Научная статья на тему 'Разработка концепции программы повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге'

Разработка концепции программы повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УНИВЕРСИТЕТ 3.0 / МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / FINANCIAL LITERACY / UNIVERSITY 3.0 / TRIPLE HELIX MODEL / NATIONAL FINANCIAL LITERACY PROJECT / INITIATIVE BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстафьева Ирина Юрьевна, Иванова Наталия Георгиевна, Шубаева Вероника Георгиевна

В статье предложена концепция региональной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга, основанная на модели тройной спирали. Акцентируется внимание на вузах и их новой роли в региональном сообществе. Разработан организационный механизм взаимодействия вузов, органов власти, финансовых институтов, которое будет обладать синергетическим эффектом, обеспечит финансовую стабильность, экономический рост, социальную защиту и развитие гражданского общества в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE CONCEPT OF PROGRAM INCREASE FINANCIAL LITERACY AND DEVELOPMENT OF PARTICIPATORY BUDGETING IN ST. PETERSBURG

The article proposes the concept of a regional program to increase the level of financial literacy of the population of St. Petersburg, based on the model of the triple helix. Attention is focused on universities and their new role in the regional community. An organizational mechanism for cooperation between universities, government bodies, financial institutions, which will have a synergistic effect, will provide financial stability, economic growth, social protection and the development of civil society in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Разработка концепции программы повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге»

Евстафьева И.Ю., Иванова Н.Г., Шубаева В.Г.

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Аннотация. В статье предложена концепция региональной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга, основанная на модели тройной спирали. Акцентируется внимание на вузах и их новой роли в региональном сообществе. Разработан организационный механизм взаимодействия вузов, органов власти, финансовых институтов, которое будет обладать синергетическим эффектом, обеспечит финансовую стабильность, экономический рост, социальную защиту и развитие гражданского общества в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова. Финансовая грамотность, университет 3.0, модель тройной спирали, национальный проект повышения финансовой грамотности, инициативное бюджетирование.

Evstafieva I.U., Ivanova N.G., Shubaeva V.G.

DESIGN OF THE CONCEPT OF PROGRAM INCREASE FINANCIAL LITERACY AND DEVELOPMENT OF PARTICIPATORY BUDGETING IN ST. PETERSBURG

Abstract. The article proposes the concept of a regional program to increase the level of financial literacy of the population of St. Petersburg, based on the model of the triple helix. Attention is focused on universities and their new role in the regional community. An organizational mechanism for cooperation between universities, government bodies, financial institutions, which will have a synergistic effect, will provide financial stability, economic growth, social protection and the development of civil society in St. Petersburg.

Keywords. Financial Literacy, university 3.0, triple helix model, national financial literacy project, initiative budgeting.

В современных условиях расширяется сфера использования финансовых продуктов и услуг, появляются и усложняются новые финансовые инструменты, что придаёт вопросам финансовой грамотности населения чрезвычайную актуальность, а обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором сохранения и преумножения экономического благополучия людей.

ГРНТИ 06.73.02

© Евстафьева И.Ю., Иванова Н.Г., Шубаева В.Г., 2018

Ирина Юрьевна Евстафьева - кандидат экономических наук, доцент, исполняющая обязанности декана факультета экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Наталия Георгиевна Иванова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Вероника Георгиевна Шубаева - доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной и методической работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Иванова Н.Г.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 235 32 99. Е-mail: ivanova.n@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 30.12.2017.

Для повышения финансовой грамотности населения с 2011 г. реализуется проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (национальный проект). В сентябре 2017 г. Правительство РФ утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы [1]. В Стратегии, в частности, установлено, что на региональном уровне планируется составить региональные программы повышения уровня финансовой грамотности населения (или региональные программы с иным наименованием, направленные на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг). В настоящее время подобные программные документы приняты и реализуются лишь в нескольких пилотных регионах.

Результаты наших исследований, представленные, в том числе, на страницах этого журнала [2], позволяют выразить уверенность в том, что в Санкт-Петербурге, городе федерального значения, крупнейшем финансовом центре России, имеющем население около 5 млн человек, необходимо в ближайшее время подготовить и принять такую программу. Еще одним аргументом в пользу этого тезиса выступает научный потенциал города, представленный, прежде всего, его ведущими вузами.

