Научная статья на тему 'Разработка системы контроля и управления молодежной занятостью в регионе'

Разработка системы контроля и управления молодежной занятостью в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / МОЛОДЕЖНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / МОНИТОРИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА / КРИТЕРИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов В. Ю.

Предложены структура и функции системы контроля и управления молодежной занятостью. Рассмотрены основные принципы и этапы создания системы. Усовершенствован категориальный аппарат исследования. Сформулированы критерии управления молодежной занятостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы контроля и управления молодежной занятостью в регионе»

разработка системы контроля и управления молодежной занятостью в регионе

ИВАНОВ В.Ю.

Ростовский государственный университет путей сообщения, аспирант, г. Ростов-на-Дону, пл. Полка Стрелкового Ополчения, 2

Предложены структура и функции системы контроля и управления молодежной занятостью. Рассмотрены основные принципы и этапы создания системы. Усовершенствован категориальный аппарат исследования. Сформулированы критерии управления молодежной занятостью.

Ключевые слова: рынок труда; молодежная занятость; мониторинг; управление; модель объекта; критерии функционирования

Коды классификатора JEL: ^ 16, ^ 18

Реформирование народного хозяйства России поставило новые для отечественной экономики проблемы, среди которых важнейшей является задача управления формирующимся молодежным рынком труда. Формирование молодежного рынка труда осуществляется в сравнительно более сложных условиях, вызванных следующими причинами:

П - отсутствие, как правило, достаточного практического опыта и начального капитала у исследуемой ¡с группы населения;

□ - завышенные амбиции (свойственная молодежи черта характера); ® - сравнительно низкие опыт и профессиональный уровень;

- высокий уровень конкуренции на рынке; ^Г - отсутствие эффективной системы учёта, анализа и управления спросом и предложением труда и др. ^ Эти причины усложняют процесс адаптации молодежи к требованиям рынка труда. В связи с этим про-щ блемы мониторинга, анализа и управления рынком труда вообще, и управление процессами интеграции ^ молодежи в отношения труда и занятости, в частности, являются актуальными и своевременными. В этом О аспекте важно разработать систему контроля и управления процессами интеграции молодежи в отношения Ь труда и занятости, опирающуюся на использование современных информационных технологий, возможнос-00 ти математического анализа состояния объекта исследования и синтеза управляющих воздействий, интег-^ рирующую информацию различных источников: служб занятости, администраций регионов, комитетов по молодежной политике, вузов и т.д., которая позволит повысить как эффективность государственного регули-<0 рования рынка труда на различных уровнях: государства, региона, конкретного предприятия и отдельного

0 гражданина, так и эффективность рыночных механизмов взаимодействия субъектов рынка.

ф Разрабатываемая система контроля и управления молодежной занятостью (СКУМЗ) должна быть подсисте-ё мой систем управления более высокого уровня. Например: системы управления рынком труда региона, систе-о, мы управления региональной экономикой, федеральной системы управления молодежной занятостью и др. ш

со ^

1

>

Структурно СКУМЗ, в свою очередь, состоит из следующих подсистем: мониторинга состояния и динамики молодежного рынка труда, аналитического центра, органов управления.

Подсистема мониторинга призвана обеспечить аналитический центр системы необходимой информацией (полной и репрезентативной) для принятия обоснованного решения. I Функциями аналитического центра являются:

ф - формирование критериев работы системы (например: стабилизация уровня молодежной безработицы, достижение заданного уровня безработицы за минимальное время, минимизация молодежной безрабо-о. тицы и т.д.) и формулирование их на языке математики;

^ - построение математической модели процессов на молодежном рынке труда в виде когнитивной и мор-^ фологической моделей, системы дифференциальных уравнений, временных рядов, графов перехода

о молодежи из одного состояния занятости в другое и т.д.;

о - принятие решений об оптимальном управлении процессом интеграции молодежи в отношения труда о и занятости.

о Управляющие воздействия в СКУМЗ представляют собой комплекс мероприятий по совершенствованию о программ обучения студентов, разработке и проведению курсов по переобучению молодежи на новые спе-о циальности, создание новых рабочих мест, создание условий для развития малого бизнеса в среде и силами о. молодежи.

5= Технология работы системы представляет собой замкнутую цепочку процессов: мониторинг состояния и £ динамики молодежной занятости - построение модели интеграции молодежи в отношения труда и занятости ти - формулирование критериев работы СКУМЗ - выработка управленческого решения - реализация реше-^ ния - мониторинг (то есть контроль исполнения) и цикл повторяется.

5 Молодёжь составляет примерно одну четверть экономически активного населения страны. Имеющиеся в о литературе данные позволяют охарактеризовать динамику экономической активности различных групп мо-■т лодёжи [2, с. 22-37]. Результаты расчётов показывают, что в целом экономическая активность молодёжи за Ц период 1992 - 2006 гг. уменьшилась на 15,5 процентных пункта (п.п.), наиболее существенное уменьшение ° уровня экономической активности зафиксировано в группе 21 - 24 года (24 п.п.), далее идёт группа до 20 лет 9 (15,2 п. п.) и, наконец, группа в возрасте 25 - 29 лет снизила свой уровень экономической активности на 3,1 0) п.п. Вариация экономической активности в группе молодежи до 20 лет составляет 28,8 п.п.

