Научная статья на тему 'Разработка подходов к оценке экономической безопасности государств на примере альянса БРИКС'

Разработка подходов к оценке экономической безопасности государств на примере альянса БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ECONOMIC SECURITY / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ / INTERNATIONAL COMPARISON / БРИКС / BRICS / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козырь Н.С., Яркина М.В.

Тема. Оценка состояния экономической безопасности стран альянса БРИКС. Анализ существующих подходов к оценке экономической безопасности, систематизация показателей из оригинальных международных исследований. Цели. Разработка метода оценки экономической безопасности и его практическая апробация на примере стран участников альянса. Методология. В процессе исследования уровня экономической безопасности стран осуществлялись конструирование логических схем, группировка фактических данных, табличная и графическая интерпретация теоретической информации и эмпирических данных, а также применялся метод экономико-математического моделирования. Результаты. Предложена система факторов для оценки экономической безопасности стран. Осуществлена апробация предлагаемой методики на примере государств, входящих в альянс БРИКС. Проведен анализ показателей в динамике и в сопоставлении с результатами стран мировых лидеров. Обнаружены слабые стороны и преимущества стран в плоскости компонентов экономической безопасности. Выводы. Разработанная в процессе исследования методика основана на использовании открытых данных и, следовательно, может быть применена для изучения других предметов международной экономической системы по этому вопросу. В ходе практической апробации метода оценки экономической безопасности выявлено, что для членов альянса БРИКС характерен приблизительно одинаковый уровень развития по исследуемым аспектам. Однако обнаружено наличие и таких аспектов экономической безопасности, по которым некоторые страны БРИКС находятся на противоположных концах мировых рейтингов. Это, в свою очередь, помогает выявить резервы сотрудничества и перспективные направления мероприятий в рамках экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outlining approaches to evaluating the economic security of nations: Evidence from the BRICS nations

Importance The research evaluates the economic security of the BRICS nations and analyzes the existing approaches to evaluating the economic security, systematizing indicators of original international surveys. Objectives The research devises the method to evaluate economic security and probate it by applying to the BRICS nations. Methods Studying the economic security of the BRICS nations, we constructed logic schemes, grouped factual data, interpreted theoretical and empirical data through tables and graphs, and use mathematical modeling. Results The article outlines a set of factors to evaluate economic security. We probate the proposed method by applying it to the BRICS nations and analyze trends in the indicators and compare them with other leading nations. We detect weaknesses and advantages of the countries in terms of economic security aspects. Conclusions and Relevance The proposed method is based on publicly available data and can be applied to study other aspects of international economic security. Testing the economic security evaluation method, the BRICS nations were found to have quite a similar development level by analyzable aspect. However, we identify such aspects of economic security, which make the BRICS nations polar in ratings. This helps find resources for cooperation and activities as part of the economic union.

Текст научной работы на тему «Разработка подходов к оценке экономической безопасности государств на примере альянса БРИКС»

pISSN 2073-2872 Экономическая безопасность

eISSN 2311-875Х

РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ АЛЬЯНСА БРИКС

Наталья Сергеевна КОЗЫРЬ3, Мария Владимировна ЯРКИНАЬ'

а кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация n_k_@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-8323-0957 SPIN-код: 9276-6551

ь студентка магистратуры кафедры мировой экономики и менеджмента,

Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

mariya_budko@inbox.ru

https://orcid.org/0000-0002-8488-2834

SPIN-код: 7023-0129

' Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Получена 03.04.2018 Тема. Оценка состояния экономической безопасности стран альянса БРИКС. Анализ

Получена в доработанном существующих подходов к оценке экономической безопасности, систематизация виде 23.04.2018 показателей из оригинальных международных исследований.

Одобрена 18.05.2018 Цели. Разработка метода оценки экономической безопасности и его практическая

Доступна онлайн 15.08.2018 апробация на примере стран - участников альянса.

Методология. В процессе исследования уровня экономической безопасности стран осуществлялись конструирование логических схем, группировка фактических данных, табличная и графическая интерпретация теоретической информации и эмпирических данных, а также применялся метод экономико-математического моделирования.

Результаты. Предложена система факторов для оценки экономической безопасности стран. Осуществлена апробация предлагаемой методики на примере государств, входящих в альянс БРИКС. Проведен анализ показателей в динамике и в сопоставлении с результатами стран - мировых лидеров. Обнаружены слабые стороны и преимущества стран в плоскости компонентов экономической безопасности.

