Научная статья на тему 'Разработка программного обеспечения по организации транспортных потоков на предприятиях крупносерийного производства'

Разработка программного обеспечения по организации транспортных потоков на предприятиях крупносерийного производства Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
253
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шамлицкий Я. И.

Предлагаются алгоритмы и модели организации транспортных потоков, приводится база данных программного обеспечения, обоснована эффективность внедрения новой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE ENGINEERING ON ORGANIZATION OF TRANSPORT STREAMS AT THE ENTERPRISES OF LONG PRODUCTION RUN

Algorithms and are in-process offered model of organization of transport streams, the database of software is resulted, the substantiation of efficiency of introduction of a new system is made.

Текст научной работы на тему «Разработка программного обеспечения по организации транспортных потоков на предприятиях крупносерийного производства»

УДК 655.15.011.42

Я. И. Шамлицкий

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КРУПНОСЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Предлагаются алгоритмы и модели организации транспортных потоков, приводится база данных программного обеспечения, обоснована эффективность внедрения новой системы.

На функции транспортной логистики состоят в управлении материальными потоками от производителя до получателя по графику. Для того чтобы реализовать фундаментальный принцип логистики - доставка грузов точно в срок - и добиться высокой эффективности системы, должен быть разработан и осуществлен единый технологический процесс всей производственно-транспортной системы на основе интеграции производства, транспорта и потребления [1].

Объектом исследования в данной статье является система планирования транспортных перевозок на предприятии крупносерийного производства. При анализе бизнес-процесса доставки и планирования грузопотоков на предприятии была построена функциональная схема процесса доставки грузов в стандарте IDEF0 (рис. 1). Требовалось спроектировать информационную систему планирования и контроля транспортных средств.

Для автоматизации нового бизнес-процесса было разработано приложение, позволяющее выполнять следующие функции: учет транспортных средств; работа с заявками на перевозки; планирование грузоперевозок; конт-

роль выполнения грузоперевозок; формирование и распечатка отчетной и рабочей документации.

Все диалоговые процедуры можно разделить на шесть групп:

1) оперативная информация: заявки на перевозку, график поставок материалов, наличие транспортных средств, список работников;

2) справочники: марки (собственники) транспортных средств, расстояния между объектами;

3) планирование графика завоза;

4) контроль выполнения графика завоза;

5) генерация и печать выходных документов;

6) сервис: вход пользователя системой, настройки и резервное копирование базы данных.

В результате анализа была сформирована следующая структура базы данных программы «Планирование транспортных средств» (рис. 2):

- таблица точек карты (Points) - данные обо всех точках карты: грузоотправители, грузополучатели, перекрестки, транспортный цех;

- таблица типов точек карты (Point_Type);

- таблица расстояний карты (Lines) - сведения о расстояниях между точками карты. Задаются две точки и расстояние между ними;

- таблица заявок (Requests) - сведения о необходимых перевозках;

- таблица имеющегося транспорта (Transport) - сведения о транспорте;

- таблица типов транспортных средств (Tran-sport_Type);

- таблица типов горюче-смазочных материалов (ГСМ) (Fuel_Type) - справочник по типам ГСМ;

- таблица состояний транспортных средств (Status) -сведения о ремонте, профилактике и т. п.;

- таблица собственников транспортных средств (Transport_Owner) - справочник по арендодателям транспортных средств;

- таблица грузчиков (Workers) - сведения о грузчиках;

- таблица водителей (Drivers) - сведения о водителях;

- таблица планирования транспорта (Tran-sport_Planning) - информация о маршрутах, загрузке транспортных средств на конкретную дату;

- таблица планирования доставки грузов (Load_Planning) - информация, когда и кем какие грузы был перевезены;

- таблица типов перевозок (Load_Type) - типы перевозок: по заявке или по графику поставок;

- таблица пользователей (Users) - информация об именах пользователей и их правах доступа;

- таблица системного журнала (Log) - информация о действиях пользователей;

- таблица с графиком поставок (Plan_Of_Deliveries) -график поставки материалов, необходимых для изготовления основной продукции предприятия.

Основную часть программы составляет алгоритм генерации «График завоза» (рис. 3). В нем решаются следу-

ющие задачи: поиск наилучшей загрузки транспортных средств, формирование маршрута транспортных средств.

На входе алгоритма задаются следующие параметры: средняя скорость движения транспортных средств, время начала работ по перевозке грузов, время окончания работ по перевозке грузов, среднее время загрузки транспорта, страховочное время.

1. С помощью генетического алгоритма рассчитывается матрица поиска оптимальных маршрутов: коммивояжер (транспортное средство) должен выйти из первого города (склад / гараж), посетить по разу в неизвестном порядке города (цех / склад) 2, 3, 4, ..., п и вернуться в первый город. Расстояния между всеми городами известны. На начальном этапе случайным образом генерируется популяция хромосом и вычисляется приспособленность особей в ней. Далее из популяции отбираются наиболее приспособленные особи-решения, скрещиваются и добавляются в популяцию, если они лучше имеющихся в ней решений [2]. Как и в природе, в генетическом алгоритме используется механизм мутаций. Мутации позволяют исследовать новые области поверхности решений и не дают алгоритму застревать в точках локальных опти-мумов. Цикл повторяется до тех пор, пока не срабатывает выбранный критерий останова [3].

