Научная статья на тему 'Разработка ключевых терминов и определений, рекомендуемых для стандартизации в гражданской авиации России в системе менеджмента безопасности авиационной деятельности'

Разработка ключевых терминов и определений, рекомендуемых для стандартизации в гражданской авиации России в системе менеджмента безопасности авиационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНОЕ СУДНО / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапкин Василий Сергеевич, Куклев Евгений Алексеевич, Евдокимов Владимир Георгиевич

В статье предложено обоснование перечня ключевых слов и определений ИКАО по СУБП для включения в национальные стандарты ГА РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шапкин Василий Сергеевич, Куклев Евгений Алексеевич, Евдокимов Владимир Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING OF KEY WORDS IN NATIONAL STANDARTS FOR SMS BY ICAO

The article suggested rationale of the list of key words and definitions ICAO SMS to include a provision in national standards HA of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Разработка ключевых терминов и определений, рекомендуемых для стандартизации в гражданской авиации России в системе менеджмента безопасности авиационной деятельности»

УДК 656.7.08

РАЗРАБОТКА КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ

АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.С. ШАПКИН, В.Г. ЕВДОКИМОВ, Е.А. КУКЛЕВ

В статье предложено обоснование перечня ключевых слов и определений ИКАО по СУБП для включения в национальные стандарты ГА РФ.

Ключевые слова: воздушное судно, авиационная техника, менеджмент риска, жизненный цикл, риск.

Введение

Тема статьи, на взгляд авторов, актуальна, поскольку рассматриваемые вопросы являются предметом обсуждения в среде авиационных специалистов России в течение последних 5 лет в связи, например, с подготовкой к публикации в 2013-2014 гг. Приложения № 19 ИКАО (ANNEX-19).

В статье рассмотрены возможные трактовки основных определений, которые должны войти в официальные стандарты и руководства по СУБП и раскрыть смысл официальных формулировок. При этом учтены замечания эксплуатантов авиационной техники и поставщиков обслуживания в гражданской авиации Российской Федерации.

Приведённые определения можно при необходимости изменить и учитывать в них производные признаки, раскрывающие значения используемых в них терминов для объектов в объёме определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объём и содержание понятий, включаемых в планируемые стандарты.

Как известно, стандарт по аспектам безопасности [5] - это руководство по применению терминов, определений и понятий в области менеджмента риска при производстве полётов в гражданской авиации Российской Федерации по всем направлениям деятельности, осуществляемой поставщиками услуг, согласно Руководству по управлению безопасностью полётов (РУБП) Doc. 9859-AN/460 [1].

Планируемые к включению в стандарты термины должны использоваться при разработке нормативных документов и технической документации, касающихся вопросов менеджмента риска при производстве полётов в гражданской авиации Российской Федерации, и, в определённой мере, при производстве и разработке авиационной техники. Поэтому в статье даётся сопоставление уже используемых в ГА РФ понятий с международной практикой в этой сфере [5 - 9].

Далее даётся обоснование необходимости внесения соответствующих изменений. До тех пор, пока проекты разрабатываемых во ВНИИМ стандартов не представлены для обсуждения авиационным специалистам, представляется целесообразным рассмотреть детально объективные трудности решения задачи, сформулированные в данной статье.

Следует отметить, что ведущая роль в решении сформулированной проблемы принадлежит Г осНИИ Г А, который всегда стоял у истоков создания нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ГА. В связи с возникновением новых подходов к обеспечению и регулированию безопасности полётов на основе управления "рисками" возникновения негативных последствий при авиационной деятельности, результаты данной статьи могут быть полезны для авиационных специалистов. В ГосНИИ ГА было проведено несколько НТС по рассматриваемой тематике с участием представителей отрасли, включая ОКБ им. Н.А. Туполева, ОКБ им. В.Н. Ильюшина и других (в устаревших обозначениях).

Общие термины

В группе общих терминов, рассматриваемых ниже, выделены основные понятия, вытекающие из системного анализа:

• система: множество (совокупность) взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы, обеспечивающих достижение заданных целей.

