Научная статья на тему 'Разработка модели социокультурного пространства, способствующего укреплению социального здоровьяучащихся'

Разработка модели социокультурного пространства, способствующего укреплению социального здоровьяучащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Ольга Аркадьевна, Копылова Татьяна Владимировна

В статье представлены подходы к созданию условий и обеспечению возможностей удовлетворения потребности субъектов социокультурного пространства в укреплении социального здоровья, где основными критериями социального здоровья являются социально-психологическая адаптированность субъектов социокультурного пространства, самоактуализация, социальная направленность деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Ольга Аркадьевна, Копылова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели социокультурного пространства, способствующего укреплению социального здоровьяучащихся»

Социокультурная среда образовательной организации

18. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.

19. Тараканова В. В., Соловьева Н. Г Здоровье современных подростков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.66-71.

20. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013. № 4. С.112-126.

21. Ячменникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.66-72.

22. Яшина Г А., Сиденко А. С. От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.21-25.

J

Л

Быстрова Ольга Аркадьевна

директор

Копылова Татьяна Владимировна

заместитель директора МБОУ СОШ № 23 г. Нижний Тагил E-mail: gospital_23@mail.ru

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

_____________________________________Г

Аннотация. В статье представлены подходы к созданию условий и обеспечению возможностей удовлетворения потребности субъектов социокультурного пространства в укреплении социального здоровья, где основными критериями социального здоровья являются социально-психологическая адаптированность субъектов социокультурного пространства, самоактуализация, социальная направленность деятельности.

Ключевые слова: социокультурное пространство, социальное здоровье, сетевое взаимодействие.

ктуальность исследования состоит в том, что сегодня образование выполняет по отношению к индивиду ценностно-ориентационную функцию, реализация которой подразумевает и формирование определенных компетентностей (например, социальной), и ряда базовых ценностей, имеющих особую значимость для нашей страны (патриотизм, нравственность, толерантность) [1,3,17,19]. В основе этого лежит позитивный социальный опыт, который получает индивид в процессе творческого преобразования действительности [2]. Указанные характеристики являются ключевыми для социального здоровья, которое рассматривается как гармония взаимоотношений человека с другими людьми, социумом, обществом, культурой, способствующая не только эффективному развитию и самоактуализации личности, но и тому благотворному влиянию, которое активная личность оказывает на других людей, социум, общество и культуру в целом. (Л. А. Байкова). Школа формирует то пространство, в котором на ключевых этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности, закладываются учебные и другие жизненно важные навыки, необходимые для развития личности в обществе [4,16,20,21]. Если социокультурное пространство образовательного учреждения по своему социально- и духовно-ценностному потенциалу превосходит окружающее ее пространство, тогда оно положительно влияет на социокультурное развитие микрорайона ОУ.

В связи с этим, подходы к проблеме сохранения и улучшения здоровья школьников сегодня характеризуются рядом противоречий:

• между особыми социальными потребностями учащихся в формировании позитивного опыта взаимоотношений в социуме

и сложившейся практикой точечных воспитательных воздействий в контексте школы;

• между потребностью образовательного учреждения в мобильном и творческом педагоге и традиционно консервативной позицией педагогического коллектива;

• между стагнацией семейного воспитания в условиях современного российского общества и повышенными требованиями к социальной адаптированности подрастающего поколения;

• между современными требованиями государственной политики в области образования, где школа для ребенка должна стать местом удовлетворения потребности в общении и личностном признании и отсутствием нормативно-методического обеспечения на уровне региона и города;

• между потребностью общества в формировании здорового поколения и реальными условиями жизни и обучения учащихся.

В этой связи в период 2011-2014 гг. в МБОУ СОШ № 23 г. Нижний Тагил в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г Москва) [10,11,12,13,14,15] ведется системная деятельность по разработке модели социокультурного пространства, способствующая укреплению социального здоровья учащихся.

Идея изменений: сущность деятельности в рамках проекта заключается в создании условий и обеспечении возможностей удовлетворения потребности субъектов социокультурного пространства в укреплении социального здоровья, где основными критериями социального здоровья являются:

• социально-психологическая адаптированность субъектов социокультурного пространства;

• самоактуализация;

• социальная направленность деятельности.

