Научная статья на тему 'Разработка методики оценки конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли'

Разработка методики оценки конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
977
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ЭКСПЕДИТОРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / CONSUMER PREFERENCES / AN ESTIMATION OF COMPETITIVENESS / FREIGHT FORWARDERS / LOGISTICS OPERATORS / THE TRANSPORT INDUSTRY / THE QUALITY OF TRANSPORT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозерцева Наталья Петровна, Шендрик Любовь Сергеевна

Рассмотрены существующие методики оценки деятельности транспортных компаний и предложена новая комплексная методика оценки конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли, основанная на изучении предпочтений грузоотправителей и грузополучателей при выборе перевозчика, экспедитора или логистического оператора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белозерцева Наталья Петровна, Шендрик Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of methodology of estimation of competitiveness of the enterprises of transport branch

In the article the existing methods of evaluation of the activities of transport companies are reviewed and a new integrated methodology of evaluation of the competitiveness of the enterprises of transport branch based on the study of the preferences of the shippers and consignees when choosing a carrier, freight forwarder or logistics operator is proposed/

Текст научной работы на тему «Разработка методики оценки конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли»

УДК 338.1

Белозерцева Наталья Петровна, Шендрик Любовь Сергеевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Разработка методики оценки конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли

Рассмотрены существующие методики оценки деятельности транспортных компаний и предложена новая комплексная методика оценки конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли, основанная на изучении предпочтений грузоотправителей и грузополучателей при выборе перевозчика, экспедитора или логистического оператора.

Ключевые слова и словосочетания: потребительские предпочтения, оценка конкурентоспособности, экспедиторы, логистические операторы, транспортная отрасль, качество транспортных услуг.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.

Важной составной частью транспортной отрасли является качество предоставления услуг перевозки грузов и пассажиров населению. Компании, работающие на транспортном рынке, конкурируют между собой, стараясь привлечь клиентов. В связи с этим существует необходимость оценки конкурентоспособности предприятий, оказывающих транспортные услуги. Полученные оценки необходимо использовать для построения рейтинга предприятий, предоставляющих транспортные услуги в России.

В мировой практике для оценки развития транспортного рынка различных стран специалистами Всемирного банка был разработан Индекс эффективности логистической системы (ЬР1). Указанный индекс и его индикаторы позволяют обобщить информацию, получаемую от международных компаний, осуществляющих перемещение грузов, фрахт и доставку срочных грузов, т. е. на международном уровне определяют наибо-

лее выгодные способы доставки товаров. Раз в два года Всемирный банк публикует рейтинг стран, составленный на основе этого индекса.

ЬР1 основывается на следующих шести «областях эффективности»: эффективность процесса таможенной очистки и качество работы других пограничных агентств, качество логистической транспортной информационно-технологической инфраструктуры, простота и доступность организации международных поставок, уровень компетентности местных логистических компаний, возможность отслеживать международные поставки, своевременность полного завершения поставок. Наивысшая оценка, которую та или иная страна может получить в глобальном рейтинге ЬР1, составляет 5 баллов. Лидер рейтинга 2010 г. Германия получила

4,11 балла. Россия оказалась на 94-м месте в рейтинге ЬР1, получив 2,61 балла.

В российской практике существует рейтинг «Логистический оператор России», дающий оценки участникам транспортного рынка страны. Методика построения рейтинга по расчетным оценкам базируется на использовании метода весовых коэффициентов и определении суммарного показателя на основе семи основных критериев.

В качестве основных рейтинговых критериев, которые соответствуют специфике современного бизнеса логистических компаний и характеризуют все основные аспекты их финансово-производственной деятельности, используются следующие характеристики:

- уровень компетентности компании,

- финансовое состояние,

- комплекс логистических услуг,

- техническая и технологическая оснащенность,

- объемы работ и услуг,

- имидж компании,

- наличие сети отделений и филиалов на территории России.

