Научная статья на тему 'Разработка мер по защите припортовой инфраструктуры дельтовой части Астраханской области в условиях колебаний уровня Каспийского моря на примере порта Оля'

Разработка мер по защите припортовой инфраструктуры дельтовой части Астраханской области в условиях колебаний уровня Каспийского моря на примере порта Оля Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
177
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Карасаева А. Р.

Рассматривая многолетний ход уровня Каспийского моря (см. рис. 1) можно выделить несколько характерных периодов: 1900-1929, 1942-1969 годы – как периоды относительно стабильного (или умеренного снижения) состояния уровня, 1930-1941 и 1970-1977 годы – как периоды резкого снижения, а 1978-1995 годы – как период резкого повышения. На конец 1994 года уровень моря поднялся на 227 см. В настоящее время уровень стабилизовался, и отметка уровня на побережье РФ достигла минус 26,5 м. По прогнозам специалистов ожидается понижение уровня моря [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Карасаева А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мер по защите припортовой инфраструктуры дельтовой части Астраханской области в условиях колебаний уровня Каспийского моря на примере порта Оля»

Краткий анализ экологической ситуации в бассейне Волги, показывает необходимость проведения исследований традиционными лабораторными методами в сочетании с оперативными методами экологического контроля с целью осуществления мониторинга акватории Волги на всем ее протяжении. В оценки роли техногенных факторов, в интересах разработки единой системы управления и охраны водных систем и принятия необходимых управленческих решений на региональном уровне.

Список литературы:

1. Дзюбан Н.А. Волга-1. Проблемы и рациональные использования биологических ресурсов. - Кубышев, 1999. - 173 с.

2. Международный научно-промышленный форум «Великие реки -99». Т. 1 Генеральные доклады по проблемам экологического оздоровления великих рек мира. - Н.Новгород, 1999.

3. Ханжин Б.М. История разрушения и уничтожения биологических ресурсов Волго-Каспийского бассейна - Шаги на пути человеческой гибели / Ханжин Б.М., Ханжина Т.Ф. - Москва-Астрахань, 2003. - 62 с.

4. www.ges.ru/book/book_water_otbod/5.htm.

5. www.agrovodcom.ru.

6. www.astrakhan.ru.

7. www.volga.ru.

РАЗРАБОТКА МЕР ПО ЗАЩИТЕ ПРИПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЕЛЬТОВОЙ ЧАСТИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ КОЛЕБАНИЙ УРОВНЯ КАСПИЙСКОГО МОРЯ НА ПРИМЕРЕ ПОРТА ОЛЯ

© Карасаева А.Р.*

Астраханский филиал ЗАО «Дар/Водгео»,

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Рассматривая многолетний ход уровня Каспийского моря (см. рис. 1) можно выделить несколько характерных периодов: 1900-1929, 1942-1969 годы - как периоды относительно стабильного (или умеренного снижения) состояния уровня, 1930-1941 и 1970-1977 годы - как периоды резкого снижения, а 1978-1995 годы - как период резкого повышения. На конец 1994 года уровень моря поднялся на 227 см. В настоящее время уровень стабилизовался, и отметка уровня на побережье РФ достигла минус 26,5 м. По прогнозам специалистов ожидается понижение уровня моря [1, 2].

* Аспирант кафедры «Инженерной экологии и природообустройства»

1 |-------1------1------1-------1 I ........ I I I

184 С 1560 1880 1900 1920 1Э4С 1960 1980 2000

Рис. 1. Колебание уровня Каспийского моря за период инструментальных наблюдений [3]

Судоходство относится к числу основных отраслей народного хозяйства, зависящее от колебаний уровня Каспийского моря. При регрессии моря происходит освобождение значительной площади суши, что негативно сказывается на судоходстве, а при трансгрессии - наоборот происходит развитие морского транспорта.

В данной работе предложены инженерные мероприятия по защите припортовой инфраструктуры (берегоукрепления причалов, портовые терминалы и т.д.), которая в будущем будет подвергаться воздействию со стороны водных источников в результате колебания уровня моря (при его повышении). Данные инженерные мероприятия рассмотрены на примере порта Оля, который находится в так называемой «прибрежной зоне риска» при поднятии уровня Каспийского моря.