56

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

Социокультурная среда образовательной организации

Базисным компонентом социокультурного пространства выступает территория, которой свойственен специфический комплекс социальных и культурных отношений, видов деятельности, локальных практик. Интегрирующими механизмами комплекса условий развития личности социокультурного пространства являются сотрудничество, совместная деятельность, взаимодействие при условии активной деятельностной позиции всех субъектов социальной, культурной и педагогической деятельности. Сотворчество участников образовательного процесса - учителей, учеников, родителей, основу которого составляют общее участие в определении цели, совместная деятельность, субъект-субъектные взаимоотношения, нестандартность действий [5,6,7,8,9,18].

Цель: разработка и обоснование оптимальной модели социокультурного пространства, способствующего укреплению социального здоровья учащихся.

Объект исследования: социокультурное пространство микрорайона ОУ

Предмет исследования: создание условий и обеспечение возможностей удовлетворения потребности субъектов социокультурного пространства микрорайона ОУ в укреплении социального здоровья.

Гипотеза исследования: развитие социокультурного пространства ОУ будет успешным, если:

• разработана модель социокультурного пространства, способствующего укреплению социального здоровья учащихся;

• созданы необходимые условия для апробации модели;

• интегрирующими механизмами комплекса условий развития личности в социокультурном пространстве являются сотрудничество, совместная деятельность, взаимодействие при условии активной деятельностной позиции всех субъектов социальной, культурной и педагогической деятельности.

Задачи проекта:

• способствовать самоактуализации детей, родителей и педагогов в различных видах деятельности;

• формировать у детей опыт положительных социальных отношений, повышать их самооценку;

• адаптировать воспитательную систему школы к требованиям ФГОС, активно использовать потенциал социокультурного пространства микрорайона для реализации внеурочной деятельности;

• использовать образовательный потенциал учреждений и институтов социума для решения конкретных воспитательных задач, рассматривая его как одно их условий функционирования социокультурного пространства;

• координировать работу всех направленийшиилывсоот вет-ствии с выбранной программой развития.

Методологическую базу исследования системный, интегративный и личностно-деятельностный подходы к здоровьесберегающей деятельности обучающихся, положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений нового образовательного пространства. Исходные теоретические положения обосновали: концептуальные труды ученых (Э. Ф. Зеер, М. М. Поташник,

А. И. Субетто, С. Е. Шишов и др.); исследования по физическому воспитанию (М. Я. Виленский,

П. Ф. Лесгафт, Л. П. Матвеев и др.); разработка концепций здорового образа жизни (В. К. Бальсевич,

И. И. Брехман, Л. И. Лубышева и др.), принципов моделирования педагогических систем (Н. В. Кузьмина, Ф. Ф. Королёв, И. И. Легостаев, Э. Г. Юдин и др.), положения о целостности образовательного процесса (Б. Т Лихачев, Л. И. Новикова, В. А. Сла-стенин, Э. И. Сокольникова и др.), об аксиологической (Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, М. В. Кларин,

Е. Н. Шиянов и др.), субъектной (С. Л. Рубинштейн,

К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. И. Слободчи-ков и др.), индивидуально-творческой (В. И. Андреев, В. И. Загвя-зинский, Н. Г. Руденко, Н. Д. Никандров и др.) обусловленности профессиональных компонентов культуры и менталитета.

Методы исследования: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, моделирование); диагностические (тестирование, письменная интерпретация ситуаций учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности по плану-алгоритму, самооценка и экспертная оценка); методы статистической обработки данных.

Научная новизна заключается в разработке модели социокультурного пространства школы, способствующего укреплению социального здоровья учащихся.

Основное содержание деятельности по проекту

С 2009 по 2011 год МОУ СОШ № 23 им. Ю. И. Батухтина работало по программе «Укрепление социального здоровья учащихся в воспитательном пространстве школы». Результатом внедрения программы явилось формирование в школе устойчивой мотивации педагогического и ученического коллективов к взаимодействию для получения эффективных результатов. В рамках программы проведен фестиваль мастер-классов «Школа - территория гармонии», где по основной теме работы школы было представлено девять мастер-классов. В 2011 прошел процедуру регистрации школьный музей истории детского движения. Разработаны программы:

• «Детско-родительский клуб» (комплекс совместных занятий детей и родителей, направленный на укрепление семейных взаимоотношений, 2009-2011 гг.).