Эти критерии являются сложными составными критериями, которые при подведении итогов рейтинга играют различные роли. Для учета относительной значимости каждого критерия вводятся весовые коэффициенты. Значения весовых коэффициентов устанавливаются исполнителем рейтинга с привлечением при необходимости экспертов в области логистики. В результате вес критерия изменяется в пределах от 0 до 1.

На наш взгляд, в указанных двух методиках оценки деятельности компаний транспортного рынка недостаточное внимание уделено оценке качества транспортных услуг с точки зрения потребителей, коими являются грузоотправители и грузополучатели. Именно они и осуществляют выбор транспортной компании (экспедитора или логистического оператора), являясь заказчиками транспортировки грузов.

Учитывая необходимость оценить работу транспортных компаний потребителями данных услуг, а также используя уже существующие методики, был разработан метод оценки конкурентоспособности компаний-грузоперевозчиков Дальнего Востока, который позволяет составить рейтинг компаний, осуществляющих грузоперевозки преимущественно на территории Дальнего Востока.

Критерии комплексной оценки компаний-грузоперевозчиков г. Владивостока были разделены на четыре группы:

- критерии потребительских предпочтений;

- комплексность предоставляемых логистических услуг;

- позиция компании на рынке;

- удовлетворенность потребителей.

Общий рейтинг компании рассчитывается по следующей формуле:

д _ ф+1+Р+Ё)

4 ’

где Б - критерий потребительских предпочтений;

Ь - критерий комплексности логистических услуг;

Р - критерий позиции компании на рынке;

Б - критерий удовлетворенности клиентов.

Метод расчета рейтинга - интегральный, что означает сочетание нескольких методов оценки: оценка данных, предоставляемых компанией, экспертная оценка, потребительская оценка. Последняя осуществлялась путем анкетирования потребителей транспортных услуг.

Оценка потребительских предпочтений представляет собой перечень показателей, выделенных потребителями с расставленными по важности для потребителей весовыми коэффициентами. Из двадцати представленных в анкете были выделены десять наиболее важных для клиентов показателей (табл. 1).

Таблица 1

Критерии потребительских предпочтений в сфере грузоперевозок

г. Владивостока

№ п/п Название показателя Вес

1 Выдерживание сроков транспортировки 0,20

2 Т арифная политика 0,15

3 Своевременное предоставление документации 0,15

4 Возможность отслеживания отправленных грузов 0,10

5 Возможность доставки сборных грузов 0,10

6 Широкая география доставки грузов 0,10

7 Репутация 0,07

8 Частота отправок 0,05

9 Квалификация персонала 0,05

10 Возможность отправки разными ж/д скоростями 0,03

Результаты исследования заносятся в оценочный лист, который составляется в отдельности для каждой компании, участвующей в анализе конкурентоспособности. Форма такого листа представлена в табл. 2.

Таблица 2

Пример оценочного листа предприятия транспортной отрасли по критерию потребительских предпочтений

Качество предоставляемых услуг Экспедитор-Т

Оценка Среднее значение по показателю

№ п/п Наименование показателей Вес показателя Клиентская Экспертная по данным компании

1 Выдерживание сроков транспортировки 0,20 3 X X 0,60

2 Тарифная политика 0,15 3 3 X 0,45

3 Своевременное предоставление документации 0,15 3 X X 0,45

4 Возможность отслеживания отправленных грузов 0,10 3,5 4 5 0,42

5 Возможность доставки сборных грузов 0,10 4 5 5 0,47

6 Широкая география доставки грузов 0,10 5 4 5 0,47

7 Репутация 0,07 X 4 X 0,28

8 Частота отправок 0,05 4 X X 0,20

9 Квалификация персонала 0,05 4,5 4 X 0,21

10 Возможность отправки разными ж.-д. скоростями 0,03 3,5 5 5 0,14

Сумма: 3,68

Оценка комплексности предоставляемых логистических услуг производится исходя из данных, предоставляемых самой компанией, где респондент сообщает, оказывает он данную услугу или нет. Максимальный суммарный балл за каждую предоставленную услугу - единица. Количество услуг - десять. Весовой коэффициент для каждой услуги одинаков и равен 0,5 балла (табл. 3).

