Научная статья на тему 'Развитие административной реформы в Республике Татарстан'

Развитие административной реформы в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
256
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / СТАНДАРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ПРОЦЕСС / ADMINISTRATIVE REFORM / STANDARD / PUBLIC ADMINISTRATION / FUNCTION OF PUBLIC ADMINISTRATION / SYSTEM OF INDICATIVE MANAGEMENT / E-GOVERNMENT / SYSTEM OF PUBLIC ELECTRONIC SALES / ADMINISTRATIVE REGULATIONS / PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахтямова Н. М., Сопин В. Ф.

Статья посвящена одному из важнейших механизмов государственного управления развитию административной реформы на примере Республики Татарстан. Рассматриваются актуальные вопросы административного реформирования, которые включает в себя совокупность результатов, выявленных авторами для использования новых технологий принятия управленческих решений, как инструментария административной реформы в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers one of the most important instruments of public administration the development of administrative reform by the example of the Republic of Tatarstan. The article highlights the important points of administrative reform which include the whole amount of results singled out by the author for application as the new ways of taking management decisions.

Текст научной работы на тему «Развитие административной реформы в Республике Татарстан»

УПРАВЛЕНИЕ, ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

УДК 334.025

Н. М. Ахтямова, В. Ф. Сопин

РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: административная реформа, стандарт, государственное управление, функция государственного управления, система индикативного управления, электронное правительство, система электронных публичных торгов, административный регламент, процесс, administrative reform, standard, public administration, function of public administration, system of indicative management, e-government, system of public electronic sales, administrative regulations, process.

Статья посвящена одному из важнейших механизмов государственного управления - развитию административной реформы на примере Республики Татарстан. Рассматриваются актуальные вопросы административного реформирования, которые включает в себя совокупность результатов, выявленных авторами для использования новых технологий принятия управленческих решений, как инструментария административной реформы в Республике Татарстан. The article covers one of the most important instruments of public administration - the development of administrative reform by the example of the Republic of Tatarstan. The article highlights the important points of administrative reform which include the whole amount of results singled out by the author for application as the new ways of taking management decisions.

Реформирование системы государственного управления в России - одно из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Основополагающим

документом проведения административной реформы является концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008гг., которая создала необходимую нормативную и методологическую базу для системного развития административных реформ на региональном уровне. В ходе реформационных

преобразований, проводимых в каждом субъекте Российской Федерации, вырабатываются новые подходы и механизмы с учетом особенностей и традиций, присущих определенному региону. Ответственными за реализацию административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008гг. являются Правительственная комиссия по проведению административной реформы, комиссии по проведению административной реформы,

создаваемые в субъектах Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации [1].

В Республике Татарстан в рамках реализации административной реформы принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.07.2006 № 346. В данном постановлении выделены приоритетные направления административной реформы:

1) развитие системы индикативного управления для органов местного

самоуправления;

2) развитие системы индикативного управления в контуре деятельности органов государственного управления;

3) дальнейшая стандартизация деятельности органов исполнительной власти;

4) реализация антикоррупционных мероприятий;

5) развитие системы электронных публичных торгов;

6) раскрытие информации органов исполнительной власти Республики Татарстан в электронной форме;

7) создание эффективной системы взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления [2].

Первые шаги административной реформы в Республике Татарстан были сделаны в 1996 г. Рассмотрим этапы реализации административной реформы в Республике Татарстан (табл. 1).

Таблица 1 - Этапы реализации административной реформы в Республике Татарстан

I этап (1996-1998 гг.) Разработка системы стандартов и норм, а также объема социальных гарантий.

II этап (1999-2001 гг.) III этап (2002-2005 гг.) IV этап (2006-по наст.вр.) Перевод консолидированного бюджета на нормативные принципы формирования. Введение системы индикативного управления. Формирование новой организационной структуры Правительства. Полномасштабная подготовка к введению в действие ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Введение первого пилотного комплекса административных регламентов по типу «одного окна». Разработка и реализация мер по борьбе с коррупцией. Разработка и внедрение комплекса административных регламентов для всех органов исполнительной государственной власти.

