Научная статья на тему 'Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача'

Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ГУМАНИТАРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОТКРЫТЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SAMPLES / EDUCATIONAL INNOVATIONS / HUMANITARIAN MANAGEMENT ACTIONS / OPEN TEACHERS' PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна

Рассматривается проблема профессионального развития педагога в контексте реализации новых образовательных стандартов. Обоснована необходимость разработки концепции открытого профессионализма педагога как альтернативного похода в профессиональной подготовке и переподготовке педагога. Разграничены следующие понятия: «закрытый и открытый профессионализм», «инновации в образовании и образовательные инновации», «гуманитарное и административное управление». Выделены зависимости: между участием педагога в инновационной деятельности и развитием его профессиональных компетенций; между гуманитарным и андрагогическим сопровождением и развитием профессионально-личностных качеств педагога. В результате автор утверждает, что профессиональное развитие педагога это не воспроизведение одних и тех же функций, а реальное участие педагога в создании новой образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF OPEN PROFESSIONALISM OF A TEACHER AS A RESEARCH PROBLEM

The paper is dedicated to the problem of teachers’ professional development in the context of realization of the new Federal Educational Standards. The objective of this research is the analysis of the open teachers’ professionalism concept as the alternative approach in teachers’ professional development and retraining. The purpose of the paper is to distinguish the notions: “closed and open professionalism”, “innovations in education and educational innovations”, “administrative and humanitarian management actions”. The author makes the connection between teachers’ professional development and their participation in preparing and realizing innovative programs; between humanitarian andragogic support and development of professionally personal qualities. Finally, the author clarifies the teachers’ professional development as not as a reproduction of the same functions but a real part in creating new educational practice.

Текст научной работы на тему «Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача»

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 1 (166)

УДК 378

С. И. Поздеева

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА

Рассматривается проблема профессионального развития педагога в контексте реализации новых образовательных стандартов. Обоснована необходимость разработки концепции открытого профессионализма педагога как альтернативного похода в профессиональной подготовке и переподготовке педагога. Разграничены следующие понятия: «закрытый и открытый профессионализм», «инновации в образовании и образовательные инновации», «гуманитарное и административное управление». Выделены зависимости: между участием педагога в инновационной деятельности и развитием его профессиональных компетенций; между гуманитарным и андрагогическим сопровождением и развитием профессионально-личностных качеств педагога. В результате автор утверждает, что профессиональное развитие педагога - это не воспроизведение одних и тех же функций, а реальное участие педагога в создании новой образовательной практики.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, профессиональные пробы, образовательные инновации, гуманитарное управление, открытый профессионализм педагога.

Профессиональное развитие педагога всегда считалось условием повышения качества образования. Опыт стран, мировых лидеров в образовании убедительно доказывает, что именно от качества преподавания и профессиональных компетенций педагога зависит качество образования в школе: низкие результаты демонстрируют те дети, которые учатся у плохих учителей. В традиционном понимании стаж работы педагога в профессии определяет меру накопленного им профессионального опыта, а значит - уровень профессионализма. Получается, что профессионализм педагога - это много раз (лет) воспроизведенный им опыт реализации привычных профессиональных функций. Другими словами, традиционно считается, что многократное воспроизведение привычных действий и функций - главное условие развития профессионализма педагога, а сам профессионализм - это достижение определенного качественно-количественного уровня личностных качеств, профессиональных знаний, умений, компетенций учителя.

