Научная статья на тему 'Разработка технологий смыслоинициирующего типа на основе цветообразов'

Разработка технологий смыслоинициирующего типа на основе цветообразов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии «актуализации и проектирования цветообразов» / технологии «сочетаемости и несочетаемости компонентов» / технологии «фасилитации − фасцинации» / technology of "updating and designing color images" / technology of "compatibility and incom-patibility of components / " technology of "facilitation-fascination"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинов Кирилл Александрович, Рудакова Ирина Алексеевна

В рамках нового психолого-педагогического направления – смысловой дидактики – возникает потребность в исследовании феномена цветообраза, как средства актуализации личностных смыслов учащихся. Вместе с тем в педагогике недостаточно исследований, раскрывающих технологии «включения» личностно-значимого отношения обучающихся к учебному содержанию посредством цветообразов. Основанием для разработки представленных в нашем исследовании технологий, инициирующих смыслообразование обучающихся в учебном процессе, послужили уточненные и характеризованные нами три группы цветоообразов, имеющих множество подгрупп (неустойчивые, заимствованные, цветообразы-свойства и др.), которые зависят от специфики их восприятия личностной интерпретации и презентации обучающимися в учебном процессе. Так, нами были выявлены технологии актуализации и проектирования цветообразов, сочетаемости/несочетаемости цветообразов, фасилитации и фасцинации. Данные технологии, которые будут рас-смотрены в представленной статье подробнее, обеспечивают переход от неустойчивых цветообразов в устойчивые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TECHNOLOGIES OF SENSE-CREATING TYPE ON THE BASIS OF COLOR IMAGES

In the context of the new psycho-pedagogical direction – semantic didactics there is a need to study the phe-nomenon of a color image as a means of actualization of students’ personality senses. However, there are not enough studies in pedagogy highlighting the technolo-gies of “inclusion” of personally important attitudes of students to the educational content through the color images. The development of the presented in our study technologies, initiating sense creation of students in the learning process, is based on the specified and characterized by us three groups of color images which have many subgroups (unstable, borrowed, color im-ages etc.) that depend on the specifics of their percep-tion, personal interpretation and presentation by stu-dents in the learning process. So, we have identified the technologies of actualization and design of color images, compatibility/ incompatibility of color images, facilitation and fascination. These technologies, which will be discussed in this article in detail, provide a tran-sition from unstable color images to sustainable ones.

Текст научной работы на тему «Разработка технологий смыслоинициирующего типа на основе цветообразов»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 37.02

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -355-359

ЛИТВИНОВ Кирилл Александрович, соискатель

РУДАКОВА Ирина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЙ СМЫСЛОИНИЦИИРУЮЩЕГО ТИПА НА ОСНОВЕ ЦВЕТООБРАЗОВ

LITVINOV Kirill Alekcandrovich, Applicant for academic degree

RUDAKOVA, Irina Alekseevna, Doctor of Pedagogical Science, Professor, Chair of Pedagogy and Psychology

DEVELOPMENT OF TECHNOLOGIES OF SENSE-CREATING TYPE ON THE BASIS OF COLOR IMAGES

В рамках нового психолого-педагогического направления - смысловой дидактики - возникает потребность в исследовании феномена цветообраза, как средства актуализации личностных смыслов учащихся. Вместе с тем в педагогике недостаточно исследований, раскрывающих технологии «включения» личностно-значимого отношения обучающихся к учебному содержанию посредством цветообразов. Основанием для разработки представленных в нашем исследовании технологий, инициирующих смыслообразование обучающихся в учебном процессе, послужили уточненные и характеризованные нами три группы цветоообразов, имеющих множество подгрупп (неустойчивые, заимствованные, цветообразы-свойства и др.), которые зависят от специфики их восприятия личностной интерпретации и презентации обучающимися в учебном процессе. Так, нами были выявлены технологии актуализации и проектирования цветообразов, сочетае-мости/несочетаемости цветообразов, фасилитации и фасцинации. Данные технологии, которые будут рассмотрены в представленной статье подробнее, обеспечивают переход от неустойчивых цветообразов в устойчивые.

Ключевые слова: технологии «актуализации и проектирования цветообразов», технологии «сочетаемости и несочетаемости компонентов», технологии «фасилита-ции - фасцинации».

