической практике реализованы модели опережающего содержания при переквалификации специалистов в рамках профессии на выполнение новых усложненных функций при освоении нового технического оборудования, новых технологий производства; для педагогических кадров это соответствие целям и задачам модернизации школы (усиление функций работы с одаренными, использование здоровьесберегающих технологий, новых форм открытого и дополнительного образования, реализация идей экономической самостоятельности ОУ, оптимизация сети ОУ, учет положений проекта «Наша новая школа» и т.д. )

Получен вывод о том, что более глубоким с научной точки зрения и с практической стороны выглядит подход к опережающему образованию как модели формирования потенциала саморазвития личности, разделяемый большинством ученых, занимающихся этой проблемой. Здесь в качестве основополагающих опережающих элементов содержания образования рассматриваются не только конкретные знания и умения, но и общие характеристики образованной личности, такие как развитие интересов, убеждений, способствующих адаптации человека к изменяющейся жизни (Б. М. Бим-Бад); способности использовать полученные знания для совершенствования деятельности (В. Горше-нин); развитие личности обучающихся

(А. М. Новиков); фундаментальные общеобразовательные знания, а также знания мировоззренческого плана (А. Е. Марон, К. К. Колин и др.); развитие навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем. Опережающее образование в итоге способствует становлению глобального, ноосферного сознания, «ответственного разума», осознающего грозящие опасности и умеющего сделать все для их предотвращения (А. Д. Урсул, А. И. Су-бетто).

Обоснованы модели развития опережающей компетентности, модели развития деятельных способностей.

5. Исследован андрагогический аспект технологий опережающего обучения, рассматриваемых как специфические учебные среды жизнедеятельности взрослого, определяющие возможности его развития как человека мобильного, самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.

В операциональном плане технология реализуется как взаимосвязанная система способов и средств обучения, обеспечивающая ценностно-личностное развитие взрослого человека на основе выполнения совокупности процедур: планирование, ориентация на прогнозируемые эталоны; сопровождение образовательного пути обучаемых, моделирование формирующих действий, обеспечение условий обучения, оценки и самооценки результата, соотнесения с прогнозируемой эталонной моделью.

Современные исследования обозначенных проблем могут быть усилены операциональной составляющей - выявлением особенностей и разработка продуктивных технологий профессионального обучения, принципов использования технологии и разработка модульных программ, MES-обучение - ориентация на деятельность, центрированность на учащихся, га-рантированность результата, технология «учебной фирмы», реализация идеи «обучающейся организации», «коуч-техноло-гии», «кейс-технологии», технология фор-

мирования специалиста-аналитика на основе информационно-тренинговых систем, технология проектирования информационно-праксиологических сред для обучения взрослых.

Развитие андрагогических технологий связывается с повышенным интересом к качеству интеллектуального уровня работников предприятий и качеству их профессионального образования, и эта задача может быть успешно решена при реализации компетентностного подхода к обучению взрослых.

6. Отдельной социально значимой задачей для андрагогики как области социальной практики выступает обучение социально незащищенных молодых людей (подростков, молодежи и взрослых) в вечерней (сменной) школе.

Эти учебные учреждения последние 510 лет, по нашим наблюдениям, работают по устаревшим учебникам, программам, пособиям, не учитывающим специфику контингента учащихся и подготовку учителей. В условиях регионального и муниципального образования, как правило, отсутствуют стратегические планы и программы развития образования в этих школах, финансирование и материальное оснащение учебных заведений осуществляется по остаточному принципу, в институтах повышения квалификации отсутствуют специалисты по вечернему образованию (нами создан УМК по физике, математике, опубликован в издательствах «Просвещение» и «Дрофа»).

Данные результаты получены на базе широкого эксперимента в системе ИПК, на базах Северо-Западного заочного технического университета, завода «Метахим» (Ресурсный Центр переподготовки кадров), вечерних школ Санкт-Петербурга, Новгородского регионального Центра развития образования, учреждений пенитенциарной педагогики.

Таким образом, анализ понятийного аппарата, объекта, предмета исследований структуры андрагогики, этапов ее становления, ведущих философско-методологи-ческих, социально-педагогических, управ-ленческо-дидактических функций, запро-

сов рынка труда позволил выявить актуальные направления образования взрослых - развитие систем опережающего образования, адаптивных систем, открытых систем общего и профессионального образования взрослых.

Исследование подтвердило значимость комплексного анализа реальных объектов образования взрослых, их осмысления с позиций учета специфики взрослой личности, этапов ее жизненного и профессионального пути с целью адаптации к экономическим условиям производства для достижения достойного качества образования и жизни. Этот анализ важен для развития как общей андрагогики, так и прикладных ее аспектов. Перестройка и ориентация традиционных форм - профессиональных колледжей, учреждений СПО, вузов - на переподготовку разных групп специалистов в соответствии с заказами служб занятости предполагает учет в образовательном процессе достижений современной андрагогической науки как в условиях кризиса, так и в послекризисный период в России.

В прогностическом аспекте развитие комплексных исследований методологических и практико-ориентированных про-

блем андрагогики и систем опережающего образования взрослых входит в план фундаментальных исследований ИОВ РАО на 2008 -2012 гг. по проекту «Методология непрерывного образования взрослых как основа развития образовательного пространства СНГ», направленных на выявление закономерностей и тенденций развития системы непрерывного образования взрослых России и стран СНГ;

Результаты исследований андрагоги-ческих систем и социально-профессиональной практики изложены в монографиях, подготовленных в ИОВ РАО:

■ Непрерывное образование в условиях трансформации. - М., 2002 (Авторы Г. Клю-чарев. Е. Огарев).

■ Практическая андрагогика. Т.1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - СПб., 2003.

■ Практическая андрагогика. Т.2. Опережающее образование взрослых / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - СПб., 2009.

■ Основы андрагогики / Авторы И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др. / под ред. И. А. Колесниковой. -М.: «Академия», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.