Научная статья на тему 'Разработка технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров'

Разработка технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
197
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК / ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТОВ / СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ / ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК / CRITERIA OF ESTIMATIONS / EXECUTION OF PROJECTS / CREATION OF THE INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS / TECHNOLOGIES OF INTEGRATED ESTIMATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Худазаров Э. А.

Сформированы критерии оценки простых свойств исполнения проектов создания международных транспортных коридоров. Разработаны критерии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров. Предложены методические рекомендации по формированию и использованию технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF INTEGRATED PERFORMANCE ASSESSMENTS FOR DEVELOPMENT PROJECTS OF INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS

Criteria of an estimation of simple properties of execution of projects of creation of the international transport corridors are generated. Criteria of integrated estimations of execution of projects of creation of the international transport corridors are developed. Methodical recommendations about formation and use of technology of integrated estimations of execution of projects of creation of the international transport corridors are offered

Текст научной работы на тему «Разработка технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров»

вых, требуется рассматривать исключительно удельные, но не абсолютные показатели, во-вторых, необходимо использовать средние значения территориальных индексов за достаточно большой период, а это не позволяет выполнять анализ временных изменений эффективности инвестиций. Кроме того, коэффициент эффективности инвестиций, предложенный в этой работе, определялся как отношение фактической величины индекса ВРП региона на душу населения к расчетной величине, что требовало предварительного построения соответствующей эконометрической модели. Предлагаемый же нами индикатор свободен от этих ограничений.

На рис. 1 приведен пример, отражающий преимущество предлагаемого нами метода оценки эффективности инвестиций, при этом на левой диаграмме представлен график временного ряда коэффициента эффективности инвестиций, рассчитанного по соотношению (3), на правой - корреляционное поле индексов удельных объемов ВРП и инвестиций в основной капитал ЦФО.

Очевидно, что обе диаграммы на этом рисунке свидетельствуют о сравнительно высокой эффективности капиталовложений в экономику Центральной России: индикатор Кэфф>100% во всем временном интервале, при этом наблюдается положительная корреляция средней силы между индексами удельных объемов ВРП и инвестиций в основной капитал ЦФО.

Предложенный индикатор можно использовать также для количественной оценки эффективности капиталовложений на региональном уровне. Если для региона индикатор Кэфф>100%, то это позволяет говорить о большей эффективности капиталовложений, и, наоборот, в случае Кэфф<100% - о меньшей эффективности инвестиций в основной капитал. Кроме того, об эффективности капиталовложений можно судить и по тому, слабо или сильно коррелируют индексы удельных показателей.

В качестве примера на рис. 2 приведены графики, характеризующие эффективность капиталовложений в экономику Белгородской области. Как и в случае федеральных округов, на нем представлены две диаграммы: график временного ряда коэффициента эффектив-

ности инвестиций, рассчитанного по уравнению (3), а также корреляционное поле индексов удельных объемов ВРП и инвестиций в основной капитал региона. Очевидно, что график на рис. 2 а свидетельствуют о недостаточно высокой эффективности капиталовложений: индикатор Кэфф<100% во всем временном интервале; при этом, как видно из рис. 2 б, корреляция между индексами удельных объемов ВРП и инвестиций в основной капитал ЦФО отсутствует.

Еще одним показателем эффективности инвестиций является соотношение объемов ВРП и инвестиций в основной капитал. Расчеты показали, что наиболее стабильные характеристики эффективности капиталовложений - в Центральной России, где на рубль инвестиций в основной капитал в среднем приходится 6,34 руб. ВРП, при среднем значении по России в целом 4,91 руб. «Аутсайдером» по данному показателю является Южный федеральный округ, где на рубль инвестиций в основной капитал в среднем приходится 3,79 руб.

Аналогичные расчеты были проведены для регионов ЦФО.

Литература:

1. Регионы России: Стат. сб. в 2 т. Т.2. М.: Госкомстат России, 2001.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2008.

3. Бююль А., Цёфель П. 8Р8Б: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.

4. Шипунов А.В., Титов В.А. Методология анализа эффективности капиталовложений в развитие российской экономики // Моделирование и прогнозирование в управлении: методы и технологии. М-лы II международной н.-практ. конф. Орел: ОРАГС, 2009. С.136-140.

