Научная статья на тему 'Разработка инвестиционной политики муниципального образования'

Разработка инвестиционной политики муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
832
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка инвестиционной политики муниципального образования»

ИНВЕСТИЦИИ

РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

а.э.саак,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального права

и управления о.А. колЧИНА,

ассистент кафедры государственного и муниципального права и управления Таганрогский государственный радиотехнический университет

Характерной чертой новейшей политической и экономической истории России является последовательное развитие местного самоуправления, то есть самостоятельного решения экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения экономических интересов местного сообщества. Динамичность и эффективность развития экономики любой территории во многом зависят от величины инвестиций, направленных на расширение существующих производственных мощностей, их реконструкцию на современном научно-техническом уровне, развитие социальной инфраструктуры.

В последние годы экономика Ростовской области имеет устойчивые темпы развития. Динамика валового регионального продукта за 1999-2004 гг. (в действующих ценах) показывает его увеличение с 68,5 млрд руб. в 1999 г. до 224,5 млрд руб. в 2004 г. При этом темпы роста валового регионального продукта в действующих ценах в последние годы составили в 1999 г. - 109,5, в 2000 г. - 111,2, в 2001 г. - 116,1, в 2002 г. - 103,4, в 2003 г. - 104, в 2004 г. - 111%.

Начиная с 1999 г. в Ростовской области происходит рост объемов инвестиций в основной капитал. Так, инвестиции возросли с 11,1 млрд руб. в 1999 г. до 38,6 млрд руб. в 2003 г. и 43,4 млрд руб. в 2004 г. В 2005 г рост объемов инвестиций составил около 112,5%. Характерно, что темпы роста инвестиций в 2004 г. в Ростовской области выше, чем в Волгоградской области и Ставропольском крае, и ниже, чем в среднем в Российской Федерации. Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте колеблется от 19 до 21%.

В отраслевой структуре инвестиций большой удельный вес занимает промышленность, однако ее доля в общем объеме инвестиций снижается. Так, в 2000 г. она составила 41,3% общего объема инвестиций, в 2001 г. - 34%, в 2002 г. - 30,3%, в 2003 г. - 21,6%, в 2004 г. - 23,5%. Растет объем инвестиций в таких отраслях, как машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, черная металлургия, нефтеперерабатывающая промышленность. Из отраслей промышленности наиболее эффективными с точки зрения соотношения объемов вложенных средств и отдачи в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней являются легкая и пищевая промышленность.

Доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций снизилась с 47,6% в 2002 г. до 38,3% в 2004 г. Вместе с тем наблюдается тенденция увеличения в структуре инвестиций доли привлеченных средств. Объем инвестиций, поступивших в экономику Ростовской области от иностранных инвесторов на протяжении последних трех лет, составил в 2000 г. - 91,1, в 2001 г. - 84,0, в 2002 г. - 111,87, в 2003 г. - 225,3 млн дол. В первом полугодии 2004 г. в Ростовскую область поступило 121,1 млн дол. иностранных инвестиций, что на 58,5% больше уровня аналогичного периода предыдущего года.

В 2004 г. продолжено финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий и объектов социальной сферы, жилищного строительства, коммунального хозяйства, дорожного комплекса. Капитальные вложения за счет средств федерального бюджета составят 699,0 млн руб.

Инвестиционная политика Ростовской области в последующие годы будет направлена на закрепление позитивных тенденций, сформировавшихся в экономике Ростовской области, и обеспечение устойчивого экономического роста за счет дальнейшей активизации инвестиционного процесса.

На территории города Таганрога инвестиционный процесс регулируется Областным законом Ростовской области от 04.02.1998 № 66-ЗС «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области», Областным законом Ростовской области от 04.10.2000 № 106-ЗС «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области», Областным законом Ростовской области от 10.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области», Решением городской Думы г. Таганрога от 29.03.2001 г. № 54 «Об утверждении Положения «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Таганрога», постановлением Главы городского самоуправления от 25.03.2003 № 38 «О порядке формирования и реализации ежегодных инвестиционных программ г. Таганрога».

