Н. Г. Белопольский
вице-президент АЭН Украины,
В. С. Волошин
академик АЭН Украины,
О. В. Кленин
вице-президент АЭН Украины
РАЗУМНОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ
Постановка проблемы. Современный мир достиг той точки развития, когда без фундаментальной идеи о развитии и совершенствовании общественных систем (производственных, хозяйственных), государств и мира в целом, дальнейшее его существование невозможно.
Это и вызвало необходимость написания данной статьи, основная цель которой — обратить внимание на вновь формирующуюся идею, показывающую, как сейчас и на перспективу обустроить общественные системы. Кроме того, современное человечество, к сожалению, не имеет единой, интегрирующей идеи, которая в полном объеме, во всеобщем охвате изучала бы общественные системы. Да и настало время, когда все технические, естественные и общественные науки должны сконцентрировать свои усилия, найти свое место, свою «нишу» в изучении и обустройстве общественных систем.
Найти не только теоретически, но и практически пути выхода из кризисных ситуаций, в которых находится современный мир, является проблемой сверхактуальной.
Результаты исследования. Что угрожает планете и цивилизации? Основные опасности в глобальном масштабе: космическая и природная опасности, опасности от политической, производственно-хозяйственной, социально-экономической и других видов деятельности, кризисное состояние природной среды, извращение и уничтожение морали ради материального обогащения.
Тревожно звучат выступления многих ученых о будущем цивилизации, и можно впасть в пессимизм от той трагической судьбы, которая ожидает человечество при накоплении и суммировании, а в ряде случаев — и наложении одних отрицательных последствий на другие во всех сферах политического, производственно-хозяйственного, социально-экономического, экологического и прочих взаимодействий человека на планете.
Что собой представляют опасности от политической, производственно-хозяйственной, социально-экономической и других видов деятельности человека. Это: угроза гибели цивилизации и самого человечества в огне большой термоядерной войны; угроза истощения сил и развития, возможно, и гибели в «малых» войнах, межгосударственных, межнациональных конфликтах, антагонистических соперничествах, политическом авантюризме, отсутствии согласованности в экономическом сотрудничестве; антагонистическое противоречие между человеком и природой; перенаселенность Земли и, при этом, неравномерная эгоиза-ция человечества; миграционные проблемы; рост бездуховности, упадок личной и государственной морали, несоблюдение законности и прав человека во многих
странах мира; ускорение темпов человеческой жизнедеятельности; эволюционные кризисы, вызванные собственной активностью неравноценных систем — биологических и социальных организмов; миру грозит эпидемия хронических недугов; радиационная опасность; исчерпаемость природных ресурсов; распространение голода; политическая нестабильность в мире; возрастание национализма во многих регионах, политический, экономический кризис и др. Кроме того, радикальные режимы проводят испытания баллистических ракет и, вопреки воле развитых стран, продолжают разработку ядерного оружия. Несмотря на антитеррористическую компанию ведущих стран мира, продолжает действовать всемирное исламское террористическое подполье.
Современный мир, к сожалению, меняется не в лучшую сторону. Над ним сгущается туман войны. Слово «война» звучит все чаще. Война как категория вброшена в публичное и экономическое пространство между странами. Мир сформировал несколько видов фронтов. Ежедневно СМИ сообщают о перипетиях, противостояниях, «экономических», «финансовых», «экологических», «газовых», «трубных» и других войнах. Войны осуществляются не только за финансовые ресурсы, но и сырьевые и, особенно, за энергоресурсы, а также за высокие технологии или «силиконовые битвы». Многие страны активно втягиваются в глобальное противостояние, которое американский политолог Элиот Коэн определил как «четвертая мировая война».