Симметрично уровню экономической активности изменялся и уровень занятости молодёжи, рассчитанный как отношение численности занятых к общей численности данной возрастной группы. Так, в группе до 20 лет уровень занятости снизился на 12,9 п.п., в группе 21 - 24 года - на 23,3 п.п., в группе 25 - 29 лет - на 4,7 п.п. В целом уровень занятости молодёжи снизился на 15,2 п.п.

Иная динамика характерна для изменения уровня безработицы. В течение рассматриваемого периода во всех возрастных группах произошло увеличение данного показателя. В группе до 20 лет он увеличился на 5,6 п.п., в группе 21 - 24 года - на 3,4 п.п., в группе 25 - 29 лет - на 2,1 п.п. В целом уровень общей безработицы среди молодёжи возрос на 2,2 п.п.

Таким образом, молодёжь является одной из наиболее мобильных групп на рынке труда. В настоящее время происходит активный процесс замещения старших возрастных групп молодёжью, имеющей более высокий уровень образования, и, следовательно, с более высокими требованиями к условиям и содержанию труда. В этой связи проблема эффективной занятости молодёжи будет усиливаться, приобретая парадоксальную форму наличия незанятых рабочих мест («хронических вакансий») в условиях безработицы.

Проведенный выше анализ актуализирует задачи разработки системы мониторинга и контроля над процессом интеграции молодежи в отношения труда и занятости, управления интеграцией молодежи в отношения труда и занятости. Их решение требует согласованного развития ряда смежных отраслей знаний: собственно теории контроля, теории оптимального управления, теории информационных систем.

В рамках первого направления предлагается уточнить трактовку категории «контроль». В отличие от известного представления о функциях менеджера (в том числе функции «контроль») в организации по А. Файо-лю, наша схема предполагает проведение двух принципиально различных функций контроля: внутреннего и внешнего. Функция внутреннего контроля по содержанию и форме проведения совпадает с традиционной постановкой: соотнесение реально полученного результата с запланированным. В этом случае предполагается, что контролируемый процесс детерминирован и прогнозируем.

Отличие внешнего контроля от классического состоит в том, что он дает внешний взгляд на результат де- ¡5 ятельности с учетом изменившейся среды функционирования: он определяет успешность позиционирования О исследуемой организации в новых сложившихся условиях. Необходимость введения такой формы контроля ® вызвана высокой степенью неопределенности и стохастичности функционирования социально-экономических ^ объектов, к каковым относится и рынок труда региона. Действительно, пусть была поставлена задача повы- □ шения в регионе уровня молодежной занятости, и предположим, что этого удалось добиться. Тогда процедура ^ внутреннего контроля покажет соответствие результата плану. Однако более подробный анализ ситуации мо- СО жет выявить, что при этом снизился уровень занятости иных возрастных групп населения - улучшение одного 2 показателя произошло за счет ухудшения другого. Вот это и должен выявить внешний контроль. °

В данном направлении следует отметить работы С. Ребрика [3, с. 80-83], сформировавшего своеобразное представление о роли и месте контроля в организации. Его следует признать адекватным расширению □ понятия контроля на социально-экономические системы (СЭС). Суть его позиции выражается следующими О тезисами: контролируйте не процесс, а результаты; будьте привержены цели, а не плану.

Дальнейшее развитие теории контроля заключается в исследовании смысла категории «контроля» при

П

00 □

Ш

О

менительно к функционированию СЭС. В нашем случае это региональный рынок труда. Предлагается два уровня контроля: «государственный» и «рыночный» (на основе включения в деятельность рынка саморегу- ® лирующихся процедур). о

Необходимость сохранения государственной формы контроля хорошо иллюстрируется современным ^ (кризисным) состоянием мировой экономики. Государства вынуждены вмешиваться в дела частных компа- § ний и помогать выходить им из кризиса, так как их благополучие определяет и благополучие населения страны. Но для государственного уровня, учитывая рыночный характер взаимодействия субъектов рынка, о необходима индикативная форма контроля, определяющая только границы изменения контролируемых па- о раметров: уровень экономической активности, уровень занятости молодёжи, уровень безработицы.

Обе формы контроля, таким образом, должны не противопоставляться, а выступать как взаимодополняю- m

щие. Первая обеспечивает выживаемость системы, вторая - эффективность. о

Управление невозможно без формализованной постановки критериев, построения моделей, связываю- о

щих вектор состояния СЭС с вектором управляющих воздействий. jj

Теория оптимального управления для данного рынка труда ставит несколько оптимизационных задач [1, с. 22-30]: ^

1. На некотором заданном промежутке времени [t0,tj обеспечить максимально возможное приближение ^ текущего показателя (например, уровня безработицы) к заданному. В качестве критерия, отражающего эту ^ лингвистически сформулированную цель, можно рассматривать соотношение: g

t m

h О

I(u(t) = J (t) - x(u(t) 2 dt ^ min , (1) |

где: X (t) - заданный уровень безработицы; x(u(t)) - уровень безработицы, характерный для данного региона в текущий момент времени t, зависящий от некоторого управления u(t). В общем, X (t) функция времени, так как в различн~ые периоды времени роль рыночных механизмов для развития экономики - различна. В частном случае x (t) - константа.