В последние годы университеты меняют свою парадигму: они переходят от классической, научно-исследовательской, модели к «университету 3.0», в котором на третий план, после образовательной и научной деятельности, выходит совершенно новая работа, связанная с развитием регионального сообщества. Третья роль всегда была свойственна университетам. Так, классические университеты, такие как МГУ, СПбГУ и др., всегда были не только центром образования и науки, но также источником формирования культуры. И все же до недавних пор предполагалось, что вуз - это прежде всего источник профессионального образования. Осознанно о третьей роли университетов начали говорить лишь в последние десятилетия. В первую очередь благодаря инновационной повестке, которая все больше стала смещаться в сторону образовательных учреждений [3].

Современный университет оказывает влияние на экономику, уровень человеческого капитала и инновационный потенциал региона. В современной «экономике знаний» вузы поменяли свою дислокацию, оказавшись в эпицентре социально-экономических процессов. Университеты становятся центром инноваций, то есть «двигателем» экономики. И эта идея коммерциализации, быстрого вывода на рынок продукта, который в содружестве с властью и бизнесом легко получается, является ключевой. Университеты становятся площадкой, на которой диалог между всеми сторонами будет происходить на системно новом уровне.

Под третей ролью университета понимается его возрастающее взаимодействие и влияние на бизнес-сообщество и органы власти. За рубежом этот триумвират называют «тройной спиралью», triple helix. Модель тройной спирали в середине 90-х гг. ХХ века предложили Генри Ицковиц (США) и Лойет Лейдесдорф (Нидерланды). Они же основали Международную ассоциацию Тройной спирали. В нашей стране на русском языке в Томске опубликована книга Г. Ицковица «Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии» [4]. И именно в Томске были сделаны первые шаги по практической реализации модели тройной спирали. В одном из своих многочисленных интервью Г. Ицковиц отмечает: «В спирали мы видим переплетающиеся между собой винтовые линии. Это не простое линейное взаимоотношение: с течением времени линии спирали могут сдвигаться, изменяться, перетекать одна в другую. Спираль - это попытка визуально представить изменчивое и гибкое взаимодействие. Хитрость состоит ещё и в том, что в модели незримо присутствует четвёртый элемент - время, вокруг которого, изменяясь и развиваясь, вьются все три спирали» [5].

С нашей точки зрения, модель тройной спирали в полной мере соответствует концепции региональной программы повышения уровня финансовой грамотности населения. В качестве четвертого, но основного, элемента «вокруг которого, изменяясь и развиваясь, вьются все три спирали» мы предлагаем взять население, домашние хозяйства. В формате 2D модель можно представить в форме схемы, приведенной на рисунке.

Для разработки региональной программы повышения уровня финансовой грамотности населения предлагается реализовать взаимодействие, основанное на модели тройной спирали с осью - домашними хозяйствами (вуз + органы власти + бизнес-финансовая среда + граждане), что, во-первых, ставить во главу угла интересы домашних хозяйств в необходимости повышения уровня финансовой грамотности, а, во-вторых, акцентирует внимание на вузах и их новой роли в региональном сообществе. В качестве площадки для проведения различных образовательных и просветительских программ

повышения финансовой грамотности вузы подходят как нельзя лучше, благодаря педагогическому и научному потенциалу, накопленному багажу современных образовательных технологий.

Кроме того, по финансовому просвещению вузы смогут проводить практику открытых университетов, которые давно и успешно развиваются на Западе и уже имеют опыт в России. Открытые университеты осуществляют массовое вовлечение местного сообщества в образовательные процессы, и в этом смысле финансовое просвещение может быть передано вузам, прежде всего - экономическим, которые, в свою очередь, будут взаимодействовать в этом вопросе с органами власти и финансовыми институтами.