5. Теслин В.Г. Развитие методов оценки региональной асимметрии инвестиционных процессов (на примере регионов Центральной России). Дис. ... к-та экон. наук. М.: ГАСИС, 2009.

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Худазаров Э.А., соискатель ГАСИС

Сформированы критерии оценки простых свойств исполнения проектов создания международных транспортных коридоров. Разработаны критерии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров. Предложены методические рекомендации по формированию и использованию технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров.

Ключевые слова: Критерии оценок, исполнение проектов, создание международных транспортных коридоров, технологии интегральных оценок.

TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF INTEGRATED PERFORMANCE ASSESSMENTS FOR DEVELOPMENT PROJECTS OF INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS

Khudazarov E., The applicant, GASIS

Criteria of an estimation of simple properties of execution ofprojects of creation of the international transport corridors are generated. Criteria of integrated estimations of execution of projects of creation of the international transport corridors are developed. Methodical recommendations about formation and use of technology of integrated estimations of execution of projects of creation of the international transport corridors are offered.

Keywords: Criteria of estimations, execution of projects, creation of the international transport corridors, technologies of integrated estimations.

Анализируя вызовы предстоящего долгосрочного периода, обозначенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, следует отметить, что наряду с усилением глобальной конкуренции, ожидаемой новой волной технологических изменений, возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, исчерпанием потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные, в том числе, недостаточным развитием транспортной инфраструктуры. Одной из проблем развития транспортной инфраструктуры следует считать недостаточное развитие международных транспортных коридоров (МТК), под которыми понимается совокупность

установленных магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта (с соответствующим обустройством), обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов на направлениях, связывающих территории государств - участников.

Если проанализировать проблемы развития высоких технологий в обрабатывающих отраслях отечественной экономики, обусловленные ее общей технологической отсталостью, и проблемы развития кадрового потенциала в РФ, обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией в стране, то можно заключить, что развитие транспортной инфраструктуры на территории России имеет более благоприятные перспективы, обусловленные выгодным геополитическим положением государства.

Во-первых, смещение эпицентра экономического развития из Северной Америки и Западной Европы в Юго-Восточную Азию предполагает перемещение многих видов ресурсов, в том числе по маршрутам, проходящим через территорию Российской Федерации.

Во-вторых, наличие на территории РФ огромного числа сырьевых запасов в условиях пространственного перемещения мировых центров переработки требует диверсификации маршрутов перемещения сырья по международным транспортным коридорам.

В-третьих, расширение интеграции отечественных обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости, также требует развития международных транспортных коридоров, обеспечивающих рациональное функционирование глобальных цепочек.

Решение проблемы развития международных транспортных коридоров, создание каждого из которых представляет собой масштабный инновационный проект, будет способствовать успешному достижению многих целевых ориентиров, включая: сбалансированность пространственного развития, обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, формирование экономики лидерства и инноваций, создание экономики, конкурентоспособная на мировом уровне, и т.д.

Вместе с тем, до настоящего времени не разработана технология оценок инновационных проектов создания международных транспортных коридоров, обеспечивающих всестороннее опреде-

ление их эффективности. В этих условиях формирование технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров представляет собой актуальную научную задачу, имеющую важное народнохозяйственное значение.

Систематизация направлений оценки проектов создания международных транспортных коридоров (табл.1) позволила разработать технологию оценки простых свойств их исполнения. Предлагаемые критерии оценки простых свойств проектов создания международных транспортных коридоров, отражают: функциональные возможности и потребительские свойства МТК, уровень интеграции МТК в мировую экономическую систему, экономическую эффективность проектов, обеспечиваемый МТК уровень развития территорий, социальную эффективность проектов, уровень экологической безопасности проектов, обеспечиваемый МТК рост национальной безопасности.

В качестве примера в табл.2 приведены критериев оценки функциональных возможностей и потребительских свойств МТК.

При использовании критериев оценки функциональных возможностей и потребительских свойств МТК (табл.2) наибольшую сложность вызывает определение уровней сравнения по конкурентным МТК.

