Научная статья на тему 'Разработка тестовых заданий по теме: «Азотсодержащие органические соединения»'

Разработка тестовых заданий по теме: «Азотсодержащие органические соединения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8747
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Е. Ф., Зимняков А. М., Лепилина М. Б.

Изучена тестовая форма контроля знаний. В процессе изучения азотсодержащих органических веществ расширяются знания о кислотах, основаниях, амфотерных соединениях, представления о пространственном строении молекул. Важный итог изучения аминов и аминокислот ознакомление со строением и свойствами белков. Важность знаний о гетероциклических азотсодержащих веществах заключается в подготовке к изучению состава и строения нуклеиновых кислот. Одним из объективных инструментов контроля знаний является тестирование. Как и любая другая форма контроля, тестирование имеет свои преимущества и недостатки. Достоинством можно считать оперативность, объективность оценивания, а главным недостатком непригодность для проверки характера мыслительной, творческой деятельности ученика. Обучение работе с тестами приобретает особую актуальность в связи с экспериментом по введению Единого государственного экзамена. Сегодня предлагается большое число тестов, самых разных по уровню сложности и содержанию. Тем не менее, в школьной практике тестирование в курсе органической химии используется ограниченно. Была поставлена задача разработать систему тестовых заданий по теме: «Азотсодержащие органические соединения». Данные тестовые задания представляют собой структурированный комплекс тестов, охватывающий максимально большое число элементов знаний по данной теме. Важнейшее отличие тестового задания от обычного его технологичность. Это означает, что задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно. В полной мере технологичность проявляет себя в случае реализации автоматизированной системы тестового контроля. Была использована такая система автоматизированного опроса, которая позволяет быстро и регулярно получать оперативную информацию о степени подготовленности учащихся, уровне их знаний и умений по данной теме. Разработанные тестовые задания апробированы в средней общеобразовательной школе № 66 г. Пензы. Составлены конспекты уроков с использованием тестовых заданий. После изучения всей темы была проведена контрольная работа в тестовой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Е. Ф., Зимняков А. М., Лепилина М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка тестовых заданий по теме: «Азотсодержащие органические соединения»»

ные трубки от электролизера. Прибор подключают к источнику тока. Наблюдают образование и накопление газов в пробирках (следует обратить внимание на соотношение их объемов). Отключить внешний источник энергии, реакция разложения заканчивается без подвода внешней энергии (рис.1) (Бабич и др., 1991; Воробьев и др., 1976).

К (-): 2Н2О + 2 е" ^ Н2 + 2ОН"

А (+): 4ОН- -4е" ^ О2 + 2Н2О 2Н2О ^ 2Н2 + О2 - 285 кДж

Рис.1 Демонстрация эндотермической реакции разложения воды

Утилизация. Раствор щелочи в и-образной трубке использовать повторно, добавив более концентрированный раствор №ОН (контроль по показаниям ареометра) (Артемьев, 2001).

список литературы.

Артемьев В. П. Химический эксперимент в школе (с утилизацией токсичных соединений): Практические задания по методике преподавания химии.

- Пенза, 2001. - 92 с.

Ахметов Н. С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М.: Просвещение, 1991. - 469 с.

Бабич Л. В., Балезин С. А., Глинка Ф. Б. и др. Практикум по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1991. - 320 с.

Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия - в центре наук. Ч. I. - М.: Мир, 1983. - 329 с.

Воробьева В. И., Ипполитова Е. А., Немкова О. Г. и др. Практикум по неорганической химии. - М.: Издательство МГУ, 1976. - 248 с.

Глинка Н. Л. Общая химия: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. В. А. Рабиновича. - Л.: Химия, 1988. - 704 с.

Зайцев О. С. Задачи и вопросы по химии. - М.: Высшая школа, 1985. - 301 с.

Зимняков А.М. Методические рекомендации к лабораторно-семинарским занятиям по физической химии по теме «Химическая термодинамика». - Пенза, 1997. - 17 с.

