Научная статья на тему 'Разработка рекомендаций по формированию туристской политики для муниципального образования'

Разработка рекомендаций по формированию туристской политики для муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР / ТУРИСТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА / THE COMPLEX EVOLUTIONARY PROGRAMTARGET APPROACH / TOURIST COMPLEX / MUNICIPALITY / CONCEPT OF DEVELOPMENT OF TOURISM / PROGRAM OF DEVELOPMENT OF TOURISM / INFORMATION TOURIST CENTRE / TOURIST ASSOCIATION / COORDINATION COUNCIL ON DEVELOPMENT OF A TOURIST COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жертовская Е. В.

В условиях возрастания роли принятия управленческих решений на всех уровнях в области развития такого перспективного сектора экономики, как туризм, особое значение приобретают вопросы комплексного стратегического планирования и прогнозирования развития туристской сферы на муниципальном уровне, формирования бюджета туристского развития, а также вопросы разработки концепций и целевых программ развития данной сферы. В работе содержатся основные рекомендации по формированию туристской политики для муниципалитетов, в основе разработки которых лежит комплексный эволюционный программно-целевой подход и системный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the recommendations on formation of tourist politics for municipality

In conditions of increase of a role of acceptance of the administrative decisions at all levels in the field of development of such perspective sector of economy, as the tourism, special meaning gets by questions of complex strategic planning and forecasting of development of tourist sphere at a municipal level, formation of the budget of tourist development, and also questions of development of the concepts and target programs of development of the given sphere. Job contains the basic recommendations for formation of tourist politics for municipalities. In a basis of development, which the complex evolutionary programtarget approach and system analysis lays.

Текст научной работы на тему «Разработка рекомендаций по формированию туристской политики для муниципального образования»

УДК 338.48

Е.В. Жертовская

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для муниципальных образований (МО), обладающих в той или иной степени туристским потенциалом, у которых «туризм» в общей структуре экономики и социальной жизни используется далеко не в полной мере по причине наличия «отраслевых» проблем, т.е. типичных крупных муниципалитетов, целесообразно использовать комплексный эволюционный программно-целевой подход как инструмент системного подхода при формировании их туристской политики.

Таким образом, возможным путем решения данных проблем на уровне крупных городов является разработка Концепции и комплексной целевой программы развития туризма в МО и последующая их реализация, которые должны формироваться с учетом уникальных особенностей конкретного муниципалитета. Целью таких программ видится развитие и формирование современного туристского комплекса в МО как целостной конкурентоспособной единицы для удовлетворения потребностей как временно прибывающих туристов, так и жителей города в разнообразных туристских услугах посредством объединения объектов сферы туризма в единую систему - туристский комплекс и последующего системного развития ее туристского потенциала.

Механизм разработки Концепции развития туризма должен включать:

1) проведение предпроектных исследований и разработок (с помощью когнитивной методики исследования слабоструктурированных проблем сложных систем);

2) проектные работы планировочного характера, которые включают:

• градостроительное планирование;

• инвестиционно-экономическое проектирование;

• социальное планирование;

• экологическое планирование;

3) проектные работы по основным «узлам» или «точкам роста» структуры туристского комплекса - новые проекты;

4) проектные работы по конкретным уже существующим объектам туризма города - повышение эффективности уже существующих туристских объектов.

Рассмотрим схему процесса разработки программы развития туризма в МО.

1-й этап: формирование приоритетных целей, задач и направлений развития туристского комплекса территории.

2-й этап: подготовка заданий на разработку программы: определение состава разработчиков; формулирование главной цели; подготовка подпрограмм по выделенным перспективным видам туризма для исследуемой территории; определение количественных значений целевых показателей; составление инструктивных и методических материалов; определение объема и источников финансирования; определение сроков реализации.

3-й этап: разработка вариантов программ развития туризма на территории. Данные программы представляют собой взаимоувязанные блоки мероприятий, позволяющих комплексно и системно решать проблемы развития туризма территории.

4-й этап: оценка и выбор наиболее эффективного варианта программы (по результатам, по затратам ресурсов, по срокам).

5-й этап: оформление проекта программы.

6-й этап: согласование проекта программы.

Итоговое содержание комплексных целевых программ развития туризма должно включать следующие разделы: паспорт программы; характеристика проблем и обоснование необходимости их решения программными методами; основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы; список документов, регламентирующих разработку программы; механизм реализации и управления программой; взаимосвязь с федеральными, областными и другими муниципальными программами; ресурсное обеспечение программы; контроль и оценка эффективности реализации программы; перечень мероприятий программы.

Одной из перспективных обоснованных стратегий туристской политики для МО, обладающих туристским потенциалом, должно стать создание туристского информационного центра (на базе специализированного научного или образовательного учреждения) в форме либо муниципального унитарного предприятия «Туристский информационный центр» (МУП ТИЦ), либо некоммерческого партнерства. Следует отметить, что в рамках данного исследования основное внимание уделено созданию именно ТИЦ при Администрации МО.

Основные функции муниципального туристского информационного центра представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные функции муниципального туристского информационного центра (МТИЦ)

Таким образом, виды деятельности ТИЦ выглядят следующим образом:

1) информационно-справочная - представление информации о туристских возможностях туристского центра всем заинтересованным лицам и организациям, сбор и поддержка базы данных об объектах туристской индустрии и инфраструктуры, анализ статистики турпотоков, организация тренингов и семинаров, создание информационного портала;

2) координирующая и проектная - консолидация предприятий и организаций как данного туристского центра, так и туристского региона, занятых обслуживанием туристов, с целью повышения качества обслуживания, сотрудничество с государственными, региональными, общественными, частными структурами с целью создания единого информационного пространства и внедрения новых инновационных технологий, содействие разработке проектов комплексных целевых программ при формировании туристской политики;

3) международная - участие в международных проектах в области туризма, контакты с международными инфоцентрами с целью сбора информации о зарубежном опыте и технологиях использования туристского потенциала и организации туристской деятельности;

4) выставочно-издательская - организация стендов о туристских возможностях туристского центра на российских и зарубежных туристских форумах, издание информационных материалов о туристском потенциале (каталогов, путеводителей, буклетов);

5) сотрудничество со СМИ - размещение новостных материалов, сведений в различных изданиях.