In the context of the new psycho-pedagogical direction - semantic didactics - there is a need to study the phenomenon of a color image as a means of actualization of students’ personality senses. However, there are not enough studies in pedagogy highlighting the technologies of “inclusion” of personally important attitudes of students to the educational content through the color images. The development of the presented in our study technologies, initiating sense creation of students in the learning process, is based on the specified and characterized by us three groups of color images which have many subgroups (unstable, borrowed, color images etc.) that depend on the specifics of their perception, personal interpretation and presentation by students in the learning process. So, we have identified the technologies of actualization and design of color images, compatibility/ incompatibility of color images, facilitation and fascination. These technologies, which will be discussed in this article in detail, provide a transition from unstable color images to sustainable ones.

Key words: technology of "updating and designing color images", technology of "compatibility and incompatibility of components," technology of "facilitation-fascination".

Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2015/143».

В психолого-педагогических исследованиях последних пяти лет отмечается, что реализация стратегической цели образования в педагогической практике все еще затруднена: цели обучения не «сдвигаются» в сторону обучающихся, а ведущий метод обучения - педагогическая поддержка - слабо структурирован [О. Грауманн, М.Н. Певзнер (2014), G.Matthes, (2006)].

В этой связи смысловая дидактика по праву является перспективным психологопедагогическим направлением, поскольку в фокусе ее внимания - ресурсы смыслового развития обучающихся и технологии, обеспечивающие их сопровождение.

Один из таких ресурсов - цветообразы. Используемые активно в современном отечественном и зарубежном образовании, цветообразы выполняют множество функций: стилеобразующую, здоровьесберегающую, регулятивную, коммуникативную и смыслообразующую.

Вместе с тем психолого-педагогические исследования и педагогическая практика свидетельствуют о противоречивости личностной и социальной ситуации развития обучающихся. С одной стороны, у старшеклассников актуализируется потребность в означивании самого себя через значимого другого [(Т.А. Кубрак (2009), Е.Н. Лебедева (2010), Ж.Ю. Кара (2008), Е.А. Кол-тунова (2013)]. С другой стороны, современные подростки не осознают ценности субъективного отношения к учебному содержанию, они не склонны прислушиваться к своему актуальному эмоциональному состоянию и опыту, у них утрачивается привычка «работать» с цветовыми образами, и как результат - «открывать» свой внутренний мир для себя и других [А.А. Адаскина (2000), И.К. Арсеньев (2011), А.А. Астахова (2014)].

- 355 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

Кроме этого, учителя, использующие в учебном процессе различные цветообразы как средства наглядности, не всегда осознают их смыслообразующий ресурс, как способ «включения» личностно-значимого отношения обучающегося к учебному содержанию [(И.В. Абакумова (2012), С.Н. Пивненко (2014), И.А. Рудакова (2014)].

Одно из объяснений этого факта кроется в рассогласованности компонентов цвета и образа, обусловленной особенностями восприятия, интерпретации и презентации цветообразов обучающимися. В условиях реального учебного процесса заложенные в цветообразах смыслы в их ситуативных и устойчивых проявлениях также «гасятся». «Корневая система» интеграции цвета и образа в общей структуре цветообраза (опыт, символическая природа, переживание, смысловая модальность) в учебном процессе не получает дидактической «подпитки» в силу отсутствия адекватных технологий обучения, «включающих» механизмы смыслообразования этими же средствами.

К сожалению, приходится констатировать, что к началу 21 века отсутствует комплексная идея цвета в творческой деятельности человека. Отчасти это объясняется историческими предпосылками «параллельного» изучения цвета и образа в естественнонаучном и гуманитарном знании (И. Гете, К. Юнг, Е.М. Гуделева, Е.В. Матвеева).

В психологических исследованиях «корни» интеграции цвета и образа обоснованы в эмоции (Б.А. Базыма, П.В. Яньшин, И. Иттен), символе (Л.Т. Потанина, А.Н. Гусева, Е.А. Колтуно-ва) и смысле (В.В. Драгунский, Ж.Ю. Кара, Сазонов В.Ф., Р.В. Сальный, М.А. Семенова).

Заметен интерес к цветообразам как педагогической категории в художественном, валео-логическом образовании, а также в компьютерной дидактике (Г.А. Лобанова, В.С. Кукушин, А.С. Кутькова, А.Б. Савченко, В.П. Сабадашев, О.Ю. Солопанова, и др.).

Выход на общедидактический уровень проблемы смыслообразования средствами цветообразов открывается в исследованиях Н.Г. Тищенко, В.Т. Фоменко с идеей построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе, в работах И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова, И.А. Рудаковой с идеей многомерной классификации методов обучения, в концепции смысловой коммуникации Л.Ц. Кагермазовой и др.