Иванова М. А., Кононова М. А. Химический демонстрационный эксперимент. - М.: Высшая школа, 1969. - 248 с.

Керимов Э. Ю. Курс лекций по физической химии. Введение. Химическая термодинамика: Учебное пособие для студентов естественно-географического факультета, обучающихся специальности “химия-биология”. - Пенза, 2001. - 139 с.

Керимов Э. Ю. Курс лекций по физической химии. Химическая кинетика: Учебное пособие для студентов естественно-географического факультета, обучающихся специальности “химия-биология”. - Пенза, 2005. - 139 с.

УДК 371.3:547

разработка тестовых заданий по теме: «азотсодержащие органические соединения»

Е.Ф. СИДОРОВА, А.М. ЗИМНЯКОВ, М.Б. ЛЕПИЛИНА Пензенский государственный педагогический университет, кафедра химии и биохимии

Изучена тестовая форма контроля знаний. В процессе изучения азотсодержащих органических веществ расширяются знания о кислотах, основаниях, амфотерных соединениях, представления о пространственном строении молекул. Важный итог изучения аминов и аминокислот - ознакомление со строением и свойствами белков. Важность знаний о гетероциклических азотсодержащих веществах заключается в подготовке к изучению состава и строения нуклеиновых кислот.

Одним из объективных инструментов контроля знаний является тестирование. Как и любая другая форма контроля, тестирование имеет свои преимущества и недостатки. Достоинством можно считать оперативность, объективность оценивания, а главным недостатком - непригодность для проверки характера мыслительной, творческой деятельности ученика. Обучение работе с тестами приобретает особую актуальность в связи с экспериментом по введению Единого государственного экзамена.

Сегодня предлагается большое число тестов, самых разных по уровню сложности и содержанию. Тем не менее, в школьной практике тестирование в курсе органической химии используется ограниченно. Была поставлена задача - разработать систему тестовых заданий по теме: «Азотсодержащие органические соединения». Данные тестовые задания представляют собой структурированный комплекс тестов, охватывающий максимально большое число элементов знаний по данной теме.

Важнейшее отличие тестового задания от обычного - его технологичность. Это означает, что задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно. В полной мере технологичность проявляет себя в случае реализации автоматизированной системы тестового контроля. Была использована такая система автоматизированного опроса, которая позволяет быстро и регулярно получать оперативную информацию о степени подготовленности учащихся, уровне их знаний и умений по данной теме.

Разработанные тестовые задания апробированы в средней общеобразовательной школе № 66 г. Пензы. Составлены конспекты уроков с использованием тестовых заданий. После изучения всей темы была проведена контрольная работа в тестовой форме.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Ответы на вопросы при традиционной проверке знаний могут быть неопределенными и многословными, поэтому для выявления их истинности требуются большие затраты интеллектуальной энергии и труда преподавателя.

Технология тестового контроля знаний возникла в результате поиска объективных методов контроля и более дифференцированной оценочной шкалы (Амирова, 2004).

Главное преимущество тестов состоит в том, что они позволяют провести объективную независимую оценку уровня обученности учащихся в соответствии с едиными образовательными требованиями. С помощью аттестационных тестов можно достаточно полно проверить уровень обученности по всему материалу учебной дисциплины в отличие от обычных форм аттестации (Суровцева и др., 1997).

Основные достоинства тестового контроля знаний: объективность оценки, поскольку в тестовом контроле влияние субъективных факторов исключено;

достоверность оценки и информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;

эффективность - можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;

надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима;

дифференцированность, поскольку в тестах содержатся задания различных уровней сложности (Амирова, 2004);

высокая степень индивидуализации заданий -возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся (Кудрюмова, 1996).

К достоинствам метода следует отнести возможность за сравнительно короткий промежуток времени обобщить и систематизировать учебный материал, проверить глубину знаний.

Тестовый контроль способствует повышению уровня самостоятельной деятельности учащихся, позволяет рационально использовать время на уроке. Использование тестовых заданий позволяет построить урок с опорой на имеющиеся у школьников знания, и тем самым уменьшить роль учителя как информатора, но направить его усилия на повышение результатов учебного процесса.

