Научная статья на тему 'Развитие адаптированности курсантов в образовательной среде'

Развитие адаптированности курсантов в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ КУРСАНТА / SUBJECTIVITY / УРОВНИ АДАПТИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА / ADAPTATION OF STUDENTS TO EDUCATIONAL PROCESS IN UNIVERSITY / ТИПЫ АДАПТИРОВАННОСТИ / TYPES OF ADAPTATION / УРОВНИ АДАПТИРОВАННОСТИ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH TO PROFESSIONAL EDUCATION / ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ / EXTERNAL CONDITIONS OF ADAPTATION / ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / УЧЕБНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / MILITARY SCHOOL STUDENTS' SUBJECTITY / LEVEL OF STUDENTS' ADAPTATION TO LEARNING IN UNIVERSITY / LEVEL OF ADAPTATION / INTERNAL CONDITIONS OF ADAPTATION / LEARNING REFLECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Аксенова Полина Юрьевна

В статье рассматривается субъектность курсанта через показатели ее развития, важным из которых является адаптированность к образовательной среде. Показано, что мерой развития субъектности курсантов является их социально-психологическая адаптированность. Представлены уровни адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза, описана типология курсантов на основе выделенных уровней: оптимальный тип (курсанты с высоким уровнем адаптированности); потенциальный тип (курсанты со средним уровнем адаптированности); репродуктивный тип (курсанты с низким уровнем адаптированности); дезадаптивный тип (курсанты с отрицательным уровнем адаптированности). Сделан акцент на возможности изменения процесса адаптации через создание внешних (образовательных) условий и оптимизации внутренних условий в результате психолого-педагогического воздействия на личность курсанта. Перечислены и описаны внешние (организация учебной деятельности учащихся, единство психолого-педагогических требований, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса) и внутренние (субъектная активность личности, учебная рефлексия, стрессоустойчивость и др.) условия адаптации курсантов к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Аксенова Полина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjectity of military school students is examined via indices of its development, adaptation to educational environment being one of the main. It is shown that socio-psychological adaptation is the measure of student’s subjectity development. The levels of students’ adaptation to university’s educational process are presented, students’ typology based on these levels are described. Optimal type (students with high level of adaptation), potential type (students with an average level of adaptation), reproductive type (students with low level of adaptation), desadaptive type (students with negative level of adaptation) are among them. An emphasis on possibility of changing the adaptation process via creation of external (educational) conditions and optimization of internal conditions as the result of psychological-and-pedagogical support of student’s personality is made. External conditions (organization of educational activity, unity of psychological and pedagogical demands, psychological-and-pedagogical support of educational process) as well as internal (subject’s activity, educational reflection, stress tolerance, etc.) conditions of students’ adaptation to learning in university are enumerated and described.

Текст научной работы на тему «Развитие адаптированности курсантов в образовательной среде»

УДК 316.6:343.83

РАЗВИТИЕ АДАПТИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Реферат: в статье рассматривается субъектность курсанта через показатели ее развития, важным из которых является адаптированность к образовательной среде. Показано, что мерой развития субъектности курсантов является их социально-психологическая адаптированность. Представлены уровни адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза, описана типология курсантов на основе выделенных уровней: оптимальный тип (курсанты с высоким уровнем адаптированности); потенциальный тип (курсанты со средним уровнем адап-тированности); репродуктивный тип (курсанты с низким уровнем адаптирован-ности); дезадаптивный тип (курсанты с отрицательным уровнем адаптированности). Сделан акцент на возможности изменения процесса адаптации через создание внешних (образовательных) условий и оптимизации внутренних условий в результате психолого-педагогического воздействия на личность курсанта. Перечислены и описаны внешние (организация учебной деятельности учащихся, единство психолого-педагогических требований, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса) и внутренние (субъектная активность личности, учебная рефлексия, стрессоустойчивость и др.) условия адаптации курсантов к обучению в вузе.

