Научная статья на тему 'Разработка Концепции обеспечения экономической безопасности рынка средств производства'

Разработка Концепции обеспечения экономической безопасности рынка средств производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / РЫНОК / БЕЗОПАСНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / THE CONCEPT / THE MARKET / SAFETY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трысячный В. И.

В статье обоснована необходимость создания концепции обеспечения экономической безопасности рынка средств производства, разработаны цели, задачи и механизмы ее поэтапной реализации. Последовательное осуществление предложенных мер позволит добиться создания и развития конкурентоспособного национального хозяйственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the concept of economic security market means of production

In article necessity of creation of the concept of maintenance of economic safety of the market of means of production is proved, the purposes, problems and mechanisms of its stage-by-stage realization are developed. Consecutive realization of the offered measures will allow to achieve creation and development competitiveness a national economic complex.

Текст научной работы на тему «Разработка Концепции обеспечения экономической безопасности рынка средств производства»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА

В.И. ТРЫСЯЧНЫЙ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Ставропольский государственный университет, e-mail: k-econom-mgt@stavsu.ru

В статье обоснована необходимость создания концепции обеспечения экономической безопасности рынка средств производства, разработаны цели, задачи и механизмы ее поэтапной реализации. Последовательное осуществление предложенных мер позволит добиться создания и развития конкурентоспособного национального хозяйственного комплекса.

Ключевые слова: концепция; рынок; безопасность; модернизация.

In article necessity of creation of the concept of maintenance of economic safety of the market of means of production is proved, the purposes, problems and mechanisms of its stage-by-stage realization are developed. Consecutive realization of the offered measures will allow to achieve creation and development competitiveness a national economic complex.

Keywords: the concept; the market; safety; modernization.

Коды классификатора JEL: H56, L60.

Сложившаяся ориентация промышленных предприятий на использование импортного оборудования привела к высокой их зависимости от зарубежных поставщиков и внешнеполитической конъюнктуры. В ряде случаев это обусловило заметную неустойчивость функционирования воспроизводственного комплекса. Тенденции снижения экономической безопасности, а также прогрессирующее отставание российского производителя в разработке новых технологий и выпуске перспективного оборудования, сокращение занятости в высокотехнологичных секторах экономики не позволяют говорить о том, что приоритетные цели внешней и внутренней социально-экономической политики России, провозглашенные в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», будут достигнуты.

В связи с этим поддержка структурообразующих отраслей экономики не только на внутреннем, но и на внешних рынках в настоящий момент времени и будущей перспективе объективно должна стать основным направлением экономической и технологической политики на всех уровнях государственного управления [1; 3].

Актуальность разработки Концепции обеспечения экономической безопасности рынка средств производства вызвана:

• неблагоприятными изменениями внешнеэкономических условий, в которых функционирует промышленность РФ;

© В.И. Трысячный, 2010

• недостаточной эффективностью экономических реформ в России;

• низким уровнем обеспечения экономической безопасности отраслевых комплексов страны, что в первую очередь обусловлено низкой долей поставляемого оборудования отечественного производства;

• существующей возможностью потери значительной доли рабочих мест в структурообразующих отраслях хозяйственного комплекса.

Целью предлагаемой нами Концепции является разработка мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих:

■ насыщение спроса на технические средства преимущественно за счет отечественного производителя с целью устойчивого развития национальной промышленности;

■ повышение экономической независимости и технологической безопасности РФ;

■ модернизацию и создание новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях.

Основные задачи, которые необходимо решить в рамках реализации Концепции, следующие:

• совершенствование механизма государственного регулирования, направленного на защиту и поддержание отечественного производителя в структурообразующих отраслях промышленности, и поддержка конкурентоспособности российских разработок в условиях либерализации рынка после вступления России в ВТО;

• стимулирование создания в стране новых типов оборудования и технологий, поддерживающих развитие современных высокотехнологичных производств;

• повышение инвестиционной привлекательности структурообразующих отраслей.

На наш взгляд, существующая нормативно-правовая база не обеспечивает в полной мере поддержки отечественного производителя высокотехнологического оборудования. Это приводит к повышению зависимости предприятий промышленности от поставок иностранного оборудования, тормозит развитие национальной инновационной системы и, как следствие, ведет к снижению уровня экономической безопасности рынка средств производства.

Решение обозначенных проблем будет непосредственно способствовать:

• повышению темпов роста ВВП, увеличению налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы;

• развитию научно-технического и технологического потенциала, наукоемких направлений;

• сохранению рабочих мест, последовательной их модернизации до уровня, отвечающего требованиям международной сертификации по ИСО-9000;

• созданию новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности в соответствии с приоритетами Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база».

Анализ опыта организации национальных инновационных систем показал, что первоначально наибольший эффект по освоению современных технологий дает создание совместных предприятий с различными транснациональными компаниями [2].

Для успешной деятельности таких предприятий необходимо наличие внешней среды, дающей определенную выгоду по сравнению с импортной продукцией,

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

особенно в отношении совместных предприятий, получивших статус «отечественного производителя».

Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются следующие модели сотрудничества, каждая из которых должна быть адаптирована в соответствии с целями и этапами реализации Концепции:

❖ создание традиционных совместных предприятий в области развития новых или модернизации существующих технологий, которые представляют наибольший интерес в контексте обеспечения экономической безопасности рынка средств производства;

❖ организация производства отдельных видов оборудования по зарубежным лицензиям. Заключаемые соглашения должны предполагать передачу конструкторской и технологической документации для производства оборудования с правом ее выпуска для удовлетворения отечественного рынка и под собственной торговой маркой;

❖ создание совместных инновационных предприятий для разработки высокотехнологичных решений. Организация совместных научно-исследовательских центров, временных коллективов и т.д. с целью разработки прорывных технологических решений для их последующего внедрения в производство.