Выводы. Разработанная в процессе исследования методика основана на использовании открытых данных и, следовательно, может быть применена для изучения других предметов международной экономической системы по этому вопросу. В ходе практической апробации метода оценки экономической безопасности выявлено, что для членов альянса БРИКС характерен приблизительно одинаковый уровень развития по исследуемым аспектам. Однако обнаружено наличие и таких аспектов экономической безопасности, по которым некоторые страны БРИКС находятся на противоположных концах мировых рейтингов. Это, в свою очередь, помогает выявить резервы сотрудничества и перспективные направления мероприятий в рамках экономического союза.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Козырь Н.С., Яркина М.В. Разработка подходов к оценке экономической безопасности государств на примере альянса БРИКС // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 8. - С. 1514 - 1529. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 8.1514

В современных условиях, характеризующихся экономико-политических конфликтов, вопрос существованием на международной арене обеспечения национальной безопасности немалого количества явных и скрытых приобретает все большую актуальность.

УДК 338.001.36 JEL: E06, F02, F52, F63

Ключевые слова:

экономическая безопасность государства, международное сопоставление, БРИКС, факторы экономической безопасности

События, происходящие в последние годы, подчеркивают суть тенденций в международных взаимоотношениях: уклад миропорядка становится все более многополярным, а международные конфликты, как правило, имеют экономическую подоплеку. Экономическая безопасность страны является одним из ключевых элементов системы ее национальной безопасности. Это

обусловливает необходимость поиска новых путей обеспечения экономической

безопасности национальных экономик. В нынешних реалиях экономическая безопасность страны как субъекта мировой экономики является гарантией ее независимости, способности к обеспечению национальных интересов, а также выступает мощным драйвером повышения уровня жизни населения.

Поиск путей повышения уровня экономической безопасности страны рационально начинать с оценки состояния ее ключевых факторов и их компонентов. В связи с этим возникает необходимость располагать соответствующими методиками и разработанными в их рамках инструментами. На сегодняшний день не существует полноценных комплексных подходов к оценке экономической безопасности стран, которые строились бы на анализе групп показателей, дающем объективную оценку. Более того, очевиден явный дефицит подходов, приводящих те или иные показатели к сопоставимому виду и тем самым способствующих адекватному сравнительному анализу. В связи с этим в числе основных задач настоящего исследования - разработка методики, подразумевающей исключение подобных недостатков и позволяющей более полно достичь целей научного поиска, а также практическая ее апробация на примере альянса БРИКС.

Заметим, что актуальность темы исследования, посвященной анализу экономической безопасности стран и их

объединений, проявляется в самом интересе мирового научного сообщества к отдельным аспектам данной экономической категории. Среди научных работ, в фокусе которых оказались рассматриваемые в настоящей работе страны - члены БРИКС, выделим труд [1], посвященный исследованию компонентов финансовой безопасности альянса, работу [2], направленную на установление взаимосвязи финансовой безопасности и государственного регулирования в странах БРИКС, статью [3] с анализом факторов экономического успеха Китая, Бразилии и Индии.

Термин «экономическая безопасность», став объектом научного поиска отечественных и зарубежных исследователей, приобрел различные по своему содержанию трактовки. Основными факторами, определяющими наполнение этой экономической категории тем или иным смыслом, являются цели и задачи конкретного исследования, а также специфика и масштаб изучаемого субъекта экономики. В связи с этим в научной литературе не существует однозначной трактовки данного понятия. Обращаясь к определению термина зарубежными авторами, отметим, что оно несколько отличается от видения отечественных исследователей. Так, в англоязычных научных трудах понятие «экономическая безопасность», или economic security, используется в несколько более узком смысле: это защищенность домашних хозяйств и частных лиц от финансовой нестабильности [4]. Подтверждением тому является исследование уровня экономической безопасности США, проводимое учеными Йельского университета1. В его контексте экономическая безопасность рассматривается именно как финансовая стабильность домашних хозяйств и высокий уровень жизни населения.

Что же касается масштабов государственного уровня, то здесь чаще используется понятие «национальная безопасность» [4], одним из

1 The Economic Security Index: A New Measure for Research and Policy Analysis.

URL: https://frbsf.org/economic-research/files/wp12-21bk.pdf

компонентов которой и выступает экономическая безопасность. Трактовки наиболее ярких отечественных исследователей принципиально отличаются от тех, которых придерживаются западные экономисты, но при этом они также разнятся между собой. Например, в соответствии с подходом В.Л. Тамбовцева, экономическая безопасность системы есть «совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающей возможность достижения целей всей системы безопасности» [5]. По мнению Л.И. Абалкина, экономическая безопасность представляет собой «состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [6]. Подход Е.А. Олейникова предполагает рассмотрение экономической безопасности «не только как защищенности национальных интересов, но и как готовности и способности институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества»2.

Подчеркнем, что роль экономической безопасности заключается в том, чтобы поддерживать устойчивость экономики страны, обеспечивать наличие условий для постоянного ее развития и обновления [7-11].