Рис. Модель тройной спирали в формате 2Б

Значителен опыт нашего университета - СПбГЭУ, в реализации национального проекта повышения финансовой грамотности населения, который представлен и просветительским мероприятиями, и учебной литературой, и многим другим. Так, начиная с 2012 г. мы подготовили и опубликовали несколько учебных изданий по финансовой грамотности для школьников, в составе которых постоянно развивается и совершенствуется практическая часть [6].

В 2016-2017 гг. совестно с РГПУ им. А.И. Герцена мы реализовали уникальный проект - «Разработка, апробация и распространение инструментов обеспечения доступной финансовой среды для людей с ограниченными возможностями здоровья». Проект был выполнен по заказу Министерства финансов Российской Федерации. Основная цель проекта - создание долгосрочных условий для интеграции людей с нарушением зрения и нарушением слуха в финансовую сферу. В содружестве с банковским сообществом Санкт-Петербурга мы смогли разработать и апробировать инклюзивный комплаенс - рекомендации для финансовых институтов по взаимодействию с инвалидами по зрению и по слуху. Для учителей специализированных образовательных учреждений были проведены курсы повышения квалификации «Специальный финансовый тьюторинг». Разработано несколько учебно-методических комплексов для специальных образовательных программ для учителей и инвалидов [7].

За рассматриваемый период мы провели три научно-методические и одну научно-практическую конференцию, посвященные вопросам повышения финансовой грамотности. В рамках Международной научной конференции «Архитектура финансов» дважды провели дискуссионную панель на тему финансовой грамотности, опубликовали целый ряд научных изданий по данному направлению. Параллельно на постоянной основе проводим образовательные и просветительские мероприятия - День финансиста 8 сентября, мини-олимпиаду по финансовой грамотности для студентов 2 курса, участвуем в неделях финансовой грамотности, ведем передачу «Финансовый ликбез» на телеканале «Санкт-Петербург», проводим различные мероприятия для школьников города и т.п.

Постепенно расширяется сотрудничество, партнёрство вузов по данному направлению, примером чего станет консорциум двух вузов Санкт-Петербурга - СПбГЭУ и Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, на базе которого по решению Минфина России создается Межрегиональный методический центр в Санкт-Петербурге (ММЦ). ММЦ должен выступить основной площадкой, на которой

вузы Санкт-Петербурга будут проводить за счет федерального финансирования поддержку системы общего образования, школ, учреждений СПО и т.д., в части подготовки педагогов по финансовому образованию, которые, в свою очередь, станут проводниками этих знаний в среде обучающихся школьников.

Принципиально важно, чтобы подготовка педагогов системы общего и среднего образования проходила на площадках ММЦ, поскольку через федеральную методическую сеть (куда входит ММЦ) идет поставка учебной и методической литературы, которая прошла необходимую процедуру согласования с Минфином и Минобрнауки России. То же самое относится и к подготовке преподавателей вузов, которые прошли обучение на базе Федерального методического центра (ФМЦ).

Помимо этого, вузы Санкт-Петербурга могут подключится к организации и проведению различных конкурсов и олимпиад среди школьников и студентов по финансовой грамотности. Так, например, в 2017-2018 учебном году ФМЦ и НИУ ВШЭ проводят олимпиаду «Высшая проба», профиль «Финансовая грамотность», соорганизатором олимпиады выступает Министерство финансов РФ. Дипломантам олимпиады в 2018 году при прохождении вступительных испытаний в НИУ ВШЭ будут добавлены баллы по профильному предмету ЕГЭ, также планируется через год включение профиля «Финансовая грамотность» в заявку на уровень олимпиады Министерства образования и науки РФ. В начале 2018 г. стартовала олимпиада по финансовой грамотности для студентов, проводимая на базе МГУ им. М.В. Ломоносова.

Олимпиада (всероссийский конкурс) - механизм распространения знаний о наиболее часто встречающихся проблемных ситуациях в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг и возможных способах их решения среди студентов-старшекурсников бакалавриата и специалитета любых направлений обучения и специальностей высших учебных заведений Российской Федерации [8]. Команда студентов СПбГЭУ примет активное участие в этой олимпиаде.

