Научная статья на тему 'Развитие академической мобильности студентов в условиях поликультурного образования в университетах Германии'

Развитие академической мобильности студентов в условиях поликультурного образования в университетах Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / РАЗВИТИЕ / ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается опыт развития академической мобильности студентов в условиях поликультурного образования в университетах Германии, выделены особенности развития академической мобильности на государственном и университетском уровнях, что дает возможность более эффективно использовать зарубежный опыт для дальнейшего совершенствования отечественных концепций развития академической мобильности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие академической мобильности студентов в условиях поликультурного образования в университетах Германии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 2410-700Х

психологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957, с.417-424.

30.Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М.: Высшая школа, 1971. - 320 с.

31.Гальперин П.Я. О формировании чувственных образов и понятий. // Материалы совещания по психологии. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - С. 417-425.

32.Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР. - Т.1. - М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959 г. - 445 с.

33.Ланда Л.Н. Алгоритмизация обучения. - М.: Просвещение, 1966. - 524 с.

34.Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания. М.: Просвещение, 1968. - 220 с. 35.3инченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. - М.: Просвещение, 1969. - 659с.

36.Беляев Б.В. О зависимости объема внимания от практической деятельности. //Доклады АПН РСФСР, 1959. N 1. - С.85-87.

37.Страхов И.В. Психология внимания. - Саратов: изд-во СШПИб 1968. - 52 с.

38.Кабанова О.Я., Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Опыт применения теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе. //Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Вып. 2.М., 1989. - 68 с.

© Колобаев В.К., Жаворонкова Е. М., 2016

УДК 378.141.274

Кравцова Татьяна Владимировна

аспирант кафедры педагогики "СибГУФК", преподаватель БПОУ «ОАТК» г. Омск, РФ, k786758@mail.ru

РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ ГЕРМАНИИ.

Аннотация

В статье рассматривается опыт развития академической мобильности студентов в условиях поликультурного образования в университетах Германии, выделены особенности развития академической мобильности на государственном и университетском уровнях, что дает возможность более эффективно использовать зарубежный опыт для дальнейшего совершенствования отечественных концепций развития академической мобильности студентов.

Ключевые слова

Академическая мобильность студентов, поликультурное образование, университет, развитие, опыт.

Пересечение границ в Европе имеет давнюю историю. Многие студенты средневековых европейских университетов были из разных стран. Ремесленники, прежде чем обосноваться, путешествовали по всей Европе с целью получения профессиональных знаний. Принципом академического обмена являлось «учиться у других». Немецкие университеты, которые предлагали престижное образование, сыграли особую роль, к концу 19 -го века, уже 10 тысяч американцев учились в Германии. У российской молодежи немецкие университеты также пользовались высокой репутацией.

Рассвет академической мобильности студентов в Германии начинается после Второй мировой войны, когда она была занята восстановлением университетов, высшего образования и науки, возрождением международных академических отношений [1, 257]. Соединенные Штаты стремились к «перевоспитанию» немецких граждан, основываясь на образовательном обмене, который рассматривался как инструмент политической интеграции. Быстрый рост потока студентов между Западной Европой и Америкой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

способствовал достижению политических целей - поддержанию взаимовыгодных отношений с иностранными экономическими элитами.

Первый импульс для интеграции в международное научное сообщество пришел с развитием программ обмена между союзными державами и проведением приглашенными профессорами лекций для эмигрантов [3, 243]. Первые рабочие мигранты прибыли в ФРГ еще в начале 50-х годов и их число постоянно увеличивалось из-за политических событий в мире. Мигранты отличались своими культурными и религиозными традициями и системой ценностей. Что повлекло за собой перестройку деятельности учебных учреждений с учетом поликультурного образования, введение билингвизма.

В 1996 г. решение КМК "О поликультурном образовании" потребовало смены перспектив в сфере образования в сторону поликультурного образования в контексте формирования глобального, многоязычного и плюралистического общества [4, 172]. В Решение КМК выделяются следующие цели поликультурного образования: поддержка мобильности, содействие европейской интеграции, принятие во внимание культурного многообразия.

Данные цели полностью соответствуют приоритетам развития поликультурной образовательной политики, опубликованных в докладе Федерального Правительства Германии 2010/2011: содействие обучению немецкого языка за рубежом; глобальное распространение образования и знаний; культурный обмен и распространение немецкой культуры и искусства за рубежом; решения конфликтов и мирная политика посредством межкультурного диалога; поддержки процесса европейской интеграции.