Положение «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Таганрога» определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиционной деятельности на территории города, устанавливает формы инвестиционной поддержки, гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и страны происхождения инвестиций. Положение направлено на стимулирование инвестирования в объекты производственного и непроизводственного назначения на основе создания благоприятных условий для инвестирования и осуществления деятельности, связанной с инвестициями.

В качестве основных форм поддержки субъектов инвестиционной деятельности администрацией г. Таганрога можно выделить следующие:

1) содействие во включении в федеральные, региональные и муниципальные программы социально значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов;

2) содействие в вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, отнесенных в установленном порядке к муниципальной собственности г. Таганрога;

3) содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций;

4) организации семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов и др.

По согласованию с городской Думой администрация г. Таганрога также оказывает субъектам инвестиционной деятельности финансовую поддержку в форме:

• предоставления на конкурсной основе бюджетных кредитов за счет средств бюджета г. Таганрога;

• предоставления на конкурсной основе муниципальных гарантий и поручительств г. Таганрога в пределах квоты, определенной в бюджете г. Таганрога на очередной финансовый год;

• предоставления инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ростовской области, нормативными правовыми актами г. Таганрога в пределах лимитов, определенных в бюджете г Таганрога на соответствующий финансовый год;

• предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам на условиях возникновения права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформления участия г. Таганрога в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• предоставления субвенций юридическим лицам в пределах, определенных в бюджете г. Таганрога на соответствующий финансовый год, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ростовской области;

• субсидирования процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

Льготы по налогам и сборам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставляются предприятиям (организациям), осуществляющим реализацию инвестиционных проектов при наличии следующих условий: объем инвестиций превышает 170 тыс. дол.; срок осуществления инвестиций по инвестиционному проекту со дня первого инвестиционного взноса не превышает трех лет.

Предоставление льгот по налогам и сборам осуществляется в соответствии с утвержденным бюджетом на очередной финансовый год инвестиционной программой. Предприятия (организации) имеют право использовать льготы по налогам и сборам в течение срока действия инвестиционного

договора, заключенного между администрацией города и предприятием.

Предприятия (организации), имеющие право на получение льгот по налогам и сборам, обязаны:

1) вести раздельный учет доходов, расходов и финансовых результатов по инвестиционному проекту;

2) ежеквартально предоставлять отчетность Администрации г.Таганрога о выполнении условий инвестиционного договора.

В случае досрочного расторжения инвестиционного договора по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора предприятием (организацией) последнее обязано уплатить все не уплаченные в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных Положением, суммы налогов.

Инвестиционный проект должен содержать информацию о целях, величине, сроке окупаемости инвестиций и иную информацию, позволяющую произвести оценку инвестиций.

В инвестиционном проекте должны быть указаны:

• величина инвестиций;

• социально-экономическая значимость инвестиций для развития г. Таганрога;

• проектная мощность по окончании реализации инвестиционного проекта;

• поквартальный график вложения инвестиций с привязкой к техническим мероприятиям;

• график погашения задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами (при наличии задолженности у предприятия (организации);

• график погашения задолженности перед основными кредиторами с приложением соответствующих соглашений (при наличии задолженности у предприятия (организации);

• экономические показатели, необходимые для расчета лимита уровня окупаемости инвестиций и срока действия предоставляемых организации льгот;

• экспертное заключение независимого аудитора на представленный инвестиционный проект;

• заключение экологической экспертизы на представленный инвестиционный проект. Инвестиционный проект вносится в администрацию г. Таганрога предприятием (организацией). Срок рассмотрения документов не должен превышать одного месяца со дня их представления. Не позднее указанного срока администрация направляет свое заключение

на инвестиционный проект в городскую Думу г. Таганрога.