Подобное определение принято в ОАО "Аэрофлот" [10] и приведено здесь для сравнения с другими. Далее дано определение из Британского стандарта [3] для сравнения с тем же понятием из ИКАО [1], которое не полностью соответствует публикациям [10; 11].

• состояние системы: комбинация и схема соединения элементов системы в различных физических состояниях на момент наблюдения или на момент контроля состояний всех элементов системы;

• критерий: показатель и правило, по которым оцениваются значения некоторой измеряемой величины, характеризующей качество системы и её состояние;

• фактор: обозначение (и название) признака процесса, возмущения или явления, определяющего характер воздействия на систему или вид реакции системы на обозначенные явления. Примечание: математически фактор - это параметр или константа;

• цель: характеристика объекта (субъекта), системы или процесса, обозначающая направление развития процесса для достижения определенного состояния;

• управление: целенаправленное во времени воздействие на систему, на процессы деятельности, на события - только через измеряемые величины, изменения которых приводят к изменениям состояния системы в соответствии с требованиями критерия качества и видом функции цели;

• регулирование: установление ограничений и правил воздействия на объект управления, при соблюдении которых достигается состояние устойчивости (стабильности) этого объекта в случае возникновения отклонения значения параметров процесса или системы от заданных ограничений;

• регулирование безопасности полётов: применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы с целью обеспечения заданного уровня безопасности полётов в соответствии с принятыми критериями.

Специальные термины

За основу конструирования специальных терминов, предлагаемых для применения в национальных стандартах ГА РФ принимаются рекомендации международных стандартов [1; 3; 5; 7].

Главный результат авторов статьи заключается в предложении: исключить полностью из всех документов и стандартов для ГА устаревший (по смыслу и давности существования) термин вида: "Риск - вероятность возникновения ущерба." Для этого требуется использование более универсального, но эквивалентного по первичному смыслу, понятия, пригодного для различных видов деятельности.

Ранее это было необходимо (например, в финансовой сфере) для определения "среднего риска" как цены опасности при известной вероятности значения события. Но в задачах регулирования, например, безопасности полётов некоторые события настолько редки, что их вероятность "почти-ноль". При этом понятие среднего риска как скаляра теряет смысл и необходимо переходить к другим показателям серьёзности возможных опасностей.

Предлагается принять более универсальное понятие в виде (как в ANNEX-19): "Риск возможные последствия и серьёзность последствий". Это соответствует определению из "Оксфордского глоссария" (США, 2012) и вводит понятие "Likelihood", что уже учтено в концепции риска по ИКАО.

Привлекательность этого подхода состоит в том, что становится обоснованным применение "проактивных" методов управления безопасностью и использование инструментов прогнозирования последствий от возможных рисковых событий при отсутствии состоятельной статистики и достоверных функций распределения вероятности (ф.р.в.) и других характеристик. В упомянутом

выше глоссарии есть также дополнительные понятия риска в форме: "Риск - возможная опасность" (но не вероятность), что основано на понятиях "рискового события" и "опасности".

Рассматриваются следующие термины, пригодные для включения в стандарты:

• система обеспечения безопасности (СОБ или СУБП): система, состоящая из взаимодействующих элементов с определенной иерархией взаимодействия и предназначенная для поддержания в эксплуатируемой системе текущего состояния с заданным (гарантируемым) уровнем безопасности на основе принципов профилактики и прогнозирования опасных событий, управления рисками, в частности, путём управления безопасностью, в смысле [1];

• математическое определение вероятности (по ГОСТ Р 50779.10): «действительное число в интервале от 0 до 1, относящееся к случайному событию». Данное число даёт неслучайную (чёткую) меру степени (количества) случайности и может отражать при некоторых условиях частоту событий в серии наблюдений или степень уверенности в том, что некоторое событие из множества возможных произойдёт. При высокой степени уверенности вероятность близка к единице (следует иметь в виду: только для ситуации с чётко определённым вероятностным пространством) [11];

• рисковое событие: прогнозируемое опасное событие, при возникновении которого обязательно проявляются ущерб или нежелательные последствия, но количество опасности в состоянии с таким событием оценивается с применением инструментов анализа рисков;

• приемлемость риска: степень готовности общества к принятию данного риска как "нормы" уровня опасности;