2. Производится выборка грузов на планируемый день из графика поставок и заявок на перевозки.

3. Выборка сортируется по времени окончания интервала доставки груза.

4. Производится выборка транспортных средств, способных осуществлять грузоперевозки в планируемый день (рис. 4).

5. Выборка транспортных средств сортируется по стоимости перевозки.

6. Из выборки транспортных средств выбирается первое транспортное средство, не входящее в список планируемого на день транспорта, и заносится в него.

Lines

Points

ID POINT1 POINT2 DISTANCE

ID POINT TYPE DESCRIPTION

J

Point_Type

ID

POINT NAME

Requests

ID

Load_Name

Load_Quantity

Load_Length

Load_Width

Load_Height

On_Top

Load_Weight

Date

Start_Time

End_Time

Consiger

Consignee

Plan Of Deliveries

ID

Load_Name

Load_Quantity

Load_Length

Load_Width

Load_Height

On_T op

Load_Weight

Date

Start_Time

End_Time

Consiger

Consignee

Load_Type

ID

Loa d_Typ e_Name

Load_Planning

ID

Date

Load_Type

Load_ID

Normal_Time

Transp_Plan

Is_End

T rans port_Pl an nin g

ID

Date

Transport

Driver

Loader

Phone

Path

Workers

Work_ID Work_Number Work FIO

Drivers

DriuerJ D Driv3r_Number Driver FIO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Users ID

User_Name

User_Passwors

User_Rights

Transport

ID

Number_Plate

Transp_Type

Transp_Owner

T ransp_Cos

Status

End_Time

Remaining_Fuel

ID

Status Name

T ransport_T ype

ID

Type_Name

Type_Length

Type_Width

Type_Height

Type_Weight

Fuel_Type

Fuel_Rate

Fue_Type

ID

Fuel_Type_Name

Transport_Owner

ID

Owner

Essentials

Contract

Рис. 2. Структура БД разрабатываемой системы 68

7. Из списка грузов выбирается первый.

8. Из списка планируемого на день транспорта выбирается транспортное средство, которое наилучшим образом осуществит перевозку.

9. Если транспортное средство найдено, то выполняется переход к п. 12.

10. Проверяется, есть ли еще свободные транспортные средства в выборке.

11. Если транспортное средство найдено, то выполняется переход к п. 5.

12. Выдается сообщение о невозможности составления графика завоза при данных параметрах. Выполняется переход к п. 15.

13. Происходит изменение маршрута транспортного средства. Транспортное средство помечается как занятое (на маршруте). Груз помечается как запланированный и удаляется из выборки. Если груз перевозится частично, то в выборке грузов вычитается количество запланированного груза.

нет

т

14. Из списка запланированных транспортных средств удаляется свободный транспорт.

15. Если выборка грузов не пуста, то выполняется переход к п. 6.

16. Конец работы алгоритма.

В конце работы алгоритма выдается количество запланированных транспортных средств и количество арендованных транспортных средств.

Следует отметить низкую стоимость данной системы, так как ее сопровождение и отладка производится силами предприятия без привлечения сторонних фирм и специалистов. Система полностью ориентирована на нужды предприятия. Существует возможность ее доработки в процессе эксплуатации с учетом возникающих потребностей.

Большинство информационных систем MRP / ERP-класса позволяют лишь планировать график завоза, не учитывая критерии оптимальности при доставке материалов. Внедрение информационной системы планирова-

Рассматриваем первое транспортное средство из спи план ируемых транспортных средст I

Добавляем время проезда от последней точки маршрута до отправителя В3

Добавляем время проезда от последней точки маршрута до получателя В5

при движен ии нительное время данным грузом B7

1исляем сюлько груза поместится в транспортном средстве

Выбираем транспортное средство наибольшим значением критери; эффективности

Рис. 3. Блок-схема алгоритма генерации графика завоза

Рис. 4. Блок-схема алгоритма выбора наилучшего транспортного средства

ния транспортных средств позволит оптимальным образом, с помощью математических методов и алгоритмов) планировать транспортные перевозки на предприятии.

При этом внедрение информационной системы даст следующий экономический эффект:

- сокращается диспетчерский состав, появляется возможность перераспределения работников на узкие места предприятия;

- при рациональном планировании транспортных перевозок исчезнет необходимость в закупке дополнительных единиц транспортных средств, так как существующий транспорт будет равномерно и постоянно загружен. Появится возможность контролировать поток дви-

жения транспорта в реальном времени, что снизит простой транспорта либо его перезагрузку.

Библиографический список

1. Автоматизация управления предприятием / В. В. Баронов, Г. Н. Калянов, Ю. Н. Попов и др. М. : Инф-ра-М, 2000. 239 с.

2. Вендров, А. М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А. М. Вендров. М. : Финансы и статистика, 1998. 176 с.

3. Вирт, Н. Алгоритмы и структуры данных / Н. Вирт. М. : Мир, 1989. 261 с.

Ya. I. Shamlitsky

SOFTWARE ENGINEERING ON ORGANIZATION OF TRANSPORT STREAMS AT THE ENTERPRISES OF LONG PRODUCTION RUN

Algorithms and are in-process offered model of organization of transport streams, the database of software is resulted, the substantiation of efficiency of introduction of a new system is made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.