Площадка Первого грузового района морского порта Оля, находится на берегу р. Бахтемир и примыкает непосредственно с юга к с. Оля (Ли-манский район Астраханской области). От жилой застройки с. Оля до Каспийского канала протяженность берега составляет 1,9 км. Здесь, кроме существующих портовых объектов, размещается две организации, ООО ПСКФ «Лиманское» и «Понизовье МДЦ», занимая 450 м береговой полосы. Ниже Каспийского канала вдоль берега р. Бахтемир расположены нефтеналивной перегрузочный комплекс и перегрузочный комплекс навалочных грузов. По реке Бахтемир, проходит трасса Волго-Каспийского канала, соединяющего Волгу с Каспийским морем. От Астрахани район объекта находится на расстоянии 88 километров. От грузового района до выхода в море протяженность канала в нынешних условиях составляет 100 километров. По берегу р. Бахтемир размещаются построенные в 1997-2003 гг. причалы №№ 3, 1, 2 морского порта Оля. Протяженность их составляет

470 п.м. В настоящее время причалы используются для перегрузки контейнеров, генгрузов и приема автомобильных морских паромов (суда Ро-Ро типа «Кристина») на линиях Россия-Иран, Россия-Туркменистан. Во второй половине 90-х годов к причалам от автодороги Оля - Забурунное-Лиман была построена подъездная автодорога капитального типа протяженностью 3 км. Эта автодорога в районе «Заставы» соединяется с автодорогой Астрахань-Лиман-Махачкала общегосударственного значения. По западной границе Лиманского административного района области проходит железнодорожная линия Астрахань-Кизляр-Махачкала. Она через Астраханский железнодорожный узел связана с общегосударственной железнодорожной сетью, а через станцию Аксарайская с Республикой Казахстан. Для соединения порта Оля с железной дорогой в 2004 г. построен железнодорожный подъездной путь от разъезда 6 (ст. Яндыки) до порта протяженностью 51 километр и станция Порт Оля. Ситуационное расположение Первого грузового района МТП Оля показано на рис. 2.

г ,

X.

/

Рис. 2. Ситуационная схема расположения порта Оля

Территория района довольно ровная, с естественными отметками минус 25,5 м - минус 24,5 м Б.С. К площадке примыкают бугры Бэра с максимальной отметкой минус 9,5 м. Пойменный берег ежегодно в половодье затапливается и находится под водой до трех месяцев. После спада воды в реке он медленно обсыхает и зарастает камышом.

На повышенных местах растет кустарник тамарикс. Вдоль русел ериков имеются узкие полосы представленного в основном кустарником, так называемого, ленточного леса.

Климат района резко континентальный с сухим жарким летом и морозной ветреной зимой. Максимальная температура воздуха достигает +35°-40°С. Абсолютный минимум - 32°С. Осадки 240-270 мм в год. Среднегодовая относительная влажность 72-76 %.

В течение всех сезонов преобладают ветры восточного и западного направлений.

Продолжительность ледового периода, в среднем, составляет 102 дня. Максимальная - 148 дней, минимальная - 56.

За период зарегулированного стока характерные уровни имели следующие отметки:

- минус 26,07 м - среднегодовой;

- минус 24,61 м - максимальный;

- минус 26,98 м - минимальный;

- минус 26,66 м - среднесуточный 98 % обеспеченности.

В период межени наибольшие скорости течения на Бахтемире составили 0,5-0,6 м/с, максимальные - порядка 1,0 м/с. В период половодья работают все водотоки. На Бахтемире скорости течения увеличиваются в 2 раза и для средних значений составляют 1,06-1,14 м/с. Максимальные скорости течения достигают 1,51-1,56 м/с.

Русло р. Бахтемир на участке грузового района стабильно на протяжении нескольких десятилетий. Территория берега сложена ильменными и аллювиальными отложениями, литологически представленные песками, супесями, суглинками и глинами, и подстилающими их хазарскими глинами и суглинками с прослоями песка. В ильменных отложениях встречаются погребенные слои илов.

Уровень грунтовых вод зависит от горизонта воды в р. Бахтемир. По отношению к бетону грунтовые воды ильменных отложений сильно агрессивные для бетона на обычных марках цемента и неагрессивные для бетонов на сульфатостойких марках цемента.

Порта Оля предназначен для перевалки сухих грузов. В проекте в состав грузового района входит 18 причалов, в том числе: 16 - грузовых и 3 - для портового и служебно-вспомогательного флота. В настоящее время построено и функционирует 5 причалов.

Все причалы располагаются фронтально вдоль береговой линии. Три причала №№ 5а, 10, 10б расположены в ковше базы портофлота, два причала №№ 13, 14 расположены в ковше нефтеналивного терминала. Возведение причального фронта предусматривается в обе стороны от существующих причалов №№ 1, 2, 3, 4 на участке берега от села Оля до Каспийского канала.

Основные характеристики расчетных типов судов приведены в табл. 1 [4].

Для доставки и отправки грузов водным транспортом в порту Оля построены грузовые причалы.