© Аксенова Г И., Аксенова П. Ю., 2016

Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова

Ключевые слова: субъектность курсанта, уровни адаптированности курсантов к обучению в вузе, типы адап-тированности, уровни адаптированно-сти, субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию, адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза, внешние условия адаптации, внутренние условия адаптации, субъективность, активность, учебная рефлексия.

В ряде современных психолого-педагогических исследований курсанты рассматриваются с позиций субъек-тно-деятельностного подхода, согласно которому внимание акцентируется на них как на активных участниках образовательного процесса. С этих же позиций высшее профессиональное образование представляет собой процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге, обмене смыслами, творческом сотрудничестве всех его участников. Становление субъект-ности курсанта тесно связано с развитием их общекультурных и профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств и социального опыта [3, 4].

Мерой успешности развития субъ-ектности курсанта является его социально-психологическая адаптирован-ность. Можно выделить и наиболее существенные признаки, характеризующие субъектные составляющие адаптации курсантов:

1)адаптированность к деятельности как следствие развития (саморазвития)

и самореализации потенциальных возможностей личности как субъекта учебно-профессиональной деятельности;

2) активность личности, проявляющаяся в стремлении к выбору смысла жизни, среды, ближайшего окружения;

3) ответственность за принимаемые решения [2].

В ходе эмпирического исследования нами были выделены следующие типы адаптированности курсантов к обучению в вузе (на выборке 272 курсантов из разных регионов России):

1) оптимальный (курсанты с высоким уровнем адаптированности);

2) потенциальный (курсанты со средним уровнем адаптированности);

3) репродуктивный (курсанты с низким уровнем адаптированности);

4) дезадаптивный (курсанты с отрицательным уровнем адаптирован-ности).

Курсанты оптимального типа проявляют положительное отношение к обучению, уровень успеваемости высокий по всем дисциплинам. Для них характерно владение методами самостоятельной работы, ярко выраженная инициативность в обучении, активное участие в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности. Им свойственна хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, служащая источником устойчивой адекватной самооценки, и реалистичная оценка своих адаптационных возможностей. Характеризуются устойчивым состоянием эмоционального комфорта, как в учебной деятельности, так и при выполнении служебных обязанностей. Они обладают стремлением к самосовершенствованию, самопознанию и саморазвитию; учебному и служебно-профессиональ-ному росту. Им присущ высокий уровень общественной активности; полная удовлетворенность сложившимися как

личными (в коллективе курсантов), так и служебными отношениями (с командирами, курсовыми офицерами, преподавателями). Курсанты этой группы быстро ориентируются в трудных и незнакомых для них ситуациях, инициативны. Быстро адаптируются к новым условиям деятельности, способны совмещать учебную деятельность с выполнением служебных обязанностей, вырабатывая оптимальные стратегии поведения, при этом поведение нацелено не на простое приспособление, а на гармоничное развитие собственной личности.

Курсанты потенциального типа в целом проявляют положительное отношение к обучению в вузе. Они активно участвуют в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности, но преимущественно под внешним контролем со стороны курсовых офицеров, преподавателей и др. Для них характерен средний уровень эрудиции и обучаемости; уровень интеллектуальной активности нестабилен. В проблемных ситуациях склонны к недооценке(переоценке) своих адаптационных возможностей или подмене своих представлений мнением социального окружения. Выдержаны и работоспособны, но при повышенных нагрузках им свойственно нервное утомление; достаточно легко выполняют предъявляемые социальные требования, при этом иногда испытывают внутренние конфликты в связи с несогласием с ними или их неприятием. Они обладают средним уровнем эмпатийности и эмоциональной отзывчивости. Такие курсанты стараются оказать помощь и поддержку своим сокурсникам, когда, по их мнению, те действительно нуждаются в ней. Они имеют реалистический уровень притязаний и средний уровень потребности в достижении успеха; адекватно оце-

нивают себя и свои способности; достаточно решительны в преодолении адаптационных трудностей, однако не всегда при этом инициативны; мотивация на саморазвитие и самосовершенствование у них не полностью сформирована. Отличаются средним уровнем общественной активности в учебной и служебной деятельности; достаточно удовлетворены сложившимися в коллективе отношениями. Общительны; готовы к сотрудничеству, но при этом сами не всегда проявляют инициативу при установлении контактов; в конфликтных ситуациях иногда принимают позицию выжидания. Для адаптации к новым условиям деятельности курсантам этого типа необходимо прилагать достаточные усилия. При этом испытывают некоторые трудности при функционировании в одном из видов деятельности (учебной или служебной) при легкости овладения другой.