Таким образом, на наш взгляд, экономическая безопасность страны - это качественная характеристика хозяйственной макросистемы, определяющая ее способность к защите национальных и государственных экономических интересов и демонстрирующая наличие потенциала к созданию среды, благоприятной для устойчивого социально-экономического развития и повышения уровня глобальной конкурентоспособности.

2 Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. М.: Экзамен, 2005. 766 с.

В соответствии с предлагаемым подходом для адекватной оценки уровня экономической безопасности национальных экономик необходимо использование системы индикаторов, компоненты которой отражают как способность экономики к поддержанию устойчивого развития отдельных сфер и отраслей хозяйственной жизни, так и наличие определенных резервов (в том числе политического и институционального характера) для противостояния потенциальным угрозам. Кроме того, набор факторов экономической безопасности должен включать в себя составляющие, которые, во-первых, отражают состояние различных аспектов этой экономической категории и, во-вторых, могут подвергаться объективной численной оценке, позволяющей проводить исследование в динамическом и сравнительном направлениях.

Исходя из приведенных оснований, в качестве инструментария для исследования состояния экономической безопасности стран предлагаем анализ следующего набора показателей социально-экономического развития:

- промышленный потенциал;

- эффективность государственных институтов;

- экологическая безопасность;

- технологическая конкурентоспособность;

- финансовая безопасность;

- продовольственная безопасность и уровень сельскохозяйственного производства;

- сырьевая безопасность;

- энергетическая безопасность;

- информационная безопасность.

Чтобы проанализировать уровень экономической безопасности страны, рассматривая ее структуру как совокупность перечисленных элементов, необходимо располагать релевантной информацией о состоянии каждого из таких компонентов. На

наш взгляд, в целях проведения подобного анализа уместно использовать данные, приведенные в материалах специальных отчетов мировых научно-исследовательских институтов и информационных агентств. Так, источниками необходимых данных для подобного исследования являются Отчет о глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report, далее - GCR) Всемирного экономического форума, Всемирный индекс продовольственной безопасности (The Global Food Security Index, или GFSI), подготовленный The Economist Intelligence Unit, Индекс энергетической трилеммы (Energy Trilemma Index, или ETI) от World Energy Council, Отчет о промышленной конкурентоспособности (Competitive Industrial Performance, или CIP), представленный UNIDO, Глобальный индекс информационной безопасности (Global Cybersecurity Index, или GCI) от Международного союза электросвязи, Рейтинг экологической эффективности стран (The Environmental Performance Index, или EPI) от Центра экологической политики и права при Йельском университете, а также иные рейтинги, представленные в публикациях информационных агентств. Отметим, что содержание комплексных исследований глобальной конкурентоспособности стран ценно в контексте изучения экономической безопасности, так как очевидна тесная взаимосвязь этих индикаторов экономического развития. Перечень используемых в исследовании международных аналитических отчетов и краткая информация о них представлены в табл. 1.

В процессе комплексных исследований экономической конкурентоспособности стран закономерно возникает необходимость решения вопроса о приведении данных из разных отчетов к сопоставимому виду. В различных источниках показатели одного уровня ввиду специфики терминологии имеют индивидуальные наименования. В связи с тем что в текущем исследовании использованы разные по своему составу критерии, возникает необходимость осуществления их группировки по уровням. В табл. 2

представлена группировка параметров, фигурирующих в международных

исследованиях.

Отметим, что в основе присвоения тому или иному объекту анализа рейтингового значения, а также формирования критериев более высокого порядка (уровня) в исследованиях лежат условные ранжирующие числовые значения (оценки). Так, например, ВЭФ для ранжирования первичных статистических данных использует инструмент value, диапазон которого - от 1 до 7 ед., а World Energy Council оперирует понятием level.

Таким образом, основываясь на приведенной классификации, поясним структуру оценки экономической безопасности стран (табл. 3). Компоненты, включенные в анализ, рассматриваются как главные составляющие экономической безопасности государств. Однако показатели, иллюстрирующие их состояние, взяты из отчетов о международных сравнениях развития хозяйственных систем субъектов мировой экономики. По этой причине в последнем столбце таблицы приведен уровень той или иной единицы данных в первичном исследовании.

В рамках применяемой методики мы принимаем во внимание тот факт, что инструменты и системы показателей, используемые экспертами в исследовательских отчетах, имеют индивидуальную специфику и могут различаться. Так, например, интегральный индекс Рейтинга продовольственной безопасности присваивает исследуемым объектам баллы в диапазоне 0 + 100, а в Индексе «Энергетической трилеммы» факторы характеризуют конечной

трехуровневой оценкой от «А» до «С». Однако одна из ключевых задач, выполняемых настоящей методикой исследования, -выявление динамики показателей

экономической безопасности и определение отставания от стран, лидирующих по каждому конкретному аспекту в мировом рейтинге. В связи с этим задействование таких данных,

на наш взгляд, приемлемо в рамках настоящего исследования.