В плане развития открытых университетов, вузы Санкт-Петербурга смогут проводить мероприятия для иных, помимо обучающихся, приоритетных целевых групп, указанных в Стратегии, - граждан с низким и средним уровнем доходов, граждан пенсионного и предпенсионного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Могут быть предложены самые разные формы проведения просветительской работы с этими группами начисления - от создания МООК (массового открытого онлайн курса) по финансовой грамотности, проведения открытых семинаров и лекций, кружков и т.п., до создания рекламных роликов и иных форм социальной рекламы. Например, в СПбГЭУ в 2016 г. подготовлен просветительский проект для пенсионеров - «Школа финансовой грамотности для граждан «третьего возраста». Мы готовы реализовать этот проект на площадках администраций муниципальных образований и социальных учреждений Санкт-Петербурга.

Примечательно то, что Минфином России накоплен огромный банк информационных ресурсов по финансовой грамотности, но, зачастую, рядовые граждане в регионах и муниципальных образованиях даже не знают об этом. Так, например, портал «вашифинансы.рф» [9], на котором сосредоточен огромный объем информации, учебных и познавательных материалов, не имеет мобильной версии, что ограничивает круг его пользователей, прежде всего - молодежи, студенчества. Разработка и внедрение бесплатных и качественных мобильных приложений для учета личных финансов, ориентированных на студенчество, способны существенно повысить интерес данной целевой аудитории не только к информационному ресурсу, распространяющему данное приложение, но и к вопросам повышения уровня финансовой грамотности в целом.

Еще один пример - это запуск 26 октября 2017 г. горячей телефонной линии Роспотребнадзора для граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Роспотребнадзор, наряду с Минфином России, участвует в Проекте «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Бесплатная телефонная линия 8 (800) 100-29-26 доступна в режиме 24х7. Она позволит гражданам получать оперативные консультации и разъяснения по вопросам защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг, поможет упростить для них процедуру подачи обращений и жалоб, а также окажет содействие повышению общего уровня информированности граждан о правах потребителей на финансовом рынке и о деятельности Роспотребнадзора в данной сфере. Информация об этой новой возможности для граждан появилась в новостях на некоторых сайтах - Минфина России, Роспотребнадзора и др. участников национального проекта. Но продвижение национальной программы повышения уровня финансовой

грамотности требует активизации. И в этом вопросе огромную роль могут играть органы исполнительной государственной власти (ОИГВ) субъектов РФ и муниципальные образования.

Особенно тревожит тот факт, что во время недель сбережений среди организаторов мероприятий -финансовых институтов - не исключены случаи проведения скрытых рекламных кампаний вместо ожидаемых мероприятий по финансовому просвещению. Социальная реклама, посвящённая финансовой грамотности, должна размещаться при поддержке ОИГВ в городском общественном транспорте и в других многолюдных местах по примеру имеющегося совместного проекта администрации Санкт-Петербурга и СПбГУ «Давайте говорить, как петербуржцы». Уверены, что вопросы финансовой грамотности не уступают по значимости орфографической или лексической грамотности.

ОИГВ пилотных регионов (в их состав Санкт-Петербург не входит) активно работают по продвижению национального проекта. Как указано в Стратегии, в проекте на постоянной основе принимают активное участие 9 пилотных регионов, а также все более возрастает участие других регионов (83 субъекта в 2016 году) во Всероссийских неделях финансовой грамотности для детей и молодежи, неделях сбережений, проводимых в рамках национального проекта.

В Санкт-Петербурге, безусловно, проводятся мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности граждан при поддержке федеральных и региональных ОИГВ. Специалисты ОИГВ и сами выступают в университетах, колледжах, школах и т.п. по вопросам повышения финансовой грамотности. Так, например, в СПбГЭУ несколько раз в год проходят гостевые лекции УФНС по Санкт-Петербургу по налоговой грамотности, Комитета финансов - по бюджетной грамотности, представителей финансовых институтов - по финансовой грамотности. Однако следует отметить отсутствие координации между ОИГВ и иными участниками проекта, дублирование мероприятий и неэффективное использование потенциала вузов. Не секрет, что редки случаи, когда специалист ОИГВ одновременно оказывается и хорошим лектором, который не только способен показать красочные картинки презентации, но и умеет донести в адекватной форме информацию до слушателей.