Заключение должно содержать:

• краткое описание инвестиционного проекта;

• соответствие представленных материалов условиям предоставления налоговых льгот;

• анализ социально-экономической значимости инвестиций для развития г. Таганрога (создание рабочих мест, увеличение налоговой базы, развитие инфраструктуры Таганрога);

• график погашения кредиторской задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами (при наличии задолженности у предприятия (организации);

• предлагаемые условия инвестиционного договора (сумма льготируемых налогов, расчетный срок действия инвестиционного договора);

• другую информацию, имеющую значение при принятии решения;

• резолюцию администрации (положительную либо отрицательную).

По результатам рассмотрения городская Дума г. Таганрога принимает решение о заключении инвестиционного договора или отказе в его заключении. Принятое городской Думой г. Таганрога решение направляется предприятию (организации) в трехдневный срок.

Анализ фактических данных Таганрогского отдела государственной статистики об объемах инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций города за период с 1998 по 2002 г. подтверждает некоторые колебания инвестиционной активности на территории г. Таганрога: с 1998 по 2001 г., с 2002 по 2003 г. наблюдаются тенденции оживления, в 2002 и 2004 гг. - тенденции снижения (рис.1).

16000 14000

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Год

Рис 1. Динамика объема инвестиций в 1998 - 2004 гг.

Анализ динамики объема инвестиций на территории Таганрога в основной капитал с января по сентябрь 2004 г. показывает спад инвестиционной

Таблица 1

Источники инвестиций в основной капитал за период с 1998 по 2003 г. (по кругу крупных и средних организаций г. Таганрога)

Источник финансирования Год

1998 1999 2000 2001 2002 2003 (за 9 мес.)

Собственные средства предприятий 80 863 404 959 956 540 1 324 676 784 413 597 899

Из них;

прибыль 19 015 220 793 783 110 921 789 443 629 328 689

амортизация 61 848 184 166 173430 402 887 340 784 269 210

Привлеченные средства 62 299 128 939 218 038 128 511 489 081 307 447

Из них;

кредиты банков 12 211 27 540 24 958 15 731 90 451 16 275

заемные средства других организаций 12 687 62 048 42 176 117 824 74 884

бюджетные средства 18 803 17 028 78 295 82 382 175 248 205 299

средства внебюджетных фондов 16 522 3 604 9 111 15 072 458 3 170

прочие 2 076 18 719 63 498 105 100 7 819

активности предприятий и организаций города по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. Так, за 9 мес. 2004 г. объем инвестиций в основной капитал составил 692 332 тыс. руб. против 1 010 468 тыс. руб. за соответствующий период прошлого года (в ценах соответствующих лет). Индекс физического объема инвестиций за период январь-сентябрь составил, по оценке, 62%.

При этом реальный рост объемов инвестиций в основной капитал отмечен на предприятиях отраслей транспорта и связи, информационно-вычислительного обслуживания, операций с недвижимым имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, народного образования, культуры и искусства, финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения. Однако в основных отраслях городского хозяйства (в том числе в реальном производстве), в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании отмечено сокращение инвестиций. Это является следствием сложного финансового положения многих предприятий этих отраслей экономики, сокращения объемов полученной прибыли, смены собственников и реформирования производства, а также завершения сроков реализации ряда инвестиционных проектов.

Транспорт и связь Промышгешостъ 38%

12%

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал в отраслевой структуре городского хозяйства в 2004 г.

Анализ распределения инвестиций в основной капитал по направлениям в соответствии с классификацией основных фондов свидетельствует, что основная их часть направлена на приобретение машин и оборудования, транспортных средств и воспроизводство зданий (кроме жилых) и сооружений. Низок удельный вес инвестиций, направленных на воспроизводство жилья.

Доля собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2003 г. составила свыше 66%, привлеченных средств — 34%.

В соответствии с утвержденной решением городской Думы № 670 от 26.02.2004 Инвестиционной программой на 2004 г. осуществлялась реализация программных мероприятий. Источниками инвестиций в объекты социальной сферы, жилищного строительства, коммунального хозяйства города являются средства федерального, областного и муниципального бюджетов, привлеченные средства финансово-кредитных учреждений и собственные средства предприятий.

Таблица 2

Источники финансирования Инвестиционной программы

г. Таганрога на 2004 г.