Оперативность тест-методики позволяет педагогу своевременно вносить соответствующие коррективы в содержание педагогического процесса.

Тестовое задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно (Барковский, Врублевский, 2002).

Тестовые технологии является существенно более эффективным средством контроля уровня подготовки учащихся в сравнении с другими методами. Но при этом, конечно же, было бы серьёзной ошибкой отказаться от традиционных методов контроля (Суровцева и др., 1997).

При использовании тестового контроля знаний учитель не может проверить характер мыслительной деятельности ученика. Творческая деятельность ребенка также не осуществима через тест.

ВИДЫ ТЕСТОВ

Тесты классифицируют по разным признакам.

В зависимости от целей использования бывают предварительные, тесты текущего контроля, итоговые тесты.

Тестовые задания можно использовать для индивидуального или фронтального контроля, они могут быть стандартизированными или нет. Бывают тесты, которые выполняют не только контролирующие, но и обучающие функции.

Контроль результатов обучения должен определяться важным критерием - уровнем усвоения. Вследствие этого, тестовые задания разделяют по уровню усвоения знаний.

Задания первого уровня - на опознание, узнавание, различие понятий и явлений. Задания второго уровня - задания, с помощью которых ученик может воспроизводить учебную информацию по памяти. Задания третьего уровня проверяют умение решать типовые задачи. Задания четвертого уровня - на творческое применение полученных знаний (Амирова, 2004).

Тестовые задания могут быть открытыми и закрытыми.

В тестах открытой формы учащимся предлагается возможность выбрать правильный ответ среди нескольких предложенных. Оптимальное число вариантов ответа для большинства заданий открытой формы - четыре.

Задание закрытой формы представляют собой вопрос, либо предложение, которое нужно дополнить словом, цифрой, формулой.

Если в основу классификации тестов положить различные аспекты развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть следующим образом:

- тесты общих умственных способностей, умственного развития;

- тесты специальных способностей в различных областях деятельности;

- тесты обученности, успеваемости, академических достижений;

- тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (мышления, памяти, характера);

- тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и др. качеств) (Подласый, 2000).

Для установления обратной связи, закрепления, повторения, систематизации и контроля знаний учащихся используются тесты следующих типов: тест дополнения, тест напоминания, альтернативный тест, выборочный тест, тест сличения, тест ранжирования, комбинированный тест (Пак, 1993).

Тест дополнения. Это задание-предложение с пропуском слова (цифры, формулы и т.д.), отмеченным точками. Ответы на задания такого типа должны быть однозначными и лаконичными.

Тест напоминания - это прямой вопрос, требующий только однозначного ответа в виде слова, числа, формулы и т.п.

Альтернативный тест состоит из нескольких предложений, содержащих утверждения. Учащийся должен определить правильность или неправильность каждого утверждения. При составлении такого теста правильные и неправильные предложения необходимо располагать вразброс. Ответы учащиеся могут давать словами («правильно» или «неправильно», «да» или «нет») или знаками («+» - если «да», « - » - если «нет»).

Выборочный тест. Задание включает правильные и неправильные ответы, а учащийся должен сделать выбор.

Тест сличения. Это задание, состоящее из связанных друг с другом по содержанию данных, расположенных в двух столбцах. Выполнение задания сводится к поиску связанных между собой данных. При составлении заданий данного типа оба столбца размещают на одной странице.

Тест ранжирования - это перечень объектов контроля (явлений, величин, формул и др.), которые должны быть расположены по порядку. Должно быть не более 10 объектов.

Комбинированный тест содержит задания тестов разных типов (например, тестов дополнения и выборочного).

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тест напоминания

1. Как называются производные аммиака, в молекуле которого один или несколько атомов водорода замещены углеводородными радикалами?

Ответ: амины.

2. По какому признаку амины классифицируют на первичные, вторичные и третичные?

Ответ: по числу алкильных групп, связанных с атомом азота.

3. Напишите общую формулу аминокислот.

