Научная статья на тему 'Разработка управленческих решений с учетом специфики торговой деятельности'

Разработка управленческих решений с учетом специфики торговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СПЕЦИФИКА ТОРГОВЛИ / МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ НА ЕДИНИЦУ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ / MANAGEMENT / SPECIFIC CHARACTER IN TRADE SPHERE ECONOMIC GOAL / SYSTEM OF PERSPECTIVE SUBGOALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарипова Зайтуна Латиповна, Лапочкина Светлана Вячеславовна

Цель. Выявить особенности и характеристики управленческих решений при их разработке и реализации в сфере розничной торговли. Метод проведения работы. При исследовании применялся аналитический метод и метод синтеза научных знаний. Результаты. Роль специфики торговой деятельности при разработке управленческого решения становится все более ощутимой, особенно для управленцев реализующих активную экономическую политику. Процесс разработки управленческих решений обусловлен экономической целью торгового бизнеса. Область применения результатов. Выводы, представленные в работе, предполагаю, что основой разработки управленческих решений в торговой сфере должна быть система подцелей и комплекс количественных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT SPECIFIC CHARACTER IN TRADE SPHERE

Purpose is to research specification and character in management trade sphere. Methodology. Analytic and synthesis of science know ledges. Results. The role of management specific character in trade sphere becomes more substantial, especially for managers, who create active policy on firm level. Management processes have to be based on economic goal in trade sphere. Practical implications. The foundations of management process in trade sphere have to constitute the system of perspective subgoals and complex of qualitative indices.

Текст научной работы на тему «Разработка управленческих решений с учетом специфики торговой деятельности»

УДК 005.8:339.18 РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гарипова З.Л., Лапочкина С.В.

Цель. Выявить особенности и характеристики управленческих решений при их разработке и реализации в сфере розничной торговли.

Метод проведения работы. При исследовании применялся аналитический метод и метод синтеза научных знаний.

Результаты. Роль специфики торговой деятельности при разработке управленческого решения становится все более ощутимой, особенно для управленцев реализующих активную экономическую политику. Процесс разработки управленческих решений обусловлен экономической целью торгового бизнеса.

Область применения результатов. Выводы, представленные в работе, предполагаю, что основой разработки управленческих решений в торговой сфере должна быть система подцелей и комплекс количественных показателей.

Ключевые слова. Управленческие решения, специфика торговли, максимизация прибыли на единицу издержек обращения.

MANAGEMENT SPECIFIC CHARACTER IN TRADE SPHERE

Garipova Z.L., Lapochkina S.V.

Purpose is to research specification and character in management trade sphere.

Methodology. Analytic and synthesis of science know ledges.

Results. The role of management specific character in trade sphere becomes more substantial, especially for managers, who create active policy on firm level. Management processes have to be based on economic goal in trade sphere.

Practical implications. The foundations of management process in trade sphere have to constitute the system of perspective subgoals and complex of qualitative indices.

Keywords: management, specific character in trade sphere economic goal, system of perspective subgoals.

В рамках данной статьи будем придерживаться традиционной точки зрения, что любая экономическая управленческая процедура инициируется и обусловливается той целью, которую предполагается достигнуть. А следовательно специфика цели торгового предприятия - это старт для исследования специфики разработки управленческого решения в торговой сфере.

С нашей точки зрения наиболее обоснованным является подход к определению целей фирмы, как объективной категории, предполагающий, что все действия человека объективно направлены на удовлетворение собственных потребностей и собственного экономического интереса. Так, А. Смит указывает, что мы ожидаем получить свой обед не потому, что мясник, пивовар или булочник благосклонны к нам, а потому, что они заботятся о собственной выгоде. Следовательно, индивидуум, стремясь к приумножению личного капитала, не думает об общественных интересах, стремясь к удовлетворению частного интереса, и в этом случае, как и во многих других, он «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал действие объективных экономических законов, которые действуют помимо, а зачастую и против воли человека [2, с. 33]. Таким образом, указывается на объективность целей действий человека, а соответственно, и целей фирмы, которые заключаются в стремлении к

возможности удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, фирма руководствуется исключительно соображением собственной выгоды, и ее целью является получение определенного результата от своей деятельности. В частности, Д. Робинсон обосновывает, что в рамках

долгосрочного периода деятельности предприниматель стремится к получению такого вознаграждения, которое удовлетворяет его потребности и оказывается достаточным для того, чтобы он продолжал свое дело [3, с.53].

