Научная статья на тему 'Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения'

Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4472
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ / НАВЫКОВ / МУЛЬТИМЕДИА / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ / WEBQUEST / INTERNET PROJECT / KNOWLEDGE / ABILITIES AND SKILLS CONTROL / MULTIMEDIA / ANALYTIC ACTIVITY / GROUP WORK / INDIVIDUAL TASK / CONTROL CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багузина Елена Ильинична

Современный уровень развития педагогики и психологии, требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по улучшению качества подготовки будущих специалистов обуславливает поиск новых методов, форм и средств образования и контроля языковых знаний, умений и навыков. Принципиально новая технология обучения и оценки знаний веб-квест методика, использующая передовые Интернет-технологии, представляется одной из оптимальных форм обучения и контроля. Представленная статья подробно описывает этапы разработки веб-квестов и останавливается на ряде преимуществ их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern level of pedagogy and psychology development, requirements of governmental educational standard of higher professional education by bettering quality of future specialists training stipulate search of new methods, forms and devices of teaching and control of lingual knowledge, abilities and skills. On principal new technology in teaching and controlling knowledge, the webquest, is methodology that uses foremost Internet technologies; it is supposed to be one of the optimal forms of teaching and control. The presented article describes in detail stages of working out webquests and dwells on range of advantages of their usage.

Текст научной работы на тему «Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371

Багузина Елена Ильинична

Московский гуманитарный университет bts-k@yandex.ru

РАЗРАБОТКА ВЕБ-КВЕСТОВ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Современный уровень развития педагогики и психологии, требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по улучшению качества подготовки будущих специалистов обуславливает поиск новых методов, форм и средств образования и контроля языковых знаний, умений и навыков. Принципиально новая технология обучения и оценки знаний — веб-квест методика, использующая передовые Интернет-технологии, представляется одной из оптимальных форм обучения и контроля. Представленная статья подробно описывает этапы разработки веб-квестов и останавливается на ряде преимуществ их использования.

Ключевые слова: Веб-квест; Интернет-проект; контроль знаний, умений, навыков; мультимедиа; аналитическая деятельность; групповая работа; индивидуальное задание, критерии контроля.

Разработка веб-квестов - процесс длительный и непростой. Однако, дело стоит того. Хорошо составленный веб-квест делает процесс обучения интересным. Существует ещё целый ряд причин, по которым веб-квест является эффективным средством обучения. Во-первых, работая над изучением какой-либо темы, вы задействуете обширную информацию Интернет-ресурсов. Вы учите своих студентов оперировать этой информацией, открывать для себя новые горизонты, а не только ограничиваться материалом, предоставленным Вами на уроке. Во-вторых, работая над выполнением веб-квеста, студент может выбрать для себя наиболее удобный для него темп выполнения задания, вне зависимости от того, работает студент над веб-квестом индивидуально или в команде. В-третьих, веб-квест предоставляет возможность поиска дополнительной информации по теме, однако в определённых, заданных Вами рамках. Предварительный отбор разрешенных сайтов позволяет исключить вероятность использования студентами сайтов с неподтвержденной, ложной или необъективной информацией. Таким образом, он идеально подходит для группы студентов с разными уровнями подготовки, что является весьма ценным качеством, т.к. далеко не всегда удается разделить группы по уровню подготовленности. Веб-квесты являются эффективным средством активного вовлечения студентов в творческий процесс исследования, активного «добывания» информации. Веб-квесты помогают сту-

дентам ориентироваться в поиске необходимой информации в Интернете, а не блуждать от сайта к сайту в надежде найти нужную информацию.