2. За минимально возможное время достичь заданного уровня безработицы. В этом случае в качестве критерия оптимизации следует выбрать соотношение:

о ф

о ф

т

} ~ о

I(u(t) =\dt = tj(x (t) x(u(t) - tö ^ min. (2) g

J u(t) ^

00

Здесь: X ) - заданный уровень безработицы (не обязательно естественный), х(и^)) - уровень безработицы, характерный для данного региона в текущий момент времени t и изменяющийся в зависимости от управления и^).

Учитывая индикативный характер государственного контроля постановки (1) и (2) предлагается дополнить требованием достаточности попадания критерия в некоторую область, то есть:

11 < »)) < 12 . (3)

Внутри этой области начинается сфера влияния саморганизующихся рыночных процедур.

Информационная поддержка СКУМЗ определяется комплексом, включающим вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства анализа и информационные ресурсы, а также системный персонал, обеспечивающий работу динамической информационной модели, отражающей изменения на молодежном рынке труда.

Разрабатываемая СКУМЗ функционирует самостоятельно, но она может входить в качестве компонента (подсистемы) в более сложную систему, такую, например, как система управления экономикой региона. В этом случае собственно контроль осуществляет администрация региона. Она регулирует взаимодействие всех участников: индивидов, предприятий, служб занятости, учебных заведений региона, комитетов по молодежной политике, всевозможных инновационно-инвестиционных центров и др. организаций.

СКУМЗ многоуровневая, многофункциональная система, допускающая поэтапное внедрение отдельных подсистем и комплексов, например:

- подсистемы анализа миграции рабочей силы в границах региона и с учетом импорта и экспорта рабочей силы за ее границы; реализуется с помощью геоинформационных технологий;

- информационной подсистемы, регламентирующей поведение участников рынка труда региона, содер-П жащая нормативные документы, законодательные акты, разъяснительные материалы служб занятости ¡5 и пр.;

О - образовательные порталы учебных заведений, ведущих согласованную с потребностями молодежного ® рынка образовательную деятельность;

подсистемы поддержки принятия решений, реализованной на базе современных информационных технологий принятия оптимальных решений и др. ¡7 Процесс создания любой подсистемы СКУМЗ делится на ряд этапов, ограниченных некоторыми временив ными рамками и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.) [2, с. 102-110]. О Одним из базовых понятий методологии проектирования СКУМЗ является понятие жизненного цикла (ЖЦ) СКУМЗ. ЖЦ СКУМЗ - это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о ® необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. q Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ СКУМЗ, является международный стандарт Ш ISO/IEC 12207 (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандар-<0 тизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике). Он

0 определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во ф время создания СКУМЗ.

s Процесс разработки СКУМЗ сводится к выполнению следующих этапов:

о. Предпроектная стадия. На основе системного анализа проводится исследование существующей инфор-

$ мационной системы, определение требований к создаваемой СКУМЗ, оформление технико-экономического

1 обоснования и технического задания на разработку СКУМЗ.

^ Техническое и логическое проектирование предполагающее разработку в соответствии с сформулиро-^ ванными требованиями состава автоматизируемых функций (получения запрашиваемой информации, отчете та о параметрах развития рынка труда в заданном регионе и в указанное время, получение совета и пр.) и ф состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта СКУМЗ. ^ Рабочее и физическое проектирование, программирование функций. Здесь осуществляется разработка Q. и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление < рабочего проекта.

jj Комплексная отладка подсистем СКУМЗ, обучение персонала, поэтапное внедрение СКУМЗ в эксплуата-

£5 цию по различным подразделениям рынка труда и сфер его деятельности, оформление актов о приемо-сда-

о точных испытаниях подсистем ИСК.

Q Эксплуатация СКУМЗ, включающая сопровождение и необходимую модернизацию. Этот этап выполняет-о ся на основе рекламаций и накопленной статистики о функционировании подсистем СКУМЗ. Он предполагает о исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ИСК и их выполнение. о Основополагающие принципы, на которые необходимо опираться в процессе создания СКУМЗ: системен ность, способность к развитию (открытость), совместимость, стандартизация (унификация) и эффектив-s ность.

Ф ЛИТЕРАТУРА

о ф

т

0

1

О

А)

1. Лябах Н.Н. Теория оптимального управления в экономике. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ. 72 с.

2. Проблемы молодежного рынка труда. Отв. редактор Н.Н. Лябах. Ростов н/Д.: Терра Принт, 2006. С. 144.

3. Ребрик С.Б. Бизнес - семинары Сергея Ребрика: Быть или не быть? (Практическая психология предпринимательства). М., Тривола, 1999. 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.