В качестве критериев оценки уровня интеграции МТК в мировую экономическую систему предложены:

- доля МТК, проходящих по территории РФ, в общем объеме международных транспортных перевозок;

Таблица 1. Результаты систематизации направлений оценки проектов создания МТК

№ Направление оценки Содержание оценки

1 Функциональные возможности и потребительские свойства - уровень развития технического оснащения МТК, определяющего потенциал их пропускной способности; - сбалансированность развития транспортной инфраструктуры МТК; - сроки следования грузов по МТК от производителя до потребителя продукции по сравнению с конкурентными маршрутами; - конкурентоспособность цены перевозки на всем маршруте МТК; - уровень качества перевозок, включая безопасность, своевременность доставки, сохранность грузов, а также полноту, достоверность и своевременность информации о поставляемых грузах; - уровень логистической эффективности интермодальных перевозок.

2 Интеграция в мировую экономическую систему - изменение доли МТК, проходящих по территории РФ в общем объеме международных транспортных перевозок - уровень согласованности создаваемых транспортных коммуникаций с формируемыми международным сообществом интегрированными направлениями развития МТК; - степень содействия МТК освоению новых международных рынков;

3 Экономическая эффективность Оценка эффективности проекта в целом: 1. Социально - экономическая (общественная) эффективность проекта: а) непосредственные результаты и затраты проекта; б) "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики; 2. Коммерческая эффективность проекта: а) эффективность проекта для предприятий - участников; б) эффективность инвестирования в акции предприятия, осуществляющего проект; в) эффективность участия в проекте структур более высокого по отношению к предприятиям - участникам проекта уровня; г) региональная и народнохозяйственная эффективность проекта; д) отраслевая эффективность проекта; е) бюджетная эффективность проекта.

4 Развитие территорий - степень содействия освоению новых территорий; - повышение мобильности населения; - улучшение транспортной доступности регионов; - степень содействия развитию международного туризма и культурных связей.

5 Социальные - объем дополнительных социальных услуг, - изменение индекса потребительских цен, - рост уровня обеспеченности жильем, - уменьшение безработицы, - увеличение рождаемости и снижение смертности

6 Экологическое - перемещения грунта, нарушения естественного ландшафта, создание водоотводов и т.д. при строительстве; - уровень загрязнение окружающей среды акустическими, электромагнитными и тепловыми полями, токсическими выхлопами, различными ядовитыми химическими соединениями и т.д. при эксплуатации транспортных средств; - уровень мероприятий по обеспечению экологической безопасности;

7 Национальная безопасность - военная безопасность, - экономическая безопасность, - промышленная безопасность, - технологическая безопасность, - продовольственная безопасность, - демографическая безопасность.

Таблица 2. Критерии оценки функциональных возможностей и потребительских свойств МТК

№ Показатели оценки Формула Условные обозначения

1.1 Уровень развития технического оснащения МТК Ъ*гр1 ту J J ""ZA-ß, Pj - относительная оценка ]-ой составляющей технического оснащения оцениваемого МТК; - относительная оценка ]-ой составляющей технического оснащения конкурентного МТК; а- весомость ]-ой составляющей технического оснащения в оцениваемом МТК; Р, - весомость ]-ой составляющей технического оснащения в конкурентном МТК.

1.2 Сбалансированность развития транспортной инфраструктуры МТК; г W(wm)/wo\ '2 [criWki)IWk-\ \У0 - относительный уровень развития транспортной инфраструктуры оцениваемого МТК, \\\ - относительный уровень развития транспортной инфраструктуры конкурентного МТК, аіи'о) - среднеквадратическое отклонение уровней развития транспортной инфраструктуры оцениваемого МТК, °(^0) - среднеквадратическое отклонение уровней развития транспортной инфраструктуры конкурентного МТК,

1.3 Оценка сроков следования грузов по МТК и н і н о Т0 - сроки следования грузов по оцениваемому МТК; Тк - сроки следования грузов по оцениваемому МТК

1.4 Конкурентоспособность цены перевозки МТК с гг о 14 “ г (-Ч- С0 — цена перевозки оцениваемого МТК; Ск — цена перевозки конкурентного МТК