Предлагаемая методика может использоваться для анализа как отдельных субъектов мировой экономики, так и экономических интеграций объединений в целях исследования внутреннего состояния альянса в рассматриваемом контексте. Для иллюстрации принципов выявления состояния экономической безопасности субъектов мировой экономики по предложенной системе показателей осуществим анализ стран международного интеграционного альянса БРИКС. Приведем сводную таблицу, позволяющую оценить уровень того или иного компонента экономической безопасности стран БРИКС как в динамическом развитии, так и в сопоставлении с показателями лидеров мировой экономики по этим факторам за последние три года, учитывая различную периодичность выпуска используемых отчетов (табл. 4).

Проводя обзор данных, отражающих различные аспекты экономической безопасности стран - членов БРИКС, можно отметить, что за последние годы динамика этих индикаторов была разнонаправленной, а количество аспектов, по которым сохраняется устойчивое развитие, значительно варьируется для всех участников альянса [12-16]. Для получения представления о динамике показателей исследуемых стран и уровне их экономической безопасности в сопоставлении с лучшими мировыми результатами на основе табл. 4 проанализируем их изменения. Пометим направление трансформаций за последние три года условными обозначениями: ^ - положительная динамика, — - стабильность показателя, Ф - отрицательная динамика. Вместе с тем для сравнения показателей членов БРИКС с результатами лидеров рейтингов вычислим соотношение оценок стран альянса и сильнейших экономик за последний год изучаемого периода (табл. 5). Обозначим уровень состояния того или иного компонента экономической безопасности по отношению к

показателю мирового лидера следующими индексами: В - высокий; ВС - выше среднего; С - средний; НС - ниже среднего; Н - низкий.

Таким образом, полученные в ходе анализа данные позволяют оценить показатели состояния различных компонентов экономической безопасности стран и вместе с тем проанализировать характер их трансформации для получения выводов о потенциале развития объектов исследования в том или ином контексте. Оценка экономических альянсов по предлагаемой методике позволяет обнаружить общие для группы стран закономерности развития, выявить проблемы и перспективные направления сотрудничества.

Видно, что за последние несколько лет национальные хозяйства, входящие в БРИКС, демонстрируют различную динамику развития основных факторов экономической безопасности: в группе ярко выражены как лидеры (проявляющие себя и в глобальном разрезе), так и аутсайдеры, показатели которых могут характеризоваться как крайне негативные. Сопоставление обнаруженных в отчетах о международных исследованиях коэффициентов с оценками сильнейших стран позволило выявить самые острые проблемы становления экономической безопасности в альянсе. Наиболее положительная динамика развития параметров экономической безопасности характерна для Индии, однако имеется ряд серьезных проблем, затрудняющих положение ее экономики на международной арене. Худшие среди стран БРИКС показатели демонстрирует Бразилия. В целом для членов альянса характерен приблизительно одинаковый уровень развития по исследуемым аспектам (что находит свое отражение в присвоенных им оценках). Однако проведенный анализ позволяет обнаружить наличие и таких аспектов экономической безопасности, по которым некоторые страны БРИКС находятся на противоположных концах мировых рейтингов (энергетическая безопасность, промышленный потенциал, информационная безопасность)

[17-19]. Это, в свою очередь, помогает выявить резервы сотрудничества и перспективные направления мероприятий в рамках союза.

Подводя итоги примера практического использования системы оценки уровня экономической безопасности, укажем наиболее позитивные факторы и слабейшие компоненты экономической безопасности стран - членов БРИКС, которые нам удалось выявить (табл. 6).

Таким образом, система оценки уровня экономической безопасности стран позволяет определить состояние основных факторов как в динамике, так и в сопоставлении с наиболее

успешными мировыми экономиками. Такой подход позволяет обнаружить слабые стороны и преимущества стран в плоскости компонентов экономической безопасности. Применение предлагаемой методики к оценке членов международных экономических объединений выявляет резервы, которые могут быть использованы для повышения эффективности сотрудничества. Система рассматриваемых показателей может быть детализирована с использованием

индикаторов более низких уровней или расширена, однако, на наш взгляд, предлагаемый набор факторов является сбалансированным и отражающим важнейшие аспекты категории «экономическая безопасность государства».

