Научная статья на тему 'Разработка системы управления конкурентоспособности туристического предприятия на основе информационных технологий'

Разработка системы управления конкурентоспособности туристического предприятия на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / COMPETITIVENESS / TOURISM ENTERPRISES / MANAGEMENT SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGY / BUSINESS PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аметустаева Д. М.

В работе рассматривается конкурентоспособность туристического предприятия с использованием информационных технологий. Приведены определения «конкурентоспособности», а так же факторы, влияющие на нее, и их классификация. Отмечены мероприятия, согласно государственным программам развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVENESS OF TOURISM COMPANIES ON THE BASIS OF INFORMATION TECHNOLOGY

This paper considers the competitiveness of the tourism enterprises using information technology. Given the definition of «competitiveness», as well as the factors influencing it, and their classification. Noting the activities, according to the state development programs.

Текст научной работы на тему «Разработка системы управления конкурентоспособности туристического предприятия на основе информационных технологий»

Последние события в современном мире, а также ситуация внутри страны со всей очевидностью показывает, что России нужна устойчивая социально-экономическая, политическая система и эффективная национальная безопасность. Без образования и науки эту задачу не решить. Образование должно реформироваться. Но так, чтобы оно развивалось и становилось конкурентоспособным. Образование существует не само по себе, в отрыве от экономики. Если России действительно нужна наука и стратификация будет строиться в зависимости от того образования, которое получает человек, то за его реформу не надо будет беспокоиться.

Литература

1. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. 204 с.

2. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/

3. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. - 2001.- № 12. - С.44

4. Взгляд на образование 2014 Индикаторы ОЭСР Резюме на русском языке. http://oecdru.org

References

1. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossijskoj Federacii za 2014 god / pod red. L.M. Grigor'eva i S.N. Bobyleva. - M.: Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2014. 204 s.

2. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. http://www.gks.ru/

3. Shhetinin V. Chelovecheskij kapital i neodnoznachnost' ego traktovki // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. -2001.- № 12. - S.44

4. Vzgljad na obrazovanie 2014 Indikatory OJeSR Rezjume na russkom jazyke. http://oecdru.org

Амет-устаева Д.М

Аспирант кафедры информационных систем и технологий управления Донецкий национальний ушверситет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, г. Донецк РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В работе рассматривается конкурентоспособность туристического предприятия с использованием информационных технологий. Приведены определения «конкурентоспособности», а так же факторы, влияющие на нее, и их классификация. Отмечены мероприятия, согласно государственным программам развития.

Ключевые слова: конкурентоспособность, туристическое предприятие, система управления, информационные технологии, бизнес-процесс.

Amiet-ustaieva D.M.

Postgraduate student of the department of information systems and technology management, Donetsk Mykhailo Tugan-Baranovsky

National University of Economics and Trade, Donetsk

DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVENESS OF TOURISM COMPANIES ON THE BASIS OF INFORMATION

TECHNOLOGY

Abstract

This paper considers the competitiveness of the tourism enterprises using information technology. Given the definition of «competitiveness», as well as the factors influencing it, and their classification. Noting the activities, according to the state development programs.

Keywords: competitiveness, tourism enterprises, management system, information technology, business process.

Тенденции современного экономического развития характеризуются оживлением конкуренции и активизацией структурных сдвигов в экономике, что побуждает туристические предприятия искать новые эффективные подходы к управлению их конкурентоспособностью. Любое управленческое решение принимается на основании имеющейся информации, и информационные технологии позволяют своевременно и эффективно получать эту информацию.

Так как ведущую роль в определении конкурентоспособности играет потребитель, одним из наиболее действенных способов ее повышения является ориентация туристического предприятия на удовлетворение потребностей покупателя (потребителя). В то же время небольшие туристические предприятия в виду специфики их деятельности и объемов реализации способны привлечь потенциальных клиентов только с помощью малозатратных подходов, связанных с процессами осмысления действий и закономерностей поведения конкурентов, принятия потребителями решений в пользу продавца, содействует принятию обоснованных управленческих решений в направлении обеспечения устойчивой конкурентной позиции предприятия.

Приведем ряд определений «конкурентоспособности»:

- способность предприятия противостоять конкурентам, через ценовую и неценовую политику.

- совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

- комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы.

- борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах.

Мы считаем, что Фатхутдинов Р.А. более точно предлагает определение конкурентоспособности предприятия - совокупность свойств и характеристик его бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия при любых изменениях внешней и внутренней среды [1].

Для эффективного продвижения туристического продукта на рынок предприятию необходимо разработать систему управления конкурентоспособностью с применение информационных технологий, т.к. сегодня условия информационного обмена определяют движение общества к новому информационному типу. Развитие новейших технологий происходит в геометрической прогрессии и сегодня высший менеджмент должен уделять достаточно внимания, средств и сил на изучение и внедрение оптимальных продуктов, позволяющих управлять конкурентоспособностью предприятия.