Вместе с тем в педагогике недостаточно работ, в которых содержатся ответы на вопросы, как включается функция самонастройки на смыслы другого через цветообразы, можно ли ее «удержать» и какими дидактическими средствами в условиях учебного процесса?

Отсюда возникают противоречия

- между признанием наукой значимости использования в учебном процессе технологий, инициирующих смыслообразование обучающихся, и ограничением в реальном образовательном процессе права учащихся на самораскрытие и самовыражение;

- между природой обучающегося использовать цветообразы в контексте их субъективной значимости, и явной недостаточностью дидактического инструментария, инициирующего смыслообразование в учебном процессе;

- между потребностью общества в смыслообразующем и смыслотворческом образовании и недостаточной профессиональной готовностью педагогов к использованию в учебном процессе технологий самораскрытия цветообразов в учебном процессе.

Недостаточная разработанность проблемы обуславливает выбор темы исследования «Технологии инициации смыслообразования в учебном процессе средствами цветообразов».

Объект исследования - образовательный процесс.

Предмет исследования - технологии «включения» личностно-значимого отношения обучающихся к учебному содержанию посредством цветообразов.

Цель исследования состоит в разработке технологий инициации смыслообразования обучающихся средствами цветообразов.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выделить и кратко охарактеризовать основные типы цветообразов, используемые обучающимися в учебном процессе.

2. Систематизировать и обобщить группы технологий смыслоинициирующего типа на основе цветовых образов.

Цветообразы представляют собой интегративную (смыслообразующую) категорию, «сплав» компонентов которой обеспечен актуальным и прошлым опытом обучающихся, их знаково-символической системой и эмоциональными переживаниями.

В зависимости от особенностей восприятия обучающимися цветообразов, их личностносмысловой интерпретации и презентации, цветообразы обладают различным смыслообразу-

- 356 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

ющим потенциалом. Особенности восприятия цветообразов обучающимся раскрываются через содержание его опыта: количество воспринимаемых компонентов в общей структуре цветообраза и характер ассоциативных связей, что дает возможность выделить неустойчивые и устойчивые (ситуативные, спонтанные, операциональные и др.) цветообразы и зафиксировать их как первый тип, используемый обучающимся в учебном процессе - по критерию «длительности их запечатлений». Неустойчивые (ситуативные, спонтанные, операциональные и др.) цветообразы инициируют разнонаправленное движение мысли обучающегося [1].

Особенности личностной интерпретации цветообразов раскрываются через знаковосимволическую систему (специфику понимания содержания цветообразов, уровни обобщения, соотношение значения и смысла в процессе использования в учебном процессе) обучающегося как своеобразного индикатора, ориентированного на их значимость, что обусловливает выделение второго типа цветообразов (цветообразы-свойства, цветообразы-композиции, цветообразы- метафоры - по критерию «глубины личностно-смысловой интерпретации»). Цветообразы-метафоры в большей степени способствуют проникновению смыслов во все подструктуры личности обучающегося [3].

Особенности презентации цветообразов раскрываются через выбор типа переживания (гедонистическое, реалистическое, ценностно-творческое), побуждающего к определенной деятельности, что позволяет выделить третий тип цветообразов (самостоятельно созданные обучающимся, созданные с использованием средств компьютерной поддержки, заимствованные у других) - по критерию «средств презентации». Заимствованные у других и созданные (авторские) цветообразы позволяют «замкнуть» отношения на себя [2; 6].

В соответствие с особенностями активности личности диагностированы группы обучающихся с разным уровнем развития перцептивных, интерпретационно-метафорических и презен-тативных способностей (низкий, средний и высокий), раскрывающих специфику их смыслового развития.

Обучающиеся, воспринимающие какой-либо один компонент (цвет или образ) в общей структуре цветообраза, выражающие неустойчивые эмоциональные отношения, и не наделяющие смыслом цветовые образы, а также использующие шаблонные схемы ассоциаций, визуализирующие лишь отдельные их свойства, характеризуются низким уровнем развития перцептивных, интерпретационных и презентативных способностей, и, следовательно, низким уровнем развития смысловой сферы.

Умения обучающихся представить цветные образы, «увидеть» и сформулировать свою смысложизненную концепцию (перспективу жизни), самостоятельно использовать творческие средства самостроительства с помощью цветообразов, представить целостность цветообраза через гармонизацию компонентов цвета, образа, эмоции и смысла, умения понять ценностные установки другого и др. - характеризуют высокий уровень развития смысловой сферы обучающихся.