Источники финансирования Предусмотрено (млн руб.) Профинансировано (млн руб.) Выполнено (млн руб.)

Федеральный бюджет 52,6 52,6 52,6

Областной бюд- 25 25 25

жет

Местный бюджет 2,9 0,32 0,72

Внебюджетные 0,02 0,02 0,02

источники

Всего 80,52 77,94 78,34

Основные расходы, предусмотренные Инвестиционной программой, распределяются по следующим основным блокам:

1) обеспечение льготных категорий граждан жильем;

2) реконструкция и строительство объектов водоснабжения и канализации в целях повышения качества предоставляемых в указанных сферах услуг;

3) строительство и реконструкция социальных объектов образования, культуры, здравоохранения;

4) реализация городских программ.

В соответствии с прогнозом на 2005 г. объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций г. Таганрога предусматривается в сумме 2 720,71 млн руб.

Наблюдаемые показатели инвестиционно-экономического, финансового развития города обеспечены активной инвестиционной политикой Администрации Ростовской области и г. Таганрога, которая в ходе реализации сталкивается с весьма сложными и противоречивыми ситуациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с тем, что налог на имущество переходит к региональным налогам, а налог на рекламу с 01.01.2005 был отменен, будут отсутствовать льготы по предприятиям, заключившим инвестиционные соглашения с Администрацией. Следовательно, большинство предприятий попросило приостановить действие инвестиционных соглашений начиная с 2005 г.

В городе все еще недостаточно финансовых ресурсов для проведения активной промышленной политики, так как сложившаяся возрастная структура основного капитала, значительный физический и моральный износ производственных фондов предприятий требуют увеличения инвестиционных вложений.

В случае непринятия необходимых мер, направленных на привлечение инвестиций, темпы роста инвестиций будут продолжать снижаться, что может вернуть город к ситуации дефицита бюджета, уменьшения расходов на социальные нужды и бюджетные инвестиции. Привлечение инвестиций в экономику муниципального образования должно рассматриваться как важнейший источник для создания конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего экономического роста.

Основной целью инвестиционной политики г. Таганрога является наращивание общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу за

счет более эффективного использования бюджетных и привлечения внебюджетных ресурсов.

В качестве основных задач инвестиционного развития г. Таганрога на ближайшую перспективу можно выделить:

1) обеспечение эффективного использования инвестиционных возможностей города;

2) привлечение ресурсов для инвестиционного развития территории;

3) расширение поля инвестиционной деятельности за счет вовлечения в инвестиционный процесс банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;

4) обеспечение проведения инновационных мероприятий для повышения конкурентоспособности предприятий г. Таганрога;

5) содействие развитию отраслей и подотраслей экономики города, продукция и услуги которых пользуются устойчивым спросом на рынке.

6) дальнейшее формирование инвестиционного имиджа Таганрога посредством проведения инвестиционных выставок, конференций, презентаций.

Оценка инвестиционной привлекательности г. Таганрога позволила выявить следующие преимущества города:

1. Выгодное географическое положение. Город является весьма перспективным транспортным терминалом на пути из Южной и Юго-Западной Европы и Украины во внутренние области России. Две электрифицированные железнодорожные ветки большой пропускной способности от Таганрога через Украину до Москвы, а также Таганрог-Ростов-Воронеж-Москва связывают город кратчайшим путем с важнейшими железнодорожными узлами страны и приграничными пунктами. Таганрогский аэропорт располагает двумя взлетно-посадочными полосами, способными принимать все имеющиеся виды самолетов, а также гидроаэропланы. Возможность круглогодичного судоходства, территориального и технического развития морского порта усиливает эту привлекательность.