Существует несколько интерпретаций понятия результата торговой деятельности. Так, в качестве результата называется объем реализованной продукции и его максимизация признается целью фирмы.

Несомненно, выручка от реализации является важным показателем результатов торговой деятельности, однако сам факт реализации товара и получения дохода не свидетельствует о мере достижения цели по получению положительного результата. Высокий доход может сопровождаться

значительными издержками обращения, что означает либо убыточность торговли, либо получение прибыли, недостаточной для удовлетворения потребностей предпринимателя. Продажа по цене с заниженной торговой наценкой, с большой задержкой во времени чаще всего означает бесперспективность торговой деятельности. Следовательно, поскольку цель предполагает получение положительного результата, отвечающего описанным ранее требованиям, показатель выручки от реализации продукции без учета издержек обращения не может служить ориентиром деятельности, а значит не может рассматриваться как цель торговой деятельности. По меткому выражению И.Я Каца - «Реализация продукции является важнейшим условием получения прибыли, но не целью предпринимательства» [1, с.44].

Следовательно, в качестве результата деятельности следует использовать показатель, учитывающий как объем выручки, так и объем издержек обращения - прибыль. В литературе максимизация прибыли очень часто называется целью фирмы. При этом следует говорить не о валовой прибыли, и

даже не о чистой, а о прибыли, которая остается в распоряжении фирмы и может быть использована на конечное потребление. Например, Д. Шим и Д. Сигел указывают, что любая деятельность осуществляется хозяйствующим субъектом с целью получения прибыли [4, с.10].

Действительно, экономическим результатом деятельности фирмы, представляющим экономический интерес производителя, собственника является прибыль, но прибыль - это также абсолютный показатель, характеризующий положительный эффект, но не эффективность работы фирмы. По ее величине трудно сделать вывод о том, стоит ли предпринимателю продолжать свое дело и оставаться в торговой сфере экономики, так как она демонстрирует величину результата, но не сопоставляется с осуществляемыми издержками обращения. С нашей точки зрения наиболее приемлемым является подход, обосновывающий цель торговой деятельности, как максимизацию прибыли на единицу издержек обращения. Данный показатель демонстрирует отдачу потраченного ресурса и сопоставим с показателями рентабельности других фирм независимо от объема обращения и сектора экономики.

Среднеотраслевая рентабельность является минимально необходимой, так как хозяйствование с более низкой рентабельностью означает, что получаемой предпринимателем прибыли недостаточно для вложений, обеспечивающих среднеотраслевые темпы развития, и, следовательно, он будет все больше проигрывать позиции своим конкурентам (либо должен будет накапливать относительно большую часть прибыли, чем конкуренты, то есть уменьшать потребление) [1, с.46]. Во-вторых, показатель рентабельности сопоставим с уровнем рентабельности других секторов. Если уровень отдачи капитала в других сферах намного превышает данный, то следует рассмотреть вопрос относительно смены сектора функционирования.

Из цели торговой фирмы, как цели первого (высшего) порядка, вытекают цели второго порядка. Они также являются объективно обусловленными и

могут быть сформулированы, исходя из требований, предъявляемых к торговой деятельности.

1. Реализовать цель по максимизации прибыли на единицу издержек

обращения на протяжении длительного периода времени и обеспечить конкурентоспособность торговой фирмы на рынке может только та фирма, менеджер, экономисты которой проводят активную политику расширения производства. Значение процессов расширения в обеспечении получения прибыли Г. Форд определил следующим образом : «Принцип обслуживания требует, чтобы размер прибылей, направляемых на накопление и потребление, определялся размерами необходимого восстановления и расширения. Опасаться надо таких предприятий, которые не растут» (5, с.61).

Применительно к торговой сфере разработку управленческих решений по расширению необходимо реализовывать в двух направлениях. Во-первых, расширение торговой сети следует признать подцелью, которой должны быть регламентированы управленческие решения в торговой сфере. Расширение предусматривает увеличение доли рынка, завоевание новых рынков. Во-вторых, представление на рыке новых видов продукции или продукции, удовлетворяющей более широкий спектр потребностей покупателя.