Для курсантов, принадлежащих к репродуктивному типу, характерно неопределенное отношение к системе обучения в вузе, зависящее от конкретных условий. Имеют низкий уровень сформированности умений учебно-познавательной деятельности; низкую активность в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности; освоение методов и приемов самостоятельной работы носит формальный характер и слабо выражено. Имеют низкий уровень интеллектуальной активности и неактуализированную потребность в познании; средний уровень обучаемости с тенденцией к его снижению (при отсутствии стимулирования со стороны преподавателей). Характеризуются нестабильностью состояния эмоционального комфорта, как в учебной, так и в служебной деятельности; недостаточно выдержаны и работоспособны. Учащиеся, относящиеся

к этой группе, характеризуются преобладанием пессимистического настроя в различных жизненных ситуациях; достаточно низким уровнем развития эм-патии и эмоциональной отзывчивости; недостаточно настойчивы в достижении цели и преодолении адаптационных трудностей. Присутствует понимание своих возможностей, но при этом часто отсутствует инициатива для достижения поставленных целей; стремление к познанию нового в учебной и служебной деятельности незначительно; мотивация на саморазвитие и самосовершенствование находится на низком уровне. Отличаются низким уровнем общественной активности; удовлетворенность своим положением в группе носит непостоянный, слабо выраженный характер. Такие курсанты испытывают трудности, как в учебной деятельности, так и при выполнении служебных обязанностей, но в одном случае они носят эпизодический характер, а в другом - систематический.

Курсанты дезадаптивного типа характеризуются безразличным или негативным отношением к системе обучения в специализированном вузе; учатся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Имеют низкий уровень сформированности умений учебно-познавательной деятельности; не владеют методами и приемами самостоятельной работы; активность в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности у них отсутствует. Имеют низкую потребность в познании и низкий уровень эрудиции и культуры; интеллектуально пассивны; склонны к конкретности и ригидности мышления.

Курсанты с отрицательным уровнем адаптированности к обучению отличаются состоянием эмоционального дискомфорта при выполнении учебных

заданий и исполнении служебных обязанностей, негативным эмоционально-психологическим отношением к специфическим особенностям учебно-служебной деятельности специализированного вуза. Характеризуются низким уровнем развития эмпатии и эмоциональной отзывчивости; эмоциональные проявления в поступках социального окружения часто кажутся им непонятными и лишенными смысла. Характерна мотивация на неудачу при выполнении любой деятельности. Мотивация на саморазвитие и самосовершенствование практически не развита; отсутствует стремление к учебному и служебно-профессиональному росту.

Курсанты дезадаптивного типа характеризуются пассивностью в учебной и служебной деятельности; безразличием или крайней степенью неудовлетворенности своим положением в группе. Учащиеся, принадлежащие к этой группе, отличаются безразличным или демонстративно негативным отношением к принятию традиций и норм, сложившихся в вузе; практически всегда уклоняются от выполнения служебных обязанностей. Имеют низкий уровень адаптационных возможностей; испытывают серьезные трудности в адаптации, как к учебной, так и к служебной деятельности, при этом указанные трудности носят постоянный характер. При решении проблемных ситуаций и преодолении трудностей адаптационного характера они выбирают стратегию «уход от проблемы» или «отрицание», которые, в свою очередь, приводят к формированию лжеадаптации курсантов и регрессивным проявлениям в развитии личности [4].

