Научная статья на тему 'Разработка поведенческой модели сенсора линейного ускорения с двумя осями чувствительности для моделирования в среде Simulink программного пакета Matlab'

Разработка поведенческой модели сенсора линейного ускорения с двумя осями чувствительности для моделирования в среде Simulink программного пакета Matlab Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
490
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИКРОСИСТЕМНАЯ ТЕХНИКА / МИКРОЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА / АКСЕЛЕРОМЕТР / СЕНСОР / КОНСТРУКЦИЯ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕРЕХОДНОЙ ПРОЦЕСС / СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / MICROSYSTEM TECHNOLOGY / MICROELECTROMECHANICAL SYSTEMS / ELECTRONIC COMPONENTS / ACCELEROMETER / SENSOR / DESIGN / MODEL / MODELING / TRANSIENT / SPECTRAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Синютин С. А., Лысенко И. Е., Воронков О. Ю.

Работа посвящена синтезу поведенческой модели сенсора линейного ускорения с двумя осями чувствительности в среде Simulink программного пакета MatLab на основе математической модели этого устройства в форме дифференциальных уравнений. Приводятся результаты моделирования динамики синтезированной поведенческой модели сенсора в виде переходных процессов и спектрального анализа при реакции системы на внешние воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Синютин С. А., Лысенко И. Е., Воронков О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a linear acceleration sensor with two axes of sensitivity behavioral model to modeling in MatLab software package Simulink environment

The work is devoted to the synthesis of a linear acceleration sensor with two axes of sensitivity behavioral model based on the mathematical model of this device in the differential equations form using MatLab software package Simulink environment. The results of the dynamics simulation of the synthesized behavioral sensor model in the form of transient and spectral analysis of the system reaction are shown. The main idea of analysis is to study the frequency parameters and damping properties of the object. The experiment has identified high quality factor of the oscillatory system, due to small damping, it is reflected by the slow decay of transient and pronounced resonances.

Текст научной работы на тему «Разработка поведенческой модели сенсора линейного ускорения с двумя осями чувствительности для моделирования в среде Simulink программного пакета Matlab»

Разработка поведенческой модели сенсора линейного ускорения с двумя осями чувствительности для моделирования в среде 81шиНпк программного пакета МаЛаЬ

И.Е. Лысенко, С.А. Синютин, О.Ю. Воронков Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Работа посвящена синтезу поведенческой модели сенсора линейного ускорения с двумя осями чувствительности в среде Б1тиИпк программного пакета Ма1ЬаЬ на основе математической модели этого устройства в форме дифференциальных уравнений. Приводятся результаты моделирования динамики синтезированной поведенческой модели сенсора в виде переходных процессов и спектрального анализа при реакции системы на внешние воздействия.

Ключевые слова: микросистемная техника, микроэлектромеханическая система, элементная база, акселерометр, сенсор, конструкция, модель, моделирование, переходной процесс, спектральный анализ

Введение

Одним из динамично развивающихся научно-технических направлений является микросистемная техника. В рамках данного направления создается большое количество различных по функциональному признаку микроэлектромеханических систем (далее МЭМС). Микромеханические сенсоры линейных ускорений (акселерометры) представляют собой один из классов МЭМС, получивших широкое распространение и изготавливаемых по групповым методам изготовления компонентов микроэлектроники и микросистемной техники. Микромеханические акселерометры находят применение в системах контроля и безопасности транспортных средств, инерциальных навигационных системах, интерактивных игровых приставках, медицинском оборудовании и т.д. [1 - 7].

В данной статье рассматривается поведенческая модель емкостного сенсора линейного ускорения с двумя осями чувствительности с целью проверки работоспособности синтезируемой МЭМС.

Конструкция сенсора

На рисунке 1 представлена конструкция микромеханического сенсора линейных ускорений с двумя осями чувствительности.

Разработанный микромеханический сенсор содержит инерционную массу 1, подвес чувствительного элемента 2, емкостные преобразователи перемещений 3, 4, электростатические приводы 5.

Достоинство предложенной конструкции микромеханического сенсора заключается в возможности его работы как акселерометра прямого преобразования, так и компенсационного.

Математическая модель

Математическая модель движения чувствительного элемента акселерометра в форме уравнений в переменных состояния может быть получена на основе уравнения Лагранжа 2-го рода и выглядит следующим

Рис. 1. - Микромеханический сенсор линейных ускорений с двумя осями чувствительности

:

образом [1, 8]:

х = -2• 5 •х-а)! • х + ^+ ) • т 1 + О(у + О• х)

у = -2-5• у-а2 • у + 1 / + /

У е12

т

1

(1)

О( х-О,-у),

где х, у - перемещения чувствительного элемента по осям Х и 7; т - масса чувствительного элемента; в - коэффициент демпфирования; ю01, ю02 -собственные частоты колебаний чувствительного элемента по осям Х и 7; /х, /у - силы инерции; /е11, /е12 - электростатические силы; О - угловая скорость.