Таблица 1

Обзор источников данных для анализа экономической безопасности стран

Table 1

A survey of sources to analyze national economic security

Название организации Тема исследования Объем выборки, год выпуска Периодичность выпуска

Всемирный экономический форум (WEF) Отчет о глобальной конкурентоспособности (GCR WEF) 137 стран (2017 г.) ежегодно

Economist Intelligence Unit Индекс продовольственной безопасности стран мира (GFSI) 113 стран (2017 г.) ежегодно

Международный союз электросвязи (ITU) Глобальный индекс информационной безопасности (GCI) 165 стран (2017 г.) ежегодно

World Energy Council Индекс энергетической трилеммы (ETI) 125 стран (2016 г.) ежегодно

Deloitte Touche Tohmatsu Limited (DTTL) Global Manufacturing Industry Group Глобальный индекс промышленной конкурентоспособности (GMCI) 40 стран (2016 г.) 1 раз в 3 года

Центр экологической Рейтинг экологической 180 (2016 г.) 1 раз в 2 года

политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and эффективности стран (EPI)

Policy)

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 2

Группировка по уровням данных, используемых в международных отчетах

Table 2

Grouping by level of data used in international reports

Уровень Обозначение Наименование в других источниках Пример из международных исследований

1 Интегральный индекс Индекс (index). Глобальный (всемирный) индекс (global index) Global Competitiveness Index (WEF), Global Food Security Index (The Economist Intelligence Unit), Energy Trilemma Index (World Energy Council), Competitive Industrial Performance Index (UNIDO)

2 Фактор/компонент Субиндекс (subindex). Категория (category). Категория измерения (metrics category) Basic requirements (GCR, WEF), Technical measures (GCI, ITU), Energy Expenditures (ETI, WEC)

3 Параметр/критерий Метрика, измерители (metrics). Опорные факторы (pillars) Standards (GCI, ITU), Institutions (GCR, WEF),

4 Показат ель/индикатор Индикатор (indicator). Показатель/число (figure) Agricultural policy costs (GCR, WEF), Real GDP growth (CIP, UNIDO)

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 3

Структура системы показателей для оценки экономической безопасности стран

Table 3

Design of a set of indicators to evaluate national economic security

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компонент Показатель Источник информации Уровень

экономической показателя

безопасности в первоисточнике

Продовольственная Индекс продовольственной GFCI, The Economist 1

безопасность и уровень безопасности стран (The Global Intelligence Unit

с/х производства Food Security Index)

Расходы государства на GCR, WEF 4

аграрную политику

(Agricultural policy costs)

Технологическая Уровень технологического GCR, WEF 3

конкурентоспособность развития (Technological

readiness)

Информационная Глобальный индекс GCI, ITU 1

безопасность информационной безопасности

(Global Cybersecurity Index)

Энергетическая Индекс энергетической ETI, World Energy Council 2

безопасность безопасности в системе

«Энергетической трилеммы»

(Energy Security Index, World

Energy Trilemma Index)

Финансовая Индекс развития финансового GCR, WEF 3

безопасность рынка (Financial market

development)

Промышленный Глобальный индекс GMCI, Deloitte 1

потенциал промышленной

конкурентоспособности (Global

Manufacturing Competitiveness

Index)

Использование Статистические показатели 4

производственных мощностей информационно-

аналитического ресурса

Trading Economics

Экологическая Рейтинг экологической EPI, Центр экологической 1

безопасность эффективности стран политики и права при

(Environmental Performance Иельском университете

Index)

Эффективность Фактор «качество институтов» GCR, WEF 3

государственных (Institutes)

институтов

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 4

Обзор оценок компонентов экономической безопасности стран БРИКС и мировых лидеров в период 2014-2017 гг.

Table 4

Overview of evaluated aspects of the economic security in the BRICS nations and global leaders, 2014-2017