Ответ: МНС И, СООН или МН-К-СООН

2 п 2п 2

4. Составьте структурные формулы следующих соединений:

а) диэтиламин;

б) этилпропиламин;

в) диметилбутиламин.

Ответ: а) СН3 - СИ2 - МИ - СИ2 - СИ3;

б) СН3 - СИ2 - МИ - СИ2 - СИ2 - СИ3;

в) СИ3 - М(СН3) - СИ2- СИ2 - СИ2 - СИ3

5. Какую структурную формулу имеет дипептид, образующийся в результате взаимодействия аминоуксусной и а - аминопропионовой кислот?

Ответ: МИ2 - СИ2 - СО - МН - СИ(СН3) -СООН

6. Какая особенность строения молекул аминов, аминокислот и некоторых азотсодержащих гетероциклических соединений обуславливает их основные свойства?

Ответ: наличие неподелённой пары электронов у атома азота.

7. Сколько трипептидов могут образовать три разные аминокислоты?

Ответ: 6.

Выборочный тест

1. Вторичная структура белка была открыта:

а) Д. Уотсоном;

б) Ф. Криком;

в) Э. Фишером;

г) П. Поллингом.

Ответ: г.

2. Кислый компонент нуклеиновых кислот представлен:

а) серной кислотой;

б) уксусной кислотой;

в) фосфорной кислотой;

г) любой карбоновой кислотой.

Ответ: в.

3. Выберите верное название аминокислоты

МН2-СН2-СН2-СООН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) р -аминопропионовая кислота;

б) у -аминопропионовая кислота;

в) р -аминопропановая кислота;

г) у -аминопропановая кислота.

Ответ: а.

4. Какое соединение из предложенных обладает наиболее сильными основными свойствами?

а) диметиламин;

б) анилин;

в) аммиак;

г) дифениламин.

Ответ: а.

5. Аминокислоты обладают свойствами

а) аминов;

б) карбоновых кислот;

в) аминов и карбоновых кислот;

г) отличными от свойств аминов и карбоновых кислот.

Ответ: в.

6. В каком ряду верно отражено изменение физических свойств аминов от низших к высшим?

а) твердые вещества - жидкости - газы, растворимость в воде увеличивается;

б) твердые вещества - жидкости - газы, растворимость в воде уменьшается;

в) газы - жидкости - твердые вещества, растворимость в воде увеличивается;

г) газы - жидкости - твердые вещества, растворимость в воде уменьшается.

Ответ: г.

7. Анилин используется

а) в производстве бумаги, пороха, искусственных волокон;

б) в производстве красителей и лекарственных препаратов;

в) для получения формальдегидных смол и как дезинфицирующее средство;

г) в консервировании продуктов, а также в изготовлении ацетатного волокна.

Ответ: б.

Тест сличения

1. Выберите из списка вещества, являющиеся:

1. первичными аминами А. изобутиламин

2. вторичными аминами Б. вторбутиламин

3. третичными аминами В. диэтиламин

Г. триэтиламин

Д. анилин

Е. диметилэтиламин

Ответ: 1 - А,Б,Д; 2 - В; 3 - Г,Е.

2. Установите соответствие между тривиальными и рациональными названиями аминокислот

Ответ: 1 - Г; 2 - А; 3 - В; 4 - Б.

3. Какие азотистые основания могут входить в состав:

Ответ: 1 - Б,В,Г; 2 - А,Б,Г,Д.

4. Какие продукты образуются в реакциях:

1. Нагревание метиламмония с раствором щелочи.

2. Горение этиламина.

3. Взаимодействие пропиламина с нитритом натрия в присутствии соляной кислоты.

4. Взаимодействие анилина с бромной водой.

A. ^ СН3-СН2-СН2-ОН + М2Т+ МаС1 + Н2О Б. ^ С6Н2Вг3МН2| + 3НВг

B. ^ СН3МН2| + МаС1 + Н2О Г. ^ СО2| + М2Т + Н2О

Ответ: 1 - В, 2 - Г, 3 - А, 4 - Б.

