Научная статья на тему 'Разработка учебно-методических комплексов для самостоятельной работы студентов'

Разработка учебно-методических комплексов для самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT JOB OF STUDENTS / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шимаров Александр Иванович

Рассматривается активизация самостоятельной работы будущих специалистов высшего звена. Уделяется внимание организации работы студентов на базе специализированного учебно-методического комплекса с точки зрения повышения эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development scholastic-methodical complex for independent work student

The article is dedicated to activations of the independent work future specialist. The organization of the work student is Considered on the base specialized scholastic-methodical complex with standpoint of increasing to efficiency of the educational process.

Текст научной работы на тему «Разработка учебно-методических комплексов для самостоятельной работы студентов»

УДК 342.68

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

А.И. Шимаров1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 224 E-mail: alexandr-shimarov@rambler. ru

Рассматривается активизация самостоятельной работы будущих специалистов высшего звена. Уделяется внимание организации работы студентов на базе специализированного учебно-методического комплекса с точки зрения повышения эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: инновационные технологии, самостоятельная работа студентов, учебно-методический комплекс.

В последнее время большое внимание уделяется реализации компе-тентностного подхода в образовании. Отличием компетенций от традиционных квалификационных требований является то, что оценке подлежат не только усвоенные знания, но и способность находить им применение для решения профессиональных задач. Компетентностный подход в современной системе российского образования требует усиления доли самостоятельной работы студентов средствами информационных технологий [1, 2].

При этом важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку. Часто самостоятельная работа студента сводится к изучению не рассмотренных на лекциях тем, подготовке рефератов, докладов и др. Однако такой принцип исключает индивидуальные особенности студента, творческий подход и нестандартные решения. В такой модели обучения остаются неучтенными информационная насыщенность современного образовательного пространства, ориентация на личные качества студента, исследовательская и проектировочная направленность его работы. Студент должен быть готов к самостоятельному решению профессиональных задач, поэтому перед ним нужно ставить подобные задачи. Такой подход сможет в итоге ориентировать студентов на формирование компетенций,

1 Александр Иванович Шимаров, к.т.н., доцент, кафедра теоретической и общей электротехники.

связанных с постановкой целей, решением задач, планированием, преодолением проблем, усвоением новых знаний и навыков.

С учетом этого на кафедре «Теоретическая и общая электротехника» Самарского государственного технического университета разработана технология обучения бакалавров, основанная на вовлечении студентов в профессиональное самоопределение. В настоящее время она ориентирована на одну дисциплину - «Электроника». Технология получила название «Учебно-методический комплекс для самостоятельной работы студентов» (УМК-с). Структура УМК-с приведена на рис. 1. В этот комплекс входят: интерактивный учебник по основным разделам дисциплины «Электроника», учебное пособие по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), учебные анимационные и видеофильмы, лабораторный практикум на базе программы Electronics Workbench, домашние задания на базе ТРИЗ, примеры решения задач, модуль тестирования и др.

Должна быть выдержана определенная структура комплекса. Главное требование, предъявляемое к УМК-с, - модульность. Это обусловлено следующими причинами:

- организационной - разбивка материала на блоки облегчает студенту его изучение, позволяет регламентировать порядок взаимодействия с преподавателем;

- функциональной - реализация гипертекстовых переходов в УМК-с предполагает обособленность смысловых фрагментов учебного материала.

Очевидно, что структуры УМК-с, пригодной для любой дисциплины, не существует, но набор возможных ее функциональных компонентов может быть, например, следующим (см. рис. 1):

- введение;

- блоки учебного материала;

- дополнительный материал и справочная база;

- виртуальный лабораторный практикум;

- тесты для самоконтроля и контроля;

- рекомендуемая литература.

Отдельные функциональные компоненты, например блоки тестирования знаний, рекомендуется оформить в виде самостоятельных программных модулей.

ВВЕДЕНИЕ

О

ТЕМА 1 (модуль)

Предмет и цели изучения материала темы

О

Предмет и цели изучения материала блока

Законченный фрагмент теоретического материала

О

Пояснения и примеры

О

Блок N

О

Тесты для контроля

О

ТЕМА М (модуль)

О

Итоговый тест

АЛ ЧУ

Ь

Справочная информация

Справочник по теории решения изобретательских задач

Справочник по полупроводниковым приборам

Справочник конструктора радиоэлектронной аппаратуры

Условные графические обозначения элементов электрических схем

Дополнительный материал: фото, видео

Рекомендуемая литература: печатные издания, электронные ресурсы

И

Практическая работа

Домашние задания

Виртуальный лабораторный практикум

Программы для моделирования, исследования и расчета электронных цепей

а

л

• • •

• • •

Рис. 1. Структура учебно-методического комплекса УМК-с

Основной учебный материал каждой темы структурируется поблочно. Его рекомендуется начинать с изложения теоретического материала, а затем переходить к пояснениям и примерам. Основной материал должен быть представлен в максимально наглядной форме [2]. Для этого могут быть использованы различные программы: OpenOffice.org, Windows Movie Maker и др. Дополнительный материал и справочная информация должны быть представлены в объеме, необходимом для решения задач, указанных в домашнем задании. В качестве дополнительного материала могут выступать: условные графические обозначения элементов электрической цепи; расчетные формулы; константы; единицы измерения физических величин; ссылки на литературу, фрагменты видеофильмов, фотографии и др.

Уровень сформированных компетентностей оценивался по выполненным контрольным работам. При этом были сформулированы и предъявлены студентам критерии оценки: уровень усвоения материала; умение выделить в поставленной задаче наиболее значимые ее разделы; наглядность представления итоговых материалов и др. В правильно построенном УМК-э студент как бы ведет диалог с преподавателем, который предусмотрел возможные затруднения при изучении данной дисциплины. Используя в своей самостоятельной работе УМК-с, студенты более глубоко начинают понимать, что и зачем они изучают, как полученные знания могут пригодиться им в будущей карьере.