Первый этап охватывал трехлетний период и содержал разработку систем социальных стандартов и норм:

1) характеристик потребительских бюджетов;

2) паспортов-характеристик объектов социальной инфраструктуры (более 16 тысяч объектов);

3) натуральных и финансовых норм;

4) информационных технологий расчета ИБР и бюджетных расходов в разрезе муниципальных образований и поселений (Подобная база упростила разработку подушевых финансовых норм).

На втором этапе развивалась система потребительских бюджетов, которая включает:

1) прожиточный минимум;

2) минимальный потребительский бюджет;

3) рациональный бюджет;

4) высокий бюджет.

Согласно введенной системы индикативного управления и формирования новой организационной структуры Правительства Республики Татарстан, современное общество ожидает от государственных служащих строгого соблюдения законов, эффективного управления, ответственности за некачественное исполнение должностных обязанностей. По мнению директора Центра экономических и социальных исследований при кабинете министров РТ А.Н. Кудрявцевой, Татарстан является единственным субъектом, который принял кодификатор функций государственного управления и определил понятие «функция государственного управления», по каждой функции обозначил индикаторы оценки эффективности ее выполнения, которые совершенствовались с учетом жизненных реалий. В выступлении Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на заседании Государственного совета Российской Федерации «О механизме взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти по разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов» были отмечены достижения программно-целевого подхода к государственному управлению, среди которых имеет место разработка и внедрение принципов индикативного управления.

На третьем этапе была произведена полномасштабная подготовка к введению в действие общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации. С 1 января 2006 года на территории республики в полном объеме был введен ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принят пакет законов Республики Татарстан, позволяющих интегрировать системы муниципального и государственного управления. Ежегодно в соглашения с органами местного самоуправления включаются критерии оценки эффективности выполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий. Результаты такой оценки также включены в публичный информационный ресурс.

Четвертый этап включает в себя разработку и внедрение комплекса административных регламентов для всех органов исполнительной государственной власти и реализацию мер по борьбе с коррупцией.

В 2005 году была разработана и принята Концепция антикоррупционной деятельности в Республике Татарстан. В 2006 году принята одноименная республиканская программа. На ее основе каждое министерство и ведомство разработало свою программу по предупреждению коррупционных проявлений со стороны сотрудников и работников подведомственных организаций. В Аппарате Президента Республики Татарстан образован специальный орган по координации антикоррупционной деятельности.

В этом же году была продолжена работа по разработке административных регламентов. На сегодняшний день создано 126 регламентов, которые включены в «Систему электронного правительства». Данный инструмент позволяет сократить время выполнения административных процедур и, таким образом, реализуется принцип одного окна, благодаря чему весь процесс становится публичен.

Эффективное предоставление государственных услуг предусматривает знание граждан (организаций, деловых кругов) о деятельности органов исполнительной власти. Решение проблемы прозрачности начинается с введения института раскрытия государственной информации. Признанным способом реализации открытости государства перед обществом и налаживания эффективных каналов взаимодействия общества и государства является претворение в жизнь в рамках административной реформы концепции электронного государства - осуществления государственной деятельности с

массовым и повсеместным использованием информационно-коммуникационных технологий в процессах государственного управления [3].

В Татарстане была представлена модель построения системы государственного управления - Электронное правительство. Внедрение системы электронных государственных услуг в республике проводится ГУ «Центр информационных технологий при кабинете министров Республики Татарстан». В июле 2007г. в рамках проекта «Электронное правительство» все органы исполнительной государственной власти Республики Татарстан перешли на систему электронного документооборота, постановлением кабинета министров РТ принято положение об учете общественного мнения при принятии общественно значимых государственных программ.

«Цель создания Электронного Правительства Республики Татарстан, - пишет А. Н. Юртаев, - является повышение эффективности деятельности и информационной открытости органов государственной власти республики, а также расширение доступа и упрощение процедур получения гражданами республики и бизнесом государственных услуг» [4].

