УДК 379.85:338.48
СТАРОСТЕНКО К.В. Развитие активного туризма
в России: проблемы и перспективы
В статье раскрываются проблемы и анализируются возможности развития активного туризма в России.
Ключевые слова: активный туризм, развитие, кризис.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных исследователей убеждают, что развитие туризма в той или иной стране способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д. В соответствии с Манильской декларацией по мировому туризму (1980 г.) под туризмом понимается деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения1. И это вполне правомерно. Сегодня туризм оказывает заметное влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, вынуждает правительства государств, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
К сожалению, в Российской Федерации туризм развит недостаточно хорошо, поэтому он не играет существенной роли в экономике и социальной сфере общества. Так, например, в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий из 113 государств мира наша страна занимает только 59-е место. Согласно социологическим исследованиям, в отечественной индустрии туризма и со-
путствующих отраслях занято 5,6% от общей занятости населения, в то время как в среднем в мире этот показатель составляет 8%. По оценкам Всемирного Совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7% ВВП (для сравнения, в среднем в мире - 9,7%), инвестиции в туристскую индустрию составляют 12,1% от общих инвестиций2.
К числу основных факторов, оказывающих отрицательное влияние на развитие российской индустрии туризма, следует отнести следующие:
- резкое сокращение платежеспособного спроса населения;
- рост числа туристов, самостоятельно бронирующих туристские услуги, в первую очередь услуги средств размещения;
- сокращение путешествующих в страны с высоким риском вирусных заболеваний, нестабильной социально-политической ситуацией и техногенными рисками;
- ограничение доступа туристских компаний к кредитным ресурсам и высокие ставки за пользование ими;
- изменение структуры потребительского спроса на туристские услуги: более востребованными стали поездки экономического класса и отдых на облагороженных отечественных курортах, популярнее стали маршруты выходного дня.
В результате воздействия указанных выше факторов снизились доходы туроператоров, усилилась ценовая конкуренция,
возрос дефицит ликвидности, значительно сократилось количество мелких турфирм. Выездной туристский поток, к примеру, в 2009 г. снизился на 15,5% и составил 9,6 млн. туристов. Одновременно уменьшился объем въездного туризма на 8,5%, что в натуральном выражении составило 2,1 млн. туристов. При общем увеличении внутреннего потока путешествующих, количество организованных туристов сократилось до 28,2 млн. человек и составило 10,5%3.
Как показывает анализ социологических изысканий, посвященных вопросам индустрии туризма, эффективному развитию этой сферы в современной России мешают имеющиеся глубокие противоречия в ее организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. По мнению исследователя С.Е. Безручко, состояние туризма в нашей стране можно охарактеризовать как определенный противоречивый процесс. С одной стороны, современное состояние туризма в Российской Федерации расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России5.
При всех имеющихся издержках, Россия с каждым годом все более активно включается в мировой рынок туризма и стремится преодолеть факторы, сдерживающие этот процесс, в частности:
- отставание отрасли от зарубежных аналогов;
- неэффективность государственной политики в сфере туризма;
- незначительность поступления инвестиций в отрасль;
- ухудшение организации плановой деятельности и, как следствие, ограничение возможностей перспектив развития туристской деятельности в условиях жесткой конкуренции.
Не менее важной проблемой в развитии туризма в Российской Федерации является внедрение новых форм и способов туристской деятельности. Способность предвидения перспектив будущего туристского рынка и потребностей его участников означает иметь преимущества над конкурентами, обеспечивать успех предпринимательства нашей страны в туристской деятельности на международном уровне.
В этом плане нам хотелось бы поднять проблему активного туризма как формы путешествий по маршрутам невысоких (до III) категорий сложности, преимущественно в слабоизмененной природной среде, с использованием активных способов передвижения5.
Таблица 16
Степень сложности Виды походов Протяженность, км Продолжительность, дней
2 Пешеходные, лыжные 50 4-6
Пешеходные в горах 40 4-6
Велосипедные 80 4-6
Водные 40 4-6
1 Пешеходные, лыжные 30 3-4
Пешеходные в горах 25 3-4
Велосипедные 50 3-4
Водные 25 3-4
По содержанию этот вид туризма основывается на маршрутах неклассифицированных (1-11 категорий сложности) и не дает права его участникам получать спортивные разряды и звания. В основном маршруты активного туризма имеют незначительную протяженность и продолжительность, меньшую, чем установлены для походов, предназначенных для спортивного туризма.
По способу передвижения активный туризм, как и другие виды туризма, дифференцирован на пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, конный, авто- и мототуризм и спелеотуризм. В связи с тем, что достижение спортивных результатов не является главной целью активного туризма, он может быть более массовым, доступным для широких слоев населения. Суть данного вида туризма
№ 2 2011 г.
заключается в том, что путешествующие сами ставят цель и определяют в соответствии с нею задачи того или иного похода. В эти задачи могут входить и прохождение запланированного маршрута, где встречаются препятствия различной сложности, и пути их преодоления к определенным достопримечательностям природы. При этом маршруты активного туризма должны соответствовать следующим критериям: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое, надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым7.
