Научная статья на тему 'Разработка творческих заданий для вузовской олимпиады школьников по информатике'

Разработка творческих заданий для вузовской олимпиады школьников по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ВЕБ-САЙТ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ОЛИМПИАДА / ШКОЛЬНИКИ / CREATIVE TASKS / WEBSITE / COMPUTER PROGRAMS / LEARNING MOTIVATION / OLYMPIAD / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковина Татьяна Павловна

Статья посвящена роли творческих заданий в олимпиаде школьников по информатике, созданию веб-сайта о нескольких вузах Перми, раскрытию роли творческих заданий в повышении у школьников мотивации к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE TASKS FOR HIGH SCHOOL STUDENTS OLIMPIAD IN INFORMATICS

This paper considers creative tasks for student academic Olympiad in Informatics. As an occupation of a Web-designer is most promising nowadays, the creative task to set up a website about several Perm Universities was offered to the contestants at the Olympiad in the MESI Perm branch. The participants set up diverse and challenging websites, and this outlines the demand for the proposed forms of students’ creative activities. The research emphasizes the contribution of creative activities to the rise of academic motivation. Such activities facilitate development of imagination and creative thinking and foster skills of computer program and technology use

Текст научной работы на тему «Разработка творческих заданий для вузовской олимпиады школьников по информатике»

УДК 37.047

Ковина Татьяна Павловна

преподаватель кафедры «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

Пермский филиал Московского университета экономики, статистики и информатики, Пермь, Россия, e-mail: tpkovina@mesi.ru

РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВУЗОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Tatyana P. Kovina

Lecturer of the Department of Automatic Systems of Information Processing and Management

Perm Branch of Moscow University of Economics, Statistics and Informatics, Perm, Russia, e-mail: tpkovina@mesi.ru

DEVELOPMENT OF CREATIVE TASKS FOR HIGH SCHOOL STUDENTS OLIMPIAD IN INFORMATICS

Аннотация. Статья посвящена роли творческих заданий в олимпиаде школьников по информатике, созданию веб-сайта о нескольких вузах Перми, раскрытию роли творческих заданий в повышении у школьников мотивации к обучению.

Ключевые слова: творческие задания; веб-сайт; компьютерные программы; мотивация к обучению; олимпиада; школьники.

Abstract. This paper considers creative tasks for student academic Olympiad in Informatics. As an occupation of a Web-designer is most promising nowadays, the creative task to set up a website about several Perm Universities was offered to the contestants at the Olympiad in the MESI Perm branch. The participants set up diverse and challenging websites, and this outlines the demand for the proposed forms of students' creative activities. The research emphasizes the contribution of creative activities to the rise of academic motivation. Such activities facilitate development of imagination and creative thinking and foster skills of computer program and technology use.

Key words: creative tasks; website; computer programs; learning motivation; Olympiad; students.

© Ковина Т.П., 2014

Пермский филиал МЭСИ по заказу Министерства образования и науки Пермского края с 12 сентября по 14 ноября 2013 г. провел олимпиаду школьников по предмету «Информатика» [3]. В ней приняли участие 537 учащихся 9, 10, 11-х классов общеобразовательных школ г. Перми, Пермского края и других субъектов РФ.

Основными целями олимпиады было выявление и развитие у учащихся школ творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание условий для интеллектуального развития, поддержка одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи [6].

Олимпиада проходила в 2 этапа:

I. Заочный этап проходил с 14 октября по 01 ноября 2013 г. и заключался в выполнении тестовых заданий в режиме онлайн. Технологической платформой для проведения заочного этапа выступал кампус МЭСИ (http://study.mesi.ru). По результатам заочного этапа участники, набравшие проходной балл, допускались на очный этап олимпиады.

II. Очный этап олимпиады состоялся 14 ноября 2013 г. в городе Перми и включал тестирование и творческое задание [8].

Туры очного этапа:

1 тур - бланочное тестирование. Продолжительность - 1 час 30 минут (90 минут). Тест содержал 40 тестовых заданий, каждое задание имело один правильный ответ. Максимальное количество баллов - 40 [1].