Наиболее оптимальная активно-деятельная позиция курсанта в учебном процессе зависит от психологически и дидактически точно выстроенной си-

стемы субъект-субъектных отношений. Перечислим некоторые принципы построения и функционирования такой системы: а) отношение к учащемуся как к свободному, равноправному и самоценному субъекту; б) готовность построить позитивное отношение к нему даже вопреки его негативному отношению к себе и другим; в) безусловное его принятие таким, каков он есть; г) открытость, искренность, стремление к содеятельности с ним [1].

Адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза носит динамичный характер, существует возможность ее изменения и оптимизации в процессе психолого-педагогического воздействия. В качестве такого воздействия могут выступать специально организованные внешние условия образовательного процесса, реализация которых должна находиться в единстве с созданием и развитием внутренних условий, связанных с субъективными характеристиками личности адаптан-тов [2, 5].

Внешними условиями являются:

организация учебной деятельности, обусловленная коллективным воздействием, которое имеет ряд преимуществ: удовлетворяется потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими; есть возможность получения обратной связи и поддержки; организуется процесс самоисследования и интроспекции; отрабатываются различные виды поведенческих умений; деятельность группы происходит на двух уровнях - осознаваемом и переживаемом. Кроме того, в составе коллектива познавательная деятельность способствует не только осуществлению самостоятельного поиска и осмыслению информации, но и стремлению к ее обсуждению. При этом существенные усилия затрачиваются на доступное

и убедительное изложение своей точки зрения, основой чего является желание понять ход мыслей партнера по взаимодействию. Другая сторона этого процесса заключается в том, что, как правило, тот, кто в данный момент является носителем информации, в следующий момент может перейти в качество субъекта, ее получающего, и тогда на первое место выходит умение слушать и слышать. Товарищеское равноправие в коллективе, с одной стороны, рождает личную сопричастность к общему делу и ответственность, а с другой - потребность личности в индивидуализации и общественном признании. Иными словами, в процессе коллективного воздействия у учащегося развивается ориентация на другого человека, потребность в оказании помощи субъекту, нуждающемуся в ней.

Роль педагога при организации коллективной деятельности носит как непосредственный, так и опосредованный характер. При этом использование той или иной формы общения с коллективом учащихся зависит от степени их сплоченности и уровня сформирован-ности коллективного взаимодействия;

единство психолого-педагогических требований заключается в единой точке зрения на формирование и развитие адаптивных личностных качеств, способствующих эффективности процесса адаптации к вузовскому обучению. Указанное условие включает в себя систему психолого-педагогического воздействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающих формирование адаптивных качеств личности курсанта;

психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение в вузе понимается нами как создание и развитие разносторонних условий посредством психолого-педа-

гогических технологий, как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направленное на решение возникающих у учащихся проблем, в частности, адаптационного характера, и всестороннее развитие личности. Кроме того, это условие предполагает диагностику сущности проблем, анализ их причин и выбор наиболее оптимальных способов решения (групповые и индивидуальные методы работы, психологические тренинги и др.). Эффективное применение тренингов личностного роста и развития адаптации курсантов к учебной деятельности направляет процесс обучения в вузе на актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и личностном самоопределении, обеспечивает социальное и психологическое благополучие учащихся, а также успешность их будущей профессиональной деятельности [1].

В качестве внутреннихусловий можно выделить следующие субъективные характеристики курсантов и особенности их проявления в деятельности:

субъектная активность личности. Активность, являясь деятельным состоянием субъекта, детерминирована внутренне (со стороны его отношения к миру) и реализуется вовне в процессах деятельности (учебной). Именно активная форма взаимодействия личности с образовательной средой вуза, в отличие от пассивной (отсутствие стремления личности воздействовать на среду адаптации; конформное отношение к требованиям и нормам, предъявляемым к ней), способствует оптимизации адаптационного процесса и свидетельствует об истинной адаптации личности. При этом большое значение отводится произвольной форме активности курсанта, предполагающей сознательный контроль тех процессов,

на формирование которых эта активность направлена (овладеть навыками самостоятельной учебной работы и научиться рационально ее планировать и др.). Субъектная активность личности является необходимым условием формирования и совершенствования адаптивных качеств индивида, успешности адаптационного процесса, его развития и саморазвития в целом. При этом субъектная активность может быть полноценной и адекватной лишь тогда, когда субъективное и объективное органично дополняют друг друга [3].