Однако с развитием инновационной деятельности в школах, принятием новых стандартов педагога и высшего педагогического образования понятие профессионализма и профессиональных компетенций стало меняться. В нашем понимании профессионалами педагоги становятся, не приближаясь постепенно к некой норме, заданной сверху (назовем это «закрытый профессионализм»), а профессионально и личностно развиваются, изменяя образовательную практику как практику взаимодействия с обучающимися, включаясь в педагогически ориентированные профессиональные пробы еще в студенческие годы: изменяют свою позицию, взгляд на ребенка, отношение к инновациям, профессиональные умения и компетенции (назовем это «открытый профессионализм»). Развитие профессионализма, на наш взгляд, - это когда педагоги, включаясь в освоение новых для себя про-

фессиональных практик, становятся другими. Для управления развитием открытым профессионализмом педагога нужны другие подходы, альтернативные традиционным, в том числе другое управление. Суть такого управления в том, что оно является не административным (директивным), а гуманитарным [1], т. е. помогающим педагогу стать реальным участником, а не исполнителем образовательной практики и тех инноваций, которые эту практику меняют. Таким образом, возникает необходимость теоретического обоснования и поиска новых способов непрерывного педагогического образования в логике открытого профессионализма практикующего и будущего педагога. В этой связи актуальными могут стать следующие направления исследований: закономерности непрерывной профессионализации педагогических кадров в логике открытого профессионализма; педагогически ориентированные профессиональные пробы и пробное действие педагога; технологизация подготовки учителя в вузе и системе ДПО; профессиональное развитие педагога в контексте образовательных инноваций; андрагогическое сопровождение педагогов в инновационной образовательной деятельности. Основная интегрирующая идея данных направлений состоит в том, что развитие профессионализма педагога - это не упражнение в воспроизведении набора одних и тех же профессиональных функций, а постоянная включенность в создание «здесь, сейчас и внутри» новой образовательной практики.

Подчеркнем, что новый «Профессиональный стандарт педагога» в качестве главного профессионального качества педагога выделяет умение учиться, проявлять готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, что требует расширения пространства педагогического творчества. В логике теории учебной деятельности и развивающего обучения

С. И. Поздеева. Разработка концепции открытого профессионализма педагога.

(В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман, В. В. Репкин) умение учиться является основой самоизменения, саморазвития, непрерывного образования и связано, во-первых, с содержательной рефлексией (разделением области «я знаю и умею» от области «не знаю, не умею») и, во-вторых, с пробными и поисковыми действиями по преодолению области незнания (неумения) и открытием новых способов действий (учебных, познавательных, профессиональных). Это означает, что подлинный профессионализм педагога - открытый профессионализм и открытая профессионализация как собственное активное движение к профессии и в профессии, так как для достижения нормы, заданной извне (на которую субъект влиять не может), содержательная рефлексия и пробные действия не нужны. Открытый профессионализм педагога -это такой процесс его профессионально-личностного развития, который им самим инициируется, организуется, рефлексируется, т. е. педагог - значимый и влиятельный участник профессионального развития. Это понимание базируется на концепции педагогики совместной деятельности (Г. Н. Прозу-ментова) и концепции открытого совместного действия педагога и ребенка (С. И. Поздеева).

Добавим, что с развитием инновационной деятельности в образовательных организациях управленцы и рядовые педагоги стали понимать, что участие в инновационных программах и проектах позитивно влияет на профессионализм педагога. Однако зачастую такая деятельность организуется в ОУ в логике закрытого профессионализма, когда педагогов обязывают реализовывать программы, кем-то придуманные, смысла и назначения которых они не понимают. В данном случае, пользуясь терминологией Г. Н. Прозументовой, речь идет об инновациях в образовании, но не образовательных инновациях, которые предполагают личное осознанное участие педагога в инновационной деятельности. Значит, отрытая профессионализация педагога - это его вовлеченность и инициированное участие в образовательных инновациях, т. е. в реальных изменениях образовательной практики.