И в этом случае необходимо подчеркнуть, что Российская Федерация имеет богатый потенциал для развития активного туризма. Этому в большей мере способствуют протяженность территории, районы с низкой плотностью населения, многообразие ландшафтов и климатических зон, обилие природных заповедников и историко-культурных достопримечательностей.
Анализ показывает, что в последние годы приоритет среди россиян имеет активный туризм. Оптимизируется работа инструкторов, контролирующих обстановку на маршрутах следования и обеспечивающих тем самым необходимую безопасность, отлаживается их взаимодействие и обмен информацией с подразделениями МЧС. Туристские фирмы имеют возможность приобрести специальное снаряжение, оборудование и средства связи, позволяющие приобщить к активному туризму людей, не обладающих специальными знаниями и достаточным опытом для организации самостоятельных путешествий.
Наиболее успешно в Российской Федерации развивается лыжный туризм. Зона его распространения - это Центральная Россия, Русская равнина, Ленинградская область, Карелия, Архангельская область, Тиманский кряж, Хибины, Южный, Средний и Северный Урал, Приполярный и Полярный Урал. Данный вид туризма модернизируется в последние годы наиболее интенсивно: лыжные туры, организуемые туристическими фирмами, прохо-
дят в сопровождении снегоходов, прокладывающих лыжню и перевозящих багаж и снаряжение, в котором может находиться теплая палатка с печкой.
Не уступает в динамичности развития лыжному и водный турим. Пользуется спросом у населения организация путешествий на парусных и гребных судах по рекам, озерам, морям и водохранилищам. Все большую популярность на территории страны набирает рафтинг - сплав по порожистым рекам на больших надувных бескаркасных судах - рафтах. Основными центрами проведения рафтинг-туров являются Алтай, Карелия и Кавказ. Существуют интересные маршруты по рекам Кольского полуострова, Якутии, Восточной Сибири, Дальнего Востока, программа которых позволяет не только поработать веслами, но и познакомиться с красотой диких и заповедных районов нашей страны. Растущая популярность сплавов по бурной воде вызвала в России появление туров для каякеров в Карелии.
Одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма является велотуризм. Путешествия на велосипедах по равнинной и пересеченной местности, горным тропам привлекают не только ощущением скорости, свободы, но и познавательными экскурсиями и возможностью полноценного отдыха на природе. У велотуризма в России огромное будущее. В последнее время в немалой степени этому способствует популярность велосипеда как экономичного, довольно быстрого средства передвижения, возможность его повсеместного использования как дружественного природе транспорта, а также средства передвижения при проведении модных в настоящее время экологических туров. Для велотуристов налажены маршруты в Центральной России и в Поволжье, на Урале (преимущественно Южном), в предгорьях Кавказа, в Байкальском регионе.
В России постепенно набирают популярность и другие виды туризма с активными способами передвижения - джип-туры и сафари на снегоходах и квадро-циклах. Отдых в движении имеет ряд несомненных преимуществ, к числу которых можно отнести: путешествие небольшой компанией на значительные расстояния,
отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж. При организации джип-туров атмосфера странствий и приключений и даже азарт являются неотъемлемыми атрибутами независимо оттого, основан ли джип-тур на созерцании красивых видов, или это трофи-рейд, включающий строительство переправ через реки и вытягивание машин из грязи. Активно джи-пинг развивается в Краснодарском крае, в Карелии, налажены джип-туры в Центральной России, на Алтае и Байкале.
Потенциал развития сафари на снегоходах в России огромен. В северных регионах России снежные сафари могли бы серьезно разнообразить традиционные программы отдыха и привлечь значительное количество российских и иностранных туристов. В настоящее время наибольшее количество путешествий на снегоходах проводится на северо-западе России, разработан ряд маршрутов в Центральной России и Сибири.
Таким образом, активный туризм в России может стать одним из главных видов туристской деятельности, а в ряде регионов он может заложить основу для устойчивого развития экономики. Отдых на природе в сочетании с получением знаний в области истории и географии страны дает возможность путешественникам, уставшим от воздействия техногенной среды, восстановить не только защитные функции организма, но и в целом - гармонию в сво-
ем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании эколого-нравственного мировоззрения.
1 Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 г (Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года) // http://kfs.mosreg.ru/ пог_рау_<^ос_Шп7т/687.Мт1
2 Постановление Правительства Орловской области от 12 января 2010 г № 4 "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы" // Ь|Мр://оге1-гедюп.ги/1п<^ех.рЬ|р?Ь|еа<^= 6&ра«=73&ипК=5&ор=8&т=3
3Назина Н. О состоянии дел и развитии горнолыжного туризма в России // Горнолыжная индустрия России. 2010. № 5. С. 10-11.
4 Безручко С.Е. Управление туристско-рек-реационной сферой в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод): автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Майкоп, 2006. С. 3.
5 Мышлявцева С.Э. Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации): автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.04. Пермь, 2007. С. 8.
6 Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ) (категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов) (Утверждено Федерацией спортивного туризма Туристско-спортивного союза России 1 февраля 1995 года) // http://a-lapin.narod.ru/Evskm.htm
7 Квартальянов В. А. Туризм. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2003. С. 79.
№ 2 2011 г.