Современный мир развивается методом проб и ошибок. Нет единой фундаментальной идеи о развитии государства и мира в целом. Метод проб и ошибок не является гарантом стабильности, а часто приводит к хаосу общественной системы. Кроме того, во многих государствах, преследуя свои корыстные цели, существует определенная прослойка людей, которые целенаправленно искусственно создают хаос в развитии страны и мира в целом. В результате создаются конфликтные ситуации, которые вскоре переходят в вооруженные противостояния, локальные войны, народные бунты, перевороты и разного рода революции. Количество стран, вовлеченных во всевозможные вооруженные конфликты, непрерывно возрастает. Весь мир сейчас стоит на пороге новой социально-экономической революции. Следует заметить, что в настоящее время на человечество надвигается продовольственный кризис. Его негативное влияние уже ощущают не только традиционно бедные страны, имеющие скудные сельскохозяйственные угодья, но и те, которых природа одарила плодородными землями. Многие ученые доказывают, и с этим можно согласиться, что увеличивающиеся с каждым годом природные и техногенные катастрофы, ухудшение климата на
Земле отрицательно влияют не только на природу и все живое на планете, но и на все виды человеческой деятельности.
Мы радуемся тому, что в интеллектуальном и научно-техническом развитии человечество еще никогда не достигало таких больших высот. Но, радуясь таким успехам, мы открыли невероятный ужас. Все, что цивилизованный мир сотворил, может обернуться гибелью для всего живого на Земле.
Наука и экономика стран мира очень слабо подготовлены к решению этой судьбоносной проблемы. Для фундаментального ее решения нужны серьезные научные исследования и колоссальные финансовые затраты. К сожалению, в бюджетах мира закладываются довольно большие суммы на вооружение, военные и политические конфликты, различного рода бесполезные развлекательные программы и пр., чем на решение неотложной мировой проблемы.
Решение рассматриваемой проблемы — это не региональная, а национальная и даже, более того, — интернациональная, всемирная задача. Она касается не только высокоразвитых и слаборазвитых стран, но и каждого здравомыслящего руководителя и человека. Ведь любые природные разрушения или экологические загрязнения затрагивают не только предприятия, населенные пункты, но и каждого из нас.
Люди мира должны проявить величайшую мудрость дальнейшего развития на земном шаре. В этом случае лежит огромная ответственность перед будущим поколением не только руководителей всех государств, партий, ученых мира, но и каждый житель Земли должен внести свой посильный вклад в будущее развитие цивилизации.
Как пишет академик НАН Украины Н.Г. Чума-ченко, «современный мир находится в величайшем военном, политическом, социально-экономическом, энергетическом, межнациональном, экологическом и прочих напряжениях. Он напоминает туго натянутые струны. И если одну из струн перетянуть, то катастрофа неизбежна. Отсюда вывод: требуется величайшие осторожность, мудрость, умение дальнейшего развития мира».
После перечисленных всех негативных факторов, которые могут погубить человечество, осознавая, кто это мог сделать, резонно встает вопрос, есть ли у этого живого существа (человека) разум? Неужели к такому угрожающему состоянию мог привести Homo Sapiens? Оказывается, что может. Ни одно живое существо так неразумно живет как человек. Может Бог специально создал человека, чтобы он погубил планету?
Анализируя все, что «натворил» человек в объективном материальном мире, следует серьезно, не затягивая времени, задуматься, в чем истинная причина такого удручающего состояния. Почему человечество пришло к такому кризисному состоянию. Казалось бы, о большинстве негативных явлений мы знаем, предложения по ликвидации их тоже имеются и, в принципе, реально осуществимы, а существенных сдвигов нет. На наш взгляд, имеются три главные причины, из-за которых человечество не может серьезно решить проблемы, стоящие перед ним.
Первая: неравномерность развития процессов, происходящих в общественно-экономических системах (государствах и мире в целом). Вторая: нет единой идеи о развитии и совершенствовании каждого государства и мира в целом, на основании которой можно
было бы разработать научную концепцию по ликвидации имеющихся негативных проблем и определить будущее мира без серьезных катаклизмов и кризисов. Третья — нет подготовленных кадров — менеджеров (руководителей), которые могли организовать на практике реализацию такой научной концепции.
Следует, прежде всего, отметить неравномерное развитие производительных сил и общественных отношений. Это главная причина всех кризисов, которые происходят в мире.
Производительные силы — это современная техника и технология, с помощью которой человек преобразовывает природу, осуществляет производственные процессы и формирует экономическую базу общества. Именно от производительных сил зависит создание и современного вооружения.