2. Поддержка местной Администрации. Администрация города реализует ряд программ, в том числе и международных, с целью улучшения социально-экономической ситуации и инвестиционного климата в городе. Таганрог стал первым российским городом, который вошел в

Международный Черноморский клуб, деятельность которого направлена на осуществление общенациональных программ региона; привлечение инвестиций в регионы, развитие экономики, туризма, науки, экологии, транспорта, свободных таможенных зон, телекоммуникаций, культуры и спорта. Города — члены Международного Черноморского клуба представлены следующими странами; Россия, Украина, Италия, Греция, Турция, Болгария, Румыния. Администрация г. Таганрога ведет активную работу по созданию выставочного центра в городе, что позволит предприятиям города, региона и России активно продвигать свою продукцию на внутренний и внешний рынки, а как же развивать межотраслевые, межрегиональные и международные связи. По сравнению с остальными регионами и городами России Таганрог отличается спокойной криминогенной обстановкой и относительно стабильным уровнем жизни.

3. Широкий спектр производственных технологий. Основные отрасли промышленности, представленные в городе, обеспечивают постоянный спрос на продукцию таганрогских предприятий как на внутреннем, так и международном рынке;

• черная металлургия;

• машиностроение и металлообработка (в том числе оборонная промышленность);

• автомобильное производство;

• авиационное производство (создание самолетов типа Амфибия, уникальных не только для России, но и для всего мира);

• производство и ремонт оборудования по переработке с/х продукции;

• химическая и нефтехимическая промышленность;

• строительство и производство строительных материалов;

• разработка, производство и обслуживание электронной, радиотехнической и вычислительной техники;

• обслуживание транспортной инфраструктуры;

• легкая и пищевая промышленность. Кроме того, в городе широко развита сеть

финансово-кредитных учреждений, активно работают филиалы крупных российских банков.

4. Быстро развивающаяся система телекоммуникаций. В Таганроге очень быстро развиваются и совершенствуются все важнейшие виды связи; цифровая телефонная с оптоволоконным кабелем; спутниковая, сотовая; электронная, через компьютерные сети.

5. Наличие образовательных и исследовательских центров. Промышленность города относится к высокотехнологичным отраслям (авиастроение, электронное приборостроение, технические и программные средства для вычислительной техники). Вузы и среднеспециальные учебные заведения Таганрога обеспечивают подготовку квалифицированных специалистов по различным специальностям — от экономики и права до сельхозмашиностроения и агрономии.

В качестве основных направлений повышения инвестиционной привлекательности города можно выделить следующие.

1. Разработка и реализация коммуникационной стратегии, направленной на формирование имиджа Таганрога, привлекательного для размещения инвестиций. Приоритетными задачами коммуникационной стратегии являются;

• продвижение города в российском и международном инвестиционном сообществе;

• формирование системы антикризисного PR для нейтрализации событий, негативно влияющих на имидж региона.

Реализация коммуникационной стратегии предполагает проведение PR-кампании, включающей три уровня;

1) привлечение внимания к городу потенциальных инвесторов и формирование в инвестиционном сообществе позитивного мнения о Таганроге как благоприятном месте для размещения инвестиций;

2) продвижение имиджа муниципального образования в среде потенциальных инвесторов;

3) формирование поддержки действий руководства города по привлечению инвестиций.

2. Совершенствование системы управления инвестиционным процессом за счет передачи части функций муниципальных органов, необходимых для поддержки инвестиционной деятельности, независимой профессиональной структуре. Данная организация определяется на основании тендера и получает статус Агентства инвестиций и развития Таганрога.

Основными направлениями деятельности Агентства инвестиций и развития могут быть; 1) формирование имиджа и продвижение города;

• Р^ презентации и участие в форумах и симпозиумах;

• маркетинг; контакты и переговоры с целевыми потенциальными инвесторами;

• продвижение; организация встреч и семинаров, презентаций, проведение конференций

и форумов, принятие и организация миссий, визиты высших должностных лиц;

• реклама: рекламные кампании на ТВ и в СМИ, буклеты и брошюры, ведение веб-сайта и т.д.;

2) обслуживание инвесторов и поддержка предприятий:

• новые инвесторы: профессиональное сопровождение, включая поиск инвестиционной площадки и/или партнера, организация и участие в переговорах, представление интересов во властных органах;

• существующие инвесторы и предприятия: поощрение новых инвестиций - индивидуальные проекты поддержки;

