Научная статья на тему 'Разработка учебно-методических материалов по обучению иностранцев приставочным глаголам русского языка в курсе лексики'

Разработка учебно-методических материалов по обучению иностранцев приставочным глаголам русского языка в курсе лексики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка учебно-методических материалов по обучению иностранцев приставочным глаголам русского языка в курсе лексики»

Федотова Н.С.

к.ф.н., доцент кафедры русского языка как иностранного РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, Россия

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАНЦЕВ ПРИСТАВОЧНЫМ ГЛАГОЛАМ РУССКОГО ЯЗЫКА В КУРСЕ ЛЕКСИКИ

Создание прочной языковой базы у иностранных студентов, изучающих русский язык, невозможно без усвоения ими лексического материала. В значительной степени это касается приставочных глаголов, методическая неосвоенность которых постоянно требует поиска эффективных приемов введения, закрепления лексического материала и контроля его усвоения учащимися.

При обучении приставочным глаголам перед преподавателем возникают три вопроса: во-первых, какие слова и в каком количестве должны быть включены в обучающие курсы, чтобы достигнуть оптимального владения языком в сжатые строки; во-вторых, как лексический материал следует распределять по этапам и периодам обучения; в-третьих, какими средствами и приемами следует обучать приставочным глаголам.

Критерием для отбора приставочных глаголов является, безусловно, их практическая необходимость для процесса общения, а также стилистическая нейтральность глаголов.

Часто можно наблюдать такую картину: усвоенные учащимися на первом году обучения приставочные глаголы, частично используемые ими в устной речи, в последующем забываются. Главная из причин такого положения связана с тем, что отсутствует достаточная практика в речи.

Чтобы достичь усвоения учащимися приставочных глаголов, без чего невозможно ни выражение, ни понимание содержания речи, нужна продуманная работа над такими лексическими единицами. Объем отобранного лексического материала должен соответствовать условиям и времени, отведенному в учебном плане на изучение приставочных глаголов. При использовании приставочных глаголов для выражения мысли требуется овладеть умением извлекать из памяти звуковую форму, выражающую нужное значение, сочетать глаголы с другими, образовывать их грамматические формы. Воспроизведение приставочных глаголов должно быть доведено до степени автоматизированного действия (навыка), что

требует многих упражнений. В статье приведены основные значения глаголов с приставкой РАЗ- (РАЗО-, РАС-) и рассмотрена номенклатура заданий для формирования активного словаря.

Глаголы с приставками имеют следующие значения: 1. Деление на части. 2. Движение объектов (субъектов) в разные стороны. 3. Полнота (интенсивность) действия. 4. Устранение результата предыдущего действия. 5. Постепенно усиливающееся действие. 6. Достижение результата. 7. Лишение признака. 8. Медленное действие.

Задание 1. Определите значение глагола с приставкой раз- (разо-, рас-).

1. Встретившись после долгой разлуки, друзья с интересом расспрашивали друг друга обо всем, что случилось.

2. Пакет разорвался, и сахар рассыпался по столу.

3. Разрежь пирог, разложи салфетки, расставь чашки, а я разолью чай.

4. Мои слова рассердили отца.

5. Перед Новым годом по городу развесили гирлянды.

6. Сначала гости сидели молча, но потом разговорились.

7. Учитель проверил тетради, а потом раздал их.

Задание 2. Закончите данные ниже предложения, используя приставочные глаголы с приставкой раз-.

1. Конференция закончила работу и участники...

2. Петр Иванович переехал в новую квартиру, но его мебель стоит в углу, он пока ее еще не .

3. Учитель сделал детям замечание, потому что они .

4. Шутка была удачной, и все.

5. В детстве Евгений прекрасно играл на скрипке, а сейчас.

Задание 3. Ответьте на вопросы. Дайте отрицательный ответ и объясните причину отказа.

1. У вас есть еще билеты на сегодняшний спектакль? - Нет. Уже все распроданы.

2. Ребята еще играют в футбол? - Нет.

3. У вас есть черновой вариант сочинения? - Нет...

4. Ты можешь дать мне денег в долг? - Нет...

5. Ты идешь в кино? - Нет...

6. Почему ты так рано уходишь домой? Тебе не нравится праздник? - Нет...

Задание 4. Продолжите предложения:

1. Его лицо так раскраснелось, что.

2. Попугай так распрыгался в клетке, что...

3. Я так размечтался, что...

4. Соловей так распелся, что...

5. Александр так разволновался, что...

6. Дети так разыгрались, что.

7. У меня так разболелась голова, что...

8. Дерево под окном так разрослось, что...

Задание 5. Ответьте на вопросы. Используйте раздумал что делать? разучился что делать? кому? расхотелось что делать? кому? разонравилось что?

1. Почему ты не будешь учиться в магистратуре?

2. Ты не будешь покупать этот учебник?

3. Ты бросил играть в баскетбол?

4. Ты можешь открыть шампанское?

5. Ты выбросил диск с твоим любимым фильмом?

6. Почему ты не будешь изучать второй иностранный язык?

7. Почему вы отказались выступать на вечере?

8. Ты не будешь ужинать? почему?

9. Ты не хочешь сфотографироваться с нами?

10. Научи меня играть на скрипке!

11. Научи меня водить машину!

12. Научи меня печь пироги!

© Федотова Н.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.