Первым шагом для достижения существующего эффекта от мобильности явилось создание совместных учебных программ, а также запуск ERASMUS (Европейского совета по обмену студентами и преподавателями между университетами стран участниц Европейского союза). В рамках этого проекта, студенты получают грант для покрытия расходов на обучение в университетах, где осуществляется взаимное признание дипломов. Чтобы увеличить число мобильных студентов Германия начала бесплатную программу стипендии для мобильности. Данная программа тесно связана с программой ERASMUS для студентов, университеты в которых они учатся, до этого не сотрудничали с немецкими высшими учебными заведениями. География немецких студентов за границей рассеяна высоко. Немецкие студенты выбирают для продолжения обучения такие страны, как Австрия, Нидерланды и Соединенное Королевство Великобритании. Около трети всех немецких студентов посещают зарубежные страны для академических целей.

Для улучшения академической мобильности и развития поликультурного образования по инициативе Германии были созданы специализированные структуры: DAAD, Германо-Французское молодежное бюро, Балтийский секретариат по молодежным вопросам, Координационный центр германо-израильского молодежного обмена «ConAct», Комиссия по поликультурному образованию и др.

Для улучшения положения иностранных студентов в Германии предпринимается ряд мер, призванных адаптировать иностранцев к немецким условиям образования: вводятся специальные службы для регистрации иностранцев, комплексные службы по социальному обеспечению в немецких университетах, организуются бесплатные курсы немецкого языка и т. д. Так в 2000 г. Конференция ректоров одобрила тест «TestDaF» (немецкий как иностранный), успешная сдача которого дает возможность студенту быть зачисленным в любой вуз страны. По мнению Суховой Л.В. важным достижением для привлечения студентов в вузы Германии является снятие запрета на работу иностранным гражданам, а также получение практически бессрочной визы при условии прохождения одного года практики после окончания обучения [5, 103].

Все высшие учебные заведения профессионального образования в Германии реализуют программы академической мобильности студентов. В стране насчитывают более 250 программ, которые в основном служат для обеспечения индивидуальных грантов для немецких и иностранных студентов.

Для анализа опыта развитие академической мобильности студентов в условиях поликультурного образования на уровне университетов необходимо рассмотреть систему высшего образования в Германии, которая основывается на четырех незыблемых принципах. Во-первых, высшие учебные заведения в Германии сильно ориентированы на науку и исследования, которые отражают по-прежнему распространение

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

гумбольдтовского идеала единства научных исследований и обучения. Во-вторых, система высшего образования не сильно дифференцирована по качеству, как например, американская система с ее элитными университетами. В-третьих, в соответствии с немецкими «идеологическими и нормативными обязательствами в отношении системы заочного обучения», данные программы обычно направлены на получение профессиональной квалификации. Наконец, большое влияние оказывает на немецкие вузы государство.

Принимая во внимание эти четыре принципа немецкую систему высшего образования можно охарактеризовать как «федеральную систему со строгими координационными элементами» [6, 356]. Система высшего образования в германии имеет многоуровневый характер, поэтому для нее специфично большое число участников. В интернационализацию и европеизацию системы высшего образования Германии вовлечены: Федеральное министерство образования и исследований, постоянная конференция министров образования и культуры, DAAD, фонд В. фон Гумбольдта, центр развития высшего образования и т.д. Главным принципом высшего образования в Германии - это "академическая свобода". Каждый студент может самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин. Одним из главных инструментов развития академической мобильности в университетах является выдача каждому выпускнику приложения к диплому, что обеспечивает признание квалификаций. В Саламанке (2001 г.) ректоры европейских университетов назвали приложение к диплому "одним из существующих инструментов для обеспечения признания и мобильности" [2].

Важность академической мобильности и поликультурных условий для ее создания обсуждается всеми членами болонского процесса. Внимание уделяется программам с получением двойных дипломов или программам с пребыванием одного или нескольких семестров заграницей. Цель программ двойных дипломов заключается в гармонизации учебных программ вузов-партнеров и обеспечение взаимного признания документов об образовании. Часть исследований студенты проводят в своем университете, а часть в университете-партнере. Это возможно при наличие партнерских соглашений между вузами и благодаря кредитной системы ECTS. Присвоение совместных степеней в Германии осуществляется уже давно, особенно с университетами Франции. Как сообщает правительство, приблизительно 4500 немецких студентов имеют совместные степени, около 31% высших учебных заведений Германии работают совместно с университетами единого европейского образовательного пространства. Сейчас проведение студентом одного семестра за границей в Германии считается практически как обязательная часть учебного плана. Кроме того, немецкие студенты имеют право получать финансовую помощь и те, кто провел, по крайней мере, один год, учась в Германии, продолжают получать эту поддержку, если они намериваются продолжить свою учебу в другом университете Европы.