Для сведения подготовленных материалов УМК-с в единый программный продукт могут быть использованы различные программные пакеты. Они различаются по своим функциональным возможностям, по сложности и многим другим характеристикам. Наиболее подходящими для выполнения этой работы являются те из них, которые обладают средствами визуального конструирования проектов; включают в себя библиотеки шаблонов, необходимые при решении типовых задач, возникающих в ходе создания УМК-э; имеют встроенные языки программирования; имеют инструментарий для создания мультимедийных приложений. Примерами таких программных средств являются Toolbook Instruc-tor/ Assistant, HyperMethod, Macromedia Authorware.

Среди них по функциональным и экономическим критериям следует отметить HyperMethod. Этот программный пакет представляет собой средство конструирования проектов, состоящих из коллекций кадров, связанных между собой гиперссылками. К основным достоинствам пакета HyperMethod,, позволяющим студентам создавать учебно-методические комплексы хорошего качества, относятся:

- автоматическая расстановка динамических связей в документах по заданным разработчиком правилам;

- наличие автоматизированных средств создания и поддержки структуры разрабатываемой информационной системы;

- наличие событийно-ориентированного языка HMScript для описания объектов управления;

- поддержка форматов HTML, RTF, TXT и др.;

- прямая вставка в кадры рисунков в различных графических форматах: BMP, GIF, WMF, EMF и др.;

- поддержка звуковых форматов: WAV, MIDI, MP3;

- поддержка видеоформатов: AVI, MPEG-1 и др.

Очень важно, что эта программа имеет интерфейс и справочную систему на русском языке, поэтому достаточно проста для освоения [4]. Компоновка всех объектов УМК-с осуществляется с помощью основного рабочего модуля HyperMethod — «Монтажного стола» (рис. 2).

Рис. 2. Интерфейс рабочего модуля HyperMethod - «Монтажного стола»

Использование УМК-с способствует развитию профессиональных компетентностей студентов, развивает их общую грамотность, коммуникативную компетентность, навыки решения возникающих в процессе самостоятельной работы проблем. Используя УМК-с, студенты развивают способности использовать для достижения своих целей современные компьютерные технологии, работу с текстом, графикой, видео и др. Во время работы с ком-

плексом формируются навыки планирования, самоорганизации, самоконтроля студента. Преподаватель при этом осуществляет консультирование и контроль выполнения домашнего задания.

По результатам эксперимента, проводимого на кафедре ТОЭ Сам-ГТУ, было проведено педагогическое исследование. По мнению студентов, самостоятельная работа с использованием ТРИЗ способствует развитию профессиональных компетенций и формированию критического отношения к результатам своей деятельности, учит анализировать и оценивать свои действия.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: технология УМК-с способствует развитию умения анализировать и систематизировать теоретический материал; позволяет эффективно использовать существующий уровень сформированных умений и навыков, обозначить пробелы в подготовке студента. Также при анализе результатов эксперимента были получены данные об образовательных и личностных притязаниях студентов, отмечено повышение их ответственности за образовательные результаты.

Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для системы высшего образования России ввиду возможности использования технологии УМК-с как эффективной системы развития профессиональной компетентности бакалавров технических направлений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нестеренко В.М. Методологические основы формирования творческого специалиста. - Самара: СамГТУ, 2009. - 128 с.

2. Шимаров А.И., Лашманов А.М. Инновационное методическое сопровождение образовательных программ // Информационные технологии в образовательной деятельности вуза: сб. науч. тр. Самарского гос. ун-та. - Самара, 2008. - С. 174177.

3. Шимаров А.И., Костырев М.Л. Технология подготовки материалов для мультимедийных программ: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 54 с. - ISBN 57964-0797-Х.

4. Шимаров А.И. Основы создания электронных учебников на базе HyperMethod: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 68 с.

Поступила в редакцию 27.04.17 В окончательном варианте 10.05.17

UDC 342.68

DEVELOPMENT SCHOLASTIC-METHODICAL COMPLEX FOR INDEPENDENT WORK STUDENT

A.I. Shimarov1

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100

E-mail: alexandr-shimarov@rambler.ru

The article is dedicated to activations of the independent work future specialist. The organization of the work student is Considered on the base specialized scholastic-methodical complex with standpoint of increasing to efficiency of the educational process.

Key words: innovative technologies, independent job of students, methodical complex.

REFERENCES

1. Nesterenko V.M. Metodologicheskie osnovy formirovaniya tvorcheskogo spetsialista [Methodology of creative specialist development]. Samara: SSTU, 2009. 128 p.

2. ShimarovA.I. Innovatsionnoe metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nyhprogram [Innovationmethodicalsupportofeducational programs]

// Information technologies in high schooleducational activity: collection of scientific papers. Samara, Blamara State University, 2008. P. 174-177.

3. Shimarov A.I. Tekhnologiya podgotovki materialov dlya mul'timedijnyh program [Technology of materials preparation for multimedia programs]: textbook. Samara: SSTU, 2006. 54 p. ISBN 5-7964-0797-X.

4. Shimarov A.I. Osnovy sozdaniya elektronnyh uchebnikov na baze Hyper Method [The outlines of electronic books creation on Hyper Method bases]: textbook. Samara: SSTU, 2006. 68 p.

Original article submitted 27.04.17 Revision submitted 10.05.17

1 Aleksandr I. Shimarov, Ph.D., Associate Professor of Theoretical and General Electrical Engineering Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.