5. Соотнесите понятия:

1. Транскрипция. А. Считывание информации.

2. Трансляция. Б. Необратимое разрушение первичной структуры белка.

3. Денатурация. В. Синтез белка.

4. Гидролиз. Г. Разрушение вторичной и третичной структур белка.

Ответ: 1 - А, 2 - В, 3 - Г, 4 - Б.

6. Установите соответствие между названием белка и местом его локализации в организме человека.

1. Миозин. А. Кожа, ногти, волосы.

2. Кератин. Б. Сухожилия.

3. Гемоглобин. В. Мышцы.

4. Коллаген. Г. Кровь.

Ответ: 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б.

Тест ранжирования

1. Расположите амины в порядке увеличения их относительных молекулярных масс:

анилин, пентанамин, дипропиламин, пропандиамин-1,3.

Ответ: пропандиамин-1,3; пентанамин; анилин; дипропиламин.

2. Расположите амины в порядке увеличения числа вр3-гибридизованных атомов:

Н3С- СН2- СН2- СН2- СН2- МН2;

Н2С=С= СН- СН2- СН2- МН2;

Н3С- СН2- СН2- СН= СН- МН2;

Н3С- СН= СН- МН- СН= СН2.

Ответ:

Н3С- СН= СН- МН- СН= СН2;

Н2С=С= СН- СН2- СН2- МН2;

Н3С- СН2- СН2- СН= СН- МН2;

Н3С- СН2- СН2- СН2- СН2- МН2.

3. Изобразите структурные формулы аминокислот в порядке уменьшения их относительных молекулярных масс: 5-аминопентановая кислота, 4-аминобутановая кислота, 3,5-диаминопентановая кислота, 3,4-диаминобутановая кислота.

Ответ:

3,5-диаминопентановая кислота

Н2М-СН2-СН2-СН(МН2)-СН2-СООН;

3,4-диаминобутановая кислота

Н2М-СН2-СН(МН2)-СН2-СООН;

5-аминопентановая кислота

Н2М-СН2-СН2-СН2-СН2-СООН;

4-аминобутановая кислота

Н2М-СН2-СН2-СН2-СООН.

4. Известно, что углеводородный радикал оказывает влияние на свойства аминогруппы. Расположите следующие формулы в порядке усиления основных свойств данных соединений.

Н3С- МН2 , Н- МН2 , Н3С- МН-СН3 , Н3С-М(СН3)-СН3 , с6н5-мн2

Ответ:

сйнгмн,, н- мн , НС- мн, ,

6 5 2 ; 2 ; 3 2 ’

Н3С- МН-СН3 , Н3С-М(СН3)-СН3 .

Тривиальные названия Рациональные названия

1. глицин А. а-аминоэтановая кислота

2. а-аланин Б. аминоянтарная кислота

3. р-аланин В. р-аминопропионовая кислота

4. аспарагиновая кислота Г. аминоуксусная кислота

1. рибонуклеиновой кислоты А. цитозин

2. дезоксирибонуклеиновой кислоты Б. аденин

В. урацил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г. гуанин

Д. тимин

5. Расположите амины в порядке увеличения их растворимости в воде:

с3н7мн2 , с2н5мн2 , с4н9мн2 , СН3МН2.

Ответ:

С4Н9МН2 , с3н7мн2 , С2Н5МН2 , СН3МН2.

6. Расположите уравнения в порядке уменьшения степени смещения равновесия вправо.

МН3 + Н2О = МН4+ + ОН-СН3МН2 + Н2О = СН3МН3+ + ОН-(СН3)2МН + Н2О = (СН3)2МН2+ + ОН-

сйнмн, + но = снмн ,+ + он-

6 5 2 2 6 5 3

Ответ:

(СН3)2МН + Н2О = (СН3)2МН2+ + ОН-СН3МН2 + Н2О = СН3МН3+ + ОН-МН3 + Н2О =МН4+ + ОН-С6Н5МН2 + Н2О = С6Н5МН3+ + ОН-

6 5 2 2 6 5 3

7. Расположите соединения в порядке увеличения числа образующихся молекул воды при их синтезе из аминокислот: тетрапептид, дипептид, три-пептид.