Что же делает веб-квест удачным? Прежде всего, хороший веб-квест позиционирует конкретную изучаемую тему в рамках данной дисциплины или даже предоставляет возможность ее исследовать на междисциплинарном уровне. Например, тема веб-квеста - «Знаменитые личности XX века»; для начала студенты пишут краткий реферат, а затем можно организовать круглый стол, костюмированные представления и т.п. Веб-квест должен содержать хороший мотиватор. Простейшим мотиватором может стать сбор информации из списка рекомендованных сайтов в рамках выполнения веб-квеста. Студент или группа студентов, собравшие наиболее полезную информацию, становятся победителями. Эти мотиваторы преподаватель должен тщательно продумать в зависимости от возраста и уровня подготовки и индивидуальных особенностей. Безусловно, одним из важнейших преимуществ веб-квеста является одновременное выполнение задания студентами с разными уровнями подготовки, т.е. задания и информационный материал как для «сильных» в языковом плане студентов, так и для «слабых». Преподаватель выбирает либо индивидуальный, либо групповой веб-квест в зависимости от психолого-педагогических особенностей группы. Веб-квест очень нагляден, т.к. презентация, сделанная в рамках его выполнения, содержит много картинок, цвет, анимацию, схемы,

карты и даже звук, что стимулирует интерес к материалу. Хорошо составленный веб-квест прост в прохождении, студенты переходят от одного сайта к другому без долгих поисков. Хороший веб-квест непосредственно связан с изучаемым материалом; чем теснее он переплетается с ним, тем глубже будут знания и тем интереснее станет сам процесс изучения темы. Веб-квест всегда содержит встроенный механизм оценки, который непосредственно связан с «мотиватором» или заданиями. Какие аспекты необходимо учесть преподавателю, прежде чем начать работу над веб-квестом? 1) Какой учебный материал (какую информацию) необходимо освоить студентам в рамках выполнения веб-квеста? 2) Какое значение имеет этот материал в рамках работы над учебным материалом? 3) Какое место занимает работа над веб-квестом в общем контексте учебного плана? 4) Значение полученной информации на междисциплинарном уровне.

Преподаватель должен заранее попытаться предугадать проблемы, которые могут помешать успешно внедрить веб-квест в учебный план. Например: достаточное ли у Вас количество компьютеров? Необходим ли Вам для работы компьютерный класс? Если студенты будут работать над выполнением веб-квеста дома, будет ли им оказана помощь со стороны родителей? Нужно стараться предвидеть непредвиденное!

Веб-квест включает в себя следующие составляющие: 1) «Путеводитель» список рекомендуемых веб-сайтов. Эта часть включает введение, в котором объясняется цель веб-квеста, задачи, выполняемые в процессе поиска необходимой информации, т.е. начинает действовать Ваш «мотиватор». Все пункты веб-квеста должны быть чётко сформулированы, чтобы студенты поняли свою конечную цель и не отклонялись от неё. 2) Задание - таблицу, которую необходимо заполнить в ходе выполнения задания. В зависимости от структуры Вашего веб-квеста, задание включает оценочную таблицу, вопросы и варианты ответов, возможно, подсказки. Цель этой части веб-квеста - зафиксировать и записать полученные результаты. Таблица-задание может выдаваться отдельно каждому студенту либо на группу - это зависит отрешения преподавателя. 3) Итоговая презентация. Хорошо составленный веб-квест покажет, насколько хорошо студенты усвоили пройденный материал. Насколько полно студенты представят изученный материал будет на-

ходиться в прямой зависимости от их возраста, уровня подготовленности, времени, данного на выполнение задания. Преподаватель должен всегда учитывать тот факт, что Интернет - это мультимедийное средство обучения, позволяющее увидеть изучаемое явление с самых разных позиций. Таким образом, студенты учатся рассматривать частный вопрос в более широком контексте, анализировать и систематизировать информацию, что является жизненно-важным навыком в нашем информационно-техническом XXI веке. И этот навык студенты смогут применить не только при работе в Интернет-сети, в искусственно-созданной учебной ситуации, но и в реальной жизни.