1.5 Уровень качества перевозок V Y -R ту / 1A m ni 15'У г -Е / j Л, m m Яш, Еш - составляющие качества перевозок, соответственно, оцениваемого и конкурентного МТК, включая относительную безопасность, своевременность доставки, сохранность грузов, а также полноту, достоверность и своевременность информации 0 поставляемых грузах; Хш - весомость т-ой составляющие качества перевозок,

1.6 Уровень логистической эффективности интермодальных перевозок К -2>ЛГ- 16 ' 1>лг„ ДТ5 - длительность интермодальных операций погрузки, разгрузки и перегрузки товаров в эталонных МТК, ДТ0 - длительность интермодальных операций погрузки, разгрузки и перегрузки товаров в оцениваемом МТК, п - интермодальных операций погрузки, разгрузки и перегрузки товаров в оцениваемом МТК

- изменение доли МТК, проходящих по территории РФ в общем объеме прироста международных транспортных перевозок;

- степень содействия МТК освоению новых международных рынков.

При этом показатель доли МТК, проходящих по территории РФ в общем объеме международных транспортных перевозок:

к - Gl

К 21 п

GM

(1)

- степень содействия освоению новых территорий;

- повышение мобильности населения;

- улучшение транспортной доступности регионов;

- степень содействия развитию международного туризма и культурных связей.

При использовании критериев оценки обеспечиваемого МТК уровня развития территорий наибольшую тщательность следует проявлять при оценке степени содействия проекта создания МТК освоению новых территорий:

где G - объем перевозок по МТК, проходящих по территории

РФ,

Gм - объем перевозок по МТК в мире (регионе), фактически демонстрирует уровень восприятие международным сообществом отечественных услуг в этой области.

В состав предложенных критериев оценки экономической эффективности проектов создания МТК включены:

- индекс доходности проекта;

- эффективность проекта для предприятий - участников;

- бюджетная эффективность проекта создания МТК;

- эффективность развития связанных сегментов экономики:

K41 =£в- -V;

(3)

К32 -

ІАNPV INPV, о

(2)

где Ц^РУ11 - приращение чистой текущей стоимости по 1му направлению хозяйственной деятельности на прилегающей к МТК территории при реализации проекта его развития;

^РУЮ - исходное значение чистой текущей стоимости по 1-му направлению хозяйственной деятельности на прилегающей к МТК территории до реализации проекта его развития.

В качестве критериев оценки обеспечиваемого МТК уровня развития территорий предложены:

где У2 - относительный прирост 2-ой составляющей содействия освоению новых территорий при реализации проекта создания МТК, включая: рост протяженности участков автотрасс, железнодорожных линий, внутренних водных путей;

Ц - весомость 2-ой составляющей содействия МТК освоению новых территорий.

В качестве критериев оценки социальной эффективности проектов создания МТК предложены:

- оценка объема дополнительных социальных услуг;

- изменение индекса потребительских цен;

- рост уровня обеспеченности жильем;

- рост уровня экономической активности населения;

- увеличение рождаемости и снижение смертности.

Основное внимание при использовании критериев оценки социальной эффективности проектов создания МТК следует уделять качеству определения объема дополнительных социальных услуг:

К - А

К 51 О , S0

(4)

где Б0, Б1 - объем предоставляемых в регионе (регионах) прохождения МТК социальных услуг до и после реализации проекта, и изменению индекса потребительских цен:

z

К

52

X q / 1 ■ Xf _/______________

X q /„ ■X/

/

(5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где q£o, qfl - цены на £ый товар потребительской корзины до и после реализации проекта МТК, Хf - объем ^го товара в потребительской корзине.

При оценке уровня экологической безопасности проектов создания МТК помимо определения уровня экологической безопасности проекта для земной поверхности:

К 6, =X O,

(6)

где О - относительный уровень экологической опасности, обусловленный: перемещением грунта, нарушением естественного ландшафта, создание водоотводов и др. действиями при строительстве и эксплуатации МТК,

и уровня экологической безопасности проекта для атмосферы:

К62 =Х К

(7)

где А - относительный уровень загрязнения окружающей среды акустическими, электромагнитными и тепловыми полями, токсическими выхлопами, различными ядовитыми химическими соединениями и т.д. при эксплуатации транспортных средств,

принципиальное значение приобретает оценка уровня мероприятий по обеспечению экологической безопасности проекта:

(8)

где М - относительный уровень эффективности мероприятий по обеспечению экологической безопасности проекта на фоне эталонного уровня мероприятий.