Веками человек, чтобы выжить, создавал и совершенствовал орудия производства и, чтобы защитить себя, создавал и совершенствовал вооружение. На это выделялись огромные капиталовложения, был задействован самый мощный научный потенциал, создавался целый ряд научно-исследовательских институтов, где разрабатывались самые совершенные орудия производства и вооружения. То есть производительные силы составляют основу жизнедеятельности человека и его защиту. Именно с помощью производительных сил создается прибавочный продукт, от которого богатеет каждый человек, общество и мир в целом. Отсюда такое внимание к развитию производительных сил на протяжении всей истории существования мира. Таким образом, производительные силы стали главными в развитии человечества.
Общественные отношения — это различного рода многообразные связи, возникающие между людьми, социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их производственно-хозяйственной, экономической, социальной, политической, религиозной, культурной жизни и деятельности.
Производительные силы, которые составляют материальную, экономическую и военную основу эволюции общества, в своем развитии опережают, идут впереди, иногда существенно обгоняют общественные отношения. Современные общественные отношения отстали от производительных сил в своем развитии на несколько сот лет. Если современный человек, государство в конфликтных ситуациях решают между собой спорные проблемы с помощью дубины, да еще использует для этого атомную дубину, то здесь однозначно можно сказать, что общественные отношения несовершенны. Они не соответствуют современному цивилизованному развитию человечества. То есть современные высокопроизводительные силы вошли в серьезные антагонистические противоречия с отсталыми, даже архаичными, общественными отношениями.
Если в технике и технологии, то есть совершенствовании производительных сил, человечество достигло колоссальных успехов и на десятки лет вперед есть перспектива и знаем, как развиваться, то в совершенствовании общественных отношений современный мир зашел в тупик. Это случилось потому, что почти все государства львиную долю финансовых средств всегда выделяли на развитие производительных сил, а на совершенствование общественных отношений (взаимоотношений между людьми) доставались мизерные суммы.
Поэтому руководители государств, политики, бизнесмены всех уровней должны обратить серьезное внимание на то, чтобы заложить крупные капиталовложения для выработки новых, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса, взаимоотношений между людьми, которые бы исключали кризисы, всякого рода противостояния военного характера и недовольство народа.
Человечество за всю историю своего существования пережило несколько идеологий развития: первобытнообщинную, рабовладельческую, капиталистическую, социалистическую, коммунистическую и др. Но все они оказались несостоятельными. Эти идеологии не смогли предложить пути развития человечества без кризисов, войн и прочих социальных потрясений.
В настоящее время уровень развития современной науки настолько высок, что можно разработать новую идею развития, которая смогла бы максимально устраивать человечество на его перспективу. И это очень острая и насущная задача стоит перед интеллектуальной элитой всех государств мира (руководите -лями всех уровней, партийными работниками, учеными и даже простыми, но думающими людьми). Это должна быть выработана единая идеология развития человечества на сейчас и на перспективу.
Поэтому сейчас, как никогда, стоит острая и очень ответственная проблема перед учеными мира — разработать научную идею развития и совершенствования цивилизации на будущее без катаклизмов или, хотя бы, свести их к минимуму. Мы полагаем, что это должна быть не только теория, а отдельная единая фундаментальная наука о развитии и совершенствовании общества и мира в целом.
Следует отметить, что мировая цивилизация на протяжении всей своей истории развивалась и продолжает развиваться методом проб и ошибок. Этот метод наносит огромнейший политический, экономический, экологический, социальный и другие виды ущербов, как для каждого государства, так и для мира в целом.
В мире должна возобладать идея разумного развития и совершенствования всех общественных процессов и процессов, осуществляемых с природой.
Что значит разумная идея развития человечества? Это развитие, при котором процессы, происходящие в каждом государстве и мире в целом, должны иметь минимальные моральные и материальные убытки, а общественные отношения до минимума исключали бы всякого рода кризисы, политические, социальные и военные противостояния. Это касается экономической, политической, социальной, экологической и других видов деятельности. Человечество развивается и в настоящее время, но с огромными затратами для него и, особенно, для природы. Порой суммарные затраты превышают полезность изготовленной продукции. А если учесть, что сотни миллиардов денег в мире тратится на вооружение, сверхпотребности для избранных лиц в каждом государстве, ошибочные и амбициозные управленческие решения и пр., то можно развитие в целом характеризовать как отрицательное. Если и дальше так будет продолжаться, то, по заключению многих ученых, мир в ближайшие десятилетия может деградировать и прийти к катастрофе. В настоящее время перед учеными мира, руководителями многих государств стоит проблема, как найти тот разумный и оптимальный путь, следуя которому, чело-
вечество действительно развивалось бы и сохранялись в первозданном виде Земля и природа. Рекомендаций, проектов, вариантов развития в науке предлагается много и во многих странах. Но все они носят характер бессистемности, непродуманности, отсутствия глубоких познаний объективных законов развития общества и мира. То есть должна быть создана единая фундаментальная идея о развитии и совершенствовании общества и мира в целом, которая могла бы решить серьезные проблемы, стоящие перед человечеством. Еще Ф.М. Достоевский говорил, что без разумной идеи не может жить ни человек, ни государство.