При каждом высшем учебном заведении Германии существуют международные отделы по обеспечению мобильности. Они оказывают паспортно-визовую и жилищно-коммунальную помощь, например, при оформлении пребывания (регистрация, страхование на случай болезни и т.д.), а также при поиске жилья. При университетах есть центры предвузовской подготовки (Studienkolleg), где иностранные студенты могут выучить немецкий язык или углубить уже имеющиеся знания. Языковые курсы предназначены для обучения языковым навыкам, направленным на понимание студентами немецкой жизни и культуры. Курсы ориентированы на иностранных студентов. Кроме этого необходимо отметить большой объем доступной информации студентам об университетах, программах, учебе, академическому обмену.

В связи с географическим положением и тесными связями между странами Европы, в Германии накоплен богатый опыт реализации и развития академической мобильности студентов.

Таким образом, можно выделить несколько ключевых моментов удачного развития академической мобильности в условиях поликультурного образования в Германии, которые могут быть заимствованы в качестве идей развития академической мобильности в отечественных университетах. На уровне государства: во-первых, в стране имеется большое разнообразие относительно информации, ее доступности, разработана стратегия руководства академической мобильностью, имеется передовая практика по ее развитию. На уровне государства разрабатываются стратегии и программы развития поликультурного образования, особенно в средней школе. Во-вторых, принимая во внимание лингвистическое разнообразие европейских стран, важное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х

способом повысить мобильность является изучение иностранного языка. В Германии иностранный язык учат в школе, он является обязательным предметом, также введен второй иностранный язык, реализуется множество билингвальных программ, идет тенденция к изучению трех языков. Существуют организации и центры, которые обучают немецкому языку и культуре страны за пределами Германии, например, DAAD, университет Гете. В-третьих, в стране широко развита система поддержки студентов в виде грантов и стипендий, образовательных программ благодаря специальным службам академической мобильности и центрам поликультурного образования. В-четвертых, принимаются меры по улучшению условий пребывания иностранных студентов: возможность работать во время учебы и по ее окончании, бессрочное продление визы для работы, предлагается значительно более гибкие условия получения вида на постоянное место жительство.

На уровне университетов: во-первых, признание квалификации с помощью европейской системы кредитов (ECTS), главным преимуществом которой считается формальная возможность конвертации результатов обучения внутри страны и за ее пределами; широкое распространение приложения к диплому. Во-вторых, внедрение программ двойных дипломов, которые предполагает обязательное обучение или прохождение практики студентом в вузе-партнере; распространение билингвальных программ, где обучение ведется на двух языках, которые являются не целью, а средством обучения, что позволяет студенту более углубится в культуру и традиции страны пребывания. В-третьих: тесное взаимодействие немецких университетов со многими иностранными вузами и предприятиями; в-четвертых: развитая инфраструктура поддержки иностранных студентов: наличие центров адаптации иностранных студентов при университетах, которые реализуют ряд программ, направленных на адаптацию студентов для учебы и проживания в иноязычной культуре страны обучения.

Список использованной литературы:

1. Heinemann, M. "The German universities after the Second World War", Messina: Rubbettino, 1994.

2. Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций. Саламанка, 29-30 марта 2001 года. Электронный ресурс. -URL: http://www.teacher-edu.ru/wmc/bol/1075715680

3. Krauss, M. "Gedankenaustausch über Probleme und Methoden der Forschung": Transatlantische Gastprofessoren aus Emigrantenkreisen in Westdeutschland nach 1945', Berichte zur Wissenschaftsgeschichte, 2006.

4. Сулейманов, И.Т. Становление и развитие поликультурного образования в Германии: Дисс. канд. пед. наук. Ульяновск, 2010.

5. Сухова Л.В. Система подготовки специалистов к иноязычной коммуникации в профессиональной сфере: Дисс. док. пед. наук. Волгоград, 2010.

6. Teichler, U. International Student Mobility in Europe in the Context of the Bologna Process. Journal of International Education and Leadership, Spring 2012.

© Кравцова Т. В., 2016

УДК 159.9.075

Кудрявская Дарья Павловна

магистрант ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

г.Курск, РФ E-mail: dashakud@mail. ru

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация

Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью, несмотря на многочисленные исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.