• «Школа - правовое пространство» (программа деятельности ОУ по правовому просвещению всех субъектов образовательного процесса, 2011-2012 уч. год).

• Клуб вечернего досуга «Пирамида» для учащихся и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (организация занятий для детей и взрослых в вечернее время).

• Программа гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию».

Одно из важных ежегодных общешкольных мероприятий весны, которое ждут и дети, и родители - это Минута Славы, где можно показать свои творческие способности и творческие способности семьи,- каждый год отмечается рост участников конкурса.

В шуоле получила устойеивое резнитие фшбштвевеая ооспитаиельнаяеистшмш, гдесастемрвйуезующиШдеоаелш-ностью является социальная адаптация учащихся. Дети должны быть адаптированы не только к новым условиям обучения (при переходе их одной ступени обучения на дру-

со ставили

Образовательная среда школы

Рис.1.Анализсостоянияобразовательнойсредышколы

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

Щ7

Социокультурная среда образовательной организации

гую), но и, учитывая особенности нашего контингента учащихся, к окружающей их среде. Иными словами, они должны знать, какие учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта находятся в нашем районе, куда можно обратиться в трудной ситуации, и кто может помочь реализовать ту или иную идею. Имея опыт отрицательных социальных отношений, дети должны знать и видеть, что бывают другие взаимоотношения, и каждый из них заслуживает большего.

Анализ состояния образовательной среды ОУ показывает (рис. 1), что наибольшие баллы были получены по параметрам «Доминантность» и «Эмоциональность». Учитывая специфику контингента и слабую заинтересованность родителей в результатах обучения, очевидно, что школа оказывает максимальное влияние на личность учащегося по отношению к другим источникам влияния. Высокий показатель эмоциональности свидетельствует о комфортности пребывания в школе как для пед агогов, так и для учащихся. Проблемы детей принимаются очень эмоционально, педагоги чувствуют ответственность за то, что происходит с детьми. Для реализации инновационной деятельности положительным является высокий показатель по па|эаметри«Широти».

К сожалению, недостаточные показателе по пара—-трам «Мобильность» и «Интенсивности свозтоыстем, чзо с момента начала работы по проекту прошло еща темноте времени и наблюдаемые сегодня положительные изменения в работе отдельных педагогов пока не стали нормой длятсот коллектива.

Состояние организационной культуры шкооы (рае. 2)сео-детельствует о том, что сложившаяся семейначаольтода-эт0 результат долгосрочных традиций школы. Во многом именно это воспринимается как «изюминка» школы. Школл аееелы-шая, и педагоги, и учащиеся - все друг друга зиащо,моглт оказать помощь и поддержку в трудной ситуаоии. Редулоеаты здесь рассматриваются не как самоцель, а как чззуеооитодаи-модействия. В дальнейшем хотелось бы акцентировать внимание педагогов на внедрение новых техно«ргие иуитодов д рер-пространение своего опыта в городе и регионе

Планируемый результат изменений

В качестве основного результата изменений следуетрас-сматривать уменьшение негативного влияния внршнейереды на личность детей и подростков. Данный результат может быть

представлен как количественно, так и качественно. Количественные показатели:

• уменьшение количества правонарушений;

- уменьшиниукоп-ч-с:тве датиТ, с-стоящеуиауиете в-ЫС;

• пололит-льная д-иан-иа успеваеаости т-ащуллот у к^т-иж^зчи^оа —чфлкке)аlxcитoуцзТ п школе. Качественные показатели:

• формирование активной жизненной позиции учащихся;

• тлдшшкврдмтфокнимало в педагогическом и ученическом еодлeатзчио;

• ралвишии скцырль-ос чемпотрнтлocти учащихся. Количественные и качественные показатели деятельно-

cрилаоaеpaагпоникло рамкох ттулно-о бразовательной сети ор-нроавлен ы в табл. 1-3.