Выбрав тему веб-квеста, вы приступаете к отбору материала, необходимого для его выполнения. Образовательный потенциал напрямую связан с содержанием информации в Интернете. Содержание информации в Интернете весьма различно, оно бывает как позитивного, так и негативного свойства. Поэтому возникает ряд проблем: этики, достоверности, надежности информации, воздействие на психику и подсознание людей. Проверить достоверность часто не представляется возможным. На многих сайтах нет никаких выходных данных. Это является одной из проблем, решение которой может частично взять на себя преподаватель, предупреждающий, что сведения, которые учащиеся могут получить через Сеть, не всегда будут надежными. Вторая проблема - форма подачи информации; представленная в мультимедийном виде информация имеет иные свойства, чем информация в учебниках. Мультимедиа часто не дает знания и понимания, формируется лишь образ, не имеющий структуры. В Интернете нет четкой системы, различные формы информации переплетены между собой. На психику воздействуют с помощью эффектов: сочетания цвета, звуков и символов. Без помощи преподавателя и специальных информационных умений сложно критически осмысливать информацию. Третья проблема заключается в том, что находящаяся в Интернете информация представлена в различных жанрах, стилях, имеет различную адресную направленность, по-разному интерпретируются одни и те же факты. Только специалист-предметник может оценить информацию на тематическом сайте и решить, можно ли ее использовать в учебном процессе. Если на занятии студенты вместе с преподавателями будут анализировать сообщения, взятые с различных

сайтов, подтверждать свои доводы заметками из энциклопедий, учебной литературы, они научатся ориентироваться в современном информационном мире.

Существует три стратегии поиска: Стратегия

1. Преподаватель может зайти на сайт «Teachers First» http://www. teachersfirst. com/index. cfm и посмотреть предлагаемый материал, который уже систематизирован по темам и уровню подготовки студентов. Также преподаватель может использовать следующие ссылки на информационные ресурсы (все сайты проверяли педагоги-предметники, которые проходили обучение в Московском Центре Федерации Интернет-образования): английский язык онлайн http:// www. english. language.ru/; английский язык: Ресурсы Интернета. Обучение иностранным языкам http://www.study.ru/; сервер бесплатного дистанционного образования. Иностранный язык http://www.anriintern.com/indlanguadge.php; экзамен TOEFL http://www.toefl.ru/; английский для всех http://www.english-language.chat.ru/. Целиком составить веб-квест только на основе этого материала Вам вряд ли удастся. Однако, безусловно, посещение этого сайта станет неким начальным этапом работы над созданием своего веб-квеста, натолкнет на новые мысли, станет источником стартовых сайтов по теме. Стратегия 2. Анализ дополнительных сайтов на понравившемся сайте, что, в свою очередь, приведёт к открытию новых сайтов по теме. Чем большее количество сайтов Вы просмотрите, тем глубже рассмотрите темы. Все релевантные сноски необходимо занести в список своего веб-квеста, затем возможно перейти к третьей стратегии поиска. Стратегия 3. Структурированный поиск с применением поисковых систем. Веб-поиск - это целая наука и, если Вы не владеете этим навыком, то необходимо прибегнуть к помощи поисковых систем. Сайт для преподавателей «Teachers First» рекомендует пользоваться поисковой системой Google http:// www.google.ru/. Эта поисковая система ранжирует информацию в зависимости от ее весомости и востребованности, а также является наиболее всеобъемлющей.

Выбор оптимальных поисковых терминов также является важнейшей составной частью создания веб-квеста. Как определить, являются ли выбранные Вами поисковые термины оптимальными? Если Вы не обнаружили необходимую информацию на первых двух страницах ссылок, Вам