Ответ: дипептид, трипептид, тетрапептид.

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТОВ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Разработаны конспекты уроков по данной теме с использованием тестовых заданий как при подготовке учащихся к восприятию нового материала, так и во время систематизации, усовершенствования и применения знаний к учебнику (Химия: Орган. химия ..., 2002). В настоящей статье представлен конспект урока на тему: «Амины предельного ряда».

Цели урока:

Образовательные: на основе знаний о строении и свойствах аммиака рассмотреть строение, классификацию, свойства аминов предельного ряда.

Воспитательные: продолжить формирование

представлений учащихся о взаимосвязи органических и неорганических соединений на примере аммиака и аминов.

Развивающие: развивать у учащихся умение сравнивать факты и явления, делать выводы на основе проблемного изучения материала.

Основной общий метод: частично-поисковый.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала (мотивация учения)

Вы уже знакомы с большим многообразием органических соединений. Сегодня мы начинаем изучать самую важную группу органических веществ. Это соединения, в состав которых входит азот.

Атомы азота встречаются во всех живых организмах (не смотря на то, что азот, как простое вещество, не поддерживает жизнь).

А познать состав, строение и свойства азотсодержащих органических соединений вам поможет знание материала неорганической химии.

Какова формула аммиака? Какое строение имеет атом азота в молекуле аммиака? Один ученик отвечает у доски, а остальные записывают в тетрадях.

Сколько ковалентных связей может образовать атом азота по обменному механизму? (Три) Какой тип гибридизации у атома азота в молекуле аммиака? (ер3)

Таким образом, из четырех гибридных орбиталей азота три участвуют в образовании одинарных связей М-Н, а четвертая занята неподеленной парой электронов.

Каждый самостоятельно пишет реакцию замещения: взаимодействие бромметана с избытком аммиака.

Н3С-Вг + 2МН3 = Н3С-МН2 + МН4Вг Одним из продуктов данной реакции является органическое соединение метиламин. Данное соединение является амином.

Запись в тетради

Тема урока: «Амины предельного ряда» Изучение нового материала Если рассматривать амины как производные аммиака, то что можно сказать о свойствах аминов?

Данные соединения можно рассматривать как производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на группу атомов МН2. Данная группа атомов называется аминогруппой и является функциональной группой.

Первый вариант пишет уравнение реакции замещения двух атомов водорода, а второй - трех.

2Н3С-Вг + 3МН3 = Н3С-МН-СН3 + 2МН4Вг 3Н3С-Вг + 4МН3 = Н3С-М(СН3)-СН3 + 3МН4Вг Запись в тетради (учитель пишет на доске):

1. Классификация аминов по числу замещенных атомов водорода в молекуле аммиака.

первичные вторичные третичные

И-МН2 И-МН-И -И И-

Дайте определение понятию «изомерия» (1 ученик).

Предположите, какие виды изомерии возможны у аминов. Структурная: углеродного скелета и положения функциональной группы.

Задание: записать изомеры углеродного скелета и положения аминогруппы для бутанамина. Два ученика пишут изомеры на доске, остальные - в тетрадях.

Назовите правила названия соединений по систематической номенклатуре (1 ученик).

Как называют соединения по рациональной номенклатуре? Двое учеников дают названия написанным соединениям. Ребята записывают их в тетрадях какими физическими свойствами обладает аммиак. Какие амины будут иметь более схожие свойства с аммиаком, высшие или низшие? Как будет изменяться плотность аминов от низших к высшим? Как будет изменяться их растворимость в воде?

Запись в тетрадях:

3. Физические свойства аминов предельного ряда в сравнении с аммиком

Аммиак Низшие Средние Высшие

амины амины амины

(ребята заполняют таблицу самостоятельно)

Чем определяются химические свойства соединений? Предположите, что определяет отличие химических свойств аминов от химических свойств алканов. Наличие аминогруппы.