Показатель Год Оценка

Бразилия Россия Индия Китай ЮАР Мировой лидер

Продовольствен GFSI (The Global 2015 67,4 63,8 50,9 64,2 64,5 89

-ная Food Security 2016 67,6 62,3 49,4 65,5 62,9 86,6

безопасность и Index) 2017 67,7 66,2 48,9 63,7 64 85,6

уровень с/х расходы на с/х 2015 3,9 3,1 4 4,6 3,7 5,87

производства (Agricultural 2016 4 3,2 4,1 4,5 3,7 5,75

policy costs) 2017 4,2 3,5 4,3 4,5 3,6 5,7

Технологическая 2015 4,39 4,22 2,73 3,70 4,56 6,42

конкурентоспособность 2016 4,4 4,3 3 4 4,7 6,43

(Technological readiness) 2017 4,57 4,55 3,1 4,2 4,6 6,46

Информационная безопасность 2015 0,71 0,5 0,71 0,44 0,38 0,82

(Global Cybersecurity Index) 2016 0,71 0,51 0,72 0,44 0,39 0.82

2017 0,59 0,78 0,68 0,62 0,5 0,92

Энергетическая безопасность (Energy 2014 A A C A B A

Security Index, World Energy Trilemma 2015 B A B A B A

Index) 2016 C A B B C A

Финансовая безопасность (Financial 2015 3,99 3,53 4,08 4,08 5,03 5,73

market development) 2016 3,63 3,43 4,41 4,16 5,19 5,79

2017 3,7 3,4 4,4 4,2 4,4 5,81

Промышленный Использование 2014 79 63 80 75 82,75 101

потенциал производственных 2015 81 62,2 81 78 82,2 102

мощностей, % 2016 77,2 63 81,5 83 81,5 104

Global 2013 71,3 43,5 76,5 100 49,2 100

Manufacturing 2016 46,2 43,9 67,2 100 48,1 100

Competitiveness Index (Deloitte)

Экологическая безопасность 2014 52,97 53,45 31,23 43 53,51 87,67

(Environmental Performance Index) 2016 78,9 83,52 53,58 65,1 70,52 90,68

Эффективность государственных 2015 3,23 3,46 4,06 4,15 4,42 6,1

институтов (Institutes) 2016 3,2 3,6 4,43 4,3 4,5 6,13

2017 3,35 3,7 4,42 4,44 3,81 6,16

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 5

Анализ факторов экономической безопасности стран БРИКС в период 2014-2017 гг. Table 5

Analysis of economic security factors in the BRICS nations, 2014-2017

Показатель Характер динамики за Отношение к показателю лидера в

исследуемый период крайнем исследовании (уровень)

Бразилия Россия Индия Китай ЮАР « s 4 s s a У5 Россия Индия Китай ЮАР

Продовольстве н-ная безопасность и GFSI (Global Food Security Index) t t 0,79 (ВС) 0,77 (ВС) 0,57 (С) 0,74 (ВС) 0,75 (ВС)

уровень с/х производства Расходы на с/х (Agricultural policy costs) t t t Ф Ф 0,74 (ВС) 0,61 (С) 0,75 (ВС) 0,79 (ВС) 0,63 (С)

Технологическая конкурентоспособность (Technological readiness) t t t t t 0,71 (ВС) 0,7 (ВС) 0,48 (С) 0,65 (С) 0,71 (ВС)

Информационная безопасность (Global Cybersecurity Index) Ф t t t 0,64 (С) 0,85 (В) 0,74 (ВС) 0,67 (ВС) 0,54 (С)

Энергетическая безопасность (Energy Security Index. World Energy Trilemma Index) Ф t t Ф

Финансовая безопасность (Financial market development) Ф t t Ф 0,64 (ВС) 0,59 (С) 0,76 (ВС) 0,72 (ВС) 0,76 (ВС)

Промышленны й потенциал Global Manufacturing Competitivene ss Index (Deloitte) Ф t ^ Ф 0,46 (НС) 0,44 (НС) 0,67 (С) 0,48 (С) 1 (В)

Использование производствен -ных мощностей Ф t t t Ф 0,74 (ВС) 0,61 (С) 0,78 (ВС) 0,8 (ВС) 0,78 (ВС)

Экологическая безопасность (Environmental Performance Index) t t t t t 0,87 (В) 0,92 (В) 0,59 (С) 0,72 (ВС) 0,78 (ВС)

Сила государственного регулирования (Institutes) t t t t 0,54 (С) 0,6 (С) 0,72 (ВС) 0,72 (ВС) 0,62 (С)

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 6

Обзор наиболее сильных аспектов и проблемных факторов конкурентоспособности стран БРИКС

Table 6

Overview of the most influential aspects and critical competitiveness factors in the BRICS nations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна Сильные аспекты экономической безопасности Проблемные факторы экономической безопасности

Бразилия Продовольственная безопасность Информационная безопасность Экологическая безопасность Промышленная конкурентоспособность Эффективность государственных институтов

Россия Энергетическая безопасность Экологическая безопасность Промышленная конкурентоспособность Финансовая безопасность Эффективность государственных институтов

Индия Эффективность государственных институтов Использование производственных Энергетическая безопасность

мощностей Информационная безопасность Эффективность государственных Технологическая конкурентоспособность

институтов

Китай Промышленная конкурентоспособность Продовольственная безопасность Использование производственных мощностей Энергетическая безопасность Информационная безопасность

ЮАР Финансовая безопасность Промышленная конкурентоспособность

Использование производственных Информационная безопасность

мощностей

Экологическая безопасность

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Syriopoulos T., Makram B., Boubaker A. Stock Market Volatility Spillovers and Portfolio Hedging: BRICS and the Financial Crisis // International Review of Financial Analysis. 2015. Vol. 39.

P. 7-18. URL: https://doi.org/10.1016/j.irfa.20l5.01.0l5

2. Yuan C., Chen R. Policy Transmissions, External Imbalances, and Their Impacts: Cross-country Evidence from BRICS // China Economic Review. 2015. Vol. 33. P. 1-24.