необходимо поменять поисковые термины. Если Вы сформулировали термины слишком обще, то рискуете получить список ссылок на более чем 100 тыс. сайтов, а если Ваша формулировка слишком специфична, то поиск может вовсе не дать результатов. Здравый смысл подсказывает, что необходимо найти золотую середину. Причем, если для преподавателя важен порядок слов в определенном искомом словосочетании, то необходимо взять его в кавычки. Безусловно, преподавателю следует разнообразить предлагаемый текстовый материал, добавляя интерактивные страницы. Таким образом, подводя итог поиска материала для веб-квеста, преподаватель должен перепроверить список полученных сайтов на его научную достоверность, прежде чем углубляться в изучение конкретных материалов сайтов. Необходимо перепроверить URL (Uniform Resource Locator - единый указатель, определитель местонахождения ресурса), выходные данные сайта. Часто университетские сайты имеют домен «edu» и являются достоверными источниками информации. Здесь необходимо упомянуть сайт электронной энциклопедии «Википедия» http://ru.wikipedia.org/, который может содержать не вполне проверенную и достоверную информацию, поэтому предлагать материалы этого сайта стоит либо выборочно (заранее выверив информацию) или вовсе не стоит. Интернет пестрит сайтами самозваных экспертов, например, «About.com» http://www.about.com/, перегруженных рекламой и освещающих Вашу тему далеко не в том свете, котором бы Вы хотели. В методической литературе широкую известность приобрел случай, когда на уроке истории учащиеся получили задание подготовить материал по теме холокоста. В результате двое из пятнадцати учащихся, ничего до этого не слышавшие об этой страшной гуманитарной трагедии, подготовили выступления, в которых с восхищением говорили о необходимости «очищения» населения Европы в период второй мировой войны. После занятия учитель выяснил, что весь материал дети взяли с первого попавшегося сайта, ничуть не усомнившись в надежности источника и не изучив информацию по данной проблеме в справочных материалах. Разумеется, преподаватель должен выверить текст на предмет его понимания в зависимости от возраста своих учеников. Часто информация сайтов по теме навязывает определенную точку зрения, поэтому их необходи-

мо отфильтровать или же включить в список Вашего веб-квеста, тщательно сбалансировав все «за» и «против». Отобрав необходимое число сайтов, необходимо составить веб-квест так, чтобы студенты переходим от одного сайта к другому в строгой логической последовательности.

В своем веб-квесте преподаватель должен хорошо продумать связующие звенья, чтобы эта логическая нить помогла студентам его выполнить. В зависимости от уровня подготовленности студента и его индивидуальных способностей преподаватель дает необходимые пояснения, причем по просьбе студента, т.е. инициатором, активным участником процесса является студент. Преподаватель выступает в роли советчика, а не диктатора, чье мнение является единственно правильным и не подлежит оспариванию. В этой роли преподаватель подталкивает студентов к собственному анализу и систематизации полученной информации. Когда веб-квест готов, то Вы можете распечатать его и принести в класс, либо разместить в Интернете для учеников или для пользования другими педагогами, например, на сайте «ТеаЛетеЬ» https://www.teacherweb.com/ tweb/twquest. aspx.

Апробация Вашего веб-квеста покажет все его сильные стороны и недостатки. Если студенты хотят узнать о ней больше, то здесь пригодятся дополнительные сайты, а также дополнительная литература по теме. Студенты могут не понять самого задания, значит, его нужно переформулировать, возможно, пересмотреть вводную часть. Если студенты считают веб-квест скучным, то необходимо добавить информативной части, разнообразить веб-квест видео. Если сложность заключается в понимании заданий отдельных этапов веб-квеста, то необходимо поработать над терминологией, ясностью изложения, возможно, более детально объяснить каждый этап работы, замедлить темп выполнения задания. Особое внимание необходимо уделить логическим связующим звеньям между этапами веб-квеста, т.к., если после выключения компьютера, студенты не могут вспомнить, о чем шла речь, то у Вас нарушена логика изложения. При невозможности проведения веб-квеста на занятии, преподаватель должен всегда иметь наготове материал по теме, который мог бы его заменить. Поэтому важно проверить, работает ли Ваш веб-квест заблаговременно до начала занятия. Апробированный веб-квест следует загрузить на жесткий диск, чтобы

отпала необходимость каждый раз подключаться к Интернету.

Таким образом, хорошо составленный веб-квест содержит шесть основных этапов: 1) четко сформулированное, краткое введение, которое вводит в курс дела и содержит необходимую информацию, и является точкой отсчета; 2) интересное задание; 3) список необходимых информационных ресурсов; 4) пошаговое описание этапов выполнения задания; 5) руководство, как правильно организовать и систематизировать материал; 6) проведение итогового занятия по теме, которое обобщает материал и позиционирует его в более широком, междисциплинарном контексте.