• простой риск: риск (как количество опасности) при случайных событиях одного типа с ущербом одного вида в условиях одиночного опыта независимо от случайных событий другого вида;

• составной риск: риск (как количество опасности) при сложных случайных событиях в виде цепи из элементарных событий, которые в совокупности приводят к негативным последствиям и определяют наихудший возможный ущерб;

• рисковая ситуация: опасная ситуация (или состояние), при возникновении которой возможно возникновение ущерба или определённых нежелательных последствий, оцениваемых по величине значимости риска;

• факторы опасности: факторы (как символы или обозначения вида воздействия на систему), при проявлении которых возможно изменение состояния системы в целом и переход её в опасную или рисковую ситуацию под воздействием прогнозируемых физических возмущений, обозначенных данным фактором;

• вероятность рискового события, но не вероятность риска: либо строгое чёткое определение вероятности в математическом смысле (понятие частоты случайного появления опасных ситуаций в некотором опыте может использоваться совершенно независимо, но не эквивалентно " вероятности");

• вероятность риска (недопустимо вводить термин - "вероятность риска") - некорректный термин, т.к. понятие вероятность применимо к событиям, а риск это не вероятность, а количество опасности (или просто опасность с нечёткой мерой);

• серьёзность (или значимость) риска: наихудшие возможные (прогнозируемые) последствия в опасной ситуации с прогнозируемым (возможным) опасным событием;

• значимость риска: соответствие риска определённому интервалу значений уровня риска, измеренному (априорно) с помощью некоторых инструментов;

• приемлемый уровень риска: уровень риска, при котором никаких дальнейших действий по управлению состоянием системы не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить с малыми затратами или усилиями).

При этом ответственные лица, принимающие решения, "принимают данный риск" в целях получения определенных бизнес-выгод при условии, что некоторый уровень безопасности достигнут, и предпринимаются все меры по дальнейшему снижению риска:

• остаточный риск: риск, остающийся после предпринятых проактивно защитных мер и осуществления корректирующих воздействий на систему в рамках СУБП (SMS) [1];

• критерии риска: правила, по которым оценивают значимость риска и категории серьёзности последствий, например с помощью матрицы рисков;

• матрица риска: матричное представление данных о рисках как количестве опасности в заданных состояниях, в котором риски описаны и ранжированы по частотам случайных появлений опасных редких рисковых событий с показателями ранжирования возможного ущерба (от событий), записанных в столбцах или строках матрицы того или иного вида.

Необходимо отметить, что первичная форма матрицы ИКАО [1] не рекомендуется в данной статье к применению из-за некорректности термина «вероятность (probability)» вместо «возможности (likelihood)». Но в ANNEX-19 уже учтены необходимые изменения. Дело в том, что некоторая первичная оценка значимости риска R - это не скалярная величина, а множество -"двойка", которая оценивается с помощью 2-х элементов, образующих аргумент для функции,

определяющей "количества опасности" типа R [11];

• управление безопасностью: процесс (и/или деятельность) в пределах функциональных возможностей систем и их структур для обеспечения изменения состояния системы по критериям достижения заданных уровней показателей безопасности при заданных комплексов условий, требований и специфики функционирования системы с учётом возможных воздействий на систему прогнозируемых опасных факторов;

• управление риском: процесс, аналогичный управлению системами, в узкоспециализированном направлении - для обеспечения безопасности на основе измерения значимости рисков, снижения тяжести последствий от воздействия на систему факторов риска и уклонения системы от факторов риска.

Главная особенность этой процедуры - полный отказ от использования понятия "вероятности" в задачах оценивания уровня безопасности в ситуациях с редкими (вероятность "почти-ноль") рисковыми событиями. В матрице для нового стандарта слово " вероятность" предлагается заменить на понятие "возможность" с нечёткой оценкой в виде: "достаточно частое", "нечастое появление события", "достаточно редкое", "очень редкое", "почти наверно" и пр.

В РУБП [1] представлено следующее некорректное определение СУБП (в русском переводе): "Система управления безопасностью полетов - это системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры". (В оригинале: Safety management system (SMS). A systematic approach to managing safety, including the necessary organizational structures, accountabilities, policies and procedures). В FAA допущена та же некорректность: SMS is the formal, top-down business approach to managing safety risk, which includes a systemic approach to managing safety, including the necessary organizational structures, accountabilities, policies and procedures. (Order VS 8000.367).