3) развитие территории:

• организация финансирования для ключевых объектов инфраструктуры (канализация, ЖКХ, водоснабжение и др.) со стороны международных организаций;

• развитие человеческих ресурсов: программы занятости, обучающие курсы и тренинги, подготовка персонала для новых производств;

• восстановление территорий: создание промышленных и технологических парков, кластеров, поддержка или создание предприятий и т.д.;

4) стратегия и мониторинг реализации:

• стратегия: подготовка мастер-плана и мониторинг реализации стратегии;

• исследования: анализ тенденций и рынков и выбор целевых инвесторов;

• власть и бизнес: интерфейс между бизнесом и властью, обеспечение диалога;

• законодательство: совершенствование инвестиционного законодательства;

5) развитие инновационной сферы:

• планирование и координация инновационной деятельности на территории города;

• организация разработки инновационных проектов;

• привлечение средств венчурных фондов;

• коммерциализация инновационной деятельности.

3. Совершенствование инвестиционного законодательства. Ростовская область, и Таганрог в частности, избирает либеральную модель инвестиционной политики и предлагает максимальный пакет побудительных механизмов для инвестора, который будет закреплен в соответствующих нормах регионального и местного законодательства.

4. Формирование системы прямого инвестиционного маркетинга, который предполагает выбор

целевых инвесторов, заинтересованных в развитии приоритетных секторов Таганрога, выделение значимых для них характеристик города, формирование уникального предложения региона в разрезе данных характеристик и проведении целевой кампании продвижения в разрезе каждой группы инвесторов.

5. Развитие бизнес-инфраструктуры, предполагающее инвестирование в строительство современных гостиниц и бизнес-центров, развитие сферы услуг.

6. Кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов.

С учетом федерального и областного законодательства основными принципами инвестиционной политики г. Таганрога в инвестиционной сфере должны быть:

1. В области создания благоприятного инвестиционного климата:

• усиление роли города как гаранта благоприятного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов; публичность проводимой инвестиционной политики;

• введение иммунитета инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с городом, предоставление нормативно-правовых гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

• создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от форм собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;

• введение в действие эффективных нормативно-правовых и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;

• либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип «одного окна»);

• обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций

(регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия;

• содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции и производство.

2. В области поддержки инвестиционной деятельности частного сектора экономики:

• создание условий наращивания инвестиционного потенциала предприятий города путем снижения налогового бремени;

• повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе закрепления за предприятиями прав собственности на участки, на которых они расположены.

3. В сфере муниципального инвестирования;

• усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в городе, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в решение проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;

• открытость и предсказуемость городской инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов внебюджетных источников для решения приоритетных задач социально-экономического развития города;

• приоритетность муниципальной поддержки стратегически важных для города и региона инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всего городского хозяйства, сфер, способствующих инновационн о-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;

• безусловное выполнение инвестиционных обязательств Таганрога в рамках утвержденного бюджета.

Отбор строек и объектов, подлежащих финансированию за счет городского бюджета, осуществляется исходя из следующих принципов;

• обеспечения максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов бюджета;

• четкого разграничения инвестиционных обязательств между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта Федерации и местными органами власти;

• выделения средств на вновь начинаемые стройки и объекты производственного назна-

чения после удовлетворения потребностей в финансовых средствах для переходящих строек и объектов.

Основные расходы будут направлены на решение важнейших социальных проблем городского уровня;

• обеспечение жителей города жильем, объектами водоснабжения и канализации, а также повышение качества предоставляемых в указанных сферах услуг;

• повышение качества медицинского обслуживания, в том числе связанного с оказанием социальной помощи отдельным категориям населения (инвалидам, престарелым);

• повышение качества и расширение спектров услуг социально-культурного и турист-ско-рекреационного комплекса. Реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих рост социально- экономического развития муниципального образования, бюджетных отчислений и уровня благосостояния населения города, должна осуществляться с учетом текущих и долгосрочных приоритетов развития территории.