Силы, действующие на чувствительный элемент, выражаются равенствами [1]: /х = т • ах,

./V ./V

/у = т • а у,

б • б0 • и

/л = 2• N •- , е11 1 &

1

б•б0 • И

/п = 2• N •- л е12 1 &

1

■П и иОСиЛСГ'

•П и иОСиЛС 2,

(2)

где ах, ау - линейные ускорения по осям Х и 7; N - число пальцев подвижного гребенчатого электрода электростатического привода; б -относительная диэлектрическая проницаемость воздушного зазора; Б0 -

электрическая постоянная; И - толщина структурного слоя; & - зазор между пальцами гребенок подвижного и неподвижного электродов электростатического привода; ПоС - постоянное напряжение; ПЛС1, ПЛС2 -переменные напряжения.

Изменение емкостей преобразователей перемещений считается по формулам [1, 9 - 11]:

^ ■ N ■ / ■ Л

(Сх --0—-

ее N N ■/■Л

(С - 0 2 3 У (2

х,

■.у,

(3)

где N2, N5 - число пальцев и гребенок подвижных электродов емкостных преобразователей перемещений; / - длина перекрытия пальцев гребенок подвижных электродов емкостных преобразователей перемещений; (2 - зазор между пальцами гребенок подвижного и неподвижного электродов емкостных преобразователей перемещений.

Коэффициент жесткости подвеса чувствительного элемента определяется исключительно свойствами структурного слоя и конфигурацией упругих балок. Однако, как видно из конструкции предложенного устройства и принципа его функционирования емкостные преобразователи перемещений будут оказывать влияние на динамические свойства чувствительного элемента через коэффициент электростатической упругости [1, 8].

Таким образом, собственные частоты чувствительного элемента акселерометра будут определяться выражениями:

(4)

где к - жесткость подвеса чувствительного элемента; кец, ке/2 - коэффициенты электростатической упругости, вычисляемые из уравнений:

е ■е ■Л

к п - 2^ Ил ■ —т-0— е/1 1 х

ееп, ■Л

к / 2 - 2^ — е/2 1 у

■ П и иОСиЛСГ'

■П и иВСиЛСГ

(5)

Поведенческая модель

На основе математической модели (1) с учетом выражений (2 - 5) была разработана поведенческая модель сенсора линейных ускорений с двумя осями чувствительности.

На рисунке 2 представлена поведенческая модель акселерометра, разработанная для моделирования в среде БтиНпк программного пакета МаЬаЬ.

Рис. 2. - Поведенческая модель сенсора линейных ускорений с двумя осями

чувствительности

С применением прямых и обратных связей на главные сумматоры подаются одночлены из уравнений: сигналы со входов системы, собственно переменные состояния и их первые производные с требуемыми знаками (плюс или минус в зависимости от знака в уравнении) и коэффициентами. На входах системы оказываются переменные, не относящиеся к переменным

состояния, т.е. исходные данные, не являющиеся константами. Именно они играют роль задающих воздействий, характер которых определяется целями управления. Прохождение сигналов по блок-схеме реализуется посредством прямых и обратных связей, усилительных коэффициентов, сумматоров и умножителей в соответствии с уравнениями в переменных состояния.

Результаты моделирования

Результаты моделирования динамики синтезированной системы представлены графически на рисунках 3 - 6 в виде переходных процессов и спектрального анализа, имеющих целью исследование параметров демпфирования и частотных свойств объекта. Переходные процессы являются реакцией системы на прямоугольные импульсы (именно по этим законам в рамках поставленного эксперимента изменяются во времени линейные ускорения ах, ау). Спектральным анализом отражены собственные резонансы системы на частотах ю01 и ю02.

Рис. 3. - Переходной процесс относительно переменной х (измерение линейного ускорения по оси х)

Рис. 4. - Переходной процесс относительно переменной у (измерение линейного ускорения по оси у)

Гц DLU./spectrum к в

File Via« Altes Channels Window Help

ß ß> ß X

300 250 LÜ Z 200 <ü Ol =3 » 1.50 <li T3 1, 100 (13 50 0 [

3

I h

) 0. Frame: 9 5 77 I 1 .5 2 2.5 3 3.5 4 4.5 ! Frequency [kHz)

Рис. 5. - Спектральная мощность переменной х

И DLUVspectrumy

File View Axes Channel! Window Help ""

je & p x

300 250 m Z 200 CD 03 =3 ■ 150 TJ ™ 100 s 50 n

0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4 4.5 5 Frame: 977 Frequency (kHz)

Рис. 6. - Спектральная мощность переменной у

В ходе моделирования акселерометра периоды импульсов имеют следующие значения: на входе переменной ах - 20 с, на входе переменной ау - 30 с.