Оценивая результаты веб-квеста, преподаватель может разработать целый ряд критериев, который включит оценку не только языковых знаний (фонетику, грамматику и лексику), но и языковые навыки и умения, что является центральной задачей в обучении иностранному языку (т.е. коммуникативные навыки, умение ясно излагать свои мысли, вести дискуссию, работать в команде и т.д.). Безусловно, ключевым преимуществом внедрения веб-квестов в учебный процесс является стимулирование студентов к самостоятельному аналитическому и креативному мышлению, вовлечение их в объективное оценивание своих собственных результатов и результатов своих коллег. Веб-квесты - это не только инновационный метод обучения и контроля полученных знаний преподавателем, но и новый метод получения (или, точнее сказать, «добывания») знаний студентами, т.е. отказ от насильственного навязывания готовых ответов. Преподаватель осуществляет не диктат некого объема знаний, а выступает в роли помощника, который скорее направляет самостоятельный творческий процесс поиска ответов на поставленные вопросы в веб-квесте. Вопросы веб-квеста являются своеобразным скелетом его выполнения. Безусловно, составление хорошего веб-квеста требует времени и высокого профессионализма. Однако, разработав серию веб-квестов к определенному курсу, преподаватель сможет использовать ее в последующие годы, не только экономя время, но и сделав процесс обучения и контроля увлекательным и современным. Веб-квесты разовьют у студентов навыки, необходимые для человека XXI века: умение ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, самостоятельно и творчески мыслить, объективно оценивать

свои достижения, умение работать в команде, одним словом, идти в ногу со временем.

Библиографический список

1. Багузина Е.И. Веб-квест как современная форма промежуточного и итогового контроля при обучении иностранному языку // ГОУ ВПО «ГУУ» Вестник Университета. - 2009. - N° 1. - С. 121-129.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение

Правительства РФ №1756 от 29 декабря 2001 г. // Бюллетень Минобразования. - 2002. - № 2. - С. 231.

3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. -2009. - № 2. - С. 8-16.

4. Якушина Е. Образовательные Интернет-ресурсы в учебном процессе // Народное образование. - 2005. - № 7. - С. 133-139.

УДК 371

Беляева Ольга Алексеевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

olga-alekseevna@mail.ru

ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются проблемы психолого-педагогического сопровождения выпускников основной школы, определяются сложности внутришкольного взаимодействия на данном этапе. Представлена схема организации психолого-педагогического консилиума по комплектованию профильных классов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профиля обучения, внутришкольное взаимодействие, психолого-педагогический консилиум.

Реализация программ психолого-педаго-гического сопровождения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения была начата с 2004 г. Однако, до настоящего времени остаются нерешенными вопросы, касающиеся многих аспектов ранней профилизации: методическое обеспечение программ допредпрофильного развития и предпрофильной подготовки школьников, определение четких критериев профильной дифференциации, разработки целостной модели психологического сопровождения развития личности в процессе профильного обучения, осуществление координации усилий субъектов учебновоспитательного процесса в решении задач профессионального самоопределения школьников. Мониторинговые исследования различных аспектов, касающихся профессионального самоопределения подростков, за эти годы отражают большие проблемы и отсутствие значимых изменений в степени готовности выпускников к осуществлению профессионального и образовательного выборов.

В статье обосновывается тезис о том, что основные проблемы профильной ориентации будут решаться эффективнее, если вопрос о выбо-

ре направления обучения будет расцениваться как полисубъектный, а решение будет приниматься с учетом мнений различных сторон (учащихся, педагогов, родителей). Автором определяются возможные варианты обеспечения внут-ришкольного взаимодействия на этапе определения школьниками собственного профессионально-образовательного направления, представляется обобщенная модель психолого-педагогичес-кого консилиума как коллегиального органа по принятию решения о выборе профиля обучения выпускниками основной школы.

Современный рынок труда отличается высокой динамикой, неравномерностью соотношения спроса и предложения рабочей силы, повышенными запросами к субъекту профессиональной деятельности. Подготовленными к необходимости ориентации в подобной ситуации должны быть уже выпускники современной школы. Ответом системы образования на подобные запросы общества стало введение в средней школе предпро-фильной подготовки и профильного обучения школьников. В нормативно-правовых документах, регулирующих организацию профильного обучения, как основное требование выдвигается необходимость переориентации образования на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.