К текущим приоритетам относятся инвестиционные проекты, которые предполагают быструю окупаемость вложенных средств (1-2 года) и высокую бюджетную эффективность, в том числе по таким отраслям, как; агропромышленный комплекс; легкая промышленность; производство строительных материалов для массового жилищного строительства.

К долгосрочным приоритетам относятся инвестиционные проекты с высокой бюджетной эффективностью и длительным сроком окупаемости (свыше 2 лет), в том числе по следующим отраслям; машиностроение (в том числе сельскохозяйственное) и металлообработка; черная и цветная металлургия; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; связь; туристско-рекреационный и санаторно-курортный комплекс.

Особое внимание должно уделяться развитию стратегических отраслей транспортного комплекса (в том числе транспортных коммуникаций, транспортной инфраструктуры), отражающих хозяйственную специализацию города и требующих значительных объемов инвестиций.

Экономический рост муниципального образования должен обеспечиваться усилением его инновационной составляющей с учетом реструктуризации и модернизации оборонного комплекса города,

развития высокотехнологичных производств и формирования современных информационно-компьютерных систем.

Источниками финансирования инвестиционных проектов, обеспечивающих экономический рост города, должны быть собственные средства предприятий и организаций; кредиты коммерческих банков, другие привлеченные средства; средства областного и федерального бюджетов (согласно расходам, утвержденным в бюджетах соответствующего уровня).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты опроса руководителей высшего звена Администрации г. Таганрога и научных сотрудников ТРТУ показали, что наиболее эффективными мерами поддержки инвестиционных проектов на территории города выступают:

1) налоговые льготы;

2) понижение ставок арендной платы;

3) инвестиционный налоговый кредит;

4) пониженные ставки платы за землю;

5) получение гарантий кредитования;

6) прямое инвестиционное финансирование проектов Администрацией города. Предоставление финансовой поддержки осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Администрацией области. Основной критерий отбора инвестиционных проектов на территории г. Таганрога - бюджетная эффективность проекта. Однако, по результатам проведенного опроса, можно выделить следующую ранжировку критериев инвестиционной привлекательности проектов, в которой бюджетная эффективность занимает лишь пятую позицию:

1) высокая экономическая эффективность;

2) быстрая окупаемость инвестиций;

3) социальная значимость;

4) создание новых рабочих мест;

5) высокая бюджетная эффективность;

6) высокая технологичность.

Важным направлением работы по привлечению финансовых ресурсов к реализации проектов является укрепление сотрудничества и установление новых деловых отношений с международными финансовыми организациями и иностранными инвесторами.

Работа по формированию инвестиционного имиджа г. Таганрога как важного рычага привлечения прямых иностранных инвестиций должна осуществляться в следующих направлениях:

• активное позиционирование города в качестве благоприятного объекта для инвестиций, которое будет представлять собой целевой маркетинг инвестиционных возможностей конкретных секторов для конкретных стран мира;

• активное продвижение позитивной информации о деловом и инвестиционном климате города, о действиях Администрации Таганрога в области улучшения инвестиционного климата. Прямые иностранные инвестиции являются

важным источником финансирования инвестиционных потребностей экономики города. Помимо частичного решения проблемы технологического обновления основных фондов предприятий, иностранные инвестиции несут в себе потенциал увеличения экспорта продукции и услуг учрежденных ими предприятий, возможности импорта технологий, практических навыков, управленческого мастерства, способствуют становлению рыночных механизмов и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Основными направлениями политики привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику города могут быть:

• совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учетом стратегических интересов г. Таганрога;

• стимулирование благоприятной для города отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций.

Привлечение инвестиций - трудоемкий и длительный процесс, требующий объединенных усилий административных и деловых ресурсов муниципального образования, планомерной, целенаправленной работы по реализации инвестиционной политики.

Формирование комплексной экономико-правовой системы муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на территории г. Таганрога послужит формированию необходимого инвестиционного имиджа города, обеспечит движение капитала в наиболее эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, будет способствовать устойчивому экономическому росту муниципального образования, а, следовательно, и повышению качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.