Немаловажным является вопрос финансовой поддержки проекта. В настоящее время наиболее значимая, основная, поддержка проекту идет со стороны федерального уровня, прежде всего - Минфина России. Существуют разные каналы выделения финансирования на конкурсной основе, например - Фонд хороших идей [10]. В Санкт-Петербурге ежегодно из бюджета города на конкурсной основе выделяются субсидии на проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга. Однако только негосударственные НКО могут участвовать в этом конкурсе, а государственные вузы, например, не могут. Во-вторых, в отличие от Фонда хороших идей, который субсидирует мероприятия, Комитет финансов Санкт-Петербурга преимущественно субсидирует издание печатной продукции - учебников, справочников, буклетов и т. п., исходя из критерия простоты проверки. Представляется, что следует рассмотреть вопрос об изменении формата субсидии с целью ее переориентации на проведение мероприятий по финансовому просвещению при условии создания действенного государственного (муниципального) финансового и общественного контроля за ходом реализации мероприятий.

Полагаем, что именно Комитет финансов (КФ) Санкт-Петербурга может выступить в роли координирующего органа, который сумеет организовать слаженную работу всех структур, вузов и финансового сообщества по повышению уровня финансовой грамотности в Санкт-Петербурге. И такая работа уже проводится КФ. Вместе с тем, разработка и принятие нормативным правовым актом Санкт-Петербурга региональной программы повышения уровня финансовой грамотности населения станет первым этапом в создании необходимой инфраструктуры по реализации национального проекта в Санкт-Петербурге на комплексной и системной основе.

Началом такой работы должно стать создание Межведомственного координационного центра (МКЦ) по повышению уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга и защите прав потребителей финансовых услуг. Основной задачей центра будет координация общегородских мероприятий в области финансового просвещения, а также организационная, методическая и финансовая поддержка мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности жителей Санкт-Петербурга. МКЦ станет специальной межведомственной площадкой по обмену опытом и выработке новых подходов по финансовому просвещению населения, а также пропаганде разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам.

Принципиально подчеркнуть, что в данном случае под финансовой грамотностью понимается, в том числе, и бюджетная, и налоговая грамотность. Вместе с КФ мы являемся сторонниками именно такого подхода, направленного на комплексное проведение просветительской работы на уровне домашних хозяйств. В настоящее время КФ проводит большую работу по продвижению инициативного бюджетирования, которое можно определить как совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также в последующем контроле за реализацией отобранных проектов [11].

Проект инициативного бюджетирования стартовал в Санкт-Петербурге в 2016 г. при поддержке администраций двух районов Санкт-Петербурга (Центрального и Василеостровского), Комитета финансов Санкт-Петербурга и Европейского университета Санкт-Петербурга. Он получил название «Твой бюджет». Несмотря на незначительные суммы, направленные на проект на стадии его внедрения, в долгосрочной перспективе он может дать существенные положительные результаты для развития Санкт-Петербурга и повышения качества жизни его жителей. Дальнейшее развитие инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге может быть реализовано в рамках региональной программы повышения уровня финансовой грамотности населения, а также широкого привлечения вузов к реализации проекта «Твой бюджет».

В этих условиях МКЦ призван также координировать и это направление. По инициативному бюджетированию сотрудничество с вузами приобретает особую значимость, поскольку студенты и профессорско-преподавательский состав принадлежит к так называемому «креативному классу», которому отводится особая роль - инициаторов идей, в проекте КФ «Твой бюджет», а также региональном конкурсе, посвященном бюджету для граждан.

В состав МКЦ предлагается включить представителей: ОИГВ Санкт-Петербурга (Комитет финансов, Комитет по образованию, Комитет по науке и высшей школе, Комитет по социальной политике, другие комитеты, районные администрации); органов местного самоуправления; Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации; федеральных ОИГВ (Роспотребнад-зор, ФНС, Федеральное казначейство); вузов; финансовых институтов и их ассоциаций; иных заинтересованных организаций.