Какую реакцию имеет раствор аммиака? Ответ подтвердите уравнением реакции (один ученик пишет уравнение на доске, остальные - в тетрадях).

МН3 + Н+ОН- = МН4+ + ОН-Благодаря какой особенности строения аммиака происходит присоединение протона? Назовите тип химической связи, которая при этом образуется. По аналогии напишите уравнение реакции взаимодействия метиламина с водой.

Н3С-МН2 + Н+ОН- = [Н3СМН3]+ + ОН-Сравните основные свойства аммиака и метиламина. У какого соединения они более ярко выражены? Предположите, почему.

Запись в тетрадях:

4. Химические свойства.

Н-МН-Н < Н3С^МН-Н

Основные св-ва Низшие амины - более сильные основания, чем аммиак, т.к. углеводородный радикал смещает электронную плотность на атом азота.

Как изменяются основные свойства аминов от низших к высшим? С чем это связано? Если амины проявляют основные свойства, то с какими веществами они могут вступать в реакции? Самостоятельно напишите уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой , а также уравнения реакций: а) взаимодействия полученного вещества с раствором гидроксида натрия; б) реакцию разложения полученного вещества.

По аналогии напишите уравнения реакций данных процессов для метиламина. Все пишут в тетрадях, один ученик на доске.

Аммиак горит только в кислороде, а амины способны гореть на воздухе. Сделайте вывод о реакционной способности аминов по сравнению с аммиаком. Напишите уравнение реакции горения аммиака. Какие продукты образуются в результате данной реакции? Обратите внимание на качественный состав аминов и предположите, какие вещества будут образовываться при горении аминов. Напишите уравнение реакции горения метиламина самостоятельно. Выводы по изученному материалу Итак, сегодня на уроке вы начали знакомство с интересной и важной с биологической точки зрения группой органических соединений.

Амины можно рассматривать и как производные аммиака, и как производные алканов.

В состав аминов входит аминогруппа, определяющая основные свойства. Свойства аминов подобны химическим свойствам аммиака, а углеводородный радикал влияет только на реакционную способность.

Совершенствование и систематизация знаний. Применение знаний.

Выполнив тестовые задания, вы проверите, как вы усвоили материал урока. Вам это поможет при подготовке к следующему уроку.

Тест

Вариант 1.

1. Производные аммиака, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены углеводородными радикалами, называются ... .

2. Назовите по систематической номенклатуре соединение, имеющее структурную формулу:

СН3 “

H,C-C-CH,-CH,-NH,

3 | 2 2 2

СНз

3. Напишите структурную формулу метилэтила-мина.

4. Какие продукты образуются в результате реакций:

а) H3C-CH2-NH2 + НС1 ^

б) h3c-nh-ch3 + о2 ^

Вариант 2.

1. Производные аммиака, в молекулах которых

а) один атом водорода замещен углеводородным радикалом, называются . аминами,

б) два атома водорода замещены углеводородными радикалами, называются . аминами,

в) три атома водорода замещены углеводородными радикалами, называются ... аминами.

2. Назовите по систематической номенклатуре соединение, имеющее структурную формулу:

Н3С-СН(СН3)-СН(СН3)-СН2-МН2

3. Напишите структурную формулу диметиламина.

4. Какие продукты образуются в результате реакций:

а) H,C-NH + НС1 ^

сН3

б) H3C-CH2-NH2 + 02 ^

ответы

Вариант 1.

1. Аминами.

2. 3,3-диметилбутанамин.

3. H3C-NH-CH2-CH3

4. а) H3C-CH2-NH2 + HCl ^ [H3C-CH2-NH3]+Cl-

б) H3C-NH-CH3 + о2 ^ N2T + co2t + н2о

Вариант 2.

1. а) первичными;

б) вторичными;

в) третичными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. 2, 3-диметилбутанамин.

3. H3C-NH-CH3

4. а) H3C-NH + HCl ^ [(CH3)2NH2]+Cl-

Сн3

б) H3C-CH2-NH2 + о2 ^ n2t + со2т + н2о

Анализ достижений учащихся, оценка знаний и умений, разъяснение домашнего задания.