2. Неотъемлемым условием максимизации прибыли является рост качества. При рассмотрении вопроса качества в торговой сфере необходимо рассматривать не только рост качества представляемого к продаже товара, но и повышение качества услуги, поскольку торговая сфера - это не просто сфера обмена товара, но еще и сфера услуг. За счет этого торговое предприятие имеет реальную возможность увеличить выручку от реализации, следовательно, повышение качества товара и торговой услуги -является направлением для разработки управленческих решений.

3. Возможность перспективного функционирования торговой фирмы связана со степенью ее экономического развития, повышением уровня развития производственного аппарата, следовательно, оно должно быть

признано направлением разработки управленческих решений. Данная подцель предполагает модернизацию производства, внедрение инноваций, новой техники и технологий, осуществление и оплату НИОКР, повышение квалификации персонала, развитие системы менеджмента, улучшение условий труда и т.д.

4. Помимо этого, большинство управленческих решений

принимается в условиях некоторой неопределенности, поскольку элементы неопределенности неизбежны даже в условиях стабильной экономики. Управленческие решения связаны с финансовым риском, который можно определить как вероятность получения незапланированного результата. Следовательно, минимизация риска торговой деятельности фирмы представляет собой условие получения максимума прибыли и является направлением разработки управленческих решений. Данное направление предполагает выбор направления действий из нескольких альтернатив, результат каждой из которых нельзя предсказать с уверенностью, маркетинговые исследования, диверсификацию

ассортимента, учет требований внешней среды.

5. Реализация цели по максимизации прибыли на единицу издержек обращения связана с уровнем затрат, осуществляемых торговой фирмой, а следовательно, направлением разработки управленческих решений.

Таким образом, все приведенные направления разработки управленческих решений, обеспечивающие реализацию целеполагания на уровне торговой фирмы, способствуют достижению одной глобальной цели - максимизации уровня прибыли на единицу издержек обращения на длительном отрезке времени и обусловливают специфику в торговой сфере.

Список литературы

1. Кац И.Я., Дружинин А.И. Основные уроки реформирования российской экономики. Часть 1. Ульяновск, 1998. 44 с.

2. Смидт А. Исследование о природе и причинах богатства. М.: 1962.

53 с.

3. Робинсон Д.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: 1986. 33 с.

4. Шим Д.К., Сигел Д.Г. Финансовый менеджмент. М.:1996. 10 с.

5. Форд Г. Сегодня и завтра: перевод с английского - финансы и статистика. М.: 1992. 61 с.

References

1. Кас I.Y., Druginin A.I. Osnovnye uroki reformirovaniya rossiyskoy ekonomiki. Chast' 1 [Russian reforms Lessons. Part 1]. Ulyanovsk, 1998. 44 p.

2.Smidt A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva [R^hes nature and reasons research]. Mos^w. 1962. 33 p.

3.Robinson D.V. Ekonomicheskaya teoriya nesovershennoy konkurentsii p^nom^ theory unperfert competition]. Mos^w, 1986. 53 p.

4. Shim D.K., Sigel D.G. Finansovyy menedzhment [Finanrial management]. Mos^w, 1996. 10 p.

5. Ford G. Segodnya i zavtra: perevod s angliyskogo - finansy i statistika [Today and tomorrow: translation from English - finale and statist^]. Mos^w, 1992. 61 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Гарипова Зайтуна Латиповна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, зав кафедрой финансов Института экономики и бизнеса

Ульяновский Государственный Университет

ул. Пушкинская, дом 4а, г. Ульяновск, Россия e-mail: Garipova_Z@mail. ru

Лапочкина Светлана Вячеславовна, декан факультета управления, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации труда Института экономики и бизнеса

Ульяновский Государственный Университет ул. Пушкинская, дом 4а, г. Ульяновск, Россия e-mail: lapochkina@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Garipova Zaytuna Latipovna, dodor for economic sciences, professor at finandal department

Ulyanovsk state university

4a, Pushkinskaya street, Ulyanovsk, Russia

e-mail: Garipova_Z@mail. ru

Lapochkina Svetlana Vyacheslavovna, Candidate for economic sde^es, assodate professor at department for manufadure e^nomk and organization Ulyanovsk state university

4a, Pushkinskaya street, Ulyanovsk, Russia e-mail: lapochkina@mail. ru

Рецензент:

Белый Евгений Михайлович, профессор, доктор технических наук, директор Института экономик и бизнеса Ульяновского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.