Заключение

Моделированием подтверждена корректная работа сенсора линейных ускорений с двумя осями чувствительности. В ходе эксперимента была выявлена высокая добротность колебательной системы, обусловленная малым демпфированием и отраженная медленным затуханием переходных процессов, а также ярко выраженными резонансами.

Результаты исследований, изложенные в данной статье, получены при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках реализации проекта «Создание высокотехнологичного производства для изготовления комплексных реконфигурируемых систем высокоточного позиционирования объектов на основе спутниковых систем навигации, локальных сетей

лазерных и СВЧ маяков и МЭМС технологии» по постановлению правительства №218 от 09.04.2010 г. Исследования проводились в Южном федеральном университете (г. Ростов-на-Дону).

Литература

1. Распопов В.Я. Микромеханические приборы. Тула: Тульский государственный университет, 2007. 400 с.

2. Тимошенков С.П., Кульчицкий А.П. Применение МЭМС-сенсоров в системах навигации и ориентации подвижных объектов // Нано - и микросистемная техника. 2012. №6. С. 51 - 56.

3. Аравин В.В., Вернер В.Д., Сауров А.Н., Мальцев П.П. МЭМС высокого уровня - возможный путь развития МЭМС в России // Нано - и микросистемная техника. 2011. №6. С. 28 - 31.

4. Прокофьев И.В., Тихонов Р.Д. Нано - и микросистемы для мониторинга параметров движения транспортных средств // Нано - и микросистемная техника. 2011. №12. С. 48 - 50.

5. Анчурин С.А., Максимов В.Н., Морозов Е.С., Головань А.С., Шилов В.Ф. Блок инерциальных датчиков // Нано - и микросистемная техника. 2011. №1. С. 50 - 53.

6. Elwenspoek, M. and R. Wiegerink, 2005. Silicon micro accelerometers. Mechanical microsensors, pp: 230 - 236.

7. Alper, S.E., K. Azgin and T. Akin, 2007. A high-performance silicon-on-insulator MEMS gyroscope operating at atmospheric pressure. Sensors and Actuators A, 135: 34 - 42.

8. Lysenko, I.E., 2013. Modeling of the micromachined angular rate and linear acceleration sensors LL-type with redirect of drive and sense axis. World Applied Sciences Journal, 27 (6): 759 - 762.

9. Коноплев Б.Г., Лысенко И.Е., Шерова Е.В. Интегральный сенсор угловых скоростей и линейных ускорений // Инженерный вестник Дона, 2010, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2010/240.

10. Лысенко И.Е., Ежова О.А. Критерии равенства собственных частот колебаний чувствительных элементов микромеханических гироскопов-акселерометров // Инженерный вестник Дона, 2014, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2475.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лысенко И.Е. Моделирование двухосевого микромеханического сенсора угловых скоростей и линейных ускорений LR-типа // Инженерный вестник Дона, 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1549.

References

1. Raspopov V.Ya. Mikromekhanicheskie pribory [Micromechanical devices]. Tula: Tul'skiy gosudarstvennyy universitet, 2007. 400 p.

2. Timoshenkov S.P., Kul'chitskiy A.P. Nano- i mikrosistemnaya tekhnika. 2012. №6. pp. 51 - 56.

3. Aravin V.V., Verner V.D., Saurov A.N., Mal'tsev P.P. Nano- i mikrosistemnaya tekhnika. 2011. №6. pp. 28 - 31.

4. Prokofev I.V., Tikhonov R.D. Nano- i mikrosistemnaya tekhnika. 2011. №12. pp. 48 - 50.

5. Anchurin S.A., Maksimov V.N., Morozov E.S., Golovan' A.S., Shilov V.F. Nano- i mikrosistemnaya tekhnika. 2011. №1. pp. 50 - 53.

6. Elwenspoek, M. and R. Wiegerink, 2005. Silicon micro accelerometers. Mechanical microsensors, pp: 230 - 236.

7. Alper, S.E., K. Azgin and T. Akin, 2007. A high-performance silicon-on-insulator MEMS gyroscope operating at atmospheric pressure. Sensors and Actuators A, 135: 34 - 42.

8. Lysenko, I.E., 2013. Modeling of the micromachined angular rate and linear acceleration sensors LL-type with redirect of drive and sense axis. World Applied Sciences Journal, 27 (6): 759 - 762.

9. Konoplev B.G., Lysenko I.E., Sherova E.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2010, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2010/240.

10. Lysenko I.E., Ezhova O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2475.

11. Lysenko I.E. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.