Комментированное выставление оценок отдельным учащимся. Задания для подготовки к следующему уроку.

ВыВОДы ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАлУ Данные тесты успешно используются на уроках химии в средней общеобразовательной школе № 66 г. Пензы. На основе этого можно сделать следующие выводы.

Данная методика позволяет донести до детей принцип зависимости свойств веществ от их электронно-пространственного строения;

связь между различными классами органических веществ (например, между аминами, аминокислотами и карбоновыми кислотами);

связь между органическими и неорганическими веществами (например, между аммиаком и аминами).

На первых этапах формирования понятий об азотсодержащих органических соединениях целесообразнее использовать тесты напоминания, дополнения и выборочные тесты. Эти виды тестов включают в себя задания на узнавание, воспроизведение знаний, применение знаний и умений в стандартной, знакомой ситуации.

На завершающем этапе изучения темы эффективнее использовать тесты сличения, ранжирования и комбинированные тесты. Эти виды тестов включа-

ют в себя задания на применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации.

Также данная методика помогает подготовить ребят к изучению общей химии и Единому Государственному Экзамену.

список ЛИТЕРАТУРЫ

Амирова А.Х. Тестовые технологии в оценке знаний учащихся. // Химия: «Первое сентября». 2004. № 43. С. 10-13.

Барковский Е.В. Тесты по химии для школьников и абитуриентов / Барковский Е.В., Врублевский А.И. Мн.: ООО «Юнипресс», 2002. 192 с. - (Серия «Для школьников и абитуриентов»).

Кудрюмова Т.Н. Поливариантное экспресс-тестирование. // Химия в школе. 1996. №2. С. 38-40.

Пак М.С. Из опыта использования тестовых заданий // Химия в школе. 1993. № 2. С. 41-43.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576с.

Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 10-11 кл.: Учебн.-метод. пособие

- М.: Дрофа, 1997. 112 с.

Химия: Орган. химия : Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / И.Н. Чертков, Р.Г. Иванова. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

УДК 371.3:546

ПРОБЛЕМЫ ВЕРХНЕЙ ГРАНИЦЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

М.Н. СЕРГИНА, А.М. ЗИМНЯКОВ Пензенский государственный педагогический университет, кафедра химии и биохимии

Изучены проблемы верхней границы Периодической системы Д.И. Менделеева. Рассмотрены современные теоретические модели развития учения о периодичности. Используя метод экстраполяции, смоделированы возможные варианты расширения верхней границы Периодической системы Д.И. Менделеева. Выявлено закономерное изменение свойств изотопов в зависимости от заряда ядра и атомной массы. Показана роль российских и зарубежных ученых в синтезе новых химических элементов. Дано философское объяснение проблем эволюции учения о периодичности.

«Познавая бесконечное, наука сама бесконечна».

(Д.И. Менделеев)

Химия - наука, которая изучает законы природы, мир веществ и явлений, происходящих в микромире. Синтез каждого нового элемента все глубже вскрывает механизм взаимодействия атомных ядер, расширяет наши представление об их строении, о процессах образования химических элементов во Вселенной. Есть ли предел усложнению атомов, предел возможностям искусственного получения элементов, отсутствующих в природе?

Однако важен не столько даже сам факт синтеза нового химического элемента. Уже 35 лет существует и развивается теоретическая гипотеза относи-

тельно того, что таблица Менделеева не кончается трансурановыми элементами. Исследуя все более тяжелые элементы мы видим, что время их жизни резко уменьшается. Если уран (92-й номер в таблице), живет миллиард лет, то 112-й элемент, который был синтезирован в Германии в 1995 г., живет 240 микросекунд! Но теория предсказывает, что если пойти еще дальше, ко все более тяжелым элементам, время их жизни начнет опять сильно возрастать.

В таком случае правомерно поставить вопрос: где верхняя граница Периодической системы? Когда в прошлом веке Дмитрий Иванович Менделеев сфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.