Бюджет ТИЦ формируется из средств местной администрации, а также коммерческой деятельности центра (информационно-справочная и выставочноиздательская деятельность).

Рекомендуемая схема обмена информации между органами муниципального управления и туристским информационным центром МО представлена на рис. 2.

Рис. 2. Рекомендуемая схема обмена информации между органами муниципального управления и муниципальным туристским информационным центром

Следует заметить, что с целью комплексного развития сферы туризма в муниципальных образованиях целесообразно на территории МО создать также туристское некоммерческое объединение в форме ассоциации. В данном случае говорится не об ассоциации туристских предприятий, а об объединении фактически всех учреждений и предприятий МО, заинтересованных в той или иной степени в сбалансированном социально-экономическом развитии муниципалитета, а именно: Администрации, центра стандартизации и сертификации, других контролирующих органов; предприятий и институтов сферы туризма; градообразующих и бюджетообразующих предприятий, определяющих жизненный уклад города; всех заинтересованных предприятий и граждан, которые желают заниматься данной проблематикой.

Таким образом, за счет объединения общих усилий участников туристской ассоциации, направленных на развитие МО как туристского центра посредством объединения хозяйствующих субъектов в единую систему, а не за счет конкуренции между ними реализуются поставленные задачи по развитию туристской сферы, способствуя комплексному социально-экономическому развитию как муниципального образования, так и туристского региона в целом.

Инициатором разработки концепции и целевой программы развития туристского комплекса на муниципальном уровне должна выступать администрация МО. Для обеспечения участия всех заинтересованных сторон, а также их координации при главе администрации или его заместителе должен быть сформирован представительный обособленный орган в виде Координационного совета по развитию туристского комплекса. Функции данного органа должны быть следующими: сформировать механизм работы, разрабатывать процедуры подготовки и обсуждения, принятия и реализации стратегических управленческих решений в области развития ТК МО; одобрять механизм работы над проектом развития ТК МО; обеспечивать процедуру выдачи заданий на научно-исследовательские работы ТИЦ; организовывать тендеры и конкурсы по размещению заданий на научно-исследовательские работы, принимать положение о тендерах на разработку отдельных проектов комплексной муниципальной программы развития туризма; обеспечивать научную экспертизу, общественное обсуждение и приемку проектов; подготавливать и выносить на обсуждение итоговый проект целевой программы развития туристского комплекса на муниципальном уровне.

Следует сказать, что обычно функции данного органа возложены на комитет по физической культуре и спорту, отдел международных связей или другие отделы администрации МО, деятельность которых в той или иной степени имеет отношение к туризму. Механизм функционирования данных организаций (при условии наличия их всех) представлен на рис. 3.

• — • — ^ Потоки информации (в виде статистической отчетности , рекламных изданий, информационных порталов и т .д.)

--------► Потоки людских ресурсов, проекты, предложения

Варианты стратегических альтернатив для обсуждения при формировании ” туристской политики

.......► Финансовые потоки

Рис. 3. Механизм взаимодействия ТИЦ, Координационного совета по развитию туристского комплекса и Туристской Ассоциации

Развитие внутриотраслевых связей между предприятиями частного и общественного сектора способствует разработке мероприятий по формированию новых общественно-предпринимательских структур и инициатив, деятельность которых направлена на совместное решение проблем туристского развития территории, а также на выработку предложений, нацеленных на формирование внутриотраслевых связей как на региональном, так и на национальном уровнях.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что основным научно обоснованным направлением туристской политики муниципальных образований, обладающих в той или иной степени туристским потенциалом, выступает разработка целевой программы развития туризма, основными программными мероприятиями которой на разных этапах должны стать создание муниципального унитарного предприятия или некоммерческой организации «Туристский информационный центр», создание или реформирование органа управления туризмом на муниципальном уровне (например, создание Координационного центра (совета) по развитию туристского комплекса при Администрации МО), создание общественной некоммерческой организации «Туристская ассоциация», служащих связующими звеньями между основными участниками туристского рынка - региональными и муниципальными органами управления, организациями индустрии и инфраструктуры туризма, туристами, местным населением. Следует также отметить, что развитие ТК МО также возможно за счет реализации отдельно каждого из предложенных ранее альтернатив.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Саак А.Э., Горелова Г.В., Жертовская Е.В. Информационно-аналитическое обеспечение процесса формирования туристской политики муниципального образования с помощью технологии поддержки принятия управленческих решений на основе когнитивного подхода // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 4.

2. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. - М.: КНОРУС, 2007.

УДК 336 (075.8)

О.А. Колчина

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОНКУРСНОГО ОТБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРОГРАММУ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инициирование отдельных инвестиционных проектов и их последующий отбор органами местного самоуправления основываются на официально сформулированных приоритетах социально-экономического развития муниципального образования и оценках их эффективности [1]. Реализация принципа конкурсного отбора проектов для их участия в инвестиционных программах, различных формах финансовой и нефинансовой поддержки обеспечивает направленность инвестиций на реализацию концепции комплексного социально-экономического развития города.

Этапы проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов представлены на рис. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.