Предложенные меры поддержки российского производителя должны проводиться в комплексе и представлять единый механизм реализации. Это позволит существенно увеличить долю на рынке отечественного оборудования, довести его до приемлемого уровня экономической безопасности рынка средств производства.

За основу решения задачи реструктуризации научно-производственной базы структурообразующих отраслей промышленности может быть принята ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», утвержденная Правительством Российской Федерации.

Реализация Концепции предусматривает три этапа, каждый из которых характеризуется своими целями, задачами и технологиями продвижения продукции отечественной промышленности на рынке средств производства.

Первый этап (2010-2012 гг.) предусматривает повышение уровня конкурентоспособности оборудования российского производства, пользующегося стабильным спросом, а также расширение сегментов рынка средств производства за счет активного продвижения новых технологий и образцов техники.

Решение большинства задач первого этапа должно осуществляться с наименьшими затратами, прежде всего за счет оптимизации производственных цепочек и модернизации отдельных технологий на предприятиях промышленности, увеличения загрузки оборудования при одновременном повышении его технологического уровня, усиления контроля и внедрения современных систем качества, сертификации продукции и производств, совершенствования организационноэкономических механизмов государственной политики в научно-технической сфере.

Второй этап (2013-2015 гг.) предусматривает:

❖ рост возможностей российской промышленности, производящей конкурентоспособное оборудование;

❖ разработку и внедрение перспективных технологий в соответствии с результатами ФЦП «Национальная технологическая база» и укрепление кон-

курентных позиций предприятий промышленности, а также в отдельных наукоемких секторах рынка средств производства;

❖ формирование новых сегментов на рынке средств производства, с закреплением ведущей роли отечественной высокотехнологичной продукции;

❖ создание совместных предприятий с транснациональными корпорациями по производству базовых видов оборудования, с перспективой длительного сотрудничества в научно-технической области;

❖ завершение реструктуризации промышленного комплекса, отвечающей критериям функционирования и управления в условиях мирового разделения труда и вступления России в ВТО;

❖ поэтапное внедрение автоматизированных систем проектирования.

Третий этап (2016-2020 гг.) предусматривает:

❖ сохранение позиций на рынке средств производства отечественными предприятиями, создание конкурентных преимуществ в производстве оборудования по новым технологиям;

❖ создание научно-производственных кластеров, отвечающих потребностям развития структурообразующих отраслей промышленности с учетом российских национальных особенностей — экономических, социальных, географических, климатических;

❖ занятие устойчивых рыночных сегментов в системе мирового разделения труда;

❖ развитие совместных предприятий и лицензионных производств, организация полного производственного цикла в рамках территориальных кластеров;

❖ оптимизация товаропроводящей сети и увеличение экспорта продукции отечественной промышленности в страны ближнего зарубежья.

Данная этапность предполагает параллельно-последовательную реализацию, что требует последовательных и адекватных мер по поддержке технологической модернизации соответствующими инфраструктурными и технологическими решениями. Основными среди них являются:

❖ вопросы стандартизации и сертификации;

❖ обеспечение современной производственной базой;

❖ внедрение систем автоматизированного проектирования;

❖ оптимизация социально-кадровой политики.

Главными средствами реализации Концепции являются:

■ структурная перестройка — технологическая и организационная;

■ создание благоприятного инвестиционного климата территориальноотраслевых комплексов;

■ стимулирование инвестиционной активности нерезидентов за счет создания совместных предприятий по ряду критически важных направлений производства оборудования;

■ прямое участие государства в реализации ключевых направлений создания высокотехнологичных производств.

В Концепции предлагаются направления совершенствования рынка средств производства, включая:

❖ приоритетные направления государственной поддержки отечественного производителя;

❖ основные рубежи по импортозамещению промышленной продукции, поставляемого оборудования, а также по развитию его экспорта;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

• комплекс мер по стимулированию внутреннего спроса на российскую продукцию.

Для реализации данной Концепции необходимо разработать следующие документы:

• основные принципы научно-технической политики в области промышленного производства;

• программу технологического перевооружения предприятий промышленности, уточнение приоритетов ФЦП «Национальная технологическая база»;

• направления реструктуризации и модернизации системы управления предприятиями с государственной формой собственности;

• совершенствование стандартизации и сертификации, в том числе внедрение комплекса стандартов по сопровождению продукции по всему жизненному циклу и поэтапному внедрению САПР-технологий (системы автоматизации проектных работ);

• основные направления совершенствования нормативной правовой базы в области регулирования рынка средств производства с целью достижения приемлемого уровня его экономической безопасности.

Последовательная реализация предложенных мер позволит добиться создания и развития конкурентоспособного национального производства высокотехнологического оборудования. Конечной целью государственной политики в сфере поддержки национального производства должно стать создание экономических условий, при которых производство современных конкурентоспособных программных продуктов и телекоммуникационного оборудования будет осуществляться преимущественно на территории Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. проф.

А.Н. Петрова. Ч. 1. — СПб.: Знание, 1999.

2. Инновационно-технологическое развитие экономики России / под ред. В.В. Ивантера. —

М.: МАКС Пресс, 2005.

3. Смирнов,А.А. Национальные экономические интересы в обеспечении экономической

безопасности России / А.А. Смирнов. — СПб.: Знание, 1999. — С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.