Типы цветообразов, используемые обучающимися в учебном процессе, обусловливают выбор трех групп технологий, инициирующих смыслообразование обучающихся и реализующихся определенными группами методов и приемами обучения (нарративные методы, цветообозначения, цветовая доминанта, цветовой фон и др.).

Их функциональное назначение в учебном процессе - способствовать самораскрытию различных типов цветообразов, что позволяет прояснить истинные и ложные представления личности о себе и других; гармонизировать компоненты цвета и образа для уточнения соотношения Я-идеального и Я-реального в общей структуре Я-концепции обучающегося; создать условия для демонстрации способа его самовыражения, подчеркивающего полноту объективирования своего Я в выборе средств презентации цветообразов («чужих» репродукций, средств компьютерной поддержки, авторских разработок).

Самораскрытие цветообразов в учебном процессе обеспечивается тремя группами технологий, инициирующих смыслообразование обучающихся, включая специфические методы и приемы обучения, среди которых: технологии актуализации и проектирования цветообразов (1 группа); технологии сочетаемости и несочетаемости компонентов цвета и образа в общей структуре цветообраза (группа 2) и технологии фасилитации и фасцинации цветообразов.

Первая группа технологий обучения способствует самораскрытию неустойчивых (ситуативных, спонтанных, прагматических, операциональных) и устойчивых цветообразов в учебном процессе. Гармонизацию компонентов цвета и образа как основы формирования целостного образа восприятия (жизненного, познавательного и художественного) себя и других, обеспечивает вторая группа технологий обучения. Глубина переживания отношения к себе и миру через цветообразы и их презентация различными способами самовыражения обучающихся, в которых раскрываются их истинные и ложные представления, поддерживается третьей группой технологий обучения.

- 357 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

В свою очередь, каждая группа технологий, инициирующих смыслообразование обучающихся, раскрывается специфическими методами обучения. Технологии «актуализации и проектирования цветообразов» реализуется методами цветообозначений, реминисценций, нарративными методами (ретроспективы и перспективы), цветовой детали и др.

Цветообозначения обладают огромными возможностями в выражении безграничного разнообразия значений и смыслов, в изображении самых широких диапазонов человеческих мыслей, чувств и стремлений обучающихся. Актуализация цветовых названий образов, активизация ассоциативных рядов приводит к тому, что цветообозначения становятся своеобразным «средоточием значимости», своеобразным смысловым центром, при помощи которого обучающийся акцентирует внимание на наиболее личностно-значимой для него информации.

Реминисценции намекают на глубокий смысл используемых цветообразов и, кроме того, конкретизируют этот смысл, ибо отсылают обучающегося к конкретным «первоисточникам», уже истолковавшим данный образ в конкретном ключе.

Нарративные методы (ретроспективы и перспективы) характеризуют процесс развертывания цветообраза. Процесс обнаружения смыслового единства, смысловой целостности всех задействованных в нем компонентов реализуется в двух направлениях: перспективе, когда изначально предполагаемый смысл цветообраза задает направление восприятию последующих событий, связанных с жизненным миром обучающегося, и ретроспективе, когда смысл цветообраза обретается им «с конца», т.е. уже в рамках целостности его «готового» цветообраза.

Технологии «сочетаемости и несочетаемости компонентов» раскрываются многочисленными методами обучения, среди которых: контраст цветообразов (антитеза); кольцевая композиция; смысловой повтор цветообразов; цветовой тон (приглушение тона, затушевывание цвета); цветовая доминанта; Цветовая деталь; параллельное действие и др.

Антитеза выделяет свойства образа, противоположные свойствам противопоставляемого ему образа, т.е. те, на которых, собственно, и строится оппозиция. Кольцевая композиция актуализирует символику кольца, круга, которая обнаруживает себя в самой философии образа, определяет символику некоторых ключевых в этом отношении образов. Смысловой повтор рассматривается в качестве необходимого условия становления символики цветообраза, характеризует также процесс развертывания смыслов.

Эмотивная составляющая педагогической коммуникации, связанная с проявлением и восприятием эмоций и чувств в ходе самовыражения личности обучающегося, использующего цветообразы в учебном процессе, реализуется технологиями «фасилитации-фасцинации», которые, в свою очередь, поддерживаются методами аутофасцинации, фокусинга, кооперации и др.