Помимо координационной деятельности, МКЦ станет широкой информационной платформой, которая будет осуществлять информационную поддержку мероприятий (в том числе, посредством размещения информации на сайтах организаторов мероприятий и партнеров). Участники МКЦ подписывают Меморандум о сотрудничестве партнеров, в котором будут обозначены их права и обязанности по реализации региональной программы. На ежегодной основе формируется Сводный план мероприятий на основе планов мероприятий участников МКЦ. Вся информация по региональной программе размещается на сайте КФ, включая Сводный план и отчеты по мероприятиям. Это создаст возможность вести банк проектов по реализации программы, выявлять и пропагандировать лучший опыт, проводить бенчмаркинг.

Отдельный вопрос связан с участием финансовых институтов. Прежде всего, полагаем, как необходимый фактор, участие в МКЦ представителей Северо-Западного главного управления Центрального банка России. Параллельно с проектом Минфина, Банк России также проводит огромную работу по данному направлению. Необходимо устранить дублирование мероприятий и обеспечить координацию работ. Привлечение финансового сообщества к работе МКЦ - необходимое условие его успешной работы. Однако роль финансовых институтов заслуживает отдельного обсуждения с тем, чтобы исключить срытую рекламу, не искажать условия их работы на финансовых рынках. С нашей точки зрения, МКЦ следует поддерживать и пропагандировать лучшую социальную практику банков в этом вопросе, такие проводимые ими мероприятия как, например, патронаж социальных учреждений (детских домов и т.п.).

МКЦ позволит усилить взаимодействие финансовых институтов и университетов по повышению уровня финансовой грамотности населения. Финансовые институты заинтересованы в подготовленных кадрах, обладающих новой компетенцией - умением организовывать и проводить разъяснительную и просветительскую работу по финансовой грамотности среди населения. Такую компетенцию студентам смогут дать вузы. В свою очередь, финансовые институты расширят возможности производственной практики для обучающихся, станут площадкой для проведения внеучебных мероприятий -экскурсий, гостевых лекций, праздничных мероприятий и т.п.

До разработки и реализации региональной программы представляется необходимым провести оценку уровня финансовой грамотности населения в Санкт-Петербурге, что позволит определить стратегические ориентиры, промежуточные и итоговые результаты реализации всего комплекса мероприятий.

Таким образом, в региональной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга предлагается реализовать взаимодействие, основанное на модели тройной спирали с осью - домашними хозяйствами (вуз + органы власти + бизнес-финансовая среда + граждане), что, во-первых, ставит во главу угла интересы домашних хозяйств в необходимости повышения уровня финансовой грамотности, а, во-вторых, акцентирует внимание на вузах и их новой роли в региональном сообществе. Такое взаимодействие, обладающее синергетическим эффектом, призвано обеспечить финансовую стабильность, экономический рост, социальную защиту и развитие гражданского общества в Санкт-Петербурге, городе федерального значения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р.

2. Евстафьева И.Ю., Иванова Н.Г., Шубаева В.Г. Методология и практика повышения финансовой грамотности населения России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 4 (100).

3. Беляков К., Новикова Е. Третья роль университетов // Ведомости. 1 октября 2017 г.

4. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010.

5. Тройная спираль Генри Ицковица. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://erazvitie.org/ru/ айс1е/1го,|па]а_8р1га^пп_юк^са (дата обращения 11.11.2017).

6. Финансовая грамотность / под ред. И.Ю. Евстафьевой, Н.Г. Ивановой, В.Г. Шубаевой. М.: Кнорус, 2016.

7. Иванова Н.Г., Кацюба И.А. Оценка качества программ повышения финансовой грамотности инвалидов // Стандарты и качество. 2017. № 8 (962).

8. Сайт олимпиады по финансовой грамотности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fingramota.econ.msu.ru/competition (дата обращения 11.11.2017).

9. Сайт Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р://хп--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/about (дата обращения 11.11.2017).

10. Сайт Фонда хороших идей (Конкурсная поддержка инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goodideasfund.ru (дата обращения 11.11.2017).

11. Вагин В.В., Шаповалова Н.А., Гаврилова Н.В. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Финансовый журнал. 2015. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.