Таким образом, сущность данного качества заключается в умении поставить цель, оптимально организовать процесс решения выдвинутой задачи (развить адаптивные личностные качества, успешно адаптироваться к учебно-воспитательному процессу вуза) и грамотно управлять этим процессом в соответствии с поставленной задачей. Иными словами, такое качество направлено на формирование позиции активного анализа собственных возможностей и самостоятельное их использование в новых условиях для оптимизации процесса адаптации;

учебная рефлексия. Рефлексия в широком смысле включает в себя такие процессы, как самосознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, самопонимание и понимание другого, представление о том, каким видит человека партнер по общению, как его оценивают другие люди [4].

Мы рассматриваем учебную рефлексию в контексте формирования адаптации курсанта к вузовскому обучению. В этом ракурсе рефлексию следует анализировать в совокупности основных ее видов, реализация которых позволяет формировать адаптивные качества личности и оптимизировать

процесс адаптации к обучению в вузе. Рефлексивная опора на свои сильные стороны и минимизация своих слабых сторон в учебной деятельности позволяет субъекту сделать возможным доступ к каждому отдельно взятому качеству, психическому свойству, развивать и совершенствовать те качества, которые влияют на успешность адаптационного процесса, и нивелировать препятствующие ему;

стрессоустойчивость. Феномен стрессоустойчивости мы рассматриваем как динамичное многомерное явление, разворачивающееся во времени и характеризующееся наличием иерархии взаимодействия в двух направлениях: «состояние - устойчивая черта» и «субъективные оценки ситуации - доступные ресурсы совлада-ния»; позволяет развить системные представления о процессе адаптации личности к стрессовым ситуациям. Во взаимосвязи выделенных оценочных компонентов устойчивости к стрессу и показателей успешности адаптации к вузовскому обучению отражается системный характер этого индивидуального свойства, заключающийся в наличии специфических способов интеграции разноуровневых индивидуально-личностных характеристик, направленных на нейтрализацию неблагоприятных воздействий жизненных затруднений и факторов повышенной напряженной деятельности;

познавательные усилия. Возраст курсантов характеризуется высокой социальной и интеллектуальной активностью и является порой сложнейшего структурирования интеллекта. Именно поэтому этот период наиболее сенситивен для формирования и развития познавательных усилий, оказывающих стимулирующее влияние на продуктивность учебной деятельности, оптимизи-

рующих процесс протекания адаптации и детерминирующих ее успешный результат.

Формирование и развитие познавательных усилий происходит подвлияни-ем следующих факторов: рефлексия; позитивные эмоциональные состояния; умеренное нервно-психическое напряжение; внутренняя мотивация; удовлетворенность субъекта своим состоянием; стресс как условие улучшения показателей когнитивных процессов (при сохранности мотивационных факторов, побуждающих учащегося к целенаправленной деятельности).

Познавательные усилия являются необходимым условием адаптации курсанта к учебно-воспитательному процессу вуза, поскольку они обеспечивают стремление и готовность личности реализовать свой творческий потенциал, успешность решения проблемных задач в процессе учебной деятельности, развитие способностей, переработку и осознание собственного лич-

ностного опыта, психических свойств и качеств, детерминирующих успешность адаптационного процесса.

Список литературы

1. Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 26-33.

2. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28 -36.

3. Аксенова Г. И., Мухаметзянова Ф. Г. Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3. С. 102-106.

4. Аксенова Г И., Купцов М. И. О некоторых аспектах применения информационных технологий в психолого-педагогических исследованиях // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : сб. науч. ст. и материалов Международной конференции. Рязань, 2016. С. 16-20.

5. Аксенова П. Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу (на примере образовательных учреждений ФСИН России) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.