Научная статья на тему 'Разработка непрерывной многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов'

Разработка непрерывной многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING / THE REQUIREMENT TO LEVEL OF PREPARATION OF EXPERTS / TECHNOLOGY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларин В. И.

В статье рассматривается подход к построению непрерывной многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалистов в учреждении профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT OF CONTINUOUS MULTILEVEL SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS

In article the approach to construction of continuous multilevel system of vocational training of experts according to requirements to level of preparation of experts in vocational training establishment is considered

Текст научной работы на тему «Разработка непрерывной многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов»

УДК 681.3

РАЗРАБОТКА НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГО ТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В.И. Ларин

В статье рассматривается подход к построению непрерывной многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалистов в учреждении профессионального образования

Ключевые слова: система профессиональной подготовки, требования к уровню подготовки специалистов, технология обучения

Внедрение в учреждении профессионального образования непрерывной многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов, являющейся регулируемой, замкнутой системой управления с наличием обратных связей и комплекса корректирующих действий и позволяющей сформировать комплексную систему управления качеством подготовки специалистов, включающую пять взаимосвязанных подсистем [1, 2]:

- подсистема «Нормативное обучение» включает в себя логически построенный комплекс стандартов предприятия, комплекс руководящих документов и положения, определяющие общие требования и показатели качества выполнения всех видов учебной и учебно-методической работы, устанавливает и закрепляет нижний уровень качества учебно-методической работы по всем ее видам в техникуме;

- подсистема «Методическое обеспечение» включает в себя учебно-методические комплексы специальностей и дисциплин (УМКС и УМКД), а также программы целевой подготовки специалистов, разработанные совместно с инженерными подразделениями предприятий. В УМКС и УМКД представлены все методические материалы, определяющие содержание и уровень обучения по специальностям и дисциплинам, учебные пособия, методические указания и руководства, программы производственных практик, образцы выполнения различных видов работ студентами, комплекс тестов и контрольных вопросов, описание модулей программного материала учебных дисциплин для организации рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов;

- подсистема «Техническое и информационное обеспечение» состоит из учебно-лабораторного оборудования цикловых комиссий, компьютерного оснащения, автоматизированных рабочих мест проектировщика, компьютерных сетей, библиотек, банка данных и программного обеспечения, оборудования производств, используемого в учебном процессе в рамках целевой подготовки специалистов и др.;

- подсистема «Контроль качества» обеспечивает контроль учебной работы и уровень знаний студентов, с одной стороны, контроль качества учебной и учебно-методической работы цикловых комиссий - с другой;

- подсистема «Содержание обучения» основана на требованиях Государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню усвоения программного материала и представляет собой определенные взаимосвязи между содержанием труда специалиста и требованиями производства; описанием модели специалиста и формулировкой задач обучения; разработкой учебных, контролирующих программ и уровнями необходимых знаний; методами обучения и критериями оценки качества усвоения изучаемого материала, подбором дидактических средств обучения и способами изложения учебной информации; систематическим, объективным, целенаправленным контролем за качеством обучения, его анализом и управление образовательным процессом на любом этапе его проведения.

Отличительной особенностью системного подхода к учебному процессу является то, что в центре внимания находятся все составляющие его элементы и связи меду ними. Эффективность принимаемых решений по каждому элементу определяется с учетом влияния их на другие составляющие элементы этой системы.

Требования к уровню подготовки специалистов в учреждении профессионального образования предполагают изменения сложившихся подходов к организации процесса обучения с акцентированием внимания на создании условий для формирования личности специалиста и его профессиональной компетентности.

Последовательность и систематичность реализации принципов управления образовательным процессом, его целостный характер позволяют представить динамику создания, развития и внедрения технологии обучения (таблица).

Ларин Владимир Иванович - ВГПТК, директор, тел. (4732) 79-01-04

№ Наименование Функция

1 Исследовательский Фрагментарное использование моделей, моделирования

2 Аналитический Интенсивное использование моделей, моделирование, анализ Теоретическое обоснование проекта

3 Теоретический Фрагментное внедрение проекта

4 Экспериментальный Корректировка и модернизация проекта в процессе использования

5 Корректирующий Внедрение технологии обучения в практику обучения, распространение опыта

6 Заключительный

Технология обучения включает в себя три аспекта: информационный, технический и

деятельностный, реализуемые в практике обучения через основные компоненты технологии: цель,

содержание, средства, методы и формы, обеспечивающие управляющую и контролирующую функции учебного процесса.

Информационный аспект обеспечивает содержательно-информационную направленность обучения через моделирование содержания в двух направлениях: моделирование структуры учебного материала и моделирования производственных ситуаций.

с этими средствами, реализуют формы представления учебного материала.

Деятельностный аспект характеризует учебную и обучающую деятельность, конкретизируя и синхронизируя их через модельный подход к обучению, раскрывает пути овладения информационным массивом учебного материала, распределяя его между средствами моделирования, представленными многообразием моделей и методов, обеспечивающих деятельность, адекватную профессиональной.

Таким образом, технология обучения предполагает целенаправленную работу по организации процесса обучения, профессиональную ориентацию которого обеспечивает модельный подход к обучению, способствующий формированию личности специалиста.

Литература

1. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: Учеб. пособие. - М.: МИСиС, 1989.

2. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования.- Казань. 2001

Воронежский государственный промышленно-технологический колледж

WORKING OUT OF CONTINUOUS MULTILEVEL SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS V.I. Larin

In article the approach to construction of continuous multilevel system of vocational training of experts according to requirements to level of preparation of experts in vocational training establishment is considered

Key words: system of vocational training, the requirement to level of preparation of experts, technology of training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.