Перед лицом нарастающих общепланетарных кризисов, человечеству необходимо выступать вместе, воедино и выработать единую идею выживания, существования и развития на перспективу.
Идея разумного мирового интеллектуального развития — это продукт не просто чисто прагматических выводов из конкретных всевозможных противоречий современного мира, а результат общего вызревания человечества, его глубокого использования науки (научных мехов) в перспективном развитии. Политические, социальные, нравственные поиски мирового сообщества приводят к идее, как в теории, так и в практике разумного развития всех процессов, направленных на выработку лучших, наиболее справедливых, наиболее нравственных социальных отношений в мире.
Идея разумного развития человечества еще не сформирована, не вызрела (как теория и практика) в отдельную целостную систему, но сложившаяся современная ситуация в мире настоятельно требует, взывает к тому, чтобы такая теория быстрее была создана и овладела массами. Дальнейшее затягивание с идеей разумного развития, чревато опасностью дальнейшего существования человечества.
Идея разумного человечества должна объединить всех людей мира, независимо от расовых принадлежностей, классовых различий, интеллектуального развития, религиозных убеждений, социальных различий и пр. Эта всеобщая идея разумного развития должна обладать всеми массами людей на земном шаре.
Идея разумного развития человечества должна стать основой прогресса на земном шаре. С этой идеей должны жить и работать не только руководители государств, партий, общественных и религиозных организаций, но и каждый здравомыслящий человек на Земле. Должна быть выработана философия разумного развития мира. Главное в этом движении — интеграция ума, мышления и оценок каждого жителя Земли, как он должен вести себя при разумном обустройстве миропорядка.
Основой идеи должен стать вектор развития. И не просто развития, а именно разумного развития и совершенствования общественных систем и природы. Следует знать, что в окружающей нас действительности нет ничего того, что гарантировало бы непрерывное восстановление ресурсов или бесконечное существование предприятия, села, города, страны, цивилизации и выжить в таких условиях можно, только располагая мудростью, разумным подходом и ориентируясь на соответствующий вектор развития и совершенствования общественных систем. Сознавая сложившийся миропорядок на Земле, каждый на ней живущий не должен быть равнодушным к тому, как сложится его будущее и будущее всех поколений.
БАНН1КОВ П. О.
При переходе на идею разумного метода развития следует выработать перспективные векторы и парадигму управления общественными системами. Это должен быть новый этап эволюции нашей цивилизации. Необходимы также новые идеология, культура, стиль мышления, а, следовательно, новая наука и широкое управленческое образование.
К сожалению, далеко не все поддерживают разумную идею развития мировой цивилизации. Мировое сообщество можно разделить на три группы. Одни ради получения сверхприбыли готовы губить не только природу, все живое на Земле, но и людей. Другие пассивно, равнодушно смиряются с надвигающейся катастрофой. И только третья группа, к которым относятся ученые и гуманитарная прослойка людей, пытаются, но безуспешно, спасти гибнущую цивилизацию.
О новой идее развития мира уже давно говорят ученые, политики и руководители стран мира. Так, серьезное определение движущих сил человечества дала Международная конференция глав правительств 130 государств в Рио-де-Жанейро еще в 1992 г. На конференции было признано, что западная модель развития исчерпала себя, что безудержная погоня за прибылью неизбежно приводит к такому обострению противоречий с природой и в обществе, которое создает реальную угрозу самому существованию жизни на Земле. Безудержное потребительство уже не может рассматриваться в качестве основной движущей силы прогресса, нужна новая идея развития человечества.