Таблица 1

Публикационная активность педагогического коллектива

Год Материалы НПКрайонно-го, городского и регионального уровня Тезисы НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных журналах Статьив центральных журналах

2009 5 2 1 -

2010 9 2 - 1

2011 2 1 - -

2012 9 - - -

2013 3 2 - -

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах

Таблица 2

Год Гранты Конкурсы

2009 Дипломант городского конкурса по гражданско-правовому воспитанию молодежи

2010 - Особый приз жюри конкурса социально-политических проектов «Будущее - за нами» - Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Инновации в образовании» - Дипломант конкурса интеллектуальных продуктов УрО РАО

2011 Совместный социальный проект школы и нижнетагильского детского дома № 7 «История Выи в лицах» получил грант благотворительного фонда «Расправь крылья» в размере 40000 рублей. Проект реализован, он получил II место на Третьем социальном форуме в г. Москва, участники были отмечены поездкой в город Великий Устюг. - Лауреат городского конкурса методических разработок по профилактике детского алкоголизма - психологическая игра «Твой выбор» - Лауреат городского конкурса методических разработок по профилактике наркомании - ролевая игра «Без комментариев» - Лауреат Национальной премии в области образования, в номинации «Взаимодействие на основе конструктивного общения как фактор здоровьесбережения - 2011»

2012 - II место в городском конкурсе методических разработок программ внеурочной деятельности «Школа после уроков» - Победитель Национальной премии образования «Панорама учебного сотрудничества» в номинации «Лучшее воспитательное учреждение - 2012» - Победитель Национальной премии образования «Панорама учебного сотрудничества» в номинации «Лучший проект развивающего типа - 2012»

58

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

Социокультурная среда образовательной организации

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009 i -

2011 i -

2012 - i

2013 - i

В инновационную деятельность по теме исследования включен весь педагогический коллектив школы 30 педагогов.

Социальная результативность выражается в: доступности инновационного опыта ИАШ широкой педагогической общественности: через сайт http://school23.site90. net, презентацию опыта работы школы на городских и региональных семинарах, НПК, в том числе на заседании городского Экспертного совета.

Обеспечивается широкой сетью социального партнерства: АПК и ПРО, ИУО РАО, Минобрнауки РФ (г. Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, НТГСПА, Нижнетагильский детский дом № 7, РЦ «Улыбка», детский центр «Мир», ФСК «Разведчик», образовательные организации -члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО.

Литература

1. Акимова О. Б., Табаченко Т. С. Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании // Образование и наука. 2013. № 1. С.42-59.

2. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука. 2012. № 4. С.39-48.

3. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.24-30.

4. Бабич Э. А., Корякова А. А. Реализация Программы «Здоровье» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.55-61.

5. Бобровникова Е. Р Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.24-29.

6. Бывшева М. В., Шулика А. Н. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель со-

бытия и со-действия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С.41-46.

7. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3. С.35-46.

8. Герт В. А. Проблема субъектности в современном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.55-60.

9. Гончаров С. З. Креативная культурная антропология как методологический принцип // Образование и наука. 2012. № 7. С.5-17.

10. Давыдова Н. Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.

11. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

12. Давыдова Н. Н. Сетевая организация научно-методического и практического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды инновационно-активных школ Уральского региона // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С.13-17.

13. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.

14. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

15. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

16. Иванова Н. Н. Особенности современного образовательного пространства // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С.3-9.

17. Кулёва Л. М., Цапкова Н. Н. Современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.51-56.

18. Морозова С. А., Сыманюк Э. Э. Профессиональная мобильность как фактор реализации инновационной деятельности педагога // Образование и наука. 2012. № 4. С.50-64.

19. Пенькова Т. Н., Харитонова Л. Г. Создание условий для формирования межкультурной компетенции учащихся в условиях гимназического образовательного пространства // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.51-55.

20. Письмак Г. А., Кухаренко С. Н., Поль В. Н., Кадочников А. Л. Организация образовательного пространства гимназии на основе полихудожественного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С.10-17.

21. Селиванова О. А. Роль актуализации жизненного опыта несовершеннолетних в создании безопасной социальной среды // Образование и наука. 2013. № 7. С.126-141.

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.