В условиях рынка лидирующие позиции занимают субъекты хозяйственной деятельности, которые наиболее эффективно удовлетворяют потребностям населения, превосходя конкурентов на рынке по применению современных информационных технологий. Более высокое качество туристического продукта приводит к повышению потребительского спроса на увеличение оборота и дохода предприятия.

Всю систему факторов конкурентоспособности туристического предприятия можно подразделить на группы (рис. 1).

11

Рис. 1 - Классификация факторов конкурентоспособности туристического предприятия

Анализ взаимодействия элементов конкурентоспособности позволяет сделать следующие выводы:

1. Первичным в определении конкурентоспособности предприятия является воздействие со стороны внешних факторов, которые можно изобразить в виде «матрешки»

2. Среди внутренних факторов важнейшими являются наличие аттрактивных туристских и рекреационных ресурсов, уровень развития инфраструктуры и качество оказываемых услуг.

3. Внутренние факторы оказывают влияние друг на друга, поэтому стрелки также связывают их между собой.

4. Уровень менеджмента способен повысить конкурентоспособность при недостаточном развитии внутренних факторов.

Можно выделить ряд показателей оценки конкурентоспособности туристического предприятия, которые позволяют оценить

уровень конкурентоспособности: результатов финансово-хозяйственной деятельности, маркетинговой деятельности, реализации услуг, по персоналу и социальному развитию, эффективности системы управления, развития инфраструктуры отрасли, надежности поставщиков, экономического потенциала клиентов, имиджа предприятия, конкурентоспособности услуг, качества обслуживания на предприятии.

Туристическое предприятие не может функционировать без системы управления, которая обеспечит предприятию конкурентоспособность, эффективность и динамичность деятельности. Таким образом, система управления

конкурентоспособностью туристического предприятия дает возможность повысить эффективность управления предприятием путем предвидения изменений в поведении конкурентов за счет дополнительного исследования рынка туристических услуг. Управления конкурентоспособностью туристического предприятия достигаются с помощью передачи через открытые источники информации конкуренту для принятия решения. Переданная информация попадает к конкуренту в заранее предопределенном предприятием виде. Может осуществляться анализ реакций конкурента на изменения во внешней среде на основе последовательного изучения свойств и тенденций поведения конкурентов.

Для развития конкурентных преимуществ туристическому предприятию необходимы своевременные преобразования в качестве инноваций. Внедрение инноваций решает следующие вопросы:

1. Ускорение инноваций в туристических продуктах и услугах:

- координация персонала, процессов и информации для создания лучших туристических продуктов, услуг и управления затратами;

- создание полного всестороннего подхода к циклу разработки, что позволяет создавать конкурентные преимущества для продуктов и услуг;

- эффективное использование уже вложенных средств, снижение расходов на обслуживание и перераспределение ресурсов с целью достижения соответствия современным требованиям бизнеса.

2. Укрепление взаимосвязи с клиентами, партнерами и сотрудниками:

- расширение возможностей клиентов, при этом синхронизируя процессы маркетинга, продаж, логистики и предоставления услуг;

- модернизация управления маркетинговыми ресурсами, ведение более целенаправленного интерактивного диалога с клиентами с использованием цифровых, социальных и традиционных маркетинговых каналов;

- интеграция социальных инструментов в свой бизнес;

- создание единой среды для общения и совместной работы, которой легко управлять и удобно пользоваться;

- создание Веб-интерфейса, который объединяет клиентов, партнеров и сотрудников и устанавливает взаимосвязи, необходимые для маркетинга, продажи, обслуживания и управления на более качественном уровне, чем конкурирующие предприятия.

3. Создание мобильного предприятия:

- разработка мобильных платформ, возможность их взаимодействия и подключения к серверным системам и облакам;

- обеспечение управляемости, прозрачности и гарантированности соблюдения требований к безопасности в мобильных инициативах.

4. Совершенствование механизма управления рисками в обеспечении безопасности деятельности, усилить защиту, сократить расходы, улучшить качество обслуживания, снизить риски и внедрять инновации.

5. Создание гибкого бизнеса:

- эффективное использование приложения, которые повышают производительность, обеспечивают максимальную защиту, контролируют расходы;

- совершенствование бизнес-процессов для повышения ожиданий клиентов, прогнозировать изменения.

6. Оптимизирование ИТ- и бизнес-инфраструктуры:

- управление ресурсами и оборудованием от автопарка до электростанций - повышать стоимость своих ресурсов и использовать их эффективнее;

- применение облачных технологий для балансировки расходов, рисков и потребности в инновациях;

- сочетание средства управления конечными станциями и решения для безопасности, чтобы управлять физическими и виртуальными ресурсами - от серверов до смартфонов.