2 тур - выполнение творческого задания. Продолжительность - 3 часа (180 минут). Максимальное количество баллов - 60 [7].

Роль творческих заданий в олимпиаде очень важна. Участвуя в творческом туре, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как, выполняя задания, они создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе, реализуют свой творческий потенциал.

Необходимо было предложить школьникам такие задания, которые позволили бы им добиться качественных результатов за короткое время.

Исследования в области самых востребованных профессий 2013 г. показали, что одними из наиболее перспективных являются специальности в области ТГ-технологий, причем особо отмечается профессия веб-дизайнера [4; 5]. Исходя из этого было решено в качестве творческого задания предложить разработать дизайн и создать сайт по теме «Вузы Перми». Подобное задание позволяло получить информацию об основных вузах Перми, помогло решить проблемы творческой реализации личности посредством

компьютерных технологий, позволяло школьнику ощущать себя гражданином мирового информационного пространства, позволяло создать за короткое время конечный продукт и проявить свои знания веб-технологий.

Для выполнения творческого задания каждый участник получил в распоряжение компьютер, работающий под управлением операционной системы Windows. Выход в Интернет у компьютера отсутствовал.

Конфигурация компьютера предусматривала возможность использования следующего программного обеспечения:

браузеры Internet Explorer 7+, Mozilla Firefox 20+, Google Chrome 29; XAMPP 1.8.3;

- Notepad++;

- Microsoft Office Word;

- Microsoft Office Power Point.

Для разработки сайта участникам был предложен единый стандартизированный комплекс текстовых материалов и графических файлов о 5 вузах Перми:

- Высшая школа экономики (ВШЭ),

- Пермский государственный научный исследовательский университет (ПГНИУ),

- Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),

- Пермский филиал МЭСИ (ПФ МЭСИ)

- Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ).

Информация о вузах содержала полное наименование вуза; адрес, номер и срок действия лицензии и аккредитации; фамилию, имя, отчество ректора; наличие военной кафедры; наличие общежития; краткое описание учебного заведения; историю его создания и развития; перечень образовательных программ; вступительные экзамены по специальностям, связанным с информатикой; минимальные баллы, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний при поступлении в 2013 г.

Уникальность и качество созданного участником продукта оценивало жюри по следующим критериям:

- технология создания сайта (максимум 30 баллов);

- дизайн сайта (максимум 30 баллов).

Подробные критерии оценки приведены в таблице.

«Критерии оценивания творческой работы»

Критерии Макс. количество баллов

Дизайн сайта

Функциональность (соответствие требованиям заказчика) 2

Целостность структуры сайта (состав и названия разделов, 2

выносимых на начальную страницу)

Презентационная направленность сайта (выраженное обращение к 2

его аудитории, соответствующее целям «заказчика»)

Понятность и запоминаемость разработанных знаков

• логотип 6

• навигационные элементы 4

• иконки 2

Стильность дизайнерского решения 2

Общее впечатление от дизайна домашней страницы 5

Общее впечатление от дизайна страниц второго уровня 5

Итого за дизайн 30

Технология создания сайта

Владение инструментами разработки 5

Работоспособность продукта 3

Файловая структура, названия файлов, их расположение по папкам 2

Работа с графикой и разумный объем на одной странице 2

Понятность и достаточность помещаемых на сайт 2

информационных материалов

Отсутствие визуальных ошибок в общей композиции 1

Грамотная верстка страниц и работа с текстом 3

Наличие карты сайта 2

Учет того, как страницы будут выглядеть в разных браузерах 2

Применение более сложных технических решений и технологий 8

(HTML 5, JavaScript, анимационные GIF, Java Applets, Flash, CSS, DHTML, PHP, MySQL и т.д.)

Итого за технологии 30

Итого 60

Творческое задание II этапа

Задание 1: разработать дизайн сайта тему «Вузы Перми» (30 баллов). Профиль заказчика - Комитет по образованию и науке, г. Пермь. Сфера деятельности - образование.

Цель сайта - информационное представление основных вузов города для школьников и их родителей, возможность его дальнейшей модификации.