Таблица 1

Основные характеристики расчетных типов судов в п. Оля

Тип судна Основные характеристики

Грузоподъемность, т Длина, м Ширина, м Осадка в грузу, м

1. Сухогруз «Валдай» пр. 1010 3950/4700 128,2 16,7 3,75/4,20

2.Сухогруз «Сормовский» -/3000 114,0 13,2 -/3,5

3.СМ 191 -/1840 86,15 12,2 -/2,9

4. Автопаром Ро-Ро пр.61 -/4445 125,9 16,2 4,22/5,66

5. Ж.д. паром «Дагестан» -/2200 154,47 18,3 -/4,5

6. Сухогруз «Волга» -/5000 140,0 16,7 -/4,52

7. Танкеры типа «Армада Лидер» 4516/6092 138,7 16,8 3,60/4,30

В числителе приведены характеристики в реке, в знаменателе - в море

Территория порта ограничена со стороны рук. Бахтемир берегоукреплением типа вертикальная стенка (одноанкерный больверк) и причалами общей протяженностью 1128,1 м. Со стороны Каспийского канала в качестве мероприятия по защите территорий от воздействия водных объектов предлагаю берегоукрепление полуоткосного типа протяженностью 398,8м.

Крепление типа одноанкерный больверк представляет собой шпунтовую стенку из металлического шпунта ПШС 45/150-3245 длиной 19,5 м, погружаемого до отметки минус 44,250 м, и длиной 17 м, погружаемого до отметки минус 41,750 м. Основные параметры конструкции определены расчетом по предельным состояниям согласно СН-РФ 54.1-68 «Указания по проектированию причальных набережных». Марка шпунта ПШС 45/150-3245 принята по расчетному изгибающему моменту Мірасч. = 74,3 тм и М 2расч. = 50,6 тм.

Сооружение полуоткосного типа представляет собой земляную дамбу, фронтальный откос которой укреплён сборными железобетонными плитами, в качестве упора которому служит стенка из плоского железобетонного шпунта с монолитным шапочным брусом. Полуоткосное берегоукрепление представляет собой откос заложением 1:2,5, который опирается на шапочный брус вертикальной стенки (см. рис. 3). Отметка верха шапочного бруса минус 24,900 м определилась из условия возвышения низа шапочного бруса над строительным уровнем воды.

Вертикальная составляющая полуоткосного крепления запроектирована из стального шпунта ПШС 45/150-3245 длиной 6,5 м. По верху шпунта предусматривается устройство шапочного бруса из монолитного железобетона В25; Б150; W6. По всей длине шапочного бруса через 20 ... 30 м проектом предусматривается устройство деформационных швов.

Крепление откоса принято из монолитного железобетона В25; Б150; W6 толщиной 15 см на основании расчета. Для предотвращения суффозии предусматривается устройство под железобетонными плитами обратного фильтра из слоя щебня фр. 5 ... 20 мм толщиной 200 мм. По верху откоса предусматривается устройство колесоотбоя из монолитного бетона. Пазу-

хи сооружения засыпаются крупнозернистым песком. Предусматривается обмазочная гидроизоляция бетонных поверхностей соприкасающихся с землей горячим битумом в два слоя.

Для предотвращения размыва дна акватории у причальной стенки винтами причаливающих судов, дно акватории вдоль шпунтовой стенки крепится щебнем фракции 70 ... 120 мм толщиной 800 мм шириной 6,0 м.

Заключение. Порт Оля является главным портом России на Каспийском море, включающий причалы и рейды для нефтеналивных и сухогрузных судов, деятельность которых связана с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте в Российской Федерации. Поэтому разработка инженерных мероприятий по защите припортовой инфраструктуры является наиболее важной. На данный момент продолжается освоение прибрежной зоны и расширение порта Оля, строятся новые причалы и терминалы. В результате нестабильного уровня Каспийского моря на всем протяжении времени, возможно в будущем поднятие уровня моря, следствием чего является затопление прибрежной территории и угроза круглогодичной и круглосуточной работы порта. Для предотвращения негативных факторов при трансгрессии моря для судоходства в данной работе предложены инженерные мероприятия по защите припортовой инфраструктуры при подъёме уровня Каспийского моря.

Список литературы:

1. Бухарицин П.И. Современные гидрологические исследования и прогнозы в дельте реки Волги и Каспийском море. - ЛГУ, 2007.

2. Бутаев А.М. Каспий: загадки уровня. - Махачкала, 1998. - 70 с.

3. Малинин В.Н. Проблема прогноза уровня Каспийского моря. - СПб., 1994. - 160 с.

4. «Строительство нефтеналивного перегрузочного комплекса и перегрузочного комплекса навалочных грузов в порту Оля Астраханской области» / ЗАО «ДАР/ВОДГЕО», 2009.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Пальцева А.А.*

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

Автор статьи указывает на существующую проблему экологического воспитания, которой обеспокоены не только зарубежные страны, но

* Студентка 2 курса кафедры «Экология и природопользование»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.