Данный инновационный подход основан на следующих принципах:

1) Регламентация ключевых процессов, необходимых для выполнения аппаратом органа государственной власти.

2) Реализация процессов в соответствии с нормами и требованиями законодательства.

3) Гибкость структуры процессов и оперативность её адаптации в соответствии с изменениями, происходящими в законодательстве.

4) Распределение ответственности служащих за выполнение отдельных процессов.

5) Обеспечение каждого процесса необходимыми ресурсами.

6) Синхронизация и координация процессов.

7) Задание контрольных показателей выполнения каждого процесса и измерение их.

8) Применение для управления процессами повышения их качества международных и государственных стандартов, в том числе менеджмента качества 180 9001: 2000, ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001, экологического менеджмента 180 14001:2000, охраны и безопасности труда.

9) Анализ и изучение ключевых процессов с целью определения областей для улучшений и резервов для повышения эффективности деятельности.

10) Постоянное улучшение процессов.

11) Измерение и анализ результативности проводимых преобразований, в том числе на основе сравнения с лучшими достижениями по соответствующему направлению [4].

В 2007г. развивается и эффективно функционирует система электронных аукционов. На электронной площадке Агентства по государственному заказу проводятся электронные аукционы и редукционы по корпоративным заказам, а также по арестованному имуществу, что обеспечивает прозрачность процедур проведения тендеров и устанавливает контроль со стороны бизнес-структур за объективностью их проведения.

Регулярно проводится функциональный анализ эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений с целью ликвидации дублирования функций. В результате этой работы оптимизируется структура, численность и организация деятельности органов власти. Проходит стадию согласования и порядок оценки влияния результатов работы министерств на оплату труда, а также карьерный рост государственных служащих. Разработан проект программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и

муниципальных служащих. В ходе проведенного круглого стола «Административная реформа: федеральный опыт и особенности реализации в субъектах РФ» 20 апреля 2007г. были рассмотрены цели, основные направления и результаты административной реформы в стране, а также особенности её реализации в регионах. В рамках данного мероприятия в выступлении Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева прозвучало предложение о выработке единой сквозной системы показателей оценки эффективности деятельности власти, которую можно использовать на федеральном уровне, повсеместном внедрении стандартов публичных государственных услуг и административных регламентов.

На федеральном уровне был принят Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», который включает и рассматривает систему индикаторов, как основу оценки эффективности работы региональной власти. В последние годы индикаторы и показатели как инструмент управления стали неотъемлемой частью программ на региональном и федеральном уровне. В продолжение принятых решений в апреле 2008г. утверждено Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности деятельности министерств, ведомств Республики Татарстан на 2008 - 2010гг. [5].

Таким образом, все перечисленные и реализованные решения в рамках развития административной реформы в Республике Татарстан нашли свое отражение и в федеральной административной реформе.

Реформирование органов государственной власти Республики Татарстан

приобретает новую экономическую значимость. Модернизация государственного управления позволяет повысить эффективность работы, уменьшить расходы, стать ориентированным на потребителя государственных услуг.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г.

№ 1789-р «Концепция административной реформы в российской федерации в 2006 - 2008гг.»;

2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.07.2006

№ 346 «Об утверждении республиканской программы проведения административной реформы в Республике Татарстан в 2006 - 2008 гг.»;

3. Логунов, А.Б. Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы

реализации / А.Б. Логунов //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - № 22 (310); 2006 www.council.gov.ru;

4. Юртаев, А.Н. Электронное правительство: концептуальные подходы к построению / А.Н. Юртаев. - Казань: Изд-во КГУ, 2006.

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 февраля 2008г. № 69 «Об утверждении государственного заказа на управление министерствам, ведомствам Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2008 - 2010гг.».

© Н. М. Ахтямова - ведущий советник Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан; В. Ф. Сопин - д-р хим. наук, проф., зав. каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.