Эта оценка характеризует, в том числе, степень защищенности инфраструктуры МТК при отклонении от штатных условий эксплуатации (при стихийных бедствиях, аварийных ситуациях и т.д.).

В качестве критериев оценки уровня национальной безопасности, обеспечиваемой реализацией проектов создания МТК предложены оценки:

- экономической безопасности, обеспечиваемой проектом:

К

71

Эп

(9)

мировую экономическую систему, экономической эффективность проектов, обеспечиваемого МТК уровня развития территорий, социальной эффективности проектов, уровня экологической безопасности проектов, обеспечиваемого МТК роста национальной безопасности.

Бь - весомости групп оценки эффективности исполнения инновационных проектов создания международных транспортных

коридоров, определяемые из условия

XPh = 7

h

Групповые оценки эффективности исполнения инновационных проектов создания международных транспортных коридоров определяются на основе средневзвешенных аддитивных моделей.

В целом предлагаемая технология интегральных оценок инновационных проектов создания международных транспортных коридоров, реализует четырехуровневую схему оценки, включающую:

- оценки простых свойств инновационного проекта;

- оценки групповых свойств инновационного проекта;

- интегральные оценки исполнения инновационного проекта создания международного транспортного коридора;

- оценки вклада инновационного проекта создания международного транспортного коридора в развитие транспортной инфраструктуры страны.

Методические рекомендации по формированию технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров предполагают, что уровень базовых значений и состав самих критериев простых свойств проекта и их весомости при оценке групповых свойств, а также весомости групповых свойств для интегральных оценок, могут меняться в зависимости от конкретного проекта.

Методические рекомендации по использованию технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров предполагают, что на уровне оценки простых и групповых свойств для проектов существуют граничные условия, невыполнение которых по функциональным, экологическим или экономическим показателям приводит к отклонению проекта.

Эп

■ соотношением сумм валовых региональных продук-

тов по регионам прохождения МТК после и до реализации проекта соответственно,

- промышленной безопасности мероприятий реализации проекта создания МТК,

- технологической безопасности, обеспечиваемой мероприятиями проекта,

- продовольственной безопасности, в регионах прохождения МТК.

Предлагаемые интегральные критерии интегральных оценок исполнения инновационных проектов создания международных транспортных коридоров имеют универсальную форму средневзвешенной геометрической оценки вида:

п

K ph Ivh

h

(10)

где К - групповые оценки эффективности исполнения инновационных проектов создания международных транспортных коридоров (Ь=1...7), включая оценки: функциональных возможностей и потребительских свойств МТК, уровня интеграции МТК в

Литература:

1. Щербанин Ю.А. Транспортная система России: конкурентоспособность в международном измерении. М.: Научная книга, 2007.

2. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. — М.: Лицей, 2001.

3. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире. — М.: 2002.

4. Комаров К. Л., Максимов С. А. Проблемы и задачи формирования системы мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров) в Российской Федерации (на примере Новосибирского мультимодального транспортного узла). — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003.

5. Шишкина Л. Н. Транспортная система России. — М.: 2003.

6. Худазаров Э.А. Роль инфраструктурных проектов в освоении и вовлечении в хозяйственный оборот новых земель (Реализация проекта “Белкомур”).//”Пространственная парадигма освоения малоизученных территорий: опыт, проблемы, решения.” Под общей редакцией академика РАН А.И.Татаркина, том 2. Уральское отделение РАН, 2009.

7. Худазаров Э.А. Строительство железнодорожной магистрали “Белкомур” как части Северного международного транспортного коридора.// “Проблемы транспорта”. Международная академия транспорта, ГОУВПО “Северо-западный государственный заочный технический университет”. Сборник трудов, выпуск 12, 2009.

e

а

с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.