Кризис 2008 года «заставил» серьезно говорить о новой идее развития мира не только ученых, но и руководителей крупнейших стран мира, таких, как канцлер Германии А. Меркель, президенты Франции Н. Саркози, России Д. Медведев и др.
Вывод
Новая идея развития мира должна быть создана коллективным творчеством институтов, ученых, руководителей государств, партий с дальнейшим широким обсуждением с народными массами и, только после этого, ее можно будет внедрять в практику.
Список использованных источников
1. Волошин В. С. Финансово-экономический кризис в Украине: пути выхода / В.С. Волошин, Н.Г. Белопольский. — Мариуполь: Издательство «Рената», 2009. — 60 с.
2. Белопольский Н.Г. Внутренние резервы для спасения Украины / Н.Г. Белопольский // Теоретичш та практичш аспекти економiки та штелектуально! власносп: зб. наук. пр. — Марiуполь: ПДТУ, 2014. — Вип. 1(10), т. 1. — С. 12-19.
3. Геец В.М. Проблемы развития экономики Украины / В.М. Геец // Зеркало недели. — 2009. — Февраль (№8).
4. Белопольский Н.Г. Энвироника — наука будущего развития человечества: монография / Н.Г. Бело-польский; НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. — 3-е изд., прераб. и доп. — Донецк, 2007. — 436 с.
П. О. Баншков
астрант
1нститут економки промисловостi НАН Украти, м. Кшв
М1ЖДИСЦИПЛ1НАРНА СУТШСТЪ, ЗНАЧЕННЯ, ВИДИ I ОСОБЛИВОСТ1 СОЦ1АЛЬНИХ РЕСУРС1В П1ДПРИ€МСТВА
Актуальшсть. Правомiрнiсть i важливють сощаль-ного напряму в економщ доводити не потрiбно. Од-нак, попри начебто загальну тдтримку, у практищ дЬ яльноси вггчизняних тдприемств сощальш ресурси найчастше залишаються недоощненими, а вщпо-вщно, i не задiяними повною мiрою. Це обумовлено, серед шшого, i недостатшм науковим обГрунтуванням як само! категорп «сощальш ресурси тдприемства», так i науково-практичних методiв економiчного ощ-нювання !х i професiйного управлiння ними.
Метою ще! статтi е уточнення поняття «соцiальнi ресурси пiдприемства», визначення його взаемо-зв'язку з поняттям «соцiальний капiтал», щентифжа-цiя видiв i особливостей соцiальних ресурсiв тдприемства для створення основи !х ощнювання i управ-лiння ними.
Виклад результат1в дослщження. Огляд вгтчизня-но! i зарубежно! науково! лггератури показав, що iснуе багато визначень поняття «соцiальнi ресурси». Для ро-зумiння сутностi цього поняття варто !х проаналiзу-вати (див. таблицю).
Iдентифiкувавши в кожному визначенш ключове слово i конкретизувавши мету в межах поняття ми
сформували таке узагальнене визначення дослщжува-ного поняття: Соцiальнi ресурси — це сукупшсть осо-бисисних характеристик i цiннiсних орiентацiй людей, за допомогою яких вiдбуваеться взаемодiя, що поши-рюеться на ует ситуац!!, пов'язанi з людськими вщно-синами, i дае можливiсть впливати на шших суб'ектiв та зовшшш процеси. Важливо зауважити, що вказаш характеристики та цiнностi «працюють» у соцiумi не-залежно вiд того, чи вони оцшеш, чи усвщомлюеться !х використання, чи е вони л^щними та iдентифiко-ваними.
Поняття «сощальш ресурси пщприемства» дещо вужче. Ми розглядаемо його як сукупшсть оргашза-цшних характеристик пiдприемства та особистюних рис i цiннiсних орiентацiй його пращвниюв, за допомогою яких вщбуваеться взаемодiя м!ж ними та пра-цiвниками iнших органiзацiй, що дае можливють впливати на шших суб'екив та зовнiшнi процеси для досягнення щлей органiзацli.
Як зазначае Марк Доненфельд [12] концепт сощ-альних ресурсiв з'явився через розумшня того, що всi iнституцli, асощацп, соцiальнi агентства, мають визна-чеш спiльнi характеристики. Згодом з'явився концепт