Требования заказчика. Сайт должен:

1) предоставить краткую информацию о местонахождении вузов, историю развития, перечень образовательных программ (в области информационных технологий), область исследований, достижения;

2) продемонстрировать специфику деятельности вузов и их особенности;

3) иметь свой логотип;

4) содержать небольшие информационные тексты и фотографии;

5) иметь единообразие дизайна страниц второго уровня;

6) наличие карты сайта на одной из веб-страниц;

7) позволять оперативно менять информацию.

Выходные данные.

Эскиз или готовый продукт - дизайн домашней страницы с эскизом, навигационными элементами (может представляться при выполнении задания по технологии разработки сайта).

Эскиз или готовый продукт - дизайн страниц второго уровня (может представляться при выполнении задания по технологии разработки сайта).

Задание 2: создать сайт на тему «Вузы Перми» (30 баллов).

Требуется разработать «домашнюю страницу» сайта со всеми необходимыми навигационными элементами, а также страницы второго уровня, разместив на них информационные и презентационные материалы, создать карту сайта. Наполнить сайт конкретными материалами.

Выходные данные.

Сайт (материал должен быть сохранен в одну папку, имя папки - это фамилия участника) + текстовый файл со скриншотами всех созданных страниц и их краткими аннотациями (файл: отчет_ФИО)

Итог:

Творческое задание было выполнено участниками со знанием языка разметки гипертекста HTML. Многие использовали в своих сайтах каскадные таблицы стилей (CSS). Структура сайтов в основном табличная, но есть очень интересные сайты блочной структуры с использованием HTML 5. Была попытка использовать JavaScript. Знание HTML и CSS говорит о достаточной сформированности у учащихся технических навыков, необходимых современному школьнику для презентации творческой продукции в сети Интернет.

Выполнение задания требовало творческого подхода, логического мышления, умения увидеть и составить правильный и оптимальный план выполнения задания, четкого и технически грамотного выполнения каждой части проекта.

В целом участники олимпиады создали интересные, разнообразные сайты, что свидетельствует о востребованности предлагаемой формы креативной деятельности школьников. Возможно, в будущем они выберут себе профессии, связанные с веб-дизайном или веб-программированием.

Отмечалось проявление положительных эмоций, среди которых преобладал интерес, вдохновение, радость, волнение, азарт, ответственность и др.

Таким образом, творческие задания олимпиады формируют у учащихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению у школьников мотивации к обучению; развивают фантазию, воображение и творческое мышление; обучают навыкам создания творческой продукции; заставляют анализировать свою учебную деятельность; развивают технические навыки использования компьютерных программ и технологий.

Список литературы

1. Задания бланочного тестирования очного этапа олимпиады (с ответами) [Электронный ресурс] - URL: http://www.perm.mesi.ru/iolimp (дата обращения: 15.09.2014).

2. Задания заочного этапа олимпиады (с ответами) [Электронный ресурс] -URL: http://www.perm.mesi.ru/iolimp (дата обращения: 15.09.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Информационное письмо о проведении вузовской олимпиады школьников по предмету «ИНФОРМАТИКА» 2013/14 учебный год [Электронный ресурс] - URL: http://www.perm.mesi.ru/iolimp (дата обращения: 15.09.2014).

4. Какие профессии будут востребованы в 2013 году [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rb.ru/report/38347/8.html (работа) (дата обращения: 15.09.2014).

5. Моё образование. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moeobrazovanie.ru/samye_vostrebovannye_professii.html (дата обращения: 15.09.2014).

6. Положение о вузовской олимпиаде школьников по предмету «Информатика» [Электронный ресурс] - URL: http://www.perm.mesi.ru/iolimp (дата обращения: 15.09.2014).

7. Программа проведения вузовской олимпиады школьников по предмету «Информатика» в 2013 году[Электронный ресурс] - URL: http://www.perm.mesi.ru/iolimp (дата обращения: 15.09.2014).

8. Регламент проведения вузовской олимпиады школьников по предмету «Информатика» [Электронный ресурс] - URL: http://www.perm.mesi.ru/iolimp (дата обращения: 15.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.