Исследование способов становления открытого профессионализма представляется интересным с точки зрения разных методологических подходов. Во-первых, с точки зрения реализации компетен-тностного подхода в профессиональном образовании, подготовке и переподготовке педагога. Профессиональная компетенция есть способность успешно действовать на основе практического опыта, умений, знаний при решении профессиональных задач. Однако современная общественная и образовательная ситуация как ситуация функционально-смысловой неопределенности (Г. Н. Прозу-ментова) будет постоянно «провоцировать» педаго-

га на решение новых, переоформленных, нестандартных профессиональных задач, что актуализирует его развитие в логике открытого профессионализма, переоформляя, уточняя каждый раз «список» компетенций. Во-вторых, с точки зрения анд-рагогического подхода в непрерывном педагогическом образовании открытая профессионализация инициирована необходимостью учета собственных профессиональных достижений и дефицитов педагога, его профессиональных интересов и склонностей, степенью (уровнем) участия в инновационной образовательной деятельности, а не просто стажем и квалификацией. Андрагогическое сопровождение профессионального развития позволяет достичь баланса между предметной и метапред-метной, теоретической и практической, заданной и творческой составляющими профессиональной подготовки и переподготовки педагога. В-третьих, с точки зрения акмеологического подхода к пониманию непрерывной профессионализации педагогических кадров одним из ключевых ценностных приоритетов в управлении этим процессом является создание условий для личностной и профессиональной самореализации для становящегося (развивающегося) профессионала на протяжении всей его жизни в профессии, включая этап профессионального самоопределения. Обеспечение акме-стратегии профессионального развития педагога возможно лишь при наличии отлаженной системы допрофессиональных и профессиональных проб, организованной на основе концепции открытого педагогического действия и реализуемой с учетом требований непрерывности, полисубъектности, активизации рефлексивной позиции [2]. В-четвертых, с точки зрения гуманитарного управления как альтернативы административному управлению профессиональным развитием педагога в образовательных организациях. Такое управление помогает педагогу стать реальным участником, а не исполнителем образовательной практики и тех инноваций, которые эту практику меняют. В системе управления открытым профессионализмом педагога ключевое место отводится непрерывному педагогическому образованию: от пробных профориен-тационных педагогически ориентированных практик будущего педагога до различных видов программ последипломного образования.

Таким образом, исследовательская задача по разработке концепции открытого профессионализма педагога позволяет комплексно реализовать компетен-тностный, андрагогический, инновационный, акме-ологический и гуманитарный подходы в современном образовании на основе интегрирующей идеи открытой профессионализации педагогов как идеи их субъектного участия в изменении образовательной практики и самих себя как профессионалов.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)

Список литературы

1. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 194-196.

2. Смышляева Л. Г., Демина Л. С., Титова Г. Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 65-69.

Поздеева С. И., доктор педагогических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: svetapozd@mail.ru

Материал поступил в редакцию 06.11.2015.

S. I. Pozdeeva

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF OPEN PROFESSIONALISM OF A TEACHER AS A RESEARCH PROBLEM

The paper is dedicated to the problem of teachers' professional development in the context of realization of the new Federal Educational Standards. The objective of this research is the analysis of the open teachers' professionalism concept as the alternative approach in teachers' professional development and retraining. The purpose of the paper is to distinguish the notions: "closed and open professionalism", "innovations in education and educational innovations", "administrative and humanitarian management actions". The author makes the connection between teachers' professional development and their participation in preparing and realizing innovative programs; between humanitarian andragogic support and development of professionally personal qualities. Finally, the author clarifies the teachers' professional development as not as a reproduction of the same functions but a real part in creating new educational practice.

Key words: teachers' professional development, professional samples, educational innovations, humanitarian management actions, open teachers 'professionalism.

References

1. Pozdeeva S. I. Osobennosti gumanitarnogo upravleniya innovatsiyami dlya stanovleniya professionalizma pedagoga nachal'noy shkoly [The humanitarian features of innovation for the teacher competence formation at primary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 9 (137), pp. 194-196 (in Russian).

2. Smyishlyaeva L. G., Demina L. S., Titova G. Yu. Professional'naya proba kak pedagogicheskaya tekhnologiya [The professional sample as an educational technology]. Vyssheye obrazovanoye v Rossii- Higher Education in Russia, 2015, no. 4, pp. 65-69 (in Russian).

Pozdeeva S. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: svetapozd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.