7. Преобразование информации в знания:

- преобразование растущих потоков разрозненных данных в бизнес-возможности применяя аналитику, визуализацию и другие средства;

- распознавание тенденций, с помощью которых можно своевременно реагировать на события и достигать высоких результатов;

12

- снижение расходов на данные и создание лучшего представления о ситуации для принятия оптимальных бизнес-решений;

- улучшение качества информации;

- создание единственно верной версии данных, защита базы данных и унификация управления.

Приведенный перечень убеждает, что возможности применения новейших технологий в упрощении и оптимизации управленческих решений безграничны. Они неразрывно связаны с системой менеджмента и решения о применении продукта должны исходить именно от высшего менеджмента, так как использование информационных технологий в управлении туристическим предприятием могут выступить в виде мощного конкурентного преимущества, особенно в мире, где царит экономическая нестабильность.

В Постановлении Государственного Совета Республики Крым от 25 июня 2014 года № 2259-6/14 приведены следующие мероприятия по реализации Программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы, основные из них приведены в таблице 1 [2].

Таблица 1 - Мероприятия по повышению бизнес-процессов конкурентоспособности

Сумма, тыс.руб.

Факторы Мероприятия 2014 2015 2016

Уровень инфраструктуры 1.Создание инфраструктуры для 300,0 1 000,0 1 500,0

пешеходного туризма 2. Создание и поддержка базы информационных материалов в сфере курортов и туризма РК 114,0 190,0 190,0

Уровень управления 1. Поддержка туристических 752,0 752,0 952,0

информационных центров в РК 2. Поддержка и продвижение интернет-портала Крыма и официального интернет-сайта Министерства 380,0 380,0 380,0

Ресурсы 1. Разработка обучающих программ в сфере курортов и туризма 2. Обучение и повышение квалификации 350,0 350,0 400,0

специалистов (семинары, тренинги, курсы) 706,0 750,0 850,0

Качество продуктов и услуг 1. Поддержка развития автотуризма - 228,0 304,0

2. Разработка, внедрение и продвижение новых лечебно-оздоровительных 532,0 380,0 380,0

туристических продуктов 3. Проведение информационно-

методических туров 4. Изготовление и приобретение 2 660,0 1 520,0 1 672,0

сувенирной продукции с логотипом

Крыма 5. Разработка культурноэтнографических маршрутов 750,0 750,0 750,0

250,0 250,0 250,0

Конкурентоспособность отрасли 1. Обеспечение участия РК в 3 040,0 5 776,0 5 776,0

международных специализированных туристических ярмарках, биржах, фестивалях 2. Создание видеопродукции о курортно-рекреационном и туристическом потенциале Крыма, и размещение ее в сети Интернет 760,0 1 710,0 1 710,0

Макроэкономические показатели 1. Проведение маркетинговых - 266,0 266,0

развития исследований в курортно-туристической

сфере республики 2. Проведение социологических

исследований в курортно-туристической

сфере республики 266,0 190,0 228,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Менеджмент и управление 1. Формирование позитивного 228,0 228,0 228,0

отраслью туристического имиджа Крыма 2. Разработка проектов туристическорекреационных кластеров курортных

территорий 449,0 992,0 1 068,0

*составлено автором по материалам источника [2].

Средства, предусмотренные на реализацию программы, задействованы как из бюджета республики, так и из местного бюджетов, где процент местного бюджета составляет 26-29 %.

В Постановлении Совета министров Республики Крым от 9 декабря 2014 г. N 501 «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015 - 2017 годы» приведены показатели государственной программы, которые направлены на осуществление следующих мероприятий, основные их них:

- количество создаваемых туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Крым - ежегодно 5-6;

- количество организуемых информационных туров в целях продвижения санаторно-курортного и туристского потенциала Республики Крым - ежегодно не менее 3-4;

- количество разработанных туристских маршрутов и туристских продуктов - ежегодно не менее 10;

13

Необходимо продолжать поддерживать развитие отрасли с целью улучшения соотношения цена-качество. Формировать предложения, интересные и доступные для разных категорий отдыхающих.

Здравницы Крыма недостаточно используют возможности коммуникации и сотрудничества с предприятиями и компаниями. Важно позиционировать услуги здравниц и санаториев для аудитории иностранных туристов, поскольку об их количестве и возможностях туристы из других стран осведомлены крайне мало. Необходимо поддерживать инфраструктуру, способную обслужить иностранного туриста (в т.ч. продвигать знание языков, более широкое распространение платежных систем).

Литература

1. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. М.: 2008, Маркет ДС, 27 п.л.

2. Постановлении Государственного Совета Республики Крым от 25 июня 2014 года № 2259-6/14 [Электронный ресурс] URL: http://www.rada.crimea.ua/rule-making-activity/legislative-sitting-list/6108

References

1. Fathutdinov R.A. Uprqvlenie konkurentosposobnost'yu organizacii: Uchebnik, 3-e izd., pererab. i dop. M.: 2008, Market DS, 27 p.l.