URL: https://doi.org/10.1016/j.chieco.2014.12.006

3. Hopewell K. Different Paths to Power: The Rise of Brazil, India and China at the World Trade Organization // Review of International Political Economy. 2015. Vol. 22. Iss. 2. P. 311-338. URL: https://doi.org/10.1080/09692290.2014.927387

4. Фомин A.M. Экономическая безопасность государства. Международные тренды // Международные процессы. 2010. Т. 8. № 3. С. 118-133.

5. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 1995. № 3. С. 3.

6. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-14.

7. Fortescue S. The BRICS and Russia. In: The Rise of the BRICS in the Global Political Economy: Changing Paradigms? Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2014. P. 228-240.

8. O'Neill J. The Growth Map: Economic Opportunity in the BRICS and Beyond. N.Y.: GoldmanSachs Publ., 2007. 159 p.

9. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3-16.

10. Медведев И.В. Военно-экономический союз и стратегия стран БРИКС: проблемы, перспективы, решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. Вып. 9. С. 169-177. URL: https://cyberleninka.ru/article/v7voenno-ekonomicheskiy-soyuz-i-strategiya-stran-briks-problemy-perspektivy-resheniya

11. Лахно Ю.В. Анализ интеграции российского рынка ценных бумаг с рынками стран БРИКС // Финансы и кредит. 2014. № 33. С. 31-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-integratsii-rossiyskogo-rynka-tsennyh-bumag-s-rynkami-stran-briks

12. Кондраков О.В. Механизм обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. Вып. 8. С. 86-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mehanizm-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-v-energeticheskoy-sfere

13. Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н., Радыгин Е.В. Экономическая безопасность в контексте новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. Вып. 7.

С. 107-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ekonomicheskaya-bezopasnost-v-kontekste-novoy-strategii-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii

14. Дадалко В.А. Национальная и экономическая безопасность государства и ее взаимосвязь с продовольственной безопасностью // Безопасность бизнеса. 2013. № 4. С. 9-14.

15. Мудрецов А.Ф., Полиева О.А. Роль государства в обеспечении национальной безопасности в эколого-экономической области // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 85-90. URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/rol-gosudarstva-v-obespechenii-natsionalnoy-bezopasnosti-v-ekologo-ekonomicheskoy-oblasti

16. Шевченко И.В., Малахова Т.С., Малахов В.С. Геостратегическое экономическое взаимодействие группы стран БРИКС: национальные интересы и приоритеты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.

2017. Т. 13. Вып. 5. С. 949-961. URL: https://doi.org/10.24891/ni.13.5.949

17. Осипов В.С. Система государственного управления и возникновение дисфункциональных тенденций // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 2. С. 4-12.

18. Осипов В.С. Анализ институциональных условий развития российской промышленности // Вестник экономической безопасности. 2014. № 1. С. 11-15.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-institutsionalnyh-usloviy-razvitiya-rossiyskoy-promyshlennosti

19. Невская Н.А. Влияние индикативного планирования на формирование и реализацию промышленной политики // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7. С. 95-103.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X

Economic Security

OUTLINING APPROACHES TO EVALUATING THE ECONOMIC SECURITY OF NATIONS: EVIDENCE FROM THE BRICS NATIONS

Natal'ya S. KOZYR' a, Mariya V. YARKINA"'

a Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation n_k_@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-8323-0957

b Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

mariya_budko@inbox.ru

https://orcid.org/0000-0002-8488-2834

• Corresponding author

Article history:

Received 3 April 2018 Received in revised form 23 April 2018 Accepted 18 May 2018 Available online 15 August 2018

JEL classification: E06, F02, F52, F63

Keywords: economic security, international comparison, BRICS, economic security security

Abstract

Importance The research evaluates the economic security of the BRICS nations and analyzes the existing approaches to evaluating the economic security, systematizing indicators of original international surveys.

Objectives The research devises the method to evaluate economic security and probate it by applying to the BRICS nations.

Methods Studying the economic security of the BRICS nations, we constructed logic schemes, grouped factual data, interpreted theoretical and empirical data through tables and graphs, and use mathematical modeling.

Results The article outlines a set of factors to evaluate economic security. We probate the proposed method by applying it to the BRICS nations and analyze trends in the indicators and compare them with other leading nations. We detect weaknesses and advantages of the countries in terms of economic security aspects.