Следующий критерий «Позиция компании на рынке» состоит из таких показателей, как период работы компании на рынке (вес 0,1), число сотрудников компании (вес 0,05), объем грузоперевозок в динамике (вес 0,15), наличие у предприятия складских помещений и транспортных средств (вес 0,3) и мнение экспертов рынка грузоперевозок о компании (вес 0,4). Пример расчета критерия по выделенным показателям представлен в табл. 4.

Таблица 3

Пример расчета оценки по критерию комплексности предоставляемых услуг в сфере грузоперевозок

№ п/п Название показателя Вес показателя Услуги, предоставляемые компанией Экспедитор-Т Вес показателя, умноженный на балл

1 Ж.-д., авто-, авиа- и мультимодальные перевозки грузов 0,5 1 0,5

2 Услуги таможенного оформления грузов 0,5 0 0

3 Доставка контейнеров «от двери до двери» 0,5 1 0,5

4 Доставка сборных грузов 0,5 1 0,5

5 Погрузочно-разгрузочные работы 0,5 1 0,5

6 Отслеживание вагонов и контейнеров в пути 0,5 1 0,5

7 Страхование грузов 0,5 1 0,5

8 Поиск товаров и производителей 0,5 1 0,5

9 Складские услуги 0,5 1 0,5

10 Консолидация грузов 0,5 1 0,5

Итого: 4,5

Таблица 4

Пример расчета оценки по критерию «Позиция компании на рынке»

для компании Экспедитор-Т

Позиция компании на рынке Вес показателя Клиентская оценка Экспертная оценка Оценка по данным компании Среднее значение по показателю

Сколько лет работает компания на рынке 0,10 х х 5 0,50

Число сотрудников 0,05 х х 5 0,25

Объем перевозок 0,15 х х 4,6 0,69

Наличие складских помещений 0,20 х х 5 1,00

Наличие транспортных средств (судов, подвижного состава) 0,10 х х 5 0,50

Мнение экспертов 0,40 х 4 х 1,60

Сумма: 4,54

Критерий «Удовлетворенность потребителей» оценивается с помощью опроса-анкетирования нескольких клиентов компании-грузоперевозчика по двадцати равнозначным критериям по 5-балльной шкале. Далее находится среднее значение. Например, для компании Экспедитор-Т среднее значение составило 3,75 балла.

Затем по формуле (1) высчитывается общий рейтинговый балл для каждой компании, который в итоге отражает уровень конкурентоспособ-

ности этих компаний. Для компании Экспедитор-Т рейтинг составил

4,12 балла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная методика комплексной оценки позволяет всесторонне оценить каждого участника рынка грузоперевозок, выявить его конкурентные преимущества и дать оценку общему состоянию рынка грузоперевозок.

Белозерцева Н.П. Структура и особенности современного рынка грузоперевозок / Н.П. Белезерцева, М.С. Ярайкина // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса: научный журнал. - 2012. - №1 (14). - С. 64 - 73.

Белозерцева Н.П. Разработка методики оценки конкурентоспособности транспортно-экспедиторских компаний и логистических операторов [Электронный ресурс] / Н.П. Белезерцева, М.С. Ярайкина // Науковедение: Интернет-журнал. - 2013. - №2 (15). Режим доступа:

http://naukovedenie.ru/sbornik15/2.pdf, свободный.

Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник для студ. вузов / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

Миротин Л. Б. Транспортная логистика: учеб. для транспортных вузов / Л.Б. Миротин, Ы.Е. Ташбаев, В.А. Гудков; под общ. ред. Л.Б. Миротина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007. - 512 с.

Структура и особенности рынка логистики и грузоперевозок [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uleks.ru/blogs/1/3.html (дата обращения: 06.04.2012).

Lynch Clifford. Developing a Strategy for Outsourcing: Logistics Management and Distribution Report. - June 2011. - Vol. 40. - Iss. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.