Однако, например, в BSI [4] (п.п. 3.1): система - это «Set», т.е. "Система взаимодействующих и взаимосвязанных элементов; т.е. это даже не «Multitude» - простое множество в виде набора элементов по типу - «sack with apples».

Вместо рассматриваемого термина для ГА РФ предлагается альтернативное определение SMS (СУБП) на русском языке.

"Системауправления безопасностью полетов - это множество взаимосвязанных и упорядоченных элементов или модулей (в минимальном составе по АННЕКС - 19), предназначенных для достижения цели управления по обеспечению необходимого уровня безопасности полетов в соответствии с принятым системным подходом".

Инструменты управления риском

Инструменты управления риском - это подсистемы и способы идентификации факторов рисков и оценки значимости рисков, а также методы упреждающего управления состоянием системы для смягчения последствий от проявления факторов риска.

Примером инструментов управления риском могут служить: матрицы оценки рисков, цепи Дж. Ризона или"сценарии" (из РУБП для ГА Канады, версия 2010 г.).

Метод цепей одинаково достоверно выделяет и наиболее вероятные события и мало вероятные, при этом могут быть найдены и маловероятные возможные происшествия, но с большим ущербом. Однако в моделях систем с редкими событиями вместо вероятности предлагается использовать нечёткие оценки [1], определяемые с помощью матриц анализа риска [10, 11].

Методы управления рисками: систематизированная совокупность алгоритмов, процедур, способов, шагов, действий, которые необходимо предпринять по изменению состояния системы, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности на основе измерения значимости рисков, снижения тяжести последствий от воздействия на систему факторов риска и при уклонении системы от факторов риска.

Выводы

Главным результатом представленных исследований можно считать обоснование возможности создания комплекса взаимно согласованных терминов, в которых отражён новый подход ИКАО к управлению безопасности системы на основе методологии исчисления рисков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП) Doc. 9859-AN/460.

2. ISO 31000:2009 Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания.

3. ГОСТ Р 51897-2002. Менеджмент риска. Термины и определения.

4. ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.

5. BSI-IS0/6-2002.

6. ИСО/МЭК 73:2009 Управление риском. Словарь.

7. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

8. ГОСТ Р 51901.12-2007 (МЭК 60812:2006) Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов.

9. ГОСТ Р 50779.10-2000 (ИСО 3534-1-93) Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения.

10. Матвеев Г.Н. Обеспечение безопасности авиационных систем на основе управления рисками возникновения неблагоприятных событий с учетом требований к надежности изделий // Научный Вестник МГТУ ГА, 2009.

- № 154. - С. 121-125.

11. Куклев Е.А. Оценивание рисков катастроф в высоконадёжных системах // Труды 13-й межд. конф. "Проблемы управления безопасностью сложных систем" // ИПУ РАН. - 2005. - С. 55.

CREATING OF KEY WORDS IN NATIONAL STANDARTS FOR SMS BY ICAO

Shapkin V.S., Kuklev E.A., Evdokimov V.G.

The article suggested rationale of the list of key words and definitions ICAO SMS to include a provision in national standards HA of the Russian Federation.

Key words: aircraft, aviation technical complex, life cycle, risk management.

Сведения об авторах

Шапкин Василий Сергеевич, 1961 г.р., окончил МИИГА (1984), доктор технических наук, профессор, заслуженный работник транспорта РФ, генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России и Межгосударственного авиационного комитета, автор более 180 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, прочность летательных аппаратов.

Куклев Евгений Алексеевич, 1934 г.р., окончил КАИ (1958), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой механики СПб ГУГА, автор более 300 научных работ, область научных интересов - безопасность полётов, теория рисков, моделирование авиационно-технических систем.

Евдокимов Владимир Георгиевич, 1961 г.р., окончил Челябинский политехнический институт (1984), кандидат технических наук, генеральный директор ОАО "Авиатехприёмка", автор 35 научных работ, область научных интересов - методология, сертификация авиационной техники, безопасность полётов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.