Conclusions and Relevance The proposed method is based on publicly available data and can be applied to study other aspects of international economic security. Testing the economic security evaluation method, the BRICS nations were found to have quite a similar development level by analyzable aspect. However, we identify such aspects of economic security, which make the BRICS nations polar in ratings. This helps find resources for cooperation and activities as part of the economic union.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Kozyr' N.S., Yarkina M.V. Outlining Approaches to Evaluating the Economic Security of Nations: Evidence from the BRICS Nations. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 8, pp. 1514-1529.

https://doi.org/10.24891/ni.148.1514

References

1. Syriopoulos T., Makram B., Boubaker A. Stock Market Volatility Spillovers and Portfolio Hedging: BRICS and the Financial Crisis. International Review of Financial Analysis, 2015, vol. 39, pp. 7-18. URL: https://doi.org/10.1016/j.irfa.20l5.01.0l5

2. Yuan C., Chen R. Policy Transmissions, External Imbalances, and Their Impacts: Cross-Country Evidence from BRICS. China Economic Review, 2015, vol. 33, pp. 1-24.

URL: https://doi.org/10.10Wj.chieco.2014.12.006

3. Hopewell K. Different Paths to Power: The Rise of Brazil, India and China at the World Trade Organization. Review of International Political Economy, 2015, vol. 22, iss. 2, pp. 311-338. URL: https://doi.org/10.1080/09692290.2014.927387

4. Fomin A.M. [Economic security of the State]. Mezhdunarodnye protsessy = International Trends, 2010, vol. 8, no. 3, pp. 118-133. (In Russ.)

5. Tambovtsev V.L. [Economic security of economic systems: structure and problems]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 6: Ekonomika = Bulletin of the Moscow University. Ser. 6: Economy, 1995, no. 3, p. 3. (In Russ.)

6. Abalkin L.I. [Economic security of Russia: Threats and their repulsion]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 4-14. (In Russ.)

7. Fortescue S. The BRICS and Russia. In: The Rise of the BRICS in the Global Political Economy: Changing Paradigms? Cheltenham, Edward Elgar Publishing, 2014, pp. 228-240.

8. O'Neill J. The Growth Map: Economic Opportunity in the BRICS and Beyond. New York, Goldman-Sachs, 2007, 159 p.

9. Glaz'ev S.Yu. [Fundamentals of national economic security: An alternative course of reforms]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 1997, no. 1, pp. 3-16. (In Russ.)

10. Medvedev I.V. [BRICS military-economic alliance and strategy: Problems, prospects, solutions]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2016, vol. 12, iss. 9, pp. 169-177. URL: https://cyberleninka.ru/articleZv/voenno-ekonomicheskiy-soyuz-i-strategiya-stran-briks-problemy-perspektivy-resheniya (In Russ.)

11. Lakhno Yu.V. [Analysis of the integration of the Russian securities market with the markets of BRICS markets]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2014, no. 33, pp. 31-42.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-integratsii-rossiyskogo-rynka-tsennyh-bumag-s-rynkami-stran-briks (In Russ.)

12. Kondrakov O.V. [A mechanism of ensuring the economic security in the energy sector]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2016, vol. 12, iss. 8, pp. 86-99. URL: https://cyberleninka.ru/articleZv/mehanizm-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-v-energeticheskoy-sfere (In Russ.)

13. Feofilova T.Yu., Litvinenko A.N., Radygin E.V. [Economic security in the context of the new national security strategy of the Russian Federation]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2016, vol. 12, iss. 7, pp. 107-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ekonomicheskaya-bezopasnost-v-kontekste-novoy-strategii-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (In Russ.)

14. Dadalko V.A. [National and economic security of the State and interaction thereof with food security]. Bezopasnost' biznesa = Business Security, 2013, no. 4, pp. 9-14. (In Russ.)

15. Mudretsov A.F., Polieva O.A. [The role of the State in the national security in environmental and economic area]. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2013, no. 3, pp. 85-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-gosudarstva-v-obespechenii-natsionalnoy-bezopasnosti-v-ekologo-ekonomicheskoy-oblasti

(In Russ.)

16. Shevchenko I.V., Malakhova T.S., Malakhov V.S. [Geostrategic economic cooperation

of the BRICS countries: National interests and priorities]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 5, pp. 949-961. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/ni.13.5.949

17. Osipov V.S. [System of public administration and occurrence of dysfunctional tendencies]. InteUekt. Innovatsii. Investitsii = Intelligence. Innovations. Investments, 2016, no. 2, pp. 4-12. (In Russ.)

18. Osipov V.S. [Analysis of institutional conditions of Russian's industry development]. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti = Vestnik of Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, no. 1, pp. 11-15.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-institutsionalnyh-usloviy-razvitiya-rossiyskoy-promyshlennosti (In Russ.)

19. Nevskaya N.A. [The impact of indicative planning on formation and implementation

of the industrial policy]. Vestnik NGIEI = Herald NGIEI, 2016, no. 7, pp. 95-103. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.