Фасцинация рассматривается как дополнительный фон преодоления недоверия обучающегося по отношению к другим. Фасилитация осознания смысла на уровне поведения других способствует самораскрытию чувств и эмоциональных переживаний, снятию психологических защит и барьеров отчужденности между участниками педагогического взаимодействия [5]. Коучинг акцентирует внимание на мельчайших изменениях в личности, которые способствуют достижению глобальных целей обучения. Демонстрируемые цветообразы на этапе их презентации, ставшие жизненно значимыми для обучающегося, вызывают резкое изменение в его поведении.

Каждая группа технологий, инициирующих смыслообразование в учебном процессе средствами цветообразов, реализуется в традиционных и нестандартных организационных формах обучения. В частности, целесообразно использовать технологии обучения на уроках объяснения нового учебного материала и итоговом повторении. В рамках нестандартных уроков рекомендовано применять специфические технологии обучения на следующих уроках: спонтанного творчества («выброса» цветообразов); с использованием неопределенных цветообразов (типа «сожженная рукопись» или «недописанная повесть» и др.); с характерными и нехарактерными цветами; разгадывания смысла цвета; достраивания образа цветом (погружение в смысл) и др.

Предложенные технологии, направленные на создание условий самораскрытия цветообразов в учебном процессе, гармонизацию компонентов цвета и образа в общей структуре цветообраза и поддержки самопрезентационных умений обучающихся - это общий алгоритм «запуска» и развития смысла, дидактический инструментарий его обеспечения.

Научная новизна и теоретико-практическая значимость исследования:

1. Дополнено понимание специфики цветообразов как способа самонастройки личности на постижение смыслов учебного содержания.

2. Выделены и охарактеризованы типы цветообразов, используемые обучающими в учебном процессе по трем критериям.

- 358 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

3. Обоснован выбор трех групп технологий обучения, обеспечивающий условия самораскрытия цветообразов в учебном процессе; гармонизации компонентов цвета и образа и средств их презентации для обеспечения самовыражения обучающихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. [Текст] / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 256 с.

2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. [Текст] / К.А.Абульханова-Славская // Психологический журнал. Том 4. № 1. 1983.

3. Адаскина А.А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых. [Текст] / А.А. Адаскина // Психологический журнал. Том 21. № 4. 2000.

4. Бессонова Н.М. Образы воображения как средство регуляции психических состояний [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Н.М. Бессонова Новосибирск, 2007.

5. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития [Текст] / О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. Выпуск № 3. 2006. C. 199-2001.

6. Шкуратова И.П. Самовыражение личности в общении. Психология личности [Текст] / И.П. Шкуратова: Учебн. пособие под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007. С.241-265.

REFERENCES

1. Abakumova I.V., Ermakov P.N., Rudakova I.A. Meaning centrism in pedagogics: new comprehension of didactic meth-ods[Smyslotsentrizm v pedagogike: novoe ponimanie didakticheskikh metodov]. Rostov-na-Donu, Rostov Univ. Publ., 2006. 256 p. (in Russ.).

2. Abul'khanova-Slavskaya K.A About ways of constructing a typology of personality [O putyakh postroeniya tipologii lich-nosti.]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological journal. Volume 4. No. 1. 1983. (in Russ.).

3. Adaskina A.A. Artistic perception of reality by children and adults [Khudozhestvennoe vospriyatie deystvitel'nosti u detey i vzroslykh]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological journal. Volume 21. No.4. 2000. (in Russ.).

4. Bessonova N.M. Images of the imagination as a means of regulation of mental states [Obrazy voobrazheniya kak sredstvo regulyatsii psikhicheskikh sostoyaniy]. Novosibirsk, 2007. (in Russ.).

5. Shakhmatova O.N. Pedagogical facilitation: peculiarities of formation and development [Pedagogicheskaya fasilitatsiya: osobennosti formirovaniya. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii - Scientific research in education. Issue No. 3. 2006. p. 199-2001. (in Russ.).

6. Shkuratova I.P. The expression of personality in communication. Personality psychology [Samovyrazhenie lichnosti v obshchenii. Psikhologiya lichnosti]. Moscow, 2007, р.241-265. (in Russ.).

Информация об авторе

Литвинов Кирилл Александрович, соискатель г. Краснодар, Россия

Рудакова Ирина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет». г. Краснодар, Россия,

Получена: 15.05.2015

Information about the author

Litvinov Kirill Alekcandrovich, Applicant for academic degree,

Krasnodar, Russia.

Rudakova, Irina Alekseevna, Doctor of Pedagogical Science, Professor, Chair of Pedagogy and Psychology, Federal State Budgetary Institution of Higher Professional Education -Kuban State University,

Krasnodar, Russia. irina_rudak@mail.ru

Received: 15.05.2015

- 359 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.