2. Postanovlehie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 25 iyunya 2014 goda № 2259-6/14 [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.rada.crimea.ua/rule-making-activity/legislative-sitting-list/6108

Бердникова О.А.1, Иванов С.Е.2

'Кандидат экономических наук, ЧОУ ВПО «Институт социальных и гуманитарных знаний», 2 Председатель Государственного

Комитета по туризму Республики Татарстан,

РАЗВИТИЕ ТУРИСТКОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Аннотация

Статья посвящена анализу развития туристской отрасли в Республике Татарстан. Темпы развития туризма в республике значительно опережают аналогичные показатели в других регионах. Это обуславливается государственной политикой республики в сфере туризма: созданием отдельной государственной структуры Государственного комитета по туризму Республики Татарстан. Научный подход к управлению туристской дестинацией показан на примере данного региона. В статье авторы знакомят с основными мероприятиями в туризме, проведенными за последние два года. Много статистических данных по туристской отрасли представлено в статье. Описаны социально -экономические эффекты развития туризма в республике. Указаны основные мероприятия по развитию туристских кластеров «Свияжск» и «Болгар».

Авторы отмечают основные задачи, которые стоят перед государственными органами для развития туризма в Республике Татарстан. Следует отметить обширное наследие Универсиады 2014 для дальнейшего использования: построено большое количество спортивных объектов, которые могут принимать спортивные соревнования международного уровня. Развитие туристско-рекреационных кластеров, является одним из важнейших направлений сферы туризма. Использование водного бассейна р.Волга необходимо при развитии кластерной системы. Важной задачей туристской политики является разработка туристских концепций и сформированного туристского продукта на уровне других муниципальных районов республики. Также республика продолжает эффективную политику развития событийного туризма. Это и Чемпионат мира по водным видам спорта 2015года и Чемпионат мира по футболу 2018. Эффективное использование информационных технологий в республике заставляет задуматься о привлечении IT технологий в туризм.

В статье предложены и описаны основные перспективные направления дальнейшего развития туристической отрасли. Например, предложено обратить внимание на медицинский, образовательный и сельский туризм.

Ключевые слова: туристическая отрасль; туристическая дестинация; туристический продукт.

Berdnikova O.A.1, Ivanov S.E.2

'PhD in Economics, "Institute of Social and Human Knowledge ",

2Chairman of the State Committee of the Republic of Tatarstan Tourism TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Abstract

This article analyzes the development of the tourism industry in the Republic of Tatarstan. The dynamics of development of tourism in the country is far ahead of similar indicators in other regions. This is due to the state policy of the republic in the sphere of tourism: the creation of a separate state structure - State Committee on Tourism of the Republic of Tatarstan. The scientific approach to the management of tourist destinations is shown on the example of the region. The authors introduce the main activities in tourism conducted over the past two years. Many statistics on the tourism industry is represented in the article. Social-economical effects of tourism development in the country are described in the article. Key activities are also mentioned for the development of tourism clusters "Sviyazhsk" and "Bulgaria".

The authors point out the main challenges for the public authorities for the tourism development in the Republic of Tatarstan. It is important to note vast inheritage of the Universiade 2013 for further use: a large number of sports facilities, which can take sports competitions on international level, were built. Development of tourism and recreation clusters is one of the most important areas for the tourism industry. The Volga river basin is necessary for the development of the cluster system. An important task of tourism policy is to develop tourism concepts and tourist product inside municipal districts of the republic. The republic also continues realization of the effective event tourism strategy, including such sports world events as FINA World Aquatics Championship in 2015 and the FIFA World Cup in 2018. As the Republic uses information technologies effectively, it is important to attract new technologies to tourism industry.

Basic perspective directions of further tourism industry development are described in this article. It is suggested paying attention to health, education and rural tourism, for example.

Keywords tourism industry; tourist destination; tourist product.

В настоящее время туризм является самой динамично развивающейся отраслью экономики в мире. В 2014 году в мире было совершено более 1 миллиарда путешествий. [1]

За последние несколько лет отрасль туризма в Республике Татарстан демонстрировала стабильно высокие темпы роста туристской инфраструктуры и туристского потока.

21 июля 2014 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждена Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», в которой определены основные направления и мероприятия по развитию туристской отрасли в Республике Татарстан. Мероприятия госпрограммы реализуются в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации до 2020 года.

Благодаря совместной работе министерств и ведомств по созданию в Республике Татарстан благоприятных условий для приема гостей и продвижению региона на российском и международном рынке, а также эффекту Всемирной летней Универсиады, в 2014 году динамика роста туристского потока в Республике Татарстан опередила средние показатели пяти последних лет.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.